Nier automata данные старого мира. Как открыть закрытые сундуки в Nier: Automata? Как найти квест «Воспоминания Эмиля»

In NieR: Automata .

"Pascal asked you to collect information pertaining to the old world. Bring back any interesting tidbits that you find."

"The information pertained to nuclear weapons from the Old World. It could be dangerous in the wrong hands, so it might be best to hand it over to the Commander. Make a choice and deliver the intel to either Pascal or the Commander"

"You attempted to deliver the nuclear weapon intel to Pascal, but he refused to accept such dangerous information"

"You delivered the nuclear weapon intel to Commander, who promised to store it in safe location. As token of appreciation, maintenance materials have been placed in 9S" s room."

Data on the Old World Objectives

  1. Find Archives about the Old World
  2. Deliver the information on the old world to Pascal
  3. Decide if you should give Nuclear Fission information to Pascal or the Commander

Data on the Old World Rewards

  • 8,000G

Nuclear Fission information given to Pascal:

  • 3,000G
  • 1,300 EXP

Giving the information to Command:

  • 5000g
  • Stun +6 chip

Data on the Old World Walkthrough

  • This quest is available on your second playthrough, when you are 9S and can access Locked Chests .
  • Find all the Archives related to Old World Information. These are locked and hidden inside chests around the world.
  • The only old world information you need to find to complete the quest is the Nuclears Arms Manual. The locked chest containing this is located near the City Ruins: Near the Tower access point, inside a nearby destroyed building with large tree roots wrapped around it. After transporting to the access point, head towards the city ruins and the building will be ahead of you. The chest is located within the lowest accessible floor of three floors.
  • Once you obtain information on nuclear weapons, a choice is available: give the information to Pascal or to the Commander. Giving it to Pascal has no negative effects, as he refuses the information and rewards you anyway.
  • This ends the quest

Notes

  • Using chapter select if you haven"t turned in Data on the Old World you have to get the book again from the chest even if you already have the archive/item it"s associated with (if you load a savefile that had gotten it you can turn it in).
  • You can simply locate and turn in the Nuclear Weapons Information without obtaining all Old World information. Pascal will give you G for each piece of information, but only the Nuclear Weapon Manual is necessary to complete the quest.

The Halfwit Inventor is one of the optional side missions you can tackle in NieR: Automata. The mission will only become available once you’ve cleared the Amusement Park and gain access to Pascal’s Village. Upon meeting the scientist machine, he will tell you that he needs some investors to give him money so that he can conduct proper research. To proceed to the next step of the Halfwit Inventor quest, you’ll have to give him 80,000 G.

After doing so, he’ll make a final request, and you’ll have to give him a one-time payment of 100,000 G to proceed in the Halfwit Inventor quest. This will allow him to launch a satellite. However, the scientist machine soon reveals that the project was a failure, and his beacon landed on Mars instead. He can’t give you back your money, but he will become a new vendor that you can buy materials from. He sells the Alien Mask, which is an accessory you can equip. He also sells upgrade materials like Meteorite and Meteorite Shards, which you’ll need if you want to fully upgrade all of your weapons.

Be sure to check back with Twinfinite and our ever-expanding for more tips, tricks, and information on NieR: Automata.

NieR: Automata создана таким образом, что за одно прохождение вы не сможете в полной мере рассмотреть сюжет игры и опробовать все ее функции. К примеру, квест под названием «Наследие Прошлого» (Heritage of the Past) становится доступным лишь во время второго прохождения.

Главная цель задания заключается в поиске 4-х различных реликвий в Зоне Пустыни (Desert Zone) и их возвращении исследователю, который пытается узнать новую информацию о далеком прошлом человечества.

Разочарованные игроки зачастую блуждают по всей пустыне в поиске этих артефактов и в результате ничего не находят. Мало кто из них знает, что реликвии находятся в основном в центре пустыни. В этом руководство мы покажем точное расположение этих предметов, чтобы вам не пришлось бесцельно бродить по пустыне несколько часов.

Где найти четыре реликвии в NieR: Automata?

Чтобы начать квест «Наследие прошлого», отправляйтесь в Зону Пустыни и пройдите к западному краю карты, начав свой путь из точки входа в локацию. Там вы найдете исследователя, стоящего рядом с руинами. Поговорите с ним и согласитесь вернуть ему реликвии, которые разбросаны по всей пустыне.

За каждую из первых трех реликвий, которые вы вернете исследователю, вам будут выдавать следующую награду:

  • 5 тысяч G (игровая валюта);
  • 100 очков опыта;
  • 1 предмет (техническое руководство, янтарь, разорванная книга).

Перейдите в экран умений 9S и поменяйте его под, экипировав андроида сканнером, который даст вам знать, если поблизости находится реликвия. Чем ближе вы окажетесь к артефакту старого мира, тем быстрее будет пикать сканнер. Когда же вы станете рядом с реликтом, сканирующее устройство выпустит голографический конус и покажет вам точное расположение обнаруженного объекта.

Покиньте исследователя и следуйте за пиканьем сканнера до первой реликвии: Старой Палочки, которую можно найти на небольшом участке каменных руин, окруженных безрукими роботами-разведчиками. Руины находятся неподалеку от точки доступа в Центр Пустыни (Desert Center).

Для нахождения следующей реликвии отправляйтесь на запад от Центра Пустыни к области Пустынный Корпус (Desert Housing) и убедитесь в том, что на андроидах экипирован сканнер. Рядом с несколькими крупными скалами вы обнаружите Грязную Маску, лежащую на земле.

Чтобы отыскать третий артефакт, направьтесь немного в сторону от Центра Пустыни – нужный объект находится к востоку от исследователя. Заповедная плита спрятана глубоко в песке и рядом с ней нет особых достопримечательностей или крупных скальных образований, поэтому просто следуйте за писком сканнера в районе, указанном на скриншоте ниже.

Четвертая и последняя реликвия – Статуя Девочки – может быть найдена в песке неподалеку от нескольких каменных руин. После нахождения этого артефакта появится группа летающих и наземных роботов, которые тут же нападут на вас. Когда битва закончится, сканнер объяснит вам, что эти боты были основаны на Западных фильмах людей.

Возникли проблемы с нахождением последней реликвии? Убедитесь в том, что вы отдали предыдущие три артефакта исследователю. Дело в том, что четвертый предмет может не отобразиться на карте, пока в вашем инвентаре имеются предыдущие объекты истории.

Теперь отнесите Статую Девочки исследователю, чтобы выполнить квест и получить последнюю награду:

  • Толстый словарь в количестве 3-х штук.
  • 10 тысяч G.
  • 750 очков опыта.
  • Оружие: Копье Узурпатора .

Поздравляем, вы прошли очередной побочный квест NieR: Automata, в котором 2B и 9S удалось узнать много нового о древней человеческой культуре.

В 2010 году никто не мог предположить, что некая Nier от компании Square Enix, игра, которая разрабатывалась за сущие копейки и для небольшой аудитории, получит полноценное продолжение, но уже с гораздо большим бюджетом, под руководством Platinum Games и ориентацией на массовую публику.

А не мог потому, что оригинальная Nier отличалась ужасным геймплеем и посредственной графикой. Если бы то же касалось и сюжета, то игра никогда не получила бы второго шанса.

Но, как видите, история и сеттинг проекта оказались на противоположном берегу, что было воплощено в жизнь исключительно благодаря безумному сценаристу и дизайнеру Йоко Таро.

Ну а теперь на прилавках магазинов появилась Nier: Automata - прямое продолжение нетрадиционной игры с плохим геймплеем. Разработчики осознали свои промахи и умело воспользовались дополнительной попыткой - сиквел олицетворяет собой великолепную работу над ошибками и умело расправляется с проблемами предшественницы.

С лава человечеству

Действие Nier Automata берет свое начало через несколько десятков тысяч лет после завершения оригинальной истории. А та, если вы не знали, окончилась проигранной человечеством войной, из-за которой людям пришлось оставить Землю и переселиться на Луну.

Тем не менее, так просто смириться со своим положением бывшие земляне отказались. Были созданы боевые андроиды, которым поручили вполне четкую задачу - уничтожить вражеских роботов и вернуть планету человеческой расе.

Играть же в Nier Automata вам предстоит именно за этих андроидов с кукольной внешностью, где первый представляет собой робота женского пола по имени 2B, а второй - её напарника с невероятно оптимистичным настроем по имени 9S.

Такой вот команде и поручено задание величайшей важности, от успеха или провала которого зависит судьба человека.

С начала прохождения вы будете получать воодушевляющие аудиопередачи, в которых люди будут объяснять вам важность поставленной задачи и вообще твердить, что без вас у них ничего не выйдет.

Правда, немного странновато выглядит то, что эти мифические создатели, способные конструировать совершенные механизмы, наделили роботов смертной плотью и способностью чувствовать. Не слишком подходящие составляющие для битвы с мировым злом, верно?

В роли пары андроидов вам предстоит очень и очень часто умирать. Однако в этом заключается основная механика игры, так как после каждой гибели роботы будут переноситься в новое тело. В данном случае, учитывая систему roguelike и атмосферу , решение о смертности героев уже не выглядит таким странным.

И зящность движений

Roguelike-составляющие - это не единственная особенность Nier Automata, которая связывает её с другими популярными играми жанра. Platinum Games совершили бы крупную ошибку, если бы не воспользовались собственными же наработками из других проектов.

Динамика сражений, к примеру, перекочевала прямиком из Metal Gear Rising: Revengeance. Правда, от системы комбо девелоперы решили отойти, так как в Nier удары различаются от самих сетов оружия.

Не обратились Platinum и к глубоко проработанному геймплею Dark Souls, ограничившись простой системой сражений, состоящей из двух аспектов - наносимого урона и быстрых уклонений.

Поэтому в битвах с боссами от вас не потребуется особого напряжения, смены оружия и чтения тактик. Даже правильной прокачки персонажа как таковой нет - все и так проходится без затруднений.

Для победы над врагом вам придется лишь освоиться в управлении, понять, насколько ловким может быть герой, и выучить ключевые особенности в повадках AI.

Некоторые боссы значительно сложнее других, и только они заставят вас активно использовать навыки андроида. В остальном же - сплошной уклон на гринд с бесконечным и легким вырезанием всего живого в радиусе километра.

М еханическое общество Automata

Но не одним геймплеем Nier Automata делана. Как мы упоминали в начале статьи, прежде всего данный проект зацепил игроков сеттингом и сюжетом. Так вот, вторая часть может похвастаться не менее проработанным окружением.

Йоко Таро удалось подать сюжет не хуже мастеров из From Software - как и в серии DS, Nier Automata рассказывает историю невербально, в виде контекста и посредством окружающего мира. А последний, в свою очередь, выделяется аутентичными постапокалиптическими декорациями, посреди которых обитают инопланетные роботы. Те уже давно сошли с ума и образовали некий культ «самолетопоклонников».

Пользуясь людскими благами, машины начали подражать человечеству и создали собственный социум. Более того, роботы научились чувствовать (или по крайней мере поверили в то, что способны к эмпатии).

Прибавьте к разыгравшейся драме мрачные декорации разрушенных городов, сплошные руины из бетона и металла, как некогда разыгравшаяся война становится осязаемой - начинаешь верить этой одновременно отталкивающей и увлекательной истории.

Финал, кстати говоря, имеет несколько концовок, для достижения которых понадобятся определенные действия. Естественно, никто не будет водить вас за ручку и не расскажет, как добиться той или иной сцены. То же касается и самих завершающих аккордов, каждый из которых дает больше вопросов, нежели ответов.

Продолжая развивать тему о сеттинге, нельзя не упомянуть о том, как разработчики им воспользовались в дизайнерских решениях. Периодически Nier: Automata будет менять перспективу, чередуя стандартный трехмерный вид с 2D-камерой аккурат из платформеров.

Сейчас вы сражаетесь с противниками с камерой от 3-го лица, как принято в классическом слэшере, а через несколько минут, когда вы оказываетесь на конструкции, напоминающей американские горки, камера оказывается сбоку и предлагает вам побегать да попрыгать.

С традай во благо

Взвесив все за и против, можно не сомневаясь сказать, что Nier Automata - это небезупречная игра, в которой хватает недостатков. Не считая скучного геймплея, в Nier присутствуют и другие нервирующие вещи.

Во-первых, разработчики намудрили с уровнями сложности, между которыми ощущается дисбаланс. Легкий уровень, к примеру, позволит пройти игру с первого раза и практически без смертей, когда как средняя сложность предъявляет совершенно иные требования.

Происходит резкий скачок, и враги, которых вы убивали на обычном уровне с первого удара, начинают сами расправляться с вами за два-три тычка.

Тем не менее, как и в большинстве других игр, повышение сложности в Nier не влияет на поведение AI. Он просто становится сильнее, его характеристики повышаются.

Во-вторых, Nier Automata там и тут встречаются мелкие ошибки и баги, которые можно простить игре инди-уровня, но никак не Platinum Games.

Случается, что квестовый указатель просто не включается на очередном задании, также не менее часто происходят падения в текстуры и другие ошибки, например, дизайнерского характера, из-за которых страдают игроки.

В игру даже не добавили возможности автосохранения, а запись прогресса осуществляется исключительно через специальные терминалы. Погибли до очередного терминала? Приготовьтесь к тому, что воскреснете в самом начале карты. В общем, у Nier: Automata много ошибок.