Изложение как сформулировать понятие родина. Подготовка к изложению и сочинению- рассуждению

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в на­следство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь.

Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и жела­нию, точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она – твоя мать, одна-единственная из всех живущих, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно, оскорбительно для той, что дала тебе жизнь, выкормила, вы­нянчила и взрастила, как могла и сумела.

как и родная мать, – это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники – на все, словом, счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому-то принимать ее надо без ропота и желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и наро­дам, родившимся в иных пределах, на иной, возможно, более теплой и благодатной, обласканной солнцем земле. То – чу­жое. А твоя Родина – это твоя Родина, и тебе она принадле­жит, как ты принадлежишь ей одной…

Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари

за честь назы­ваться ее сыном, за трудное счастье служить ей в благословен­ные дни мира и в годину бедствий. Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай все для нее, что в твоих силах сделать хорошего, доброго, – это и будет главным мери­лом твоей порядочности и благородства.

Не жди и не требуй награды за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения; ты просто-напросто исполнишь долг.

Награда тебя непременно найдет, и это будет спокойное, гор­дое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком…

Глоссарий:

    • изложение родина
    • сочинение на тему горе от ума 9 класс
    • сочинение о родине 9 класс
    • сочинение про родину
    • родина изложение

Другие работы по этой теме:

  1. РОДИНА Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко все­му, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Это и тропинка...
  2. Грустная, задумчивая осень, которая подкралась незаметно и задышала в лицо холодом, потихоньку вступила в свои пра­ва. Темно-зеленые и красно-коричневые краски говорят об уже наступившей поре,...
  3. ЛЕНТЯЙ ИЗ НАШЕГО КЛАССА В нашем классе есть лентяй. Это Коля Морозов. Он добрый мальчик, но не любит трудиться. Коля пишет медленно и не­брежно, отвечает...
  4. В солнечный мартовский день в городе начинают таять со­сульки и бегут первые ручейки. Улыбается солнце. Теплый ве­терок играет с ребятами в догонялки. Весна вступила в...
  5. Над полями и лесом все ярче, все горячее светит солныш­ко. Потемнели дороги, растаял на реке лед. Прилетели белоносые грачи, собираются парами, торопятся поправлять свои гнезда....

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С 1 на отдельном листе . Сначала напишите номер задания , а затем - текст сжатого изло -

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Как сформулировать определение такого, казалось бы, простого по­нятия, как Родина? Сделать это не так-то легко, поскольку Родина - понятие личное, порождённое отношением человека к миру, его чув­ствами и переживаниями.

Родина - это милые сердцу, близкие нам места, может быть вовсе не поражающие других красотой или необычностью. И совсем необяза­тельно мы там родились и выросли. Может, приехали и прикипели к этому краю душой, почувствовав в нём воплощение того, что нам до­рого.

Родина - это и то, что связано с нашей исторической и культурной памятью. Это ощущаемое нами родство с давно минувшими событиями, с народным искусством, с теми художниками, писателями, композито­рами, которые сумели передать то, что близко и нам. Именно наше вос­приятие, наше чувство Родины делает историю и культуру частью се­годняшней жизни. А чувство Родины - любовь к территории, обыча­ям, культуре и истории своего народа - возникает тогда, когда мы отождествляем себя со своей страной и народом.

(По М . И . Романцовой )

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9; С 2.

(1)Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие, поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках, на байдарках и даже на плотах. (2)Проезжие глушат внизу мотор, вылезают из лодки, носят в сторожку привезённые рюкзаки, канистры, котелки. (3)В сторожке делается тес­но. (4)Егор оживляется, начинает суетиться, покрикивает на Алёнку, чтоб поворачивалась поскорей и не мешала, начинает говорить без умолку, врать складно, убеждённо, с наслаждением.

(5)А Алёнка, сгорая от стыда за него, чувствуя на глазах горячие слёзы, дожидается с нетерпением, почти с бешенством , когда же придёт время и Егор начнёт поражать гостей. (6)И Егор поражает.

(7)Он садится вдруг на лавку, приваливается к стене, шебаршит но­гами, чтобы устроиться поудобнее, откашливается, поднимает лицо и запевает.

(8)И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры: непонятно, с испугом все смотрят на него! (9)Не частушки поёт он и не современные песни, хоть все их знает и постоянно мурлычет, - поёт он на старинный русский манер, врастяжку, как бы неохотно, как бы хрипловато, как, слышал он в детстве, певали старики. (Ю)Поёт песню старую, долгую, с бесконечными, за душу хватающими «о-о-о...» и «а-а...». (И)Поёт негромко, чуть играя, чуть кокетничая, но столько силы и пронзительности в его тихом голосе, столько настоящего русского, будто бы древнебылинного, что через минуту забыто всё: грубость и глу­пость Егора, его хвастовство, забыты дорога и усталость. (12)Будто со­шлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьётся, и туманит голову. (13)И хочется без конца слушать, подпер­шись рукой, согнувшись, закрыв глаза, и не дышать, и не сдерживать сладких слёз.

- (14)В Большой театр тебе надо! (15)В Большой театр! - кричат все сразу, когда Егор кончает. (16)И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят написать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-тоВсем радостно, празднично, а Егор, счастли­вый от похвал, уставший, уже слегка остывший, опять небрежен и на­смешлив, крупное лицо его опять ничего не выражает.

(18)Смутно представляет он себе Большой театр, Москву, летящую четвёрку коней, свет между колоннами, сияющий зал. (19)Представля-ет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино. (20)Потом Егор лениво потягивается и бормочет:

- (21)Всё это трали-вали... театры там всякие...

(22)И на него даже не обижаются: так велика теперь его слава, та­ким непонятным и сильным кажется он теперь.

(По Ю . Казакову *)

* Юрий Павлович Казаков - русский советский писатель , автор много­численных рассказов и очерков , в которых проявилось его острое чувство прекрасного , высокий духовный взгляд на мир и человека , а также музыкаль­ность стиля .

Задания А 1 - А 7 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста . К каждому заданию А 1 - А 7 даны 4 варианта отве­та , из которых только один правильный . Номера выбранных отве­тов на задания А 1 - А 7 обведите кружком .

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егор поёт для проезжих гостей старинную русскую песню? »

1) Старинные народные песни Егор знает лучше , чем современные .

3) Старинная песня выражает силу народной души , как бы наделяя этой силой и исполнителя .

4) Егор стремится удивить проезжих знанием старины , умением петь «на старинный русский манер» .

А 2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остывший» (предложение 17).

1) переставший горячиться

2) ставший более холодным

3) ставший менее возбуждённым

4) утративший вдохновение

АЗ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие , поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках , на байдарках и даже на плотах .

2) И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры : непонятно , с испугом все смотрят на него !

3) Будто сошлись вместе прошлое и будущее , и только необычайный голос звенит , и вьётся , и туманит голову .

4) И все возбуждённо , блестя глазами , предлагают ему помощь , все хо­тят написать куда - то : на радио , в газету , позвонить кому - то ...

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СДЕРЖИВАТЬ один глухой согласный звук - [т"].

2) В слове ПОМОЩЬ мягкий знак обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3) В слове ГОВОРИТЬ все безударные гласные в корне проверяются ударением.

4) В слове СЧАСТЛИВЫЙ звуков меньше, чем букв: 10 букв и 8 зву­ков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) подпершись 3) выражает

2) обижаются 4) представляет

А6. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью/ глухостью следующего за ней звука?

1) сгорая 3) складно

2) насмешлив 4) бесконечными

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом о правописании отглагольных прилагательных и причастий?

1) привезённые 3) древнебылинного

2) старинный 4) современные

Задания В 1 -В 9 выполните на основе прочитанного текста . Отве­ты на задания В 1 -В 9 записывайте словами или цифрами .

В1. Замените просторечное слово «шебаршит» в предложении 7 стилис­тически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «с испугом смотрят» (предложение 8), по­строенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В4. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным со­гласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В 5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронуме-

рованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вставной конструкции (вставном предложении).

Не частушки поёт он и не современные песни ,(1) хоть все их знает и постоянно мурлычет ,(2) - поёт он на старинный русский ма - нер ,(3) врастяжку ,(4) как бы неохотно ,(5) как бы хрипловато ,(6) как ,(7) слышал он в детстве ,(8) певали старики .

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. От­вет запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону­мерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Смутно представляет он себе Большой театр ,(1) Москву ,(2) летя­щую четвёрку коней ,(3) свет между колоннами ,(4) сияющий зал . Пред­ставляет он всё это так ,(5) как все ,(6) кто когда - то видел это в кино .

В 8 Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с сочини­тельной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на от­дельном листе задание С 2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».*

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанно­го текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изложение

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.

Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности...

(По В. Распутину)

ИзложениеК сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Изложение В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, - силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая...

В моей жизни собака - это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот,кто любит собак,тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости.Жестокость одна. Если человек жесток к собакам,он жесток и к людям. Добро,как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил собаке памятник за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся ещё памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам-минёрам, санитарам, связным и тем, что шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому...

Изложение По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)

Тексты для изложений.

1..Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

2.. Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

3.. В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. Читаете одну страницу, другую – и вдруг совершается чудо! Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете. Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. (По Г.И.Беленькому)

4.. Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву) 152 слова

5.. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (По Юрию Васильевичу Бондареву)

6.. Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

7.. Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно Выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (По М.Л. Литваку)

8.. Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели». (По А. Лиханову.) 168 слов.

9.. Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. И в то же время – умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д. Лихачеву.) 157 слов.

10.. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.) 172 слова.

11.. Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно. (По Д.С.Лихачёву) 133 слова

12.. Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По Андрею Николаевичу Москвину)

13.. Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Юрию Марковичу Нагибину)

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. (По В. Солоухину.) 92.

15.. Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом. (По В.А. Сухомлинскому) (152 слова)

16.. Образ простофили, Ивана-Дурака составляет один из интереснейших парадоксов русской сказки. Тайна этого парадокса одна и та же: она коренится в противопоставлении подлинной мудрости житейскому здравому смыслу. В чём же это проявляется? Каким образом в кажущемся безумии сказочного простака познаётся истинная мудрость?

Поступки Ивана-Дурака всегда опрокидывают все расчёты житейского опыта, поэтому они кажутся людям глупыми. Например, рассудительные братья возлагают свои упования на силу и власть денег, а простак цены деньгам не знает. Часты случаи, когда в ущерб себе он помогает другим, например в уплату за произведённую работу берёт вместо денег котёнка да щенка.

Нерасчётливые поступки простака в конечном счёте оказываются поистине мудрыми и целесообразными. По ходу действия сказки мы узнаём, что спасённые котёнок и щенок значат для героя куда больше золота: они защищают хозяина, выручают его из плена, возвращают похищенное. А старшие братья со всей своей житейской мудростью терпят неудачу. Иван-Дурак оказывается счастливее их, словно угадывая мудрость каким-то вещим инстинктом. (по Е.Н. Трубецкому) (149 слов)

17.. Лесные пожары - опасные гости на просторах средней полосы России, которые ежегодно приносят много бед. В огне оказываются ценные лесные массивы, выгорают почвы, уничтожаются растения, погибает множество лесных зверей, птиц и насекомых. Ядовитые продукты горения смываются дождями в реки и озера и загрязняют окружающую среду.

Для эффективной борьбы с лесными пожарами привлекают службу по надзору за лесом и отряды волонтёров из местных жителей. В случае возгорания большой площади на помощь приходят подразделения МЧС и вооруженных сил. Используется даже специальная пожарная авиация: самолеты и вертолеты сбрасывают тонны воды на самые труднодоступные участки.

Однако в некоторых случаях большой пожар можно предупредить с помощью локального сжигания сухостоя, который является самым опасным горючим материалом в лесу. Эту акцию нельзя проводить необдуманно, «на авось»: она заранее тщательно планируется специально обученными профессионалами - смотрителями леса. Поэтому интенсивность искусственных возгораний всегда находится под контролем и не представляет опасности для леса и его обитателей. (144 слова)

18.. Когда Лев Николаевич Толстой в пылу полемики сгоряча отнёс пейзажную живопись к «пустому и бессодержательному искусству», Илья Ефимович Репин решительно не согласился с этой точкой зрения. Отечественные пейзажи дОроги зрителю не только потому, отметил он, что они верно изображают природу, но прежде всего потому, что в них отражается любовь художника к своей земле, раскрывается красота родины. И этим определяется их благотворное влияние на нас.

О влиянии художественного пейзажа на душу человека пишет в одном из своих рассказов Константин Георгиевич Паустовский. «Невольные слезы обожгли мне глаза... Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете...»

Такие мастера пейзажа, как Васильев, Шишкин, Левитан, в полной мере раскрыли в своих живописных полотнах уникальную красоту среднерусской природы. Благодаря таланту отечественных живописцев, русское пейзажной искусство и сегодня рождает в зрителях благородной чувство любви к родной земле. (157 слов)

19.. Как сформулировать определение такого, казалось бы, простого по­нятия, как Родина? Сделать это не так-то легко, поскольку Родина -понятие личное, порождённое отношением человека к миру, его чув­ствами и переживаниями.

Родина - это милые сердцу, близкие нам места, может быть вовсе не поражающие других красотой или необычностью. И совсем необяза­тельно мы там родились и выросли. Может, приехали и прикипели к этому краю душой, почувствовав в нём воплощение того, что нам до­рого.

Родина - это и то, что связано с нашей исторической и культурной памятью. Это ощущаемое нами родство с давно минувшими событиями, с народным искусством, с теми художниками, писателями, композито­рами, которые сумели передать то, что близко и нам. Именно наше вос­приятие, наше чувство Родины делает историю и культуру частью се­годняшней жизни. А чувство Родины - любовь к территории, обыча­ям, культуре и истории своего народа - возникает тогда, когда мы отождествляем себя со своей страной и народом.

(По М.И. Романцовой)

Как написать сжатое изложение


Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (первое предложение записываем полностью)


Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. Для каждого из нас это центр Земли, будь то большой город или маленький посёлок.


С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. С годами мы присоединяем к этому центру всё новые края, можем сменить место жительства. Но центр по-прежнему там, на нишей «малой» родине.


Её сменить нельзя. (Это последнее предложение абзаца, в нем содержится важный вывод. Записываем полностью)


«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. (В коротких предложений можно исключить некоторые второстепенные члены и заменить сложные слова) «Малая» родина даёт нам больше, чем мы можем осознать.


Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. (Из предложений можно исключать обособленные члены) Человеческие качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли.


Она способна исправить ошибки родитель ского воспитания. (Это предложение можно исключить из сжатого изложения)


Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (Это предложение можно упростить, оставив только главную мысль) Первые представления и добре и зле мы выносим из неё и всю жизнь затем сравниваем с этими изначальными образами.


Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. (в этом предложении можно заменить сложное слово) Природа родного края остается в наших душах навеки.


Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. (Это предложение можно перестроить, упростив его и оставив главную мысль) Когда я испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары.


Немало в жизни повидал я всяких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. (Сократим предложение, оставив главную мысль) Немало в жизни повидал я всяких красот, но дороже и ближе этой картины для меня ничего нет.


Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства родины. (Это последнее предложение абзаца. Его следует перестроить, оставив только вывод) Для меня как для писателя эта картина сыграла важную роль. Именно здесь я ощутил чувство родины.


«Малая» родина – это еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни, традиции. Это и язык, и вера. Это «родимые» пятна каждого человека.