Как начать заниматься тем нравится. Игорь Морозов: «Это важно — заниматься тем, что нравится

В чем смысл жизни? Один из вечных вопросов, терзающих человечество с того самого времени, как в наших мыслях освободилось местечко для чего-то еще, кроме «где добыть еду и как укрыться от непогоды», был задан на сайте Quora. Итак, в чем смысл жизни? Почему люди тяжело трудятся всю жизнь, зная о том, что ничто из того, что они когда-либо сделали или еще сделают, с ними не останется?

А вот и топ-3 самых популярных ответа.

"Нужно понять, что ты ничем не будешь владеть вечно"

Джос Буурман, автор самого популярного ответа, признается: "Много лет назад у моих друзей сломалась машина в самый неподходящий момент, поскольку жена друга была в то время беременна. У меня была машина, и я ее отдал друзьям, а сам пару месяцев ездил на работу общественным транспортом. За это время они смогли накопить денег, чтобы купить себе приличный автомобиль.

Через пару лет одна хрупкая барышня попросила у меня денег на операцию для своего больного отца. У меня были сомнения, однако я ей не отказал. На тот момент операция спасла ему жизнь. Я знаю это, так как встретил его в добром здравии меньше, чем через год. Еще я помню, как один из моих друзей покупал хлеб и одежду для бездомного.

Да, с нами может ничего и не остаться, но останется с другими. Немногие на нашей планете полностью одиноки. У большинства из нас есть семьи и друзья, дети и внуки. Никогда не знаешь, кому принесет пользу твой подарок.

В чем смысл жизни? А он в том, чтобы понять, что ты ничем не будешь владеть вечно, и щедро делиться с другими. Ты все равно это потеряешь, так почему бы не начать сегодня?"


/Такой вот классический ответ номер один на вопрос, на который не смогло найти ответа ни одно религиозное и философское течение во все времена. Почему классический? Потому что, в принципе, мы все согласны быть щедрыми и добрыми, помогать друг другу и делиться с теми, кто в этом нуждается. Вот и поддерживаем мнение этого пользователя хотя бы лайком, даруя ему первое место. Но в глубине души остается червячок сомнения, все вроде бы и правильно, но что-то не так? Или нет?/

"Идея ставить цели обречена на провал"

Пользователь, который предпочел остаться анонимным, пишет: "Прекрасный вопрос. Для начала попробую объяснить, почему идея ставить цели для достижения счастья обречена на провал. Например, если вы поставите перед собой цель "я буду счастлив, если закончу колледж с прекрасными оценками", то вы будете счастливы, но лишь очень короткий период времени. Потом вы начнете переживать по поводу работы или продолжения учебы, потом по поводу карьерного роста, брака, детей, пенсионных сбережений, здоровья и т.д.


Выход – просто плыть по течению?

Лучшее, что вы можете сделать, – наслаждаться насущным и не переживать о том, куда вы хотите прийти. Другими словами, ПРИСУТСТВУЙТЕ в каждом моменте своей жизни, здесь и сейчас . По дороге на работу, в школу или за город насладитесь прекрасным пейзажем, будь это закат солнца или причудливое сочетание облаков, да что угодно. Ведь немногие из нас вообще остановятся, чтобы насладиться моментом, не так ли?

Вы можете получать удовольствие от самых обыденных вещей, даже от мытья посуды. Попробуйте. В следующий раз, столкнувшись с рутиной, сконцентрируйте все свое внимание на задании, обратите внимание на наименьшие детали и увидите, насколько счастливым вы себя почувствуете.


/Назовите меня махровым и черствым скептиком, но сдается мне, автор сих строк наслаждается жизнью где-нибудь под пальмами на Гоа и процесс мытья посуды у него сведен к смахиванию остатков еды прямо на песок. Хотя мысль правильная – наслаждаться каждым моментом в жизни. Удивительно, что пользователи Quora отдали этому ответу второе место, ведь вопрос был не совсем об этом. Видимо, мало среди читающих было домохозяек, кому это мытье посуды уже в…./

Путь всегда заканчивается там, где он начался

Гайятри Калиямоорти делится своими мыслями: "Довелось мне как-то прочесть отрывок из трилогии о Шиве (прим. переводчика – имеется в виду серия книг индийского автора Амиша Трипати). Поделюсь им здесь. Это и может быть ответом на вопрос.

Давай я попробую выразиться иначе. Уверен, ты знаешь, как в Индии идут дожди, правильно?

Конечно. Один из ваших ученых объяснил мне. Кажется, солнце нагревает морские воды, заставляя их подниматься вверх в форме газа. Огромные массы этого водяного пара объединяются в облака, носимые над землей муссонными ветрами. Когда эти облака сталкиваются с горами, из них идет дождь.

Отлично. Но ты прошел лишь полпути. Что происходит после того, как прошел дождь?

Понимающая улыбка на лице Шивы показала, что он начал понимать.

Гопал продолжил: - Вода находит свой путь в ручьи, а потом в реки. И, в конце концов, река возвращается обратно в море. Часть дождя используется людьми, животными, растениями - всеми, кому нужно выжить. Но даже та вода, которую используем мы, в итоге возвращается в реки и моря.

Путь всегда заканчивается там, где он начался. Разве мы можем сказать, что путешествие воды было бессмысленным? Что бы произошло с нами, если бы вода решила, что для нее нет никакого смысла начинать путь, который закончится там же, где и начался?

Мы бы все погибли.»


А какие варианты ответа на вопрос о глобальном смысле жизни есть у вас? Поделитесь ими в комментариях к статье - нам очень интересно узнать ваше мнение!

/D/ Eitenzsinn; /Е/ Meaning; /F/ Raison;

/Еsр./ Razon de seг.

Идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие обретает эмоциональную и социальную наполненность и тональность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМЫСЛ ЖИЗНИ

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вопрос:

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни? », «Для чего человек живёт? » «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.»

Людмила, 19 лет .

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.

В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе).

Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.

Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.

Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).

В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85).

Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни . А.С.Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (), сохранение ее важнее субботы (). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (). Вхождение это начинается еще на земле. , как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.