Межведомственное взаимодействие в организации социально педагогической профилактики. Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации

С 10 по 19 апреля в Москве пройдет праздничная программа «Москва Пасхальная», организованная Департаментом культуры города Москвы. Уже традиционно празднование Светлой Пасхи выйдет за пределы храмов и монастырей, чтобы все москвичи и гости столицы познакомились с пасхальными традициями и поучаствовали в общегородском торжестве.

Редакция «KudaMosocw» представляет полную афишу мероприятий, проходящих в рамках фестиваля:

Цветной бульвар

Главной творческой площадкой Пасхи станет Цветной бульвар, где развернется уже полюбившийся москвичам «Стол Мира». Здесь гости праздника, при поддержке мастеров, смогут расписать пасхальные яйца, вылепить фигуры из глины, изготовить керамическую посуду или сшить куклу. На территории бульвара пройдут также мастер-классы по ткацкому, офортному, швейному, гончарному мастерству, плетению и вязанию.

Ярким украшением фестиваля станет «Аллея счастья». Деревья на аллее бульвара будут украшены разноцветными декоративными пасхальными яйцами. К проекту были привлечены ученики детских школ искусств Москвы. Они заранее собственноручно разукрасили 600 пасхальных яиц, а в начале праздника все ученики соберутся на площади и самостоятельно украсят деревья. «Аллея счастья» будет работать на бульваре до 19 апреля.

Также на площади будет установлен длинный стол, сервированный блюдами и закусками от известных московских ресторанов.

Сквер у Большого Новодевичьего пруда

В сквере у Большого Новодевичьего пруда пройдет программа «Пасхальные традиции», где будут воссозданы все обычаи празднования Пасхи, которые на протяжении многих веков являются неотъемлемой частью русской культуры. Большую концертную программу 12 апреля откроет настоятельница Новодевичьего монастыря игуменья Маргарита. В праздничном концерте примет участие ансамбль духовной музыки «Благовест», широко известный во многих странах мира. Также одним из наиболее интересных участников музыкальной программы станет ансамбль духовной музыки «Сирин», исполняющий древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII вв., а артисты известного коллектива «Колокола России» обучат всех желающих звонарному искусству.

Попробовать свои силы в росписи пасхальных яиц, украшении куличей, керамике можно будет на мастер-классах для всей семьи. Гости праздника совместно раскрасят десятиметровое пасхальное панно «Полотно мира», а помогать им в этом будут профессиональные художники. Музыкально-развлекательная программа в сквере продолжится также в выходные дни 18 и 19 апреля.

Патриаршие пруды

12 апреля на Патриарших прудах пройдет программа «Пасхальные перезвоны», которая объединит в себе развлечения для всей семьи.

В день Светлой Пасхи у памятника Иван Андреевичу Крылову будет организована детская площадка с аниматорами, мастер-классами и театральными спектаклями. Совсем юные москвичи окунутся в атмосферу сказок вместе с Московским детским театром марионеток. На детских мастер-классах ребята своими руками научатся собирать причудливые гелевые свечи и раскрасят пряничных человечков, а их родители на соседнем мастер-классе смогут реализовать свой творческий потенциал в изготовлении цветной мозаики, декупаже пасхальных яиц и многом другом. В зоне совместного творчества можно будет найти и занятие для всей семьи — с помощью профессионального художника поучаствовать в раскрашивании одного из главных символов Пасхи — огромного арт-объекта «Пасхальное яйцо».

В рамках праздника состоится конкурс любителей кондитерского мастерства «Сладкая жизнь. Светлая Пасха». Работы участников конкурса, выполненные на пасхальную тематику, будут представлены на суд жюри — профессиональных кондитеров во главе с известным кондитером и шоуменом Александром Селезневым.

В течение дня на главной сцене музыканты будут исполнять музыку разных жанров — от современного фолка и городской песни до джаза. Главным сюрпризом для посетителей станет выступление финалиста шоу-проекта «Голос» — Андрея Лефлера, обладающего уникальным по яркости и мощности тембром голоса.


Столешников переулок

Главной благотворительной площадкой города станет Столешников переулок, где пройдет программа «Пасха в городе». Уже с 10 апреля в переулке начнется большая благотворительная ярмарка. 8 храмов и монастырей, собирающих средства на восстановление и реставрацию, предложат москвичам приобрести продукцию их собственного производства — от традиционных куличей, яиц и монастырских пирогов до травяных сборов, церковной утвари, книг и пасхальных композиций. Во время пасхальной недели каждый сможет совершить доброе дело и внести свою лепту в возрождение храмов и монастырей.

Также в праздничный день с 13:00 в Столешниковом переулке начнется концерт, участниками которого станут как московские барды, так и популярные городские коллективы. Порадует зрителей своим зажигательным исполнением песен 30–60х годов один из любимейших коллективов москвичей — ВИА «Татьяна», а широко известный и абсолютно самобытный театр Натальи Бондаревой представит зрителям постановку на тему Пасхи.

В поддержку программы «Дыхание» службы помощи «Милосердие» 12 апреля пройдет благотворительная акция «Измерь свое дыхание». Программа «Дыхание» призвана помочь нуждающимся людям, которые в силу различных заболеваний не могут нормально дышать и не имеют возможности купить современные аппараты. На бесплатной основе благодаря программе им предоставляются специальные аппараты для дыхания. 12 апреля, внеся пожертвование любого размера, каждый сможет измерить показания жизненной емкости своих легких, получить консультацию у врача с редкой для России специальностью — врач-пульмонолог и тем самым помочь людям, которые в этом нуждаются.

Улица Арбат, Климентовский переулок

В день праздника 12 апреля на Арбате и в Климентовском переулке для москвичей и гостей столицы выступят струнные ансамбли, духовые оркестры, православные хоры и театры, которые представят спектакли на тему Пасхи. Встречать москвичей на Арбате будут музыканты, которые при помощи балалаек, гуслей, колоколов и других древних инструментов будут исполнять симфонические произведения великих русских композиторов.

Пушкинская площадь

Концерты на Пушкинской площади помимо Христова Воскресенья продолжатся также в выходные дни 18 и 19 апреля. 12 апреля перед гостями праздника выступят солисты легендарного ансамбля России им. Зыкиной, популярные артисты эстрады, православные хоры и казачьи ансамбли. Концерт откроет специально подготовленный хореографический номер на тему «Золотые купола России».

Пасхальный фестиваль «Сорок сороков»

Традиционно на территории 11 храмов и монастырей Москвы пройдет Пасхальный фестиваль «Сорок сороков». В течение всей праздничной недели при храмах — участниках фестиваля на специально организованных площадках пройдут концерты с участием православных музыкальных коллективов, хоровым пением и литературными чтениями.

Храмы — участники:

  • Храм Живоначальной Троицы в Останкино;
  • Храм Иоанна Богослова на Новой площади;
  • Высоко-Петровский монастырь;
  • Храм Илии Пророка в Черкизове;
  • Храм Александра Невского в МГИМО;
  • Храм Живоносный источник в Царицыно;
  • Храм святого Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе;
  • Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке;
  • Кафедральный Богоявленский собор в Елохове;
  • Храм Николая Чудотворца на Трехгорке;
  • Новоспасский монастырь.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях его спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные пороки и проблемы, такие как социальная депрессия, социальная дезадаптация, бродяжничество, душевные травмы, бытовая неустроенность и материальные проблемы, вынужденная миграция, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер , которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:

Обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;

Оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;

Проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей “группы риска” согласно ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. В соответствии с законодательством выделены категории семей и детей, имеющие право на государственную поддержку, например дети-инвалиды, дети-сироты и лишенные родительского попечения, несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные и малоимущие семьи, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий и т. д. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую помощь социальный педагог Санкт-Петербурга может найти в ежегодном справочнике “Социальная поддержка семей и детей в Санкт-Петербурге”, который выпускает Комитет по социальной политике и распространяют районные отделы социальной защиты населения. Сотрудничество с Центрами социальной помощи семье и детям, реабилитационными центрами, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семей и детей, где помогут оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, окажут реабилитационную помощь и содействие в необходимом жизнеустройстве или предоставят временный приют, окажут комплекс других услуг в зависимости от проблемной ситуации, является необходимым условием эффективности и результативности работы социального педагога. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

Взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

Организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с органами опеки и попечительства, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.

Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся “группы риска”, но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений молодежной политики помогает социальному педагогу решать социально-педагогические проблемы посредством организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, т.к. центры по работе с подростками и молодежью предоставляют бесплатно социальные, правовые и другие услуги, организуют досуг и занятость в трудовых отрядах, ведут деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В рамках взаимодействия с Центром занятости населения социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п. Партнерами социального педагога в работе по данному направлению являются специалисты районного наркологического кабинета, районной молодежной консультации, Городского Центра “Ювента”, районных поликлиник и диспансеров.

Важными социальными партнерами образовательных учреждений являются общественные организации и фонды . Социальный педагог может привлечь к решению той или иной проблемы этот источник средств, ведь у общественных организаций в отличие от государственных больше возможностей для деятельности, максимального развития потенциала. Общественность является той силой, которая отрабатывает технологии, изыскивает средства, формирует специалистов как более мобильная и гибкая структура.

Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:

прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости; органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.

Список использованных источников и литературы:

  1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.-192с.
  2. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
  3. ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г.
  4. ФЗ №120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г.
  5. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения являются субъектом системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.

Муниципальные общеобразовательные учреждения взаимодействуют:

1. С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:

− администрация муниципального образования;

− территориальный орган социальной защиты населения;

− муниципальный орган образования;

− муниципальный орган здравоохранения;

− муниципальные органы внутренних дел;

− районный (городской) суд;

− районная (городская) прокуратура;

− муниципальный орган занятости населения;

− муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму;

− муниципальный орган культуры.

2. С межведомственными комиссиями:

− территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

− муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;

− муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.

3. С общественными объединениями, организациями, фондами.

4. Со средствами массовой информации.

Формы педагогической профилактики : Основными формами педагогической профилактики являются социально – педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально – профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Социально-педагогическая диагностика с обучающимися и их родителями – осуществляется специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Цельюдиагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.


Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

Диагностическая работа с обучающимисяпозволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителямиимеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно – просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Информационно-просветительская работа с обучающимися . Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:

– социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;

– правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы;

– социальные последствия асоциальных привычек.

На каждом из этих направлений необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).

Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях.

Важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, общепринятых норм поведения.

Информация для детей представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.

Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых образовательным учреждением.

При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:

− особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

− уровень общей осведомленности ребенка о последствиях девиации;

− степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Основные методы педагогической профилактики . Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.

1. Тренинг.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «totrain» - обучать, тренировать. В широком смысле тренинг это: познание себя и окружающего мира; изменение «Я» через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний.

Задачи профилактического тренинга:

– повышение уровня информированности обучающихся в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

– изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;

– выработка и развитие навыков эффективного общения, уверенности в себе, лидерских качеств;

– формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.

Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга. Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Оптимальное количество участников в группе – 14-18 человек, максимальное количество – 20 человек.

Структура тренинга: введение (5% рабочего времени); краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей; знакомство (5% рабочего времени); ожидания участников (3% рабочего времени); принятие правил работы группы (5% рабочего времени); оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени); актуализация уровня информированности(5-10% рабочего времени); актуализация проблемы (10-30% рабочего времени); информационный блок (20-30% рабочего времени); приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени); завершение работы; получение обратной связи (5% рабочего времени).

2. Лекция

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Готовить лекцию необходимо следующим образов: выбрать тему; определить, о чем будет ваше выступление, т. е. что вы будете говорить. Сообщение материала должно быть максимально исчерпывающим . Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно. Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты? Сообщение материала должно быть честным и нейтральным . Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Материал должен быть интересным и компетентным . Информация, которую выдаете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др. Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.

3. Дискуссия

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.

Требования при ведении дискуссии: четкое выделение предмета, объекта; нельзя упускать основные положения того, из-за чего ведется дискуссия; необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов; ведущий, должен подвести итоги, т. е. сформулировать то, к чему пришла группа.

4. Акция

Акция (от французского action – поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция как форма работ – реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих. Основные критерии акции: Актуальность – свойство мероприятия быть нацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем. Преемственность – это требование к мероприятию учитывать то, что делалось до того, как стали разрабатывать данное мероприятие; преемственность как качество мероприятия свидетельствует, что оно создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности. Реальность – свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников. Оригинальность – качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.

5. Мозговой штурм

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения мозгового штурма:

– сформулировать вопрос/задание;

– фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;

– высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.

6. Ролевые игры

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.