Как по мнению автора связаны. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
Пример: весточка , яблоня , юноша .

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик , герой , звено , сердце .

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ночь, брош ь, рож ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рекá – рéчка

РП реки – рéчки

ДП рекé – рéчке

ВП реку – речку

ТП рекой – речкой

ПП о реке – о речке

1, 2, 3 склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. + Упражнения.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
Пример:
весточк а , яблон я , юнош а .

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ноч ь, брош ь, рож ь .

К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя
(бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)
и слово
путь.

Существительные на -мя и слово путь в Р. Д. и П. падежах ед. ч.
имеют окончание
-и, как существительные III склонения, а в Т. падеже
-ем (-ём), как существительные II склонения.

Особенностью этой группы существительных является наличие перед
окончанием во всех падежах, кроме И. и В. падежей ед. ч., суффикса -ен
(-ён),
а в формах семян, стремян – суффикса -ян.

Склонение разносклоняемых существительных

Единственное число

Множественное число

И.

семя время путь

семена времена пути

Р.

семени времени пути

семян времён путей

Д.

семени времени пути

семенам временам путям

В.

семя время путь

семена времена пути

Т.

семенем временем путём

семенами временами путями

П.

(о) семени (о) времени (о) пути

(о) семенах (о) временах (о) путях

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.

На знамени (знамя, на -мя). Сколько времени? Нет времени.

УПРАЖНЕНИЯ:

    Выписать имена существительные 1-го склонения.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень , зима.

Просклоняйте выделенные имена существительные. Выделите окончание

    Выпишите разносклоняемые имена существительные.

    Есть история про племя.
    Лишь весной наступит время,
    Племя мирно сеет семя,
    Хоть пахать и сеять – бремя.
    У коровы полно вымя.
    Папуаске нужно имя
    Для сынишки сочинить
    И корову подоить,
    Но вожак их ногу в стремя,
    Прилепив перо на темя,
    Над собою поднял знамя,
    Раздувает распри пламя:
    Призывает всех опять
    Не работать – воевать.
    Но не хочет племя вновь
    Проливать напрасно кровь.
    Всем милее мирный путь.
    Сказку нашу не забудь

Два разносклоняемых существительных просклонять (изменить по падежам)

Склонение сущ. – это их изменение по падежам и числам. Выделяется 3 типа субстантивного склонения. Нумерация склонений в школе и вузе не совпадает. По подсчетам А.Зализняка в рус.яз. сущ. м.р. и ср.р. больше всего, поэтому именно их причисляют в грамматиках к 1 типу скл.

Разносклоняемые: сущ. ср. р. на –МЯ, дитя, путь.

Несклоняемые: такси, инкогнито, Евтушенко

Субстантивированные прилагат. и прич. с адъективным типом склонения (мороженое, столовая, животное, существительное ).

Твердая, мягкая, смешанная (основа на к, г, х) разновидность

Определить тип склонения ак. и по шк., его разновидность.

Жарища – 1 шк., 2 ак., мяг.; радио – нескл.; дитя – разноскл.; волчище – 2 шк., 1 ак., мягк.; пирожное – адъективн.; камыш – 2 шк., 1 ак., тверд.

Варианты падежных окончаний

Форма единственного числа:

- Р.п. –У:

    у некоторых вещественных и абстрактных существительных в словосочетаниях с количественным значением: стакан чаю (вкус чая), достать воску, керосину, клею, лаку, мелу, скипидару, тесу, прикупить гороху, жиру, луку, меду, перцу, рису, сыру; наделать шуму, нагнать страху, наговорить вздору

НО: - при наличие определения у сущ. пишется окончание -а;

Если главное слово имеет значение конкретного количества, то пишется -а: килограмм сахара, пять кусков мела.

    сущ., имеющие в своем составе уменьшит. суф .: выпить кваску, чайку, поесть медку, сырку.

    в некоторых фразеолог. оборотах : без году неделя, без роду и племени, дать маху, добиться толку, задать перцу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, с глазу на глаз, с миру по нитке, спору нет, что есть духу…

    после предлогов из, от, с (со значением удаления или причины),до (предел, достижение),без (в наречных сочетаниях), частицыни : упустить из виду, 5 лет от роду, крикнуть с испугу, умереть с голоду, проводить до дому, войти без спросу, говорить без умолку, не был ни разу, ни слуху ни духу, ни шагу дальше.

    в отрицательных предложениях: нет износу, отбою нет, отказу не было, не показывать виду, не хватает виду.

Окончание –А является сейчас основным в этой форме, оно вытесняет окончание –У.

- Пр.п. –У

Нормативным является окончание –Е, но в ряде форм требуется –У:

* у односложных сущ. (в аду, на валу, на боку, на борту, в долгу, в лесу, на льду …)

* в выражениях с обстоятельственным значением (работа на дому (ср.:номер на доме ),вернулся в первом часу (ср.:в одном часе 60 минут ),поймать на скаку, многое видел на своем веку …)

Сейчас окончание –У активно вытесняется окончанием –Е и начинает приобретать разговорный характер (в отпуску ).

Форма множественного числа

- Им.п. - А

Это окончание появилось в рус. языке относительно недавно (19 в.) и начало активно распространяться, вытесняя традиционное окончание –Ы. В 20 веке оно в основном было свойственно профессиональной и разг. речи. Но в нач. 21 века теряет сниженную окраску и становится нормативным.

Нормативны следующие формы: адреса, глаза, края, отруба, стога, бега, голоса, купола, паруса, сторожа, берега, директора, кучера, паспорта, тенора(=ы), бока, перепела, терема, борта, дома, леса, писаря, тетерева, веера, желоба, мастера, повара, черепа, вечера, жернова, номера, поезда, шафера, вороха, катера, ордера, сорта.

Разговорными являются формы: договора, конструктора, инженера, бухгалтера, вызова, тренера

- Р.п. сущ. м. и ср.рода

Подавляющее большинство сущ. имеют окончание –ОВ/-ЕВ. Но в ряде случаев предпочитается нулевое окончание :

Название парных предметов :пара сапог, брюк, валенок, кед, сапог, ботинок, чулок, погон, эполет, шорт, сандалет, манжет;

Название детенышей животных (телят, козлят )

- названиенациональностей с основой нан ир : англичан, армян, болгар, грузин, турок, цыган, татар, бурят, турок…;

- названиевоинских групп (род войск): отряд партизан, солдат;

Доп. -ов: гренадер, кадет, гусар, драгун;

- единицыизмерения: количество ампер, ватт, вольт, герц, ватт, байт, бит.

Доп. -ов: Ом - омов, грамм-грамм ов , карат-каратов, ньютон…

Яблок, но остальные названия овощей и плодов – с ОВ

Преобладает у сущ. ср.р.

Схема разбора существительных

    Словоформа в тексте.

    Часть речи.

    Начальная форма (Им. п., ед. ч.).

    Собственное или нарицательное.

    Одушевленное или неодушевленное

    Личное или неличное.

    Конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное.

    Число и соотносимость по числу.

    Род (определяется только в ед. ч.).

    Падеж, показатель падежа, значение падежа.

    Тип склонения (по школе и академическое), показатель склонения, разновидность склонения.

    Синтаксическая функция.

Разберите все существительные из предложения по схеме

В карете сидит молодой человек. Сильно напудренный, в чулках, в парадном бархатном камзоле, на носу у него очки. Он беспечно смотрит на солдат, на бегающих людей, на шумящие толпы народа.

Цели:

  1. Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать прилежность, умение работать в команде.

Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

(ответы детей)

– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

II. Актуализация знаний.

1. Игра «Видел и слышал».

На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.

– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.

Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

2. Самопроверка.

Дети дописывают слова, которых не хватает.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

– На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)

– Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)

– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)

– Выделите окончания.

– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

III. Постановка учебной задачи.

1. Игра «Запомни слова».

На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.

(падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

– Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)

– Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

IV. «Открытие детьми нового знания».

1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.

Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .

2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

Высказывания детей.

– Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.

– Просклоняйте имена существительные.

Работа в группах.

  1. вода, земля.
  2. папа, дядя.
  3. стол, конь.
  4. окно, море.
  5. степь, мышь

3. Проверка.

Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
--
-а -я
-у -ю
--, -я
-ом -ём

-о -е
-а -я
-у -ю
- о -е
-ом -ём
--


--


– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)

– Сколько групп образовалось? (3)

– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

– Попробуем составить кластер. (работа в группах)

Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.

V. Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88

– Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)

Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

Самопроверка по эталону .

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

– Кто ошибся? Почему?

Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

– Прочитайте задание.

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 1.

2.

Проверка.

1 группа – самопроверкапо эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»

VIII. Рефлексия деятельности.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?

– Какие получили результаты?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Что вызвало затруднения?