О Славянстве и истинном Православии. Военное дело древних славян

"Они принялись убивать пленных" ... Приступая к изучению дошедших до нас материалов, сразу сталкиваешься с явным противоречием.

Так, византийский придворный летописец Прокопий Кесарийский, описывая новых врагов империи, отмечает: "Вступая в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют ни плаща, ни хитона..."

Похожую оценку неприятелю дает византийский полководец Маврикий: "Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые и щитами крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными ядом". Итак, основной ударной силой славян, по единодушному мнению древних авторов, была пехота.

Однако трудно представить, как это убого экипированное, практически полуголое и к тому же пешее воинство могло быстро и глубоко проникать на территорию оборонявшегося государства и громить армию империи, вполне справедливо претендовавшей тогда на роль сверхдержавы. Современник позорных поражений недоуменно сетовал: "И они выучились воевать лучше, чем ромеи (византийцы), они, люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и не знали, что такое оружие, кроме двух или трех лонхидиев (метательные копья)" Разделяя подобное изумление, попробуем пролить свет на эту загадку.

Оригинал взят у dmgusev

Главное, что славяне в совершенстве овладели военными хитростями. Это отмечают чуть ли не все древние авторы: "ведь эти варвары искуснее всех умеют сражаться в труднодоступной местности", а нападения на противника любят устраивать "в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями..."

Прекрасное описание этой тактики дошло до нас в "Истории лонгобардов" Павла Диакона, где говорится о нападении славян на герцогство Беневентское, а это ни много ни мало Италия. Диакон отмечает, что славяне устроили свой лагерь на берегу, окружив его скрытыми ямами. Местный герцог Айо, бросившийся с дружиной в атаку, упал в такую яму вместе с конем и был убит.

Еще более трагическая судьба ждала Лигурийского герцога. Дабы снискать себе славу победителя славян, он не придумал ничего лучше, как подкупить некоторых из них, чтобы организовать нападение... на собственную страну! Желание честолюбца исполнилось - небольшой отряд славян, перейдя рубеж, разбил лагерь на господствующей высоте. Когда войско амбициозного герцога с ходу атаковало славян "в лоб", они, "сражаясь больше камнями и топорами, чем оружием", перебили почти всех.

Герцогу стоило бы заранее ознакомиться с трактатом "Страте-гикон" того же Маврикия, который предупреждал: нападать на славян нужно не только с фронта, но и с других сторон, а если, "занимая более укрепленное место и будучи защищенными с тыла, они не допускают возможности для того, чтобы подвергнуться окружению или нападению с флангов либо с тыла, необходимо одним устроить засаду, а другим изобразить бегство на виду у них, чтобы, охваченные надеждой на преследование, они оставили укрепление".

Трактат византийского полководца косвенно подтверждает, что у наших древних предков существовали и своя тактика, и определенное боевое построение, ведь у беспорядочно бьющейся толпы варваров не могло быть ни фронта, ни флангов. Судя по всему, у них была хорошо организованная армия, так что воевать с ними было далеко не просто. Даже византийцы, до тонкостей изучившие славянские военные привычки, не всегда добивались успеха. Так, под Адрианополем большое войско императора Юстиниана не смогло выманить славян из их укрепленного лагеря на горе, а штурм обернулся полным разгромом.

Славянская армия никогда не действовала шаблонно. Если у опустошавших имперские земли славян не было времени или"условий для создания стационарных укреплений, они строили оборону иначе.

Сохранилось описание того, как тысяча византийских солдат натолкнулась на 600 славян, возвращавшихся из набега с большой добычей. Огромное множество повозок везло трофеи и пленников. Источник (Феофилакт Симокатта) сообщает: "Как только варвары увидели приближающихся ромеев, они принялись убивать пленных. Из пленников-мужчин были убиты все, способные носить оружие". Шаг жестокий, но оправданный с военной точки зрения. Затем славяне составили укрепление из повозок, в середине поместив детей и женщин. Византийцы долго не решались пойти в рукопашную: они боялись дротиков, которые славяне метали в коней. Когда же ромеи все-таки стали разрушать укрепление, славяне вырезали поголовно всех оставшихся пленных, - женщин и детей.

"Они подготовили огромнейшие камнеметы".

Но оставим в стороне шокирующий факт хладнокровной резни. Для нас важно то, что уже в древности славянские воины в совершенстве владели приемами сооружения укреплений из повозок. Достаточно вспомнить "вагенбурги" чешских гуситов или казачьи курени, чтобы понять: ценный тактический прием пережил века. А вот древнеславянская техника осады, увы, со временем была забыта. Между тем когда-то ей могли позавидовать и римские легионеры. Описывая осаду несколькими славянскими племенами города Фес-салоники, византийский хронист пишет: "Они подготовили гелеполы (осадные башни на колесах), железных "баранов" (тараны), огромнейшие камнеметы и "черепах" (укрытия для пехоты), покрытых для защиты от огня шкурами свежеободранных быков". Более того, в осаде был активно задействован флот - связав попарно свои корабли в некоторое подобие к атамаранов, славяне и на них ухитрились поставить метательные машины!

Приступы начинались с боевого клича - "единодушно издали вопль, что земля затряслась". После такой психологической обработки противника войска, разделенные по типу вооружения: копьеметатели, щитоносцы и мечники,- шли в атаку, поддерживаемые огнем лучников, чьи стрелы хронист поэтично сравнивает с "зимней пургой" или "снежными облаками". Невольно кажется, что описываются слаженные действия римских легионов, но речь-то идет о варварах, которые чуть ли не вчера выбрались из своих лесных дебрей!

"Взяли осадой множество крепостей" Благодаря военному мастерству славяне в древности одерживали многочисленные победы над профессиональными частями византийцев. Тут интересно вот что: невозможно вести успешные захватнические войны, опираясь исключительно на умение обороняться и осаждать. Кто-то должен был сначала атаковать! Между тем автор, описавший осаду Фессалоник, отметил наличие у славян отборных воинов, которые, собственно, и начинали "звериное нападение" в "зверином безумии" без поддержки основных сил.

Такие воины были и у скандинавов. Их называли берсерками (воины в медвежьих шкурах), и они имели обыкновение перед боем "злобно выть и кусать свой щит", впадая, таким образом, в боевой транс, как считается, не без помощи грибов-галлюциногенов, что позволяло им мобилизовать в критический момент психо-физические резервы организма. Выглядело это довольно жутко. (Кстати, подобные превращения описаны и в кельтском эпосе. Вот как преображается перед схваткой герой ирландских саг Кухулин: "Все суставы, сочленения и связки его начинали дрожать... Его ступни и колени выворачивались... Все кости смещались, и мускулы вздувались, становясь величиной с кулак бойца. Сухожилия со лба перетягивались на затылок и вздувались, становясь величиной с голову месячного ребенка... Рот растягивался до ушей..." Возникает впечатление, что сага подробно описывает превращение человека в зверя.)

Но вернемся к древним славянам. У Прокопия Кесарийского сохранилось яркое описание способностей и привычек звероподобных "гвардейцев"-славян, воевавших не числом, а умением. Итак: "Войско склавинов численностью не более чем три тысячи перешло реку Истр (Дунай); перейдя сразу и реку Гебр (совр. река Марица в Болгарии. Ред.), они разделились надвое. Архонты римского войска в Иллирике и Фракии, вступив в бой и с теми, и с другими, потерпели поражение. А когда полководцы позорно бежали от обоих варварских станов, хотя те сильно уступали им в численности, одно вражеское подразделение схватилось с Асвадом.

Был этот человек телохранителем императора Юстиниана и командовал многочисленными и отборными отрядами конницы. И ихсклавины опрокинули безо всякого труда, Асвада же в тот момент взяли живым, а потом сожгли его, бросив в пламя костра, предварительно из спины этого человека нарезав ремней. Сотворив это, они взяли осадой множество крепостей, хотя раньше они не штурмовали стен. Те, которые победили Асвада, дошли до моря и штурмом захватили город Топир, хотя он имел воинский гарнизон".

Любопытно, что эти воины не нуждались в какой-либо осадной технике для взятия укреплений. Взятие Топора наглядно может проиллюстрировать их тактическую смекалку и физические способности: оставив ударные силы в засаде, небольшая группа варваров раздразнила начальника гарнизона возможностью легкой победы. Покинувшие город солдаты были вырезаны, не успевшие опомниться горожане были сметены со стен тучей стрел, славяне на веревках взобрались на парапет и...

Здесь уместно вновь вернуться к источнику: "Всех мужчин, числом до 15 тысяч, они тут же убили, а детей и женщин обратили в рабство. Впрочем, вначале они не щадили никакого возраста, но убивали поголовно всех. Убивали же не мечом, не копьем и не каким-либо другим привычным способом, но, крепко вбив в землю колья, с большой силой насаживали на них несчастных. Кроме того, вкопав в землю четыре толстых столба, привязывая к ним руки и ноги пленных, а потом, непрерывно колотя дубинами по голове, варвары эти убивали людей наподобие собак... А иных они, запирая в сараях... безо всякой жалости сжигали".

Но вот что странно. С одной стороны, перед нами "профи", легко расправляющиеся с элитными имперскими частями, с другой, - стая опьяненных кровью головорезов, практически не заботящихся о своей выгоде (за одного Асвада можно было получить неплохой выкуп). Это странное противоречие исчезает, если понять, с кем именно не повезло столкнуться императорскому телохранителю.
"Перекликаются между собою волчьим воем".

Здесь мы подходим к самому интересному моменту, так как в многочисленных источниках лучшие славянские отряды именуются не просто звериными, но определяются как "волки". И тут стоит вспомнить мифологию, в первую очередь индоевропейских народов. Из неведомых глубин первобытности до сегодняшних дней дошли мифы об оборотнях, напрямую связанных у славян с загадочным культом волка. Вероятно, волк почитался как тотемный предок -родоначальник племени. Возглавлявший племя вождь должен был обладать способностью воплощаться в своего тотемного зверя. (Подобные религиозные представления существовали в древности у многих индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кельтов, индоиранцев и др.) Любопытно, что берсерков тоже считали оборотнями: во время боя они психологически перерождались в волка).

Этнографические данные говорят о том, что у славян "звериный" культ был теснейшим образом связан с обрядами инициации, то есть испытаний и тайного посвящения юношей, вступающих во взрослую жизнь. В ходе таинств испытуемый переживал ритуальную смерть, "перерождался" в волка и становился воином - членом тайного мужского союза, после чего должен был какое-то время жить вдали от поселений родичей "волчьей жизнью", то есть проливая кровь, убивая. Неудивительно, что о наших предках у византийцев сложилось не самое лестное впечатление: "живут в строптивости, своенравии, безначалии, сплошь и рядом убивая", "перекликаются между собою волчьим воем". А их самым лакомым блюдом были якобы женские груди.

"Превращение" в свирепого волка-оборотня совершалось, когда человек надевал волчью шкуру и особый пояс с магическими узлами-оберегами. Судя по всему, чтобы впасть в ритуальное бешенство, воины употребляли галлюциногены - грибы или растения вроде белены. Крайне интересен дошедший до нас рассказ о допросе славян византийским полководцем: "Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей".

Неудивительно, что с таким зверским духом и такой военной организацией славяне захватили огромные территории, которые потом назовут словом "Русь".

Славяне - крупнейшая этноязыковая общность в Европе, но и о происхождении славян, и об их ранней истории ученые до сих пор ведут споры. Что уж говорить о простых смертных. К сожалению, заблуждения о славянах встречаются нередко.

Одним из самых распространенных заблуждений является мнение том, что славяне - мирная этноязыковая общность. Опровергнуть его несложно. Достаточно посмотреть на ареал расселения славян. Славяне являются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. Покорение территорий в истории крайне редко проходило мирным дипломатическим путем. За новые земли приходилось сражаться, и славяне на протяжении всей своей истории показывали боевую удаль.

Уже в I тысячелетии нашей эры славяне почти полностью захватили бывшие европейские провинции Восточной Римской империи и образовали на них свои независимые государства. Некоторые из них существуют по сей день.

Важным показателем боеспособности славян является такой факт, что военная элита Османской империи, янычары, набирались из христиан, проживавших преимущественно на территории Греции, Албании и Венгрии. В качестве особой привилегии в янычары также могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - только славян.

Все славяне русоволосые и светлокожие

Также заблуждением является представление о том, что славяне сплошь русоволосые, голубоглазые и светлокожие. Такое мнение встречается среди радикально настроенных сторонников чистоты славянской крови.

На самом деле, среди южных славян темный цвет волос и глаз, пигментация кожи - явление широко распространенное.

Некоторые этнические группы, такие, например, как помаки, совсем не похожи по фенотипу на хрестоматийных "славян", хотя и относятся к европеоидам, а говорят на славянском языке, сохраняющем в лексиконе, в том числе старославянские лексемы.

Славяне и slave - однокоренные слова

До сих пор среди западных историков встречается мнение, что слово "славяне" и слово "slave" (раб) - имеют один корень. Надо сказать, что гипотеза эта не новая, она была популярна на Западе ещё в XVIII-XIX веках.

В основе такого мнения лежит идея о том, что славяне как один из самых многочисленных европейских народов часто были объектом работорговли.

Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, английское «slave», немецкое «Sklave», итальянское «schiavo» с одной стороны, и русское «славяне», польское «słowianie», хорватское «slaveni», кашубское «słowiónie» с другой стороны - никак не взаимосвязаны. Лингвистический анализ показывает, что слово «раб» в среднегреческом языке происходит от древнегреческого глагола σκυλεύειν (skyleuein) - означающего, «добывать военные трофеи, грабить», 1-ое лицо единственного числа которого выглядит как σκυλεύω (в лат. транслитерации skyleúō), другой вариант σκυλάω (skyláō).

У славян не было письменности до глаголицы и кириллицы

Мнение, что у славян не было письменности до появления кириллицы и глаголицы, сегодня оспаривается. Историк Лев Прозоров в качестве доказательства существования письменности пишет о том, что в договоре с Византией Вещего Олега есть фрагмент, где идет речь о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании».
Косвенно наличие письменности подтверждают и археологические раскопки в Новгороде. Там были обнаружены писала-стержни, которыми наносилась надпись на глину, штукатурку или дерево. Эти инструменты письма датируются серединой X века. Такие же находки были обнаружены в Смоленске, Генздово и других местах.

Какого рода была эта письменность достоверно сказать сложно. Одни историки пишут о слоговом письме, о письме "чертами и ризами", есть и сторонники славянского рунического письма. Немецкий историк Конрад Шурцфлейш в своей диссертации 1670 года писал о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство он приводит образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Славяне - потомки скифов

Александр Блок писал: "Да, скифы мы!". До сих пор можно встретить мнение о том, что скифы являлись предками славян, однако в исторических источниках с самим определением скифов есть большая путаница. В тех же византийских хрониках скифами могли называть уже и славян, и аланов, и хазар, и печенегов.

В «Повести временных лет» есть упоминания о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Но это мало о чем говорит. Слишком много "если" в гипотезе происхождения славян от скифов. На сегодняшний день наиболее достоверной признана Висло-днепровская гипотеза о прародине славян. Ее подтверждают и лексические параллели, и археологические раскопки. По лексическому материалу установлено, что прародина славян была в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, в пределах рек, впадающих в Балтийское море. Археология также подтверждает эту гипотезу. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом. По-польски «клеш» - «верх дном». Она датируется V-II веками до нашей эры.

Скифы в это время уже существовали и принимали активное участие в историческом процессе. После нашествия готов в III веке они вероятнее всего ушли в горные области Кавказа. Из современных языков к скифскому наиболее близок язык осетин.

Миниатюра: кадр из фильма "Кащей бессмертный" (1944)

На войну славяне шли обычно пешими, в кольчуге, голову покрывал шлем, у левого бедра находился тяжелый щит, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом; кроме того, они были вооружены обоюдоострым мечом, секирой, копьем и бердышом. С течением времени славяне ввели в военную практику и конницу. Личная дружина князя у всех славян была конной.

Постоянного войска у славян не было. В случае военной необходимости в поход выступали все мужчины, способные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в лесах.

Славянские племена в VI веке вели оседлый образ жизни, что подтверждается характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в лесах и болотах. Это были городища, состоявшие из землянок со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из запасных ходов. Селились славяне и на реках и озерах, где сооружались особые дома — свайные постройки. Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и труднодоступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.

Древние славяне умели делать моноксилы — лодки-однодревки, на которых они по рекам спускались к Понту. На лодках славянские воины появлялись под Корсунем в Крыму, под Константинополем и даже на Крите в Средиземном море.

По свидетельству византийского историка Прокопия,склавины и анты отличались очень высоким ростом и огромной силой, а вот как он описал внешний вид древних славян: «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные». Издревле летописцы отмечали у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе.

Из рассказов Маврикия, как и из других источников, можно сделать вывод, что у славян существовала кровная месть, следствием которой являлись вооруженные конфликты между племенами.

Особенностью развития славянских племен являлось отсутствие у них долгового рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться или стать равноправными членами общины. Это было патриархальное рабство, которое у славян не превратилось в рабовладельческий строй.

У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность. Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться общинной собственностью.

По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Вече (собрание рода или племени) было высшим органом власти. Делами ведал старший в роде (староста, господарь).

Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения славянских племен для отражения нападения врагов или организации походов в пределы Восточной Римской империи. Войны способствовали упрочению власти военачальника, который стал называться князем и иметь свою дружину.

Общественное устройство славян в VI веке представляло собой военную демократию, органами которой были вече или собрание племен, совет старейшин и князь — военачальник. Некоторые военачальники поступали на службу в армию Восточной Римской империи. Но славянские племена обосновывались на Балканском полуострове не в качестве наемников, а в качестве завоевателей.

Маврикий отмечал, что у славян существовала межплеменная рознь. «Не имея над собой главы, — писал он, — они враждуют друг с другом; так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то не приходят к единому решению, так как никто не хочет уступить другому». Для борьбы со славянами Маврикий рекомендовал пользоваться их межплеменной рознью, натравливать одни племена на другие и этим самым ослаблять их.

Византийские политики очень опасались крупных политических объединений славян.

Когда славянам угрожала внешняя опасность, племена забывали все свои распри и объединялись для общей борьбы за независимость. Говоря о борьбе аваров и «склавинского народа» в конце VI века, Менандр, византиец, сообщил ответ славянских старейшин вождю аваров, который потребовал от славянских племен покориться ему и платить дань. «Родился ли на свет, — спрашивали склавинские старейшины, — и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?».

Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечал, что, если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же писали и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен подчеркивали почти все византийские писатели.

По сообщению Маврикия, у славянских племен имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу — в основном молодыми, физически сильными и ловкими воинами.

Количество сражавшихся обычно исчислялось сотнями и тысячами, значительно реже — десятками тысяч. В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь.

Древние источники отмечали силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Во время осады одного из городов готов византийский полководец Велизарий вызвал воина-славянина и приказал ему добыть языка. «И вот этот славянин, ранним утром пробравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом, спрятался в траве». Когда подошел к этому месту гот, славянин внезапно схватил его и доставил живым в лагерь.

Маврикий сообщал об искусстве славян скрываться в воде: «Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с их помощью; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)».

Относительно оружия славянских воинов Маврикий писал: «Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела». Кроме лука и дротиков для метания, о которых говорил Маврикий, славянский воин имел копье для удара, секиру, бердыш и обоюдоострый меч.

Кроме большого щита славяне имели кольчугу, которая надежно прикрывала и в то же время не стесняла движений воина в бою. Кольчугу изготовляли славянские мастера. В этот период у норманнов доспехи были из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей — норманнов и византийцев.

У древних славян было два рода войск — пехота и конница. В Восточной Римской империи при правителе Юстиниане (ок. 670—711 гг.) на службе находились конные славянские отряды, в частности у Велизария в коннице служили славяне. Командиром конницы был ант Доброгост. Описывая поход 589 года, древний историк Феофилакт Симокатт сообщал: «Соскочив с коней, славяне решили немного передохнуть, а также дать отдых своим коням». Таким образом, эти данные подтверждают наличие у славян конницы.

Во время сражений славяне широко применяли внезапные нападения на противника. «Сражаться со своими врагами, — писал Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника».

Маврикий рассказывал, что в искусстве форсирования рек славяне превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они быстро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные отряды войска.

Лагерь славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофилакт Симокатт поведал о походе одного славянского отряда, который вел бой с римлянами: «Так как это столкновение для варваров (славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей». Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было весьма надежной защитой от конницы.

Для оборонительного боя славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засеки. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы, «черепахи» и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, славяне шли на штурм.

Хотя Маврикий и говорил, что славяне не признавали военного строя и при наступлении продвигались вперед все вместе, это, однако, не означает, что у них не было боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против славян не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод, что для боя славяне располагались в определенном порядке. «Иногда они, — писал Маврикий, — занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл».

Если славяне отражали все атаки, то, по мнению Маврикия, оставалось одно средство — преднамеренно отступить, чтобы вызвать неорганизованное преследование, которое расстроит боевой порядок славян и позволит одержать победу внезапным ударом из засады.

Начиная с I века славянские племена боролись с войсками Римской империи. Древние источники упоминают восточнославянские племена, которые сражались с римскими завоевателями. Имеется сообщение готского историка Иордана о борьбе готов с анта-ми в IV веке. Отряд готов напал на антов, но вначале потерпел поражение. В результате дальнейших столкновений готам удалось захватить вождя антов Божа с сыновьями и 70 старейшинами и казнить их.

Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI—VIII векам, когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей.

К началу VI века натиск славянских племен из-за Дуная настолько усилился, что правитель Восточной Римской империи Анастасий в 512 году был вынужден построить линию укреплений протяжением 85 километров от Селимврии на Мраморном море до Деркоса на Понте. Эта линия укреплений получила название «Длинная стена» и находилась в 60 километрах от столицы. Один из современников назвал ее «знаменем бессилия, памятником трусости».

Во второй четверти VI века император Юстиниан, готовясь к борьбе со славянами, усиливал свою армию и строил оборонительные сооружения. Он назначил, по сообщению Прокопия, начальником охраны на реке Истр Хильбудия, который три года подряд успешно оборонял рубеж Дуная от нападений славянских племен. Для этого Хильбудий ежегодно переправлялся на левый берег Дуная, проникал на территорию славян и производил там опустошения. В 534 году Хильбудий переправился через реку с небольшим отрядом. Славяне выступили «против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много ромеев, в том числе и их начальник Хильбудий». После этой победы славяне беспрепятственно переправлялись через Дунай для вторжения в глубь Балканского полуострова.

В 551 году отряд славян численностью более 3 тысяч человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Затем, после переправы через реку Гевр (Марица), отряд разделился на два отряда. Византийский военачальник, имевший большие силы, решил воспользоваться этим своим преимуществом и уничтожить разрозненные отряды в открытом бою. Но славяне опередили ро-меев и разбили их внезапным нападением с двух направлений. Этот факт показывает умение славянских военачальников организовывать взаимодействие своих отрядов и осуществлять внезапное одновременное нападение на противника, имеющего превосходящие силы и действующего наступательно.

Вслед за этим против славян была брошена регулярная конница под командованием Асбада, который служил в отряде телохранителей императора Юстиниана. Отряд конницы дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле и состоял из отличных всадников. Один из славянских отрядов атаковал византийскую конницу и обратил ее в бегство. Многие византийские всадники были убиты, а сам Асбад взят в плен. Из этого примера мы можем заключить, что славяне имели конницу, которая успешно сражалась с римской регулярной конницей.

Разбив регулярные полевые войска, отряды славян приступили к осаде крепостей во Фракии и Иллирии. Проко-пий сообщил очень подробные сведения о взятии славянами сильной приморской крепости Топер, находившейся на фракийском побережье в 12 днях пути от Византии. В этой крепости имелся сильный гарнизон и до 15 тысяч боеспособных мужчин — жителей города.

Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть их сил расположилась в засаде и укрылась в труднопроходимых местах, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат: «Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам». Так был побежден гарнизон Топера. После этого славяне двинулись на штурм крепости, которую обороняло население города. Первый приступ, недостаточно подготовленный, был отражен. Оборонявшиеся бросали камни в штурмующих, выливали на них кипящее масло и смолу. Но успех горожан был временным. Славянские лучники стали обстреливать стену и заставили оборонявших покинуть ее. Вслед за этим штурмующие приставили к стенам лестницы, проникли в город и овладели им. При этом хорошо взаимодействовали лучники и штурмовые отряды. Славяне были меткими стрелками из лука и поэтому смогли заставить оборонявшихся покинуть стену.

Представляет интерес поход в 589 году Петра, военачальника византийского императора Маврикия, против сильного славянского племени под предводительством Пирагаста.

Император требовал от Петра быстрых и решительных действий. Войско Петра снялось из укрепленного лагеря и в четыре перехода достигло района, в котором находились славяне; ему предстояло форсировать реку. Для разведки противника была выслана группа в 20 воинов, которая двигалась ночью, а днем отдыхала. Проделав тяжелый ночной переход и переправившись через реку, группа расположилась в зарослях для отдыха, а охранения не выставила. Воины заснули и были обнаружены конным отрядом славян. Ромеи были взяты в плен. Захваченные разведчики рассказали о замысле византийского командования.

Пирагаст, узнав о плане противника, с крупными силами двинулся к месту переправы ромеев через реку и там скрытно расположился в лесу. Византийское войско подошло к переправе. Петр, не предполагая, что в этом месте может быть противник, приказал переправляться через реку отдельными отрядами. Когда на другой берег переправилась первая тысяча человек, славяне окружили их и уничтожили. Узнав об этом, Петр повелел переправляться всему войску, не разделяясь на отряды. На противоположном берегу византийцев ожидали ряды славян, которые, однако, рассеялись под градом стрел и копий, бросаемых с судов. Воспользовавшись этим, ромеи высадили свои крупные силы. Пирагаст был смертельно ранен, и войско славян в беспорядке отступило. Петр из-за отсутствия конницы не мог организовать преследование.

На другой день проводники, которые вели войско, заблудились. Ромеи трое суток не имели воды и жажду утоляли вином. Войско могло погибнуть, если бы не пленный, указавший, что вблизи находится река Геликабия. Наутро римляне подошли к реке и бросились к воде. Находившиеся в засаде на противоположном высоком берегу славяне стали поражать римлян стрелами. «И вот римляне, — сообщает византийский хронист, — построив суда, переправились через реку, чтобы схватиться с врагами в открытом бою. Когда же войско оказалось на противоположном берегу, варвары всей массой тотчас напали на римлян и их одолели. Побежденные римляне бросились бежать. Так как Петр был наголову разбит варварами, то главнокомандующим назначается Приск, а Петр, отрешенный от командования, вернулся в Византию».

И Древней Руси не могла не отразить в себе важнейшие этапы истории.

Русь провела большую часть своего существования в войнах, что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. О воинских традициях древних славян и Руси нам могут рассказать греческие, римские, византийские и арабские источники, а также народные танцы, обряды, символы, славянские былины. Считается, что в отечественной литературе впервые о ратном искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве». Корнями древнерусского воинского дела являются воинские искусства праславянских племен. Интерес представляет военное дело славян – антов, венедов и склавенов в начале нашей эры, когда они завоевывали города на Балканском полуострове, переходя реку Дунай, определявшую северо-восточную границу Рима .

Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI – VIII вв., когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей. Так, в 517 г. крупные силы славян вторглись в пределы Восточной Римской империи. В 610 г. славяне с моря и с суши осадили Солунь. В 623 г. славянская флотилия появилась у берегов острова Крит и успешно высадила там свои войска . Славянские племена были настолько искусны в военном мастерстве, что византийские монархи даже содержали отряды гвардии из русо-славян.

В VI в. император Маврикий Стратег так характеризовал славян - воинов: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Племена славян... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием» .
Славяне, уступая Риму и Византии в вооружении и строевом умении, превосходили их в мастерстве маневра, использовании условий местности, в гибкости тактики, в оперативной разведке и внезапных нападениях. Они достаточно успешно воевали и с пешим войском империи, и с конницей. Славяне научились брать неприступные крепости, применяя военные хитрости .

Можно отметить силу древнерусского войска, особенно при решении оборонительных задач. Наступательную стратегию и тактику выработал и развил Святослав. Он умело сочетал применение большого войска с маневренными молниеносными действиями конной княжеской дружины. Причем, можно сказать, что от него исходит стратегия бить врага на его землях .

Как сообщают византийские источники, русские предпочитала биться пешими. Они чаще ходили в походы на ладьях. Лошади брались в поход главным образом для обоза, без которого было не обойтись. Конница была немногочисленна, ее составляла княжеская дружина. У князей и «светлых бояр» для военных надобностей на вольных пастбищах выпасались табуны лошадей .

Славяне осознавали свою военную мощь в Европе. В качестве примера, подтверждающий данный факт, можно привести послание славянских старейшин аварам, которые требовали их подчинения, дошедшее к нам из «Истории» Менандра: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть, и в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» . Также можно вспомнить слова Святослава, сказанные им в адрес византийского императора Цимисхия: «Мы сами скоро поставим шатры перед византийскими воротами, обнесем город крепким валом, что он (Цимисхий) решится вступить в бой, мы храбро его встретим, покажем ему на деле, что мы… храбрые воины, побеждающие врагов оружием» .

Можно сделать вывод, что отвага, знание военного дела были изначально присущи славянским племенам, они стали традиционными как для них, так и для их врагов. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести слова Святослава, сказанные им своим дружинникам: «Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество… не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, то промыслите собой» . Издавна начали складываться и традиции, связанные с открытостью и осознанием чувства собственного достоинства. Так, во время своих походов князь Святослав Игоревич предупреждал своих врагов: «Иду на вы» .

При рассмотрении воинских традиций нельзя обойти стороной оружие. Во все времена бой с оружием имел огромное преимущество по отношению к невооруженному единоборству. Оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающий боевые движения, имел культовый характер и передавался как знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность воинских традиций.
Оружие имеет священную ценность для воинов, которое символизирует божественное начало. Оружие дается в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия. Оно - свидетельство его повзрослевшего состояния.

Такую оценку оружию славян дал Прокопий Кесарийский, византийский летописец VI в., в своем труде «Война с готами» писал про вооружение славян той эпохи: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева, которому они распариванием и гнутьем умеют придавать прямизну, луки обычные, а колчаны для стрел плетут из ремешков, которые не намокают, мечи длиною в локоть и короткие ножи, а также ножны для них делают искусно... Железо звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубривается... Против нападающих врагов в длинных закрытых колчанах они хранят стрелы, отравленные таким сильным ядом, что если стрела поранит и ухо, с жизнью не успеешь проститься...».

На Руси с IX в. собирались значительные войска, осуществлявшие походы на Восток и Византию. Была сформирована многотысячная тяжеловооруженная армия, оснащенная всеми видами наступательных и защитных средств. Благодаря труду и искусству русских ремесленников, киевский князь мог снабдить свою дружину разнообразным оружием. Воин умел не только действовать оружием, но и чинить его. В снаряжение ратника входили инструменты, помимо разнообразных походных целей, предназначенные для ремонта оружия .
Мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и на внешних рынках: в странах Европы и Азии. Арабский писатель ибн Хордадбех в середине IX в. писал: «Что же касается купцов русских – они же суть племя из славян, – то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румейскому морю» .

Хочется отметить традиции, встречающиеся в воинских союзах (на примере «звериных» союзов и дружины).
Вообще воинские сообщества почти всегда окружались ореолом силы и таинственности. Для того чтобы попасть в них, необходимо было пройти обучение, ряд испытаний и процедуру инициации (посвящения). Посвящение в мужчин-воинов происходило через определенные ступени, проходя которые молодые люди становились полноправными членами племени (общины). Одним из важнейших моментов юношеской инициации было ритуальное перерождение в тотемных животных (волка, медведя, вепря, лося, рыси), после чего молодые люди становились членами соответствующих «звериных» союзов. Молодые воины, избирая своим тотемом определенного зверя, перенимали его повадки и приемы, что затем использовалось в ратном деле (например, «волчья поступь» или «медвежий» удар оплеухой).

Все подростки племени, рода в период приобщения к миру взрослых жили «по-волчьи», то есть отдельно от прочих сородичей, они обучались войне и охоте, шли в бой в первых рядах племенного ополчения и считались принадлежащими воинскому братству и грозным богам, а не общине. «Волчьи союзы» полноценно сохранялись у славян до VII века. Остатки этих обрядов нашли отражение в малой княжеской дружине .
Княжеская дружина оформилась в эпоху складывания Древнерусского государства в X – XI вв. Она делилась на старшую, состоящую из «лучших», «княжьих мужей», или бояр (обладающими большой яростью – отвагой), и молодшую – из княжьих, боярских отроков, которые набирались с 10 – 12 лет и выполняли вначале роль прислужников, в военное время – воинов, а затем постепенно занимала место старшей дружины .
В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были и воинские обряды, например, поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Помимо тризны и общих календарных праздников, дружина участвовала в кулачных боях на княжеских потехах.

Воинская подготовка дружинников была весьма серьезной. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Чему способствовало воинское посвящение, которое происходило в несколько Кругов (этапов): Первый Круг – проверка на физическую и духовную выносливость, стойкость к испытаниям и истязаниям. Вторым Кругом была проверка 3 стихиями: Огнем, Водой, Землей. Новичку нужно было пройти босиком по огненной реке – дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног или хотя бы не показать вида боли. Сильные ожоги и жалобы говорили о недостаточной силе духа посвящаемого. Испытание Водой заключалось в умении плавать и подолгу скрываться в воде и под водой. И наконец, испытание Землей. Здесь человека помещали в яму, которую забрасывали ветвями, в ней необходимо было провести без еды хотя бы сутки. Третьим Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли вести бой с опытными дружинниками, скрываться от погони, догонять самому. Бой велся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он ловок и не поддается ли панике.

Если новичок проходил с честью все три Круга, то в назначенный день вся дружина собиралась на капище, где жрец проводил над ним обряд Воинского посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, что знаменовало новое рождение человека. После того, как будущий воин доказал свою пригодность, он дает клятву-присягу богам или князю, олицетворяющему божественную власть, и приносит жертву. Затем новичка награждали оружием, конем, упряжью, одеждой и защитными доспехами . Все воины были связаны войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летописец, они говорили Святославу: « Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Ещё бы хотелось отметить значение боевых танцев и плясов. Русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев . Вполне возможно, что танцы служили первой системой накопления боевых знаний. Обучение проводилось либо устно, либо в виде показа движений. Совместный танец, единовременность, такт – условия объединения людей. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой...»

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени . Испокон веков русский народ бережно охранял, беззаветно и стойко защищал от многочисленных врагов свою родную землю. Веками складывались воинские традиции, определявшие исход кровопролитных битв и делающие военное дело древних славян и Руси.

Список литературы:

  • Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. – М.: Военное издательство, 1992. – 143 с.
  • Воронцов А. В. Русская воинская доблесть. – Ленинград, 1959. – 55 с.
  • Греков Б. Д. Киевская Русь. – Ленинград.: Госполитиздат, 1953, - 569 с.
  • Каторин Ю. Воинская слава России. Энциклопедия. – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2005, - 447 с.
  • Кирпичников А. Н. «Вооружение на Руси в IX – XII вв.» // «Вопросы истории», №1, 1970.
  • Лев Диакон. История; пер. М. М. Копыленко; ст. М. Я. Сюзюмова; ком. М. Я. Сюзюмова; С. А. Иванова; отв. Ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1988. – 240 с.
  • Максимов С. Г. Русские воинские традиции. – М.: Вече, 2010. – 320 с.: ил. – (Тайны Земли Русской).

Класс: 7-А (8 человек)

Возраст учащихся: 13-14 лет.

Урок № 16.16.

Дата проведения: 23 октября 2015 год. ( I четверть)

Тема урока: Славянские воины и богатыри.

Тип урока: комбинированный.

Цель: дать представление о военном искусстве славян, тем самым, воспитывая у обучающихся чувства патриотизма и восхищения мужеством славян.

Задачи:

Образовательные:

Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях;

Показать храбрость, военные умения славян;

Познакомить с вооружением славян.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

Развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;

Продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;

Продолжать формировать умение работать с лентой времени, исторической картой, текстом учебника.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к славянским воинам, чувство гордости за родную страну, поощрять стремление изучать историю нашей Родины.

Планируемые результаты:

К концу урока учащиеся должны знать :

Кто такие славянские воины и богатыри;

Как были вооружены славянские воины;

Как вели себя славянские воины в бою.

Должны уметь :

Показывать на карте соседей восточных славян;

Давать описание вооружения славянских воинов;

Рассказывать о военном искусстве воинов, выражать свою оценку их действий.

Основные термины и понятия: богатыри, ратники, засеки, дозорный, дружинники, предметы вооружения.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация (18 слайдов), раздаточный материал (смайлики, клипарт-набор «Одень воина», карточки с кроссвордом для контроля полученных знаний, геометрические фигуры для саморефлексии, конверты с дифференцированными заданиями для самоподготовки).

Ход урока:

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

Используя прием «Смайл» создает эмоциональный настрой для активизации учебной деятельности учащихся.

Отчет дежурного.

С помощью карточек-смайликов демонстрируют изображение своего настроения в начале урока.

слайд 1

2. Актуализация знаний.

Закрепление ранее изученного материала.

Организует повторение ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала.

- Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?

- Наши предки называли себя славянами. Что вы знаете про славян?

Работа с лентой времени. (задача – отметить исторический период).

- Ребята, в каком веке мы с вами живем? А в каком веке нам нужно оказаться, чтобы встретить своих давних предков – славян?

Организует повторительно-обобщающую беседу по темам «Занятия восточных славян», «Соседи восточных славян».

- Внимание на экран. Опишите деятельность восточных славян по картинке. (работа с изображениями)

- А как жили восточные славяне? Отметьте на карте их соседей. (работа с исторической картой)

- Ребята, а что вы можете рассказать о варягах?

Отвечают на вопросы учителя.

Стараются формулировать высказывания полным ответом.

Работают с лентой времени, отмечают исторический период.

Приводят примеры по теме «Занятия восточных славян».

Работают с картой у доски.

Дают полный ответ на вопрос.

слайд 2

слайд 3

слайд 4

3. Сообщение темы и цели урока.

Постановка цели и задач урока.

Подводит учащихся к теме урока, побуждает их ее сформулировать.

- Итак, как мы видим, несмотря на то, что враги славян были смелыми и храбрыми, наши предки не только не давали им себя в обиду, но и уважали их, старались жить в мире с соседями.

Давайте посмотрим, как же воевали восточные славяне. (просмотр видеофрагмента)

- Просмотрев видеофргамент, сможете ли вы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня мы поговорим о славянских воинах, узнаем, как они были вооружены, в чем проявлялось их военное искусство.

Сосредотачиваются на просмотре видеофрагмента, после просмотра которого, стараются сформулировать тему урока.

Делают запись темы урока в тетрадь.

слайд 5 (видеозапись)

слайд 6

4. Изучение нового материала.

Реализация основной цели урока и поставленных задач.

Обеспечивает мотивацию восприятия нового материала.

- Славяне всегда отчаянно сражались. Они смело пробирались в тыл врага, устраивали засады. Умирали в бою без стонов и жалоб. Воевали не только дружинники, все мужское население вставало на защиту своей земли.

Ребята, а кто такие дружинники?

Формулирует задание - работа с текстом для дополнительного ознакомления «Дружинники» (просмотровое чтение)

Напоминает учащимся о необходимости сделать запись словарного слова в тетрадь.

Дружинники – это защитники людей и родной земли.

Продолжает знакомить с новым учебным материалом по теме, используя рассказ-описание.

- Действительно, дружинники не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие было – защищать свою землю от врагов.

Давайте познакомимся с воинским вооружением славянских дружинников.

Побуждает делать записи терминов в тетрадь.

Рассказ учителя:

- Основным оружием славян был лук со стрелами. Лук носили на левом плече, а на правом плече была сумка со стрелами, которая называлась колчан. Стрелу делали из дерева, с железным наконечником, а к ее хвосту привязывали орлиные или гусиные перья, чтобы лучше летела.

Другим оружием славян было копье. Оно было похоже на стрелу, только размер больше.

Также в бою славяне использовали меч, секиру и палицу. А для защиты у них был щит.

Самые сильные воины имели при себе булав у . Одеты воины были в кольчугу и шлем .

Во время рассказа выдвигает задачу – создать кластер «Оружие славян».

Организует физкульминутку.

- Чтобы быть сильными и здоровыми как славянские воины, предлагаю выполнить несколько упражнений. Внимание на экран!

Акцентирует внимание учащихся на репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

- Ребята, кого мы видим на этой картине? Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался своей силой, боевым умением и смелостью. Вот таких-то и называли на Руси богатырями. О них слагали песни, былины и легенды. А что вы читали о подвигах богатырей на уроках чтения?

- Итак, как мы видим, наши предки были очень сильными и смелыми. Я думаю у нас должно быть чувство гордости за них.

Слушают доклад учителя, извлекая необходимую информацию.

Находят в тексте учебника определения понятий, делают записи терминов в тетрадь.

По ходу рассказа учителя составляют кластер в тетради «Оружие славян».

Выполняют зарядку, имитируя движения, представленные на экране.

Актуализируют в памяти знания, полученные ранее на уроках чтения и внеклассных мероприятиях.

слайд 7

слайд 8

слайд 9 (видеозапись)

слайд 10

5. Первичное осмысление и закрепление материала.

Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания, закрепление полученных на уроке знаний.

Организует работу с текстом учебника (выборочное чтение).

Вопросы:

1. Зачем славянам была нужна дружина?

2. Какое основное занятие было у дружинников?

3. Чем был вооружен славянский воин?

Организует работу с интерактивной доской. Задание «Исключи лишнее».

- На доске изображены оружия и доспехи славянских воинов. Ваша задача – исключить лишнее, то, что, по вашему мнению, им не принадлежало.

Предлагает учащимся в парах выполнить задание творческого характера «Одень воина». (подготовка проходит под музыку М.П. Мусоргского «Богатырские ворота – гимн Великой Руси»)

- Перед вами набор с картинками, предлагаю вам создать своего славянского воина.

Организует коллективную проверку проектов учащихся.

Работают с учебником: находят в тексте ответ на вопрос. Допускается самостоятельная формулировка ответа.

Выбирают правильный ответ. Объясняют свой выбор.

Работают в парах. Создают мини-проект.

Каждая пара демонстрирует результат своей работы, поясняя ход своих действий.

слайд 11

слайд 12

слайд 13

(аудиозапись)

6. Контроль усвоения полученных знаний.

(резервный этап – на усмотрение учителя)

Коррекция знаний.

Осуществляет индивидуальный контроль в виде самостоятельной работы «Кроссворд».

Организует взаимопроверку.

Выполняют задание индивидуально устно.

Осуществляют взаимопроверку.

слайд 14

(резервный)

7. Итоги урока.

Подведение итогов урока.

Подводит учащихся к выводу по теме урока.

- Сегодня мы поговорили о наших предках – славянах, о героях – богатырях, от которых и пошла слава русских воинов. Эти герои сражались, защищая русскую землю и, конечно, они достойны того, чтобы ими до сих пор восхищались и помнили.

Работа с пословицами.

- На доске пословицы, я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе одну и записал в тетрадь, чтобы эта пословица стала девизом по жизни.

Высказывают свое мнение.

Самостоятельно делают выбор пословицы, записывают в тетрадь. Желающие зачитывают вслух, объясняют свой выбор.

слайд 15

слайд 16

8. Домашнее задание.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.

Раздает учащимся конверты с дифференцированным домашним заданием. Дает установку о его выполнении.

- В качестве домашнего задания я подготовила вам конверты-сюрпризы. Каждый получит сегодня индивидуальное задание, а какое вы узнаете, открыв его на самоподготовке.

Знакомятся с домашним заданием.

9. Рефлексия.

Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Побуждает учащихся сделать оценочную и эмоциональную рефлексию своей деятельности на уроке.

- Ребята, подошел момент, когда нам нужно оценить работу на уроке. Я предлагаю это сделать вам самим с помощью геометрических фигур.

1. Прием «Геометрическая фигура»

- Спасибо, за работу! Вы старались быть активными сегодня. Чтобы вы не забывали о том, что наши предки были храбрыми и смелыми, я хочу подарить вам обереги-талисманы от врагов, пусть они напоминают вам о нашем сегодняшнем уроке.

2. Прием «Смайл»

- Вернемся к смайликам. Итак, с каким настроением мы заканчиваем наш урок?

- Всем спасибо, до свидания.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

слайд 17