Основные принципы ораторского искусства. Представляя свои идеи, вы

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Основные правила ораторского искусства

Удачна или неудачна ваша речь, зависит от ежедневных упражнений. Если, конечно, вы их выполняете. Каждый успешный оратор постоянно шлифовал и совершенствовал свой голос, беспрестанно расширял свой словарный запас, умножал свои знания, вновь и вновь испытывал свою находчивость и присутствие духа, непрерывно облагораживал свой язык. Чтобы поупражняться и приобрести свободу речи, он использует любые возможности, которые в изобилии ежедневно предоставляются каждому человеку, и, таким образом, шаг за шагом развивает свое дремлющее мастерство.

Тем же путем идет и ученик Школы жизни. Осваивая искусство говорить, он обращает особое внимание на дыхание, упражняется в том, чтобы, вдохнув, выдыхать как можно медленнее, чтобы без передышек, мешающих восприятию, на одном дыхании в полный голос выговорить даже длинную фразу. Ни одна фраза не должна прерываться.

Можно сделать свой язык благозвучным и голос гибким и эластичным, если некоторое время упражняться в том, чтобы – лежа и расслабившись – говорить громко и осознанно. Лежа, мы наверняка научимся правильно дышать, когда говорим. И тут в нашу речь едва ли закрадутся ошибки. Позже мы будем выполнять те же упражнения стоя, без какого бы то ни было напряжения в теле.

Основой для таких упражнений поначалу послужат стихи, которые мы будем читать вслух, медленно и с выражением. При этом надо живо передавать дух сказанного. Затем последуют «сухие» материалы из всевозможных областей знаний. При этом необходимо чувствовать, как воспринимаются ваши слова на слух. То есть вначале со всей тщательностью отработайте правильное произношение. Ваша речь должна быть столь же решительной, сколь и вызывающей симпатию, должна выражать в одинаковой степени как вашу внутреннюю решительность, так и вашу душевную гармонию. То есть надо отдавать должное и целесообразности, и чувству прекрасного своих слушателей. Этого мы сможем добиться, придерживаясь следующих правил.

1) Будем говорить медленно и спокойно, и тем размереннее, чем больше помещение, в котором мы произносим речь. При медленной речи ничего не потеряешь; вас хорошо поймут и те, кто плохо слышит, и у слушателей будет время полностью воспринять то, что они услышали. В то время как при столь широко распространенной «ораторской гонке» запыхавшиеся слушатели безуспешно пытаются догнать оратора, теряют с ним связь, а потом и желание его слушать.

2) Будем говорить не тихо, а в полный голос. Это не означает, что, уподобляясь некоторым «народным ораторам», скудость ума мы компенсируем громким, как орган, голосом. Все решает не мощность звуковых волн, но сила мыслей. Можно говорить звучно, не подавляя тем не менее слушателей пустыми фразами и разными слоганами. Вопли демагогов отталкивают думающих людей и вызывают реакцию отторжения.

3) Будем говорить четко и правильно . Большинство людей ленятся говорить, проглатывают половину звуков, предоставляя слушателям додумывать остальное. Говорить четко и ясно значит говорить понятно и внятно. Если мы говорим четко и ясно, наши мысли становятся значительными и объяснимыми. Говорить четко, значит звучно выговаривать гласные, а согласные – чисто и с некоторой резкостью. Каждый звук должен быть хорошо слышен. Небрежность в выговоре выдает неряшливость мышления, вызывая в слушателях равнодушие. Нужно четко выговаривать каждый слог.

4) Будем говорить, сознательно подчеркивая отдельные фразы . Тот, кто все – важное и второстепенное – проговаривает, не меняя тона, утомляет своих слушателей и убивает их интерес к себе. Тембр, сила голоса и его выразительность должны изменяться в соответствии с содержанием сказанного. Также надо, чтобы слушатели ощущали внутренние движения оратора. Нужно говорить проникновенно и образно, следить за ритмом речи, потому что четкий ритм снимает напряжение и возбуждает положительные эмоции.

5) Ваш голос должен быть привлекательным выражением вашей личности, являть миру волшебство вашей сущности. И ваш голос способен на это, если вы сознательно вкладываете в него свою симпатию, свое расположение к слушателям, если, сменяя акценты , придаете ему мелодичность и следите за тем, чтобы он в разных тонах звучал с одинаковой полнотой. Вы найдете верный тон, если всеми фибрами своей души будете его искать. От того, насколько эмоциональны ваши представления о предстоящей речи, зависит богатство красок, нюансов вашего голоса и степень его воздействия на слушателей. Пестрые перипетии окружающей действительности должны непременно отзываться живым эхом в вашей речи.

6) Вы должны учиться владеть своим голосом. Большинство людей повышают голос, говоря о чем-то самом важном. А вот у действительно успешных людей мы замечаем, что они в таких случаях говорят тихо – верный признак самообладания и сознания собственной силы. Здесь вступает в действие закон взаимодействия тела и души: чем лучше человек владеет своим голосом, тем легче задает сам себе то или иное настроение, перенося его, созданное собственной волей, на души своих слушателей.

Ошибки и запинки в устной речи

Нарушения устного выступления можно устранить, приказами самому себе и упорными упражнениями добиваясь осознанной речи. Заикаемся ли мы, запинаемся или шепелявим – всякий порок такого рода можно уменьшить или устранить правильным воздействием на самого себя и соответствующими упражнениями. В большинстве случаев речь идет не об органических нарушениях, а о функциональных расстройствах, доступных подсознанию. Сила, вызвавшая такой порок, сама же наверняка может его преодолеть.

Причиной заикания и запинания является – как правило – очень эмоциональная негативная мысль. Порок можно уничтожить еще более эмоциональной, но позитивной мыслью, повторяемой с непреходящим упорством. Основная мысль приказов, которые заика отдает самому себе, может быть примерно такой: «Я говорю свободно, без запинок!». Этот приказ, расслабив тело и мысли, нужно вновь и вновь проговаривать про себя, пока он не достигнет глубин подсознания. Воля не напрягается, потому что «волевые судороги» парализуют органы речи. То, что человек хочет осуществить, то есть свободная речь без запинок, он должен постоянно утверждать как данность, извлекая таким образом внутренние представления из духовной действительности в действительность реальную.

Заика, который всякий страх перебивает и уничтожает радостной уверенностью в том, что может свободно говорить без ограничений, рожденных сомнениями, будет перед аудиторией говорить без запинки. Может быть, это состояние внутренней свободы и способности беспрепятственно излагать свои мысли вслух поначалу продлится лишь минуты, а потом вновь проявится давление привычки к негативному мышлению, потому что все, что окружает заику, прямо-таки пропитано отрицательными воспоминаниями о его неумении говорить и постоянно напоминает ему о его слабости. Но теперь лед недоверия к себе треснул!

И если человек будет все более сознательно вытаскивать самого себя из прежней, неправильной, колеи мыслей, будет больше доверять себе, все с большей убежденностью утверждать свою способность свободно говорить, на все засовы закрыв душу от всех негативных воздействий, то придет день, когда он собственными силами преодолеет свою слабость.

Как только внутреннее представление о своей способности свободно говорить становится живым и доминирующим, все страхи теряют свою власть над человеком. У кого-то это происходит в течение нескольких дней, другим необходимо несколько недель самовоспитания и упорных упражнений. Но всегда побеждает тот, кто проявляет выдержку и упорство!

Не позволяйте никому вас обескуражить. Здесь главное – вера в себя самого. И если вы споткнулись, произнося речь, что может случиться с каждым, то не смущайтесь, а просто «перешагните» через эту запинку, тут же выпрямитесь и продолжайте говорить как ни в чем не бывало. Тогда и слушатели ничего не заметят.

Произнося речь, не нужно особенно бояться соблюдать чисто внешние технические детали. Важнее, чем эти детали, привычка думать самостоятельно и образно, с уверенностью в себе и ощущением своего превосходства над слушателями. Тот, кто сумел выстроить свои мысли в стройную конструкцию, уже создал предпосылку для успешной речи. Кто ясно думает, тот может все это ясно, отчетливо и доходчиво выразить в словах.

15 признаков успеха в произнесении речи

1. Говорить вдохновенно! Убеждает слушателя и решает успех речи глубокая внутренняя проникновенность оратора. Наше воодушевление трогает души слушателей и пробуждает в них интерес. Наша самоотдача дает им почувствовать, что у нас есть, что им сказать, причем что-то важное. И благодаря этой самоотдаче наши слова доходят до сердец слушателей и ведут их за собой. Вера, о которой мы свидетельствуем своими словами, становится в умах слушателей убеждением .

2. Говорить от сердца! Наша речь эффективна, когда говорит не только наш мозг, но когда – прежде всего – говорит наше сердце. Человеческое участие покоряет слушателей, потому что это касается их собственной жизни, затрагивает их чувства. Если вы говорите, пропустив слова через сердце, слушатели поймут и одобрят. Здесь вступает в свои права «золотое правило» правильной устной речи: сначала сам ощути чувства, которые ты хочешь пробудить в других! Тогда уже тон твоей речи пробудит в слушателях эмоциональные представления и волевые импульсы.

3. Говорить языком слушателя! Наше слово становится делом, когда мы говорим, исходя из точки зрения слушателя, когда мы приспосабливаемся к его мышлению и освещаем тему под тем углом, под каким ее видит слушатель. И на первый план мы выдвигаем не то, что беспокоит нас, но то, что волнует наших слушателей, исходим из их интересов и ведем их выше и выше. В фокусе нашей речи должны быть идеи, которые зажгут сердца слушателей. И интерес, который мы проявляем к ним, вернется к нам сторицею!

4. Говорить с благорасположением к слушателям! Воздействие наших слов на слушателей зависит еще и от настроения, с которым мы начинаем и заканчиваем свою речь. Настрой нашей души, опосредованный словом, передается окружающему миру. И если, произнося речь, мы пребываем в дурном настроении, то оно передастся слушателям. Если нас мучает страх или мы чем-то сбиты с толку, наши слушатели тоже забеспокоятся и станут рассеянными. Если говорить, упиваясь своим превосходством, слушатели потеряют к вам интерес и внутренне отвернутся от вас. Хороший оратор чувствует малейшее изменение в настроении слушателей, видит, надоел ли он им или нет, пробуждает ли он в них какие-то новые импульсы или, как дятел, долбит одно и то же. Соответственно он меняет тон речи, выражения, образы и примеры в своей речи. То есть нужно не только полностью владеть умением говорить, но и научиться понимать язык жестов слушателей и сознательно его учитывать.

5. Говорить четко и ясно! Наша речь должна быть однозначной и определенной, четкой и одновременно значительной! Говорить четко означает, в частности, говорить простым языком, избегая по возможности иностранных слов. Непонятные чужеродные слова пробуждают в слушателях враждебные настроения; такие слова будто лишены крови.

6. Говорить позитивно! Расположение слушателей завоевывает тот, кто всему, что он говорит, придает утвердительную форму. Не только содержание фраз, но и их форма, и то, как их выговаривают, должны дышать позитивным настроением, силой и полнотой. Говорить позитивно означает говорить хорошее. Говорить хорошее означает говорить хорошо. Существуют четыре вида неправильной речи, которых следует избегать – лгать, клеветать, говорить грубо, говорить ненужное. И четыре вида правильной речи – говорить правду, говорить дружелюбно, говорить с любовью и говорить целесообразно.

7. Говорить увлекательно! Наша речь должна выражать ту участливость сердца, которая принесет нам симпатию слушателей. А это, прежде всего, означает говорить интересно, не усыплять слушателей монотонной речью, быть в каждом слове самобытным и остроумным. Если слушатели устали, надо обращаться с ними как с беспокойными детьми. Особенно, когда приводишь аргументы во время речи, рекомендуется такое постепенное усиление напряжения. Оно сравнимо с тем, как забивают гвоздь, – сначала бьют осторожно, чтобы не погнуть, затем все сильнее и сильнее, и последний и самый мощный удар загоняет гвоздь по самую шляпку.

8. Говорить образно! Речь будет наглядной, если использовать красочные образы, увлекательные примеры, заставляющие слушателей то напрягаться, то расслабляться. Все, что вы говорите, вы должны внутренне представлять себе в живых движущихся картинах, высказывая это так, как это вам видится. Тогда успех будет следовать за вами как тень! Образы исполнены движения и внутренне приводят слушателей в движение. А слушатели, чьи души затронуты движением, – внимательные слушатели. Поэтому замените глубокомысленные слова понятиями, наполненными силой, жизнью и действием. Большинство людей обладают визуальной памятью; поэтому нужно заставить работать «внутреннее лицо», фантазию слушателей, дать им визуально сопережить то, что мы излагаем, как живую реальность, раскрашивая картины словами, как художник красками. Все образное всегда красиво и эффектно.

9. Говорить приятно и привлекательно! Надо обращать внимание не только на образность своей речи, но и на ее естественную красоту. Наша речь – не письмо, не чтение по бумаге, но беседа со слушателями. То, что мы говорим, мы произносим так значительно, как только возможно. Стоит всегда задумываться: а нельзя ли выразить какую-то мысль еще понятнее и так, чтобы она лучше запоминалась? Разве мы, например, не облекаем важные констатации в форму вопроса, не вызывающего сомнений, на который наши слушатели ответят точно так же, как и мы сами? Таких способов оживить речь очень много.

10. Говорить с юмором! Тот, кто в своих речах выказывает радостно-невозмутимое, независимое от происходящих событий восприятие жизни, скорее завоевывает внимание слушателей, чем сухой педант, человек, полный гнева и ненависти или фанатик. Наш юмор может вспыхнуть в каком-то эпитете, или шутливой фразе, или проявиться в акценте на какой-то особой ситуации. Это более уместно, чем пересыпать свою речь анекдотами или вымученными шутками. Добавлять в речь острые приправы нужно в меру, особенно если острая приправа – это солнечное золото крепкого утверждения жизни.

11. Говорить по делу и деловито! Хороший оратор никогда не опустится до проявления злобы или ненависти, избежит цинизма и других некрасивых вещей. Основной характер его речи – гармония. Так он избежит мешающего восприятию впечатления, будто хочет навязать слушателям свое мнение. Оратор должен не уговаривать, а убеждать. Чтобы этого добиться, не будем утверждать ничего, чего не сможем доказать или понятно объяснить.

12. Говорить кратко! Хорошо говорит тот, кто с помощью минимума слов может сказать максимально много. Тот, кто говорит слишком длинно, обнаруживает недостаточное владение искусством речи. Красноречивее всех тот, кто говорит только то, что относится к делу. Поэтому пусть наши слова ценятся на вес золота, ведь тот, кто взвешивает свои слова, придает им значимость и мощь! Никогда не обременяйте слушателей длинной речью. Речь, продолжающаяся дольше трех четвертей часа, утомляет; подсознание начинает сопротивляться, слушатели становятся беспокойными или засыпают от переизбытка слов. Хорошая речь состоит из трети того, что ты хотел бы сказать.

13. Говорить по теме! Не все, что приходит вам в голову во время речи, следует произносить; и прежде всего это касается того, что не относится к делу. Пространные теоретические рассуждения, слишком наукообразные, быстро утомляют слушателей, их место в научном докладе. Повторений следует избегать так же, как и дурной привычки говорить, «топчась на месте», то есть долго задерживаться на каком-то пункте. Не следует также сообщать исчерпывающую информацию, чтобы не исчерпать внимание слушателей.

14. Говорить просто! Фразы должны быть безыскусными и ясными, выражения – лаконичными и точными. Чем короче фразы, тем сильнее их позитивный заряд. Хорошая речь содержит больше точек, чем запятых. Придаточные предложения оратор пусть оставит пишущим. Чем яснее голова, тем проще строй предложения, тем легче тебя понимают. Все великое просто. Наше подсознание надежнее всего реагирует на утверждения, облеченные в форму кратких, однозначных фраз. Точно так же ведет себя и подсознание слушателей.

15. Говорить, делая паузы! Большинство ораторов – и не только новички – делают одну и ту же ошибку, то есть слишком быстро проговаривают речь, словно боятся опоздать на поезд. Заметив за собой такую склонность, приучите себя чаще включать в речь краткие передышки, которые для слушателей будут паузами для обдумывания сказанного. Слушателям необходимы какие-то мгновения для осознания смысла вашей речи.

Из книги Электрические методы обогащения. Правдивая история о виртуальных амебах, современном инновационном предпринимательстве и прочей ерунде типа любви и см автора Черкашин Павел Александрович

Союз науки и искусства В тот вечер Гриша зашел к Гретте еще до того, как прозвонил его будильник. Он ощущал себя загнанным в творческий тупик. Работа не продвигалась, и, казалось, вообще он сам уходил куда-то в сторону от намеченного много лет назад пути. Он сам себе

Из книги Черная риторика: Власть и магия слова автора Бредемайер Карстен

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Из книги Скорочтение с помощью тренажёра автора Мельников Илья

Основные правила слежки Для того, чтобы научиться замечать слежку, надо знать ее основные правила:– изучать объект наблюдения и его привычки;– изучать вероятные места пребывания объекта;– быть незаметным на фоне окружающей обстановки;– быть готовым уйти от

Из книги Бизнес в России: руководство по технике безопасности автора Гладкий Алексей Анатольевич

Основные правила скорочтения Даже если вы с хорошей скоростью прочитали книгу, тщательно выполняли все предложенные выше рекомендации и ваша скорость увеличилась на сто и более процентов, работа ваша над скорочтением не заканчивается. Все упражнения, что вы выучили и

Из книги Тайные знания о деньгах автора Правдина Наталия Борисовна

Основные правила системы безопасности предприятия При построении на предприятии системы безопасности следует придерживаться определенных правил, о которых мы и расскажем в данном разделе.В медицине есть такое известное изречение: «болезнь легче предупредить, чем

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Произведения искусства для офисов Сегодня в роскошно отделанных корпоративных офисах можно встретить изысканные дорогостоящие произведения искусства. Однако будьте осторожны! Далеко не всегда они несут гармонию и процветание! Наша деловая удача зависит в том числе и

Из книги Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами автора Красс Наталья Александровна

Из книги Встань с дивана! Как создать свой бизнес и стать независимым автора Лысов Сергей Александрович

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Основные правила составления «Списка 100» 1. Список нужно составлять за один раз, не отвлекаясь и не прерывая практики.2. Выберите удобное место, постарайтесь избавиться от всей раздражителей и отвлекающих моментов. Не делайте перерывов, чтобы просмотреть

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Медитация на произведениях искусства Инструкция 1. В качестве объекта вы выбираете репродукцию или другой предмет искусства, который вызывает положительные эмоции. Это можно будет делать и дома, и в музее (так, кстати, появится повод погулять и выйти из дома, чтобы

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с к античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человекества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.[править | править вики-текст]

Оратор обращается к народу с ораторской речью - не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.



Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме.

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.

П Л А Н

Общее понятие о риторике.

Предмет, функции и законы ораторского искусства.

Роль ораторского искусства в профессиональной деятельности юриста.

Общее понятие о риторике

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Умение говорить хорошо необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, студентам, наконец, просто собеседникам. Именно этому и учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в Украине поднялся бы, как минимум, на один балл за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

Нанимаясь на новую работу, уметь рассказать свою биографию начальнику так, чтобы тому сразу захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

Рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно говорить;

Получив от руководителя задание на выполнение срочной работы, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы тот издал приказ о немедленном поощрении;

Выступив в суде в любом качестве, убедив судей принять решение в вашу пользу, заявить о себе как знающем свой предмет юристе.

Что же такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красиво, хорошо, так, как нужно в данном случае.

Ритор – оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с III в. до н.э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе.

Поскольку риторика – одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по –латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты. Словарь В.Даля дает такое определение оратора – «речистый человек, краснослов, мастер говорить, проповедник». Современные словари толкуют его как личность, профессионально занимающуюся искусством красноречия; как лицо, произносящее речь; как человека, имеющего дар говорить; как «глашатай».

Таким образом, «Риторика», или «Основы ораторского искусства» - это фактически один и тот же учебный курс, который до 1917 г. был обязательным предметом во многих учебных заведениях Российской империи, а теперь с большим или меньшим успехом восстанавливается в учебных планах высших учебных заведениях Украины.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть строгие правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

Нахождение материала для последующего выступления (инвенция);

Расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательноти в изложении тезисов (диспозиция или композиция);

Выражение, под которым понималось учение об ораторских стилях (элокуция и орнамента);

Запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть (мемориа);

Произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания (акция или исполнение).

Ораторское искусство является прикладной дисциплиной, которая представляет собой комплекс знаний, умений навыков оратора в подготовке и произнесения убедительной речи.

Риторика имеет связи с такими науками:

- с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования;

- с философией – мораль, нравственные проблемы; добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

- с политикой – проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

- с юриспруденцией – права человека, судебная практика;

- с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры, театр.

Виды риторики:

Педагогическая риторика.

Педгогическая риторика реализуется в двух сферах: педагогике, т.е. используется как средство для достижения педагогических целей, и собственно в риторике как методике развития риторических способностей. Педагогическая риторика – это наука и искусство общения преподавателя со студентами в процессе обучения.

Юридическая риторика.

Юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Военная риторика.

Военная риторика – это специализированная речевая культура военно-профессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Она функционирует в военно-профессиональной среде с целью достижения определенных социальных результатов в области обеспечения безопасности государства. Цель военной риторики – подготовить солдата для боя.

Дипломатическая риторика.

Дипломатическая риторика своим предметом изучения избирает общение государств через своих специальных представителей. Дипломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, менялись в ходе общественного развития. Однако при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.

Политическая риторика.

С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определяет государство путем институционализации свободы слова, гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы. Государство устанавливает право голоса, т.е. круг лиц, которые имеют право своей речью влиять на политические дела.

Как уже отмечалось выше, юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона и иного процессуального законодательства; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство в ее построении. Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Фундаментом всего этого должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

П Л А Н

Тема « Судебная речь»

П Л А Н

Виды судебной речи.

Виды судебной речи.

В судебном заседении при рассмотрении уголовных, гражданских, административных, хозяйственных дел можно выделить такие основные виды судебной речи:

1.Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции.

2.Речь прокурора в уголовном деле в случае отказа от обвинения в суде первой инстанции.

3.Защитительная речь адвоката в уголовном деле в суде первой инстанции.

4.Речь адвоката – представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

5.Речь подсудимого в свою защиту.

6.Речь потерпевшего и его представителя.

7.Речь гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в рамках уголовного дела).

8.Речь прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции.

9.Речь прокурора и адвоката по административным делам.

10.Речи прокурора и адвоката по уголовным делам в судах второй инстанции.

11.Речи истца и ответчика или их представителей по гражданским делам.

12.Речи третьих лиц или их представителей по гражданским делам.

13.Речи уполномоченных органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений и организаций, их объединений по гражданским делам.

14.Речи представителей общественных и трудовых коллективов по гражданским делам.

15.Речи лиц, привлекаемых к административной ответственности и их представителей.

16.Речь потерпевшего по административному делу.

17. Защитительная речь близких родственников, опекунов или попечителей подсудимого по уголовным делам.

18.Речь адвоката (представителя стороны) при ведении хозяйственного дела в хозйственном суде.

19.Речь прокурора при поддержании иска в хозяйственном суде.

Так, ст.47 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрен состав лиц, участвующих в деле. Это- стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц. Ст.56 определен перечень лиц, которые могут быть представителями.

Разделом 4, ст.ст.18,20,26,27,28,29,30 Хозяйственного процессуального кодекса также определен перечень лиц, участвующих при рассмотрении хозяйственных дел.

Главой 4 «Участники гражданского процесса», ст.ст.26,30,34,35,38-40,45 Гражданско-процессуального кодекса определен перечень лиц, которые участвуют в рассмотрении гражданских дел.

Согласно уголовно-процессуального кодекса участниками являются подсудимый, потерпевший, прокурор, защитник и др. лица.

П Л А Н

Культура судебной речи.

Речевой имидж оратора.

Культура судебной речи.

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его вутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

А что такое культура речи?

Культура речи в лингвистике понимается как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации.

Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Основными критериями культуры речи являются:

1.Правильность.

Правильность – это соблюение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Речевой имидж оратора.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас.

Для хороших ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Движымые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Выступить публично – это значит дать слущателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радость, и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Рассмотрим элементы речи, которые способствуют положительному речевому имиджу оратора: внешность, манера, поза, жесты .

1.Внешность.

Известно такое выражение «С лица не воду пить…». С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям обстановки и слушателей.

Не допускайте эксценричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.Манеры.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем внешность. Подумайте, как отреагируют слушатели, когда оратор стоит в застывшей позе, устремив взгляд в потолок или погрузившись в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат.

Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Небесполезны в этом отношении такие указания:

1.Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и другими участниками процесса. Это поможет выбрать громкость, интонацию речи. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Свою речь начинайте с обращения к суду.

2.Выражение лица.

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть в застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо оратора должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Для этого крайне необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3.Контакт со слушателями.

Речь является действенным общением только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слова сольются в нераздельном единстве. Для этого не нужно окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать рукит, уткнуться в заметки. Не нужно нервно перескакивать с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Однако наличие зрительного контакта вовсе не означает, что нужно все время смотреть на всех и каждого.

Но дело не только в технических приемах, имеющих целью наладитьсвязь со слушателями. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чуствуют.

Поза.

Далеко не всегда и не все ораторы знают как правильно стоять. Но понаблюдайте за собой Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Рекомендуется такая поза: ноги расставлены на 15-20 см. в зависимости от роста; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, гудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Жесты.

Рассмотрим их с таких позиций:

А) Сущность и назначение жеста.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании каждого из нас. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Поэтому нужно заниматься работой над жестами.

Б) Виды жестов.

Жесты бывают выразительными, описательными, указывающими, подражательными.

Выразительные жесты – это жесты, которые сопровождают самые сильные, кульминационные места речи. Они могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы, утешения и т.д.

Описательные жесты – жесты, с помощью которых можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения; описать разительный контраст в объеме двух книг, когда руками показать приблизительно их размеры и т.д.

Указующие жесты – самые простые. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательными жестми. Однако, на наш взгляд, использование подражательных ждестов, в судебной аудитории, неуместно.

В) Правила пользования жестами.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1.Жесты должны быть непроизвольны.

2.Жестикуляция не должна быть непрерывной

3.Управляйте жестами.

4.Вносите разнообразие в жестикуляцию.

5.Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

Тема «Подготовка судебной речи»

П Л А Н

1. Общие требования подготовки к публичному выступлению.

2. Особенности подготовки судебной речи.

1.Общие требования подготовки к публичному выступлению.

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления,субъектов хозяйствования, представителей общественных организаций.

Многие люди от природы имеют дар устного выступления. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству в других сферах деятельности. Они искренне хотят выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать.

Однако при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания.

Цицерон, характеризуя речь оратора, сказал «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообразно с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».

Существуют 4 основных способа подготовки публичной речи.

1.Експромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – подготовка детального плана, в котором каждый пункт сопровождается коротким изложением идей выступления.

3.Написание текста – готовится текст выступления, который потом полностью зачитывается.

4.Заучивание напамять - выступление заучивается напамять и оглашается без использования каких-либо записей.

Опытные риторы используют все эти способы, но идеалом считают выступление без записей.

Начинающим ораторам рекомендуется иметь под рукой полный текст выступления, поскольку выступая перед широкой аудиторией, ему необходимо следить за многими вещами: состоянием своей одежды, дыханием и голосом, жестами, мимикой и т.п. Вряд ли начинающий ритор будет думать еще и над содержанием речи и формулированием мыслей. Только оратор с большим опытом может осмелиться провозгласить речь перед большим количеством слушателей без предварительно подготовленного текста.

Подготовка к выступлению имеет такие стадии:

Обдумывание темы.

2.Обработка и письменное оформление темы , т.е. составление конспекта, плана, написание текста.

3.Критический анализ готового выступления , т.е. все аргументы «за» и «против».

4.Кратковременное «отступление» от темы , т.е. необходимо чтобы она отложилась в памяти, окончательно выкристализировалась, претерпела определенных изменений и т.п.

5.Произнесение речи, т .е. выступление.

Нельзя рассчитывать на успех, если ритор не умеет логически выстроить материал, связать основные идеи своего выступления, приведенные факты, в единое целое, если он не умеет полно и всесторонне осветить тему, не умеет учитывать основные особенности будущей аудитории, чтобы сразу же вступить с нею в контакт. Поскольку контакт обеспечитывается не в момент появления ритора перед слушателями, а тогда, когда он только начал обдумывать свое выступление, представляя свою будущую аудиторию, выбирая способы влияния на нее и определяя ее возможную реакцию.

Начинать подготовку необходимо с конкретизации темы выступления, определения круга вопросов, который необходимо охватить. Для начала необходимо выбрать один-два аспекта или вопроса. Очень важно иметь т.н. «резервные знания», материалов всегда должно быть на 1/3 больше того, что планируется сказать. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают особенной уверенности, возникает чувство, которое трудно описать, - Вы будете настроены позитивно.

Обдумывая будущее выступление, необходимо разбить его в мыслях на тематические блоки (их должно быть 3-4): вначале скажу про это, затем про то, еще об этом, наконец расскажу про это…

К выступлению необходимо готовиться не за 1 день, а за несколько. Необходимо делать перерывы в подготовке, готовить выступление блоками – так его лучше запомнить.

После обдумывания необходимо приступать к подготовке конспекта речи. Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-нибудь: лекции, статьи, монографии, раздела учебника и т.п..

Конспектировать нужно не сразу. Целесообразно вначале получить общее представление о теме. Готовясь к выступлению, во-первых , необходимо делать краткие записи изученного, т.е. идет процесс нагромождения фактического материала. Во-вторых , необходимо составить перечень фактов, которые можно использовать в своей речи. В-третьих , необходимо выбрать самое основное и составить перечень главных пунктов выступления. Между ними нужно оставить место, чтобы потом вписать второстепенные вопросы.

В-четвертых , вычеркните все лишнее, не относящееся к выступлению. В-пятых , составьте план выступления: вступление, основная часть, выводы. Вступление и выводы необходимо сформулировать наиболее четко. Напишите полностью вступительные и заключительные фразы. В-шестых, разработайте план основной части речи, проследите, чтобы был логический переход от одной мысли к другой.

Как пользоваться конспектом? Риторы обычно пользуются своими записями по разному. Наиболее оптимальный вариант, когда конспект написан на небольших листах, чтобы их можно было взять в руки, изредка заглянуть в них.

Публичные выступления происходят в различных формах: доклад, лекция, беседа, встреча за круглым столом, выступления в судебных процессах и т.п.

Любое выступление имеет структуру, строится по определенным правилам. Существуют некоторые общие принципы, которые следует иметь ввиду, когда разрабатывается структура публичной речи:

Принцип последовательности.

Не перескакивайте от одной темы к другой, излагайте материал последовательно.

Принцип целенаправленности.

Выступление композиционно необходимо строить так, чтобы слушатели воспринимали его в такой последоательности: проблема – тема – тезис – аргумент – цель выступления.

Проблема – это мысль, идея, которые заслуживают обсуждению той или иной группой людей.

Тема – аспект проблемы, которая будет обсуждаться.

Аспект – одна из сторон рассматриваемого явления, или определенная точка зрения, которая охватывает одну из сторон явления.

Тезис - высказывание главной мысли ритора.

Аргументы – это факты, которые приводятся для обоснования тезиса.

Цель выступления – обвинить или оправдать подсудимого, обосновать исковые требования или опровергнуть их и т.п.

Принцип наращивания усилия.

Темп речевого действия на слушателей должен нарастать от начала до конца. Этого можно достичь с помощью размещения материлов за значимостью аргументов, фактов, эмоционального накала и т.п.

Принцип результативности.

Выступление всегда должно иметь выводы: призыв к какому-либо действию, определенные рекомендации и т.д.

Начало выступления для ритора имеет очень важное значение, поскольку от него зависит:

а) преодолеет ритор волнение, успокоится и приобретет уверенность;

б) сумеет установить контакт со слушателями;

в) заинтересует слушателей, привлечет их внимание;

г) сумеет сжато изложить тему выступления.

Вступление не должно быть слишком серьезным, слишком сухим, слишком долгим. Цель вступления состоит еще и в том, чтобы сжато пояснить содержание задачи речи и указать на определенные вопросы, на которых автор собирается остановиться.

Основа выступления – это схема его основных положений, которая заполняется деталями. Как упорядочиваются мысли, тезисы? Лучше всего идти от простого к сложному. Ритор постоянно должен следить, что все, о чем он говорит, понятно слушателям.

Еще один метод упорядочивания – соблюдение хронологической последовательности. Внимание слушателей необходимо привлекать с самого начала. Однако интересные мысли следует держать в запасе, чтобы время от времени усиливать свое влияние на слушателей.

Ритор может развивать свои мысли по-разному: пояснять, описывать, рассказывать, доводить. В выступлении можно использовать все четыре формы изложения.

Окончание выступления состоит из двух частей:

а) обобщение главных мыслей;

б) обязательное подведение итогов, подчеркивание целей, призыв к выполнению определенных действий.

О приближении окончания выступления слушателей необходимо проинфорировать. Это обостряет их внимание – они захотят послушать обобщение и итоги речи. Речь необходимо заканчивать в течение 2-3 минут. Психологи рекомендуют примерно 10-12% общего времени посвятить вступлению, 4-5% - окончанию, а остальное – основной части. Никогда не заканчивайте свое выступление словами «Вот и все, что я Вам хотел сказать».

2.Особенности подготовки судебной речи.

Публичная речь – прежде всего устная речь, она охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры.

Выступление на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, обвинительная и защитительная речь в суде, лекция на правовую тему – все это разновидности публичной речи, которая носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь, произносимая прокурором и адвокатом в судебных прениях. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.

Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это официальная узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурора и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.

Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона, часть действительности, которую характеризует оратор, материал – это сведения, дающие основание говорить конкретно об избранном предмете. Предметом судебной речи является то деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности. Материал – обстоятельства, связанные с конкретным происшествием, факты, доказательства.

Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела, речь отличается большей конкретностью, чем любая публичная речь.

Судебная речь менее информативна, т.к. она не содержит новых, не известных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматривается с точки зрения обвинения и защиты.

Подготовка судебной речи – важная составляющая профессиональной деятельности юриста. Существуют общепризнанная структура судебной речи, которая отражает как процессуальные требования, так и судебную практику. К основным элементам судебной речи относятся:

Изложение фактических обстоятельств дела;

Анализ и оценка доказательств, которые признаны судом как таковые;

Анализ причин и условий, которые способствовали правонарушению;

Вывод о мере наказания и исковых требованиях, т.е. модель судебного решения;

Заключительная часть, имеющая в основном оценочно-этический характер.

В этой структуре приведены лишь те элементы, которые отображают специфику судебной речи, без учета тех, которые характерны любой публичной речи, о которых мы говорили ранее, а именно: вступление, основная часть, заключение и т.п.

Составляя судебную речь, необходимо исходить из необходимости выделения четырех последовательных этапов подготовки:

Аналитический этап.

На этом этапе определяется целевое назначение избранной процессуальной роли. Важным является общетеоретический анализ предмета судебного рассмотрения. Он содержит две задачи: во-первых, общее знакомство с материалами дела; во-вторых, изучение теории вопроса, т.е. изучение нормативно-правовых актов, актов официального или доктринального толкования норм, материалов, обобщающих судебную практику. Без теоретической определенности судебная речь становится театральной, а судебный процесс фарсом. Вместе с тем, судебная речь не должна превращаться в изложение реферата с той или иной проблемы правоведения. Правовая доктрина не признается источником права, однако обращение к ней будет полезным при отсутствии или неоднозначности официальных толкований тех или иных положений закона, которые должны быть применены при рассмотрении дела. Наличие доктринального толкования усиливает аргументированность речи.

Стратегический этап.

На этом этапе необходимо определить участников судебного процесса, цель выступления, попытаться сделать прогноз на ход процесса, его возможные варианты. Главным итогом этого этапа является план выступления с выдвижением основного тезиса.

Тактический этап.