Лирический герой Бунина: анализ образа. Анализ стихотворения Бунина «Как в апреле по ночам в аллее

Classics Press publishes nonfiction and literature in modern, accessible editions at reasonable prices.

The Collection - Seven Classics

The is a new edition of seven classic works of political and military science . Each of the included classical works are available individually as well as together in the collection.

All of these classics are already available in English editions, but nearly always a format that is difficult to read and understand. Most of these are in English translations that are very old, or miss out on the fundamental insights. Many include a lot of excess commentary which is mostly unnecessary and unhelpful.

Our editing process reduces the repetition and unnecessary commentary and cruft, and clarify what is essential and insightful in the works using modern English prose. This process is an abridgement:

[C]ondensing or reduction of a book or other creative work into a shorter form while maintaining the unity of the source.

The goal of this project is to produce a collection of works with clear and modern English that showcases the timeless insights which these classics have within them. We also want to provide several different formats for these works, including:

  • Ebook
  • Paperback
  • Audiobook

The Collection - Individual Titles

Volume Title Status
Vol. 1 The Art of War by Sun Tzu published
Vol. 2 The Analects by Confucius published
Vol. 3 The Arthashastra by Chanakya (Kautilya) published
Vol. 4 The Meditations by Marcus Aurelius published
Vol. 5 The Prince by Niccolo Machiavelli April 2019
Vol. 6 The Book of Five Rings by Miyamoto Musashi April 2019
Vol. 7 The Hagakure by Yamamoto Tsunetomo April 2019

This is an international collection, with two books from China, one from India, two from Europe, and two from Japan. The books also span over 2,000 years of history. Some of these books are focused on war and military science (Art of War, Book of Five Rings, Hagakure), others are more self-reflective and develop an ethical philosophy (Analects, Meditations), and others still are focused more on politics and ruling (Arthashastra, The Prince).

Each of these works provides a unique and historical perspective regarding these topics, and they complement each other in tracing deep insight into the nature of leadership, war, and politics.

Affordable Pricing

Classics Press is committed to making classic works more accessible, and that includes reasonable pricing. Individual works are priced at $ 2.99 USD for ebooks and $ 7.99 USD for print books (which includes the same work as a free Kindle ebook). The entire collection Seven Classics on War and Politics is priced at $ 9.99 USD for the ebook and $ 24.99 USD for the paperback book (which includes a free kindle ebook). The price is inclusive of VAT.


Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами -
И опять, опять чего-то жду.

10. X. 17

«Звезда дрожит среди вселенной…»


Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?

Звездой пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез
Зачем, о господи, над миром
Ты бытие мое вознес?

22. X. 17

«В пустом, сквозном чертоге сада…»


В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть - в надежде
Еще одну весну узнать!

<3. X. 17>

«В дачном кресле, ночью, на балконе…»


В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской…
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?

Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит - да.

То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует -
Как же нет Любви?

9. VII. 18

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

14. VII. 18

«Огонь, качаемый волной…»


Огонь, качаемый волной
В просторе темном океана…
Что мне до звездного тумана,
До млечной бездны надо мной!

Огонь, по прихоти волны
Вдали качаемый, печальный…
Что мне до неба, до хрустальной,
Огнями полной вышины!

24. IX. 18

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

25. VI. 22

«Печаль ресниц, сияющих и черных…»


Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных,-
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?

27. VIII. 22

1885 год


Была весна, и жизнь была легка.
Зияла адом свежая могила,
Но жизнь была легка, как облака,
Как тот дымок, что веял из кадила.

Земля, как зацветающая новь,
Блаженная, лежала предо мною -
И первый стих, и первая любовь
Пришли ко мне с могилой и весною.

II это ты, простой степной цветок,
Забытый мной, отцветший и безвестный,
На утре дней моих попрала смерть, как бог,
И увела в мир вечный и чудесный!

9. IX. 22

Дочь


Все снится: дочь есть у меня,
И вот я, с нежностью, с тоской,
Дождался радостного дня,
Когда ее к венцу убрали,
И сам, неловкою рукой,
Поправил газ ее вуали.

Глядеть на чистое чело,
На робкий блеск невинных глаз
Мне почему-то тяжело,
Но все ж бледнею я от счастья,
Крестя ее в последний час
На это женское причастье.

Что снится мне потом? Потом
Она уж с ним, - как страшен он! -
Потом мой опустевший дом -
И чувством молодости странной,

1. Творчество И. А. Бунина.
2. Мотивы одиночества в лирике.
3. Одиночество лирического героя
4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова.
5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма.

И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы и мира человеческих отношений. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию, однако остался навсегда предан ей. Бунин создавал свои легкие, потрясающие произведения как в стихах, так и в прозе. Поэтический мир Бунина схож с миром Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, так как читатель может найти в нем такое же обожествление природы родного края, восхищение русскими пейзажами.

Современники прозаика и поэта так отзывались о нем: «Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России» (Б. К. Зайцев), «...один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. В. Адамович). Сам он относился к своему творчеству иначе, чем окружающие и стоял особняком в рамках русской литературы: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», — писал он Н. Д. Телешову в 1900 году... — Как ни кинь, все тяжко одиночество...».

Одиночество — состояние, характерное для многих стихотворений Бунина. При этом это состояние по-разному может им оцениваться — от драгоценного подарка судьбы, до страшного проклятья его лирического героя и самого автора:

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв в полночной тишине...

Название стихотворения «Запустение» этого же года говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мертвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!

Состояние лирического героя не просто удручающее, оно близко к кризису. Но проступает отчетливое желание избавиться от кризиса, вновь обрести нормальное душевное настроение. Это спокойствие и гармонию автор может обрести только при общении с природой, часто ночью, когда на землю приходит тишина. Именно в такие моменты герой может постигать Бога и беседовать с ним. Именно об этом и рассказывает стихотворение «Как в апреле по ночам в аллее».

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Первая строка переносит читателя к месту действия произведения, к месту нынешнего существования героя. Можно понять, что здесь он проводит много времени, раз может сравнивать настроение и состояние природы, да и само слово «по ночам» говорит о том, что это место любимо героем. Сравнение ночной поры с апрелем необычно и тонко, оно передает настроение свежего, хрустально-чистого воздуха. Кроме того, апрель как весенний месяц, пора обновлений и оживающей природы, является символом того, ради чего приходит сюда лирический герой почти каждую ночь. Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого. Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, —

то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами
И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи.

Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.

Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Об Иване Алексеевиче Бунине многие знают благодаря его выдающимся цикле рассказов «Темные аллеи» и романе «Жизнь Арсеньева», эти произведения покорили сердца многих читателей и получили наивысшие оценки критиков.

Но немногие осведомлены о том, что Бунин был и талантливейшим поэтом, и считал себя, прежде всего, поэтом, а только потом – прозаиком.

Поэтический склад ума и восприятие действительности прослеживается у этого писателя даже в его повестях и рассказах. Даже сложная, и в чем-то трагическая судьба самого Бунина говорит о том, что этот человек всегда желал оставаться верным самом себе, своему взгляду на мир и на жизнь. Несмотря на то что он был вынужден покинуть свою любимую родину после разрушительной Октябрьской революции, Бунин оставался преданным и верным России всю свою жизнь, его творчество напрямую связано с менталитетом его страны и пропитаны безграничной любовью к родине.

Лирический герой Бунина: кто он?

Ключевым состоянием лирического героя Ивана Алексеевича в его стихотворениях можно назвать одиночество и эмоциональный кризис. Он обыгрывает эту тему в самых различных направлениях, и довольно контрастно преподносит читателям душевное состояние своих героев. Порой одиночество – это благодать и наслаждение для человеческой души, а порой – это мрачная темница, заточение в которой – проклятье для его лирической души.

Стихотворение «Запустение » показывает удручающее и отчаянное состояние лирического героя Бунина, но и одновременное – его пылкое желание обрести душевный покой, жить в ладу со собственным внутренним и порой жестоким внешним миром. В поэзии Бунина в большей степени акцентирована природа, через нее поэт и писатель пытается показать внутренний мир и тонкие, лирические переживания своего героя. Именно через природу Бунин желает обрести гармонию в жизни и спокойствие на душе.

Связь героя с природой

Такое общение с природой раскрыто в стихотворении «Как в апреле по ночам в аллее », поэт показывает любимое время суток героя – ночь и его любимое место для размышлений. Чувствуется, что через природу лирический герой Бунина хочет стать ближе к Богу, лучше понять и ощутить самого себя. Символизм, который использует Бунин, говорит о том, что его герой не случайно приходит на одно и тоже место ночью, сравнение этой поры с апрелем указывает но то, что лирический герой ищет обновления и возрождения, котором символизирует такое время года, как весна.

Через слова автор о природе мы можем понять настроение и мысли героя, мы поможем ощутить те переживания, которые на душе у героя, а значит – и у самого Бунина. И герой, и автор грустят о тех силах и молодости, которые уже пережиты, пытаются принять прошлое и заглянуть в будущее.

Лаконичность Бунина, которая воплощена в этом небольшом стихотворении, является тем неоспоримым достоинством, при помощи которого наиболее глубоко раскрывается небольшая история состояния души лирического героя. В стихотворении описана грусть и печаль человека, но мастерство лирики Бунина делает его легким и светлым, ночь и темнота, которая показана там, не страшит и не вызывает темных мыслей. Бунин наделяет своего героя отчасти безмятежным настроением и рассказывает о его впечатлениях красочными и незабываемыми словами.