Николай шелгунов. Шелгунов, николай васильевич

В 2011–2016 годах в Москве отремонтировано и отреставрировано более 700 памятников культуры. Сегодня мы рассказываем об одном из них - церкви Флора и Лавра на Зацепе. Проект стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» в прошлом году.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр - христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра - Лавер или Лавр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос - помилуй и спаси нас! - заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых - число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

Две с приделами - церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

Три именных - церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов - в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая - что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем - его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах - и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).


Фотогравюра церкви Флора и Лавра на Зацепе (в Ямской Коломенской слободе).
1882 год

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А - знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия - храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года - с июня 2015 по декабрь 2016 года.



Восстановление затронуло все элементы здания:

Фасад - обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;
- купол - воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;
- интерьер - в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);
- инженерные системы - организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация - 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. - № 7–8: июль - август / Д.И. Протопопов. - М. : Д.И. Преснов, 1885. - С. 289–291.
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Т. 12: Война и мир. Т. 4. - М. : Художественная литература, 1940. - С. 47–48.
ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».


Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта - Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря - копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери "Всех скорбящих радость"

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.


Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик. Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда. Можно надолго задержаться только у неё.


На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел. После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент. От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может. Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.


Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.


Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.


В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.



Зашла сегодня в храм Святых мучеников Флора и Лавра. Небольшая, ухоженная церковь. Так как вчера был праздник, храм украшен ветками, травой. Шла служба. Люди пришли причащаться. несколько кадров я все же сделала, стараясь не мешать. Хорошая служба, поют, голоса красивые. приятные. Территория чистенькая. Видно, что за ней следят. Храм 17 век. Красуется в самом центре Тулы близ Машзавода. Своеобразие архитектуры и редкость цвета сделали его тульским видом. Внутри, однако, еще много работы, реставрации.

Адрес: ул. Мосина, 1, Тула

Немного истории

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.

К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.

Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.

От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».

Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.

Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.

Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:

«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.

Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».

Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».

По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.

До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.

Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.

Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.

В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.

Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.

Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.

По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».

В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.

В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.

К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.

В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.

Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).