Почему я ушла из школы. Побег из школы

Сама я проработала в школе два года. На следующий день после того, как потеряла статус молодого специалиста, мне сообщили о расторжении контракта. Два прошедших года были кошмаром, что касалось взаимоотношений со старшими коллегами и администрацией школы, зато мне очень нравилось работать с детьми, да и с родителями легко нашла общий язык. Но, видно, не судьба мне работать в школе. Теперь я неплохо трудоустроена, однако некий горький осадок от работы в школе остался. Может, я вела себя как-то неправильно? Может, только в моей бывшей школе был плохой микроклимат? Решила пообщаться с коллегами из своей школы и других.

Я ТОЛЬКО НАЧАЛ РАБОТАТЬ, А МЕНЯ УЖЕ ДЕПРЕМИРОВАЛИ!

Молодой учитель истории и классный руководитель одной из минских школ Александр рассказал мне свою историю: «Я раньше учился в этой же школе, где теперь работаю по распределению. Очень обрадовался, когда узнал, что буду работать в родной школе. Даже было интересно посмотреть на процесс обучения со стороны учителя. Конечно, вспомнив свои школьные годы, я больше всего боялся, чтобы меня приняли ученики и родители. Я думал, что учителя и администрация родной школы меня всегда поддержат, но я ошибся во всем… Я даже и не подозревал, насколько сложно морально работать учителем из-за отношения администрации школы и внутренней атмосферы педколлектива! Многие представители администрации школы просто совершенно забыли, что сами когда-то были молодыми специалистами и простыми учителями. Я еще только начал работать, а меня уже депремировали! И за что?! За то, что при проведении факультатива я был с учениками не в том кабинете, который указан в расписании, хотя знали, что я уступил свой кабинет пожилому педагогу, который попросил меня об этом. Моих объяснений никто не стал даже слушать, сказав, что я наказан. Более опытные учителя объяснили мне, что такой в школе порядок, и они уже привыкли, поэтому спрашивать и тем более спорить бесполезно, нужно делать, что тебе говорят - и все. Вот так я и делаю: собираю с родителей деньги на туалетную бумагу, мыло, салфетки для школы и отдаю их в конверте представителям администрации. Агитирую учеников 7-го класса записаться в детский лагерь, зная, что мои семиклассники не пойдут в лагерь вместе с младшей школой, но правдами и неправдами заставляю их родителей платить за него и опять же отдаю деньги в конверте представителям администрации… «Сколько можно?» - спрашивают родители. «Сколько можно?» - спрашиваю я себя, но вслух спросить боюсь, как и все остальные мои коллеги. Вот так и работаем».

«Сколько работаю, столько терплю и держу обиду в себе. Только дети меня в школе и удерживают, - делится со мной Галина Владимировна, учитель начальных классов с 15-летним стажем одной из минских гимназий. - Не могу я вот так просто оставить их и уйти, хотя последнее время все чаще появляется такое желание. Очень жаль, что в нашем учебном заведении работают не очень чистоплотные люди. Недавно меня, как опытного педагога, попросили написать педагогическую работу для конкурса на получение премии Мингорисполкома. Я понимала, насколько это серьезное дело, поэтому посвятила все свое свободное время поиску материалов для написания работы из личных наработок и библиотек. Наконец работа была готова и передана в руки администрации школы, где ее не одобрили, но… оставили у себя. Я не придала этому значения, а спустя некоторое время я увидела свою работу опубликованной и получившей премию, но под фамилией одного из завучей. Как можно после этого работать с энтузиазмом и доверять коллегам?»

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЗАСТАВЛЯЮТ ВЫДАВАТЬ КОНЬКИ И ЛЫЖИ

Что еще волнует и беспокоит наших учителей? На этот вопрос мы нашли ответ у выпускницы МГЛУ Алины, которая работает учителем английского языка в школе уже второй год. «Я никак не могу привыкнуть к темпу работы в школе и, можно сказать, хаосу, - говорит Алина. - Очень много лишних нагрузок, совершенно никому не нужных. Например, постоянное дежурство всех учителей в коридорах, в школьной столовой, в гардеробе. Зачем мне каждую перемену стоять рядом с дежурным администратором и дежурными учениками в коридоре? Из-за этого я не успеваю подготовить доску и раздаточные материалы к уроку, что приходится делать со звонком и быстро.

(Окончание в следующем номере.)

Почти три года прошло с тех пор, как я бросила преподавательскую деятельность и уволилась из школы, в которой отработала шесть лет. И только сейчас я могу спокойно говорить про школу, про свою работу и про то, почему я ушла, тоже готова рассказать.

Для начала покажу видюшку, которую Мишка мне прислал вчера с пометкой "какой пиздец":

Пиздец-то пиздец, конечно, но я очень долго ему объясняла, почему училки себя так ведут.

Пока мы это обсуждали, я наткнулась на пост Зины-Корзины, в котором она высмеивает очень толковую статью о том, что школа в том виде, в каком она существует сейчас, суть вредное и ненужное явление. Я не буду это комментировать. К сожалению, Зина никогда не поймёт, где неправа - сама открытым текстом заявила, что, мол, тупенькая, и без школы ей никак. Ну никак - значит, никак. Я лучше расскажу, что такое школа, почему я ушла и почему никогда туда не вернусь.


Надо сказать, мой уход стал настоящей трагедией, конечно. Я была чуть ли не единственным адекватным человеком в коллективе. Не говорю, что самым хорошим - были и лучше. Я обожала своих коллег, это самые милые и душевные люди из всех, что я встречала. Но, к сожалению они все настолько глубоко в системе, что никак не могли увидеть всего того кошмара, который творится в образовании. А творится действительно сущий кошмар.

Я, как могла, пыталась с этим бороться, что-то придумывала, а самое главное - мне каждый день приходилось объяснять своим ученикам, почему всё так. Почему они не могут обсудить то, что происходит, например. Когда человек что-то делает руками, а рядом есть другой человек, который тоже что-то делает руками, эти двое будут комментировать процесс, и от этого никуда не денешься. И мне приходилось каждый раз их одёргивать, потому что этого нельзя. Я не могла также объяснить, почему они должны этим заниматься именно сейчас и сегодня. Почему вообще они должны это делать. У меня были ученики, которые ненавидели рисовать. Я прекрасно их понимала, ибо сама ненавидела в школе математику, она мне сейчас нахрен не нужна, но я должна была её учить и выслушивать от математички, что меня "нужно принять за единицу тупости". Я старалась, насколько это было возможно, помочь своим ученикам, придумывала для них что-то интересное, но быть в этой системе - адски тяжело.

Эта система калечит людей, делает из них "злобных йопнутых невротиков". Как раз к такому выводу мы с Котом пришли, обсуждая вышеуказанный ролик. Есть такие, кому в системе комфортно, но их очень мало. Есть гении, заточенные под работу с детьми, такие гуру-массовики-затейники, но их ещё меньше. Если убрать всех остальных, преподавать будет некому. А надо.

Несмотря на то, что ты неэпически много работаешь. Ты просыпаешься в шесть утра, идёшь на уроки к восьми, работаешь до обеда, после обеда - группа продлённого дня, потом надо проверять тетради (если у тебя математика или языки - надо проверять их очень много, мне хоть в этом повезло), потом ты идёшь домой... Блин, представители других профессий хотя бы могут уйти домой с работы! Учитель этого не может, работа идёт за ним. Дома ему приходится искать материал к урокам, писать научные труды, без которых он - ноль без палочки, и ещё много, много всего... Потом спать, а наутро всё сначала. И так постоянно. Да, в каникулы тоже. Да, отпуск длинный, но его не хватает - и потом, всё равно нужно держать руку на пульсе, потому что может случиться что угодно.

А платят за это гораздо меньше, чем эта работа стоит.

А надо работать, несмотря на то, что твой предмет обязательно кто-то ненавидит, и тебе приходится из-под палки заставлять этого человека хотя бы молчать и не мешать другим. Только не так-то это просто. Сами подумайте - как будет себя чувствовать некто, кого заставили сорок пять минут заниматься отвратительной и бесполезной фигнёй? Вспомните свой нелюбимый предмет в школе, наверняка такой был. А этого индивида ещё надо чему-то научить, а главное - объяснить, зачем ему это надо. Это очень тяжело, когда сам не понимаешь. В этом плане хорошо "людям системы", которые не задумываются, а просто делают. Стоит задуматься - и всё, первый шаг из профессии сделан.

Я чувствовала себя полной идиоткой, стоя перед сидящими за партами учениками. Мне было бы комфортнее, если бы у меня в кабинете был ковёр, а мы бы кружком сидели бы на нём с планшетами (не с теми, о которых все подумали) рисовали бы, беседовали о разном. Мне очень хотелось повести класс на пленэр. Но этого было нельзя.

Ещё есть такой момент в современной школе - учитель всегда во всём виноват. Он может работать как угодно, и как угодно лезть из шкуры вон - всё равно он будет виноват. Плохо учится ребёнок - учитель виноват, даже если ребёнок - дятел, а его родители - маргиналы, и сделать с этим ничего нельзя. В классе бушуют гормоны, и ученики ничего не соображают, а орут, пакостят и гадят? Учитель виноват. Вот надо как-то работать! У нас таким образом в случае с одним особо буйным классом виновата была добрая половина педсостава - и все понимали, что что-то здесь не так, но дальше этого мысль не шла. И самая мякотка - к тебе в любой момент могли прийти те самые маргиналы и, воняя на тебя перегаром, предъявить тебе претензии по поводу успеваемости их юного дятла. И они правы, а ты - виноват. Ибо ваистену!!11!

Но и это не самое страшное. Это можно пережить. Самое кошмарное - тебе нельзя быть человеком. Тебе нужно задвинуть на свои увлечения, на свой стиль жизни, стиль одежды, тебе нужно перестать быть человеком, а стать андроидом без чувств и эмоций. У учеников должно быть стойкое ощущение, что ты не уходишь вечером домой, а встаёшь в шкаф в своём кабинете на подзарядку. Твою личность просто потихоньку стирают... Кто-то за тебя решает, что подобает, а что нет. Велосипеды, например, ещё ок, а танец живота - не подобает, например. Или, не приведи боже, поул-дэнс. Ты не пьёшь, не куришь, не ешь, не трахаешься, у тебя нет сосков и пупка - ты андроид. И это полный, я вам скажу, атас для человека, который очень себя любит и очень держится за своё "я". Кое-что мне удалось отвоевать - одежду и афрокосички (типа, я всё время в краске, а косы - нууу эээ у нас тема такая!) К слову, администрация относилась ко мне, как к человеку не от мира сего, поэтому это было не так уж сложно. По их понятиям, художник как-то так и должен выглядеть. Но всё остальное - я не выдержала. Когда ты постоянно оглядываешься, когда даже что-то невинное сделав, думаешь "а подобает ли?" - конец, товарищи. Полный. И удивительно ли, что я после увольнения ударилась ? Мне хотелось орать на всю Ивановскую: я человек, я живой, у меня есть сиськи!

Короче, после пяти лет работы в образовании я поняла, что начинаю стервенеть. Я была как натянутая струна постоянно, я плакала и стала много пить - гораздо больше, чем до этого. Как не спилась? Я стала чаще орать на своих домашних. Я стала ненавидеть своих учеников, а они, чётко это считав, стали ненавидеть меня. Дальше стало совсем плохо. На шестой год я могла закатить истерику, разрыдаться и убежать прямо с урока. В один прекрасный день, рыдая, прямо с урока я убежала в кабинет директора и написала заявление по собственному желанию. Меня уговаривали остаться, говорили, что это временное, что пройдёт, что у всех бывает, подсовывали статейки про "эмоциональное выгорание" - но я всё равно ушла. За мной ушло ещё человек десять...


Фуф... Вот такие дела. Сейчас я уже почти отошла от всего этого, успокоилась. Кошмары про школу перестали сниться ещё в прошлом году.

Вы скажете, что я плохой педагог. Да, плохой. Для той формации, в которой приходится жить и работать нам и вашим детям - очень плохой. Вы скажете, что есть учителя от бога и прочие гениальные люди. Да, есть, но, во-первых, их мало, а во-вторых, согласитесь, что-то капитально пошло не так в системе, в которой комфортно могут работать только гении? В которой мало быть просто хорошим работником - не так что-то однозначно.

А, да, за выпады в стиле "хорошо, что уволилась, таких училок, как ты, жечь надо" - буду банить. Не то у меня настроение, упырей всяких слушать.

500 миллионов рублей собирается выделить в этом году государство для привлечения молодых учителей в российские школы. Господдержку в сумме 500 тыс. руб. получит тысяча выпускников вузов 2009 и 2010 годов, принятых на работу в школы этим летом, сообщили на днях все СМИ.

Минобрнауки опубликует список «золотых» вакансий для школьных учителей. Каждый из начинающих педагогов получит 500 тыс. рублей и сможет использовать их «по своему усмотрению». Деньги выплатят в два захода - по 250 тыс. рублей в конце 2010 и 2011 годов. Отбирать тысячу вакансий, на которые будет распространяться федеральная поддержка, станет специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители минобр-науки, профсоюза работников народного образования, органов власти и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

ВОПРОС. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.

Разочарование

ИСПОВЕДЬ 1. Елизавета, 28 лет: Я мечтала стать учителем с детства. И после школы поступила в ТГГПУ. Практику проходила в лицее. Первый опыт развеял мои иллюзии, когда я столкнулась с негативной стороной учительского труда. Но полное представление о нем дала постоянная работа. Учителей иностранных языков в школах не хватает. Поэтому место я нашла легко. Но работать оказалось сложно. Молодых преподавателей сильно запрягают. Мероприятия, планы - все легло на мои плечи. Приходилось постоянно заменять коллег. Молодые учителя английского задерживались в школе не больше полугода. Кто-то уходил в декрет, кто-то переезжал. Но большинство просто уходили на более оплачиваемую работу. Основная масса шла в торговлю. Для меня текучесть означала большую нагрузку. Я пропадала в школе целыми днями.

Не повезло и с коллективом. Учителя четко делятся на группы: опытные, зрелые преподаватели и молодые. Я не встретила поддержки со стороны старших коллег. На мои попытки использовать новую методику обучения они смотрели негативно. Это была не критика, а полный остракизм, что и заставило меня разочароваться в профессии. Мысль о смене места работы пришла через год. Я переехала и устроилась в другую школу. Однако там меня ожидала еще худшая ситуация. В 2008 году я вышла замуж, родила дочь. Семья требовала много времени. Я уже не могла быть спасательным кругом - заменять учителей и преподавать допоздна. В 2009 году мне предложили работу переводчиком со свободным графиком и с высокой зарплатой. Я люблю свою профессию. Но разочарована в школе. Работа в ней не может сочетаться с полноценной семейной жизнью. Думаю, что никогда не вернусь в профессию.

«Подай, принеси!»

ИСПОВЕДЬ 2. Аида, 20 лет: Я пришла в школу сразу после окончания пединститута. Друзья и близкие в один голос заявляли: «Ты знаешь, какие сейчас в школе дети? Они тебе все нервы измотают!» Дети не измотали. А вот руководство школы выбило меня из колеи. Казалось бы, пришел молодой специалист, его надо поддержать. Но я превратилась в специалиста типа «подай, принеси». Все мероприятия взвалили на меня. Я буквально ночевала в школе, не успевая подготовиться к своим урокам. Успеваемость учеников снизилась. Попросила дать мне передышку от мероприятий. Но в ответ завуч написала докладную на имя директора. Мне пришлось оправдываться на педсовете.

Вторая проблема - часы, от количества которых зависит зарплата учителя. Их распределяет директор. На просьбу дать больше уроков я получила отказ. Учителем английского языка в нашей школе работала племянница директора. Через три месяца пришла родственница завуча. Хорошо, что у меня было классное руководство, за которое платили около 1000 рублей. Я жила далеко от школы, поэтому добиралась на старенькой «семерке». «Мне нужно отвезти документы, подвезешь?» - попросила однажды директор. Такие поездки стали ежедневными. Я тратила последние деньги на бензин, мотаясь из одного конца города в другой. Иногда директриса просила забрать из музыкальной школы ее дочь.

Терпение иссякло, когда мне заявили, что молодых учителей приглашают на общественную работу. Для нее почему-то требовались рабочая одежда и половые тряпки. Вдвоем с другой молодой учительницей мы подъехали по указанному адресу, где находился детский лагерь. Нам объяснили, что работа заключается в уборке помещения. Целый день мы отмывали стены и полы ледяной (!) водой. Когда руки перестали слушаться, я возмутилась. За что впоследствии получила выговор от директора школы.

Лицемерие

ИСПОВЕДЬ 3. Оксана, 24 года, учитель математики: Когда я пришла в школу, казалось, все легко. Проработала сентябрь-ноябрь. Дети от меня были в восторге, учителя хвалили. Многие еще в первый день сказали, что рады моему приходу. Но в декабре ко мне на урок пришел директор. Оказалось, я веду занятия не совсем правильно. То есть свой предмет знаю хорошо, последовательно излагаю материал, но неправильно преподаю с педагогической точки зрения. Директор подчеркнул, что я хорошо лажу с детьми. У меня есть педагогический талант, несмотря на молодость. Потом на уроки начали ходить завучи. Они тоже меня хвалили. Перед Новым годом было собрание, на котором обсуждали работу молодых специалистов. Тогда-то и выяснилось, что в лицо о твоей работе говорят одно, а при директоре - прямо противоположное.

Дети… Не знаю, в этой ли школе или во всех они такие? В нашей было четкое деление на хорошие и плохие классы. Но ведь отбор, считаю, должен производить психолог. Еще детей можно поделить на «маленьких» и «больших». «Маленькие» - те, кто выглядят и думают соответственно возрасту. А есть не по годам развитые. Есть дети умные и развитые. А есть неадекватные и не очень умные.

Если говорить об эмоциональной стороне вопроса, то в первой четверти все было замечательно. К детям привыкаешь быстро. Во второй начинаешь мечтать о каникулах. Хотя и в каникулы школа полна детьми - кружки, секции. Хочется отдохнуть от них, но не получается. Такое ощущение, что попадаешь в центр вне-школьной работы. Под конец года всерьез устаешь от детей. Они хотят на улицу и не желают заниматься, особенно в классах, где нет экзаменов. Многие учителя постоянно жалуются на детей. Хочется спросить их: «Зачем здесь работаешь?» Я поняла, что учителя делятся на тех, у кого есть призвание, и тех, у кого его нет. Со мной в школу пришла еще одна молодая учительница. Она цветет от своей работы! Ей нравится учить даже неадекватных детей. Другие учителя либо ничего больше не умеют делать. Либо боятся что-то изменить в своей жизни, так как давно работают в школе. Через год я пришла к выводу, что работа учителя очень однообразная. А не творческая, как говорят. Поэтому я и ушла из школы.

Неблагодарность

ИСПОВЕДЬ 4. Резеда, 23 года: Учителем русского языка работаю первый год. Пришла сразу после педколледжа вместе с подругой. Что такое школа и как она живет, я знала, когда проходили практику. Но то был один урок в день, а сейчас по 5 - 6. Первую неделю было сложно. Во-первых, нам не дали учебников и ничего не объяснили. Мы не знали что делать и растерялись. Приходилось что-то придумывать, готовиться к уроку, ища информацию в интернете. Во-вторых, мы приходили после школы такие усталые и измученные, что сразу ложились спать. В первое время были небольшие стычки с коллективом - со старшими и опытными. У него свои правила. Например, вовремя забрать журнал или случайно не стереть с доски в кабинете. Первое время мы никак не могли к ним привыкнуть. Сейчас воспринимаем все спокойнее.

За это время я сделала вывод, что дети неблагодарные. У меня есть параллель девятых классов. Они относятся ко мне несерьезно, воспринимая как ровесницу. Со старшими классами намного тяжелее. Подростки показывают свой характер, могут нецензурно выражаться на уроках. Малейшее притеснение вызывает бурю негативных эмоций. Например, девочки начинают плакать в середине урока. Или встают и молча уходят из кабинета.

Подруге проще - у нее вторые классы. Дети любят и ее, и английский язык. Обиднее всего, что родители тоже неблагодарные. От них ждешь поддержки. Хочешь, чтобы они не пропускали мимо ушей то, что говорит учитель об их ребенке. В школе его еще можно перевоспитать. Но многие родители вообще не занимаются своими детьми и не ходят на собрания. Другие, наоборот, постоянно приходят в школу и выпрашивают оценки для своих детей.

Дети очень разные. Сюжеты нашумевшего сериала «Школа» отражают действительность. Для меня до сих пор шок то, что старшеклассников у нас выпускают на перемене из школы покурить. Учителя знают об этом, но бездействуют.

И швец, и жнец

ИСПОВЕДЬ 5. Диляра, 25 лет: Все знают, в педуниверситет сегодня идут в основном те, кто не поступил в другие вузы. За редким исключением тех, кто с детства мечтал преподавать. В школу я пришла вместе с другими тремя молодыми педагогами, один из них - мужчина. Он уволился из школы первым. Ответ прост - зарплата. Несоответствие количества требований к педагогу и суммы его зарплаты, сказал он мне. Да, 7 - 8 тысяч рублей до обидного мало. Особенно если выпускник вуза снимает квартиру. А обязанностей много. То нас просят быть капитаном школьной команды КВН. То поставить сказку на Рождество или покрасить стену в выходной день. Молодым учителям в школах очень непросто. Детей не мотивируют ни оценки, ни знания.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Полтора месяца назад мы послали эти исповеди прокомментировать в Министерство образования и науки РТ. После долгих переговоров с пресс-службой получили ответ: «Ваше письмо принято к сведению».

Луиза Биктимирова, Альбина Ахметзянова, Дарья Бикулова, Алина СИНИЧКИНА, Зиля Шамионова

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email. Читайте также
Новости партнеров

Аня, 17.02.2011 13:42:54

регина, 01.04.2011 23:00:40

Оксана, 14.06.2011 21:33:57

Евелина, 13.07.2011 22:21:37

алексей, 25.07.2011 13:37:02

Юлия, 13.09.2011 17:09:58

Арина, 28.01.2012 16:45:03

гость, 31.01.2012 19:59:02

гость2, 04.02.2012 1:03:13

Лия, 07.03.2012 0:00:46

Анна, 12.03.2012 17:28:31

Марина, 13.05.2012 13:50:35

Иван, 15.05.2012 13:46:11

Марина, 03.06.2012 17:34:24

Гость, 04.06.2012 10:28:42

Юлия, 13.06.2012 10:09:44

Галина, 30.06.2012 16:06:29

Бывалый, 02.07.2012 10:41:43

Риа, 02.07.2012 15:07:43

Регишка, 05.07.2012 11:37:47

Элина, 10.07.2012 17:11:44

Разочарованная, 31.07.2012 15:03:53

Гость, 08.08.2012 12:37:19

Yuki, 10.09.2012 11:54:31

Бывший преподаватель, 20.09.2012 20:13:22

Гость, 21.09.2012 19:34:08

ирина, 25.11.2012 12:52:46

Лучший Ветер, 28.11.2012 0:16:15

Наталья, 28.11.2012 20:52:04

Гость, 30.11.2012 20:26:08

Алина, 09.12.2012 12:56:28

Гость, 16.12.2012 14:14:07

Елена, 25.12.2012 21:10:21

Гость, 01.01.2013 16:05:20

Алевтина, 25.01.2013 19:59:14

Гость, 26.01.2013 9:05:16

Наталья, 01.02.2013 15:53:11

Виталий, 21.02.2013 17:45:23

Лика, 22.02.2013 10:34:00

учитель, 23.02.2013 9:25:46

Алика, 23.03.2013 19:52:21

БАБУШКА, 27.03.2013 1:56:34

Гость, 23.04.2013 16:35:38

Гость, 30.04.2013 15:01:13

учитель, 28.05.2013 12:49:39

Учителю, 29.05.2013 17:26:49

бывший, 16.06.2013 10:31:04

Денис, 17.07.2013 15:13:17

Ex-учитель средней школы, 20.08.2013 14:56:54

Александра, 20.08.2013 22:29:18

Екатерина, 27.08.2013 11:54:19

бывший, 28.08.2013 7:38:00

Екатерине, 28.08.2013 18:13:36

Ex-учитель средней школы, 28.08.2013 18:21:28

Лилия, 02.09.2013 15:48:29

Учитель в прошлом, 04.09.2013 7:05:35

Мария, 14.09.2013 21:03:43

Марии, 17.09.2013 16:58:29

Наталья, 01.10.2013 18:01:13

Лия, 06.10.2013 13:27:41

Оксана, 09.10.2013 18:14:44

алина, 15.11.2013 7:12:28

екатерина, 15.11.2013 20:49:17

Учитель, 25.11.2013 20:20:47

Елена, 16.12.2013 13:18:38

Мария, 31.01.2014 17:31:09

Татьяна, 31.01.2014 23:19:39

гость, 01.02.2014 10:45:47

Мать завуча, 01.02.2014 15:35:27

Кошечка, 05.02.2014 21:13:21

Михаил, 19.02.2014 22:41:04

Людмила, 04.03.2014 18:30:40

Joku, 06.03.2014 21:43:46

Алиса Бертова, 15.03.2014 23:26:29

Мария, 17.03.2014 17:42:13

Розенталь, 19.03.2014 16:28:11

Юлия, 27.03.2014 19:08:17

Olya, 23.07.2014 16:36:43

просто кот, 06.08.2014 17:34:56

Екатерина, будущий учитель, 09.09.2014 18:19:30

Юлия, 10.09.2014 18:47:59

прохожий, 11.09.2014 11:05:51

Историк, 14.09.2014 10:37:35

Гость, 01.10.2014 16:34:16

Гость, 09.10.2014 16:48:45

Артём, 14.10.2014 12:46:02

Гостья, 25.10.2014 21:35:34

Алина, 26.10.2014 0:41:19

Анна К., Волгоград, 28 лет, учитель математики

Когда я окончила институт, я даже не планировала работать в школе — думала, это не моё. Мечтала поступить в другое место абсолютно, но так сложилось, что окончила факультет математики, потом поступила в магистратуру, и нужно было где-то работать, при этом совмещать с вечерним обучением. Так я попала в школу. Причём устроилась в ноябре, когда уже начался учебный год и всех учителей набрали. Школа была не самая лучшая в нашем районе — в параллели всего 1-2 класса. Мне достались 5-6-7 классы. Вроде бы и ничего, но зарплата копеечная. Я, как молодой специалист, получала на руки всего 10 000 рублей. Плюс стали кататься на шее, то поезжай бумажку отвези, то на курсы какие-то никому не нужные засунут. Да ещё, как оказалось, в нашей школе была просто неадекватная директриса, которая оскорбляла нас, учителей, в коридорах, при детях. Я шла в школу, у меня просто ноги подкашивались, и не потому, что дети орут весь урок, а потому, что директор не в себе. В итоге из той школы разбежался весь коллектив, остались одни бабушки, которым просто некуда было идти. Меня хватило на два года. Потом я просто не выдержала, пришла, написала заявление об уходе и начала заниматься репетиторством.

Одна из причин увольнения из школы — проблемы в коллективе. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Если бы я изначально в какую-то другую школу попала, возможно, я бы и осталась работать. Мне это нравилось. До сих пор я общаюсь с некоторыми учениками, но, если вспомнить тот коллектив, атмосферу, «змеиный клубок», то нет, я не жалею, что ушла. Для примера расскажу случай. Был у нас в школе молодой преподаватель информатики, который иногда подвозил меня. Он просто ехал мимо моей остановки, видел, что я стою, мёрзну зимой, и совершенно бескорыстно подбрасывал до работы. Так выяснилось, что на работе на него имела виды одна из учительниц, хотя он был давно женат. И вот эта преподавательница пришла со мной разбираться, якобы, у нас с ним роман. А перед этим расцарапала информатику всё лицо чуть ли не на уроке. И такие «скандалы-интриги-расследования» случались в нашей школе чуть ли каждый день. Зачем мне это надо?

Шесть лет я учу детей на дому и понимаю — это моё. Здесь каждый участник заинтересован в процессе, дети нервы не мотают, да и я, собственно, ни к чему не привязана. А заработки в четыре раза выше, чем я получала раньше в школе за месяц.

Татьяна Ткаченко, Краснодар, 55 лет, учитель истории

В середине 80-х я получила диплом историка и начала работать учителем в обычной краснодарской школе. Сразу пришло понимание, что я выбрала более сложную профессию, чем казалось. Мало хорошо знать свой предмет и интересно его преподавать — нужно понимать детскую психологию, быть искренним, терпеливым. Но трудности не пугали, потому что работа приносила моральное удовлетворение и давала ощущение нужности. В то время педагоги пользовались большим уважением общества, да и государство о них тоже не забывало.

В 90-е ухудшилось не только отношение к учителям, но и условия работы. Но на тот момент я уже привыкла к школе и просто не могла представить жизнь без своих учеников. Общение с детьми помогает держать себя в тонусе и быть в тренде, как сегодня говорят. С ними, особенно с мальчишками, намного проще быть честной. В общем, я продолжала работать с надеждой на лучшее. И в двухтысячных годах действительно произошло немало позитивных перемен. Нам повышали зарплаты, стали давать президентские гранты. В 2006 году я тоже получила грант. Но работать становилось всё труднее при том, что отдача от моего труда уменьшилась.

Учителей завалили пресловутой бумажной работой, из-за которой стало оставаться меньше времени на детей и самообразование. Мы стали составлять разные таблицы успеваемости учеников, сдавать табели посещаемости, писать тематические планы, которыми раньше занимались методисты. К обычным журналам добавились электронные, которые нужно параллельно вести. После уроков ещё нужно несколько часов просидеть с бумажками, перед компьютером. На педсоветах стали меньше говорить о детях и больше — о документации. Учителя начали шутить, что дети мешают работать. А вышестоящие органы вместо того, чтобы помогать нам, устраивали бесконечные проверки. В результате я стала уставать сильнее, чем в те времена, когда у меня было больше детей и классов.

Многие убеждены, что работа учителя — это призвание и образ жизни. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Правы люди, называющие учительство призванием и образом жизни. Я никогда не жалела, что выбрала этот путь. Школа многое мне дала. Одни только слова благодарности бывших учеников спустя много лет очень дорогого стоят. Кстати, как ни странно, троечники порой оказываются куда более благодарными, чем отличники. С некоторыми из ребят мы стали хорошими приятелями. Дети — это главное, что держит в школе, ради них хочется работать. И всё-таки с годами начинаешь задумываться о соотношении приложенных усилий и полученной отдачи. Одно время у нас были хорошие премии, но потом их урезали, и мы остались почти на голых окладах. За стаж и звание «Отличник народного просвещения» мне доплачивали всего пару тысяч. Чтобы зарплата была повыше, приходилось набирать больше часов и заниматься классным руководством, а это ещё целая куча обязанностей. Но всё равно получалось 20 тысяч с копейками. Я считаю, что при моём опыте и стаже это очень мало. В общем, всё накопилось, наболело, и после 30 лет педагогической деятельности я решила уйти.

Конечно, свою роль сыграло и ещё одно обстоятельство. Наша семья открыла свой магазин, и я стала заниматься торговлей. Шучу с друзьями, что выполнила совет одного из наших политиков. Не могу сказать, что мне это очень интересно или приносит большое моральное удовлетворение. В школе больше жизни, и первое время мне казалось, что я сделала ошибку. Думала, что лучше бы осталась работать до пенсии. Привычка — сильная вещь. Но со временем всё это прошло, и я начала видеть плюсы в своём новом положении. Здесь тоже общаешься с людьми, но зарабатывать можно больше при тех же трудозатратах. При этом теперь я сама себе начальница и у меня больше свободного времени. С бывшими коллегами и учениками я продолжаю общаться. Кстати, большинство из них с пониманием отнеслись к моему решению уйти, хотя и не скрывали сожалений об этом. Без ложной скромности могу сказать, что я была хорошим учителем.

Мария, Челябинск, 45 лет, учитель русского языка и литературы

Я никогда не мечтала стать учительницей. Но так вышло, что поступила в пединститут на филологию, а окончив, стала работать в школе. В принципе, в первые годы, по молодости, я ничего особенного не замечала. Ну, работа и работа, дети и дети.

Осознание, насколько гнила и испорчена система образования, пришло позже. Плохо всё: изменившаяся не в лучшую сторону учебная программа, учителя, ненавидящие друг друга, директор-самодур, дети, дрожащие от двоек, родители, не знающие, как помочь им нормально отучиться. Не знаю, как в других, в нашей школе всё было именно так. Бабский коллектив, сплетни, слухи, подсчёт чужих зарплат, битвы за уроки-часы, интриги с руководством.

Не могу сказать, что мне не нравилось абсолютно всё. Помню в моем классе троих мальчишек-хулиганов. На них все учителя ходили жаловаться директору, когда их класс приходил на урок, коллеги мои рыдали, пили валерьянку и пророчили им десятилетия зоны в будущем. На моем уроке они тоже вели себя несносно. Да ещё и были в моем классе, где я была руководителем. Я попробовала не кричать на них, не обижаться, не обращать внимания, а оставила как-то после урока всех троих и говорю, русский вам нужен — всё равно будете сочинение писать при поступлении, хоть куда. Не хотите — не ходите вообще на мои уроки. Я с директором решу вопрос. Ставлю всем двойки за год и всё. Они напряглись, но ходить на уроки не перестали. Всё так же устраивали истерики, издевались, смешили класс, «стояли на ушах». А потом на одного из них — Лёню, школа отдала документы в детскую комнату милиции. Он разбил стёкла, обозвал физрука и тому подобное. Вот тогда он и пришёл ко мне, плакал, клялся, что больше в жизни ничего подобного не повторится. Я удивилась: чего он так напугался? Оказывается, отец сказал, мол, знай меру. Веселишься — веселись. Загребут в милицию — отмазывать не буду, поедешь в колонию для малолеток. А папаша этот отсидел полжизни. И я вместо родителей пошла с парнем по следователям, заполняла протоколы, спорила, поручалась за него и двоих друзей, доказывала, что мальчишки гадят, но, по сути, безвредны. Я ведь знала, в какой среде они живут. В общем, помогла Лёне. От него отстали. Хулиганств на моих уроках больше не было. До сих пор, спустя 10 лет после окончания ими 9 классов, мы общаемся в соцсетях. Ни один не сидел и не сидит. У Лёньки растёт дочь. Маша, между прочим. Они мне пишут, если что — за вас мы горой.

Вот странно, но не помню ни одного отличника. Только эта троица запала в душу. А ещё — учителя, которые друг другу за глаза кости мыли. Говорили такие вещи, что ужас. У исторички среди учителей, подчеркну, не учеников, была кличка «Ирка-вонючка», потому что она не пользовалась дезодорантами. Про Юлию Ильиничну, по трудам, говорили, что она не может родить, потому что перенесла сифилис. Про молодую, только поступившую учительницу биологии, что спит с охранником. А ему на вид лет 80. В общем, учителя только кажутся белыми и пушистыми.

Я ушла из школы, отработав там 17 лет, в СПТУ преподавать всё те же предметы. Меня переманили уверениями, что здесь совсем другие ученики, взрослые люди, знающие, чего хотят в жизни, а не школота. На первом же уроке я попросила кого-то процитировать что-то из Пушкина. Думаете, хоть один смог? Нет! Девушка подняла руку и говорит: «А нам прошлая учительница говорила любой стих учить, любого автора, и ставила „5“». Я подошла к их куратору и спрашиваю: «Им вообще ничего не задавать? Не нужна литература?». Та глаза потупила и прошептала: «Вы же понимаете, кто идёт к нам... Кто не попал ни в вуз, ни в техникум».

Но ушла я не из-за этого. Мальчишка потерял в стенах училища телефон. Другие ребята его нашли и не прикарманили, а отдали охраннику. Думаете, аппарат вернулся хозяину? Как бы не так! От охранника его уже добиться не смогли ни мы, ни родители учащегося. Он твердил какую-то ерунду, мол, оставил на столе, а потом сменился, ушёл домой, и телефона не стало. Мерзко, обидно. Своровал не ученик, а тот, что, по сути, его должен защищать.

Я поняла, что перегорела, что детям не нужны знания, а педагогам — умные ученики. Что ещё немного — и я буду рыдать на уроках от их незаинтересованности и своего бессилия. Я решила помогать тем, кому действительно интересно, кому надо, кто мотивирован на результат. Сейчас веду частные уроки. Это даже не репетиторство, а больше. Я беру детей, довожу их до окончания школы, готовлю к ЕГЭ и другим экзаменам. Работаю не по программе, а по своему пониманию, как лучше, чтобы систематизировать их знания, вселить в головы грамотность. Не передать словами, какое счастье для педагога видеть результаты своих трудов! В этом году одна девочка, которая училась в школе весьма посредственно, написала ЕГЭ по русскому языку на 93 балла. Родители её подарили мне шикарное кольцо с бриллиантами. Сверх оплаты, которую вносили за неё постоянно. Ребёнок поступил на бюджет на престижную специальность. Обществознание и математика у неё сданы так себе, а мой предмет вытянул сумму баллов.

Сейчас зарабатываю примерно столько, как платят в школе. Ни о чём не жалею. Да, педстаж у меня не идёт. Чуть-чуть не хватило до пенсии по выслуге. Зато я увидела краски жизни, сберегла остатки нервных клеток и посвящаю массу времени своей семье.

Татьяна Г., Ахтубинск, 46 лет, учитель английского языка

В общей сложности я проработала в школе 18 лет и ушла не из-за плохой жизни. У меня зарплата по школьным меркам хорошая была, плюс репетиторство. В 2010 году мы с мужем начали бизнес — производство металлоизделий. Предпринимательство я оформила на себя. Захотелось попробовать что-то новое, да и уверенность была, что если не получится, всегда могу вернуться в школу. Наоборот, мне было даже страшно уходить от стабильности и гарантированной пенсии.

Педагоги, ушедшие из школы, скучают по работе и своим ученикам. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Я даже не помню такого, чтобы у нас кто-то ушёл из школы в моем возрасте в бизнес. Уходили те, у кого не было педагогического образования, не по профессии работали, находили место по специальности, как правило, в гарнизоне, и увольнялись. У нас были такие, что просто в другую школу переходили, сейчас работают нормально в другом коллективе. А чтобы в бизнес, я не помню такого.

После того, как я уволилась из школы, мой круг общения резко ограничился, все знакомства оборвались. В общем, я даже жалела, что ушла. Скучала по общению с детьми, коллективу (у нас как-то подобралась компания одного возраста), конечно, «тёрки» с администрацией были, скандалы, слёзы и даже оскорбления, но это как-то ушло. Поэтому, в 2011 я возвратилась. Вернулась на год, но не смогла совмещать. С утра до 14.00 — школа, потом работа в офисе и репетиторство до 18.00. Ведь в школе надо работать, отдаваясь полностью, делить с другой работой нельзя. Так что пришлось уйти совсем, но теперь я уже не жалею. На школьную зарплату сейчас я уже не выживу. А вообще, у нас в школах сейчас много молодежи, каждый год кто-нибудь приходит. Меня приглашают на праздники, и я вижу, что после меня уже пришли около десяти новых педагогов. Даже парни есть. Девчонкам легче, я думаю. Если муж есть, да ещё и военнослужащий, то просто работай в удовольствие, а не ради зарплаты. Но это у нас, в военном городке. А если зарабатывать, то это конечно, не в школе. Мужчина-педагог может рассчитывать на 25-30 тысяч, не больше. Но в городах вроде Москвы, учителя, думаю, хорошо получают.

Учителя, ушедшие из школы, уверены, что на школьную зарплату прожить нельзя. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Нагрузка конечно большая — бумаг полно, отчётности всякой, все эти дневники электронные, внеурочная работа, нервы, родители не всегда сознательные, но как я поняла, хорошо там, где нас нет. У меня сейчас не меньше бумаг и нервотрёпки. В материальном плане и независимости не жалуюсь. Правда, на пенсию пойду только в 55, если пойду...

Ирина С., Санкт-Петербург, 29 лет, учитель хореографии

После хореографического училища я пошла работать педагогом-хореографом в общеобразовательную школу. Там создавали театральную студию. Собралось много молодых преподавателей, которые хотели заниматься с детьми вокалом, танцами, ставить спектакли.

Поскольку студия для ребят была бесплатная, то приходили те, кто хотел, начиная с первого класса и заканчивая 11. Я вела эстрадные танцы, некоторые дети пели — мы делали для них номера, ставили музыкальные спектакли. Коллектив был очень хороший. Все коллеги ориентированы на результат, молодые, задорные. Студия развивалась, ребята были готовы сами ночью шить костюмы, что-то придумывать, искать музыку. Руководство школы — душевное, во всём шло навстречу и по-настоящему было заинтересовано, чтобы в школе было творчество, которое не стыдно показать на уровне района.

Мне же очень хотелось попробовать себя в классической хореографии, а не совмещать номера с театральными постановками, и я решила уйти в частную балетную студию. Там были уроки у станка, на пуантах, с детьми, которые целенаправленно хотят заниматься танцами. Я преподавала основы хореографии. Для старших ребят, конечно, были педагоги, которые окончили то же Вагановское училище, бывшие артисты классического балета. В итоге я поработала там какое-то время и уволилась. Оказалось, что такая хорошая атмосфера, в которую я попала сразу после учёбы в обычной школе, к сожалению, далеко не везде.

Я до сих пор общаюсь с некоторыми из своих первых учеников, они рассказывают о своих успехах. Сейчас та театральная студия развилась. Дети учатся петь и выступать, а потом проходят кастинги в престижные учебные заведения.

Если честно, я жалею, что ушла из общеобразовательной школы. Надо было повременить, подумать. После колледжа я не сразу оценила коллектив, который готов тебе помогать и поддерживать. Это очень редкое явление. В нашей работе всё зависит от человеческого фактора, как к тебе будет относиться тот же директор, другие педагоги и, если есть хорошие отношения и все думают о творчестве, это надо ценить.

Томас Эдисон — это, наверное, самый известный и продуктивный изобретатель всех времен, имевший более чем 1000 патентов, выданных на его имя, включая электрическую лампу, фонограф, и кинокамеру. Он стал мультимиллионером и завоевал Золотую Медаль Конгресса. Эдисон поздно начал свое обучение после болезни, в результате чего его ум часто блуждал, и это побудило одного из его учителей называть его «абсолютным». Он выбыл из школы после всего трех месяцев формального образования. К счастью, его мать была школьной учительницей в Канаде и учила дома молодого Эдисона.

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin)

Бенджамин Франклин известен во многих ипостасях: политик, дипломат, автор, полиграфист, издатель, ученый, изобретатель, отец-основатель и соавтор Декларации Независимости. Единственное, кем он не был — это выпускником средней школы. Франклин был пятнадцатым ребенком и младшим сыном в семье из 20 человек. Он провел два года в Бостонской Латинской школе прежде, чем покинуть ее в возрасте десяти лет и отправиться работать на своего отца, а затем на его брата, как полиграфист

Билл Гейтс (Bill Gates)

Уильям Генри Гейтс III , известный как Билл Гейтс, в 1973 году поступил в Гарвардский университет и был отчислен спустя всего 2 года. После отчисления он занялся созданием программного обеспечения, создал компанию Microsoft, стал одним из богатейших людей в мире и постоянно оказывал безвозмездную финансовую и техническую помощь «родному» Гарвардскому университету. Учитывая его заслуги, через 32 года после отчисления, Биллу Гейтсу был вручен диплом выпускника Гарварда «задним числом».

Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Хотя он был назван журналом Таймс, как «Человек Века», Альберт Эйнштейн был вовсе не «Эйнштейном» в школе. Нобелевский лауреат, физик-теоретик, известный своей теорией относительности, а так же вкладом в квантовую теорию и статистическую механику, бросил школу в возрасте 15 лет. Решив продолжить свое образование год спустя, Эйнштейн сдавал вступительные экзамены в престижный швейцарский федеральный технологический институт, но неудачно. Он вернулся в среднюю школу, получил диплом и потом все-таки поступил в университет, сдав вступительные экзамены со второй попытки.

Джон Д. Рокфеллер старший (John D. Rockefeller, Sr.)

За два месяца до церемонии вручения дипломов средней школы, первый зарегистрированный миллиардер в истории Джон Д. Рокфеллер старший, выбыл, чтобы поступить на деловые курсы в Фолсомском Коммерческом Колледже. Он основал Standard Oil Company в 1870, заработал миллиарды долларов, прежде чем его компания была раздроблена правительством с целью лишить ее монополии на рынке нефтепродуктов США и провел последние 40 лет жизни отдавая свое богатство, прежде всего проектам, связанным со здоровьем и образованием. Этот человек, без сожаления бросивший среднюю школу, помог миллионам людей получить хорошее образование.

Уолт Дисней (Walt Disney)

В 1918, в то время учащийся средней школы, будущий продюсер, лауреат «Оскара» и пионер парков развлечений, Уолт Дисней начал брать ночные курсы в Академии Искусств в Чикаго. Дисней ушел из средней школы в 16 лет, чтобы присоединиться к армии, но поскольку он был слишком молод, чтобы попасть в призыв, он присоединился к Красному Кресту с подделанным свидетельством о рождении. Диснея послали во Францию, куда он вел машину скорой помощи, которая была покрыта сверху донизу мультяшками, которые в конечном счете стали персонажами его фильмов. После того, как Дисней стал мультимиллионером, основателем Walt Disney Company и кавалером Президентской Медали Свободы, он получил почетное свидетельство об окончании средней школы в 58 лет.

Ричард Брэнсон (Richard Branson)

Британский сэр Ричард Брэнсон — владеющий миллиардным состоянием бизнесмен, самостоятельно добившийся успеха. Он основал Virgin Atlantic Airways, Virgin Records, Virgin Mobile и даже космическую туристическую компанию, организовывающую суборбитальные поездки в космос любому, кто пожелает. Страдая от дислексии, Брэнсон был бедным студентом. Ему пришлось бросить школу в 16 лет и переехать в Лондон, где он начал свою первую успешную предпринимательскую деятельность, издавая журнал Student.

Джордж Бернс (George Burns)

Джордж Бернс, урожденный Натан Бирнбаум, был успешным водевильным актером, ТВ и кинокомиком в течение почти девяти десятилетий. После смерти его отца, Бернс покинул школу в четвертом классе, чтобы найти работу чистильщиком обуви, выполняя поручения и продавая газеты. Во время работы в местном магазине леденцов, Бернс и его молодые коллеги решили войти в шоу-бизнес как Peewee Quartet. После того, как группа распалась, Бернс продолжал работать с партнером, обычно девушкой пока не встретил Грейси Аллен в 1923. Бернс и Аллен поженились, но не становились звездами, пока Джордж радикально не изменил представления, и не создал в них смешную роль и для Грейси. Они продолжали сотрудничать в водевиле, радио, телевидении и фильмах, пока Грейси не прекратила свои выступления в 1958 году. Бернс продолжал выступать почти до дня своей смерти в марте 1996.

Харлэнд Сандерс (Harland Sanders)

Полковник Харлэнд Сандерс преодолел свое отсутствие образования. Его отец умер, когда ему было шесть лет и так, как его мать работала, он был вынужден готовить еду для всей семьи. Он не смог закончить даже начальную школу. Сандерс сменил много рабочих мест, включая пожарного, рулевого на пароходе и страхового агента. Он позже получил степень в области юриспруденции с помощью заочной школы. Кулинарные навыки Сандерса и его деловой опыт помогли ему сделать миллионы как основателю империи жареных цыплят Kentucky Fried Chicken.

Чарльз Диккенс (Charles Dickens)

Чарльз Диккенс, автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни» учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась, когда его отец был заключен в тюрьму за долги. В 12 лет он покинул школу и начал работать по десять часов в день на очерняющей ботинки фабрике. Диккенс позже работал клерком и стенографистом в суде. В 22 года он стал журналистом, сообщая о парламентских дебатах и освещая избирательные кампании для газеты. Его первую коллекцию историй «Очерки Боза» (Boz было его прозвище) и его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», издали в 1836 году.

Элтон Джон (Elton John)

Родившийся Реджиналдом Кеннетом Дуайтом, участник Зала славы рок-н-ролла сэр Элтон Джон продал больше чем 250 миллионов записей и имеет более пятидесяти «Лучших 40 хитов», делающих его одним из самых успешных музыкантов всего времени. В 11 лет Элтон Джон принят в Королевскую Консерваторию Лондона по классу фортепьяно. Когда ему надоели классические произведения, Элтон предпочел рок-н-ролл, и после пяти лет он оставил школу, чтобы стать пианистом по выходным дням в местном пабе. В 17 лет он сформировал группу под названием Bluesology, и, к середине 1960-х, они совершали поездку с музыкантами Soul и R&B, такими как Isley Brothers, Patti LaBelle и Bluebelles. Альбом Элтона Джона был выпущен весной 1970, и после первого сингла «Your Song», попавшего в американский «Top Ten», Элтон был на пути к своей суперславе.

Рэй Крок (Ray Kroc)

Рэй Крок не создал McDonald`s, но он превратил его в крупнейшую в мире сеть ресторанов быстрого питания после покупки фирмы у Дика и Мака Макдональдсов в 1955 году. Крок заработал 500 миллионов долларов состояния еще ​​при жизни, и в 2000 году был включен журналом Тайм в список из 100 самых влиятельных производителей и титанов индустрии в XX веке. Во время Первой мировой войны, Крок покинул среднюю школу в возрасте 15 лет и лгал о своем возрасте, чтобы стать водителем скорой помощи Красного Креста, но война закончилась прежде, чем он был отправлен за границу.

Гарри Гудини (Harry Houdini)

Имя Гудини является синонимом волшебства. Прежде чем стать всемирно известным фокусником и мастером побегов по имени Гарри Гудини, Эрих Вайс бросил школу в возрасте 12 лет, работая на нескольких работах, в том числе учеником слесаря. В 17 лет он объединился с коллегами — энтузиастами магии, чтобы создать труппу Houdini Brothers, названную в честь Жана Эжена Роберта Гудина, самого известного мага той эпохи. В возрасте 24 лет, Гудини придумал трюк «Неподчинение Закону», предлагая уйти от любой пары наручников, предлагаемых аудиторией. «Неподчинение Закону» стал поворотным моментом для Гудини. С его успехом пришло развитие зрелищных побегов, которые превратили его в легенду.

Ринго Старр (Ringo Starr)

Ричард Старки более известен как Ринго Старр, барабанщик Битлз. Родился в Ливерпуле в 1940 году, Ринго перенес два серьезных заболевания в возрасте шести лет. Проведя в общей сложности три года в больнице, он значительно отставал в школе. Он ушел из школы после своего последнего визита в больницу в 15 лет, едва умея читать и писать. За время работы в инженерной фирме, 17-летний Старки присоединился к группе и сам научился играть на барабанах. Его отчим купил ему его первую настоящую барабанную установку, и Ринго играл с различными группами, в конечном счете присоединившись к Rory Storm and the Hurricanes. Он изменил свое имя на Ринго Старр, принял приглашение от Beatles в 1962 году, и сейчас является одним из самых известных барабанщиков в истории музыки.

Принцесса Диана (Diana Spencer, Princess of Wales)

Покойная Диана Спенсер, принцесса Уэльская, училась в школе West Heath Girls, где ее академическая успеваемость рассматривалась как ниже среднего, не сумев сдать все экзамены «нулевого уровня». В возрасте 16 лет, она оставила West Heath и недолго проучилась в выпускных классах в Швейцарии, прежде чем уйти и оттуда. Диана была талантливой певицей-любителем и стремилась стать балериной. Диана пошла работать неполный рабочий день помощником в детский сад, дающий основы начальной школы. Вопреки утверждениям, она была не воспитателем детского сада, так как у нее не было никакой образовательной квалификации, чтобы учить детей. В 1981 году, в возрасте 19 лет, Диана обручилась с принцем Чарльзом и ее рабочие дни закончились.