Методика ассоциаций. Упражнение «16 ассоциаций», основанное на методе карла юнга

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов. К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футбольный» - «мяч». А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» - «земля», «земля» - «вода», «вода» - «пить», «пить» - «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй - из 10 2 , третий - из 10 3 , четвертый-из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат - расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Метод фокальных объектов

Еслина совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упраж­нения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

  1. Выбор фокального объекта (например, часы).
  2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
  3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).
  4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягиваетсявширокий, проецируется куда-то… и т. д.).
  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает креативную методику, которую он назвал «Гирлянда ассоциаций». Ее цель — облегчить поиски решения при дефиците информации. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Этапы метода «гирлянд ассоциаций»

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к изначальному объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов изначального объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов изначального объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Примеры использования ассоциаций и метафор в рекламе

Дикий, дикий Raid. Идея Станислава Строганова и Александра Ильиных

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей. Авторами методики являются - Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий. Кого приглашают на конференцию идей? На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что […]

Метод контрольных вопросов - это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода […]

К. Юнг подчеркивал, что терапия - это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе, как рав­ные. Он определял психотерапию каклечение души илечение душой. Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специ­фические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующе­го с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии про­исходит взаимодействие не только сознания, но и бессознатель­ного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практи­ковал, - это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Также исполь­зовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д. Кальфф на осно­ве метода М.Ловенфельд разработала юнгианскую песочную тера­пию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир .

Юнг различал две основные стадии терапевтическо­го процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

Первая стадия- аналитическая. Сначала следует призна­ние, во время которого индивид начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем сле­дует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока оста­ется зависимым от терапевта.

Вторая стадия - синтетическая. Сначала следует обуче­ние, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от пси­хологических открытий к новому актуальному опыту, результа­том которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза - трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивид при­нимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела, это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.

Юнг ввел в психологическую практику новую технику анали­за, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные словесные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. Ассоциация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапев­ту выявить исходный психологический комплекс и точнее истол­ковать полученные ответы.


Интересно, что аналогичный метод применяется в знамени­том детекторе лжи.

В книге «Аналитическая психология» (Тевистокские лекции) Юнг изла­гает случай работы с женщиной, получившей диагноз «шизофрения деп­рессивного характера», который мы приводим с сокращениями.

Юнг применил тест на направленные ассоциации. Он обнаружил, что нарушение реакций (задержка) наблюдается на слова «ангел», «упорный», «зло», «богатый», «деньги», «глупый», «дорогой» и «женитьба». Опираясь на этот набор слов, Юнг провел беседу с пациенткой, в ходе которой он выяснил, что в небольшом городе, где она росла, жил молодой и богатый аристократ, в которого она была влюблена. Но родители сказали, что он богат и вовсе не думает о ней. Она вышла замуж за другого по их совету, родила двух детей и даже была счастлива.


Она жила уже в другом городе, и однажды ее навестил друг детства и сообщил ей, что своим браком она причинила боль одному джентльмену, который любил ее (тому самому, в которого была влюблена и она). Это известие ударило ее словно током. Через две недели она купала своих детей - мальчика и девочку, вода вызывала подозрения и, как оказалось, действительно была заражена тифозной палочкой. Мать заметила, что де­вочка тянет в рот губку, но не остановила ее, а когда мальчик попросил попить, она дала ему эту воду. Девочка заболела тифом и умерла, мальчи­ка спасли. Через два месяца мать оказалась в психиатрической клинике. Получалось, что она совершила убийство, как бы не осознавая этого, но наказывала себя, хотя криминал ей не грозил.

Собравшись с духом, Юнг сказал ей: «Вы убили своего ребенка». Про­изошел взрыв эмоций, они затмили все, но потом она пришла в себя. Через три недели ее выписали. Юнг наблюдал ее еще в течение 15 лет, и никако­го рецидива не было .

В отличие от 3. Фрейда К. Юнг работал с больными шизофре­нией, и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто психологическими средствами.

Анализ сновидений проводился К. Юнгом иначе, чем это было принято в классическом психоанализе. В основном он стремился обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их значение исходя из процесса развития личности клиента (процес­са индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на этом пути. Каждый сон - это еще и портрет сновидящего, в нем отражаются те черты личности или убеждения, существование которых он не вполне осознает.

«Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, на следующий день после полу­чения диплома приснился следующий сон.


Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон, похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит: «Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешь­ся стать настоящим профессионалом, то должен овладевать основами искус­ства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответствен­но. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь куспеху».

Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это час­то бывает со снами). В его сознании укоренилось неприязненное отноше­ние к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют «мотивационные приемы» и эвфемизмы для манипулирова­ния людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывает­ся не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопре­ки своим идеалам он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и достичь его можно посредством «примочек», которыми пользуются обитатели Мэ­дисон Авеню .

Метод активного воображения заключается в свободном фан­тазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт может мягко направлять клиента к решению его проблемы (см. гл. «Эмоционально-образная терапия»). Активное воображение направ­лено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображе­нии образами.

Пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев исполь­зования им активного воображения. Свои наиболее значительные и глубо­кие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обраще­нию в своем активном воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.

«...Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Элла­ды, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследу­ющем сне:

Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу кры­латое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, слов­но собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характер­ной расцветкой».

Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать зна­менательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не


я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Фили­мон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осозна­нию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною са­мим, но, с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. ...Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим Я и объектом своих размышлений...

С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют гуру .

Вопросы для самоконтроля

1. Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?

2. Что такое архетип?

3. Какие основные типы личности выделил К. Юнг?

4. В чем особенности метода направленных ассоциаций?

5. Какие типы личности выделял К. Юнг?

6. На какие фазы делил К. Юнг процесс психотерапии?

7. Какие основные методы терапии использовал К. Юнг?

Литература

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. - М., 1996.

3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. - М., 1995.

4. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов н/Д, 1999.

5. СамуэлсЭ. Юнгипостьюнгианцы.- М., 1997.

6. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. - М., 1996.

7. ХилманД. Архетипическая психология. - СПб., 1996.

8. ШтейнхардЛ. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001.

9. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997.

10. Юнг К. Г. Избранное. - Минск, 1998.

11. ЮнгК.Г. Психология переноса. - М., 1997.

12. Юнг К. Г. Душа и миф. - М; Киев, 1996.

13. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.

14. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1992.

15. ЮнгК. Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994.


Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А. АДЛЕРА

Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З.Фрейда и также разошелся со своим учителем, построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоана­литическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его прези­дента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собствен­ную организацию - Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер мно­го работал в области образования, в особенности в области обу­чения самих учителей.

Основные идеи

В качестве основных принципов психической жизни индиви­да Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем про­шлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и аг­рессии) . В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда отно­сятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гума­нистической психологии.

В то же время ключевым понятием для него является комплекс неполноценности (или как сейчас уточняется - комплекс не­достаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических раз­меров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические не­достатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.


Комплекс неполноценности может возникнуть как в резуль­тате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родитель­ской семье.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосход­ству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич­тожению противника, но скорее как сильную инициативу в пре­одолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к пре­восходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспом­ним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хи­лым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Ад­лер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега­тивной. Если она включает в себя общественные заботы и заинте­ресованность в благополучии других, то она развивается в конст­руктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стрем­ления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю­бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода - это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конк­ретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и сла­бости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту про­фессию уже в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознатель­ными и бессознательными жизненными целями, последние игра­ют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосход­ства и самопочитания.

Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль­ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независи­мыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое


значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологическиеиэмоциональныепроблемынемогутрассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради само­го факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: ам­бициозность, подозрительность, умение интриговать, способность преда­вать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться мо­ментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.

Если же он хочет служить обществу и власть для него лишь инструмент для освобождения людей, достижения справедливости и благополучия общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиаль­ность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.

Отсюда понятно, что основой целостности личности, по ААд-леру, является стиль жизни, из которого проистекают все осталь­ные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивиду­альная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле ААдлер был, пожалуй, первым и наиболее последова­тельным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни ин­дивида:

1. Успешнаякомпенсациячувствааеполаоцетюстшврезулъта-
те совпадения стремления к превосходству с социальным интере­
сом.

Примером может служить успешная профессиональная карь­ера, связанная со служением людям. Представим себе замеча­тельного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это ог­ромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхища­ет. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему.

2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо­
собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты
или способности.

Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсациеи, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Ад­лера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, стра­дают прежде всего нормальные межличностные связи человека с


другими людьми. В таком случае талант может развиваться как спо­соб оправдать свою неполноценность.

Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному раз­витию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подме­чено, что великие властители и полководцы часто были низкого роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был бо­лезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны, как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окру­жение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кро­вавый нарком Ежов.

3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальны­ми способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправ­дать свою неудачу .

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, ко­торые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, сле­довать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. - против них на­правлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика.

Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает», - это отстаивает свои привилегии с по­мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматри­вать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вы­нуждена была оставить работу, чтобы заботиться о своей дочери восьми лет (бабушка, которая занималась этим ранее, заболела). Через два меся­ца женщина заболела сама, только уже психически. После нескольких ме­сяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла занимать­ся никакими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, по-


чти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самооб­винениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать. Семья пригласила психолога для консультаций.

В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувство­вала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень за­видовала подруге, у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила всего для себя добиваться сама, что и делала всю ос­тальную жизнь. На работе она была «борцом за справедливость». Она дей­ствительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома - заболела.

В ходе девяти терапевтических встреч психолог помог ей осознать, что ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В резуль­тате проведенной терапии она смогла заниматься домашними делами, у нее восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с му­жем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз ста­ло мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.

В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожалова­лась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» - это какая-то часть личности самой клиентки. Затем он поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.

«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас от чего-то защищает?» - сказал он.

«Я Вас не понимаю, - возмущенно ответила клиентка, - да она все отняла у меня!»

«Хорошо. Пусть все то, что она отняла, находится с этой стороны стула, теперь я отодвигаю стул, и все это хлынуло к Вам потоком... Что это та­кое?»

«О! Это любовь... Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лиши­ла...»

«Понятно. - Психолог ставит стул на место. - Значит, «болезнь защи­щает Вас от любви...»

Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»

«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности... Значит, Вам это зачем-то нужно...»

«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила, все отняла».

«Ладно. Не вспомните ли Вы, был ли в Вашей жизни случай, когда бы Вы отказались от любви?»

«Да, в 9-м классе был один мальчик. Он так меня любил... Как собачон­ка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала...»

«Что Вам давало то, что Вы его "пинали"?»

«Возможность помучить... Ну, власть...»


«Значит, Вы отказывались от любви ради власти...»

«Боже мой! (хватается за голову). Действительно, я же всеми ими вла­ствую, они вокруг меня носятся... Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»

«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете, назад этой бо­лезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью».

Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расста­ваясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством), при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «бо­лезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует, как любовь, которую она утратила ранее, возвращается к ней.

«Как Вы чувствуете себя в целом?»

«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала...»

Работа продолжалась на последующих сеансах, но, анализируя дан­ный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала над малым кругом семьи и что власть и любовь - вещи не­совместимые.

Что еще важно - после девяти сеансов у клиентки восстановились все нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у нее не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.

Еще одной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядкарожденияребенка в семье. Например, первенец до появления второго ребенка получает в семье безграничную лю­бовь и заботу родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона», и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть, и поэтому он обыч­но идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных со­циальных успехов, чем вторые дети, и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.

На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело пере­живает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько случаев развития невроза на этой почве. Видимо, это связано с тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути со­циальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей кажется).

Одна моя студентка заявила, что у нее с братом прекрасные отноше­ния. Сначала я сказал, что, видимо, у них очень мудрая мама, сумевшая наладить их отношения. Она подтвердила это. Но потом я обратил внима­ние на то, что эта студентка обладает совершенно недюжинным интеллек-


том, учится одновременно на двух курсах института, имея собственную се­мью и ребенка, занимается довольно сложными проблемами психологии, требующимихорошегознания математики и аппаратуры, и одновременно обучается нетрадиционному методу лечения (рейки). То есть она идет по пути социальных достижений, как обычно делает первенец, и прекрасно компенсирована в этом смысле.

В то же время старшего брата сестра обычно очень любит, вос­принимает как покровителя и не конкурирует с ним, часто рев­нует к его невесте.

Единственный ребенок никогда не борется за свое централь­ное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.

Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути, избранном первым ребен­ком, он не в силах с ним соревноваться. Но его также может больше интересовать эмоциональная близость, чем социальный успех.

Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него прак­тически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи. Это может приводить к определенным не­вротическим проблемам. У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борю­щемся младшем ребенке» как о возможном будущем революцио­нере.

Ключевые слова

АССОЦИАЦИЯ / МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МИГРАЦИЯ / ASSOCIATIONS / FREE ASSOCIATION METHOD / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL STEREOTYPE / PUBLIC OPINION / EMPIRICAL SOCIAL STUDIES / MAGADAN REGION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода свободных ассоциаций в качестве одного из эмпирических методов для социологических исследований. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами: простота использования, получение значительного объема данных, возможность количественной и качественной интерпретации результатов, применимость к исследованию новых и малоизученных вопросов.Использование метода свободных ассоциаций в социологии имеет ряд отличий от его применения в психологии, лингвистике, междисциплинарных исследованиях и различных областях практической деятельности. Российские социологи с помощью ассоциативного подхода изучают, например, имидж территории, общественное мнение , электоральные предпочтения, эффективность реализации социальных программ в восприятии населения, факторы миграционных процессов.Практика применения метода свободных ассоциаций для социологического опроса в форме анкетирования рассмотрена на конкретном примере - исследовании миграционных настроений жителей Магаданского региона. Вопрос на ассоциацию позволил установить основные типы ассоциаций , к которым относятся: географическое положение; климат; природа; люди; природные ресурсы; прошлое; социальные и экономические проблемы; повседневная жизнь.Установлены корреляции между типом ассоциаций респондентов, эмоциональной коннотацией и возрастом.Даются практические рекомендации по использованию метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

  • Использование методики ассоциаций для изучения отношения к странам

    2017 / Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
  • Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

    2009 / Ткач Валерия Петровна
  • 2018 / Коновалова Татьяна Александровна, Зейферт Анна Дмитриевна
  • Психолингвистический ассоциативный эксперимент для изучения отношения французских и российских студентов к интернационализации высшего образования

    2019 / Дебренн Мишель, Фомель Катерина Сергеевна
  • Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента)

    2015 / Копцева Наталья Петровна, Резникова Ксения Вячеславовна
  • Реконструкция социальных представлений о городе: опыт использования метода go-along

    2016 / Ларина Татьяна Игоревна, Ильина Анастасия Андреевна
  • Россия в русском самосознании

    2014 / Сикевич Зинаида Васильевна
  • 2014 / Штукина Елена Эдуардовна, Савенкова Ольга Александровна
  • Обыденное представление о стабильности: экспериментальное диахроническое исследование

    2016 / Гуц Е.Н., Паутова Л.А.
  • Русскоязычные ассоциации израильтян как отражение изменений в языке и культуре

    2015 / Еленевская Мария, Овчинникова Ирина Германовна

Free association method in empirical sociological research

The article examines theoretical and practical aspects of free association method . It has a number of advantages over other methods: it is easy to use, intended to obtain a significant amount of data, quantitative and qualitative interpretation of the results, applicability to the study of new and insufficiently investigated issues.Application of free association method in sociology has some differences compared with its application in psychology, linguistics, interdisciplinary studies, and its practical application. By using an associative approach, Russian sociologists examine, for example, an image of a territory, public opinion , electoral preferences, migration factors, and effectiveness of social program implementation from the point of view of people.The article focuses on revealing migration attitudes of people in Magadan region as an example of the practical application of free association method in a sociological survey. The associative question allowed to establish the main types of associations which include: geographical location, climate, nature, people, natural resources, history, social and economic problems, everyday life.The survey revealed correlation between the type of respondents’ associations , emotional connotation and their age. Practical recommendations on application of free association method in empirical sociological research are proposed.

Каждый хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как можно быстро и легко запоминать информацию? При этом так, чтобы она оставалась в нашей памяти раз и навсегда. Что для этого нужно знать?

Для того чтобы разобраться в этом, а также научиться запоминать больше слов, текстов, картинок и даже чисел, прежде всего, предлагаем обратить внимание на принципы, зная которые запоминать любую информацию будет гораздо легче.

5 принципов эффективного запоминания

  1. Понятность. Необходимо понимать, что любая информация легче воспринимается тогда, когда знакома и понятна нам. Если читая книгу, в тексте будут незнакомые термины, то будет лучше для начала разобрать их, а затем приступать к запоминанию.
  2. Структура. Когда информация упорядочена. В пример можно привести книги, словари, каталоги, в которых информация разбита на определенные последовательности, категории и блоки.
  3. Визуализация. Любая информация, которую можно представить в виде ярких визуальных образов, запоминается легче, поскольку зрительная память работает лучше, чем остальные виды памяти.
  4. Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость. Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.
  5. Внимание. Если на что-то не обращать внимания, то запомнить это не получится. Хороший пример тому — ваш интерес. Все, что будет с ними связано, запомнится легко. Внимание направлено на интересную тему автоматически. Где интереса нет, будет противоположный эффект.

Как происходит преобразование информации в визуальные образы?

Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.

Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.

Группа I. Общие приемы ассоциаций

  1. Словообразовательные — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
  2. Парадигматические — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
  3. Синтагматический — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
  4. Тематические — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
  5. Цитатные — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
  6. Грамматические — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).

Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике

  1. Визуальные — это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
  2. Фонетические. Этот прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
    • на уровне рифмы (торт, порт, сорт);
    • по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
  3. Контекстные — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
  4. Личные — это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
  5. Символьные — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).

Важно! Чтобы не допустить ошибки в использовании ассоциаций, необходимо придерживаться определенных правил.

Правила преобразования в образы по методу ассоциаций

  1. Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
  2. Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
  3. Создавать образы:
    • Яркие — чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
    • Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
    • Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
    • Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
    • Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.

Как можно быстро подобрать ассоциацию к слову

На самом деле, ответ лежит на поверхности. Век высоких технологий открывает для нас большие возможности. Так, для подбора визуальных образов к словам можно использовать любую поисковую систему в интернете . Например:

Вариант 1

Заходите в поиск по картинкам, вводите нужное слово и выбираете среди появившихся картинок близкую к нему;

Вариант 2

Вбиваете в строке поиска необходимое слово, в это время Яндекс начинает поиск по созвучным словам и, тем самым, выдает подсказку разных слов похожих и созвучных;

Вариант 3

Находите любые сайты для подбора ассоциативных слов и подбираете нужное.

Видео: память и ассоциации

Практика

Попробуйте выполнить задание! Выберите понравившийся ассоциативный способ и преобразуйте в образы следующие 10 слов:

Надежда — Жанна — Смех — Радость — Стремление — Благодарность — Звук — Речь — Максим — Глубина

Сегодня весь мир говорит о навыке, ценность которого за последние пять лет выросла в несколько раз. Этот навык - креативность.

На пороге четвёртой индустриальной революции в мире, который, кажется, медленно сходит с ума, люди должны заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными и полезными. Иначе что нам останется после неизбежной автоматизации и роботизации всех отраслей и большинства рядовых профессий?

Даже если предыдущий абзац сложно читается и вы не хотите в это верить, перечитайте его ещё раз. в этом понимании - это не просто умение найти красивую картинку или подобрать рифму к слову «жуй», а возможность продолжать осмысленную жизнь, возможность жить и радоваться, возможность творить и быть полезным.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Что такое ассоциации?

Ассоциациями в психологии называют связи, возникающие между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые находятся в сознании человека и закреплены в его памяти.

Как они работают?

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

А какие ассоциации есть?

  1. По сходству. Явления схожи по некоторым признакам: телевизор - ящик , облако - вата .
  2. По контрасту. Явления противоположны по некоторым признакам: чёрное - белое , смех - грусть .
  3. По расположению в пространстве или во времени. Явления близки друг к другу: гром - молния , картина - стена .
  4. Причинно-следственные. Явления связаны как причина и следствие: нарушение - штраф , сарказм - драка .

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Правильно поставленная задача - половина успеха. И неважно, кто это сказал. Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.

Как составить цепь ассоциаций?

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчество - картина - краска - ворс - буйвол - луг - … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» + «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Как тренировать ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление, как часть мышления , можно и нужно развивать. Самые простые способы - играть в настольные игры с друзьями и каждый день практиковать ассоциативную цепь.

Результат такой работы над собой - более гибкое мышление, интересные идеи для работы и жизни. Вы можете получить результат через 20–60 дней. Примерно столько формируется устойчивая привычка.