Обособленное несогласованное определение. Несогласованные определения - местоимения

Несогласованные определения выражаются формами косвенных падежей имен существительных, с предлогами или без предлогов, формой сравнительной степени прилагательного, инфинитивом. Условия для обособления таких определений создаются контекстом. В эти условия входит способ выражения определяемого слова, степень распространенности определения и место его расположения, наличие других, контактно расположенных определений и определительных оборотов, особые оттенки значения, связанные с констатацией признаков, воспринимаемых как временные, присущие предмету в данный момент; ср.: Гармонист задумчиво покручивал ус, а человек в пиджаке отошел к окну и стал там, прислонясь к стене и смешно вытянув голову по направлению к певцам (М. Г.). – На телеге стоит высокий мужик, в белой рубахе, в черной смушковой шапке, из-под которой, перерезывая ему лоб, свесилась прядь ярко-рыжих волос (М. Г.).

1. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей, обособляются при необходимости указать на признаки вполне конкретные или выделяющие предмет в данный момент времени. Располагаются такие определения после определяемого слова: Крошки, размером в конопляное зерно, должны быть тщательно подобраны и опять-таки поровну разложены на двенадцать частей (Вороб.); Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бирками в руках, издалека заметив папа, снял свою поярковую шляпу (Л. Т.).

Как правило, обособляются определения, относящиеся к именам уже достаточно охарактеризованным, известным, т.е. имеющим при себе препозитивные определения: Дверь отворяется, и в комнату входит маленький, сухой старик, с острой, седой бородкой, в тяжелых очках на красном, хрящеватом носу, в белом, длинном переднике и с лампой в руке (М. Г.); В альбоме был большой фотографический снимок: внутренность какой-то пустой часовни, со сводами, с блестящими стенами из гладкого камня (Бун.).



2. Несогласованные определения, если они относятся к распространенным именам, часто приобретают дополнительный уточняющий смысл: У него была целая коллекция колоколов, с совсем маленьких до уже довольно большого (Цв.); Нужны явления сильные, с широким размахом (Сол.). Обособляются и определения, относящиеся к собственным именам, поскольку собственное имя само по себе характеризует лицо как единственное и вполне конкретное, поэтому определения указывают на признаки, приписываемые лицу в данный момент: Через минуту Иван Маркович и Саша, в пальто и шапках, спускаются вниз по лестнице (Ч.).

Примечание . Формы косвенных падежей существительных могут иметь уточняющий смысл, относясь к распространителю сказуемого: Алексей Егорыч шел как был, во фраке и без шляпы, освещая путь шага на три вперед фонариком (Дост.) – "шел как был, т.е. во фраке и без шляпы".

3. Обособляются несогласованные определения, стоящие перед определяемым именем, во избежание слияния его со сказуемым: На столе, покрытом с некоторых пор клетчатой клеенкой, лежали, в сапожно-черных переплетах, библиотечные томы (Наб.) (ср.: лежали в сапожно-черных переплетах).

4. Как правило, несогласованные определения включаются в однородные ряды вместе с согласованными определениями: Художник, ростом невысокий, юношески легкий вопреки своему возрасту, в берете и бархатной куртке, прошелся из угла в угол (Бун.); Из запыленной коляски выходила, слегка подобрав дорожное платье, Мария Щербатова – высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах (Пауст.); Мотька, босая, в длинной рубахе, стояла на припеке (Ч.); Бабка, костлявая, горбатая, с короткими седыми волосами, которые развевались по ветру, длинною палкой гнала от огорода гусей (Ч.); В солнечный день, уже почти весенний, но довольно пронзительный, с бледно-голубым, кое-где подмазанным небом, я вышел на улицу и спустился в ближайшее метро (Бун.); Видно было, как пришел пароход из Феодосии, освещенный утренней зарей, уже без огней (Ч.).

5. Несогласованные определения обязательно обособляются, если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые кудри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха (Бун.) – определяется сочетание господин в пенсне; Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней, чтобы ученики могли, по очереди дежуря в ней, сами следить за доброкачественностью провизии (Сол.) – определяется словосочетание общежитие на двадцать человек.

Примечание 1 . Предложно-падежные формы в качестве несогласованных определений могут обособляться или не обособляться под влиянием контекста; ср.: Сидя в павильоне у Верне он [Гуров] видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц (Ч.); И вот однажды, под вечер, он обедал в саду, а дама в берете подходила не спеша, чтобы занять соседний стол (Ч.) – в первом случае словоформа в берете, будучи обособленной, обнаруживает двойную синтаксическую связь со сказуемым прошла и словосочетанием молодая дама; без выделения проявилась бы контактная связь блондинка в берете; во втором случае в сочетании дама в берете словоформа в берете воспринимается как устойчивый, характерологический признак имени и потому не обособляется. Так прослеживается путь определения – от обозначения приписываемого признака (обособленное определение со сказуемостным значением) к признаку постоянному, свойственному предмету в данной ситуации (необособленное определение). Ср. схожие определения, обособление или необособление которых обусловлено контекстом: Консул, с портфелем под мышкой, выпрыгнул из автомобиля и пробежал по сходням, за ним быстро прошел офицер в желтых крагах и в короткой волчьей шубке мехом наружу, нарочито грубого и воинственного вида, и тотчас же загремела лебедка, и к автомобилю стала спускаться петля каната... Два часовых, два голубых солдатика в железных касках, стояли с карабинами на плечо возле сходней. Вдруг откуда-то появился перед ними яростно запыхавшийся господин в бобровой шапке, в длинном пальто с бобровым воротником (Бун.).

Примечание 2 . Необособленность несогласованного определения может быть, вызвана характером определяемого слова, например, семантической недостаточностью его для данного контекста: И пришел как-то утром, в неприемные часы, в кабинетишко Корнилова человек в очках и в странной какой-то, то ли летней, то ли зимней, очень мятой шляпе, пришел не один, а с сопровождающим лицом, в руках которого находились довольно толстые папки, и тот, что в очках и в шляпе, немедля приблизился к Корнилову, протянул ему руку (Зал.) – слово человек из-за чрезмерной обобщенности и, следовательно, неопределенности своего значения в данном контексте требует конкретизации с помощью указания на отличительные признаки лица (человек в очках и в странной шляпе).

6. Обособляются определения, относящиеся к дистантно расположенным определяемым словам: Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ним Мария Щербатова (Пауст.); В длинном своем платье, со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю (Т.)..

7. Обособляются несогласованные определения, относящиеся к личным местоимениям. Такие определения обнаруживают дополнительную связь со сказуемым и имеют обстоятельственный оттенок значения.

Дополнительным условием для обособления здесь, как и в случае употребления согласованных определений, является отсутствие лексической сочетаемости с личным местоимением: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Г.) – "особенно молода и красива в новом голубом капоте"; Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу (М. Г.) – "стоит в белой рубахе..."

8. Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных. Такие определения имеют осложненное значение сказуемости, что проявляется в их семантической близости к придаточным предложениям: Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер (М. Г.) – ср.: которая была темней и гуще, чем другие; Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота – это одна из волн, посмелее, подползла к нам (М. Г.) – ср.: которая была посмелее.

9. Несогласованные определения, выраженные инфинитивом, обычно не обособляются, они образуют вместе с именем существительным единое словосочетание: желание учиться, приказ выехать, идея создать общество милосердия, мечта заняться искусством, распоряжение выполнить задание; Я дал команду залечь и приступить к изучение оборонительной системы противника (Зл.); На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом (Ч.); Надо иметь мужество признать и свою неудачу (Копт.); Она целиком ушла в хозяйство, жадно отдаваясь прелести новизны иметь свое, распоряжаться своим (Сер.); Кирилл Иванович ощущал в себе желание повторять каждое слово по нескольку раз, но почему-то боялся делать это (М. Г.); Дело в том, что у Ленинграда есть, сохранилось до сих пор свое лицо, своя ярко выраженная индивидуальность. Есть смысл ехать из других городов: из Будапешта, Парижа, Кёльна, Тбилиси, Самарканда, Венеции или Рима, есть смысл ехать из этих городов на берега Невы... (Сол.); Лицо Сени неизменно выражало готовность к действию, если же кто-то вступал с ним в разговор, у Сени тотчас возникал позыв этот разговор прервать и бежать куда-нибудь, по какому-нибудь делу (Зал.).

10. Инфинитив в качестве определения отделяется знаком тире, если определяемое имя имеет препозитивное определение. Инфинитивное определение в таком случае получает значение дополнительного разъяснения (возможна вставка слов а именно): Сбывалась старая вихровская мечта – еще раз прикоснуться щекой к суховатой, вскормившей его груди (Леон.). Обособленные инфинитивные определения располагаются в конце предложения: Я наложу на всех одну обязанность – творить (М. Г.).

При расположении внутри предложения инфинитивные определения, даже при наличии дополнительных определений при определяемом имени, не выделяются: И хотя нет никакого удовольствия делать вывод и говорить его во всеуслышание, но вывод все равно напрашивался сам собой (Зал.); Но, может быть, моя способность постигать окружающий мир для того и дана мне, чтобы когда-нибудь перенести меня в другое пространство? (Зал.). При возможности расположения внутри предложения инфинитивные определения могут приобретать характер вставных конструкций с уточняюще-разъяснительным значением: Два эти сами по себе совершенно разные события – покинуть родную землю и ступить на землю Франции, – каждое из которых должно бы явиться самостоятельным грандиозным событием, сливаются в два-три общих слова телеграфного текста: «Долетел благополучно» (Сол.).

II. Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного, если передопределяемым существительным уже есть определение. Красная яхта, гораздо больше и роскошнее белой ,всегда привлекала внимание туристов.

Если перед определяемым существительным определение отсутствует, несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обособляются, когда им придаётся особое значение, и не обособляются при наличии тесной интонационно-смысловой связи.

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. С. Тургенев)Ср.: На пирсе не было яхты красивее и роскошнеекрасной. III. Несогласованные определения, выраженные инфинитивом, обособляются при помощи тире, если перед ними можно вставить слова «а именно».Наверное, это уже характер человеческий - вспоминать смешное и забывать неприятное. (Э. Т. Кренкель)У правящей элиты может быть один выход - выстраивать управленческую пирамиду. (По А. Г. Шаваеву, С. В. Лекареву)

В середине предложения такое определение выделяется тире с двух сторон.

И этот выбор - оставаться в тылу или идти на фронт - ей нужно сделать уже сегодня.

Если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире опускается.

Её давно терзали мысли - оставаться в тылу или идти на фронт, и этот выбор нужно сделать уже сегодня.

I. Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом):

1. если относятся к слову, обозначающему определённое лицо. В этом значении обычно употребляются имена собственные, названия лиц по степени родства, профессии, должности, положению, а также личные местоимения.

Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. (И. А. Гончаров)И что вы, с вашим умом, нашли в нём? (И. С. Тургенев)

2. если отделены от определяемого слова другими членами предложения.

На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубоватые глаза. (А. М. Горький)

3. если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями.

Подошёл священник, крупный мужчинабогатырского сложения, тучный, широкоплечий, с багровым добродушным лицом. (Ги де Мопассан)Забытый хозяевами дом, просторный и уютный, с большими окнами и ками́нным отоплением, ждал прихода весны.

4. если признаки, выраженные несогласованными определениями, чрезвычайно важны для характеристики определяемого лица или предмета.

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Н. Толстой)

5. если обособление служит средством намеренного отрыванесогласованного определения от соседнего сказуемого и отнесения его к подлежащему.

Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звёзды в небе и весь двор, с постройками, поднялся и пошёл беззвучно кверху. (К. А. Федин)

Без обособления сочетание «с постройками» не играло бы роли определения.

Ср.: Длинноволосый студент в латаных штанах юлил смычком по скрипке. (В. П. Астафьев)

Обособленные согласованные определения

1. Как правило, обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного, например: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком (Кор.); Науки, чуждые музыке, были постылы мне (П.).

Не обособляются определения этого типа, если определяемое существительное само по себе в данном предложении не выражает лексически нужного понятия и нуждается в определении, например: Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного (Т.).

Не обособляются также распространенные постпозитивные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.); Тайга стояла безмолвная и полная тайны (Кор.). Обычно это бывает при глаголах движения и состояния, способных выступать в роли знаменательной связки.

2. Обособляются два и больше постпозитивных одиночных определения, поясняющих имя существительное, например: В воздухе, знойном и пыльном, тысячеголосый говор (М. Г.).

Однако обособление двух нераспространенных определений обязательно только тогда, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение. Ср.: Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (Брюс.). - Весенний дух, веселый и беспутный, ходил повсюду (Багр.).

3. Обособляется одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Люди же, изумленные, стали как камни (М. Г.).

4. Определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения; в этих случаях определение по смыслу связано также со сказуемым и имеет добавочный обстоятельственный оттенок. Например: Вот, встревоженный вихрем, из травы вылетел коростель (Ч.); Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шол.).

5. Определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если помимо атрибутивного имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное), например: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым (И. Остр.); Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду (Фурм.).

6. Обособляются всегда определения, относящиеся к личному местоимению; такие определения носят атрибутивно-предикативный характер и имеют добавочное обстоятельственное значение. Например: Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега (Т.); Как, бедной, мне не горевать? (Кр.).

Обособленные несогласованные определения

1. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бурками в руке, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Т.).

Чаще всего обособляются несогласованные определения при собственном имени, поскольку оно, являясь носителем индивидуального названия, само по себе достаточно конкретно обозначает лицо или предмет, и указание на признак имеет в этом случае характер добавочного сообщения, уточняющего указания, например: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя (П.).

То же самое наблюдается при личных местоимениях, которые указывают на известный уже из контекста предмет или лицо, например: Он, с своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (П.).

Часто обособление несогласованного определения служит средством намеренного его отрыва от одного члена предложения (обычно сказуемого), к которому оно могло бы быть отнесено по смыслу и синтаксически, и отнесения к другому (обычно подлежащему), например: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Т.).

2. Обычно обособляются несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного; в этих случаях часто определяемому существительному предшествует согласованное определение. Например: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Ч.).

Обособленные приложения

Обособленные приложения в одних случаях имеют чисто атрибутивное значение, в других к нему присоединяются обстоятельственные оттенки значения, что связано со степенью распространенности обособленной конструкции, ее местом по отношению к определяемому слову, морфологической природой последнего.

1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному; такие приложения, как правило, постпозитивны, реже они встречаются в препозитивном положении. Например: а) На хламе всегда с трубкой в зубах лежит больничный сторож, старый отставной солдат (Ч.); б) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (П.);

2. Одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Г.).

Реже нераспространенное приложение обособляется при одиночном определяемом существительном, например: А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся (Фад.).

3. Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, если стоит в постпозиции; препозитивное приложение обособляется в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Например: а) Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк, партизан (Утк.); б) Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, ...Лемм со временем - кто знает? - стал бы в ряду великих композиторов своей родины (Т.).

4. Собственное имя лица может выступать в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла поставить слова а именно). Например: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).

5. Всегда обособляется приложение при личном местоимении, например: Обидно мне, старику, слушать такие речи (М. Г.).

6. Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в данном предложении, но ясному из контекста или ситуации слову, например: Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела (П.).

7. Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с причинным значением), словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.п. Например: Комендант дружески советовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не приводящее (П.); При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка (Ч.).

| следующая лекция ==>
критериев (от 1 до 6), а при выявлении гранулемы - еще одного относительного критерия (от 1 до 6) |

Несогласованное определение часто вызывает пунктуационные трудности. Сложность заключается в том, что не всегда его можно легко отличить от согласованного, которое будет отделяться запятой. Сложно найти хороший текст, в котором нет этих членов предложения, ведь их использование обогащает речь. Однако согласованные и несогласованные определения, примеры которых представим ниже, - атрибут только письменной речи.

Второстепенные члены предложения поясняют главные, но могут относиться и к таким же второстепенным. Если они дополняют грамматическую основу, то будут называться второстепенными членами группы подлежащего или сказуемого.

Например:

Высокое, безоблачное небо полностью занимало горизонт.

Подлежащее - небо.Его группа: определения высокое, безоблачное. Сказуемое - занимало.Его группа: дополнение горизонт, обстоятельство полностью.

Определение, дополнение, обстоятельство - это три второстепенных члена предложения. Чтобы определить, какой из них употреблен в предложении, необходимо задать вопрос и определить часть речи. Так, дополнения - это чаще всего существительные или местоимения в косвенных падежах. Определения - прилагательные и близкие им части речи (местоимения, причастия, порядковые числительные, также существительные). Обстоятельства - наречие или деепричастие, а также существительные.

Иногда имеет место многозначность второстепенного члена: он отвечает одновременно на два вопроса. В качестве примера рассмотрим предложение:

Поезд на Омск отправился без задержек.

Второстепенный член на Омск может выступать в роли обстоятельства (поезд (куда?) на Омск) либо в роли определения (поезд (какой?) на Омск).

Еще пример:

Снег лежит на еловых лапах.

Второстепенный член на лапах является одновременно обстоятельством (лежит (где?) на лапах) и дополнением (лежит (на чем?) на лапах).

Что такое определение

Определение - такой второстепенный член предложения, к которому можно задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?», «Чей?»

Выделяют согласованные и несогласованные определения. Градация зависит от того, чем выражен этот член предложения.

Определением может быть прилагательное, существительное, числительное, местоимение, причастие и даже инфинитив. Они распространяют подлежащее, дополнение и обстоятельства.

Например:

Последние листочки висели на замерзших ветках.

Определение последние относится к подлежащему листочки; определение замерзшие относится к дополнению-обстоятельству на ветках.

Иногда эти второстепенные члены предложения могут нести главную смысловую нагрузку подлежащего и быть включены в его состав.

Например:

Деревенский житель не любит выбираться в душный город.

Здесь весьма интересна роль определения деревенский, без которого подлежащее житель не имело бы смысла. Именно поэтому оно будет входить в состав главного члена предложения. Таким образом, в данном примере подлежащее - деревенский житель.

Смысловые функции определений

И согласованные, и несогласованные определения могут выражать следующие значения:

  1. Качество предмета (красивое платье, интересная книга).
  2. Качество действия (открывшаяся дверь, думающий ученик).
  3. Место (лесной пожар - пожар в лесу).
  4. Время (декабрьские праздники - праздники в декабре).
  5. Отношение к другому предмету (глиняная ваза - ваза из глины).
  6. Принадлежность (материнское сердце - сердце матери).

Согласованное определение

Определения согласованные могут выступать следующими частями речи:

  • Именем прилагательным (детская игрушка, глубокое озеро).
  • Местоимением (твоя машина, некоторое количество).
  • Причастием (мяукающий котенок, развевающийся флаг).
  • Числительным (восемнадцатый боец, первый ученик).

Между этим определением и словом, к которому оно относится, существует согласование в роде, числе и падеже.

Наша величественная история исчисляется двадцатью столетиями.

Здесь представлены следующие согласованные определения:

· история(чья?)наша - местоимение;

· история (какая?) величественная - прилагательное;

· столетиями (сколькими?) двадцатью - числительное.

Как правило, согласованное определение в предложении находится перед словом, к которому относится.

Определение несогласованное

Другой, более выразительный вид - несогласованное определение. Им могут быть следующие части речи:

1. Имена существительные с предлогом или без него.

2. Прилагательные в сравнительной степени.

3. Глагол-инфинитив.

Разберем предложение с несогласованным определением:

Встреча с одноклассниками состоится в пятницу.

Встреча (какая?) с одноклассниками. Несогласованное определение с одноклассниками выражено существительным с предлогом.

Следующий пример:

Я не встречала человека приветливее тебя.

Несогласованное определение выражено сравнительной степенью имени прилагательного: человека (какого?) приветливее.

Разберем предложение, где определение выражено инфинитивом:

У меня была прекрасная возможность приходить на берег моря каждое утро.

Была возможность (какая?) приходить - это несогласованное определение.

Примеры предложений, рассмотренных выше, позволяют сделать вывод, что этот тип определений чаще всего находится после слова, к которому относится.

Как отличить согласованное определение от несогласованного

Чтобы не запутаться в том, какое определение в предложении, можно действовать по алгоритму:

  1. Выяснить, какой частью речи является определение.
  2. Посмотреть на тип связи между определением и словом, к которому оно относится (согласование - согласованное определение, управление и примыкание - несогласованное определение). Примеры: мяукающий котенок - связь согласование, определение мяукающий - согласованное; шкатулка из дерева - связь управление, определение из дерева несогласованное.
  3. Обратить внимание, на каком месте по отношению к главному слову стоит определение. Перед главным словом чаще всего стоит согласованное, а после - несогласованное определение. Примеры: встреча (какая?) с инвесторами - определение несогласованное, стоит после главного слова; глубокий овраг - определение согласованное, стоит после главного слова.
  4. Если определение выражено устойчивым сочетанием или фразеологическим оборотом, оно наверняка будет несогласованным: она была (какая?) ни рыба ни мясо. Фразеологизм ни рыба ни мясо выступает в роли несогласованного определения.

Поможет отличить согласованные и несогласованные определения таблица.

Параметр

Согласованное

Несогласованное

Чем выражено

1. Прилагательное.

2. Местоимение.

3. Причастие.

4. Числительное.

1. Существительное с предлогом или без.

2. Инфинитив.

3. Наречие.

4. Прилагательное в сравнительной степени.

5. Местоимение.

6. Неделимое сочетание, фразеологизм.

Вид связи

Согласование в роде, числе и падеже

1. Управление.

2. Примыкание.

Положение

Перед главным словом

После главного слова

Понятие обособления

Часто возникают ситуации, когда в предложении встречаются обособленные согласованные и несогласованные определения, требующие выделения соответствующими знаками препинания (запятыми или тире). Обособление всегда подразумевает два одинаковых пунктуационных знака, его не следует путать, например, с запятыми при однородных членах, где употребляются одиночные запятые. Кроме того, использование двух разных знаков при обособлении - грубая ошибка, которая говорит о непонимании этого языкового явления.

Выделение запятыми согласованных определений - явление более частое по сравнению с обособлением несогласованных. Чтобы определиться в необходимости постановки запятой, необходимо обратить внимание на два аспекта:

  • Положение обособленного определения по отношению к определяемому слову.
  • Чем выражены члены предложения, участвующие в обособлении (собственно определение и определяемое слово): история (какая?) величественная - прилагательное; столетиями (сколькими?) двадцатью - числительное.

Обособление согласованных определений

Если согласованное определение находится после определяемого слова, его нужно выделять запятыми, если:

  1. Оно является причастным оборотом. Например: Корзина грибов, собранная накануне, стояла в погребе. Здесь обособленное определение собранная накануне является причастным оборотом, который находится после определяемого слова корзина.
  2. Оно представляет собой прилагательным с зависимыми словами. Например: Через стекло, кристально чистое, было видно все, что происходит во дворе. Здесь определение кристально чистое представляет собой прилагательное (чистое) и зависимое от него слово (кристально). Требуется поставить запятые, потому что находится данный оборот после слова стекло, определяемого.
  3. Обязательно обособляются определения в случае, если перед определяемым словом стоит еще одно определение. К примеру: Осенние деньки, яркие и солнечные, скоро сошли на нет. Определение осенние находится перед определяемым словом деньки, соответственно, определение яркие и солнечные обязательно нужно выделить запятыми.
  4. Определения нераспространенные, находятся в предложении после определяемого слова. К примеру: Южная ночь, черная и теплая, была полна таинственных звуков. Определение черная и теплая представляет собой два нераспространенных прилагательных, соединенных союзом и. Может быть и такой вариант: Южная ночь, черная, теплая, была полна таинственных звуков. В данном примере союз и отсутствует, но определение все равно обособляется.

В последнем случае необходимо быть внимательнее, потому что бывают ситуации, когда определение тесно связано по смыслу с тем словом, к которому относится, поэтому выделять его запятыми не требуется. Например:

В стране далекой от родного дома как-то по-особенному чувствуется одиночество.

Определение далекой от родного дома не следует выделять запятыми, потому что без него смысл предложения непонятен.

Обособление согласованного определения, находящегося перед определяемым словом, необходимо, если оно имеет значения причины или уступки. Например:

Измученные тяжелым переходом, туристы были рады разбить лагерь.

В данном случае определение измученные долгим переходом обособляется, потому что употреблено в значении причины: так как туристы были измучены тяжелым переходом, они были рады разбить лагерь. Еще пример:

Еще не озеленившиеся, деревья нарядны и праздничны.

Здесь у определения еще не озеленившиеся значение уступки: невзирая на то, что деревья еще не озеленились, они нарядны и праздничны.

Обособление несогласованных определений

Обособленные несогласованные определения - явление достаточно редкое. Обычно они составляют пару с согласованными. Таким образом, обособленные несогласованные определения обычно употребляются после определяемого слова и связаны с согласованными связью согласование.

Например:

Это пальто, новое, в рубчик, очень шло Наташе.

В данном примере несогласованное определение в рубчик связано с согласованным новое, поэтому его необходимо обособить.

Приведем еще одно предложение с обособленным несогласованным определением:

Совершенно случайно мы встретили Андрея, в пыли, уставшего.

В данном случае несогласованное определение в пыли связано с согласованным уставшего, поэтому требуется поставить запятые.

Необязательно выделять запятыми случаи, когда перед согласованным находятся обособленные несогласованные определения. Примеры:

Издалека мы увидели матросов в отглаженной форме, счастливых и довольных.

В данном случае можно не обособлять несогласованное определение в отглаженной форме, потому что после него находятся согласованные: счастливых, довольных.

В классической литературе можно встретить как необособленные, так и обособленные несогласованные определения. Примеры:

Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним. (Тургенев И. С.) и Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику (Толстой Л. Н.).

В предложении из произведения Тургенева несогласованное определение в дорожных серебряных шандалах обособлено, а предложении такой же конструкции Толстого - нет. В последнем нет знаков препинания при определениях в шинелях, с ружьями.

Как правило, не обособляются несогласованные определения, относящиеся к группе сказуемого. Посмотрим на последний пример: шли (как? в чем?) с ружьями, в шинелях.

Приложение как особый вид определения

Особый вид определения - приложение. Оно всегда выражено именем существительным. Следует отличать приложения и несогласованные определения. Последние связаны с определяемым словом с помощью управления, в то время как между приложением и главным словом - согласование.

Для примера сравним два предложения:

1. Вы, как главный инженер, должны курировать этот проект.

2. Эта женщина в белом халате наводила на ребят ропот.

В первом случае перед нами приложение инженер. Докажем это, просклоняв главное и определение слова. Вы инженер - вас инженера - вам инженеру - вами инженером и т. д. Между словами отчетливо видна связь согласование, соответственно, перед нами приложение. Попробуем сделать то же самое с определением из второго предложения. Женщина в белом халате - женщины в белом халате - женщине в белом халате. Связь - управление, поэтому здесь наблюдаем несогласованное определение.

Кроме того, приложение просто по-другому называет предмет, в то время как несогласованное определение - какой-то его признак.

Обособление приложений

Одиночное приложение, как правило, пишется через дефис: сестра-хозяйка, лорд-командир. В определенных случаях приложение будет обособляться. Разберем их.

Обособляется приложение, которое относится к личному местоимению. Примеры:

1. Ей ли, отличнице, заботиться о контрольной.

Здесь приложение отличнице относится к местоимению ей.

2. Вот она, причина.

Обособляем приложение причина, потому что оно относится к местоимению она.

Обособляется распространенное приложение, если оно расположено после определяемого слова. Примеры:

1. Отважный капитан, гроза морей, легко проходил любые рифы.

Приложение гроза морей - распространенное (гроза (чего?) морей), поэтому требуется выделить его запятыми.

2. Девочка, всеобщая любимица, получила самый лучший подарок.

Приложение всеобщая любимица употреблено после определяемого слова девочка.

Обособляются приложения со значением причины, уступки, уточнения (при нем есть союз как). Пример:

Вы, как инвестор, можете контролировать работу служащих.- Вы можете контролировать работу подчиненных, потому что являетесь инвестором (значение причины).

Здесь нужно быть внимательным, потому что приложение с союзом как в значении «в качестве» не обособляется. Например:

Как школьная дисциплина математика хорошо развивает логическое мышление. - В качестве школьной дисциплины математика хорошо развивает логическое мышление. Обособление не нужно.

Если обособленное приложение находится в конце предложения - оно может выделяться при помощи тире. Например:

Похожи между собой и остальные сестры - Елизавета и Софья.

Приложение Елизавета и Софья стоит в конце предложения, поэтому отделяется тире.

УРОК № 53

Тема. Обособленные несогласованные определения

Цель: углубить знания учащихся об обособлении определений; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные согласованные и несогласованные определения; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Объяснительный диктант.

Корявые дубы и вязы, поломанные грозами, вздымали к небу свои старые дуплистые стволы. (М. Горький) Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В. Шишков) Удивленный, мальчик, казалось, застыл на месте. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. (Б. Полевой) Одаренный необычайной силой, Николай работал за четверых. Мы, полные впечатлений, вернулись с экскурсии.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Вставьте после выделенных слов обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и запишите полученные предложения.

Образец: Дом стоял в самом конце улицы. – Дом стоял в самом конце улицы, уходившей в поле.

Лодка застыла на тихой воде. Асфальтовое шоссе проходило неподалеку от дома. В ручье виднелись пестрые камушки. Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. Ольга разговаривала по телефону.

КАРТОЧКА 2

Спишите предложения, заменяя существительные, к которым относятся определения, личными местоимениями.

Образец: Испуганная Наташа сидела тихо. – Испуганная, она сидела тихо.

Вымокшие под дождем путники расположились у огня. Отутюженное платье выглядело очень нарядным. Веселая и оживленная девочка взахлеб рассказывала о своей поездке. Раздраженный отец замолчал. Испытавший трудности похода путешественник не боялся ни жары, ни холода.

КАРТОЧКА 3

Составьте предложения, используя данные конструкции в качестве обособленных определений, относящихся к личным местоимениям.

Утомленный тяжелой работой. Изнемогающие от жары. Серьезный и внимательный. Радостный и оживленный. Гордый доверием.

КАРТОЧКА 4

Вставьте после определяемого слова по 2-3 одиночных определения и запишите полученные предложения.

Образец: Ветер шевелил молодые листочки. – Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.

Гул постепенно приближался. Два огонька ярко горели в ночном небе. Сумерки все плотнее охватывали город. Собака лениво развалилась около забора. Деревья едва виднелись вдалеке.

КАРТОЧКА 5

Распространите одиночные причастия и полученные обороты поставьте после определяемых слов.

Слышен шум падающей воды. Исполняемая песня мне очень понравилась. Я прислушивался к звукам журчащего ручья. В горящий костер мы подбрасывали сухие ветки. Осыпавшиеся лепестки черемухи плывут по воде.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните предложения. Сделайте вывод о роли обособленных определений и о способах их выражения. Какие определения называются несогласованными?

Величественно вошла мать.

Величественно вошла мать, одетая в сиреневое платье с кружевами.

Величественно вошла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Горький)

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

После определяемого слова обособляются:

1) несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного с зависимыми словами: Рыжая борода, намного темнее волос, обрамляла его лицо;

2) несогласованное определение при имени собственном или личном местоимении: Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Толстой);

3) несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью без зависимых слов, если при определяемом существительном уже есть согласованное определение: Другой мальчик, постарше, звался Петрушей.

Запомните! Несогласованное определение, выраженное инфинитивом глагола, отделяется тире (если можно задать вопрос а именно?): Он с детства мечтал только об одном – стать геологом.

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

– составить конспект лекции учителя.

– с. 172-173.

– Тренировочные упражнения.

1. Найдите обособленные несогласованные определения. Объясните постановку знаков препинания.

Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу, сидел у большого стола с газетой. (А. Коптяева) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. Тургенев) Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих ближних. (В. Кетлинская) Казаки помоложе охотно состязались в рубке. (М. Шолохов) Сегодня она, в новом голубом капоте*, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) Больная, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела на постели. (Л. Толстой)

2. Найдите определения. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Она с ярким румянцем на щеках и блестящими глазами была очень красива. Огромный плакат метра два в длину висел над сценой. Высокий человек с холодными серыми глазами строгий и неприступный сразу произвел на меня гнетущее впечатление. Истонченное страданиями молодое лицо ее с выпуклым лбом с красивыми пепельными волосами окрученными косой вокруг головы было покойно и бесстрастно. (А. Толстой) Утром уже в пальто с портфелем в руках Иван стоял в коридоре и ждал кого-то. (А. Кузнецов)

– Выборочный диктант.

Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания.

Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов) У дяди Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. (К. Паустовский) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

– 200 (письменно).

– 420 (письменно).

– Творческая работа.

Составьте несколько предложений, содержащих обособленные однородные и неоднородные определения, характеризующие увлечения, род занятий и т. д. членов вашей семьи.

Образец: Бабушка, не знающая отдыха, с неизменным вязанием в руках, любит слушать по телевизору новости.

– Диктант с дополнительным заданием.

Запишите под диктовку текст. В первом предложении замените обособленное определение необособленным, а в первом предложении второго абзаца – необособленное определение – обособленным. В последнее предложение введите несогласованное обособленное определение, относящееся к личному местоимению.

Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Темное могуче размахнувшееся море светлей, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин горы и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу.

(По М. Горькому)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Подготовить описание одного из памятников архитектуры г. Харькова.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Каковы условия обособления несогласованных определений?

___________________________________________________________

* Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, род халата.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    I СЕМЕСТР УРОК 10 Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом...

    УРОК № 56 Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека” Цель: дать учащимся общее...

    УРОК № 65. II вариант Тема. Повторение изученного по теме “Синтаксис” Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания;...

    Цель: учить четвероклассников писать изложение, используя картинный план и ключевые слова; совершенствовать умение выделять в тексте ключевые слова, анализировать творческие работы одноклассников по плану, развивать...

    УРОК № 9 Тема. Тематическое оценивание по теме “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы (“Звуки и буквы”, “Понятие слога. Деление...

    УРОК № 9 Тема. Фразеологизмы. Развитие речи. “Дорог не подарок” Цель: дать учащимся представление о фразеологизмах, обучать умению пользоваться фразеологическим словарем, справочником крылатых выражений; формировать...

    УРОК № 15 Тема. Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое Цель: познакомить учащихся с разными видами сказуемого; способами его выражения; развивать у них...

    УРОК № 10 Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение* Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение...

    II СЕМЕСТР УРОК 63 Тема. Аудирование. Слушание-понимание стихотворений. Картины, возникающие в воображении при слушании. Рисунок по тексту. Отработка силы голоса Цель: учить учащихся внимательно слушать...

    II СЕМЕСТ Р УРОК 57 Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим...

    УРОК № 58 Тема. Частица не (практически). Аудирование. Развитие речи. Культура речи. “Знать, беречь, приумножать” Цель: дать представление о частице как о части речи, о...

    УРОК № 66 Тема. Однородные члены предложения. Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье” (продолжение) Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах,...

    УРОК № 26 Тема. Тематическое оценивание: “Состав слова. Орфография” Цель: проверить знания и навыки учащихся по изученной теме. Оборудование: Комплексная тетрадь для контроля знаний; индивидуальные...

    УРОК № 27 Тема. Лексическое значение слова. Развитие речи. Культура речи. “Спорт – это тоже игры по правилам” Цель: сформировать у учащихся понятие о лексическом...

    УРОК № 12 Тема. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната” Цель: развивать навыки определения сильных и слабых позиций гласных звуков,...