Меня не любит коллектив работе. Травля в коллективе, советы по выживанию, как защитить себя

Что делать, если вдруг все на работе стали тебя ненавидеть.

В африканской саванне нет места коллективистам. Действовать по принципу «каждый за себя» удобнее: ответственности меньше. А съедят - никто не пожалеет. Поэтому зоологи очень удивились, столкнувшись с явлением мобинга: нападением группы животных на одинокого собрата. Еще больше изумились психологи, когда узнали, что в человеческом обществе мобинг тоже присутствует. Причем, по статистике, он встречается в каждом пятом коллективе. Наша задача - предупредить тебя и вооружить новейшими методами борьбы с этим явлением.

С тем, что тебя обожают далеко не все, постепенно начинаешь свыкаться сразу после расставания с памперсами. Невнятно произнесенных слов, неловких шагов и наивной улыбки недостаточно, для того чтобы вызвать всеобщий взрыв восторга и умиления. На первых порах помогают игрушки, природное обаяние, затем чувство юмора, деньги и, наконец, профессиональные навыки. Все то, что позволяет находить общий язык со знакомыми, коллегами и начальством.

Действует это с переменным успехом, однако настоящей неожиданностью становится момент, когда даже самые положительные качества и поступки вместо восхищения вызывают раздражение и даже ненависть. Вполне возможно, это первые признаки мобинга, или попросту травли. Ее цель - выжить человека из коллектива, полностью вычеркнув его из штатного расписания и списка сотрудников.

Повод

Чтобы попасть в список врагов, тебе совсем необязательно проливать на сослуживца морковный сок или ставить ему подножку в коридоре. Все необходимое он сделает за тебя сам. Заглянет в зарплатную ведомость, чтобы сверить твой оклад со своим, или услышит, как ты кокетничаешь с секретаршей, которой он хотел предложить руку и сердце. Ты можешь перейти кому-нибудь дорогу, просто получив должность, на которую уже давно рассчитывал кто-то из старожилов фирмы.

Итог один: обиженный начинает вынашивать коварные планы мести. Если он пользуется в коллективе формальным или неформальным авторитетом, вокруг довольно быстро объединяются остальные коллеги, и месть становится всеобщим делом.

Методика

Фантазия моберов ограничивается степенью их интеллектуального развития. И, разумеется, служебным положением.

Заполучать в качестве главного злопыхателя генерального директора фирмы не рекомендуется: травля окажется до смешного короткой. Самое распространенное орудие мобинга столь же банально, сколь и эффективно. Это сплетни, которые заботливо культивируются и распространяются через любопытные уши. Достаточно появиться в офисе с кругами под глазами, и среди коллег тут же проползет слух о том, что ты уже пятый день пьешь, смешивая односолодовое виски с жигулевским пивом.

Подъедешь к офису на новой машине - тебя тут же запишут во взяточники и будут прочить головокружительную криминальную карьеру. Другой вариант мобинга - это мелкое вредительство. Оно может быть откровенным - гнутые скрепки в столе, острые кнопки на стуле или вирус, запущенный в твой компьютер. Скрытое вредительство опаснее всего. Это когда ты думаешь, что твои указания выполняются, а вместо результата получаешь круглые глаза и жалобы на рассеянный склероз и раннего Альцгеймера.




Моберы сделают все, чтобы повесить этот просчет на тебя и доложить о нем руководству. Даже если ты сумеешь доказать свою невиновность, осадок останется.

Итог

Все эти старания приведут к тому, что любой твой поступок будет оцениваться негативно. Не остался после работы? Не радеет об интересах фирмы. Остался? Не справляется с работой в основное время. В общем, каждый твой вздох будет сопровождаться критикой и мелкими придирками, которые со временем будут только нарастать. Подвергнувшись мобингу, ты довольно быстро окажешься в социальной изоляции. Психологи отмечают, что в таких ситуациях человек быстро теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным. Формируется хронический стресс и сопутствующие симптомы - головная боль, бессонница, нарушения кровообращения и т.п. На работе все валится из рук, какой-либо энтузиазм исчезает начисто.

В итоге проще сменить рабочее место, чем продолжать трудиться в таких условиях.

Действия

Чтобы четко понять, с чем тебе придется бороться, представь себе, что ты прогуливаешься неподалеку от группы болельщиков «Спартака». При этом ты одет в красно-синей цветовой гамме. Для чистоты эксперимента можешь мысленно крикнуть: «ЦСКА - чемпион». Решать, убегать тебе или драться, нужно очень быстро, благо оценить надо всего две вещи. Во-первых, свои силы: готов ли ты в одиночку бороться против коллектива? Во-вторых, насколько ты любишь и дорожишь своей футбольной командой (или рабочим местом): стоит ли оно того, что бы начинать за него войну?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, лучшим выходом будет написать заявление об увольнении. Вряд ли кто-то упрекнет тебя в трусости или безволии за отказ от борьбы с агрессивной толпой за пустую идею. Если же ты твердо решил драться, возьми на вооружение наши советы.

Стань злопамятным

Если при достаточном уровне злости ты жалуешься на плохую память, начинай записывать все нанесенные тебе обиды. Заведи для этой цели дневник. Так и пиши: «Сегодня в 11:24 Иванов коварно наступил мне на ногу, после чего рассмеялся в лицо. Сволочь». Поступать таким образом советуют немецкие психологи.

Зафиксированные выпады помогут оценить силы противников, понять, кто именно к ним относится, какова роль каждого фигуранта и можно ли назвать атаку хорошо спланированной и системной. Кроме того, имея перед глазами фактически схему военных действий, ты сможешь разработать комплекс ответных мер.

Выяви зачинщика

Почти наверняка инициатива исходит (или изначально исходила) от одного человека. Возможно, даже без анализа своих записей ты сможешь его выявить - скорее всего, это тот, с кем у тебя остался неразрешенный конфликт. Теперь самое время попытаться наладить с заводилой контакт и ликвидировать ссору. Возможно, выручит доверительная или, наоборот, жесткая беседа. Если зачинщик - личность действительно авторитетная, мобинг должен сойти на нет.

Найди "слабое звено"

На древнеримских стадионах даже после самых скучных поединков находились граждане, поднимавшие большой палец вверх из желания спасти жизнь нерадивым гладиаторам. Среди атакующих коллег тоже наверняка найдутся те, кто в глубине души тебе симпатизирует и молчит в ходе обсуждения твоего нового галстука в горошек. Сблизившись с ними, ты практически внедришь диверсанта в тыл врага. Отныне при разговорах о твоей одиозной персоне иногда будут раздаваться и одобрительные голоса.

Найди товарищей по несчастью

Вполне вероятно, что ты не единственный, кто подвергается мобингу в вашем дружном коллективе. Если кто-то из твоих коллег также постоянно вынужден терпеть нападки и провокации со стороны сослуживцев, у вас с ним наверняка найдется пара-тройка общих тем для разговора. Вряд ли вы сможете заключить непобедимый альянс, но, по крайней мере, у тебя появится психологическая отдушина, которая поможет быстрее справиться с другими проблемами.

Исключи ошибки по работе

Даже если офис превратился для тебя в поле психологического боя, это не значит, что нужно забывать о работе. Твои оппоненты только и ждут, когда ты, увлекшись противостоянием с ними, начнешь игнорировать свои непосредственные обязанности. Поверь, прибежать к твоему начальнику с криком: «Иванов опять завалил поставку насосов в регионы!» - будет для них величайшей отрадой. Избежать этого явно в твоих интересах. Начав войну с невзлюбившими тебя коллегами, работай так, как будто от этого непосредственно зависит твоя жизнь. Кстати, в каком-то смысле так и есть.

Апеллируй к сильным

Любой компетентный руководитель понимает, что мобинг в его коллективе вредит бизнесу. Естественно, он постарается его предотвратить. Потому после особо коварной провокации не постесняйся обратить на нее внимание шефа. Скорее всего, он вмешается (если, конечно, он не главный мобер, хотя в этом случае ты уже ищешь новое место работы). И вообще, раз уж тебя всячески пытаются очернить перед начальством, при первой возможности демонстрируй свою белизну и пушистость. А вот ответных выпадов в сторону коллег лучше избегать - даже на войне не все средства хороши.

Профилактика

Добившись более или менее высокой должности, ты фактически исключаешь себя из числа потенциальных объектов мобинга. Однако взирать свысока на мышиную возню твоих подчиненных - худшее, что может предпринять начальник. Мобинг губителен для коллектива в целом. Говорить о работе в условиях, когда большая половина сотрудников занята распусканием слухов и плетением интриг, просто бессмысленно. Поэтому, чтобы уменьшить или исключить вероятность мобинга во вверенной тебе команде, прими во внимание следующее.

Избавься от блатных

Если ты хоть как-то можешь влиять на подбор персонала, введи жесткое табу на прием на работу родственников и старых друзей своих сотрудников. Наличие родовых кланов естественно ведет к возникновению среди них чувства собственной элитарности и безнаказанности. Практика показывает, что именно среди таких спевшихся «междусобойчиков» чаще всего зарождаются моберские инициативы. Правда, ситуация может сложиться и с точностью до наоборот: взятый на работу родственничек займет вакансию, о которой давно мечтал кто-то из «ветеранов». Он-то и поведет коллектив в атаку на новичка.

Введи коммунизм

Мы не призываем тебя строить общество всеобщего благоденствия в отдельно взятом коллективе. Просто постарайся обеспечить подчиненным более или менее равные условия труда и оплаты. Не допускай, например, чтобы новые офисные кресла с массажером спины и встроенной кофеваркой поступали сотрудникам по очереди: «апгрейди» все рабочие места одновременно. Постарайся, чтобы сотрудникам было как можно сложнее узнавать о цифрах в платежной ведомости. Наконец, избегай появления у тебя любимчиков, особенно женского пола, или хотя бы держи свои симпатии в тайне.

Обеспечь доступ к информации

Если какие-то сведения о делах фирмы не предназначаются для ограниченного круга пользователей, например топ-менеджмента, они должны быть действительно общедоступными. Сделать их таковыми помогают разного рода совещания, планерки и летучки. Все это позволяет держать сот рудников в курсе основных информационных потоков. Как следствие, в коллективе отсутствует каста избранных, которая раньше других узнает важную информацию. И всячески стремится этим злоупотребить.

ГРУППА РИСКА

Если ты попадаешь в одну из данных категорий, вероятность подвергнуться мобингу резко возрастает.

Сотрудник со стороны
Крепостное право у нас отменили более 150 лет назад, но перекупать особо ценные души принято до сих пор. Такой сотрудник на новом месте получает привилегии как минимум по трем параметрам: заработная плата, внимание начальства и неприязнь коллег.

Неопытный новичок
Если ты не служил в армии и избежал дедовщины, на первом рабочем месте тебе наверняка придется с лихвой вкусить все е прелести. Это, конечно, не совсем мобинг, но тоже вполне может навести на мысли об увольнении.

Пенсионер
«Дорогу молодым!» Прикрываясь таким жизнеутверждающим лозунгом, товарищей возрастом под 50 и старше обвиняют в склерозе, старческом слабоумии, несовременности и прочих несовместимых с трудовой деятельностью чертах. Если ты оказался таким пенсионером и не занимаешь кресло директора или министра, мобинг по отношению к тебе почти неизбежен.



Метки:


Если у вас проблемы с коллективом на работе, пора покопаться в себе и исключить возможные ошибки своего поведения. Давайте рассмотрим наиболее частые.

1.Не любят спорщиков. Если вы любое мнение, кого бы то ни было, пытаетесь оспорить, скорее всего, при вас предпочтут промолчать. Вряд ли кому-то захочется постоянно состязаться с вами в количестве знаний и умении постигать философию жизни. Умейте просто выслушивать чужую точку зрения, не комментируя ее, коль получаются из-за этого вечные споры и распри.

2.Болтунов тоже не жалуют. Если вас попросили сохранить информацию в секрете, сделайте это. Тогда вам больше будут доверять.

3.Тех, кто без конца подлизывается к руководству, не уважают. Их считают недостаточно умными, чтобы добиться расположения начальства своими идеями, связанными непосредственно с работой. Убедите коллектив в обратном: создайте успешный проект, повысьте свою квалификацию. И поменьше заигрываний с руководителем. В конце концов, ему это тоже когда-нибудь надоест, особенно, если вы будете допускать ошибки в труде.

Еще причины, по которым на работе вы не нравитесь

4.Если вы гордая одиночка – не ищите тогда поддержки коллектива, решайте все свои вопросы и проблемы в гордом одиночестве. Иногда же получается, «пока проблемы у кого-то, я за своей гордостью этого и не замечаю, а как беда свалилась на меня, так все тут же должны спохватиться и выручать меня». Так не бывает. Либо человек - часть коллектива на постоянной основе, либо он к нему никакого отношения не имеет вообще. Если у вас подобная проблема уже возникла, начните ее решать хотя бы с того, что отложите свои личные планы, и проведете ближайший кооператив вместе со своими сотрудниками, активно участвуя во всех мероприятиях.

5.Не придирайтесь к своим коллегам. Будьте проще и люди потянутся к вам. Это правило для тех, кто постоянно ищет ошибки и неточности в работе, речи, внешнем виде окружающих людей.

6.Не демонстрируйте свою суперзанятость. Оставляйте время на то, чтобы пообщаться с сотрудниками, хотя бы во время перерыва выпить вместе чаю, а после работы сходить в боулинг или в фитнес-клуб. Трудоголики обречены на одиночество. Если хотите быть в дружбе с коллективом, уделяйте ему часть своего времени.

7.Не оставляйте за собой грязь. Если вы забыли вынуть из общего холодильника свою котлету, и она там стала портиться, не моете свою чашку, и она всегда в коричневых подтеках, на столе у вас бардак, на документах стоят жирные пятна, то ваши коллеги могут просто вами начать брезговать. Порядок необходимо поддерживать всегда и везде. Так вам и работать будет легче, и отношения налаживать.

От негативного отношения на работе не застрахован никто. Независимо от материального статуса, возраста, пола или образования, сотрудник может подвергаться психологической травле со стороны своих коллег. Как же правильно себя вести в такой ситуации? Плыть по течению в этом случае, наверное, наихудший вариант. Длительное нахождение в постоянном стрессе заберет у вас все силы и нанесет вред здоровью.

Проявление неуважительного отношения на работе может демонстрироваться как коллегами, так и руководством. Как правило, чаще всего психологической травле подвергаются новички, которые только недавно устроились. «Бывалые» сотрудники видят в них конкурентов. Поэтому троллинг новеньких очень распространен во многих компаниях. Стать объектом насмешек и неприятного отношения могут и «старые» сотрудники. Например, если начальство стало их часто хвалить, тем самым вызывая зависть у других работников.

Причинами неуважения коллег бывают частые жалобы начальству, доносы, хвастовство, услужливость руководству и многое другое. Бывает так, что умного и эрудированного работника, принимают за выскочку, который хочет казаться лучше, чем он есть. Поэтому, если вы обладаете высоким уровнем интеллекта, старайтесь не сильно это демонстрировать перед коллегами. Проявляйте свои способности при выполнении рабочих обязанностей, это поможет вам добиться уважения руководства. Иногда человека не любят за прямолинейность и честность. В коллективах, где процветает распускание сплетен, такому человеку будет сложно прижиться. Если вы выступите против обсуждений других работников, то следующие сплетни будут уже о вашей персоне. Если не хотите участвовать в подобных интригах, уходите из такого коллектива.

Методы психологической травли:

  1. Незаслуженные обвинения. Например, вам с коллегой было поручено важное дело. Коллега наделал ошибок и сказал, что это сделали вы.
  2. Демонстративные косые взгляды в вашу сторону.
  3. Всевозможные унижения. Например, на общем собрании вы представляете свой проект, а ваши коллеги говорят, что идеи плохие и всячески вас критикуют.
  4. Постоянное изменение правил и задач, чтобы заставить вас переделывать выполненную работу.
  5. Руководство специально не замечает ваших достижений и позитивных результатов работы. Как бы вы не старались, это никак не отразится на вашем продвижении по службе.
  6. Постоянная критика вашей работы, которая периодически переходит на личностные качества.
  7. О вас распускают слухи или сплетни.

Как бороться с негативным отношением к себе?

  1. Старайтесь быть улыбчивым и приветливым человеком. Проявляйте доброжелательность ко всем коллегам. Позитивный настрой убережет вас.
  2. Не рассказывайте ничего лишнего о своей личной жизни. Не слушайте и не распускайте сплетни.
  3. Постарайтесь вести себя и выглядеть как все. Старайтесь сильно не выделяться на фоне других, однако и терять свое лицо не стоит.
  4. Не поддавайтесь на провокации обидчиков. Держитесь достойно и не позволяйте над собой издеваться. Если вам грубят, не стоит отвечать тем же. Скажите в деловой форме, что не потерпите подобного отношения к себе. Если вам поручают то, что не входит в ваши обязанности, умейте твердо и доброжелательно отказаться.
  5. Соблюдайте традиции, которые сложились в коллективе.
  6. Если вы дружите с руководством, не рассказывайте об этом всей конторе. На работе соблюдайте субординацию, а дружбе уделяйте свободное время.
  7. Выполняйте свою работу правильно и качественно. Так вы избавите недоброжелателей от возможности использовать ваши ошибки против вас.
  8. Если вас просят о помощи, не отказывайтесь. Помогайте коллегам чем можете. Но следите, чтобы вашей добротой не начали пользоваться.

От проявления негатива в свою сторону никто не защищен, особенно нелегко приходится новичкам. Поэтому важно себя правильно позиционировать с первых дней работы. Будьте вежливы и открыты, не старайтесь играть несвойственные вам роли. Помогайте коллегам и выполняйте свою работу с большой ответственностью. Всегда относитесь с уважением к себе и окружающим.

Нашим отношениям больше 10 лет, из них около 5 в браке, есть двое детей. Я сейчас нахожусь в...

И с мужем быть не хочу, и изменить не могу: что делать?

Вышла замуж рано, быстро поняла, что совершила самую глупую ошибку в жизни. Семейная...

Беременная паранойя

Нахожусь на 6-м месяце беременности. Ребенок долгожданный, запланированный. Стала набирать вес очень сильно, муж не раз...

Не схожусь с людьми: как стать коммуникабельным?

Эта проблема существует, сколько помню себя. Именно поэтому сразу после школы я не рискнула...

Вита Якушева

10.09.2014 | 1402

За что меня не любит коллектив?

В нашем пиар-агентстве была очень дружная команда. Вернее, все дружили со всеми, но только не мной. И я очень долго мучалась: ну почему же меня никто не любит? Почему никто не спросит, как мои дела? И при этом я ведь всем помогаю!

Скажем, поручит босс придумать сюжеты для рекламных роликов, раздаст каждому по теме для размышлений, так я и за себя придумаю, и за всех коллег. Или не успевает кто-то пресс-релиз написать, я тут как тут: «Бери, вот, я уже все сделала!»

С каждым днем коллеги по работе отдалялись от меня все больше и больше, пока я не поняла, что одна, как перст. Выхода было два: уволиться сразу, потому что существовать треть жизни в вакууме не представлялось возможным, или уволиться, высказав всем, какие они здесь все черствые и неблагодарные.

Разговор с начальницей

От таких раздумий я разрыдалась прямо в офисном туалете, где и была застигнута начальницей. Алла Петровна поинтересовалась, что со мной, правда, безо всякого участия, скорее, ради приличий, но все же поинтересовалась.

Я высказала свои обиды как на духу. «Послушай, Якушева, – сказала мне начальница. – Я давно за тобой наблюдаю и не могу не отметить твое рвение. Но проблема не в том, что ты предлагаешь коллегам помощь, она в том, как ты это делаешь .

«Я написала за тебя пресс-релиз», – говоришь ты, а кому захочется после этого использовать тобою написанное? «Я придумала все темы за вас» – радуешься ты, а люди обижаются, ведь они чувствуют себя ни на что не способными дураками.

На совещаниях ты перебиваешь, критикуешь нещадно чужие идеи, добавляя при этом: «Вот я придумала такую тему, она точно вам подойдет».

«Мой тебе совет, Вита, не навязывай, не «якай», а постарайся прислушаться к людям, которые с тобой работают. Поверь, если ты будешь говорить тише и меньше и просто предлагать, но не заставлять принимать твою помощь – обстановка улучшится».

Жизненный урок

Конечно, это только в сказке по взмаху волшебной палочки все мгновенно меняется к лучшему. В жизни события развиваются не так быстро – целый год я мучительно старалась переделать себя, научиться слушать и слышать других, не быть «выскочкой».

И хотя иногда противное «Я» все же вырывалось помимо моей воли, отношения на работе заметно потеплели. Много передумав за это время, я поняла, что жизнь преподнесла мне прекрасный урок, что общение с людьми – совсем не такое простое дело, как я ошибочно полагала. Ну что ж, на ошибках учатся.

Сегодня читают

Отношения А какие у вас сексуальные отношения с мужем: дуэт или дуэль?

Врач-сексолог, кандидат медицинских наук, психотерапевт Юрий Прокопенко рассказывает, как обрести гармонию в сексуальных...

Сергей Сергеевич Мяк – психолог не по профессии, но по зову души. С огромным жизненным багажом за пазухой он в два счета разберется в любой проблеме. Именно к его не всегда высококвалифицированным, но глубоко раскрывающим суть советам отныне мы и будем обращаться.

Девушка приходит на новую работу...

Мы не будем рассказывать о тех случаях, когда молодая девушка пришла в коллектив, где одни старорежимные женщины – тут все и так понятно. Или о тех, в которых она совершила очевидную ошибку и по какой-то причине не хочет признать вину. Поэтому давай рассмотрим ситуацию, в которой молодая девушка пришла в коллектив, где работают и мужчины и женщины приблизительно ее возраста. И вдруг ощутила на себе все тяготы аутсайдерства.

Для начала стоит понять глубину нелюбви к тебе, какие ее проявления ты на себе уже испытала – была ли то жвачка в волосах, подложенная кнопка, плевок в спину или же тебя просто не зовут обедать и секретничать? Оценив положение, стоит вооружиться листком бумаги и ручкой и задать себе вопрос, по какой причине, тебе кажется, тебя могут не любить. Записывать стоит все, даже самые нелепые предположения: внешний вид, не соответствующий требованиям компании и отпугивающий коллег, громкий смех, вульгарное поведение, неприятный запах... Составила список предположений, почему ты можешь не нравиться? Теперь самое время перевернуть листок и вспомнить, что ты сделала для того, чтобы понравиться. Если написать тебе нечего – вот и ответ на твой самый главный вопрос.

Попав в новый коллектив, не забывай не только рассказывать о себе, но и проявлять интерес к собеседнику. Так ты гораздо быстрее расположишь к себе людей.

Следующий твой шаг – выяснить, какие есть условные «касты» на твоем новом месте работы: курильщики, спускающиеся предаться своей привычке и, что важнее, посекретничать, заводилы, сплетницы, обсуждающие всех и вся на кухне в обеденные перерывы и кофе брейки, грубияны, зануды и пр. Надо понять, с кем бы из них ты для начала хотела пообщаться. Определилась? Преодолей свою скромность, приготовь запас шоколадной продукции и спеши на кухню в самый разгар чаепития. Ненавязчиво и искренне (без наигранной вежливости) предложи коллегам угоститься и задай общий поверхностный вопрос.

Предвосхитим возможные ошибки. Вопросы о выполнении плана или о личной жизни вызовут весьма и весьма подозрительные взгляды и едва ли расположат к тебе твоих новых коллег. Углубляться сразу в литературу и искусство тоже не стоит – заподозрят в тебе надменную особу. К тому же твои коллеги могут совершенно случайно предательски любить Коэльо, а не Пруста или Бальзака.

Начать беседу стоит с какой-то светской шутки или звездной сплетни. В общении нужно быть вежливой, но не заискивающей, держаться открыто, но не панибратски. Одного чаепития, естественно, недостаточно.

Возможно, стоит пойти дальше и выйти на улицу «подышать» с курильщиками. Когда ты уже освоишься, общайся с теми, кто уже проявил к тебе интерес. Но есть небольшая уловка – если не хочешь тратить время зря, нужно сразу идти очаровывать капитана. Выяви такого члена команды, которого зовут везде, чье мнение спрашивают по любому поводу и к чьим советам прислушиваются, – именно он скорее всего и является лидером. Остальная команда естественным образом тебя полюбит, когда увидит, что капитан дает добро.

Если человека воспитали не обезьяны в джунглях и его адекватность не вызывает сомнений, то ты без труда сможешь найти у вас двоих что-то общее. Ты, безусловно, хочешь выстроить хорошую карьеру, а она так или иначе сопряжена с хорошими отношениями внутри коллектива – как бы профессиональна и трудолюбива ты ни была, конфликты с коллегами будут выбивать тебя из колеи и точно не помогут полностью реализоваться. Словом, всем – мир!

Уже хочешь задать свой собственный вопрос о наболевшем Сергею Сергеевичу? Смело оставляй его в комментариях ниже или присылай на [email protected] с пометкой "Вопрос НЕ психологу".

На главном фото – "Плачущая женщина" Пабло Пикассо