Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных

1. С одной буквой н пишутся:

1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

2). Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето).

3). Отымённые прилагательные с суффиксами -ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и -ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности").

Исключение:

деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .

4). Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.

Исключение:

Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный

Не путай!

В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .

5). Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.

2. С двумя буквами нн пишутся:

1). Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н : осенний, весенний, сонный.

2). Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

Исключение:

ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.

3). Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн: корчёванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн.
Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.

Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.

4). Прилагательные-исключения:

Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн .
Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный (см. пункт5).

5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).

6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.

"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №10

Раковецкая А.И.

Цели:

    знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);

    отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;

    воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

    Лингвистическая задача.

- Прочитайте слова, правильно поставив ударение: алычовый- грушевый.

Как знание правила « Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных » по вам?

Образуйте от этих существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы. Камыш, ключ, ёж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.

III . Работа с предложением. Утро было солнечн ое безветренное, но неж арко е.

Каким вы представили себе утро?

Объясните подчёркнутые орфограммы

    Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
    -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.

V . Подготовка к восприятию нового материала.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске:

    совестлив ый – совесть,

    талантлив ый – талант,

    доверчив ый – доверять,

    задумчив ый – задуматься,

    пищев ой – пища,

Определите часть речи данных слов. (Прилагательные. )

Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных. )

Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный. )

Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо. )

VI . Объяснение нового материала.

Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.

Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.

I. -Н-

1. –ан-, -ян-, -ин-

    кожан ый

    серебрян ый

    гусин ый

2. Ветреный, ветряная.

    ветрен ый день

    ветрян ая мельница

    ветрен ый человек

    ветрян ая оспа

3. Юн ый, зелен ый, син ий, румян ый, свин ой. (н входит в корень слова).

II. –НН-

1. Сон + н + ый = сонн ый (Н + Н)
лимонный, туманный.

2. -онн-, -енн-
станционн ый, утренн ий.

3. Слова: стеклянн ый
оловянн ый
деревянн ый.

4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированн ый
заклеванн ый

III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.

длинн ая дорога – дорога длинн а
ветрен ый человек – девочка ветрен а

V II . Закрепление.

1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 (чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан ян ин онн енн н + н

н н н нн нн нн

4. Нахождение исключений в тексте.

1. Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползет туман.

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

2. Мир тебе, полевая солома,

Мир тебе, деревянный дом!

3. Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас иной напев.

4. Поэты- все единой крови.

5. Распределительный диктант . (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)

Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.

(Можно использовать орфографический словарь. )

6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах: от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Туман, машина, карман, чугун.

7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

1-я группа (сильные уч-ся).

Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин -.

Определите, почему эти растения так названы.

Журавлин ый нос, львин ый зев, гусин ые лапки, анютин ы глазки, гусин ый лук, петушин ый гребешок, мышин ый горошек, кукушкин ы слезки, кукушкин ы сапожки, курин ая слепота…

2-я группа (средние уч-ся).

Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы. )

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.

3-я группа (слабые уч-ся).

Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

На чем основан перенос в словосочетании?

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.

Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.

Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.

Ослиные уши, ослиное упрямство.

VI II . Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.

С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

В чем сложность правописания этих суффиксов?

Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.

Какова была цель сегодняшнего урока?

Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

IX . Домашнее задание.

1. Параграф 56, упражнение 325

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).

1 слайд (по щелчку) .

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
  • Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н .
  • Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.
  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других - две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку) .

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .

3 слайд (по щелчку) .

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку) .

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку) .

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку) .

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку) .

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку) .

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.

В слове "студеной" пишется одна буква н. Почему?

  1. Это отглагольное прилагательное. Оно образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида СТУДИТЬ, поэтому и пишется с одной Н.

    Вспомните правило написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
    Пишем НН, если
    а) есть приставка, кроме НЕ: скошенный, нескошенный, выкрашенный, израненный;
    б) есть зависимое слово: крашенный мамой, сеянный весной, раненный в бою;
    в) есть суффикс ОВА, ЕВА: маринованный, асфальтированный;
    г) слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решнный (от решить что сделать?) , исключение раненый.
    Пишем Н, если
    слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: жареный, бешеный, студный и т. д. (от жарить, бесить, студить что делать?)

    P.S. Полные причастия никогда не пишутся с одной Н. С одной Н пишутся только краткие причастия.
    Есть параллельные слова: жареный (прилагательное) картофель жаренный (причастие) мамой (зависимое слово) картофель;
    крашеный (прилагательное) пол давно (зависимое слово) крашенный (причастие) пол.
    Прилагательное студный не имеет параллельного причастия.

    P.P.S. Слова стеклянный, оловянный, деревянный исключения совсем из другого правила, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

  2. Это отглагольное прилагательное. Происходит от слова студить - глагола несовершенного вида. В отглагольных прилагательных всегда пишется одна н
  3. стужа -- студеная вода - которая остыла
    палный, студный, варный везде одна Н

    искл: материал- стеклянный, деревянный
    или когда от глагола - выбранный

  4. Происходит от слово "студить".
    А это глагол несовершенного вида.
    Соответственно и причастие пишется с одной н.