Мария цветаева лирика. Каким было детство, семья Марины Цветаевой

Биография знаменитостей – Марина Цветаева

Одна из наиболее известных поэтесс прошлого века, прозаик, переводчица. Дочь известного ученого Ивана Владимировича Цветаева.

Детство

8 октября 1892 года в Москве родилась девочка, будущая известная поэтесса, известная далеко за пределами страны, в которой проживала и творила свои произведения. Девочка родилась в интеллигентной и образованной семье, ничего нет удивительного, что и она пошла по стопам своих родителей, приумножив известность своей фамилии и своего рода. Отец, Иван Владимирович Цветаев занимал должность профессора в Московском университете, по образованию был искусствоведом и филологом. Мама, Мария Мейн имела польско-немецкие корни. Была пианисткой, в свое время брала уроки музыки у Николая Рубинштейна.


Марина росла примерной девочкой

С самого раннего детства в семье уделяли очень много времени образованию девочки. Она изучала не только русский, но и немецкий и французский языки. И уже в 6 лет Марина писала стихи на этих языках. Колоссальное значение в воспитании дочери имела ее мама, она хотела видеть Марину в музыке.
Детство девочки проходило по большей части в Москве или в Тарусе. Мама часто болела, и семья была вынуждена жить также в Германии, Швейцарии и Италии.

Начальное образование было получено в частной школе, зачем были годы учебы в пансионах в Швейцарии и Германии. Мама Марины рано ушла из жизни, она болела чахоткой. Воспитанием детей стал заниматься отец сам. Он прививал детям любовь к литературе и изучению языков, для него важно было, чтобы детьми было получено соответствующее образование. У Марины было две сестры – Валерия и Анастасия, и брат Андрей.




Отец Марины - Иван Цветаев был известным учёным


Начало творческого пути

Поскольку Марина Цветаева была родом из образованной и уважаемой семьи, окружение и круг общения был соответствующим.

В 1910 году поэтесса выпускает свой первый сборник стихов, все они были написаны еще в школьные годы, а назывался он «Вечерний альбом». Сборник не остался незамеченным у уже состоявшихся поэтов, это были Николай Гумилев, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. Вскоре Цветаевой была написана критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова».

В 1912 году Цветаева решает выпускать второй сборник, которому дала название «Волшебный фонарь».

Выпущенные сборники и полезные знакомства с другими уже состоявшимися поэтами открыли ей доступ на участие в деятельности литературных кружков.

А уже через год поэтесса выпускает третий сборник, назвав его «Из двух книг».

Лето 1916 года Марина провела в Александрове с семьей своей родной сестры, там же и был написан цикл стихотворений.

В 1917 году грянула гражданская война, это было тяжелое время для поэтессы. Муж ее служил в рядах Белой армии, в честь этого был написан цикл стихов. В последующих 1919-1920 годах были написаны поэмы – «На красном коне», «Царь-девица», «Егорушка». В 1920 году Марина Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

В мае 1922 года решала эмигрировать из страны с дочерью. Муж уехал заграницу раньше их и обосновался в Праге. Там же были написаны поэмы, которые стали достаточно известными, в том числе и за пределами страны – «Поэма Горы», «Поэма Конца».

В 1925 году семья переехала жить во Францию, а спустя год Цветаеву уже печатал журнал «Вёрсты». На протяжении всех лет, будучи в эмиграции Цветаева переписывалась с Пастернаком.

Многие произведения, написанные в те годы, остались неопубликованными. А в 1928 году в Париже выпустили последний сборник Цветаевой, который вышел при ее жизни, под названием «После России».




В 1930 году Цветаева посвятила поэтический цикл после смерти Маяковского (он покончил жизнь самоубийством), это событие потрясло ее до глубины души.

Как не странно, но в эмиграции стихи Цветаевой пользовались не столь значительным успехом как на родине, в отличие от прозы. С 1930 по 1938 годы был выпущен цикл рассказов и повестей.

В 1939 году Цветаева вслед за дочерью и мужем возвращается на Родину. В 1941 году арестовали Ариадну, она провела в заключении и ссылке 15 лет и Сергея Эфрона (мужа Цветаевой), его расстреляли на Лубянке.

31 августа 1941 года Цветаева решила покончить жизнь самоубийством, ее нашли повешенной в доме, где они с сыном были постояльцами. Осталось 3 предсмертные записки к своим родным, в ним она просила не бросать ее сына.

Похоронена Марина Цветаева 2 сентября 1941 года в городе Елабуга, место выбрали на Петропавловском кладбище.



Тому, кто здесь лежит под травкой вешней,
Прости, Господь, злой помысел и грех!
Он был больной, измученный, нездешний,
Он ангелов любил и детский смех...

Личная жизнь

Многие произведения поэтессы были написаны под влиянием влюбленности. Ее жизнь была насыщена многими романами, но одна единственная любовь, к человеку, который стал ей мужем и отцом ее детей, пережил рядом с ней годы революции и эмиграции, это Сергей Эфрон.

Их знакомство состоялось в 1911 году в Крыму, Марину Цветаеву в это время пригласил погостить ее друг Максимилиан Волошин. Сергей же в Крыму был не на отдыхе, а на лечении после чахотки и чтобы оправится после самоубийства матери. В 1912 году пара создала семью и в этом же году у них родилась дочка – Ариадна, дома девочку называли Аля. Отношения с мужем были прекрасные, но когда дочери было 2 годика у, Марины случился роман. Роман был несколько странным, у Цветаевой завязываются отношения с женщиной, это переводчица и поэтесса по имени Софья Парнок. 2 года длились эти болезненные отношения, муж тяжело воспринял подобное увлечение, но нашел в себе мужество простить Марину.



Сергей Эфрон и Марина Цветаева фото перед свадьбой

В 1917 году родила девочку, дочь назвали Ира, в возрасте 3 лет умерла в приюте, Марина отдала туда девочку в надежде, что там она выживет. Семья в те годы жила очень бедно, приходилось продавать вещи, чтобы хоть как-то прокормится.

После революции у Марины было еще несколько романов, но эмигрировала она к мужу. В 1925 году у пары родился сын, назвали мальчика Георгием, по данным некоторых историков биологическим отцом мальчика был Родзевич, с которым у Марины в те годы был очередной роман.

Сын Марины Цветаевой Георгий погиб в 1944 году на фронте, её дочери Ариады не стало в 1975 году. Ни у сына, ни у дочери не было собственных детей, поэтому прямых потомков Цветаевой не осталось...

Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве - умерла 31 августа 1941 года в Елабуге. Русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.

Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии - полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и . В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В январе 1912 года - вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" .

София Парнок - любовница Марины Цветаевой

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу - к мужу , который, пережив разгром , будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова , сына .

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

В мае 1926 года по инициативе Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда...».

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком...»).

В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых.

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным - в Орловском централе). Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами . Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик" .

Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!" .

Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте" .

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами.

С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой - по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Сборники стихов Марины Цветаевой:

1910 - «Вечерний альбом»
1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов
1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе»
1913-15 - «Юношеские стихи»
1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921)
1922 - «Конец Казановы»
1920 - «Царь-девица»
1921 - «Вёрсты»
1921 - «Лебединый стан»
1922 - «Разлука»
1923 - «Ремесло»
1923 - «Психея. Романтика»
1924 - «Молодец»
1928 - «После России»
сборник 1940 года

Поэмы Марины Цветаевой:

Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Поэма Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)

Поэмы-сказки Марины Цветаевой:

Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)

Незавершённые поэмы Марины Цветаевой:

Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье.

Драматические произведения Марины Цветаевой:

Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927).

Проза Марины Цветаевой:

«Живое о живом»
«Пленный дух»
«Мой Пушкин»
«Пушкин и Пугачёв»
«Искусство при свете совести»
«Поэт и время»
«Эпос и лирика современной России»
воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
Мемуары
«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке».



Цветаева Марина Ивановна (годы жизни - 1892-1941) - известная русская поэтесса. Она была дочерью (1847-1913), ученого. Для ее творчества характерен романтический максимализм, неприятие повседневного бытия, обреченность любви, мотивы одиночества. Основные сборники поэтессы - "Версты" (1921), изданный в 1923 году "Ремесло", "После России" (1928). Ей была создана также в 1925 году сатирическая поэма под названием "Крысолов", а в следующем - "Поэма конца". Биография Марины Ивановны Цветаевой будет рассмотрена в этой статье.

Семья Цветаевой

Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю - 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее, как мы уже упоминали, был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября, у этой пары появилась девочка, которая получила имя Марина (то есть "морская"). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Мама, Мейн умерла в 1906 году. Она была пианисткой, ученицей Рубинштейна А. Г. Эта женщина оказала огромное влияние на Марину. Она мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. Еще в шестилетнем возрасте девочка написала первые стихи. Причем не только на русском творила Марина, но и на французском и немецком языках. Достаточно строго воспитывала дочерей (Марину и ее сестру Анастасию) мать. Они получили превосходное образование. Дед сводных брата и сестры - историк и публицист Иловайский Дмитрий Иванович.

Детство будущей поэтессы

Биография Марины Ивановны Цветаевой в юные годы отмечена тем, что она в детстве из-за болезни матери жила подолгу в Германии, Швейцарии, Италии. Перерывы в обучении в гимназии восполнялись занятиями в пансионах во Фрейбурге и Лозанне. Марина владела свободно немецким и французским языками. Она в Сорбонне слушала в 1909 году курс французской литературы.

Ранняя самостоятельность

После смерти матери заботы о детях легли на плечи отца. Он был занят на службе, поэтому не мог посвящать им все свое время. Именно поэтому, возможно, девочки выросли не по годам самостоятельными, начали интересоваться довольно рано политической обстановкой в государстве, отношениями с противоположным полом.

Образование Марины Цветаевой

По настоянию матери в юном возрасте Марина Цветаева ходила в музыкальную школу, а также брала на дому уроки музыки. Но эти занятия после смерти Марии дальнейшего развития не имели. Марина вместе с сестрой начальное образование получила дома, под руководством матери. В возрасте 8-9 лет будущая поэтесса посещала занятия в гимназии Брюхоненко М. Т., а потом в Швейцарии, в Лозанне. Она училась в 1903 году в католическом пансионе, а затем отправилась после очередного переезда семьи во французский интернат. Продолжила обучение Цветаева в Германии, в пансионе Фрайбурга. Ей легко давались языки, и впоследствии она часто зарабатывала переводами, поскольку творчество не приносило больших доходов такой поэтессе, как Марина Цветаева. Биография и стихи ее лишь после смерти стали вызывать у многих интерес.

Марина отправилась в 1908 году в Париж, где поступила в Сорбонну. Здесь она слушала курс лекций по старофранцузской литературе.

Начало литературной деятельности

Творческая биография Марины Ивановны Цветаевой начинается следующим образом. Первые литературные опыты были связаны с кругом символистов из Москвы. Марина Ивановна познакомилась с Брюсовым, который оказал большое влияние на ее раннюю поэзию, а также с таким поэтом, как Эллиос (Кобылинский Лев Львович). Она участвовала в деятельности студий и кружков, находящихся при издательстве "Мусагет". Также большое воздействие оказали художественный и поэтический мир дома (в Крыму) художественного критика и поэта Максимилиана Волошина. Она гостила в Коктебеле много раз.

Первые сборники

В своих двух поэтических сборниках "Вечерний альбом" (1910) и "Волшебный фонарь" (1912), а также в написанной в 1914 году поэме "Чародей" тщательным описанием предметов домашнего быта (портретов, зеркал, залы, детской), чтения, прогулок на бульваре, занятий музыкой, отношений с сестрой и матерью имитировался дневник молодой гимназистки. "Вечерний альбом" был посвящен памяти Башкирцевой Марии Константиновны, художницы, что акцентирует дневниковую, исповедальную направленность. В написанной в 1921 году поэме "На красном коне" формы сказочной романтической баллады обрела история становления поэта.

Дальнейшее творчество

Посвященный отношениям с (о которой мы еще расскажем) цикл стихов "Подруга" появился в 1916 году. В период Гражданской войны вышел цикл под названием "Лебединая песня", который посвящен был подвигу белых офицеров. Есть в ее творчестве и поэмы, и романтические пьесы, например "На красном коне", "Егорушка", "Царь-девица".

Роман с Родзевичем вдохновил к созданию сборников "Поэма конца" и "Поэма горы". В Париже вышел последний прижизненный сборник Марины. Сюда семья в 1928 году переехала из Чехии. Неопубликованной оставалась, однако, большая часть ее стихов. Марина зарабатывала на жизнь главным образом переводами и творческими вечерами.

Трагедия

Самая большая загадка семьи Эфрона (мужа поэтессы) и Цветаевой: что побудило их переехать в СССР в 1939 году? Бывший белый офицер, Эфрон, боровшийся упорно с большевиками, вдруг поверил в торжество коммунизма. Он связался еще в Париже с контролировавшимся НКВД обществом, которое занималось возвращением эмигрантов на родину. В 1937 году первой в Москву вернулась дочь Марины Цветаевой, Ариадна (которая и была арестована раньше всех). После этого Сергей Эфрон бежал, так как он был скомпрометирован связями в Париже с НКВД. Марина с сыном последовала за мужем, до конца выполнив долг любящей жены.

Последние годы жизни Марины Ивановны

Следующими событиями завершается ее биография. Марина Ивановна Цветаева пережила арест мужа и дочери в 1939 году, это подкосило поэтессу. Она осталась одна с сыном Георгием. Причем отношения с ним, разбалованным чересчур восторженным вниманием, были неоднозначными. Сильно переживала из-за всего этого в последние годы Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография по датам последних лет ее жизни завершается следующим роковым событием. 31 августа 1941 года, после эвакуации в Елабугу в связи с началом Второй мировой войны, Цветаева повесилась на реке Каме, в сенях домика, который был выделен для них с сыном. Так и не была найдена могила Марины Цветаевой, несмотря на усилия, предпринимаемые сестрой Анастасией, которую в 1959 году реабилитировали, а также дочерью Ариадной (в 1955 году реабилитирована). В августе 1941 года в Москве был расстрелян Сергей Эфрон.

Такова краткая биография Цветаевой Марины Ивановны.

Значение творчества поэтессы

Интересующая нас поэтесса, к сожалению, при жизни не дождалась признания. Ей приходилось голодать, а творческие вечера и сборники по достоинству не были оценены современниками. В настоящее время, однако, Цветаева считается по праву одним из наиболее ярких представителей русской поэзии Серебряного века. Краткая биография Цветаевой Марины Ивановны, а также ее стихи включены в обязательную школьную программу. Очень популярны сегодня ее стихотворения, многие из которых стали известными романсами, положенными на музыку. Сейчас не только в России, но и за рубежом пользуется любовью и признанием Марина Цветаева. Краткая биография на английском языке Марины Ивановны, например, была создана многими авторами. В Нидерландах, в Лейдене, находится дом, на стене которого написаны стихи Цветаевой (фото представлено ниже).

Личная жизнь этой поэтессы (сама она не любила это слово, именовала себя поэтом) от ее творчества неотделима. Поэтому следует рассказать о нескольких любопытных фактах, которыми отмечена ее биография. Марина Ивановна Цветаева писала лучшие свои произведения в состоянии влюбленности, в момент сильных душевных переживаний.

Много бурных романов было в жизни Марины, однако единственная любовь прошла через всю жизнь поэта - это Сергей Эфрон, который стал ее мужем и отцом ее детей.

Знакомство их произошло романтично, в Крыму, в 1911 году. Марина, в то время начинающая поэтесса, гостила здесь по приглашению своего близкого друга.

В Крым приехал для того, чтобы подлечиться после чахотки, а также прийти в себя после самоубийства матери. Уже в 1912 году, в январе, они поженились. В это же время у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Однако, несмотря на то, что Марина своего мужа очень ценила, спустя 2 года после рождения Али (так называли домашние Ариадну) она окунается с головой в новый роман. Причем на этот раз женщину, поэтессу и переводчицу Софью Парнок, полюбила Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография для детей, конечно, об этом не упоминает. Очень болезненно пережил Эфрон увлечение своей супруги, но простил. В 1916 году, после множества ссор и примирений, Цветаева окончательно рассталась с Парнок и вернулась в семью.

После примирения с мужем в 1917 году Марина родила Ирину, ставшую разочарованием для Цветаевой, которая хотела сына. Эфрон участвовал в движении белых, сражался с большевиками, поэтому покинул после революции Москву и поехал на юг, где участвовал в обороне Крыма. Эмигрировал он лишь после того, как армия Деникина была окончательно разгромлена.

С двумя детьми осталась Марина Цветаева в Москве. Без средств к существованию находилась семья и вынуждена была продавать вещи для того, чтобы прокормиться. Однако сберечь младшую дочь, несмотря на все усилия, матери не удалось. Ира умерла в приюте от голода, куда ее отдала Цветаева, надеясь на то, что девочка здесь будет питаться лучше.

Марина за время расставания со своим мужем пережила еще несколько романов, однако приняла решение в 1922 году уехать к Сергею Эфрону за границу. Уже соединившись со своим супругом, Марина во время периода эмиграции в Чехии познакомилась с Родзевичем, которого некоторые историки считают настоящим отцом Георгия, долгожданного сына, появившегося на свет в 1925 году. Но официально им является Эфрон. Неоднократно подчеркивала сама Марина Цветаева (биография, интересные факты из жизни которой были нами рассмотрены), что наконец-то родила сына мужу. Тем самым она искупила частично свою вину, которую ощущала после того, как дочь погибла в послереволюционной Москве.

Такова поэтесса Марина Цветаева. Биография, интересные факты из ее жизни, надеемся, вызывали желание у читателя продолжить знакомство с этой яркой представительницей Рекомендуем прочитать ее стихи. Действительно талантливые произведения создала Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография (какой век называют Серебряным, надеемся, вы помните) создана была для того, чтобы вызвать интерес к ее творчеству.

Марина Ивановна Цветаева - гениальный поэт, прозаик, переводчик.

Семья

Марина Цветаева родилась в 26 сентября 1892 г. в семье профессора. Отец - Цветаев Иван Владимирович (1847-1913 гг.) - профессор московского университета, известный в научных кругах как блестящий филолог и искусствовед. Иван Владимирович стал основателем знаменитого музея изящных искусств, ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать - Мария Александровна, урождённая Мейн (1868-1906 гг.), происходила из дворянской польско-немецкой семьи. Талантливая пианистка, она училась у Муромцевой, ученицы самого Николая Рубинштейна, а живописи - у Клодта.

Мария Александровна была очень талантливым и многогранным человеком. Будучи безумно одарённым музыкантом, она виртуозно играла на пианино и гитаре, писала замечательные стихи, хорошо рисовала. Мария Александровна превыше всего ставила искусство, лишь благородство духа было для неё ещё важнее. В семнадцать лет Мария Александровна безумно влюбилась в женатого человека, но, не желая огорчать своего отца, она была вынуждена отказаться от каких-либо контактов со своим возлюбленным. Она продолжала любить его до самой смерти.

Иван Владимирович Цветаев был вдовцом с двумя детьми от первого брака. Первой супругой его была Варвара Дмитриевна Иловайская - оперная певица, дочь знаменитого историка Д. И. Иловайского. Варвара Дмитриевна была женщиной-праздником. Иван Владимирович безумно любил её и пронёс эту любовь через всю свою жизнь. Варвара Дмитриевна внезапно скончалась от тромбофлебита в возрасте 32 лет.

Брак между Иваном Владимировичем и Марией Александровной был союзом по расчёту. У Цветаева было двое детей, сын Андрей и дочь Валерия, которые нуждались в женской опёке. Для Марии Александровны также уже настала пора выходить замуж. Профессор Цветаев, известный учёный, утончённый интеллигент, являлся весьма хорошей партией. Через год после смерти супруги Ивана Владимировича, невзирая на существенную разницу в возрасте (20 лет), они обвенчались.

Детство и юность

В семье Цветаевых всячески поощрялось всестороннее образование. Маленькая Марина с самого раннего детства прекрасно разговаривала на трёх языках - русском, немецком, французском, и не только разговаривала, но и писала стихи. Первые свои стихи девочка написала уже в шестилетнем возрасте. Мама маленькой Марины мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам и станет музыкантом. Цветаева даже обучалась в музыкальной школе Зограф-Плаксиной. Однако, как мы с вами знаем, судьба распорядилась совершенно иначе.

Ранее детство Марина провела в Москве и в своей любимой на берегу Оки. Впервые в Тарусу, Марина попала ещё в младенческом возрасте. Папа взял в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное». Это были счастливейшие дни для всей семьи Цветаевых: Папа, мама, маленькие Марина и Анастасия, сводные брат и сестра Андрей и Валерия, каждый летний сезон с огромным удовольствием проводили в Тарусе. Возле дома отец посадил четыре орешника в честь каждого своего ребёнка и ещё три ели в честь каждой из дочерей. Интересный факт, в 1941 г., когда Марины Цветаевой не стало, одна из елей засохла. Цветаевы считались первыми дачниками Тарусы, с их подачи множество интеллигентных московских семей потянулись в эти благодатные места. Анастасия Цветаева, ставшая впоследствии писательницей и мемуаристом, в книге «Воспоминания» отразила атмосферу, царившую на даче. Анастасия Цветаева написала эту книгу, будучи уже пожилым человеком, ей удалось совершить маленькое чудо. Писательница самым волшебным образом смогла перенестись во времени и показать их дачную жизнь глазами ребёнка. Подобное под силу далеко не каждому, только человек с чистой душой способен на это. Позже, уже в зрелом возрасте Марина Цветаева завещала, чтобы её похоронили в любимом месте детства, на берегу красавицы Оки.

В 1902 г. в их семью пришло горе. Мама, Мария Александровна, заболела туберкулёзом. Наш российский климат, был мало пригоден для больной с подобным диагнозом. В надежде на поправку здоровья Цветаевы были вынуждены много времени проводить за границей. Бальнеологические курорты Италии, Швейцарии, Германии на протяжении нескольких лет стали почти постоянным пристанищем для Марии Александровны и детей. Однако, несмотря на отчаянные попытки сохранить остатки здоровья, в 1906 г. мама Марины Цветаевой умерла. Смерть матери оставила неизгладимый след в душе Марины Цветаевой. Мария Александровна являлась настоящим центром семьи, любящая, утончённая, нежная, она привила детям самые высокие человеческие идеалы.

После кончины Марины Александровны всё бремя воспитания возложил на себя отец. Иван Владимирович, эстет, образованнейший человек, прилагал всяческие усилия для того, чтобы дети получили хорошее, многогранное образование. Марина росла непокорной, самолюбивой девушкой, она была достаточно замкнутым ребёнком. Отцу, вечно занятому своим любимым детищем - музеем, не всегда удавалось находить общий язык с неуступчивой дочерью.

Выход в свет

В 1909 г., возрасте шестнадцати лет, Марина Цветаева отправилась в Париж, в знаменитую Сорбонну, с целью изучения старофранцузской литературы.

По возвращении в Москву Марина Цветаева знакомится с Валерием Брюсовым, знаменитым поэтом символистом. Валерий Брюсов, являвшийся главным редактором символистского издательства «Скорпион», познакомил Цветаеву с поэтом и художником Максимилианом Волошиным и многими другими, весьма известными литераторами. Цветаева и Волошин были весьма дружны, возможно, даже у них был роман, если судить по письмам Цветаевой, поэт был влюблён неё. С самого первого их знакомства Волошин оценил силу таланта Цветаевой и на протяжении многих лет всячески поддерживал её на творческом пути. Волошин был владельцем частного дома в Крыму, в Коктебеле. Летом дом Волошина становился уникальным миром творчества друзей поэта. Писатели, поэты и художники с удовольствием пребывали на живописном черноморском берегу. По приглашению Волошина Цветаева неоднократно гостила в Коктебеле. Пребывание в этом удивительном доме, общение с талантливейшими людьми самым серьёзнейшим образом повлияло на становление творчества юной поэтессы. В Коктебеле состоялось знакомство Цветаевой с , К. Бальмонтом, И. Эренбургом.

В это время Марина Цветаева заявила о себе как настоящий поэт. Первая книга стихов под названием «Вечерний альбом» вышла в 1910 г. Книга бы издана на средства самой поэтессы, втайне от родных. Издание не прошло незамеченным. Максимилиан Волошин писал: это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием. Для крайне самолюбивой Цветаевой поддержка Волошина была очень важна. Марина Цветаева писала, что Волошину она обязана первым самоосознанием себя, как поэта. также самым лестным образом отозвался о стихах Цветаевой. И это было немудрено, трудно было не разглядеть новое восходящее солнце поэзии. Слишком ярко оно светило. Брюсов же, напротив, выступил с позиции высокопарного ментора.

В этом же 1910 году Цветаева заявила о себе и как талантливый прозаик. Первая её работа, критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова», также была оценена по достоинству. Волошин стал литературным наставником для Цветаевой. В Коктебеле Цветаева познакомилась с молодым литератором Сергеем Эфроном. Молодой человек впечатлил девушку. Он показался ей несказанно благородным, но в то же время абсолютно беззащитным. В 1912 г. Цветаева и Эфрон стали мужем и женой, у них родилась дочь Ариадна. В этом же году вышла ее вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Как поэт Цветаева не принадлежала ни к одному из поэтических направлений. Её творчество само по себе являлось отдельным направлением. Цветаева говорила: Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня любили или не любили. В 1913 г. вышел стихотворный сборник «Из двух книг». Увы, в этом же году ушёл из жизни Иван Владимирович Цветаев - профессор, филолог, историк, археолог выдающийся искусствовед.

В том же 1914 г. произошло важнейшее событие в личной жизни Цветаевой. В одном из литературных салонов, где собирались московские поэтессы, Цветаева, знакомится с Софьей Парнок. Софья Парнок - поэт, переводчик и литературный критик, печаталась под псевдонимом Андрей Полянин. Софью Парнок называли «русской Сафо». На момент их знакомства Цветаевой было всего 23 года, она была замужем и имела дочь. Однако ничто не смогло остановить их взаимное притяжение. Подруги стали любовницами, о чём в мгновение ока узнала вся Москва. Какое-то время подруги даже жили вместе. В их общении наблюдалось что-то от материнско-дочерних отношений, Парник была старше Цветаевой на 7 лет. Для Марины Цветаевой это было противоречивое время, любовная идиллия сменялась жестокими ссорами. Периодически они намеренно эпатировали публику, появляясь вместе в различных местах, подруги сидели в обнимку, куря одну папиросу на двоих. Во время романа они совершили несколько совместных поездок: Коктебель, . Печально, что всё это происходило на глазах у дочери Цветаевой. Ариадна была на тот момент совсем маленькой девочкой, но всё же и она догадалась о характере взаимоотношений между мамой и тётей Соней. Интересный факт, впоследствии, сама Ариадна Эфрон связала свою судьбу с женщиной - Адой Шкодиной и прожила с ней до своей кончины. Муж - Сергей Эфрон, старался сохранять внешнее спокойствие. Эту же выжидательную позицию он принимал и во время всех будущих увлечений супруги, а их было отнюдь не мало. Любовная связь Софьи Парнок и Марины Цветаевой длилась около двух лет. В 1916 г., произошёл окончательный разрыв их отношений. Именно о романтических отношениях с Парнок Цветаева написала гениальное стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», на основе которого написан несравненный любовный романс, так проникновенно исполненный певицей Валентиной Пономарёвой в замечательном фильме «Жестокий романс».

В продолжение любовной темы можно добавить, что Софья Парнок была не единственной женщиной в жизни Марины Цветаевой. К примеру, в 1919 г. у неё случился роман с актрисой студии МХАТ Софьей Голлидэй. Гораздо позднее, уже в эмиграции в Париже, Цветаева выскажется о подобных вещах таким образом: «Мужчина, после женщины, какая простота, какая доброта, какая открытость. Какая свобода! Какая чистота».

Революция и эмиграция

В 1917 г., в год революции, муж Марины Цветаевой, Сергей Эфрон, став офицером, отправляется на фронт. Во время гражданской войны он активно выступал на стороне белого движения. Служил в знаменитом офицерском полку генерала Маркова. Был участником «Ледового похода» и обороны Крыма. В числе тысяч и тысяч русских людей, спасаясь от смерти, он был вынужден покинуть родину. Эмигрировав в Турцию, сначала обретался в Галлиполи, позднее переехал в Константинополь, затем перебрался в Прагу.

В эти трагические годы на долю Цветаевой выпало множество тяжёлых испытаний. После ухода мужа на фронт Цветаева осталась без средств к существованию. В 1919 г. в Петрограде царил голод. Цветаева приняла решение отдать дочерей в приют. В приют брали только детей-сирот, чтобы их приняли, Цветаева была вынуждена назваться крёстной матерью. Так семилетняя Ариадна и двухлетняя Ирина оказались в приюте. Теперь уже не совсем понятны мотивы этого поступка: почему Цветаева пошла на этот шаг? Можно лишь предположить, что Цветаева, не рассчитывая на собственные силы, пыталась таким образом спасти детей от голода. Однако сохранились письма старшей дочери Ариадны, восьмилетняя девочка писала маме о том, как ей и сестре голодно и плохо в приюте. В 1920 г. маленькая Ирина умерла от голода. Цветаева на похороны не пришла, не смогла.

Марина Цветаева отрицательно относилась к революции, она считала её смертью для , о чём не преминула высказать в своих стихах. Сборник «Лебединая песня», вышедший в 1921 г., был полон сочувствия к воинам-белогвардейцам. Разумеется, в подобной ситуации, стихи Цветаевой никто не печатал, а её пребывание в России становилось попросту опасным.

В 1922 г. Цветаева, несколько лет ничего не ведающая о судьбе своего мужа, получает долгожданное известие. Эфрон жив и здоров, находится в Праге. Узнав об этом, Цветаева с дочерью Ариадной покинула Россию. Они прибыли в Берлин, туда же приехал и Сергей Эфрон. Первые несколько лет семья прожила в Чехии. В Праге у них родился сын Георгий (Мур). В 1925 г. Эфроны переехали во Францию, в Париж. В Париже у Цветаевой состоялась целая волна гетеросексуальных романов, иногда они носили исключительно платонический характер. В эмиграции стихи Цветаевой были мало востребованы, их считали слишком обнажёнными, чересчур сложными, переходящими всяческие рамки. На тот момент среди русской эмиграции были модны лирические стихи декадентской направленности. Проза, напротив, была весьма популярна в эмигрантских кругах. В эмиграции было написано множество замечательных произведений: «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма лестницы», «Поэма воздуха», «Мой », «Пушкин и », а также цикл антифашистских стихов «Стихи к Чехии». Отношения Цветаевой и белоэмигрантского общества не сложились. Переписка со старым другом - единственное, что поддерживало Цветаеву в этой тяжёлой ситуации. Муж, Сергей Эфрон, был болен туберкулёзом и не мог трудиться на тяжёлых работах. Будучи очень артистичным юношей, он в молодости пробовал себя на театральных подмостках. Во Франции Эфрон попытал счастья в кино. В 1927 г. он даже снялся в крошечной роли в немом фильме «Мадонна спальных вагонов». Но, невзирая на отчаянные попытки хоть как-то заработать, их семья жила в нищете. Какое-то время деньги в семью приносила только Цветаева. Женщина-поэт была удручена невозможностью заниматься творчеством. Бытовые проблемы целиком поглотили её. При попытке вырваться из житейского плена и хоть что-то написать она выслушивала упрёки родных. Семья не понимала её: дети обвиняли мать в эгоизме, говорили о ненужности её стихов. Атмосфера накалялась. После одной из ссор дочь Ариадна ушла из дому. Сергей Эфрон, ранее бывший активным членом белого движения, полностью разочаровался в нём. Всё чаще его стали посещать мысли о возвращении на родину.

Возращение на родину

С 30-х годов Сергей Эфрон начал свою работу в «Союзе возвращения на родину». Желание вернуться становилось всё сильнее, для достижения этой цели Эфрон был вынужден стать штатным агентом ОГПУ. В 1937 г., после очередной крупной ссоры с матерью, дочь Ариадна ушла из дому и вскоре уехала в СССР. В этом же году Сергей Эфрон оказался замешан в политическом убийстве. Преследуемый французской полицией, он сел на пароход в Гавре, доплыл до Ленинграда и таким образом также оказался в СССР. В связи с этим делом Цветаеву вызвали в Парижский комиссариат, её пытались допросить, но она начала безостановочно декламировать стихи, в итоге Цветаева была отпущена. Марина Ивановна совершенно не хотела возвращаться в Россию, но была вынуждена последовать за дочерью и мужем. В СССР Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии. Всего Анастасию арестовывали 3 раза: в 1933 г., 1937 г. и 1949 г., в итоге после всех мытарств её определили на вечное поселение в Сибирь, в деревню .

После возвращения на родину поначалу всё было хорошо. Для проживания семье Эфрона была предоставлена дача НКВД в подмосковном посёлке . Однако спокойная жизнь длилась совсем недолго. В 1939 г. была арестована дочь Ариадна, вскоре после этого арестовали и самого Эфрона. Ариадна получила 8 лет лагерей и 6 лет ссылки в , была реабилитирована лишь в 1955 г. Сергея Яковлевича Эфрона расстреляли 16 октября 1941 г., но Марине Цветаевой не суждено было это узнать. После ареста дочери и мужа Цветаева осталась с сыном Муром, она зарабатывала на жизнь переводами.

Когда началась война, по настоянию друга Бориса Пастернака Цветаева вместе с сыном отправилась в эвакуацию в город . В эвакуации Цветаева безуспешно пыталась найти работу, она была в отчаянии, житейские трудности сломили её. Марина Ивановна, была готова на любую работу, она просилась на должность посудомойки в столовую Литфонда, но и там её ждал отказ.

31 августа 1941 г. жизнь Марины Цветаевой завершилась самоубийством. Причины самоубийства до сих пор остаются тайной. Как часто бывает в подобных случаях, существуют лишь различные версии трагедии. Среди них основной версией самоубийства считается бытовая неустроенность. Перед смертью Марина Цветаева оставила несколько записок, но в них не была указана точная причина её ухода. Там лишь содержалась просьба к людям позаботиться о любимом сыне - Муре. Увы, Мур, одарённый, талантливый юноша, погиб на фронте в 1944 г.

Марина Цветаева - гениальный поэт, непонятый многими, человек не от мира сего, она абсолютно не вписывалась в общепризнанные рамки. Гордая, порывистая, ранимая, страдающая, любящая, отвергающая. Кто-то любил её, кого-то любила она, но всегда это было страстно, как в последний раз. Марина Цветаева не могла жить не любя. Любовные страсти питали её, без них она была подобна цветку, гибнущему без солнца.

Дмитрий Сытов


Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Марины Цветаевой.

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в . Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и .

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к .

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – .

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Творческая биография Цветаевой

Первый сборник Цветаевой – «Вечерний альбом», был опубликован в 1910 г., когда умер . Подавляющая часть стихотворений, содержащихся в нем, была написана Мариной еще в школьные годы.

Ее творчество сразу было замечено знаменитыми литераторами, которые по достоинству оценили новый талант. О ней положительно отзывались М. Волошин, и .

Марина Цветаева, 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Окрыленная первым успехом, Цветаева пишет статью «Волшебство в статьях Брюсова». Отдельного внимания заслуживает тот факт, что первые свои произведения она печатала на собственные сбережения.

Признание со стороны критиков и общественности побудили Цветаеву продолжать и развивать свое творчество. Вскоре в печати появляется сборник «Волшебный фонарь».

Еще в дореволюционные годы, Цветаевой удалось погостить у своей младшей сестры Анастасии в городе Александров. В тот период своей биографии она смогла написать множество стихов, посвященных разным людям и событиям.

Именно в Александрове она создала циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

В разгар Гражданской войны Марина Ивановна проявляла сочувствие к Белому движению, хотя в целом она оставалась нейтральной, не отдавая предпочтения какой-либо из враждующих сторон.

В это же время из-под ее пера выходит сборник стихов «Лебединый стан», пишутся поэмы и лирические пьесы. Находясь в эмиграции, она сочиняет 2 масштабные работы – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Впоследствии эти работы станут одними из ключевых в ее творческой биографии. Стоит подчеркнуть, что где бы Цветаева не находилась, она никогда не прекращала работать.

Иностранным гражданам нравилось ее творчество, хотя они не спешили покупать ее книги.

В 1917 г. Цветаева родила вторую дочь – Ирину.

После этого в биографии Цветаевой наступает череда несчастий: Гражданская война, побег супруга за рубеж, материальные трудности, голод.

Тогда же серьезно заболевает Ариадна, в результате чего мать отдает обоих детей в специальный приют.

Через некоторое время Ариадна полностью выздоровела, однако внезапно заболевает и умирает 3-летняя Ирина.

В Чехии, в 1925 г., Цветаева родила Георгия, у которого с девства было слабое здоровье. С началом Второй мировой войны его отправили на фронт, где он был убит в 1944 г.

Биография Цветаевой сложилась таким образом, что никому из детей не удалось подарить ей внуков, поэтому прямых потомков у нее нет.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Cмерть

31 августа 1941 года, не выдержав всех этих потрясений, Цветаева совершила суицид, повесившись в доме Бродельщиковых, куда она была определена на постой.

Перед самоубийством она написала 3 записки. Одна из них была адресована непосредственно Георгию, а в двух других она обращалась к людям, чтобы те позаботились о ее сыне.

Здесь стоит привести один примечательный факт. Дело в том, что когда Цветаева готовилась к эвакуации, собирать вещи ей помогал Пастернак.

Именно он купил специальную веревку для связывания вещей, хвалясь тем, что веревка настолько крепкая, что на ней можно даже повеситься.

По роковой случайности его слова оказались пророческими.


Стихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Цветаева было похоронена в Елабуге, однако точное место захоронения неизвестно.

По церковным обычаям священнослужители не отпевают самоубийц, однако правящий архиерей иногда может нарушать данное правило. Воспользовавшись этим, патриарх Алексий II в 1991 г., сделал исключение и отпел Цветаеву согласно всем церковным традициям.

В разных городах России установлены памятники и открыты музеи в память о Марине Цветаевой – великой русской поэтессе.

Если вам понравилась биография Цветаевой – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.