Польская культура в первой половине ХХ века. История России: Россия в первой половине ХХ века

Основные события и понятия:

  • Пандемии чёрной оспы , испанского гриппа .
  • Распад империй.
  • Октябрьская революция , создание СССР , строительство социализма и попытка построения коммунизма .
  • Становление тоталитарных и авторитарных режимов. Холокост , сталинские репрессии , «культурная революция» , маккартизм .
  • Создание революционных лекарств: сульфаниламиды и пенициллин , синтетические анальгетики , массовая вакцинация , антибиотики .
  • Начало атомной эры : ядерное оружие (атомная бомба), уничтожение городов Хиросима и Нагасаки , атомная энергия .
  • Создание ООН
  • Мир стал биполярным, Холодная война
  • Создание НАТО
  • Демократия , права человека
  • Космический прорыв : выход в космос , полёты к Луне , Марсу , Венере
  • Развитие транспорта : реактивная гражданская авиация , массовая автомобилизация
  • Массовое применение противозачаточных таблеток и антидепрессантов
  • Создание Европейского союза
  • Распад СССР , Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи
  • Развитие информационных и коммуникационных технологий: сотовая связь , компьютер , телевидение , Интернет .

Основные события

XX век принёс колоссальный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в экономике , политике , идеологии , культуре, науке, технике и медицине.

Главным экономическим результатом века стал переход к массовому машинному производству товаров из естественных и синтетических материалов, создание конвейерных производственных линий и заводов-автоматов. Параллельно совершилась научно-техническая революция, переведшая экономику всего мира в постиндустриальную стадию капитализма и прошедшая три основных фазы:

  • первая (транспортно-коммуникационная) фаза научно-технической революции (автотранспорт, авиация, радио, телевидение), создание индустрии оружия (пулемёты, танки, химическое оружие);
  • вторая (химическая) фаза научно-технической революции: создание химической и медицинской индустрии (удобрения, синтетические материалы и лекарства, пластмассы, термоядерное оружие).
  • третья (информационно-кибернетическая) фаза научно-технической революции: (космонавтика, электронно-вычислительная техника), создание индустрии развлечений (кино и спортивные зрелища), рост сферы услуг.

Цикличность мирового общественного производства, возникшая в предыдущем веке, сохранилась и в веке XX: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны в 1907, 1914, 1920-1921, 1929-1933 (великая депрессия), 1937-1938, 1948-1949, 1953-1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1971, 1973-1975, 1979-1982, 1990-1991, 1997-1998 гг., приводя к абсолютному падению производства, сокращению капитальных вложений, росту безработицы, увеличению количества банкротств фирм, падению курса акций и другим экономическим потрясениям.

В политической области от колониальных аграрных империй XIX века мир перешёл к индустриальным республиканским государствам. Глобальной политической катастрофой стала военно-революционная эпоха первой половины XX века - период революционных изменений в крупнейших мировых державах и связанных с этим гражданских, межгосударственных и межкоалиционных войн 1904-1949 (включает Русско-японскую войну 1904-1905, Русскую революцию 1905-1907, Иранскую революцию 1905-1911, Младотурецкую революцию 1908, Мексиканскую революцию 1910-1917, Синьхайскую революцию и гражданскую войну в Китае 1911-1949, Итало-Турецкую войну 1911-1912, Балканские войны 1912-1913, межкоалиционную Первую мировую войну 1914-1918, Великую Российскую революцию и гражданскую войну в России 1917-1923, революции в Германской, Австро-венгерской и Османской империях 1918, межвоенный период в Европе 1918-1939, Испанскую революцию и гражданскую войну в Испании 1931-1939, Японско-Китайскую 1931-1945 и межкоалиционную Вторую мировую 1939-1945 войну). Быстрый технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. Войны унесли жизни около 90 миллионов человек (Первая мировая война - более 20 млн, гражданские войны и голод в Китае и России - более 10 млн, Вторая мировая - около 60 млн.). Основными политическими событиями столетия стали:

  1. Распад Османской, Китайской, Австро-Венгерской, Второй Германской и Российской империй в ходе Первой мировой войны .
  2. Создание Лиги наций , образование , Третьей Германской , Японской империй ; Великая депрессия в межвоенный период.
  3. Гибель Третьей Германской и Японской империй и создание в качестве средства предотвращения будущих мировых войн Организации Объединённых Наций в ходе Второй мировой войны .
  4. Холодная война двух супердержав США и СССР после Второй мировой войны.
  5. Возникновение разделённых наций в Германии, Китае, Корее и Вьетнаме и их борьба за воссоединение.
  6. Воссоздание еврейского государства в Палестине и связанный с этим многолетний ближневосточный конфликт.
  7. Создание социалистической Китайской Народной Республики.
  8. Крушение Британской, Французской и Португальской колониальных империй и конец колониализма, который привёл к провозглашению независимости многих африканских и азиатских стран.
  9. Европейская интеграция, начавшаяся в 1950-е годы и приведшая к Европейскому союзу, который в конце столетия объединял 15 стран.
  10. Революции 1989 года в восточной Европе и распад СССР.

В результате этих событий почти все великие державы начала века перестали существовать, только Соединённые Штаты приобрели и сохранили до конца века свой статус сверхдержавы.

Экономические и политические потрясения Европы в первой половине века привели к возникновению тоталитарных идеологий нескольких типов: в Европе - фашизма, в России - коммунизма, а в Германии после Великой депрессии в 30-е годы - нацизма. После победы Советского Союза во Второй мировой войне, коммунизм стал одной из основных мировых идеологий, получившей статус государственной в странах Восточной Европы, в Китае, на Кубе и в некоторых странах Азии и Африки. Развитие коммунистической идеологии привело к беспрецедентному росту атеизма и агностицизма в мире, а также падению авторитета традиционных религий. В конце века после падения основной их части, была реанимирована политическая активность христианских и исламских фундаменталистов, Римского понтифика и Далай-Ламы.

В социальной области в течение XX века получили распространение идеи о равенстве прав всех людей Земли независимо от их пола, роста, возраста, национальности, расы, языка или вероисповедания. Восьмичасовой рабочий день стал законодательной нормой большинства развитых стран. С появлением новых средств контроля за рождаемостью стали более независимыми женщины. После десятилетий борьбы все западные страны предоставили им право голоса.

Массовыми общественными движениями XX века стали:

  • коммунистические организации в России и Китае;
  • движение гражданского неповиновения в Индии;
  • движение за гражданские права в Соединённых Штатах;
  • движение против апартеида в Южной Африке;

XX век принёс в сознание человечества такие термины, как мировая война, геноцид, ядерная война. Ракетное термоядерное оружие, возникшее во время «Холодной войны» предоставило человечеству средство полного самоуничтожения. Средства массовой информации, телекоммуникаций и информационных технологий (радио, телевидение, покетбуки в мягкой обложке, персональные компьютеры и Интернет) сделали знания более доступными для людей. Кино, литература, популярная музыка стали доступны в любой точке Земного шара. Одновременно средства массовой информации стали в XX веке средством безудержной пропаганды и оружием в борьбе против идеологического противника.

В результате достижения Соединёнными штатами Америки политико-культурной гегемонии по всему миру распространилась американская культура, несомая фильмами Голливуда и музыкальными постановками Бродвея. В начале века популярными в США стали блюз и джаз, которые сохраняли своё господство в музыке до появления рок-н-ролла в 1950-х годах. Во второй половине века ведущим направлением в популярной музыке стал рок - конгломерат различных стилей и направлений (хеви-метал , панк-рок , поп-музыка). В качестве музыкальных инструментов начали широко использоваться синтезаторы и электронные инструменты. После Первой мировой войны в литературе беспрецедентную популярность получил жанр детектива, после Второй мировой войны - научная фантастика и фэнтези. Визуальная культура стала доминирующей не только в кино и телевидении, но проникла в литературу в виде комиксов. Огромное значение в кино приобрела мультипликация, в частности в её компьютерных вариантах. В изобразительном искусстве получили развитие экспрессионизм, дадаизм, кубизм, абстракционизм и сюрреализм. Начавшие свою деятельность в стиле модернизма архитекторы XX века после многочисленных потрясений и разрушений мировых войн, а также ввиду развития строительной индустрии, возникшей на основе применения стандартных железобетонных изделий, вынуждены были отказаться от украшательства и перейти к упрощению форм. Однако в США, в межвоенных Германии и СССР продолжали развиваться архитектура и монументальное искусство. Значительно увеличилась в XX веке популярность спорта, превратившегося в массовое зрелище благодаря развитию международного Олимпийского движения и поддержке правительств тоталитарных государств. Компьютерные игры и интернет-серфинг стали новой и популярной формой развлечения в течение последней четверти XX столетия. К концу века в большинстве стран мира господствовал американский стиль жизни: английский язык, рок-н-ролл, поп-музыка, фаст-фуд, супермаркеты. Повышение уровня информированности людей вызвало широкие дискуссии по поводу воздействия на человечество окружающей среды и о глобальном изменении климата, начавшемся в 1980-х годах.

Огромные изменения в XX веке произошли в науке, которая из развлечения одиночек превратилась в главную производительную силу общества. В межвоенный период в математике были сформулированы и доказаны теоремы Гёделя о неполноте, а изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники. Само применение вычислительной техники во второй половине XX века изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. В течение первой половины XX века были созданы новые области физики: специальная теория относительности, общая теория относительности и квантовая механика, которые радикально изменили мировоззрение учёных, дав им понять, что Вселенная фантастически более сложна, чем это представлялось в конце XIX века. Было установлено, что все известные силы можно объяснить в рамках четырёх фундаментальных взаимодействий, два из которых - электромагнетизм и слабое взаимодействие - теоретически могут быть объединены в электрослабое взаимодействие, оставив только три фундаментальных взаимодействия. Открытие ядерных реакций и ядерного синтеза позволило решить вопросы астрономии об источнике солнечной энергии. Была предложена теория Большого взрыва и определён возраст Вселенной и Солнечной системы, включая Землю. Космические аппараты, долетевшие до орбиты Нептуна позволили глубже изучить Солнечную систему и доказать отсутствие разумной жизни на её планетах и их спутниках. В геологии мощный метод для определения возраста древних животных и растений, а также исторических объектов дал изотопный метод анализа. Теория глобальной тектоники совершила революцию в геологии, доказав мобильность земных материков. В биологии получила признание генетика. В 1953 году была определена структура ДНК, а в 1996 был проведён первый опыт клонирования млекопитающих. Селекция новых сортов растений и развитие индустрии минеральных удобрений привели к существенному повышению урожайности аграрных культур. Кроме сельскохозяйственных удобрений, благодаря невиданному развитию химии, в жизнь вошли новые материалы: нержавеющие стали, пластмассы, полиэтиленовая пленка, липучка и синтетические ткани. Тысячи химических веществ были разработаны для промышленной переработки и домашнего использования.

Наиболее значительными изобретениями, вошедшими в жизнь в XX веке, стали электрические лампочки, автомобиль и телефон, супертанкеры, самолёты, автомагистрали, радио, телевидение, антибиотики, холодильники и замороженные продукты, компьютеры и микрокомпьютеры, и мобильные телефоны. Совершенствование двигателя внутреннего сгорания позволило создать в 1903 первый самолёт, а создание конвейерной сборочной линии позволило сделать выгодным массовое производство автомобилей. Транспорт, тысячелетиями основанный на конной тяге, был на протяжении XX века заменён на грузовые автомобили и автобусы, что стало возможным благодаря крупномасштабной эксплуатации ископаемого топлива. После разработки в середине века реактивных авиационных двигателей была создана возможность коммерчески выгодных массовых воздушных перевозок. Человечество покорило воздушный океан и получило возможности изучать космическое пространство. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Беспилотные космические зонды стали практическим и относительно недорогим видом разведки и телекоммуникаций. Они посетили Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, различные астероиды и кометы. Космический телескоп, запущенный в 1990, значительно расширил наше понимание Вселенной. Алюминий в XX веке резко подешевел и стал вторым по распространённости после железа. Изобретение транзистора и интегральных схем совершило революцию в мире компьютеров, что привело к распространению персональных компьютеров и сотовых телефонов. В XX веке появилось и распространилось большое количество видов бытовой техники, чему способствовали рост производства электроэнергии и благосостояния населения. Уже в первой половине века стали популярны стиральные машины, холодильники, морозильники, радиоприёмники, электрические печи и пылесосы. В середине XX века появились телевизионные приёмники и аудиомагнитофоны, а в конце - видеомагнитофоны, микроволновые печи, персональные компьютеры, музыкальные и видеоплееры, возникло кабельное и цифровое телевидение. Распространение Интернета позволило оцифровать музыкальные и видеозаписи.

Инфекционные заболевания, в том числе чёрная оспа , испанский грипп и другие вирусные инфекции гриппа , чума , холера , тиф , туберкулёз , малярия , прочие особо опасные, известные и малоизвестные вирусные инфекции убили за XX век до миллиарда человек (см. Пандемии), а в конце века было обнаружено новое вирусное заболевание, СПИД , которое возникло в Африке. Тем не менее в конце XX века инфекционные болезни впервые в истории человечества уступили первенство в качестве причин смерти заболеваниям сердечно-сосудистой системы и злокачественным новообразованиям. Медицинская наука и революционные достижения науки в сельском хозяйстве привели к увеличению мирового населения с полутора до шести миллиардов человек , хотя противозачаточные средства позволили снизить темпы роста населения в промышленно развитых странах. В XX веке были разработаны вакцины против полиомиелита , грозившего мировой эпидемией, гриппа, дифтерии, коклюша (судорожный кашель), столбняка , кори, эпидемического паротита, краснухи (немецкой кори), ветряной оспы, гепатита . Успешное применение эпидемиологии и вакцинации привели к искоренению вируса оспы в организме человека. Однако в странах с низким уровнем дохода населения люди по-прежнему умирают преимущественно от инфекционных болезней и менее четверти населения доживает до 70 лет. В начале века мощным диагностическим инструментом для широкого спектра заболеваний, от переломов до рака, стало использование рентгеновских лучей. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Важным средством диагностики стали ультра-звуковые аппараты и метод магнитно-резонансной томографии. После создания банков крови значительное развитие получил метод переливания крови, а после изобретения иммуносупрессивных препаратов медики приступили к трансплантации органов и тканей. В результате возникли новые области хирургии, в том числе пересадки внутренних органов и хирургии сердца, для чего были разработаны электрокардиостимуляторы и искусственное сердце . Развитием производства витаминов фактически ликвидирована цинга и другие авитаминозы в индустриально развитых обществах. Созданные в середине XX века антибиотики резко сократили смертность от бактериальных заболеваний. Для лечения нервнопсихических заболеваний были разработаны психотропные средства и антидепрессанты. Синтез инсулина способствовал повышению средней продолжительности жизни диабетиков в три раза. Достижения в области медицинской техники и улучшение благосостояния многих людей позволили увеличить среднюю продолжительность жизни в XX веке с 35 до 65 лет. Население Земли увеличилось почти в 4 раза.

  • 8 февраля - 27 июля - Русско-японская война .
  • 1 августа - 11 ноября - Первая мировая война .
  • Великая депрессия 1930-х .
  • 1 сентября - 2 сентября - Вторая мировая война .
  • Конец обширных колониальных империй .
  • Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик , Варшавского договора .
  • Политические репрессии в Советском Союзе. Особо масштабные и кровопролитные сталинские репрессии .
  • Образование и распад военных блоков СЕАТО , СЕНТО .
  • Быстрое развитие науки и техники: от первого полёта аэроплана до отправки космических аппаратов на планеты и вне Солнечной системы . Изобретены новые источники энергии , новое оружие (ядерная , водородная бомбы и др.), телевидение , компьютер , Интернет , новые материалы (нейлон , кевлар), сверхскоростные железные дороги.
  • В некоторых странах мира предпринята попытка построить на основе теории марксизма новую социально-экономическую формацию - коммунизм через промежуточную его стадию - социализм .
  • «Холодная война » между Западными странами и странами Варшавского договора .
  • Быстрый рост уровня жизни в Северной Америке , Европе и Японии .
  • Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов , нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия,

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы.

К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной - сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.

Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада.

В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции.

Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю - романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».

Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др.

Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах - драме, романе, новелле.

На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.

Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным ее непринятием.

Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главным его представителями были Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. «Модерн» во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.

В своих манифестах он призывал к «тотальному обновлению искусства». Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом.

Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.

Экспрессионизм более решительно порывает с традиционными искусством, более открыто, устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета. Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилии субъективного начала. Художники-экспрессионисты создали внутреннее напряжение, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного З. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция.

Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России - В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.

Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.

Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения - «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство». Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.

В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, - электроэнергетика, машиностроение и химия.

Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования . Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, - динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении - электротехника.

Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу . Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.

Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке

Из истории автомобилизма

В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (вспомните название фирмы «Мерседес Бенц») получил патент на изобретенный им автомобиль и в том же году продемонстрировал публике в городе Мангейме свою «моторизированную карету». Новое транспортное средство пробивалось с большим трудом. Только спустя два года изобретатель получил «временное разрешение» на езду в автомобиле. Это были первые в истории водительские права. На заре автомобильной эры машины направлялись горючим в аптеках, где разлитый в бутылки бензин продавался как чистящее средство. Позже в американском городе Сиэтле открылась первая «бензоколонка» - бак со шлангом. Настоящая заправочная станция с насосом впервые заработала в Берлине в 1922 г.

Развитие различных областей промышленности

Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.

К химическим производствам можно условно отнести и выпуск целлюлозы для быстро развивающейся бумажной промышленности, которая пыталась утолить растущий «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетный бизнес, требовало все больше бумаги. Развитие потребительского сектора в развитых странах стимулировало расширение производства различного рода практичной и удобной упаковки, для чего нужен был картон и различная упаковочная бумага.

Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.

Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.

Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.

Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.

Американцам это не понравилось, и они, не мудрствуя лукаво, организовали в колумбийской провинции Панама переворот. Мятежные власти тотчас же были признаны американской стороной. В политический лексикон вошел термин «панама», означавший аферу, какое-либо авантюристическое дело.

Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.

Развитие военной промышленности

Развитие научно-технического прогресса в начале XX в. протекало в значительной степени под флагом милитаризации. Подготовка к войне и военные действия ускоряли развитие двух групп промышленных производств, нацеленных на военную сферу. Машиностроение стало производить в массовых количествах технику, которой ранее вообще не было. На суше появились «бронированные чудовища» - танки, впервые примененные англичанами в 1916 г. В все больше становилось военных самолетов. В начале первой мировой войны их было всего лишь около двух тысяч, а в конце - более 60 тыс. Так возникла авиационная промышленность. На море параллельно с усовершенствованием надводных кораблей шли работы по созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Германия и Россия.

На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.

В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.

Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка - марганца и меди.

С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.

К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.

Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.

Итак, период развития т. н. старых промышленных производств закончился. Для него было характерно в основном экстенсивное развитие индустрии, сопровождающееся в первую очередь ее количественным ростом, что получило в дальнейшем наименование «примитивного индустриализма». Резко увеличилась занятость населения (см. статью « «) в промышленности. Все больше и больше потреблялось различного сырья и материалов, что вызвало обострение экологической ситуации во многих индустриальных районах мира. Промышленность стала постепенно проникать на мировую периферию, за пределы Европы и Северной Америки.

А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века:


Образование независимого государства создало более благопри­ятные условия для развития польской культуры, образования и науки. Городское население, в том числе и недавние выходцы из сел, те­ряли связи с традиционной культурой, воспринимали новые об­разцы поведения, формируемые польской интеллигенцией или заимствованные из-за гра­ницы.

Это касалось одежды, устройства жилищ, семейных отношений, проведения свободного времени. Городской образ жизни и связанные с ним куль­турные стереотипы проникали и в сельскую среду, особенно вос­приимчивой к современным веяниям была крестьянская молодежь.

Продолжал изменяться облик городов, и не только их цент­ральных или аристократических районов, но и окраин, на которых строительными кооперативами возводились относительно недорогие жилые дома с современными удобствами. Газовое освещение улиц было повсеместно вытеснено электрическим, все боль­ше городов строили водопроводные и канализационные сети. Но сохранялись и трущобы, не отвечавшие самым элементарным санитарным нормам.

Более доступной стала медицинская помощь. В 1930-е гг. меди­цинские кооперативы стали создаваться и в селах, но города по количеству врачей на душу населения по-прежнему значительно их опережали.

Все большую роль в жизни людей играл спорт, переставший быть привилегией богатых. Широкое распространение получили рабочие спортивные клубы. Здоровый образ жизни и занятия спортом активно пропагандировали молодежные организации. Польские спортсмены вышли на международную арену. Широкую известность в мире приобрели польские бегуны Януш Кусочиньский (чемпион Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1932 г.) и Станислава Валасевич (чемпионка Олимпиады в Лос-Анджелесе и серебря­ный призер Олимпиады в Берлине в 1936 г.), летчики Францишек Жвирка и Станислав Вигура и др. Популярностью пользовались футбол, гребля, конный спорт.

Уже в первые годы независимости самое серьезное внимание было уделено народному образованию. В феврале 1919 г. был издан декрет, вводивший всеобщее семилетнее образование для детей в возрасте от 7 до 14 лет и предусматривавший создание системы об­разования для взрослых. В итоге доля неграмотных в Польше сре­ди лиц в возрасте старше 10 лет сократилась с 33,1% в 1921 г. до 22,1% в 1931 г. и продолжала снижаться. Хуже обстояло дело с обучением детей не польской национальности на родном для них языке в государственных школах. В Галиции, например, числен­ность государственных украинских школ даже уменьшилась по сравнению с довоенным временем, зато росло количество дву­язычных школ. Для того, чтобы противодействовать полонизации молоде­жи, украинцы, белорусы, немцы вынуждены были содержать частные платные школы.

Подавляющая часть еврейских детей по-прежнему обучалась в традиционных школах (хедерах).

К трем польским университетам, которые существовали к моменту обретения независимости, прибавились Познанский, Виленский и Люблинский католический, а также ряд институтов. В общей сложности в межвоенный пери­од действовали 16 государственных и 11 частных высших учебных заведений, которые окончили 83 тыс. студентов. Но так и не был открыт обещанный польским правительством украинский уни­верситет, в обществе постоянно обсуждался вопрос о введении процентной нормы для евреев в высших учебных заведениях.

Широкую просветительную деятельность вели около 26 тыс. библиотек, более 900 народных домов (в том числе 625 сельских), тысяча народных театров, 175 музеев, десятки культурно-просве­тительных обществ. В 1925 г. начала работу первая польская радио­станция, и в 1939 г. в стране было уже около 1 млн. радиоабонентов.

Наряду с литераторами, приобретшими известность до пер­вой мировой войны, на литературном небосклоне ярко засверка­ло творчество писателей Марии Домбровской, Юлиуша Каден-Бандровского, 3офии Налковской, поэтов Владислава Броневского, Ярослава Ивашкевича, Антони Сло­нимского, Юлиана Тувима, Яна Лехоня и др. Владислав Реймонт в 1924 г. получил Нобелевскую премию за роман «Мужики». Наряду с реалистическим литературным творчеством популярность приобрели различные направления авангардизма.

Более благоприятные условия сложились для научной работы, но по-прежнему преобладали дисциплины, не требовавшие больших средств на проведение исследований. Международное признание получили труды в области математики (Стефан Банах), социологии (Флориан Знанецкий), философии (Казимеж Твардовский, Тадеуш Котарбиньский, Владислав Татаркевич), физики (Чеслав Бялобжеский), исто­рии (Вацлав Конопчиньский, Ян Рутковский, Вацлав Собеский, Оскар Халецкий и др.).

Быстрое развитие железнодорожного, морского и авиаци­онного транспорта, создание современных производств, а также потребности армии в новых видах вооружения стимулировали инженерную и конструкторскую мысль. В 1938 г. на авиацион­ной выставке в Белграде польский бомбардировщик «Лось» за­нял первое место, опередив английские, немецкие и итальянс­кие самолеты. Но его серийное производство налажено не было. Большим достижением стало создание польскими специалистами машины «Энигма», с помощью которой военная разведка получила возможность дешифровки тайных шифров Германии. Во время войны поляки передали ее своим западным союзникам.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.