Можно ли идти на апелляцию с репетитором. Что делать, если вы не согласны с баллами егэ или как правильно подать на апелляцию

Подписка

    Обратите внимание, что конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий, оценивания результатов заданий с кратким ответом, неправильного оформления экзаменационной работы. Также комиссия не рассматривает в качестве материалов апелляции черновики участника ЕГЭ.

    Как подать апелляцию о нарушении установленного порядка ЕГЭ-2017

    В случае, если участник ГИА хочет подать апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена, то он должен сделать следующее:

  • После завершения экзамена, не выходя из пункта проведения ЕГЭ, взять у организатора в аудитории 2 экземпляра формы, по которой составляется апелляция;
  • передать документы уполномоченному представителю экзамена, который должен заверить апелляцию своей подписью и передать один экземпляр участнику ГИА, а другой - в конфликтную комиссию;
  • получить необходимую информацию о времени и месте рассмотрения конфликтной комиссией.

После того, как конфликтная комиссия получает апелляцию, производится проверка при участии организаторов, которые не были задействованы в аудитории, технических специалистов, общественных наблюдателей. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию в течение не более 2-х рабочих дней и выносит одно из двух решений: отклонение апелляции или ее удовлетворение. Если апелляция удовлетворена, то результат ЕГЭ участника аннулируется, и он сдает экзамен в другой день.

Как подать апелляцию о несогласии с результатами ЕГЭ-2017

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение 2-х рабочих дней после официального объявления индивидуальных результатов экзамена и ознакомления с ними участника ГИА.

В случае, если участник ГИА хочет подать апелляцию о несогласии с результатами ЕГЭ-2017, то он должен сделать следующее:

  • В месте регистрации на экзамен или у ответственного секретаря конфликтной комиссии взять форму апелляции (в двух экземплярах);
  • составить апелляцию в 2 экземплярах;
  • передать оба экземпляра вышеуказанным лицам;
  • получить необходимую информацию о времени и месте рассмотрения конфликтной комиссией
  • прийти на процедуру рассмотрения апелляций в конфликтную комиссию, имея при себе паспорт и пропуск с печатью «Бланки ЕГЭ сданы».

Как рассматривают жалобу

После того, как участник ЕГЭ подал заявление, он должен прийти в указанное место проведения апелляции. Процедура рассмотрения жалобы проходит в присутствии экзаменуемого. С собой необходимо обязательно иметь паспорт и документ, который подтверждает факт сдачи им экзамена. Если заявителю еще нет 18 лет, то с ним могут присутствовать его родители или законные представители.

Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию не более четырех дней с момента ее подачи. По результатам вынесенного решения количество баллов может быть изменено как в стороны увеличения, так и уменьшения. Уменьшение баллов возможно в случае, когда члены комиссии в ходе повторного рассмотрения работы по ЕГЭ обнаруживают дополнительные ошибки, что ведет к уменьшению отметки.

ЕГЭ единый государственный экзамен – с 2009 является обязательной формой аттестации учеников и дает право на поступление в высшее учебное заведение. Сдается в форме тестирования по основным учебным направлениям. В случае возникновения спорных ситуаций по проведению экзамена, или результатам оценивания выпускника, проводится разбирательство по апелляции специальной конфликтной комиссией.

На сегодняшнее число осталась провести оценивание в такие ранее запланированные даты:

Также назначен дополнительный период сдачи экзамена в сентябре 2018 года:

В этот период сдать экзаменов могут те, кто не сдал экзамен в основном туре; участники ЭГЭ, которые хотят увеличить проходной бал; выпускники прошлых лет или срок действия сертификата которых истек (т.е. по истечению 4-х лет с момента получения)

Апелляция ЕГЭ 2018 как подать: срок подачи жалобы в конфликтную комиссию

Если во время сдачи ЕГЭ возникла спорная ситуация, и выпускник не доволен оценкой, возможно решение этой проблемы при участии специальной конфликтной комиссии.

Для подачи заявления участником ГИА установлены определенные сроки. В день экзамена, сразу после сдачи экзаменационного бланка, можно подать жалобу о нарушении проведения ГИА по учебному предмету

В течение двух рабочих дней, после получения результатов ЕГЭ, можно оспорить полученный в результате оценивания балл.

Комиссия не занимается вопросами, связанными с содержанием экзаменационных заданий. Не рассматривает жалобы в случае краткого ответа выпускника, в случае если выпускником нарушен действующий порядок, или если оформление работы не соответствует требованиям проведения ЕГЭ. Как аргументы для апелляции не берутся в учет черновые работы учащихся.

Апелляция ЕГЭ 2018 как подать: апелляции по нарушению проведения ЕГЭ

В случае подачи апелляция, связанной с нарушением проведения экзамена, нужно по завершению экзамена подойти к организатору и взять бланки заявления. Проводится это до выхода из здания ППЭ. Апелляция составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются представителем ГЭК. Затем один экземпляр остается у ученика, второй передается в конфликтную комиссию. Ученику предоставляется информация о дате и месте проведения разбирательства.

Членами ГЭК в ППЭ в тот же день организуется комиссия, которая проводит исследование данных в апелляции и устанавливает их достоверности. Результаты заносятся в соответствующее заключение. Затем в конфликтную комиссию оно передается совместно с апелляцией.

Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГА рассматривается в течении 2-х рабочих дней. В случае удовлетворения апелляции ученику предоставляется право повторно сдать экзамен.

Апелляция ЕГЭ 2018 как подать: апелляции по несогласию с выставленным баллом

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение 2 рабочего дней с момента уведомления о полученных результатах.

Для этой процедуры требуется направиться в образовательное учреждение или комиссию ППЭ, получить там, у секретаря бланки апелляции в 2-х экземплярах, заполнить и подписать их уполномоченными лицами. Один экземпляр остается у выпускника, второй передается в конфликтную комиссию. Далее ученику предоставят информацию о месте и времени проведении разбирательства.

В назначенный день участник ЕГЭ, подавший апелляцию, приходит в указанное место, и предъявляет комиссии паспорт и удостоверяющий сдачу экзамена документ. Если апеллянт несовершеннолетний его могут сопровождать родители или опекуны, также с документами, подтверждающими личность. Рассмотреть апелляцию могут и без присутствия жалобщика. Проводится этот процесс в течение 4-х рабочих дней.

В ходе разбирательства экзаменующийся совместно с членом комиссии проводит рассмотрение работы на наличие ошибок, таким образом, выявляя, почему компьютер увидел не совпадение. Сбой программы возможен при не четко сформулированном ответе. В случае выявления правоты подавшего апелляцию, она удовлетворяется и происходит пересчет балов. В противном случае апелляция отклоняется.

Перечень основных моментов на которые следует обратить внимание при подаче апелляции.

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности - выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции - процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?

Таких случаев два. Первое - это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант - оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ

В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах - первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй - остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.
В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив - решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ - для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ

В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
- отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
- удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Что важно сделать до апелляции?

В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ - они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?

Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из родителей или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права - заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.

Многие выпускники после окончания вздохнут с облегчением, оставив позади трудный и нервный период подготовки, дополнительных занятий, волнений и переживаний о том, как пройдет испытание. Осталось ждать результатов и надеяться на лучшее при . Впрочем, есть и другая категория школьников – ребята, которые не согласны с оценкой за ЕГЭ и считают, что они на самом деле заработали больше баллов, а отметка, выставленная членами комиссии, не отражает их реальный уровень знаний.

Выпускники, которые желают оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции – процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит подавать на апелляцию или нет – личное дело каждого. С одной стороны, это дополнительный стресс. Но иногда два-три балла могут стать решающими при поступлении в университет мечты или зачислении на бюджетное место, так что ученик готов бороться до конца, оспаривая выставленные баллы.

Конечно, грамотная апелляция к комиссии – это не просто скандал по поводу того, что вас несправедливо оценили. Чтобы все прошло успешно, нужно не только быть уверенным в правильности своих ответов, но и уметь общаться с членами комиссии, вовремя и правильно подать заявление, а также четко понимать, какие аспекты работы могут быть оспорены. Давайте узнаем все нюансы данного процесса, чтобы в случае необходимости вы были во всеоружии!

Если вы не считаете справедливыми результаты ЕГЭ, их можно оспорить!

В каких случаях можно подавать на апелляцию?

Во времена, когда ЕГЭ только входили в общероссийскую практику, считалось, что такая апелляция – дело гиблое. Комиссия неохотно выдавала работы для ознакомления, а посторонние лица, к числу которых относились даже родители школьников, не допускались к присутствию на процедуре. Более того – учеников пугали, что комиссия может пересмотреть итоги ЕГЭ только в сторону понижения баллов, а на такой риск были готовы идти далеко не все выпускники.

На сегодняшний день апелляция считается не таким уж и сложным делом. Главное при этом – понимать, с чем именно вы не согласны и как дальше действовать. В российской практике сдачи ЕГЭ существует два варианта апелляций:

  • оспаривание самой процедуры экзаменации, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно. Например, таким случаем считается нехватка черновых бланков для учеников. Апелляцию нужно подавать непосредственно по окончанию экзамена и, как показывает практика, ее удовлетворяют;
  • оспаривание баллов, полученных за ЕГЭ – такие апелляции чаще всего затрагивают предметы гуманитарного характера. Многие школьники оспаривают результаты сочинения по , . Точные предметы оспариваются редко. Данную апелляцию нужно подавать после оглашения итогов экзамена. Написать заявление нужно в течение двух дней после того, как результат будет доведен до вашего ведома.

Апелляционное заявление пишется в адрес конфликтной комиссии – специальной структуры, которая создана для защиты прав учеников. Стоит помнить, что в пределы полномочий данного органа не входят такие вопросы как:

  • оценка, выставленная за решение заданий, предусматривающих краткий ответ – в этой части КИМов трактовать нечего, так что написанное слово, сочетание слов или цифра просто оцениваются по факту их правильности;
  • нарушения, которые были допущены самим учеником. Оспаривать тот факт, что вас отправили за дверь из-за разговоров с соседом или списывания, точно не получится;
  • недополученные баллы вследствие того, что ученик неправильно оформил работу, перепутал строчки вписывания ответов в экзаменационный бланк и тому подобное. Невнимательность школьника остается только на его совести;
  • оценка черновых бланков. Даже если вы написали прекрасное сочинение, но не успели переписать его в бланк ответов, требовать проверить данный лист бесполезно. На экзамене сразу предупреждают, что черновик существует лишь для личного удобства экзаменующегося, но не проверяется членами комиссии.

Когда и как проходит апелляция?

График проведения ЕГЭ, а также сроки подачи апелляционных заявлений и их рассмотрения Рособрнадзор опубликует к середине января. Исходя их практики прошлых лет, можно сказать, что обычно апелляция назначается через 2-3 дня после приема заявлений (но не позже чем на 4-й рабочий день). Например, если итоги экзамена были оглашены 14 июня, то не позже 15-16 июня нужно будет подать заявление на апелляцию, а саму процедуру назначат на 17-20 число.


Если порядок проведения экзамена был нарушен, вам позволят его переписать

Как уже было сказано выше, данное заявление нужно подать сразу в день проведения экзамена – до того момента, как ученик покинет экзаменационный класс. Писать заявление нужно в двух экземплярах – первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй – остается у ученика. Выпускник должен проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение. Процедура апелляции проводится при обязательном присутствии определенных лиц, в число которых входят:

  • организаторы, которые не входили в состав наблюдателей на экзамене;
  • специалисты, отвечающие за техническую часть (например, видеонаблюдение в классе);
  • общественные наблюдатели;
  • сотрудники, отвечающие за охрану;
  • медработники.

Заявление должно быть зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным опекунам.

В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив – решить, что они не имеют оснований для удовлетворения. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ – для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция в случае несогласия с полученными баллами

Данный вид апелляционного заявления должен быть подан на протяжении двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии (через директора школы или уполномоченного им сотрудника), а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена пометка, что оно принято к рассмотрению и составлено по форме. Требовать нужно форму с кодировкой 1-АП.

Примечание: если апелляцию подает человек, который окончил школу ранее текущего учебного года, ее нужно отдать сотруднику, представляющему место вашей регистрации на ЕГЭ.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или опекунов). Если ученику еще нет 18 лет, законные представители могут прийти на апелляцию и без школьника. Явиться в указанное место нужно с паспортом и пропуском.


Памятка: в каких случаях и как подавать на апелляцию по результатам ЕГЭ

Ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что отсканированная или письменная работа, аудиофайлы с ответами и протоколы устной части экзамена являются вашими. Члены экспертной комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура занимает не более 20 минут на одного ученика. В итоге данного мероприятия комиссия может решить:

  • отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
  • удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки в технической части или процедуре выставления оценки. Однако стоит помнить, что баллы могут быть пересмотрены в обе стороны (увеличены или уменьшены).

Как вести себя на апелляции?

Ученики, которые ранее столкнулись с процедурой апелляции, сформулировали для выпускников 2017/2018 года несколько полезных советов и рекомендаций. Итак – как повысить свои шансы на благоприятный исход процедуры?

  • Отправляйтесь на апелляцию с мамой, папой или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.
  • Настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить итог без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права – заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.
  • Не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.
  • Не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по сути, уже нечего. Если вас пытаются запугать, комиссия не дает четких ответов, а процедура далека от объективности, можно подавать на вторую апелляцию (федерального характера). При такой процедуре работа отправляется на повторную проверку, а новая комиссия не знает, сколько баллов вам начислили в прошлый раз. Конечно, это не является однозначным шансом на успех, но вы будете точно знать, что сделали все возможное.
  • Не бойтесь этой процедуры. Значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять дополнительные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако если ознакомиться со статистикой апелляций, то можно увидеть следующие цифры: комиссия Томской области только в 2015 году приняла положительное решение по 25% всех апелляционных заявлений. Такой же процент положительных итогов был зарегистрирован и в Тюменской области – из 900 апеллянтов только восьмерым снизили баллы. Комиссия, заседавшая в Хабаровском крае, повысила оценки трети ребят, подавших заявление, а остальные работы остались при своих баллах.
  • Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свою позицию, а не выяснение отношений на повышенных тонах. Если вы будете грубить, кричать или бросаться обвинениями и угрозами, вам вряд ли пойдут навстречу.

Что стоит сделать до дня апелляции?


Проверьте свою работу и убедитесь, что действительно не допустили ошибок!

Вполне понятно, что прохождение такой волнительной процедуры, как апелляция потребует определенной моральной и психологической подготовки. В этом случае вам помогут несколько действенных советов:

  • освежите в памяти работу. После оглашения баллов работы школьников выставляются в их личных кабинетах. Внимательно знакомьтесь с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
  • подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ – они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение. В отдельных случаях учителя могут вам доказать, что никакой ошибки нет, так что не стоит тратить время и нервы на апелляционные процедуры;
  • по каждому пункту, с которым вы не согласны, заранее сформулируйте точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор был предметным, а вы могли пояснить, почему применили тот или иной аргумент, цитату, аналогию или характеристику. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, выглядит более веско.

Апелляционные комиссии по ЕГЭ закончили свою работу, но все еще идут письма тех, кто попробовал побороться за свои баллы. Они будут полезны будущим выпускникам, а может быть, успокоят тех, кто до сих пор терзается тем, что не рискнул апеллировать.

Комиссии принимали и рассматривали апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ и по результатам ЕГЭ. По содержанию контрольных измерительных материалов апелляции не принимаются. Не удовлетворяются и апелляции, если нарушены инструкции по заполнению бланков ЕГЭ. В случаях, когда претензии выпускников признаются справедливыми, им выдаются новые сертификаты с уже исправленной оценкой.

Самое главное, что надо помнить: апелляция - это просьба о пересмотре оценки, и пересмотрена она может быть как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Так что апелляция - это риск.

Из рассказов очевидцев становится ясно, что те, кто на это пошел, - просто камикадзе. Вот рассказ одной московской мамы.

«На ЕГЭ по русскому языку у нас был максимально возможный балл в части С - 20, а общий результат - 58 сырых баллов. Казалось бы, 58 из 60 - радоваться надо, но не тут-то было: это всего 88 в сертификате по ЕГЭ, в престижном вузе - уже четверка. Решили пойти посмотреть работу. Встретили нас с удивлением:

У вас такие высокие баллы. Задание из части С вообще выше всяких похвал, даже интересно было посмотреть на ребенка, который так написал.

Это был предварительный разговор, вели его две дамы, которые, видимо, были в числе проверяющих, если запомнили наше эссе в части С. Очень неохотно вытащили нам работу, дали посмотреть. В части Б за одно задание были снижены баллы. Нужно было выбрать из текста слово, образованное приставочным способом. В ответе было записано именно такое. Дама говорит: «Видимо, этого слова нет в тексте, ваш ребенок его сам придумал». Дочь показала, что слово в тексте есть. Но ответ тем не менее засчитан как неверный: в тексте оказалось не одно слово, образованное таким образом, правильный ответ мог быть не один, а заложен в компьютер был только один.

Нам стали объяснять, что части А и Б на апелляции не рассматриваются. Мы пытались говорить про то, что, если нет ошибки, почему же снижен балл? На что дама, которая еще недавно хотела лично познакомиться с ребенком, давшим такой замечательный ответ на часть С, заявила, что если мы будем настаивать на конфликтной комиссии, то придется пересмотреть и часть С, а там есть за что снижать… Так и спросила: «Хотите вы этого?». Понятно, что мы не хотели. На этом наша попытка апелляции закончилась».

Нина Сомина из Санкт-Петербурга тоже пошла на апелляцию и вспоминает об этом в жанре детектива. «До подачи апелляции: ну все, мне конец… Мне по жизни не везет. Добавят баллы? Да если бы я сама была уверена, что ответила так, как написано в инструкции проверяющих. Мама подключила тяжелую артиллерию в лице бабушки и знакомого адвоката… Интересно, поможет ли?

Открываю дверь… Передо мной пять преподавателей. Мне - конец. Сейчас мне докажут, с примерами, что я - неполноценная личность. Приготовились. Ладно, пора в бой. И вдруг понимаю: они, кажется, сами мне подняли баллы за последние три задания в части С… За второе задание понизили. Плевать, теперь у меня не 50, а 52 балла. Это четверка! А моя тяжелая артиллерия продолжает наступать на комиссию, недаром она конфликтная. А мне так хорошо, что я уже ничего не слышу…

После апелляции поняла: никогда, никогда больше не буду подавать апелляцию. Мне хватило. (Пришлось еще отдать 300 рублей за доверенность на ставшего моим дядей знакомого адвоката: пускают туда только с одним взрослым.)
Зато я накануне все вопросы части С проработала заново. Мне казалось, что меня там будут по ним терроризировать. Обошлось малой кровью».

Делятся впечатлениями ребята на форумах.

«Viss: …одна задача С была решена устно, притом правильно, но за нее мне поставили 0, ибо не поверили, что я устно решил, и мотивировали отсутствием решения… При апелляции сказали, что проверяющим выдаются критерии, по которым ведется проверка работ. Если нет необходимого элемента задачи, который оценивается в 1 балл, то этого балла и не получишь, даже если дальше правильная логика».

«Сut: мне на апелляции хотели прибавить 6 баллов, но главного спросили, и он сказал: больше 4-х не прибавляем, низя… Я уже потом узнал, что добавлять могут сколько угодно баллов, но если добавлено за работу более 4-х баллов, то она идет на проверку в Москву, и если что не так, то комиссии за это втык будет».

Ужасно обидно, когда недостает тех нескольких баллов, которые могут стать решающими, но подавать ли апелляцию - решайте сами.

А Рособрнадзору, который сейчас собирает предложения по организации ЕГЭ на будущий год, такое пожелание от наших читателей: разрешить сдавать ЕГЭ в один год два раза: и в школьном, майском потоке, и в вузовском, июльском. Реально за два месяца можно что-то подучить, особенно после того, как стало понятно, за что и где недобрал. Почему же надо год терять? Может быть, тогда и апелляций будет гораздо меньше.

Омск

Поправили компьютер

Все апелляции по ЕГЭ в Омской области рассматривала комиссия при областном министерстве образования. Самым конфликтным оказался экзамен по математике - результаты его обжаловали 197 выпускников. 19 жалоб удовлетворено. В четырех случаях ошибся компьютер, неверно интерпретировав символы, поставленные экзаменуемыми, а в остальных эксперты признали, что педагоги незаслуженно занизили балл.

70 учеников оспорили результат ЕГЭ по обществоведению, 16 - по истории, и всех убедили в том, что они не правы. Пересмотра оценки по химии добилась одна ученица, по оплошности записавшая не в то поле номер карточки: компьютер ей выставил 3, а комиссия оценила работу на 5.

На саму же комиссию, по словам директора регионального центра систем образования Виталия Федорова, никто из выпускников и их родителей не жаловался.

Георгий Бородянский

Саратов

Как переспорить комиссию

За год саратовцы поднаторели в решении тестов - в книжных магазинах сборники задач по ЕГЭ не сходили с полки «Лидер продаж». Не зря мучились: средний балл, например, по русскому языку вырос аж на две позиции. В прошлом году почти каждый десятый школьник области (девять процентов) сдал экзамен по русскому на двойку. В нынешнем «неуды» получили 5,9 процента выпускников. Большинство знает родной язык на троечку - 45,6 процента (в 2006-м было более половины). До пятерки дотянули 11,5 процента (8,4 процента - год назад).

По выбору дети могли писать в форме тестов обществознание, географию и биологию (добровольность условная: результаты ЕГЭ обязательно нужны тем, для кого эти предметы будут профильными при поступлении в вуз). И здесь оценки оказались лучше прошлогодних. По обществознанию более 60 процентов испытуемых получили четверки и пятерки. ЕГЭ по биологии сдавали впервые. С заданиями справились 59,5 процента выпускников. Как отмечают в региональном министерстве образования, «это значительно выше общероссийского уровня». Не сложилось с географией. 18,4 процента школьников заработали двойки (против 14,8 процента в 2006-м).

Год назад в конфликтную комиссию поступило больше ста апелляций. Теперь протестовать решили 56 человек. Большинство об этом пожалели: оценки оставили без изменений или понизили. На процедуру проведения экзамена не жаловался никто. Результаты по русскому языку оспорили 49 человек. По двадцати работам баллы повысили, в 25 нашли дополнительные ошибки. Из четырех «биологических» апелляций удовлетворили одну. По обществознанию подавали две апелляции, по одной оценку снизили, другую оставили без изменений.

Надежда Андреева

Ростов-на-Дону

Результаты ЕГЭ радуют, когда его сдают не все

В этом году в Ростовской области было подано 527 апелляций на результаты единого государственного экзамена, что составило 1,3% от всех сданных работ. 85 жалоб удовлетворено - оценки по ЕГЭ повышены.

С каждым годом растет число детей, получивших на ЕГЭ четверки и пятерки. Но в министерстве образования Ростовской области это связывают с тем, что сейчас ЕГЭ для выпускников школ области - необязательный экзамен. Сдают его примерно 60% школьников - те, кто собирается поступать в вуз, уверены в своих знаниях. Остальные ЕГЭ не сдают.
Семь лет назад, когда эксперимент только начинался, в области провели ЕГЭ по математике и русскому языку для всех школьников. Результаты оказались ужасающими, особенно по математике - почти пятая часть школьников не смогла получить положительную оценку, а половина получила тройки.

Однако через год эксперимент заканчивается. В 2009 году ЕГЭ будет обязательным. Какое количество выпускников не сможет тогда получить аттестаты, не берутся предсказать даже специалисты.

Анна Лебедева