Комикс к басне свинья под дубом. Конспект урока: "и

    Словарная работа

    Теория литературы

    Наглядность

    Ход урока

    I . Проверка Д\З.

    (прослушать 2-ух учеников)

    II .

    Слово учителя:

    Проблема невежества, неблагодарности остается актуальной и в наши дни, а ведь басня написана в 1825 году.

    Что же означают слова «невежество, «невежа», «невежда»? Ведь именно против этих понятий и выступал Крылов в своих произведениях.

    Словарик

    Предваряющий чтение вопрос

    4. Беседа - подготовка к чтению по ролям:

    (к Свинье - с презрением: использование просторечных слов: наелась до отвала ,

    к Дубу - с уважением: вековой, промолвил

    Задание:

    2.Свинья спит под Дубом.

    3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

    4.Ворон укоризненно

    5. Свинья самодовольно отвечает Ворону.

    6. Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

    Задание:

    Вывод:

    6. Чтение по ролям

    7. Закрепление.

    (Ученикам предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста - 3 варианта)

    Задание:

    2.Да только воз и ныне там.

    Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

    2. А Васька слушает да ест.

    3. А ларчик просто открывался.

    Ответы: 1в.-3, 2в. -2, 3в.-3

    7. Итоги.

    8. Д\З

    2. Чтение басни наизусть - инд. задание.

    3. Нарисовать картинки к подписанным кадрам на карточках - по желанию

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: И.А.Крылов "Свинья под дубом". Осмеяние невежества и неблагодарности »

План-конспект урока по литературе по программе Курдюмовой Т.Ф. в 6-ом классе или по программе Коровиной В.Я. в 5-ом классе

Тема: И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности.

Цели:

    Продолжить знакомство с разнообразием тематики басен И.А.Крылова

    Обучать выразительному чтению

    Знакомить с новыми теоретическими понятиями: роль Автора в басне, позиция Автора и средства ее выражения

Словарная работа : толкование слов «невежество», «невежа», «невежда», сопоставление понятий и применение их в практической работе при смысловом анализе басни.

Теория литературы : поучение, аллегория, аллегорический смысл, конфликт, композиция, позиция Автора

Наглядность : текст басни, учебная статья, карточки с раскадровкой для создания мультфильма, иллюстрации художников Гороховского и Рачева, раздаточный материал для работы с крылатыми выражениями из басен Крылова

Ход урока

I . Проверка Д\З.

Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

(прослушать 2-ух учеников)

II . Объяснение новой темы: И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности .

Слово учителя:

И.А Крыловым было написано около 200 басен, и только 30 басен он считал неоригинальными, переводными, к ним примыкает и басня «Свинья под дубом», т.к. ее сюжет перекликается с сюжетом басен Эзопа «Пешеходы и Явор» и Лессинга (герм.) «Дуб и Свинья»

Проблема невежества, неблагодарности остается актуальной и в наши дни, а ведь басня написана в 1825 году.

Что же означают слова «невежество, «невежа», «невежда» ? Ведь именно против этих понятий и выступал Крылов в своих произведениях.

(Выслушиваем версии толкования слов, затем открываем запись на доске, которая или подтверждает, или корректирует мнение учеников)

Словарик : Невежество - отсутствие знаний

Невежа - грубый, невоспитанный человек

Невежда - малообразованный, малосведущий человек

3. Выразительное чтение басни (прослушивание аудиозаписи).

Предваряющий чтение вопрос : Прослушайте басню и решите, можно ли Свинью назвать невеждой и невежей? Объясните свою точку зрения.

4. Беседа – подготовка к чтению по ролям:

1. Какой перед нами предстает Свинья? (Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о своем удовольствии).

Подтвердите свои мысли строками из басни. Определите, какой художественный прием использует Автор, характеризуя Свинью.

2. Какие персонажи, кроме Свиньи, участвуют в басне? (Ворон, Дуб, Автор)

4. Как он относится к своим героям? Докажите по возможности строками из басни.

(к Свинье – с презрением: использование просторечных слов: наелась до отвала , наевшись, глаза продравши, рылом подрывать

к Дубу – с уважением: вековой, промолвил (чувствуется степенность, самоуважение)

к Ворону как к мудрой, вещей, много знающей птице)

5. Между какими героями происходит конфликт? Как Дуб называет Свинью? (неблагодарная) Почему? (Она не понимает, что губит источник своей сытости, своего довольства)

6. Прочитайте поучительную часть басни. Определите ее место в композиции произведения. Кому предназначено поучение: Свинье или человеку, в своем невежестве похожем на эту героиню?

(Шутливо, с иронией, простодушно рассказать «забавную» историю, а в поучительной части показать свое истинное отношение к проблеме невежества)

8. Попробуйте определить аллегорический смысл басни (см записи в тетради).

5. Словесное рисование- раскадровка

1. Предварительная работа с иллюстрациями художников Гороховского и Рачева.

Задание: Рассмотрите иллюстрации. Какие эпизоды басни на них изображены? Такими ли вы представляли героев произведения?

2. Представьте, что вы тоже художники и создаете картинки к мультфильму. (Ребятам раздаются листы с раскадровками, где они должны вписать ключевые эпизоды в каждый кадр, используя фрагменты басни) Работают в парах (и легче, и быстрее). Учитель помогает.

1. Свинья под Дубом ест желуди.

2.Свинья спит под Дубом.

3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

4.Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

5. Свинья самодовольно отвечает Ворону.

6. Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Задание: Найдите и подчеркните слова в наших записях, которые отвечают на вопрос КАК?

Определите, какова их роль в басне?

Вывод: Эти ключевые слова, передающие отношение героев к конфликту, помогут вам найти верную интонацию при чтении басни по ролям.

6. Чтение по ролям

Сколько должно быть чтецов? Назовите их.(Дуб, Ворон, Свинья, Автор)

(Выбираем чтецов, еще раз напоминаем об особенностях чтения слов каждого героя и прослушиваем чтение, кратко обсуждаем достоинства и недостатки, над чем дома нужно будет поработать)

7. Закрепление.

Басни Крылова пользуются популярностью и в наше время: их читают взрослые и дети, а многие выражения из его произведений стали «крылатыми», т.е. перешли в разговорную речь, стали похожими на пословицы и поговорки, коротко и емко объясняют разные жизненные ситуации, схожие с басенными.

(Ученикам предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста – 3 варианта)

Задание: Подберите к текстам о школьной жизни «крылатые» выражения из басен Крылова (задание написано на карточках)

Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются…

Для справок: 1. Хвалилась синица море сжечь.

2.Да только воз и ныне там.

3. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

Вместо подготовки к контрольной работе Катя Мурочкина пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услыхала…

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

3. А ларчик просто открывался.

Костя Васечкин, не зная урока, исчеркал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: «….», - отдал Васечкину дневник.

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. А Васька слушает да ест.

3. А ларчик просто открывался.

Ответы: 1в.-3, 2в. -2, 3в.-3

7. Итоги.

Басни Крылова, его ирония помогают нам понять: с какими недостатками нужно бороться прежде всего в себе. Я думаю, вы прислушаетесь к добрым поучениям баснописца и будете стремиться к знаниям, к культуре, чтобы стать образованными, воспитанными, а не быть невеждами, отрицающими просвещение, образование и ученье.

8. Д\З

1. Выразительное чтение басни по ролям.

2. Чтение басни наизусть – инд. задание.

3. Нарисовать картинки к подписанным кадрам на карточках – по желанию

Свинья под дубом рисунок

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.


Тебе бы видно было,

«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья , которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Противоположный по значению персонаж- это ворон , который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.

Герои басни (персонажи)

  • Свинья - глупец
  • Дуб - кормилец
  • Ворон - здравый смысл
16. Тема: И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

5 класс лит-ра 10.10.16

Цели: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр басни, развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поведением других.

Метапредметные УУД:

Личностные: смыслообразование – устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваимого содержания.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Ход урока

I. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

II. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

III . Выполнения теста (на закрепление материала)

Басня – это:

1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
3) короткое стихотворение о жизни зверей

2. Мораль басни – это:

1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце

1) И.А. Крылов
2) Эзоп
3) М.В. Ломоносов

4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица

6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед...»?

1) «Волк на псарне»
2) «Свинья под Дубом»
3) «Ворона и Лисица»

7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

1) Коршун
2) Сокол
3) Ворон

8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?

1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства

1) голубушка 2) плутовка
3) царь-птица

10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?

1) войну с Наполеоном в 1812 году
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг.
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

13.05.2015 9011 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.