Особенности формирования древнерусской цивилизации и государственности. Введение

Становление древнерусской цивилизации

Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами прониклись идеологией и жизненными нормами классового общества. Не имея возможности использовать в широких размерах рабский труд, они либо продавали массы захваченных пленных, либо заставляли их отрабатывать свободу в рамках обычного трудового цикла земледельческой общины. Первое давало им деньги, а вместе с ними неизбежное неравенство. Второе – привычку использовать чужой труд в специфических условиях сельскохозяйственного производства. Сама крестьянская община, обеспечивая земледельцу определенную защиту перед лицом внешней угрозы со стороны своей или чужой знати, постепенно попадает в зависимость от нарождающейся государственной власти. Зависимость от короля или князя становится платой за право относительно спокойно добывать хлеб в поте лица своего.

На характер возникающей государственности большое влияние оказывали разные формы общины. Византийские авторы не без удивления отмечали специфику славянской общины: пленных там не держат в рабстве, а либо отпускают за выкуп, либо предлагают остаться в качестве равноправного ее члена. В литературе обычно территориальная община рассматривается как этап развития после общины кровнородственной. На самом деле они сосуществовали на протяжении столетий и даже тысячелетий. Чаще всего территориальная община складывалась у оседлого земледельческого населения, а кровнородственная – у степного кочевого. Но в ходе многочисленных перемещений и смешений возникали соответственно и смешанные варианты. В принципе, в территориальных общинах управление выстраивалось снизу вверх, и иллюстрацией этого принципа может служить известный «Приговор» 30 июня 1611 г., принятый по инициативе Прокопия Ляпунова Первым ополчением в годы Смуты. Согласно «Приговору», бояре избирались земством и могли быть им же отозваны. Взаимоотношение «Земли» и «Власти» является стержнем внутриполитической истории многих народов, в особенности именно славян.

О.Н. Трубачев, анализируя специфику появления этнонимов у разных народов, указал на принципиально важный факт: у славян и кельтов племена обычно назывались по занимаемой ими территории (поляне, древляне, дреговичи, уличи (у «луки» реки), ободриты (по берегам Одры-Одера) и т. д. Кельтская Арморика в Бретани – равнозначна славянскому Поморью на Балтике. Этнонимы варины (варанги, варяги, вэринги) на Балтике и морины на побережье Северного моря также объясняются из кельтского как «поморяне». От названия реки (Рур, Раура) происходит племя руриков-рауриков. Германские и многие другие племена Европы чаще всего вели свое название от родоначальника или какого-то реального или легендарного давнего предка, вроде венетского Палемона. И славянские племена вятичей и радимичей, пришедшие с польского Поморья, видимо, испытали влияние тех же венетов: именно в Юго-Восточной Прибалтике позднее проявится культ Палемона. Многие самоназвания означали просто «люди». Таковы упоминаемые Лиутпрандом славяне – «Нордлюди». Таковы «манны», «инги», «гунны». Нередко названия давались со стороны и со временем усваивались и теми, кого так или иначе прозвали соседи. Часто это связывалось с тем или иным ритуалом, вроде упомянутых «разноцветных» русов.

Поскольку «чистых народов не было и нет», как любили некоторое время назад повторять последователи исторического материализма в спорах с приверженцами расистских теорий, и исконные формы общежития неизбежно подвергались внешним воздействиям. Нашествия кочевников часто ставили вопрос о выживании, заставляя либо бороться, либо договариваться, либо искать новые места поселения. При этом, как правило, территориальные общины легко ассимилировали иноплеменников и довольно легко воспринимали соседство иных племен. В середине XIX в. два далеких друг от друга автора отметили характерную черту славяноязычных россиян: способность ассимилировать иные народы. Французский публицист и историк А. Токвиль отметит, что Россия (в отличие от Америки), дойдя до Тихого океана, не уничтожила ни одного народа. Об этой же уникальной способности России скажет и Ф. Энгельс в письме К. Марксу (от 23 мая 1851 г.).

Котлы с изображением сиринов

Специфические черты, отличающие древнерусскую культуру, формируются главным образом в Среднем Поднепровье. Именно проходившие здесь процессы накладывают ту особую печать, которая отличает древнерусское от общеславянского. Здесь соприкасались лес и степь и связанные с природным фактором разные формы ведения хозяйства. Отсюда шли связи с культурными центрами Подунавья, Причерноморья и Средиземноморья, а через Прибалтику со странами европейского Запада и северо-запада. На протяжении многих столетий южной периферией Среднего Поднепровья шли передвижения племен с востока на запад. В отдельные периоды происходили и встречные передвижения. Таковые особенно усилились в последних веках до н. э. и в первых веках н. э. Растущий Рим как бы блокировал возможности расселения на юго-запад, а сдвиги в социальном укладе и, может быть, климатические изменения заставляли многие племена приходить в движение.

Эпоха великого переселения народов сопровождалась возникновением государственных объединений, которые на первых порах еще весьма непрочны и поддерживаются не столько производственными процессами, сколько стимулами внешнего порядка: существованием общего врага или надеждой на богатую добычу. Классовое расслоение все больше сближает социальные верхушки разных племенных союзов и углубляет противоречия внутри их. Государство теперь берет на себя главные свои функции: обеспечение определенного «порядка» за счет узаконения системы господства и подчинения в собранной воедино внутренним развитием или внешним воздействием территории. VI – VIII вв. в Европе – это эпоха своего рода упорядочения новой социальной структуры и значительно обновленной этнической карты. В Европе формируются новые народности и новые государства. Процесс этот неизбежно должен был принять всеевропейский характер, поскольку экспансия сильных в отношении слабых соседей могла остановиться, лишь встретившись с соответствующим противодействием. Иными словами, процесс классообразования и возникновения новых государств в Европе должен был втянуть в него все племена и все территории. Практически это означало, что в Европе не оставалось племен, не плативших кому-нибудь дань.

Остров Руян (Рюген) и Аркона (крупный план)

Восточная Европа, естественно, не была исключением. Здесь также интенсивно идет процесс классообразования и сказывается неравномерность развития. Государственные образования здесь также возникают в разных местах и на разной этнической основе, при этом одни племена попадают в зависимость от других. Помимо традиционных причерноморских центров цивилизации, к государственности переходят отдельные ирано– и тюркоязычные народы. Возникает государственность у алан, хазар, волжских булгар. Устойчивый характер принимает государственность и у славян. И у них выделяется несколько центров, между которыми длительное время идет борьба. Участие в этой борьбе неславянских элементов (обычное для переходного периода у всех европейских народов) породило крайне противоречивое толкование самого процесса оформления древнерусской государственности. На протяжении длительного времени существенно менялись границы нового образования: отпадали одни земли, включались другие, пока в IX – X вв. наконец более или менее стабилизируется круг территорий, племен и традиций, с которыми ассоциируется понятие собственно древнерусского. Борьба норманизма и антинорманизма в позднейшей историографии – лишь отражение и упрощение крайне сложного и противоречивого процесса сложения древнерусской цивилизации, в котором реально участвовали выходцы из разных земель и племен.

План святилища в Арконе и его реконструкция

Сложение древнерусской цивилизации осуществляется в ходе взаимодействия главным образом славян и русов, причем и те и другие сами оказываются осложненными реликтами других этнокультурных объединений, а различные племена их более или менее существенно различаются между собой. Русы к тому же и изначально представляли разные по происхождению этносы. А взаимодействие славян и русов проявляется в разной форме почти во всех основных районах обитания разных «Русий». Славянизации подвергается и рутено-венедское население Прибалтики, и Русь Причерноморская, отчасти Русы аланов Подонья, не говоря уже о собственно Руси в Приднепровье, где русы появляются с зарождения Черняховской культуры, причем, видимо, оба главных ее вида (руги-роги и росомоны). Но естественно, что и славянство в ходе взаимодействия проникалось какими-то чертами, характерными для руси или иных племен и народов (в частности иранских), которые участвовали в сложении новой государственности и культуры. В этой связи представляет значительный интерес выделение компонентов, из которых складывается новый этнос и новые традиции.

Из книги Московское царство автора Вернадский Георгий Владимирович

3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории.Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Становление цивилизации Время, календари, летосчисление Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского

автора

§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости Не менее важные изменения происходили на другом континенте, в Северной Америке. Сюда переселились из Европы наиболее предприимчивые, часто преследуемые у себя на родине люди. О представителях

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 18. Становление советской цивилизации Скептики среди российских марксистов, например Г. В. Плеханов (1856–1918), а также критики большевизма говорили о том, что Россия не созрела для социализма. Казалось очевидным, что в стране нет необходимых предпосылок для строительства

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Часть третья. Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 3. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В исторической литературе благодаря церковным преданиям довольно долго господствовало мнение о том, что христианство укрепилось в Херсонесе, как и во всей Римской империи, к концу

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Становление хозяйственных основ перуанской цивилизации Для того чтобы осмыслить ход эволюции общества, необходимо, таким образом, прежде всего оценить изменение энергетического потенциала культуры, а затем выяснить, что за коллективы существовали на данной территории

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Становление цивилизации и ее открытие наукой Природные условия Египта Согласно древнегреческому историку Геродоту из Галикарнасса, посетившему Египет в середине V в. до н. э., «вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, и все люди, живущие ниже

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ "Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы 4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Книга III Становление интернациональной цивилизации Все истины - только тени, за исключением последней и окончательной истины; и все же каждая истина верна по-своему. Она становится сутью в своем месте, но в другом - остается лишь тенью… Айзек

1. Предпосылки возникновения древнерусского государства.

2. Возникновение феодализма в России: от Киевской Руси к Московскому государству.

3. Становление российского самодержавия.

4. Культура Древней Руси: между Западной Европой, Византией и Востоком.

Литература:

1. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. М.: Университет Дмитрия Рожарского, 2009.

2. Даркевич В.П. Цивилизация Древней Руси XI-XVII веков. М.: Белый город, 2012.

Электронные ресурсы:

1. Рукописные памятники Древней Руси // http://www.lrc-lib.ru/

2. Восточная Литература: Библиотека текстов Средневековья // http://www.vostlit.info/

Особенности древнерусской цивилизации формировались как результат воздействия множества природно-географических, геополитических, религиозно-конфессиональных, этнических и социальных факторов. Располагаясь на границе Европейского и Азиатского миров, занимая обширные равнинные просторы, незащищённые никакими существенными природными препятствиями от кочевников, и находясь на значительном удалении от Византии и политических центров Западной Европы, Древняя Русь шла своим самобытным путём. Достижения Южных и Западных соседей Руси служили своего рода образцами для её правителей. Восточные славяне не обладали богатым наследием Античности и были вынуждены создавать свои институты власти и способы самоорганизации, руководствуюсь главным образом собственным опытом. Однако опыт ближайших соседей, норманнов, германцев, чехов, хазар и иных народов также учитывался при формировании местной системы права и государственного управления. Этническую основу древнерусского общества составляли восточные славяне. В процессе своего развития они постоянно взаимодействовали с финно-угорскими, балтийскими и тюркскими народами, оставаясь при этом культуро- и государствообразующей силой.

Под древней Русью в широком смысле понимают продолжительный период, охватывающий историю восточнославянского общества и его государственных образований с середины IX-го до конца XVII-го веков, времени восшествия на престол Петра I и последовавших после этого реформ. Эти преобразования рассматриваются в качестве поворотного момента в истории развития русской культуры и смены векторов её развития в направлении западноевропейской системы политических и культурных ценностей. В узком смысле под Древнерусским государством или Древней Русью подразумевают раннефеодальное государство, получившее в историографии наименование «Киевская Русь». Сами жители назвали своё государство «Русью» или «Русской землей».

Появление восточнославянского государства, получившего название «Древняя Русь», связано с легендарными событиями 862 г., отмеченными в Повести временных лет, древнейшей русской летописи, воссозданной академиком А.А. Шахматовым на основе записей Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Под этим годом сохранилось сообщение о призвании на Русь, в Новгород, варяжского конунга Рюрика, прибывшего в земли ильменских славян со своей роднёй и дружиной, обозначенными в качестве братьев Синеуса и Трувора. Со временем потомство легендарного Рюрика завоевало исключительное право именоваться князьями и создало правящую династию Рюриковичей.

Преемники Рюрика, князья Олег, Игорь и Святослав, продолжили распространение своего влияния вниз по Днепру, ставшем главной торговой водной артерией возникавшего государства. Важнейшими событиями правления Олега стали завоевание Киева с последующим переносом в этот город княжеской резиденции, превратившей город в столицу Руси. Но особенно Олега прославил успешный поход на Константинополь.

Князья Игорь и Святослав, продолжили политику своего предшественника. В период их правления с политической арены исчез могущественный Хазарский каганат, Византия пережила целую череду войн с Русью, а земли Болгарии на непродолжительное время подчинились власти киевского князя. В эти годы происходило дальнейшее утверждение русского присутствия на византийских рынках.

Древнерусское государство, подобно другим государствам раннего средневековья было лишь относительно устойчивым политическим образованием. Каждому новому князю приходилось заново подчинять входившие в его состав племена. Система управления была элементарной, опиралась на княжескую семью, дружину и круг формирующегося боярства. До правления Владимира Святославича Рюриковичи испытывали конкуренцию и угрозу своей власти как со стороны местных племенных князей, так и со стороны некоторых сильных бояр, выделившихся из состава дружины. Лишь во времена Владимира Святославича племенные княжения были окончательно ликвидированы, а управление государством осуществлялось посредством наместничества (посадничества) в руках его детей. По мере развития древнерусской государственности органы власти усложнялись за счёт появления элементарных форм государственного аппарата и вечевых структур, действовавших в Новгороде, Киеве, Переяславле, Ростове и других городах. Важнейшей формой контроля территорий, управления ими и пополнения казны в X-XII вв. выступало полюдье, заключавшееся в объезде князем или его представителями подчинённых территорий для сбора дани, совершения суда и защиты своих интересов.

Важнейшим событием конца X в., на столетия определившим основные направления развития государства, стало Крещение Руси (988). Уже во времена Ярослава Мудрого древнерусская церковная организация приобрела статус митрополии. Огромную роль в приобщении восточнославянского общества к новым религиозным идеям сыграло греческое и болгарское духовенство. Однако главная заслуга в насаждении христианства принадлежит правящему княжескому роду. Принятие христианства не только укрепила и возвысила статус правящей династии и Руси, но и способствовало проникновению на Русь новых политических идей, нравственных норм, высоких форм культуры, письменности, новых архитектурных, художественных стандартов и т.д. Уже в XI в. на Руси появляются первые относительно самостоятельные письменные произведения и юридические предписания: «Слово о Законе и Благодати», цикл произведений, посвящённых князям Владимиру, Борису и Глебу, княгине Ольге, «Изборники» (собрания различных произведений религиозно-назидательных и познавательных произведений), начальные летописные своды, первый элементарный корпус законов «Русская правда» и др. памятники письменно культуры. При Софийском соборе Киева возникает первая русская библиотека и первая школа переводчиков. В конце X – первой половине XI вв. предпринимаются усилия, направленные на создание элементарных школ и распространение грамотности среди представителей княжеского окружения, нарочитой чади. На Руси помимо деревянного строительства развивалось и каменное (из камня и плинфы).

Русификация церкви (приход на смену греческим священникам представителей местных народов, прежде всего восточных славян) привела к развитию монашества, а вместе с ним значительно более высоких форм религиозной культуры и нравственности. Крупнейшими монастырскими центрами домонгольской Руси был Киево-Печерский монастырь, а также новгородские, псковские и ростовские обители. Наряду с греческим духовенством на Руси осуществляли свои миссии ирландские монахи, епископы и священники Германии и Польши, получавшие поддержку княжеской власти и пользовавшиеся снисходительностью местных церковных властей.

С принятием христианства Русь становится активным участником политической жизни Европы: на смену военным походам «на греки» пришли военно-политические и династические союзы и договорённости с Византией, Германией, Польшей, Чехией, Венгрией, Данией, Норвегией, Францией и Англией.

С конца XI в., Любечского съезда князей (1097), сформулировавшего «принцип отчинности», активизировались процессы формирования феодальных форм управления и хозяйствования. С 30-х годов XII в. Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, характеризовавшийся постепенной утратой Киевом своего доминирующего политического и экономического положения в землях восточных славян и усилением таких политических центров, как Владимир (на Клязьме), Новгород и Галич. Вместе с этим феодальная раздробленность не предполагала полное уничтожение политического единства Руси. Политическая целостность восточно-славянских земель обеспечивалась поддержанием принципов старейшинства в роду Рюриковичей. Культурное и религиозное единство во многом гарантировалось относительным единством древнерусской церковной организации, общими языком и культурно-этническими ценностями и нормами.

(Киевская Русь в конце X – начале XI вв.)


Во второй трети XII – первой трети XIII в на Руси сформировались три типа политических систем: 1) монархическая княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжетве; 2) средневековая республиканская организация в Новгороде и 3) южнорусские и юго-западные княжества, в которых княжеская, боярская и городская власти обладали приблизительным равенством.

Раздробленность имела и благоприятные последствия: экономическое укрепление политических центров земель-княжений, развитие ремёсел, развитие вечевых форм власти, возникновение более развитых представлений о собственности и праве. Русь оказалась вовлечённой в большинство знаковых событий эпохи: Крестовые походы, формирование раннефеодальных монархий в Восточной и Западной Европе, борьбу за власть в Византии. Именно на эти годы приходится полный перелом в борьбе с половецкими угрозами.

Вместе с этим «раздробленность» существенно ограничивала способность Руси противостоять угрозам Степи, осложняла внутрикняжеские конфликты (усобицы), приводила к ослаблению пограничных территорий, массовым переселениям жителей Южной Руси на более спокойные территории Владимиро-Суздальских и Галицких владений. Например, уже во второй половине XII столетия Русь утратила своё влияние в Крыму, а Тмутараканское княжество, по образному выражению Н.Ф. Котляра, было «поглощено волнами морской стихии Степи» и прекратило своё существование. Не менее драматична судьба Киева. К моменту прихода сюда монголов (1240), прежняя столица Руси уже дважды была разорена собственными князьями, а от населения города, численность которого в X-XI вв. уступала только Константинополю периода расцвета, по мнению историков, составляла не более 3000 человек.

Монгольское нашествие на Русь (1237, 1240 гг.) принципиально изменило политический облик древнерусских земель. Примерно две трети городов и поселений были разрушены или уничтожены. При этом треть из них так и не были восстановлены. Если до нашествия Русь развивалась в контексте Европейской парадигмы, то после него она (особенно на её Северо-Востоке) стала быстро заимствовать деспотические принципы управления, характерные для государств Азии. На Руси, исключая Новгород, исчезло вече. В условиях постоянной угрозы со стороны Монгольской империи князья и церковь предпочли искать союза с завоевателями, чем во многом обеспечивали относительную безопасность княжеств от угроз набегов. Без ханских ярлыков власть Рбриковичей и митрополитов утрачивала свою легитимность. Ещё одними бедственными результатами нашествия стали «баскачество», постоянное присутствие военной администрации, и «выход», ежегодная дань в пользу Монгольской империи, а после её распада – Орды. Размер «выхода» был фиксирован. Однако сборщики, вначале монгольские, а за тем, после отмены «баскачества», и свои, русские, многократно увеличивали её размеры. Такие действия усиливали экономический гнёт местного населения. Одновременно с этим северо-западные рубежи Руси, Новгородские земли и территории Галиции и Волыни, оказались под постоянными ударами своих соседей: немцев, шведов, венгров. С конца XIII столетия начался процесс принятия и перехода значительной части южнорусских земель в состав Литовского и Польского государств, а территории Новгорода были частично утрачены, завоёваны Швецией и Ливонским орденом.

Вместе с этим монгольское господство способствовало развитию и иных, не менее важных процессов: осознанию древнерусскими элитами и населением в целом необходимости политического и религиозного единства Руси, появлению новых политических и идейных центров собирания древнерусских земель, прежде всего Москвы, распространению монашеской колонизации прежде неосвоенных территорий, возникновению новых очагов национальной культуры. В итоге к концу XIV в. на политической карте Евразии появилась новая этническая общность – русский народ.

Время монгольского господства привело к появлению таких личностей как Александр Невский, Даниил Галицкий, Иван Калита, Дмитрий Донской, митрополиты Петр, Алексий, Иона, преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублёв.

Тем не менее, если в Западной Европе XIV-XV вв. продолжали развиваться ремёсла, возникали мануфактуры и получали силу идеи гуманизма, Русь только начинала освобождаться от форм политической зависимости от Орды и оставалась на средневековой стадии исторической эволюции. Однако итоги Куликовской битвы (1380) предопределили судьбу Орды и стали началом заката её господства над Московским княжеством и Русью.

В XIV-XV вв. на Руси восторжествовала идея сильной княжеской власти, принципы которой были сформулированы и развиты в Москве. Правления Василия I, Василия II, Ивана III, протекавшие на фоне борьбы с остатками Золотой Орды, прежде всего с Казанским ханством, привели к формированию сильного национального государства, обладавшего всеми элементами монархии, опиравшейся на представителей различных сословий и развитый аппарат управления: Дворец и Двор. В годы великого княжения Ивана III важное значение приобрели его женитьба на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, принятие Иваном титула «Великого Государя» и завоевание Казани, с установлением над ней русского протектората. Был издан новый судебник, началось переустройство Московского Кремля, его дворцов и храмов с привлечением иностранных мастеров. В дальнейшем традиция приглашения иноземцев, чаще всего итальянцев, ко двору великого князя прослеживалась на продолжении всего правления Василия III. Опыт и знания иноземных мастеров использовался не только в архитектуре, но и в образовании, создании огнестрельного вооружения.

Важнейшее значение имели политические процессы времени первого венчанного русского царя Ивана IV. Просторы России увеличились в два раза: было присоединено почти всё Поволжье (Казань и Астрахань), Сибирь, началась борьба за возвращение удобных выходов к Балтике (Ливонская война), сформировалась сильная монархия. Однако «опричнина», низкая плотность населения, слабость экономических отношений и общий невысокий уровень политической, правовой и социальной культуры Руси не позволили государству воспользоваться первоначальными успехами преобразований Ивана IV.

В конце XVI – начале XVII вв. в результате династического кризиса, вызванного пресечением прямой линии династии Рюриковичей, малоавторитетностью новых правителей, безуспешно пытавшихся создать новые династии, неурожаями и последующим после них голодом, распадом территорий и интервенцией Польши и Швеции, Россия в ступила в полосу Смутного времени. Преодоление общенационального кризиса произошло только в 1613 г., с избранием на царство Михаилом Феодоровича Романова, поддержанного церковью, Земским собором и героями 1612 г., князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым.

Правление первых Романовых, Михаила, Алексия, Феодора и Софьи вошло в историю под названием «бунташного века». Это объяснялось теми социальными подвижками, которые происходили на протяжении всего их царствования: преодолением почти двадцатилетнего времени Смуты, экономической отсталостью страны, социальной и религиозной нестабильностью, протекавшей на фоне церковных реформ патриарха Никона и возникшего после этого Раскола, процессов воссоединения с Украиной, изменением социальной структуры общества и повышением роль дворянства, чередой войн. В середине XVII в. в результате решений Земского Собора 1649 г. в стране было введено крепостное право, призванное стабилизировать экономическую и социальную ситуацию в России. Ещё одним важным решением Соборного Уложения 1649 г. стало закрепление широких прав монарха, по сути предвосхитивших возникновение абсолютизма. В результате Россия пережила цепь мятежей и бунтов: Соляной и Медный бунты, волнения в Новгороде, борьба со старообрядчеством, восстание Степана Разина, мятеж соловецких монахов, стрелецкие восстания в Москве и т.д. Именно на эти годы приходится сложный процесс подчинения воле государства разрозненных и опасных казачьих поселений.

Вместе с этим Россия переживала серьёзные перемены в области культуры. Впервые в московском государстве возникла целая сеть славяно-греко-латинских школ, призванных решить проблемы недостатка образованных кадров при царском дворе и в управлении на местах. Происходило постепенное сближение России и Западной Европы: приглашаются западноевропейские мастера, архитекторы и оружейники, строится «немецкая слобода» для проживания иностранцев в столице, появляется придворный театр, в моду входят книжные собрания (библиотеки), ношение европейской одеды и изучение иностранных языков, начинается переустройство армии по европейским образцам («полки нового строя»). На эти годы приходится деятельность таких личностей как бояри А.С. Матвеева, Ф.М. Ртищева и А.М. Львова, князя В.В. Голицына, братьев Лихудов, Симеона Полоцкого, Сильвества Медведева, киевского митрополита Петра Могилы, основателя Киевской Академии.

Таким образом, древнерусских период русской истории представляет собой целостный этап в развитии отечественной культуры, русского общества и российской государственности.

Персоналии

Владимир Мономах. (1053 – 17125) –­ внук византийского императора Константина IX Мономаха, выдающийся полководец, борец с половецкой угрозой. Был призван на великое киевское княжение по воле восставших горожан (1113). В период его правления Киевская Русь пережила период своего наивысшего культурного подъёма.

Александр Ярославович Невский (1221–1263) – выдающийся правитель Древней Руси, в разные годы был князем Новгородским, великим князем Киевским и великим князем Владимирским, победитель шведов и тевтонцев, искренний и последовательный сторонник союза с Ордой, противник церковного союза с Западной Европой.

Даниил Александрович Московский (1261 – 1303) – младший сын Александра Ярославича Невского, первый удельный правитель Московского княжества, родоначальникдинастии московских князей, прославлен в лике святых.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – сын Ивана Красного, князь Московский (1359), Великий князь Владимирский (1359), прозван Донским за победу над Мамаем в Куликовской битве, основатель белокаменного Московского кремля. В его правление Московской княжество стало главным центром политического объединения древнерусских земель, а Владимирское княжество стало наследственным владением московских князей.

Ермак Тимофеевич (ок. 1532-1542 гг. – 1585 г.) – казачий атаман, покоритель Сибирского ханства .

Степан Тимофеевич Разин (Стенька Разин) (ок. 1630 – 1071 гг.) – донской казак из станицы Зимовейской, объявивший себя царём, предводитель крупнейшего в истории допетровской России восстания 1670-1671 годов.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие цивилизации и народы оказали принципиальное влияние на формирование древнерусской цивилизации?

2. Какими общими социально-политическими и культурными чертами обладала Древняя Русь с Европой?

3. Как и насколько новые географические открытия, изобретение книгопечатания и развитие университетов, частных и монастырских школ способствовали социальным изменениям в Европе? Затронули ли эти процессы культурные и социальные процессы в России?

4. Чем можно объяснить деспотические формы правления на Руси в XVI в., и насколько это явление вписывалось в европейские политические процессы?

Практикум:

1. В то время как христианская жизнь Киевской Руси ориентировалась главным образом на религиозные образцы Византии, политические процессы в древнерусском государстве во многом соответствовали тому, что происходило в Западной Европе. Чем можно объяснить этот феномен?

2. В X-XIII вв. западноевропейские правители, послы, путешественники и миссионеры воспринимали просторы Древней Руси как часть европейского политического и культурного пространства. Чем можно объяснить то, что уже в XIV столетии оценки изменились, и в глазах германцев, французов и даже поляков, и венгров территории Владимирского великого княжения оценивались иначе, рассматриваясь как часть Азии?

3. Великокняжеская, а затем и царская власть в Древней Руси считалась священными. Простолюдин даже не имел права свободно видеть правителей государства и наследников престола. Господствующий слой был невелик, его представителей связывали тесные родственные и служебные отношения. В результате, присвоить себе чужое имя и выдать себя за кого-то другого, было крайне сложно. Как могло возникнуть в таких условиях в начале XVII в. самозванчество, сравнительно легко получившее поддержку широких слоев русского общества, заручавшееся благословением крупнейших церковных иерархов и в итоге достигавшее царского престола?

  • Раздел 2. Сущность, формы, функции исторического сознания.
  • 2.1. Что такое историческое сознание?
  • 2.2. Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
  • Раздел 3. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация древней Руси.
  • 3.1. Какова специфика цивилизаций Востока?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?
  • 3.3. Каковы были особенности субцивилизационного развития Северо-Восточной, Северо-Западной и Юго-Западной Руси?
  • Раздел 4. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях.
  • 4.1. Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
  • 4.2. Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?
  • 4.3 Каково происхождение терминов Русъ» и «Россия»?
  • 4.4. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
  • 4.5. Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
  • Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.
  • 5.1. Что такое «осень средневековья»?
  • 5.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
  • 5.3. Каковы причины и особенностиобразования Московского государства?
  • 5.4. Какова роль Византии в отечественной истории?
  • 5.5. Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV- XVI вв.?
  • Раздел 6. Европа в начале нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в XIV-XVI вв.
  • 6.1. Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV- XVI вв.?
  • 6.2. Каковы были особенностиполитического развития Московского государства в XVI в.?
  • 6.3. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
  • 6.4. Каковы причины кризиса российской государственности в конце XVI - начале XVII в.?
  • 6.5. Почему начало XVII в. Получило название «Смутного времени»?
  • 6.6. С кем и почему воевала Россия в XVI -XVII вв.?
  • 6.7. Какова была роль церкви в Московском государстве?
  • Раздел 7. XVIII в. Европейской и северо­американской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.
  • 7.1. Каково место XVIII в. В истории Западной Европы и Северной Америки?
  • 7.2. Почему XVIII в. Называют «Веком Просвещения?
  • 7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
  • 7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?
  • 7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?
  • 7.6. Были ли крестьянские войны в России?
  • 7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
  • 7.8. Каковы особенности Российской империи?
  • Раздел 8. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Пути развития России.
  • 8.1. Какова роль французской революции в истории?
  • 8.2. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
  • 8.3. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. На российское общество?
  • 8.4. Почему в России в 1861 г. Отменили крепостное право?
  • 8.5. Почему во второй половине XIX в. В России вслед за реформами последовали контрреформы?
  • 8.6. В чем состояли особенности развития капитализма в России?
  • 8.7. Каковы причины активизации политического терроризма в России?
  • 8.8. Каковы были основные направления внешней политики России в XIX в.?
  • 8.9. Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?
  • 8.10. Почему марксизм прижился в России?
  • Раздел 9. Место XX в. Во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история.
  • 9.1. Какова роль сша и Западной Европы в истории XX в.?
  • 9.2 Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов?
  • 9.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
  • 9.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907 гг.?
  • 9.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
  • 9.6. Был ли возможен в России просвещенный консерватизм?
  • 9.7. Почему потерпела крушение династия Романовых?
  • 9.8. Октябрь 1917-го - случайность, неизбежность, закономерность?
  • 9.9. Почему большевизм победил в гражданской войне?
  • 9.10. Нэп - альтернатива или объективная, необходимость?
  • 9.11. В чем заключались успехи и издержки индустриализации ссср?
  • 9.12. Нужна ли была коллективизация в ссср?
  • 9.13 Культурная революция в ссср: была ли она?
  • 9.14. Почему старая российская интеллигенция оказалась несовместимой с советской властью?
  • 9.15. Как и почему потерпела поражение большевистская элита?
  • 9.16 Что такое сталинский тоталитаризм?
  • 9.17. Кто развязал вторую мировую войну?
  • 9.18. Почему такой высокой была цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
  • 9.19. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенные годы (1946-1953)?
  • 9.20. Почему потерпели неудачу реформы н. С. Хрущева?
  • 9.21. Почему в 60-80-е гг. Ссср оказался на пороге кризиса?
  • 9.22. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?
  • 9.23.Что такое перестройка в ссср и каковы ее итоги?
  • 9.24. Существовала ли «советская цивилизация»?
  • 9.25. Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?
  • 9.26. Какие перемены произошли в постсоциалистический период развития общественно-политической жизни России?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?

    Существуют различные подходы к выделению времен­ных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследовате­ли начинают ее от образования древнерусского государства в IX в., другие - от крещения Руси в 988 г., третьи - с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация при­надлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н. э. Эпоху древ­ней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они древнюю Русь в осо­бую цивилизацию или рассматривают ее в качестве россий­ской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV - XV вв.

    А, Тойнби полагал, что по многим культурно-религиоз­ным и ценностно-ориентационным чертам древнюю Русь мож­но рассматривать как «дочернюю» зону византийской циви­лизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по боль­шинству сущностных форм общественного устройства и жиз­недеятельности древняя Русь была, скорее, ближе к Цен­тральной Европе (А. Флиер).

    По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации отличающим ее прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравствен­ных основ над материальными, культ добротолюбия и прав­долюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллектив­ных форм демократии, воплотившихся в общине и артели (О. Платонов).

    Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской ци­вилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская на­родность складывалась в смешении трех субэтнических ком­понентов - земледельческих славянского, и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при замет­ном участии германского, кочевого тюркского и отчасти се­верокавказского субстратов. Причем славяне численно пре­обладали только в прикарпатском и приильменском районах.

    Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соедине­ния трех региональных хозяйственно-производственных структур - земледельческой, скотоводческой и промысло­вой и трех типов образа жизни - оседлого, кочевого и бро­дячего; смешении нескольких этносов при значительном раз­нообразии религиозных верований.

    Киевские князья в условиях многовариантности общес­твенных структур не могли опереться, как, например, ахе­менидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бю­рократической системой, как римские императоры или вос­точные деспоты. Поэтому в древней Руси инструментом кон­солидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

    Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в середине XII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была кресть­янской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по ре­кам, в поймах которых организовывалось интенсивное зем­леделие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экс­тенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собиратель­ство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

    Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем све­дения леса под пашню. Технология земледелия на княжес­ких опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интен­сивной (двух- и трехполье). Такая технология предполага­ла и иную поселенческую структуру: население концентри­ровалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

    В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всего на про­цессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянс­кой колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сра­жений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максималь­ной независимости на Руси личности от власти.

    Крестьянская колонизация продолжалась и в период та­таро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Эк­стенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают не­которые исследователи, это не просто определенная техно­логия, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архе­тип (В. Петров).

    Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы влас­ти и давления общины, отношений собственности и эксплу­атации. Подсечное земледелие строилось как система хо­зяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и кресть­янам приходилось осваивать новый участок, переходя в дру­гое место.

    Население в лесах росло значительно быстрее, чем в го­родах и вокруг них. Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от каратель­ных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баска­ков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города Делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьян­ского мира».

    Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерус­ской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православ­ная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-язы­ческая.

    В общем же для древнерусской, или «русско-европей­ской» цивилизации были характерны следующие черты:

    1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер. Во-первых, русская пра­вославная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых само го­сударство - Киевская Русь - представляло собой конфе­дерацию достаточно самостоятельных государственных об­разований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»). В-третьих, христианство задавало общий для древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

    2. Древнерусская цивилизация была обществом традици­онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами ази­атского типа: долгое время (до середины XI в.) отсутство­вали частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные воз­можности социально-политической регенерации; эволюцион­ный характер развития.

    Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это - христианские ценности; городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры; преоблада­ние земледельческих технологий материального производст­ва; «военно-демократический» характер генезиса государ­ственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; су­ществование общин с определенным правопорядком и собствен­ным вождем, построенных на основе внутренней справедли­вости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

    Специфика древнерусской цивилизации состояла в сле­дующем:

    1. Становление городской христианской культуры про­исходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободский» характер русских городов, где основ­ная масса горожан занималась сельскохозяйственным про­изводством.

    2, Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхност­ный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в эле­ментарных религиозных вопросах и наивное социально-утили­тарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников. Это было во многом обу­словлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регу­лирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нрав­ственному аспекту, обсуждаемому главным образом в цер­ковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, которое Н. Бердяев назвал «православием без христианства», формального, не­вежественного, синтезированного с языческой> мистикой и практикой

    3 Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Визан­тией, древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалии, ви­зантийских мистических рефлексий и канонов, а также ази­атских принципов централизованной редистрибуции.

  • 2. Отечественное государство в IX – XIII вв.: проблема особенностей его становления и развития
  • 2.1. Становление и изменение форм государства
  • В древности и раннем Средневековье
  • 2.2. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Роль варягов в этом процессе
  • 2.3. Особенности формирования Древнерусского государства
  • 2.4. Особенности социально-экономического устройства Древнерусского государства
  • 2.5. Особенности политического устройства Древнерусского государства
  • 2.6. Причины и предпосылки политической дезинтеграции Древнерусского государства
  • 2.7. Формирование различных моделей развития Древнерусского общества и государства в период политической раздробленности
  • 2.8. Специфика древнерусской цивилизации
  • 3. Формирование русского централизованного государства и европейское средневековье
  • 3.1. Дискуссия о феодализме как о явлении всемирной истории
  • 3.2. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе и на Востоке
  • 3.3. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси
  • 3.4. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы
  • 3.5. Образование Русского централизованного государства
  • 4. Россия в XVI – XVII вв. В контексте развития европейской цивилизации
  • 4.1. Начало Нового времени в Европе: развитие капиталистических отношений, возрождение и реформация. Дискуссия об определении и генезисе абсолютизма
  • 4.2. Цели, формы, результаты реформ Ивана Грозного
  • 4.3. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы
  • 4.4. Смутное время в истории России
  • 4.5. Особенности социально-экономических отношений и сословно-представительной монархии в России XVII в. Дискуссии о генезисе самодержавия
  • 5. Модернизационные процессы в России и мире XVIII – XIX вв.
  • 5.1. Развитие мирового капиталистического хозяйства в XVIII в. Предпосылки промышленного переворота в Европе
  • 5.2. Пётр I и его борьба за преобразование традиционного общества в России: основные направления и результаты его реформ в политической, социальной, военной, религиозной сферах
  • 5.3. Пётр I и скачок в развитии российской промышленности
  • 5.4. Освещение петровских реформ в отечественной историографии
  • 5.5. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм
  • 5.6. Екатерина II и просвещённый абсолютизм в России
  • 5.7. Европейские революции XVIII – XIX вв. И их влияние на политическое и социокультурное развитие Европы и Северной Америки
  • 5.8. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проект м.М. Сперанского
  • 5.9. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. И его политические, экономические, социальные и культурные последствия
  • 5.10. Предпосылки, причины, итоги отмены крепостного права
  • 5.11. Политические преобразования 60–70-х гг. XIX в.
  • 6. Нарастание общенационального кризиса в России начала XX в. Общенациональный кризис и революция в России в 1917 г.
  • 6.1. Основные тенденции развития мировой экономики
  • На рубеже XIX – хх вв. Завершение раздела мира
  • 6.2. Российская экономика конца XIX – начала хх вв.: особенности и основные тенденции развития
  • 6.3. Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905–1907 гг.
  • 6.4. Политические партии в России начала хх в.: генезис, классификация, программы, тактика
  • 6.5. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги, влияние на европейское развитие
  • 6.6. Участие России в Первой мировой войне и её влияние на приближение общенационального кризиса
  • 6.7. Альтернативы развития России после Февральской революции. Октябрь 1917 г. И причины победы большевиков
  • 7. Формирование основ советской экономики
  • 7.2. Политический кризис начала 1920-х гг. И переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия
  • 7.3. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Альтернативные пути выхода из мирового экономического кризиса и идеологическое обновление капитализма
  • 7.4. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества
  • 7.5. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
  • 7.7.Культурная революция в ссср в 1930-е гг.: причины проведения и последствия
  • 7.8. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны. Современные споры о международном кризисе 1939 г.
  • 7.9. Предпосылки и ход Второй мировой войны
  • 7.10. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы
  • 7.11. Начало холодной войны. Образование военно-политических блоков
  • 7.12. Трудности послевоенного переустройства и восстановления народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля в ссср в послевоенное время
  • 7.13. Попытки реформирования и обновления социалистической системы во второй половине
  • 1950-Х – начале 1960-х гг. «Оттепель» в духовной сфере
  • 8. Социально-экономический
  • 8.2. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. В стране
  • 8.3. Цели и основные этапы перестройки. Распад кпсс и ссср. Образование снг
  • 8.4. Россия в 1990-е гг.: изменение экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформ
  • 9. Россия и мир в XXI в.
  • 9.1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства и конец однополярного мира
  • 9.2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе
  • 9.3. Государственно-конституционные реформы в России начала XXI в.
  • 9.4. Социально-экономическое положение рф в период 2001–2008 гг. Проблемы российской модернизации на современном этапе
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Учебное издание
  • История Учебное пособие
  • 346500, Г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147
  • : земледельческий характер материального производства; городской характер культуры; христианские ценности (хотя вследствие влияния Византии и её мистических рефлексий и канонов, а также понимания властью христианства, прежде всего не как духовно-нравственной, а как нормативной силы, христианство приняло характер формалистический и утилитарно-обрядовый, синтезированный с языческой мистикой и практикой, что в большей степени характерно в цивилизационном плане для Востока); наличие относительно автономной от власти церковной организации; отношения «вассалитета – сюзеренитета», связывавшие властную верхушку с монархом, которые характеризовались относительной независимостью боярской корпорации, символизировавшей в какой-то степени независимость общества от государства; существование автономных общин с саморегулирующимся правовым и политическим укладом.

    Таким образом, древнерусская цивилизация синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

    3. Формирование русского централизованного государства и европейское средневековье

    3.1. Дискуссия о феодализме как о явлении всемирной истории

    Следующий этап исторического развития нашего отечества – формирование единого Русского централизованного государства, или собственно России. Он разворачивался на фоне процессов, происходивших в мире в период так называемого Средневековья (V–XVвв.). Термин«Средневековье» появился в историографии благодаря гуманистам эпохи Возрождения (XVв.). Они понимали под ним время культурного упадка, разделявшего эпохи Античности и Возрождения. Однако начиная сXIXв. историография (сначала марксистская, а затем и исповедующая цивилизационный подход) начала трактовать этот период как прогрессивный этап развития человечества – период, которому общество обязано возникновением совершенно новых, более прогрессивных форм социальной, политической, культурной жизни. Термин «Средневековье» тесно связан с исторической категорией«феодализм». Его начали употреблять в Европе времён революционных потрясений (XVII–XIXвв.) в качестве обозначения старого дореволюционного порядка, противного естественным правам человека и политико-правовым принципам Нового времени. Однако с течением времени негативная трактовка этого понятия также утратила свою актуальность. Вопросы о сущности феодализма, его соотношении с понятием «Средневековье», степени его универсальности и составляют содержание историографической дискуссии, продолжающейся вот уже два столетия. В трактовке понятия «феодализм» историки выдвигали на первый план иногда различные политические стороны этого явления. К ним относили: соединение политической власти с земельной собственностью, раздробленность и иерархизм политической власти, «рассеяние суверенитета», сопровождавшееся отсутствием «гражданского правопорядка». Зачастую историки обращали внимание на социальные аспекты феодализма: иерархическую структуру общества и корпоративность. Некоторые исследователи сосредотачивали своё внимание на экономической составляющей этого явления. В этом случае сущность феодализма видели в производстве и присвоении прибавочного продукта в форме феодальной ренты феодалами путём внеэкономического принуждения лично или поземельно зависимых крестьян к труду. Наиболее продуктивным, по-видимому, является комплексный подход к этому определению. Только он позволяет сочетать различные характеристики этого исторического феномена. Спорным в науке был и остаётся и вопрос о том, как данное понятие соотносится с периодом так называемых Средних веков. Если историкиXIX– началаXXвв. признавали эти явления синхронными и идентичными (феодализм – политический, социальный, экономический порядок, существовавший в основном в эпоху Средних веков), то изучение истории вXXстолетии поставило под сомнение эту точку зрения. В настоящее время многие историки говорят о том, что понятия «феодализм» и «Средние века» насквозь «европоцентричны» и их можно принимать во внимание только по отношению к изучению европейской (или даже западноевропейской) цивилизации. В тесной связи с этим вопросом стоит тема степени универсальности феодализма. Современная историография сходится на существовании нескольких типов феодализма (ожесточённо споря об их количестве и сущности). В связи с этим многие историки также предлагают употреблять понятия типа«европейский феодализм». Предлагается таким образом учитывать особенностивосточного феодализма. Общее, что характерно для стран этого типа феодализма, – это формирование феодальных отношений в ходе трансформации азиатского способа производства. Это предопределило неразвитость правового института частной собственности и сохранение сильной центральной власти. Определённые особенности признаются и завосточноевропейским феодализмом (в том числе ироссийским), который сочетал черты восточного и западного типов феодализма.

    В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?

    Существуют различные подходы к выделœению времен­ных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследовате­ли начинают ее от образования древнерусского государства в IX в., другие - от крещения Руси в 988 ᴦ., третьи - с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация при­надлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелœетии до н. э. Эпоху древ­ней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. Сегодня большинство историков независимо от того, выделяют ли они древнюю Русь в осо­бую цивилизацию или рассматривают ее в качестве россий­ской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV - XV вв.

    А, Тойнби полагал, что по многим культурно-религиоз­ным и ценностно-ориентационным чертам древнюю Русь мож­но рассматривать как ʼʼдочернююʼʼ зону византийской циви­лизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по боль­шинству сущностных форм общественного устройства и жиз­недеятельности древняя Русь была, скорее, ближе к Цен­тральной Европе (А. Флиер).

    По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации отличающим ее прежде всœего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравствен­ных основ над материальными, культ добротолюбия и прав­долюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллектив­ных форм демократии, воплотившихся в общинœе и артели (О. Платонов).

    Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской ци­вилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская на­родность складывалась в смешении трех субэтнических ком­понентов - земледельческих славянского, и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при замет­ном участии германского, кочевого тюркского и отчасти се­верокавказского субстратов. Причем славяне численно пре­обладали только в прикарпатском и приильменском районах.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на базе соединœе­ния трех региональных хозяйственно-производственных структур - земледельческой, скотоводческой и промысло­вой и трех типов образа жизни - осœедлого, кочевого и бро­дячего; смешении нескольких этносов при значительном раз­нообразии религиозных верований.

    Киевские князья в условиях многовариантности общес­твенных структур не могли опереться, как, к примеру, ахе­менидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бю­рократической системой, как римские императоры или вос­точные деспоты. По этой причине в древней Руси инструментом кон­солидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

    Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в серединœе XII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была кресть­янской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по ре­кам, в поймах которых организовывалось интенсивное зем­леделие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в базе которого было экс­тенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собиратель­ство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

    Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем све­дения леса под пашню. Технология земледелия на княжес­ких опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интен­сивной (двух- и трехполье). Такая технология предполага­ла и иную посœелœенческую структуру: населœение концентри­ровалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

    В таких условиях монгольское нашествие в серединœе XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всœего на про­цессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селœения, созданные в ходе крестьянс­кой колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сра­жений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максималь­ной независимости на Руси личности от власти.

    Крестьянская колонизация продолжалась и в период та­таро-монгольского господства и была полностью снацелена на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Эк­стенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают не­которые исследователи, это не просто определœенная техно­логия, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архе­тип (В. Петров).

    Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы влас­ти и давления общины, отношений собственности и эксплу­атации. Подсечное земледелие строилось как система хо­зяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населœения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и кресть­янам приходилось осваивать новый участок, переходя в дру­гое место.

    Населœение в лесах росло значительно быстрее, чем в го­родах и вокруг них. Подавляющее большинство населœения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от каратель­ных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баска­ков, и даже от церковного влияния. В случае если на Западе ʼʼвоздух города Делал человека свободнымʼʼ, то в Северо-Восточной Руси, напротив - свободным делал человека ʼʼдух крестьян­ского мираʼʼ.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерус­ской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православ­ная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-язы­ческая.

    В общем же для древнерусской, или ʼʼрусско-европей­скойʼʼ цивилизации были характерны следующие черты:

    1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
    Размещено на реф.рф
    В первую очередь, русская пра­вославная церковь долгое время находилась исходя из константинопольского патриарха и лишь в серединœе XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых само го­сударство - Киевская Русь - представляло собой конфе­дерацию достаточно самостоятельных государственных об­разований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. приобретших полный государственный суверенитет (период ʼʼфеодальной раздробленностиʼʼ). В-третьих, христианство задавало общий для древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

    2. Древнерусская цивилизация была обществом традици­онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами ази­атского типа: долгое время (до середины XI в.) отсутство­вали частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные воз­можности социально-политической регенерации; эволюцион­ный характер развития.

    Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это - христианские ценности; городской характер ʼʼтитульнойʼʼ, то есть маркирующей всœе общество, культуры; преоблада­ние земледельческих технологий материального производст­ва; ʼʼвоенно-демократическийʼʼ характер генезиса государ­ственной власти (князья занимали среди ʼʼрыцарскойʼʼ дружины положение ʼʼпервых среди равныхʼʼ); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; су­ществование общин с определœенным правопорядком и собствен­ным вождем, построенных на базе внутренней справедли­вости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

    Специфика древнерусской цивилизации состояла в сле­дующем:

    1. Становление городской христианской культуры про­исходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Вместе с тем, нужно учитывать и особый, ʼʼслободскийʼʼ характер русских городов, где основ­ная масса горожан занималась сельскохозяйственным про­изводством.

    2, Христианство захватывало всœе слои общества, но не всœего человека. Этим можно объяснить весьма поверхност­ный (формально-обрядовый) уровень христианизации ʼʼбезмолвствующегоʼʼ большинства, его невежественность в эле­ментарных религиозных вопросах и наивное социально-утили­тарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников. Это было во многом обу­словлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всœего как на социально-нормативный институт регу­лирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нрав­ственному аспекту, обсуждаемому главным образом в цер­ковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Н. Бердяев назвал ʼʼправославием без христианстваʼʼ, формального, не­вежественного, синтезированного с языческой> мистикой и практикой

    3 Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Визан­тией, древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалии, ви­зантийских мистических рефлексий и канонов, а также ази­атских принципов централизованной редистрибуции.

    В чем состоит специфика древнерусской цивилизации? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?" 2017, 2018.