Почему хлестаков был принят. Почему чиновники приняли за ревизора хлестакова - сочинение

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

«Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор», - с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами - городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство - настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: «Недостаточность состояния... Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар». А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: «...смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже (некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях - в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание - «разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку». В общем, было чему ужаснуться. Сам городничий восклицает: «Что это за скверный город!»

Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая «столичная штучка». Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор!

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее - он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет «взаймы» у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь - двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей быть не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды. И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что все принимают за чистую монету: «Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху».

Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!» обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу. Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно. Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо был смех.

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми попрекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул! ” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин.. . Я плевать на твоего хозяина! ” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.

Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.
Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.

События, описанные Гоголем в данной пьесе, происходят в одном из уездных городов. В 1835 году ему пришла в голову задумка написать такое произведение, где можно высмеять все пороки, свойственные русскому народу. Ровно через год родился «Ревизор». Почему Хлестакова приняли за ревизора, ведь он обычный чиновник из Петербурга. Слишком напугано оказалось местное общество визитом столичного гостя, вот и произошло досадное недоразумение, послужившее хорошим уроком для нечистых на руку бюрократов.

Весть о приезде незваного гостя

Новость, о том, что в славный город N прибывает ревизор, сбила городских чиновников с толку. Городничий, чтобы озвучить сие известие, собрал всех высокопоставленных лиц у себя в доме. Замешательством их состояние сложно назвать. Скорее паника. Дата приезда озвучена не была. Также не было никаких сведений о том, как выглядит данный господин. Мысли в голове чинуш кружились пчелиным роем. Версии и предположения выдвигались самые разные, но соединить их воедино не получалось. Привычный ритм жизни был нарушен всего лишь одной фразой:

«К нам едет ревизор»

И что последует за его приездом, не знал никто.

Истинное положение вещей в городе

Все чиновники города были нечисты на руку. Каждый был озабочен мыслью, где и в каком месте урвать побольше денег. Городскую казну всю растранжирили. Карманы набивали с помощью взяток. Оправдывали себя чиновники тем, что жалованье слишком мизерное и не в состоянии покрывать их личные нужды.

Результат их выходок полная запущенность города. Стоит копнуть поглубже в любом месте, как вылезет масса недочетов, которые необходимо исправлять, а времени практически не остается. Ревизор на носу.

Приезд ревизора

На скорую руку господа чиновники принялись приводить город в божеский вид. Никто не хотел оплошать и получить нагоняй от ревизора за халатность и беспечность. Страх затмил разум. Любой новый гость в их городе сразу воспринимался как ревизор. Слух о том, что в гостинице появился новый постоялец, быстро распространился по округе. Постоялец был одет по последнему писку моды. Именно вид столичного пижона сыграл Хлестакову на руку, а чиновники попались на удочку. Что могла делать птица такого важного полета в жалко уездном городе, только приехать с проверкой. Вот почему его приняли за ревизора.

Новая роль Хлестакова

Хлестаков в сложившейся ситуации не растерялся. Он мастерски вошел в роль и исполнил ее гениально. Обобрав чиновников до нитки, в конце произведения он в подвыпившем состоянии начинает нести чушь про столичную жизнь. Его рассказ далек от правды и заставляет усомниться в сказанных словах. Слуга Хлестакова видя, что хозяин на волоске от разоблачения, спешно увозит его из города.

Обман раскрыт

Чиновники, узнав правду оторопели. У всех было шоковое состояние. Как могли они принять обычного пройдоху за ревизора. Как ему удалось так мастерски провести их вокруг пальца, они не понимали. Но самая страшная новость ждала их впереди. Настоящий ревизор прибыл с проверкой и с нетерпением ожидает встречи со всеми чиновниками города.

/ / Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Бессмертная комедия Гоголя « » начинается с того, что городничий собирает всех городских чиновников и сообщает им «пренеприятное известие». В скором времени в их город должен приехать ревизор из Петербурга. Как будет выглядеть столичный проверяющий, и когда именно приедет не известно. Эта новость повергла в шок городскую власть и внесла в их ленивую и размеренную жизнь некую сумятицу.

Стоит отметить, что чиновники города N погрязли во взяточничестве. Каждый из них думал, как бы урвать кусок побольше. Складывается впечатление, что получение взяток и «распиливание» городской казны были нормальными вещами и даже не запрещались законом.

К примеру, городничий оправдывал себя тем, что ему не достаточно жалования даже на чай с сахаром. Городской судья и вовсе не считал себя взяточником, ведь получал их щенками. Почтмейстер вскрывал чужие письма для получения информации.

Конечно же, такое отношение к своим служебным обязанностям привело город в упадок. Поэтому новость о приезде ревизора взбудоражила умы городской верхушки. Каждый из них начинает судорожно вспоминать и пытаться навести порядок в своем ведомстве. А работать действительно было над чем. В здании городского суда слуги развели гусей и сушили белье, в больнице больные ходили в грязной одежде и курили табак. Про церковь, которую должны были построить еще пять лет назад, городничий приказал всем говорить, что она была разрушена пожаром. Старый забор возле сапожника приказано было снести, а на его место сделать макет из соломы. Сам Антон Антонович, глядя на весь этот беспорядок, говорил: «Что за скверный город».

Именно поэтому городские чиновники были готовы разглядеть столичного ревизора в любом приезжем человеке. И когда приходит новость о том, что в городской гостинице уже давно проживает какой-то незнакомец, все решают, что это он. Тем более Иван Александрович Хлестаков приехал из Петербурга, был одет по столичной моде. А зачем господин из столицы приехал в этот уездный город? Конечно же, для проведения ревизии!

Стоит отметить, что не растерялся. Он сыграл свою роль великолепно. Первая мысль, которая посетила Ивана Александровича при виде городничего и чиновников, была та, что его хотят посадить в тюрьму за неуплату долга хозяину гостиницы. Но потом он понял, что его принимают за высокопоставленного чиновника и сполна воспользовался этим. Уже через некоторое время он с легкостью берет в долг у каждого чиновника. Становится уважаемым человеком и дорогим гостем в каждом доме. Хлестаков очаровывает жену и дочку городничего и даже делает последней предложение руки и сердца.

Кульминационным моментом становится сцена вранья Ивана Александровича. Будучи изрядно поддатым, Хлестаков рассказывает о своем положении в столице о том, что он незаменимый служащий, что обедает с министром и знаком с Пушкиным, а на досуге пишет литературные и музыкальные произведения. Кажется, что в любой момент он будет разоблачен, но публика верит каждому слову.

Каково же было удивление городских чиновников, когда они узнали, что были обмануты мелким служащим из Петербурга. Между ними завязывается драка, каждый пытается выяснить, кто не распознал самозванца.

Часто упрекали в том, что в его «Ревизоре» нет положительных героев. На это Николай Васильевич отвечал, что ему грустно от того, что никто не заметил в его произведении благородное лицо смеха.


Сочинение.

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

“Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор”, - с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами - городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство - настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: “Недостаточность состояния… Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар”. А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: “…смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях - в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах “сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками”. А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание - “…разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку”. В общем было чему ужаснуться. Сам городничий восклицает: “Что это за скверный город!”
Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая “столичная штучка”. Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор!
При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее - он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет “взаймы” у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь - двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.
Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей во лбу не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды. И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что всё принимают за чистую монету: “Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху”.
Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: “Чему смеетесь? над собой смеетесь!” - обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу. Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно.’ Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был смех”.