Отчет работы по самообразованию воспитателя доу. Примерные темы самообразования воспитателей доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

Консультация

для старших воспитателей ДОУ

«Повышение профессиональной компетентности педагога»

Малышева О.Ю.

Ст. воспитатель МБДОУ № 10

г. Горно-Алтайск

    Актуальность проблемы.

    Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:

2.1. Определение самообразования.

2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.

2.3. Выбор темы самообразования.

      Поэтапное планирование работы над темой самообразования.

      Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.

    Заключение.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог 21 века - это:

    Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

    Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

    Способный организовать рефлексивную деятельность;

    Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.

Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    Изучение учебной и научно-методической литературы;

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    Изучение новых программ и педагогических технологий;

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

    Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

    Формирование основ педагогического мастерства;

    Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

    Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

    Проявление творческого потенциала педагога;

    Пропаганда своих достижений;

    Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

    Овладение методикой работы с детьми;

    Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

    одна из годовых задач ДОУ;

    проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю ра­боту по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индиви­дуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимо­сти) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поде­литься с коллегами своими новыми знаниями по от­дельным предметам.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема ­
самообразования

Форма
и
срок отчета

Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    название темы

  • предполагаемый результат

    этапы работы

    сроки выполнения каждого этапа

    форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)

    способ демонстрации результата проделанной работы

    форма отчета по проделанной работе

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма отчетности

Отметка о выполнении

Организационно - диагностический этап

    Выбор и определение темы самообразования

    Планирование работы по теме самообразования

    Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

    анализ состояния учебно-воспитательного процесса,

    диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое изучение

Проблемы

    Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.

    Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.

    Консультации с старшим воспитателем по выбранной теме.

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Практическая

деятельность

    Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию.

    Подбор и разработка игр, способствующих………………………

    Разработка конспектов НОД……………………………

    Проведение НОД, игр в режиме дня.

В течение учебного года.

    Оформление результатов диагностики.

    Оформление конспектов НОД.

Итоговый

    Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме …………………………

    Проведение открытой НОД, ……………………………

    Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель-май

    Мониторинг развития детей.


Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:

    в определении темы, целей и задач;

    в планировании работы по самообразованию;

    в ходе реализации плана;

    в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

Старшего воспитателя

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Планирование работы по самообразованию

Диагностика детей по теме самообразования

Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование.

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
в определении содержания работы по самообразованию;
в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

2 .

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы педагога по самообразованию:
тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
видеозаписи;
оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
материалы из опыта работы;
тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

3 .

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

4 .

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
выступление по итогам работы и обмену опытом;
составление картотеки по проблеме;
игры и пособия;
советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
составление перспективного плана работы с детьми;
организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

При работе над темой самообразования педагог понимает:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.

Литература:

    Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.

    Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

    Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.

    Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. - 2004- № 8.

    Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

    Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. - 2007 -№ 1.

Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя

«Моя работа по самообразованию».

Обмен опытом

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

С чего я начинала свою работу?

Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

Тематикой самообразования может являться:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

Таким образом, моя тема была определена!

Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

Как написать план по самообразованию?

При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

* Тема самообразования

* Ожидаемые результаты

Для педагогов

Для воспитанников

Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

Таблица состоит из 4 модулей:

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

В каждом модуле я расписала направления деятельности

Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

Вот такой план у меня получился:

Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования.

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

1. Обучение по теме самообразования.

Обучение на вебинарах, семинарах по теме

Изучение опыта других педагогов по данному направлению:

интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

Международный образовательный портал МААМ. RU,

Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

Сроки: постоянно

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

Сроки: в течение года.

Октябрь – ноябрь

3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

сюжетно-ролевые игры

3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

4. Развлечения, праздники:

Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

Сроки:

В течение года

В течение года

4. Проектирование деятельности.

Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

Сроки:

Сентябрь

5. Мониторинг деятельности

Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

Обработка полученных данных;

Отслеживание промежуточных результатов;

Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сроки:

Сентябрь

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

Направления деятельности по теме:

1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

Профстандарт

Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Сроки: постоянно

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

1)Участие родителей в совместных проектах:

- «Ребёнок и книга»;

- «Мой родной город».

2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

5) Участие родителей в развлечениях и досугах

- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

Сроки: в течение года.

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

Направления деятельности

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 2286 .
Все разделы | Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

Самообразование «Роль сказки в воспитании детей 3–4 лет» Проблема В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ...

План работы по самообразованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» План самообразования на 2020-2025 г .г. Петровой Л.В. Тема : «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» I.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования Содержание деятельности : Изучение теоретических основ по обучению...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»

Публикация «План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей...» Индивидуальный план работы по самообразованию 1. (Ф.И.О. педагога:) Федотова Ирина Вячеславовна Возрастная группа Старшая группа 2. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Учебный год: 2019-2020г. Уровень образования: высшее....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

План самообразования «Пластилинография» План самообразования на 2019-2020 учебный год Воспитатель: Яковлева М.Г. Подготовительная группа №1 Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей» Цель: Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через...

Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд...

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста » Выполнила: воспитатель Мухтарова А.С. г. Саратов 2019-2020 Актуальность Экологическое воспитание и образование детей...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования воспитателя МБДОУ детский сад №323 «Сказка» Опариной Елены Владимировны на 2017-2018 учебный год. Тема: Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Цель: Определить необходимость применения методики...

План работы творческой группы по самообразованию «Эффективные способы работы с родителями» Тема: «Эффективные способы работы с родителями». Цель: Освоение форм и методов работы с родителями для создания единого образовательного пространства д/сад – семья. Задачи: 1. Пополнение теоретических знаний ФГОС по данной теме. 2. Внедрение новых форм и методов работы с...

Светлана Кожихова

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста . В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.

Для достижения цели мной были поставлены задачи :

1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия ;

3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это :

Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками) .

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковый театр;

Лепка из пластилина;

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем и т. д. ;

конструирование : с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка;

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Игры с прищепками (игровые макеты «зима» , «весна-лето» );

Игры с пирамидками и матрешками

Игры на панно «Путешествие в сказку» .

Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,

5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?» .

6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика» , «Пальчиковые игры» .

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия . В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.

В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми : ежедневно : пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла» , игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима» , «Лето» , игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж , рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев , упражнения на сжимание и разжимание пальцев).



Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы : «Пальчиковая гимнастика» , «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.

В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности , интереса к различным видам деятельности.

Анализ работы по самообразованию

Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна

КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»

Работая над темой, в 2015-2016 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по организации работы с девиантным поведением, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.

Над данной темой работаю два года. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:

негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

В коррекционной работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.

Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:

Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.

Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.

Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).

Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одной из сторон.

В этом году особое внимание уделяю формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряжённых ситуаций.

Задача взрослого: снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, негативная оценка личности ребёнка, привлечение в конфликт посторонних людей, демонстрация власти - фразы: «Воспитатель всегда прав», «Будет так, как я сказала», проповеди и чтение морали, обобщения типа - «Ты как всегда…».

Один из способов снижения агрессии - установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы: например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»), вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»), дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать причины поступка. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса не следует. Ребёнок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Далее в личной беседе дать ребёнку объективную оценку случившегося.

Показать ребёнку пример конструктивного поведения можно с помощью таких приёмов:

Внимательно выслушать ребёнка, предоставить ему возможность высказаться;

Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами

(спокойная мимика и жестикуляция взрослого);

Признание чувств ребёнка («Я понимаю, тебе обидно…»);

Пауза, позволяющая ребёнку успокоиться и, конечно, чувство юмора.

В заключении хочется добавить, что агрессивным детям нужно уделять чуточку больше внимания, чем, обычным сверстникам. Такого ребёнка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, правильно направить его энергию в нужное русло, в нужном направлении.

Цели и задачи коррекционной работы на 2016-2017 учебный год

Цель коррекционной работы:

Обучение детей приёмам общения, стимулирования развития их коммуникативной культуры;

Формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Задачи коррекционной работы:

Воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно-необходимые навыки и умения;

Эффективно взаимодействовать и общаться;

Справляться со стрессом;

Делать выбор и принимать решения.