Модель корабля викингов своими руками. Деревянные корабли-драккары викингов: описание, история и интересные факты

Вступая в ряды драккаростроителей, подсознательно пытаешься походить на образы суровых северян нарисованных воображением. Викинги считались одними из лучших в Европе рассказчиками, саги которых продолжают очаровывать современных читателей. Одной из отличительных черт древнескандинавской поэзии, легенд и саг является черный юмор (юмор висельника). Обычно, когда в сагах о викингах кто-то из героев озвучивает подобную шутку, это становится дурным предзнаменованием, в подобных произведениях таких шуток гораздо больше, чем можно было бы предполагать. К сожалению, современному человеку трудно выдержать подобную литературную конкуренцию, тем более в рамках короткой статьи.
Впрочем, это касается и корабельной составляющей, учитывая, что в те далекие времена существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и "на глазок" выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. К счастью, мне предстоит построить кораблик в пять десятков раз меньшего размера, поэтому трудовой коллектив ограничивается кошкой Дашкой, да заморским древознатцем Proxxon-ом.
Учитывая, что обзор постройки модели драккара от итальянской фирмы Amati не является уникальным в модельном сообществе, поэтому постараюсь быть более-менее кратким и делать акценты не на общих планах, а на мелочах и нюансах.

Начну с коробки и содержимого. Оно полностью соответствовало заявленному. Разве что некоторая разорванность угла крышки коробки вызывала эстетическую неудовлетворенность, но 10-ти процентная скидка продавца ("Верфь на столе") полностью ее компенсировала. Бумажная составляющая содержимого представлена на фото. Претензий к качеству чертежей и инструкций как стандартной, так и переводной русскоязычной не возникает.


С большим трудом победив в себе извечное желание моделиста собрать как можно быстрее остов корабля для его скорейшей 3D визуализации, я занялся проработкой фанерного вопроса, по-моему, вечного для европейских производителей. Начав с оклейки торцов шпангоуто-топтимберсо-бимсов (нужное подчеркнуть) и киля, продолжил двукратным клонированием выше подчеркнутых элементов. Клеил липовый (в хорошем смысле этого слова) шпон толщиной 0,5 мм на изгибах с помощью паяльника, лишив себя перекуров на период высыхания клея, так как процесс происходил почти мгновенно. Бимсы, обработанные с двух сторон, имеют толщину 3 мм, что после не хитрых подсчетов, дает толщину в 15 см натурального размера, что может и не совсем правильно, но и не фатально.




Кроме этого, с помощью нехитрого приспособления для гравировки (между прочим очень легкого и удобного) от Proxxon-а сотворил типа резьбу по дереву на заранее запланированные части киля. Слово "типа" употребляется, чтобы разграничить настоящую резьбу, и ту примитивную, полунаскальную живопись, исполненную мной. Вот когда я пожалел об отсутствующих резчиках по фигурным деталям, упомянутых выше. Единственное, что могу сказать в свое оправдание, подобный "изысканный кубизм" встречается на шее и частично голове дракона, украшавшего штевень корабля, найденного в устье реки Шельды.
Разбудив в себе дух анималиста-садиста, я без зазрения совести отпилил потенциальному дракону его странноватого вида собачий хвост из пресловутой фанеры, и, насколько позволяют мои таланты, вырезал новый, более элегантный из яблони (кстати, материал для резки просто замечательный), после чего срастил его на штифтах с "туловищем".



Закончив с подготовительными работами, довольно быстро и беспроблемно собрал "скелет корабля" из киля и шпангоутов. Малковка также прошла без эксцессов, причем снимал "лишнее" со всех шпангоутов, а не только трех ступенькообразных, указанных в инструкции. Еще один нюанс заключается в невозможности обработки обшивки снаружи, потому как бескомпромиссная в своей безальтернативности фанера имеет три разноцветных слоя, которые по мере воздействия напильника или наждачки празднично и радостно демонстрируют себя окружающему миру.




В результате идеально совместить обшивку не удалось. То ли по причине кривого лазера Amati, то ли аналогичного дефекта моих рук. Правда, один момент слегка воодушевляет: корпус получился удивительно крепкий и стойкий к деформации, особенно после предпринятой мной операции гвоздевания. Очередной раз описывать это действо смысла не вижу, отмечу только, что между нагелями расстояние 4 мм и количество несчетное.




Это шутка. Двух упаковок по 600 штук вполне хватило (при моей лени использовал только заточенные с двух сторон кончики, "тушки" оставил на будущие токарные эксперименты), зубочистки оказались бамбуковые и довольно тяжелые в обработке, поэтому приготовленная шлифмашинка оказалась почти бесполезной для наружных работ, зато полностью себя реабилитировала при обработке обшивки изнутри. В общем, чтобы сэкономить наждачку и не продемонстрировать окружающим ваш богатый запас неприличных слов, лучше пользоваться березовыми нагелями.




После нагелизации бамбуком пришло время установки палубы, точнее 4-х ее составных частей, а также недостающих бимсов, при странном стечении равном количеству достающих. Установив все вышеперечисленное, а также некоторые дополнительные элементы на форштевне и корме, перешел к следующей логической операции - к настилу палубы. Для этого сначала пришлось победить свою врожденную лень и решиться застилать не сплошными палубными досками, а, как и положено, небольшими половицами, лежащими на Т-образных бимсах, которые не будучи ничем закреплены и, естественно, без всякого гвоздевания,- для доступности на случай каких-либо трюмных заначек суровых северных мужиков, а также исполнения малопривлекательной, но такой необходимой работы по вычерпыванию темных трюмных вод. Для этой работы очень пригодились два инструмента: вышеупомянутая в неравной схватке с бамбуковыми зубочистками - шлифмашинка и мини-утюжок для пэчворка, идеальная штука для приваривания планок на клей ПВА.




После недолгих раздумий решил я делать это судно не каким-то там "ветреным" (в смысле исключительно паруса), а таким же могучим, как и природа Скандинавии, то есть идущим на веслах наперекор бурлящим северным водам. Весла вставлялись не в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия - "гребные люки". Следовательно, крышки их закрывания пришлось сделать в открытом положении, кстати, сами крышки - не что иное, как остатки "черепицы" с кормы Черной Жемчужины, благо нарубил я этих кругляшей из лощеного картона, покрытого битумным лаком, с огромным запасом.
Появление гребных люков направило творческий потенциал на следующий шаг: на то, что в них должно собственно входить и грести. Не скажу, что эта часть работы была самая интересная, но 7 видов весел, по четыре штуки каждого, были изготовлены в течение недели. Каждое весло для облегчения работы состояло из трех деталей (см. фото) одна из которых фанерная, изначально вызывала внутренний протест, но после экспериментов с битумным покрытием, протест сошел практически на "нет".





Решением следующей логической проблемы стал вопрос, касающийся гребли: где, собственно, сидели гребцы. При раскопках кораблей викингов скамей для гребцов обнаружено не было, однако высота, на которой расположены уключины по отношению к половицам, исключает возможность того, что гребцы стояли. Некоторыми учеными было высказано предположение, что они сидели на своих матросских сундучках, а таких сундучков на корабле найдено не было потому, что они были личной собственностью моряков, а не частью корабельной оснастки.
Спорить с археологами дело долгое и туманное, проще и быстрее изготовить необходимое количество сундучков, тем более команда гребцов, сидящая прямо на палубе, выглядит довольно комично.
После 28 предметов личной собственности моряков сделать еще несколько, уже общественной, не составило большого труда. На фото легко можно отличить самострой и самодел, от предметов "музейного качества" Amati.





Переделка коснулась также и более сложных деталей корабля. Например, "мачтовая рыба" или мачт-фишерс, или "старуха", или керлинг, уж не знаю, как эту деревяшку еще назвать. Проблема оказалась в том, что производитель кита почему-то решил сделать ее железной, что совсем не вызвало у меня восторга. Все-таки выражение - железная деревяшка звучит как-то странно. Думаю, что и на этом фото видна разница между изделием итальянских мастеров и тем, что получилось у меня, после двухчасовой возни с куском спинки бывшей детской кроватки из непонятного дерева, ну и дополнительно крышки-стопора для мачты из ореха.




Подробно описывать следующую операцию особого смысла не вижу. Разве что небольшое литературное отступление... Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял всего один человек!




После покрытия палубы льняным маслом, а всего остального разведенным битумным лаком, пришло время разместить всякие "приятные мелочи" - бочки, мешки, сшитые лично из "парусины", бадью с водой, а также лук с тетивой из мононити и топора. Почти все фиксировал клеевым пистолетом. В принципе понравилось, единственное, что скорость остывания очень большая, это не дает время на лишние размышления.









История умалчивает, по крайней мере, от меня, был ли известен викингам узел "рыбацкий штык". Но именно им по уже сложившийся традиции и был прикреплен якорь к канату (якорная цепь, предусмотренная для этого производителем, как-то не стыкуется ни с самим судном, ни с временем его существования).




Отдельной темой являются покрасочные работы. Во-первых - щиты, во-вторых — голова дракона. И то и другое очень ярко описано в латинском тексте о флоте викингов, который привел Кнут в Англию в 1015 году: "Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом — сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
Думаю, что добавить что-то, для выбора цветовой палитры рогатой головы представителя древней цивилизации из созвездия Сириуса, довольно сложно...



Щиты, в свою очередь, раскрашивались по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Они могли быть окрашены полностью одним цветом, либо сегментами. Учитывая, что владельцем всего этого всего богатства, является ваш покорный слуга, то раскраску я отдал на откуп своему мнению, естественно в пределах разумности и уместности, стараясь при этом создать некоторую подержанность и состаринность.




Гораздо больше вопросов о белом обороте щитов. Не буду приводить здесь довольно горячий научный спор уважаемых ученых о вымысле или реальности существовании в скандинавских мифах — белой внутренней части щитов на случай "дипломатических переговоров", рогов на шлемах воинов, наконец, красно-белой полосатости паруса. Уже не говорю про дискуссию о времени возникновения самих сказаний, речь идет о разнице в десятки столетий. Со всем этим при желании, можно ознакомиться в интернете. Принимая во внимания некую мифичность историзма принял волевое решение: белым щитам и полосатому парусу быть...по-крайней мере с художественной точки зрения это интересней.
Пришло время уделить некоторое время, тому самому, несколько раз упомянутому парусу. Производитель кита предлагает сделать довольно странную конструкцию — на цельное полотнище наклеить по диагонали крест-накрест 3-4 мм полоски из него же. Снова не буду здесь приводить прямо противоположные мнения уважаемых людей о камнях с Готланда с изображениями кораблей, плывущих с развернутым парусом. Где паруса, как правило, покрыты узором из ромбов, в то время как письменные источники утверждают, что паруса раскрашены полосками контрастных цветов. То ли готландцы предпочитали другие узоры, то ли, что более вероятно, ромбы изображают сеть из канатов или кожаных ремней, которая покрывала поверхность слабо сотканного паруса, укрепляя его. Окунувшись в массу предположений и гипотез, я понял одно, раз нет точных фактов, то базироваться буду на тех, которые получили наибольшее распространение. К тому же основные сведения для себя я почерпнул из книги "Суда викингов" Иохена фон Фиркса, поэтому и буду продолжать основываться на заключениях автора. Это, в частности, касается полосатого паруса, сшитого из шерсти. Решив для себя отказаться от шерсти, но не от красно-белых полос, долго решал, как этого добиться. Сшивать разноцветные полосы, пусть и в 50-ом масштабе, по мне так не очень, швы при любом раскладе будут не масштабные, да и добиться ровности, с моим зачаточным мастерством швеи, большая проблема. После нескольких экспериментов я все-таки нашел выход. Красным карандашом нарисовал на ткани необходимый рисунок, затем разукрасил его акриловой краской с двух сторон. После высыхания ткань подверглась и механическому воздействию и лежанию в горячем крепком чае, но показала очень хорошую стойкость окраски. После чего осталось лишь сделать имитацию швов прострочкой на швейной машинке по краям нарисованных полос.




Писать об изготовлении мачты, реи, шпиртов особого смысла не вижу, все стандартно: на конус. Шпирты чуть сложнее, у них с одного края еще и своеобразная вилка делается. Финишная обработка - битумный лак и льняное масло.
О такелажных работах тоже, особенно не распространишься, в сравнении с любым одномачтовым судном, хоть с косым, хоть прямым парусом. Здесь все еще проще, и, не побоюсь этого слова, иногда даже примитивно. Нитки мотал сам, китовые традиционно вызывают лишь грусть.




Вопрос о подставке давно витал в воздухе и периодически не давал спать, а когда установив руль, понял что корпус стоять сам по себе, пусть и, переваливаясь с боку на бок, уже не может, он стал-таки просто самым актуальным. Честно говоря, было сделано несколько вариантов, но художественный совет прошла лишь одна, та, что на фото. Не могу назвать это произведением искусства, особенно учитывая, что держалка для корабля оставалась одна (затевать историю с интернет покупкой еще одной не хотелось), а выходить из положения как-то было нужно.
На этом прощаюсь, надеюсь до скорых встреч…

С помощью особых предметов вы можете строить и улучшать здания, а также сносить их при необходимости.

Чертеж Воителя — предмет, необходимый для строительства и улучшения Военного Блока. Его можно приобрести в Магазине Клана за очки Лояльности и в Магазине предметов за Золото. Также есть шанс найти Чертеж Воителя в Сундуке Локи.

Бронза — предмет, который нужен для улучшения зданий с 27 по 31 уровень. Ее можно заработать, выполняя личные Задания, приобрести в Магазине Клана за очки Лояльности или в составе банковских предложений, а также получить за атаку Убер Захватчиков. На вероятность выпадения Бронзы влияют Навыки Героя, изученные Знания, экипировка и бусты, увеличивающие боевые показатели Героя в борьбе с Захватчиками.

Самородок — предмет для улучшения зданий с 32 по 35 уровень. Он выдается в качестве награды за достижение контрольных точек в Соревнованиях и за призовые места в рейтингах Лиги Асгарда. Также Самородок можно приобрести в составе банковских предложений или найти в Сундуках богов, которые выпадают за добычу ресурсов в локациях “Дары богов” 8 и 9 уровня.

Все вышеперечисленные предметы отображаются в разделе “Ресурсы” во вкладке “Мои предметы”.

Факел — предмет, с помощью которого вы можете мгновенно снести ненужное здание в городе. Его можно приобрести в Магазине предметов за Золото, а также получить в награду за атаку Захватчиков и за ежедневный вход в игру. Количество имеющихся Факелов отображается во вкладке “Мои предметы”, в разделе “Бонусы”.

ладья викингов

Из варяг в греки - так назывался в VI-VII веках путь из Балтийского моря в Черное. Кого же называли варягами] Варяги - это воинственные, смелые мореплаватели, жившие в Скандинавии. На родине их называли викингами, на западе - норманнами, а на Руси - варягами.

На своих кораблях - ладьях - они совершали избеги на другие страны. Задолго до Колумба виешнги пересекли Атлантику и достигли берегов Америки.

Внешний вид их кораблей практически не менялся кэ протяжении веков. Нос и корма ладьи были одинаковыми, и поэтому можно было легко менять направление: идти на веслах вперед или назад, не разворачиваясь. На высокоподня-том форштевне викинги устанавливали вырезанную из дерева и покрытую позолотой голову какого-нибудь чудовища. Все это придавало ладьям гордый и вместе с тем устрашающий вид. Издали корабль был похож на плывущего по волнам морского дракона, отсюда и название - дракар. Один только вид этих кораблей порой приводил противника в трепет.

Сначала о кораблях викингов знали только по описаниям и рисункам. Но в 1892 году при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые была найдена ладья викингов. Позже было обнаружено еще несколько ладей. Интересно, что на славянском побережье Балтики варяги не селились - со стороны поморов они встречали мощный отпор.

Некоторые из найденных ладей удалось реконструигс-вать - точно восстановить все детали. Оказалось, что дрг.,.а-ры достигали в длину 30-40 м, в ширину - 5 м.

Итак, предлагаем вам сделать модель знаменитого судна. Масштаб 1: 1.

Прежде всего подберите материал. Для килевой рамки (деталь 1) вам потребуется картон толщиной 2 мм, для шпангоутов (детали 2-8) - картон толщиной 1 мм, для бортовой обшивки (детали 11-17) и палубы (деталь 9) - плотная бумага. Желательно, чтобы бумага и картон имели цвет, близкий к естественному цвету древесины: для бортовой обшивки, килевой рамки и шпангоутов - более темный, для палубы и сидений - более светлый. Если нужного по цзоту материала у вас не окажется, покрасьте обычные картон и бумагу акварельными красками.

Материал подобран - теперь можно приступать к игго-товлению модели. Переведите через копирку на картон vгм бумагу чертежи и вырежьте детали, пользуясь ножом, нож-

Если кратко — да, небольшой, но был. Его наличие хорошо видно на экспонатах кораблей, которые удалось добыть археологам. Об этом дальше в статье.

Во-первых, вспомним, что есть, как минимум, 2 типа кораблей викингов, которые довольно сильно отличаются: . Главные отличия в том, что первый был создан для того, чтобы посадка судна была выше (лучше проходимость по мелководью) и сам корабль был легче и быстрее. Соответственно — тотальная экономия пространства. Второй (кнорр) был создан для большой грузоподъёмности и максимально возможной дальности плавания.

Кнорры

Если говорить о кноррах, то о наличии трюма сомневаться не приходится. Но это не полноценное подпалубное пространство в полный рост, как все себе представляют. В кноррах посадка корабля была глубокой, борта выше. Всё это для того, чтобы вместить как можно больше груза, и чтобы груз был защищён от морских волн и воды как можно лучше.

В середине палуба была открыта, чтобы вместить габаритный груз, включая животных. Последних же ещё как-то и кормить надо было, наблюдать за ними во время путешествия. Под двумя половинами палубы действительно находилось много защищённого пространства. Настоящий трюм. Но, естественно, не для проживания. Даже с такой высотой от дна судна до палубы тяжело представить, как там размещаются люди.

Универсальные корабли, карви

А вот с пространством под палубой боевого корабля другая ситуация. Сначала посмотрим на поперечное сечение универсального корабля викингов на примере корабля из Гокстада:

Его очень мало. На фотографиях реплики этой 22-х метровой ладьи можно воочию убедиться в скудности пространства.

Фактически этого пространства не было бы, если бы не было необходимости сделать палубу ровной из-за выступающих бимсов — балок, поперечно укрепляющие судно.

Обратите внимание ещё на одну особенность — это пространство могло использоваться для укладки балласта. Также трюм должен был быть доступен для разборки, чтобы вычерпывать воду, которая неизбежно скапливалась в неспокойную погоду. А, возможно, её и не вычерпывали, пока она не доходила до уровня палубы или пока ладья не причаливала.

Исходя из всего этого сложно представить, что такой трюм серьёзно рассматривался для хранения чего-либо. Что является прямой обязанностью трюма. Но, всё же, какой-то простой, не громоздкий груз там можно было разместить. Например, щиты, снасти. При этом, учитывая, что трюм не заливался водой.

Вот ещё одна реплика Гокстадского корабля, построенная в Норвегии в 1892-1893 гг. Сейчас она хранится в г. Чикаго, США. На фотографиях хорошо виден объём пространства:

Вот что написано на сайте музея, где хранится Гокстадская ладья:

The deck consists of planks of pine that could be lifted so that the crew could easily bale out water if necessary. This also provided storage capacity for a little cargo.

Палуба состоит из сосновых досок, которые могли быть подняты, чтобы экипаж легко мог вычерпывать воду при необходимости. Благодаря этому существовал доступ к пространству для небольшого груза.

Гокстадский корабль — это универсальный корабль (карви), т.е. его использовали и как боевой и для перевозки груза (на палубе). Этот тип ладьи был распространён до начала XI века, когда появилось чёткое разделение на торговые судна и на боевые — лонгшипы (лонгскипы) или драккары (дракены, драконы).

Драккары

Поперечный срез лонгшипа , драккара укажет, что пространство также есть, но имеет другу форму. Причина — особенность драккара — он уже и длиннее. Например, ширина Скульделев-2 всего 3.8 метра против 5.1 у Гокстадской ладьи. Хотя длина этого драккара значительно больше (30м против 23.8м).

Посмотрите на изображение поперечного среза палубы Скульделев 2 (Skuldelev 2) вверху. Пространство под палубой выигрывает в высоте, но проигрывает в ширине. Не забываем про балласт и скапливание воды.

Итоги

В итоге, если рассматривать драккары викингов — да, трюм был. Его можно было использовать для хранения каких-то мелких предметов, но не более.

Несмотря на неудобную форму, отсутствие полноценного доступа ко всему пространству, затопление водой делают такой трюм, всё же, очень хорошим средством для экономии места на палубе. В случаях, когда ничего не должно мешать, чтобы справляться со стихией в бушующую погоду или для большого пространства, для мобильности в бою при абордаже или сражении борт к борту.

Самый большой из известных драккаров викингов носит в данное время имя "Роскильде 6". естественно, что настоящего имени этого красавца никто не знает. Когда тысячу лет тому назад на горизонте появлялся стройный и прекрасный силуэт «Роскильде 6», для тех, кто его видел это были очень плохие новости. Этот драккар вез по водам северных морей компанию суровых, жаждущих крови и добычи воинов.

Это самый большой из найденных кораблей викингов. Его обнаружили в Роксильде в 1996 году, причем совершенно случайно. Сохраняя правила датского языка его название правильнее произносить как "Ро́скилле" (дат. Roskilde). Согласно подсчетам, на постройку такого корабля в те далекие времена ушло 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов. Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII «Мэри Роуз» (анг. Mary Rose), построенный пятью веками позже. «Роксильде 6» также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием Sea Stallion, который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.

Раскопки "Роскильде 6"


Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Построили этого гиганта после 1025 года, когда были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить 100 воинов, которые по очереди садились за 39 пар весел, если ветра для наполнения квадратного паруса из шерстяной ткани оказывалось недостаточно. На борту им было довольно тесно, спать приходилось между сидений, а для припасов места было очень мало. Поэтому припасов брали минимум – свежую воду, эль или медовуху, которая портилась не очень быстро, вяленую рыбу, а также соленое и вяленое мясо.

Плавание было неудобным, но как правило коротким. Брать большой груз не было нужды, так как корабль шел удивительно быстро. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. После высадки на берег викинги могли добывать продовольствие охотой и грабежом, действуя безжалостно и эффективно. Вся Европа испытывала на себе ярость норманнов более трехсот лет.

Наверняка корабли приходили не поодиночке. «В летописях есть свидетельства, говорящие о том, что суда прибывали сотнями, – говорит Гарет Уильямс (Gareth Williams) ученый из Британского музея. – Поэтому можно вести речь об армии численностью до 10 тысяч человек, которая внезапно высаживалась на вашем побережье. Это были хорошо обученные, сильные воины, способные очень быстро передвигаться как по воде, так и по суше». По словам Уильямса, строительство таких шикарных кораблей обходилось баснословно дорого, но это была всесокрушающая демонстрация военной мощи норманнов.

Обстоятельства находки и реставрации

Корабль был найден совершенно случайно, когда в корабельном музее Роскильде в Дании делали пристройку (!). В самом музее также размещены найденные ранее корабли викингов, которые в давние времена потопили специально, чтобы сузить проход во фьорде и защитить подходы к Роскильде, древней королевской столице Дании.
В 1996 году наблюдавшие за ходом строительных работ археологи обнаружили на месте нового фундамента остов огромного корабля, некоторые шпангоуты которого уже были сломаны вбитыми в основание пристройки сваями.

Больше того случайная находка оказалась настоящим сокровищем, всего состоящим из девяти (!) кораблей викингов. «Роскильде 6» (надеюсь теперь понятна цифра "6" в названии), у которого удалось спасти почти половину корпуса, стал самым зрелищным открытием.

Оригинальные корабли Роскильде эффектно выставлены на всеобщее обозрение в специально отстроенном для этих целей зале. Корпуса выглядят весьма прочно, однако они могут расколоться как хрупкое стекло. Во время раскопок отсыревшие шпангоуты «Роскильде 6» могли рассыпаться в труху, если бы к ним был доступ воздуха. Проектом консервации кораблей руководил специалист из Национального музея Кристиан Страткверн (Kristiane Straetkvern). Суть его заключалась в том, чтобы высушить шпангоуты 10-метровой длины гораздо медленнее, чем это делалось по прежним методикам, а затем ушедшую влагу заменить синтетической смолой, благодаря чему остов стал легче, но остался крепким.
Для корабля наступил напряженный момент, когда началась сборка и проверка высушенных шпангоутов. Каждый из них был вставлен и закреплен в своем тщательно вырезанном при помощи лазера и хорошо подогнанном по размерам гнезде. В результате получилась скрепленная болтами рама, напоминающая гигантский детский конструктор. Но при перевозке ее легко можно разобрать на сотни деталей.

Детали корабля в процессе консервации


Финальный этап работ: сборка корабля "Роскильде 6" на раме


Законсервированный, закрепленный на раме остов корабля "Роскильде 6" в выставочном павильоне Национального музея Дании

Команда из музея Роскильде превратилась в группу экспертов по воссозданию древних кораблей, и их регулярно приглашают для проведения реставрационных работ. Они надеются на то, что в один прекрасный день им удастся воссоздать в натуральную величину копию огромного корабля «Роскильде 6» и отправить свое творение за море – но не терроризировать население Европы, а вызывать у него благоговейных трепет перед историей.

Технические характеристики и особенности конструкции

Удалось установить, что «Роскилде-6», являлся драккаром, невероятной протяженности – 37 м,при ширине корпуса 3,5 м, таким образом, корабль этот следует отнести к классу, давшему начало таким гигантам, как легендарные «Длинный Змей» и «Большой Дракон». Построенная около 1025 г., прекрасная ладья почти наверняка являлась королевской собственностью, а потому трудно избежать искуса приписать ее королю Кнуту, который правил тогда в Дании, в Норвегии, в Англии и в Южной Швеции.

Дубовый и Т-образный в поперечном сечении киль достигает 32 м в длину, состоит из центральной секции и двух узлов по краям, к которым прикреплялся посредством длинных соединений внахлест. Расположенные на расстоянии 78 см друг от друга шпангоуты покрывали пять первых поясов обшивки, что превращало соединявшие их верхние поперечины (к несчастью, несохранившиеся) в идеальные банки для гребцов. Легкие полурамы, пригнанные и закрепленные между шпангоутами, добавляли прочности третьему и четвертому поясам. Последний еще усиливался стрингером, к которому подсоединялись нижние бимсы. Уцелел только фрагмент кильсона, покоившегося на шпангоутах и закрепленного с помощью горизонтальных коленцев. Размер паруса судна оценивается в 200 кв. м. Принимая во внимание еще и 78 гребцов с длинными веслами, от вида такого левиафана, должно быть, захватывало дух. Настоящий корабль из саги, он мог легко вместить 100 воинов, и, вне всякого сомнения – дополнительную грозность и воинственность придавала ему, как всегда, великолепно сработанная драконья голова (которую, правда, не нашли).
Схема сохранившегося корпуса драккара «Роскилде-6»

Реконструируемый силуэт корабля "Роскильде 6" в сравнении с силуэтом человека (в носовой части).

Реконструкции корабля "Роскильде 6" еще не было, наиболее похожим из найденных кораблей викингов, является "Скулделев 2" (дат. Skuldelev 2 - Скюллелев 2), который на 6 метров короче "Роскильде 6". Длинные морские переходы, говорят об очень хороших качествах этого корабля.