Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»
Консультация
для старших воспитателей ДОУ
«Повышение профессиональной компетентности педагога»
Малышева О.Ю.
Ст. воспитатель МБДОУ № 10
г. Горно-Алтайск
Актуальность проблемы.
Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:
2.1. Определение самообразования.
2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.
2.3. Выбор темы самообразования.
Поэтапное планирование работы над темой самообразования.
Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.
Заключение.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Способный организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.
Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными
критериями самообразования педагогов
являются: эффективность профессиональной
педагогической деятельности (рост
качества образовательного процесса,
воспитанности дошкольников), творческий
рост педагогов, внедрение новых
педагогической технологий в образовательный
процесс МДОУ.
Среди мотивов можно
выделить следующие: мотивы успеха,
преодоления профессиональных затруднений,
мотивы, направленные на улучшение
материального благополучия,
профессионального признания, карьерные
мотивы и др.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
Фамилия, имя, отчество |
Тема
|
Форма
|
|
Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
название темы
Этапы |
Форма работы |
Сроки |
Форма отчетности |
Отметка о выполнении |
Организационно - диагностический этап |
Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. анализ состояния учебно-воспитательного процесса, диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции |
Август-сентябрь |
Оформление плана работы по самообразованию. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы |
|
Теоретическое изучение Проблемы |
Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов. Консультации с старшим воспитателем по выбранной теме. |
Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.) |
||
Практическая деятельность |
Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию. Подбор и разработка игр, способствующих……………………… Разработка конспектов НОД…………………………… Проведение НОД, игр в режиме дня. |
В течение учебного года. |
Оформление результатов диагностики. Оформление конспектов НОД. |
|
Итоговый |
Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме ………………………… Проведение открытой НОД, …………………………… Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Апрель-май |
Мониторинг развития детей. |
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Этапы
работы по |
Деятельность |
|
педагога |
Старшего воспитателя |
|
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию Диагностика детей по теме самообразования Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса |
Педагогическая
диагностика и всесторонний анализ
деятельности педагога. Консультирование
и методические рекомендации по
разработке темы: |
|
2 . |
Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) |
Создание
условий для работы педагога по
самообразованию: |
3 . |
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) |
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов |
4 . |
Подведение итогов самообразования |
Привлечение
к проведению индивидуальной или
групповой консультации; выступлению
на заседании совета педагогов;
проведению открытого просмотра. |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
При работе над темой самообразования педагог понимает:
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.
Литература:
Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.
Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.
Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. - 2004- № 8.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. - 2007 -№ 1.
Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя
«Моя работа по самообразованию».
Обмен опытом
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.
С чего я начинала свою работу?
Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?
Тематикой самообразования может являться:
Одна из годовых задач ОУ;
Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»
(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».
Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.
Таким образом, моя тема была определена!
Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.
Как написать план по самообразованию?
При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:
* Тема самообразования
* Ожидаемые результаты
Для педагогов
Для воспитанников
Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.
(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)
Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).
Таблица состоит из 4 модулей:
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»
Модуль № 4. «Обобщение результатов»
В каждом модуле я расписала направления деятельности
Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.
Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!
Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)
В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».
В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.
Вот такой план у меня получился:
Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»
В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.
План деятельности по теме самообразования.
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
1. Обучение по теме самообразования.
Обучение на вебинарах, семинарах по теме
Изучение опыта других педагогов по данному направлению:
интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,
Международный образовательный портал МААМ. RU,
Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.
Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»
Сроки: постоянно
2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме
Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);
2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:
1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;
2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Разработать дидактические игры на основании методических пособий:
1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;
2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство
Сроки: в течение года.
Октябрь – ноябрь
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:
Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;
Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;
сюжетно-ролевые игры
3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)
4. Развлечения, праздники:
Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»
Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,
«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»
Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»
Сроки:
В течение года
В течение года
4. Проектирование деятельности.
Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;
Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;
Сроки:
Сентябрь
5. Мониторинг деятельности
Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
Обработка полученных данных;
Отслеживание промежуточных результатов;
Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами
Сроки:
Сентябрь
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».
Направления деятельности по теме:
1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Профстандарт
Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;
Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;
Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;
Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Сроки: постоянно
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.
1)Участие родителей в совместных проектах:
- «Ребёнок и книга»;
- «Мой родной город».
2) Развлечение «Праздник вежливых слов».
3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;
4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.
5) Участие родителей в развлечениях и досугах
- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»
Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;
Сроки: в течение года.
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».
Направления деятельности
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.
На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.
Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.
Содержится в разделах:По группам:
Показаны публикации 1-10
из 2286
.
Все разделы
| Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию
Самообразование «Роль сказки в воспитании детей 3–4 лет» Проблема В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ...
План работы по самообразованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» План самообразования на 2020-2025 г .г. Петровой Л.В. Тема : «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» I.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования Содержание деятельности : Изучение теоретических основ по обучению...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Публикация «План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей...» Индивидуальный план работы по самообразованию 1. (Ф.И.О. педагога:) Федотова Ирина Вячеславовна Возрастная группа Старшая группа 2. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Учебный год: 2019-2020г. Уровень образования: высшее....
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
План самообразования «Пластилинография» План самообразования на 2019-2020 учебный год Воспитатель: Яковлева М.Г. Подготовительная группа №1 Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей» Цель: Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через...
Отчет по самообразованию «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» в старшей группе В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд...
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста » Выполнила: воспитатель Мухтарова А.С. г. Саратов 2019-2020 Актуальность Экологическое воспитание и образование детей...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План самообразования «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования воспитателя МБДОУ детский сад №323 «Сказка» Опариной Елены Владимировны на 2017-2018 учебный год. Тема: Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Цель: Определить необходимость применения методики...
План работы творческой группы по самообразованию «Эффективные способы работы с родителями» Тема: «Эффективные способы работы с родителями». Цель: Освоение форм и методов работы с родителями для создания единого образовательного пространства д/сад – семья. Задачи: 1. Пополнение теоретических знаний ФГОС по данной теме. 2. Внедрение новых форм и методов работы с...
Светлана Кожихова
У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста . В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.
Для достижения цели мной были поставлены задачи :
1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия ;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это :
Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками) .
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
Пальчиковые игры со стихами;
Пальчиковый театр;
Лепка из пластилина;
Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем и т. д. ;
конструирование : с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;
Лабиринты;
Дидактические игры;
Шнуровка;
Игры с мелкими предметами;
Пазлы, мозаика.
Игры с прищепками (игровые макеты «зима» , «весна-лето» );
Игры с пирамидками и матрешками
Игры на панно «Путешествие в сказку» .
Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года :
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,
5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?» .
6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика» , «Пальчиковые игры» .
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия . В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.
Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.
В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми : ежедневно : пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла» , игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима» , «Лето» , игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж , рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев , упражнения на сжимание и разжимание пальцев).
Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы : «Пальчиковая гимнастика» , «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.
В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности , интереса к различным видам деятельности.
Анализ работы по самообразованию
Тема: «Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников в коррекционной школе»
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Фирсова Светлана Геннадьевна
КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»
Работая над темой, в 2015-2016 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по организации работы с девиантным поведением, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.
Над данной темой работаю два года. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем.
В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:
негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.
В коррекционной работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.
Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:
Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.
Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.
Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).
Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одной из сторон.
В этом году особое внимание уделяю формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Немало агрессивных поступков дети совершают в результате эмоционально напряжённых ситуаций.
Задача взрослого: снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса, насмешки и высмеивание, негативная оценка личности ребёнка, привлечение в конфликт посторонних людей, демонстрация власти - фразы: «Воспитатель всегда прав», «Будет так, как я сказала», проповеди и чтение морали, обобщения типа - «Ты как всегда…».
Один из способов снижения агрессии - установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы: например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»), вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»), дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).
Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.
В момент проявления агрессии не стоит анализировать причины поступка. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса не следует. Ребёнок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Далее в личной беседе дать ребёнку объективную оценку случившегося.
Показать ребёнку пример конструктивного поведения можно с помощью таких приёмов:
Внимательно выслушать ребёнка, предоставить ему возможность высказаться;
Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами
(спокойная мимика и жестикуляция взрослого);
Признание чувств ребёнка («Я понимаю, тебе обидно…»);
Пауза, позволяющая ребёнку успокоиться и, конечно, чувство юмора.
В заключении хочется добавить, что агрессивным детям нужно уделять чуточку больше внимания, чем, обычным сверстникам. Такого ребёнка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, правильно направить его энергию в нужное русло, в нужном направлении.
Цели и задачи коррекционной работы на 2016-2017 учебный год
Цель коррекционной работы:
Обучение детей приёмам общения, стимулирования развития их коммуникативной культуры;
Формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Задачи коррекционной работы:
Воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно-необходимые навыки и умения;
Эффективно взаимодействовать и общаться;
Справляться со стрессом;
Делать выбор и принимать решения.