Как началась великая династия романовых. Как Романовы стали царской династией

На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось .

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV – его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник — царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года ).

Борис Годунов (1584-1605)

Борис Годунов

После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович . Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом ) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате «подковёрной борьбы» Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя «ушёл в мир иной» ). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Борис Годунов . Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.


С. В. Иванов. «Боярская дума»

После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь — Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе ).

Борис Годунов (1552 - 13 апреля 1605) - после смерти Ивана Грозного стал фактическим правителем государства в качестве опекуна Федора Иоанновича, а с 1598 года - русский царь .

При Иване Грозном Борис Годунов сначала был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова. А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная «царица Ирина» на российском престоле ) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.

После смерти Ивана Грозного, царский престол достался сначала его сыну Фёдору (под опекунством Годунова ), а после его смерти — самому Борису Годунову.

Умер в 1605 году в возрасте 53 года, в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. После его смерти царём стал сын Бориса - Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но в результате мятежа в Москве, спровоцированного Лжедмитрием, царь Фёдор и его мать Мария Годунова были зверски убиты. (Мятежники оставили в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. )

Борис Годунов был похоронен в Архангельском соборе Кремля. При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 году над их гробницами была сооружена усыпальница.


Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре

Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх , которым стал московский митрополит Иов . Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.

Патриарх Иов (1589-1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге - Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград ), Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат — Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558-1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше «подогревало» ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.

Смута (1598-1613)

Голод (1601 — 1603)


В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод , продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это - кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.

Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 — 17 (27) мая 1606)

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.

Царевич Дмитрий (†1591) , сын Ивана Грозного от последней жены царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах - от ножевой раны в горло.

Смерть царевича Дмитрия (Угличского)

Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.

Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.

Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I . Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

Лжедмитрий I - самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного - царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 — царь России .

По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий — некто Григорий Отрепьев , беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига — лишённый духовного сана, т.е. степени священства ). До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». Отрепьев становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.


Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру - в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению - а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.

16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».

Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.

13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.

Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария - жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.

Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек , которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой - подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания - казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит . Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.

Убийство Лжедмитрия

19 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года ). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.

Василий Иванович Шуйский , из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского, родился в 1552 году. С 1584 года являлся боярином и главой Московской судной палаты.

В 1587 году возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

После смерти Годунова Василий Шуйский пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.

Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.

Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.

В августе 1607 год а объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, - Лжедмитрий II .

Лжедмитрий II

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора . В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией - Тушинский лагерь .


Тушинский лагерь

В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек «узнала» в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II, фактически правил Россией - раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря , а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.


Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины» .

«Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении ) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.

Состояло из 7 членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета ) и Ф.И.Шереметьева. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском - Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.


Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев - с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611) , начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор , на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.


Земской собор

Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем ». (В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.


В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин , согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.


Подвиг Ивана Сусанина

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля . Торжества длились 3 дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

РУССКАЯ СМУТА. История болезни (2012)

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Династия Романовых правила Россией 304 года, с 1613 по 1917 годы. Она сменила на престоле династию Рюриковичей, которая после смерти Ивана Грозного прекратилась (царь не оставил после себя наследника). За время правления Романовых на русском престоле сменилось 17 правителей (средняя продолжительность правления 1 царя составляет 17,8 лет), а само государство с легкой руки Петра 1 изменило свою форму. В 1771 году Россия из Царства становится Империей.

Таблица – Династия Романовых

В таблице цветом выделены люди, которые правили (с датой правления), а белым фоном обозначены люди, которые у власти не находились. Двойная линия – супружеские связи.

Все правители династии (кем приходились друг другу):

  • Михаил 1613-1645 .Родоночальник династии Романовых. Получил власть вомногом благодаря своему отцу - Филарету.
  • Алексей 1645-1676 . Сын и наследник Михаила.
  • Софья (регент при Иване 5 и Петре 1)1682-1696. Дочь Алексее и Марии Милославской. РОдная сестра Федора и Ивана 5.
  • Петр 1 (самостоятельное правление с 1696 по 1725). Человек, являющийся для большинства символом династии и олицетворением могущества России.
  • Екатерина 1 1725-1727 . Настоящее имя - Марта Скавронска. Жена Петра 1
  • Петр 2 1727-1730 . Внук Петра 1, сын убитого царевича Алексея.
  • Анна Иоанновна 1730-1740 . Дочь Ивана 5.
  • Иван 6 Антонович 1740-1741 . Младенец правил при регенте - своей матери Анне Леопольдовне. Внук Анны Иоанновны.
  • Елизавета 1741-1762 . Дочь Петра 1.
  • Петр 3 1762 . Внук петра 1, сын Анны Петровны.
  • Екатерина 2 1762-1796 . Жена Петра 3.
  • Павел 1 1796-1801 .Сын Екатерины 2 и Петра 3.
  • Александр 1 1801-1825 . Сын Павла 1.
  • Николай 1 1825-1855 . Сын Павла 1, брат Александра 1.
  • Александр 2 1855-1881 . Сын Николая 1.
  • Александр 3 1881-1896 . Сын Александра 2.
  • Николай 2 1896-1917 . Сын Александра 3.

Диаграмма – правители династий по годам


Удивительная вещь – если взглянуть на диаграмму продолжительности правления каждого царя из династии Романовых, то становится понятным 3 вещи:

  1. Наибольшую роль в истории России сыграли те правители, которые были у власти более 15 лет.
  2. Количество лет у власти прямопропорционально значимости правителя в истории России. Наибольшее количество лет у власти находились Петр 1 и Екатерина 2.Именно эти правители ассоциируются у большинства историков как лучшие правители, заложившие основу современной государственности.
  3. Все, кто правил меньше 4 лет, это откровенные предатели, и люди недостойные власти: Иван 6, Екатерина 1, Петр 2 и Петр 3.

Также интересным фактом является то, что каждый правитель из Романовых оставлял своему приемнику территорию большую, чем получил сам. Благодаря этому территория России значительно расширилась, ведь Михаил Романов принимал в управление территорию чуть большую московского царства, а в руках Николая 2, последнего императора, была вся территория современной России, других бывших республик СССР, Финляндии и Польши. Единственная серьезная территориальная потеря – продажа Аляски. Это довольно темная история, в которой множество неясностей.

Обращает на себя внимание факт плотной связи между правящим домом России и Пруссией (Германией). Практические все поколения имели родственные связи с этой страной, и часть правителей ассоциировали себя не с Россией, а с Пруссией (ярчайший пример – Петр 3).

Превратности судьбы

Сегодня принято говорить о том, что династия Романовых прервалась после того как большевики расстреляли детей Николая 2. Это действительно факт, который нельзя оспорить. Но интересно другое – династия также началась с убийства ребенка. Речь идет об убийстве царевича Дмитрия, так называемое Угличское дело. Поэтому довольно символично, что династия началась на крови ребенка и закончилась на крови ребенка.

Кандидаты

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них - вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

Михаил Фёдорович не прошел первый тур

Кандидатура Романовых как главных претендентов возникла не случайно: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича. Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков. В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев. Он уверял строптивых бояр, что Михаил «молод и будет нам поваден». Другими словами, станет их марионеткой. Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голосовании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов.

Неявка

При избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.

Затягивание

7 февраля 1613 года порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Глас народа, конечно, глас Божий, но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто. Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось…

Роль Пожарского

Вернемся к Пожарскому и к его лоббированию шведского претендента на русский трон. Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

Казаки

Особая роль в ибрании царя принадлежит казакам. Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков. Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила. Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец происходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел. Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила. Быть может, романовская партия заплатила больше?

Британское признание

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор принял историческое решение: избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Первой страной, признавшей нового государя, стала Англия: в том же,1613 г., в Москву прибыло посольство Джона Метрика. Так начиналась история второй и последней царской династии России. Показательно, что все свое царстование Михаил Фёдорович выказывал сособое отношение к англичанам. Так, Михаил Фёдорович восстановил после Смуты отношения с британской «Московской компанией» и хотя урезал свободу действий английских купцов, всё же поставил их в льготные условия не только с прочими иностранцами, но и с представителями российского «крупного бизнеса».

Земский собор 1613 года - конституционное собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, составившееся для избрания на престол нового царя.

21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

Земские соборы созывались в России с середины XVI до конца XVII века (окончательно упразднены Петром I). Они играли роль совещательного органа при действующем монархе и не ограничивали его абсолютной власти.

Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса.

Главная задача - избрание и легитимизация новой династии на российском престоле, т.к. в 1598 г. после смерти царя Фёдора Иоанновича в России образовался династический кризис.

В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди них были:

1. Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III

2. Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии: Голицыны, Мстиславские, Куракины, Воротынские, Годуновы и Шуйские. Род Шуйских происходил от Рюрика, однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II.

Версии мотивов избрания:

1. Согласно официально признанной в эпоху правления Романовых точке зрения, собор добровольно принял решение об избрании Романова, согласуясь с мнением большинства. Этой позиции придерживаются крупнейшие российские историки XVIII-XX веков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, В. Н. Татищев и др.

2. Часть историков придерживается иной точки зрения. Полагают, что в феврале 1613 года имел место переворот и захват власти.

3. Другие считают, что речь идёт о не до конца справедливых выборах, принесших победу не достойнейшему, а хитрейшему кандидату.

«Антироманисты» указывают на следующие факторы, ставящие под сомнение легитимность нового царя:

Проблема легитимности самого собора.

Проблема документального описания заседаний собора и результатов голосования. Единственным официальным документом является Утверждённая грамота об избрании на царство Михаила Федоровича Романова, составленная не ранее апреля-мая 1613 года.

Проблема давления на избирателей.

Так или иначе, Михаил согласился принять престол и выехал в Москву, куда прибыл 2 мая 1613 года.

22 Билет. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций.

Соборное уложение 1649 года - свод законов Московского государства, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи был разработан Свод Законов Российской империи (М.М. Сперанский).

Соборное уложение состоит из 25 глав, регулирующих различные области жизни.

Причины принятия Соборного Уложения:

1. По окончании Смутного времени, правительство новой династии - Романовых приступает к активной законотворческой деятельности.

2. К 1649 г. в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу.

3. Переход Законодательства к нормативному толкованию правовых норм.

4. Соляной бунт в Москве (1648 г.).

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским.

Источниками Соборного Уложения было как русское, так и зарубежное законодательство.

1. Указные книги приказов - в них с момента возникновения того или иного приказа фиксировалось текущее законодательство по конкретным вопросам.

2. Судебник 1497 года и Судебник 1550 года.

3. Литовский статут 1588 года - был использован, как образец юридической техники (формулировки, построение фраз, рубрикация).

4. Челобитные

5. Кормчая книга (византийское право)Источниками Соборного Уложения было как русское, так и зарубежное законодательство.

Отрасли права по Соборному Уложению.

1. Государственное право.

В Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха.

2. Уголовное право

Система преступлений выглядела следующим образом:

Преступления против Церкви.

Государственные преступления.

Преступления против порядка управления.

Преступления против благочиния.

Преступления против личности.

Имущественные преступления.

Преступления против нравственности.

Наказания и их цели: смертная казнь, телесные наказания, тюремное, ссылка, бесчестящие наказания, штрафы, конфискация имущества.

Цели наказания: устрашение, возмездие со стороны государства, изоляция преступника, выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение уха).

3. Гражданское право

Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община).

Основными способами приобретения прав на какую-либо вещь, в том числе и землю, (вещных прав), считались:

Пожалование земли.

Приобретение прав на вещь путём заключения договора купли-продажи.

Приобретательная давность.

Находка вещи.

Устная форма договора всё чаще заменяется письменной.

Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения. Были законодательно закреплены: усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности.

В этот период существует 3 вида феодального землевладения: собственность государя, вотчинное землевладение и поместье. Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины.

4. Семейное право

В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя - главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем.

Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни.

Брачный возраст был определён обычаем и практикой, но, как правило, он совпадал для мужчины с возрастом гражданской дееспособности - 15 лет.

В отношении детей отец сохранял права главы семьи до самой своей смерти. За убийство ребёнка отец получал тюремный срок, но не смертную казнь, как за убийство постороннего человека.

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни - закапывание заживо по горло в землю.

Развод допускался, но только на основании следующих обстоятельств: уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

5. Судопроизводство по Соборному Уложению

В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного).

«Вчинание» - подача челобитной жалобы.

Судоговорение - устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Доказательства были многообразны: свидетельские показания (не менее 10 свидетелей), документы, крестное целование (присяга).

+ «Обыск», «Правёж», «Розыск».

Значение Соборного Уложения.

Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков.

Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права.

Соборное уложение кодифицировало российское гражданское право.

Династия Романовых в истории России [Текст] : виртуальный обзор / КОНБ им. ; ИБО; сост. , - Курск, 2013г. -

Составители: ,

В этом году у нас в стране широко отмечается 400-летие Дома Романовых. В 1613 году на московский престол взошел первый из династии российских самодержцев – Михаил. Именно с него начинается история династии Романовых, которая определяла судьбу России в течение трех столетий. Линия династических правителей имела пиковые точки – правитель Алексей, который поднял Россию на позиции, имеющие важное значение в странах Восточной Европы; Петр Великий – создавший непобедимую армию и новую столицу, Санкт-Петербург, и принудительно поднявший Русь из средневековья в современность, и три императрицы 18 века, Анна, Елизавета и Екатерина Великая, какие прервали традицию мужского правления. Екатерина в частности привнесла в Россию идеи Просвещения и прославилась в украшении дворца. Однако история династии Романовых имела и свои мрачные нотки. Время последнего самодержца Николая II ознаменовалось стремительным экономическим ростом России, в то же время и обострением внутри страны различных социальных и политических противоречий .

400-летний юбилей Дома Романовых - событие для России неординарное, Государство, созданное совместными усилиями династии и народа, не знало себе равных, простиралось от Тибетских гор до Финляндии и Польши, от Черного моря на юге до Северного Ледовитого океана на севере. Служение Отечеству и вера в Бога были тем фундаментом, теми непреложными принципами, руководствуясь которыми Романовы строили и правили Россией. И даже перед лицом величайшей опасности последний российский император не изменил им, вместе с семьей пронес свой крест до конца, приняв мученическую смерть.
Представляемый вашему вниманию обзор посвящен юбилею Дома Романовых и обращен к широкой читательской аудитории, интересующейся отечественной историей. В обзор включен раздел "Библиография", который отражает книги, статьи и интернет-ресурсы по данной теме.

Рождение династии. Смутное время.

инастия Романовых правила Россией 300 лет, с 1613 по 1917 год. А в рамках этих трехсот лет на русский трон один за другим - порой мирно и безмятежно, порой трагически и суматошно - восходили девятнадцать носителей царственной фамилии Романовых - мужчины и женщины, умудренные опытом государственные деятели и безусые мальчики, за которыми виделись могучие фигуры фаворитов, и чисто русские люди, и иноземцы, едва могущие связать несколько слов по-русски. И все это были Романовы. Россия досталась Романовым в разрушенном состоянии, когда рухнули собираемые с таким трудом и жертвами ее геополитические завоевания, когда опрокинулась жестокая, уже отсталая для того времени, тяжелая, но стройная система социальных отношений, сословных приоритетов, а государственная общероссийская машина, пригоняемая десятилетиями по винтику, развалилась буквально в несколько месяцев.

Новая династия упорно и покорно исторической судьбе принялась за старое дело, на алтарь которому приносили свои жизни еще Рюриковичи. На огромных пространствах Восточноевропейской равнины они продолжали строительство гигантского государства.

Особое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Никогда в России так часто не менялись верховные правители, каждый раз приводя к престолу новую династию. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа «природных» династий. Царями становились то потомки Рюриковичей (Василий Шуйский, гг.), то выходцы из среды нетитулованного боярства (Борис Годунов, гг.), то самозванцы

(Лжедмитрий I , гг.; Лжедмитрий II , гг.). Политическое состояние Русского государства в конце XVI – начале XVII веков и причины Смутного времени лучше всего изложены в трудах

Платонов по истории смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время) : [доктор. дис.] / , отв. ред. ; ст. . – 5-е изд. – М. : Памятники истор. мысли,1995. – 469с., порт., карты. – (Памятники исторической мысли)

Пользуясь работами своих предшественников, в том числе и, и своими наблюдениями над русской жизнью в названный период, Платонов мастерски рисует нам причины возникновения Смутного времени.

Никому не удалось закрепиться на российском престоле до 1613 года, когда на царство избран был Михаил Романов, а в его лице утвердилась, наконец, новая правящая династия. Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти? Ответы на эти вопросы Вы найдете в книге:

Россия под скипетром Романовых, . – М. : Интербук, 1990. – 232 с. : ил.

Эта книга впервые была издана в Санкт-Петербурге в 1912 году к юбилею дома Романовых. Книга охватывает трёхсотлетнюю историю русской монархии. Текст дан в современной орфографии , но с сохранением стиля оригинала. Иллюстрации - гравюры XVI-XIX веков, редкие фотографии начала XX века - подобраны издателем.

В книге «Русские цари. / Под ред. Хаиса-Иоахима Торке. – Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.» биографические портреты 24 русских царей – от Ивана IV до Николая II исследуют видные историки Германии и США..

Первые Романовы. XVII век

Михаил () Алексей () Федор () Софья ()

ихаил Романов взошел на русский трон. Смута закончилась. Началось тяжелое, медленное воссоздание Российского государства, потрясенного глубоким династическим кризисом, жесточайшей социальной рознью, полным экономическим обвалом, голодом, политическим распадом страны, внешней агрессией.

В 2005 году в серии «Историческая библиотека» вышла книга

Скрынников Романов / . – М. : АСТ: Ермак, 2005. – 336 с. - (Историческая библиотека).

В книге шаг за шагом прослеживается жизнь первого (и последнего) «выборного» царя за всю историю нашей страны.

Россия после Смуты – главная тема книги Козлякова Федорович / . – 2-е изд., испр. – М. : Мол. гвардия, 2010. – 346 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей) .

, основатель династии Романовых, правившей Россией почти 400 лет, взошел на престол 16-летним отроком и получил власть над разорванной на части страной. Как случилось так, что Россия не просто выжила, но сумела сделать значительный шаг вперед в своем развитии? Какова роль в этом царя Михаила Федоровича? Соответствуют ли действительности распространенное в литературе мнение, согласно которому это был слабый, безвольный правитель, полностью находившийся под влиянием родителей и других родственников? И в какой мере это было благом или, наоборот, несчастьем для России? Автор книги дает свои ответы на эти и другие вопросы. Прослеженный в книге путь царя Михаила Романова, начавшийся от Ипатьевского монастыря в1613 году, через возвращение из плена патриарха Филарета Никитича в1619 году, через десятилетие устройства «земли» в 1620-е годы, через Смоленскую войну и другое «оборонительное» десятилетие годов, показывает, что царская власть была для него скорее «венцом терновым». В биографии царя Михаила Федоровича было все как и у обычного человека: взлеты и падения, слава и поражения, любовь и ненависть, преданность и неблагодарность близких. Но все эти переживания многократно усиливались, так как не представляли частного дела одного человека, а имели отношение к образу власти. Он – один из тех царей, кто может считаться образцом семейной и христианской добродетели. Его не в чем упрекнуть ни по отношению к своим родителям, воле которых он был послушен, даже находясь на троне, ни к своей жене и детям. Кому-то это может показаться даже скучным, но не стоит торопиться с приговором. Надо вспомнить, что в царствование Михаила Федоровича были живы многие современники более интересного для автора книги царя – Ивана Грозного. Они знавали размах и царской кручины и его гнева, не щадившего ни своих детей, ни своих друзей, ни целые города. Новый царь Михаил Федорович сознательно выбирал осторожный путь правления – не через потрясения, а через собирание сил. Ему сначала надо было построить Дом Романовых и не дать никому разрушить и помешать изменить задуманный план. И в этом он преуспел.

осле смерти Михаила Федоровича на престол взошел его сын Алексей Михайлович (Тишайший)

Приходится удивляться, сколько всего было сделано за время правления второго Романова. Бедная, едва оправившаяся от разорения страна принуждена была ставить и решать задачи поистине богатырские, требующие огромного напряжения всех народных сил. Это видимое противоречие между возможностями и целями не осталось без последствия: самодержавие восполняло слабость экономическую и отсталость культурную мобилизацией и подчинением себе всех общественных сил. В России всегда уживались самые невероятные крайности и титанические страсти. Но, кажется, никогда эти крайности не принимали таких выражений, как в XVII столетии. Здесь и раскол, с его утверждением правоверности святоотеческой старины, который доходил в своем протесте до изуверского самосожжения; здесь и бунт Степана Разина, одухотворенный желанием достижения все разрушающей и сокрушающей воли: воли не ради свободы, а ради отрицания всех скверн мира. Россия XVII века - самая дерзновенная и самая бесшабашная, самобытная и одновременно падкая до «заморских диковинок» страна.

При всей косности и отсталости Московское государство эпохи Алексея Михайловича уже обращено к Европе. Страна вслушивается, всматривается в Запад и в странном противоречии с традицией неприятия готовится принять и перенять многое. Она и перенимает. В результате во всех областях жизни происходит резкое раздвоение. Вырабатывается новый стиль существования - стиль кануна реформ.

Литература о царе Алексее Михайловиче достаточно разнообразна, она представлена как в трудах дореволюционных авторов, так советских, и современных. Отметим, что в трудах историков XIX века переписка Алексея Михайловича практически не привлекалась, за исключением письма к стольнику, видимо рассказ царя о своей «выходке», в этом письме, интересовал историков больше чем сама переписка. Основные выводы они основывали на материалах современников Алексея Михайловича и записках иностранцев. Последующие историки стали больше уделять внимания письмам Тишайшего возможно, потому что старались составить его политический портрет, а для этого как нельзя лучше подходит переписка царя.

Основополагающим трудом, посвященным правлению Алексея Михайловича, является исследование «История с древнейших времен». Почти три тома (10-12 и одна глава 13 тома) этой работы занимает период царствования Тишайшего. Он очень полно освещает бурные события того периода - бунты, восстание Стеньки Разина, войну с Польшей, но практически не привлекает в свой труд переписку царя.

Соловьев, [Текст] : в 18 кн. / . - М. : Голос

Кн. 6: История России с древнейших времен, т. 11- с.

Кн. 7: История России с древнейших времен, т. 13-6 с.


Особый интерес представляет труд. Он добавляет образ царя интересными психологическими характеристиками, говоря, что именно в нем воплотилось соединение «власти и кротости». Отмечает его литературность (на основе посланий к Никону и «Повести о преставлении…»), но сравнивает талант Тишайшего с Иваном Грозным и считает, что «Нет тех смелых и бойких оборотов мысли, ни той иронии». Но в целом вполне позитивно оценивает Алексея Михайловича.

Ключевский [Текст] : в 9т. / . - М.: Мысл

Т. 3. Курс русской истории. Ч.4 с.

Другой историк XIX в., считает правление Алексея Михайловича временем упущенных возможностей, как во внутренней, так и во внешней политики. Описывает сюжеты семейной, частной жизни царя. Это позволяет понять особенности его человеческой натуры. Из переписки употребляет одно письмо, а все исследование ведет на записках современников и иностранцев.

https://pandia.ru/text/78/609/images/image023_0.png" alt="http://*****/biograf/bio_i/ilovaysky_di.jpg" align="left" width="125" height="179 src=">

Дмитрий Иловайский в своем труде тоже в основном рассматривает Алексея, как предшественника Петра, который «причислен к лицу западников своего времени". Говоря о «благодушии и живых способностях» Алексея I , не забывает отметить и его чрезмерную вспыльчивость.

Иловайский Петра Великого: царь Алексей Михайлович Романов / - М.: Чарли: Алгоритм, 19с.

Согласно точке зрения Иловайского, царь Алексей Михайлович весь период своего правления «жил общею жизнью, общими чувствами и помыслами со своим народом». Эти годы ознаменовались дальнейшим укреплением Московского государства.

К. Валишевский рисует нам не совсем стандартный портрет царя. Он пишет, что «Несмотря на свою мягкость и добродушие Алексей любил злые шутки». Он все больше делает акцент на схожесть Петра с Алексеем Михайловичем: на его вспыльчивость, раздражительность, любознательность: «необходимость вмешиваться во всё, хотя и более скромно и скрытно», на его способность «наказывать сурово и беспощадно за невинные провинности". Наряду с сочинениями современниковпривлекает целый ряд писем царя из его переписки.

Валишевский, сочинений [Текст] : в 5 т. : [пер. с фр.] / ; - М. : Триллер, 1

Т. 1: Первые Романовыс. : ил. - Библиогр.: с. 484-485 и в примеч.

В отличие от дореволюционных историков современные исследователи мало уделяли внимания личности Алексея Михайловича. Все больше изучали экономические, социальные аспекты его внутренней политики. Возможно поэтому они не могли добавить ничего нового к сказанному в XIX - начале XX вв. Среди современных исследований выделяется вышедшая в серии "Жизнь замечательных людей вышла книга:

Андреев, Игорь Львович. Алексей Михайлович [Текст] / Игорь Андреев. - [Изд. 2-е, испр.]. - М. : Мол. гвардия, 20, с., л. ил. : портр. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. / осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким; вып. 1171(971)). - Библиогр. в примеч.: с. 617-633.

в основном излагает биографические факты и моменты жизни самого царя, охватывает всю эпоху его правления и все стороны политической и личной жизни Тишайшего. Его исследование интересно особым отношением к Алексею Михайловичу: не только как к царю одной эпохи, но и как к выдающейся личности и просто к человеку. Он не забывает обратить своё внимание на внутренний мир Тишайшего, его приоритеты и самовыражение, а это невозможно сделать без анализа переписки самого царя.

После смерти Алексея Михайловича царем в течение 6 лет был Федор Алексеевич, проживший немногим более двадцати лет. Но даже за столь короткое время он сумел внести определенный вклад в развитие на русской земле образования и просвещения. Он явился одним из инициаторов создания знаменитой Славяно-греко-латинской академии, открытие которой состоялось уже после его смерти.

https://pandia.ru/text/78/609/images/image031_0.png" alt="http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=4-72&n=21" width="211" height="250">

Сам царь знал несколько языков, увлекался музыкой. Он был учеником известного деятеля того времени Симеона Полоцкого и получил хорошее по тем временам образование. Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено местничество, парализующее начальствование в армии, в связи с этим сожжены разрядные книги. Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица. Получили новое развитие полки иноземного строя. Но ввиду молодости и болезненности государя во времена его молодости и во время его недолгого царствования () при дворе происходила борьба различных группировок, а после кончины Федора, умершего бездетным, возникли проблемы с престолонаследием.

О времени царствования Федора Алексеевича писали многие русские историки. Не обошел своим вниманием эту тему и. В своем труде "Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей" посвящает ему отдельную главу.

Костомаров, Николай Иванович. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: [в 2 кн.] / . - М. : Сварог, 1995 - Кн. 2. - С. 196-208.

Как золотые годы благоденствия вспоминалось россиянами царствование старшего брата Петра I, мудрого и образованного государя, при котором Россия осуществила глубокие преобразования и утвердилась в мире в качестве великой державы. Именно царь Федор Алексеевич утвердил новую, имперскую концепцию Российского самодержавного православного царства, которая стала фундаментом государственной идеологии Российской империи. Однако царствование его было забыто, а личность преобразователя искажалась ради возвышения его младшего брата. Об этом пишет в своих книгах современный российский историк Четверть века архивных изысканий позволили автору воссоздать истинный образ Российского государства XVII столетия. Вместо привычной картины "темной, непросвещенной предпетровской Руси" читатель знакомится с подлинным обликом богатой и цветущей России, могучего и быстро развивавшегося государства.

О периоде царствования Федора Алексеевича можно почитать в книге.

https://pandia.ru/text/78/609/images/image034_0.png" alt="http://istoriofil.org.ua/_ld/20/.jpg" align="left" width="93" height="147" style="margin-top:0px;margin-bottom:1px">

В тени Петра Великого / . - М.: Армада, 19с.

https://pandia.ru/text/78/609/images/image036.jpg" alt="http://*****/images/book/247866_hk3xcat1.jpg" align="left hspace=12" width="95" height="141"> В 2013 году в серии "Жизнь замечательных людей" вышла книга, посвященная жизни третьего русского царя из династии Романовых.

Володихин Федор Алексеевич или Бедный отрок / - М.: Молодая гвардия, 20с. - (Жизнь замечательных людей)

Россия жизненно нуждалась в переменах, и царь отчетливо понимал это, начиная "мягкую", постепенную европеизацию страны. Как показывает автор книги, известный историк Дмитрий Володихин, это была реальная альтернатива оглушительной европеизации России, затеянной младшим братом Федора Петром Великим

то знает, проживи Федор Алексеевич подольше - и страна избежала бы одной из тяжелейших страниц в своей истории . Наследника по себе он не оставил, а смерть его была ознаменована страшным стрелецким восстанием, в результате которого власть в стране взяла его сестра царевна Софья.

Главой правительства стал князь Василий Голицын, фаворит Софьи, талантливый дипломат. Он, по свидетельству современников, "был своею персоною изрядной и ума великого любим от всех".

Продолжительное и близкое общение с Голицыным сделало регентшу более убежденной сторонницей просвещения и смягчения суровых наказаний. Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности. Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.

В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре Алексеевиче по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии.

Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, которая согласно выговоренным Голицыным условиям юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.

Еще одним, крайне важным политическим событием стал Нерчинский договор с Китаем, с которым граничили русские владения в Сибири.

Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита.

Пока цари не подросли, Софья все государственные вопросы решала самостоятельно, а когда они принимали иностранных послов, пряталась за троном и подсказывала братьям - как себя вести. Но время шло. За годы правления Софьи Петр возмужал. Отношения между ним и сестрой все больше принимали враждебный характер.

В конце сентября 1689 года 32-летнюю Софью по приказанию Петра заключили в Новодевичий монастырь...

В 1698 году у Софьи появилась надежда: Петр отправился путешествовать по Европе, а в его отсутствие стрелецкие полки (расквартированные царем в отдалении от Москвы), двинулись на столицу. Их целью было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего стрельцов государя, если явится из-за границы, "извести". Однако мятеж был подавлен. Массовая казнь стрельцов надолго запомнилась потомкам.

Взгляды историков на царевну Софью не отличаются единодушием. Как и все неординарные личности, Софья вызывала к себе самые разные чувства. Для одних она была мудрой правительницей, оберегающей и защищающей страну, для других - жаждущей власти "интриганкой". Например, считает, что Софья всеми силами старалась использовать свое временное могущество для того лишь, чтобы удовлетворить свои самые низменные инстинкты.

Ключевский, Василий Осипович. Исторические портреты / ; [авт. вступ. ст., эпилога, примеч. и сост. ]. - М. : Вече, 20, c ., л. ил. - (Великая Россия).

говорит о "жестокости" и "кровожадности" Софьи. Главная же её вина, как он считает, два трагических крымских похода против татар.

Платонов курс лекций по русской истории / C . Ф. Платонов. - Ростов н/Д: Феникс, 20с.

Черница Сусанна - такое имя приняла царевна, когда ее постригли в монахини, - скончалась 4 июля 1704 года. История ее жизни вначале забылась, а потом стала легендой. Для Вольтера Софья была «прекрасной, но неудачливой принцессой московитов», для Алексея Толстого - злобной противницей реформ, для Марины Цветаевой - сказочной Царь-девицей. Не сохранились и ее портреты. Никто сегодня не знает подлинного лица царевны, которая в жестокий мужской век пыталась править с женской мягкостью и мудростью - да так и не смогла.

Второе столетие Романовых. XVIII век. Империя.

Петр I ()

Екатерина I ()

Петр II ()

Анна ()

Иван VI (1740)

Елизавета ()

Петр III () Екатерина I I ()

офья и Петр давно стали символами для обозначения революционного переворота. «Гром победы, раздавайся!» витает над новым с иголочки военно-морским флотом, зародившемся в 1695–1696 гг. на воронежских верфях и впервые «промышлявшем» в Азовском море. Длинные бороды и подолы безжалостно обрезаны преобразовательскими ножницами - и вот уже блистают петровские ассамблеи с танцами и, соответственно, прекрасными дамами в нарядах по европейской моде. Петр проводит «индустриализацию» страны, строит заводы на Урале, да не какие-нибудь, а металлургические. Страна покрывается мануфактурами, через «окно в Европу» плывет заморская торговля, «все флаги в гости» едут к нам. Крестьян, правда, все еще эксплуатируют крепостники, зато дворяне получают образование и становятся нужными для крепнущего государства - теперь все поголовно служат для пользы страны.

Науки, искусство и литература процветают, насаждаются училища, иноземцы просвещают диких московитов. Последние сопротивляются, но постепенно сдаются под грозной дубиной Петра, который и сына не жалеет в стремлении искоренить темную старину. Одновременно насаждается царем свободомыслие и «падают оковы» религиозности (последний шаг ныне не одобряется). Царство сменяется империей - и Россия, став вдруг великой державой, прославленной военными победами над самим Карлом XII, распространяет свое дипломатическое влияние на весь цивилизованный мир. Начинаются научные экспедиции - и «русские немцы» увековечивают приоритет новой родины множеством открытий. Застарелая и неповоротливая Боярская дума заменяется самым современным Сенатом, допотопные приказы - коллегиями , воеводы и дьяки- губернаторами, прокурорами и фискалами. Всюду новые люди: в правительстве, окружении Петра, промышленности, армии, науке. Господствуют новые прогрессивные идеи «общего блага» и «государственной пользы», таланты «из низов» получают заслуженные ими посты. После веков застоя начинается героический период истории.

Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая путь полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть, был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I ?

Сергей Михайлович Соловьёв глубоко анализирует деятельность Петра I , её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.
Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами. Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т. п. Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова - стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему. Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских преобразований. Отвергнув, похвальные и пренебрежительные трактовки его личности и деятельности, высоко оценив "богатство природных способностей Петра" как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном Петром "государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед государством".