Проблемы развития инновационной инфраструктуры в российских вузах. Современная школьная инфраструктура – ресурс развития образовательного учреждения на современном этапе модернизации образования

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА –

РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива .

Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться.

Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом .

Это означает, что помимо описания в образовательных стандартах условий реализации образовательных программ должны быть обновлены и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность : требования к обеспечению школьной безопасности, требования к организации здорового питания детей, требования к организации медицинского обслуживания учащихся. Образовательная среда должна стать иной.

Цели создания Новой школы должны простраиваться из тех возможностей, которые имеются сегодня: это появление новых проектов и обновление среды существующих школ.

Понятно, что у нас нет возможности в один момент вместо старых школ построить новые, современные, оснащенные по последнему слову техники. А поэтому мы будем постепенно менять инфраструктуру гимназии, но настойчиво.

5. Развитие инфраструктуры гимназии.

6.Здоровье обучающихся.

Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Путь развития к 2020 году определен – это инновации: он связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал.

Поэтому главными ориентирами стратегии развития нашей гимназии являются:

Развитие человека как необходимое условие прогресса современного общества.

Достижение нового качества общего образования.

Создание новой модели школы.

Сущность ожидаемых изменений , которые будут происходить в гимназии сводится к следующим параметрам:

Новые образовательные стандарты;

Индивидуализация образования;

Новая система оценки качества образования;

Информатизация образования;

Изменение инфраструктуры гимназии;

Новая система повышения квалификации педагогических кадров ;

Введение нормативно - подушевого финансирования;

Участие общественных институтов в управлении образованием.

Организационная школьная действительность требует уже иной школьной инфраструктуры. Президент ставит задачу создания модели новой школы: с добротной школьной архитектурой, с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями , современной столовой, библиотекой и медиатекой, условиями для занятий спортом и творчеством.

Что характеризует школьную инфраструктуру?

Две самые важные составляющие: ресурсы и образовательная среда .

Ресурсы : кадровое, методическое, информационное, материально–техническое, финансовое обеспечение.

Образовательная среда : безопасная, адаптивная, безбарьерная, насыщенная, интеллектуальная.

Какой инфраструктурой располагает на сегодня гимназия и какие перспективы выстраивает для себя?

В гимназии работает 82 педагога, из них учителей – 51чел. Высшее профессиональное образование имеют 96% педагогов, кандидатов наук -5 чел., педагогов высшей и первая категории - 72 %,средний возраст педагогов - 49 лет, победителей и участников ПНПО -15 чел. За три последних года квалификацию повысили100% педагогов, полная укомплектованность штатами.

Какими информационными ресурсами располагает гимназия сегодня?

В гимназии 2 кабинета информатики, лингафонный кабинет, электронная библиотека, медиатека, минитипография. В каждом кабинете создано автоматизированное рабочее место учителя, все учебные и административные кабинеты объединены в единую локальную сеть и имеют выход в Интернет. К концу учебного года к Интернету будет подключена и начальная школа.

В настоящее время мы думаем о подготовке проекта создания модели цифровой школы.

Гимназия располагает достаточно хорошей материально-технической базой: 45 учебных кабинетов,10 интерактивных комплексов, 12 проекторов, 52 единицы видео-аудио аппаратуры, 79 компьютеров. Все учебные кабинеты на100% оснащены пособиями, оборудованием в соответствии с современными требованиями. Исключение составляет кабинет технологии для мальчиков, он требует более современного оснащения. В гимназии имеется спортивный зал (к новому учебному году мы оборудуем еще и тренажерный зал), лыжная база на 100 единиц, современный спортивный комплекс, столовая.

Гимназия является муниципальным ресурсным центром по физике. Эффективно реализуются в гимназии инновационные проекты по модернизации учебных кабинетов и как результат – серебряная медаль ВВЦ (2006 г.) за реализацию инновационного проекта «Современные кабинеты физики и химии Удельнинской гимназии как результат модернизации кабинетов естественнонаучного цикла».

Главная задача гимназии – обеспечение комфортной, безопасной школьной среды. Организация безопасности в гимназии складывается не только из решения организационных вопросов и разработки соответствующих документов, предусматривающих порядок действий при возникновении ЧС, а также взаимодействия с силовыми структурами и вышестоящими организациями, но и физической, и инженерно - технической защищенности, наличия технических средств пожарного контроля и наличия средств пожаротушения.

Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. Организовать учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье детей - одна из основных задач учреждения. Ежегодно полную диспансеризацию проходят все учащиеся 1,2,4,9,10,11 классов .

Большое значение для сохранения здоровья детей имеет организация питания. Этой работой занимаются социальные педагоги совместно с воспитателями групп продленного дня и классными руководителями . 67% учащихся организованно получают горячие завтраки и обеды, из них 12% пользуются бесплатным льготным питанием.

В 2008 году в рамках РКПМО проведена полная реконструкция пищеблока с заменой технологического оборудования. Из регионального и муниципального бюджета было выделено более 4млн. рублей и около1 млн. рублей составили внебюджетные средства . Реконструкция столовой позволила значительно улучшить и качество приготовления пищи, и разнообразить ассортимент блюд, создать уютный обеденный зал.

Для отдыха детей во всех рекреациях размещены банкетки, установлены теннисные столы. Для учащихся 1-ых классов введена динамическая пауза(45 мин.) с ежедневной прогулкой.

Для занятий физической культурой и спортом полностью обновлен спортивный зал. В новом учебном году начнет функционировать тренажерный зал.

В 2010 году завершено строительство современного спортивного комплекса на территории гимназии. Это стало возможным благодаря проявлению внимания к учреждению со стороны районной власти, привлечения социальных партнеров и инвесторов. При этом появилась возможность использовать спортивный комплекс и другим образовательным учреждениям района. Наш спортивный зал и лыжная база являются площадкой для подготовки к спортивным соревнованиям различного уровня воспитанников Удельнинского детского дома и Удельнинской школы – интернат для детей – сирот.

В гимназии реализуются комплексные программы «Наша безопасность» и «Наше здоровье», цель которых обеспечение безопасности и сохранение здоровья обучающихся.

Традиционны в гимназии такие мероприятия как День здоровья, День защиты детей, спартакиада школьников, плановые объектовые тренировки.

В гимназии обучается 7 детей-инвалидов. Осваивают образовательную программу в очной форме – 6 учащихся, 1 ученик - в форме экстерната. Дети успешны, полноценно себя ощущают в классных коллективах. Мы создаем условия для возможности дистанционного обучения детей-инвалидов и экстернов.

Большие изменения произошли и в библиотеке гимназии. Ядром школьной библиотеки 21 века является книжная компонента: фонд художественной, научно-методической, научно-популярной, учебной литературы , литературы по широкой художественной и научно-технической культуре, исторических и современных документов на бумажных и цифровых носителях. Фонд учебников составляет более 15 тыс. экз., художественной и научной литературы более 12 тыс. экз. На каждого ученика приходится 26 экземпляров. За последние 4 года библиотечный фонд гимназии обновлен на 25 % за счет региональных, родительских средств, а также за счет участия в ПНПО. Проведена инвентаризация книжного фонда и его реорганизация. Мы приступили к формированию цифровой библиотеки: в гимназии внедрены цифровые читательские билеты и компьютерная база библиотечного фонда. Имеются 2 компьютера с выходом в Интернет, библиотека подключена к локальной сети, используется авторская (разработанная учителями гимназии) автоматизированная электронная программа «Библиотекарь-2» и подготовлена третья версия «Библиотекарь.3».

выдвинута идея создания образовательных учреждений с инновационными, в том числе цифровыми технологиями. Мы заявили о готовности участия в совместном проекте ИСМО РАО и Медиа Групп» «Школьная библиотека-XXI века». На базе нашей гимназии можно смоделировать использование оцифрованного фонда.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести также:

Социальное партнерство, которое позволяет нам повысить привлекательность системы образования для потенциальных инвесторов;

Развитие взаимодействия учреждения с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга.

Образование для ребенка должно стать способом достижения им основной цели – собственного благополучия, благополучия семьи, окружающего социума. Выпускник должен быть конкурентоспособным. Поэтому для создания модели новой школы необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

Более 10 лет гимназия работает над темой «Управление качеством образования на уровне гимназии». Одним из направлений реализации данного проекта является «Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологии». Педагоги прошли обучение на базе гимназии по 6 учебным модулям:

Личностно-ориентированное обучение, рук. , кпн, МФТИ; проблемно-поисковые технологии в обучении, рук. Чернявская А. Г, кпн, МФТИ;

Структура построения современного урока, рук. , кпн, РАО;

Проектирование деятельности педагогического коллектива по реализации Программы развития учреждения (рук. , кнп, АСОУ);

Инновационная педагогическая деятельность в образовательном учреждении (рук. , кпн, профессор МГОУ);

Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования (на базе Ассоциации» Школа-2000», рук.);

Компетентностный подход в обучении (на базе гимназии №2, рук.).

Это было погружение в проблему, поиск новых путей развития.

Педагоги гимназии используют на практике самые разнообразные педагогические технологии, в основе которых деятельностный метод обучения. Надо заметить, что методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Технология деятельностного метода ориентирована на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Деятельностный метод обучения предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?»

Мы отмечаем существенные изменения в следующих направлениях:

Отношения «ученик - ученик», «ученик-учитель» (выстраивание общей атмосферы взаимного интереса);

Статус учителя (рост профессиональной педагогической компетентности);

Инфраструктура обеспечения образовательной деятельности (использование информационной среды гимназии для планирования образовательного процесса каждым учителем);

Управление преобразованиями (система мониторинга и диагностики результатов деятельности).

Все эти направления мы рассматриваем через категорию управления качеством образования.

В 2009 году гимназия выпустила аннотированный каталог, в котором представлены результаты инновационной деятельности гимназии за период 2005 – 2009 г. г, модель инновационной деятельности, инновационные проекты, реализуемые в гимназии, управленческий и индивидуальный опыт учителей.

В «Концепции развития Российского образования до 2010 года» определено одно из приоритетных направлений – компетентный подход, который должен стать ведущим в образовании. Обновление содержания образования диктует необходимость такого же подхода к вопросам управления. Одной из составляющих компетентности руководителей являются информационные компетенции.

Обновление управления системы образования в современных условиях связано прежде всего с формированием структуры информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. При этом одной из важнейших характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является направленность циркуляции в ней информационных потоков.

В гимназии создана и успешно функционирует информационно-аналитическая система : созданы автоматизированные рабочие места ученика (включая современные рабочие зоны, зоны для одаренных), учителя, администратора, библиотекаря, внедрены программные продукты: 1С, «Электронный журнал», скайп-технологии.

В гимназии сложилась успешная практика организации электронного мониторинга. Успешность данного процесса определили следующие факторы: наличие компетентных кадров, наличие мобильной управленческой команды, способность коллектива работать в инновационном режиме, наличие технического оснащения, обеспечивающего процесс электронного мониторинга. Электронный мониторинг обеспечивает следующие положительные эффекты: максимально автоматизирован процесс сбора и обсчета данных, отмечается оперативность отслеживания происходящих изменений, реализуется принцип публичности.

Гимназия имеет свой сайт. Сайт гимназии мы рассматриваем как мощный ресурс оптимизации управления. Сайт как ядро коммуникации не только организует, но и генерирует отдельные креативные направления деятельности, придавая им более высокий сетевой статус.

Образовательная среда гимназии достаточно гибкая и многообразная. Это позволяет удовлетворять различные интересы и потребности учащихся (образовательные, духовные, эстетические) через:

Организацию детских творческих объединений по интересам (студий, ассоциаций, клубов, кружков, секций);

Организацию научно-практической и проектной деятельности учащихся старших классов;

Привлечение к проектной работе учащихся младших классов;

Создание школьного научного общества;

Создание психолого-педагогической среды для расширения возможностей развития детей;

В гимназии разработаны образовательные программы по всем направлениям системы дополнительного образования.

Системная работа гимназии, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию, приводит к определенным системным изменениям и социальным эффектам:

100% учащихся гимназии заняты организационными воспитательными формами;

95% учащихся заняты в системе дополнительного образования;

Наблюдается положительная динамика участия учащихся в различных конкурсах, соревнованиях;

Наблюдается положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

Повышается удовлетворенность родителей деятельностью ОУ;

Повышается активность родителей в общественном управлении гимназией;

Повышается конкурентноспособность учащихся гимназии;

Повышается инновационная активность педагогов, заинтересованность в результатах своего труда.

Гимназия сильна своими традициями:

Культ знаний;

Интеллектуально и эстетически насыщенная жизнь;

Совместная творческая деятельность учащихся и педагогов.

В гимназии создана насыщенная интеллектуальная среда, которая построена на реализации программы «Одаренные дети», программы воспитания на уровне гимназии. И как результат -100% учащихся заняты организованными формами воспитательной деятельности, около 95% - в системе дополнительного образования.

Задачи по дальнейшему развитию инфраструктуры гимназии :

Продолжить работу по модернизации материально - технической базы гимназии;

Продолжить работу по созданию в гимназии единой информационной системы;

Создание условий для наращивания информационно-технологической базы гимназии,

Развитие современных методов обучения на базе информационных технологий ,

Развитие инновационных подходов в деятельности Управляющего совета гимназии, обеспечивающего заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении гимназией;

Развитие массового спорта, физической культуры, взаимодействия гимназии с организациями всей социальной сферы поселка.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

На современном этапе в развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности. Эпоха, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития .

В ходе проводимых экономических и социальных реформ удалось сохранить научно-технический потенциал, достаточный для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что влечет за собой другую проблему - отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Из-за этого труд научных работников должным образом не оплачивается, происходит отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию .

Как свидетельствует мировой опыт, необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и привлечении кадров осуществляется государственная поддержка образовательных учреждений на основе открытого конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры. Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры. Конкурсный отбор программ развития производится на основе анализа научного, образовательного и инновационного потенциала образовательных учреждений за последние 3 года и представленных программ развития. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объёмом финансирования до 50 млн. рублей в год.

Для привлечения кадров предусмотрена система грантов в размере до 150 млн рублей каждый на проведение научных исследований. Всего по этой программе вузы получат в ближайшие 3 года 12 млрд рублей. Формально гранты будут выделяться не самим ученым, а вузам, в которых исследователи собираются вести научную деятельность. Но расходовать средства вузы смогут только с личного согласия ученого, под чей проект выделены деньги.

Для поддержки малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях бюджетные деньги выделяются так же на основе конкурса и могут быть направлены на создание при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной инфраструктуры, их оснащение современным оборудованием, разработку нормативно-правовой базы. В течение 3 лет вузы получат на эти цели 8 млрд рублей.

Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки.

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества .

В их число входят и малые инновационные предприятия, создаваемые на базе вузов. Данные предприятия имеют ряд льгот, предусмотренных для них законом. Так, они могут арендовать помещения у вуза или НИИ вне конкурса по льготной цене. В результате изменения 94-ФЗ о госзакупках, закупка любыми бюджетными организациями НИОКР может осуществляться путём проведения конкурса с одним участником. Вуз в таком случае объявляет конкурс на проведение НИОКР, а малые предприятия его выигрывают. Например, вуз получает большой бюджетный грант и отдаёт часть работ малому инновационному предприятию на аутсорсинг. Предполагается, что в лотах Минобрнауки России на аутсорсинг можно направить до 40 процентов стоимости госконтракта.

Следует заметить, что на вузы в форме автономных учреждений действие 217-ФЗ не распространяется .

Вокруг части вузов и НИИ малые предприятия работают уже многие годы, формально не будучи никак связанными с организациями-«прародителями». Однако данные предприятия не могут получить предусмотренные законом льготные ставки по социальным платежам и скидки по аренде, хотя характер деятельности у таких компаний может быть очень инновационным. Перерегистрация уже существующих хозяйственных обществ, с уведомлением о вхождении вузов туда соучредителями так же не позволит получить льготный режим социальных отчислений и арендной платы. Согласно 217-ФЗ и 272-ФЗ, вуз/НИИ должен войти в состав учредителей компании с самого начала её существования с минимальной долей в уставном капитале 33,4 процента, в противном случае, льготные условия к данному предприятию не применимы. На данный момент доля уставного капитала, вносимого вузом может делиться в любой пропорции между правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием. Но оборудование должно быть не особо ценным: для вузов Минобрнауки России стоимостью до 500 тысяч рублей . инновационный среда образовательный предприятие

После вступления в силу 83-ФЗ все бюджетные учреждения получили возможность создавать коммерческие предприятия в уведомительном, а не разрешительном порядке.

Согласно статистике, на патенты приходится примерно половина интеллектуальной собственности, вносимой вузом. Остальное почти поровну делится между программами и базами данных ЭВМ с одной стороны и ноу-хау с другой. Следует отметить, что ноу-хау сопровождает в пакете патент, а использование в формировании уставного капитала отдельно ноу-хау сопряжено с рядом существенных рисков. Вузы выбирают ноу-хау из-за преимущества в скорости оформления документов, но в этом случае можно использовать программы для ЭВМ или БД для ЭВМ .

Для осуществления эффективной прямой и обратной связи между наукой, производством, бизнесом и рынком при инициативной поддержке государственных органов управления необходимо создание целостной инновационной системы, построение которой возможно только при наличии эффективной нормативно-правовой базы в области инноваций.

На данный момент времени, в специальном реестре, учитывающем малые инновационные предприятия содержится порядка 1050 записей. Однако, после проверки оказывается, что только около трети компаний соответствуют требованиям закона. Это означает, что все предприятия можно разделить на три равные группы: треть работает, треть существует лишь на бумаге, треть находится в промежуточном состоянии.

Следует отметить, что согласно статистическим данным, из всех работающих получают налоговые льготы всего лишь около 140 компаний. Вузы, создавая МИПы столкнулись с рядом ошибок. Вот некоторые из них:

  • 1. Не соблюдены условия образования уставного капитала - вузы имеют доли менее 33,34%. Решением данной ошибки является перерегистрация хозяйственного общества.
  • 2. Не соблюдаются права на интеллектуальную собственность, вносимую вузом в уставной капитал. Она или принадлежит другому физическому или юридическому лицу, или по какой либо причине перешла в общенародное достояние. Некоторые вузы считают, что если патент принадлежит сотруднику вуза, то он принадлежит и вузу.

Так же прослеживается тенденция на снижение среднего уставного капитала регистрируемых вузами малых инновационных предприятий. По данным статистики с 315 тысяч рублей в 2010 году до 270 тысяч рублей на конец 2011 года. Это говорит о росте малых предприятий, которые с подобным начальным капиталом ничего сделать не смогут, если быстро не привлечь внешнее финансирование. Так же, не стоит говорить о высокой степени выживаемости предприятий, 100% уставного капитала которых внесено вузом. По статистическим данным, таких предприятий насчитывается около 40 .

Некоторые из предприятий фактически находятся в «долине смерти». Подобные предприятия и интеллектуальная собственность не интересны бизнес-ангелам, фондам, институтам развития, которым нужен прототип или опытное производство. Инвестор обычно начинает смотреть уставные документы МИП и видит там существенные упущения. Подобные ситуации можно исключить, если развивать службы коммерциализации, патентные отделы при вузах, строить систему государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний. Если нет мощного внешнего инвестора, заинтересованного в коммерциализации и результате, а так же успешной практической работы вуза, выживаемость МИП близка к нулевой.

Следует обратить внимание, что крупным вузам не очень интересен 217-ФЗ, так как все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации крупных проектов в соответствии с постановлениями правительства №№ 218, 219, 220 по кооперации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих учёных, и по крупным министерским лотам в рамках федеральных целевых программ. Данные вузы не имеют какого либо стимула создавать себе «инновационный пояс» .

В заключении следует отметить, что инновационная инфраструктура является ключевым элементом национальной инновационной системы. Проведенный анализ показал, что на современном этапе формирование национальной инновационной системы РФ не завершено. Недостатками являются отсутствие механизмов, способных сконцентрировать имеющийся научно-технический потенциал на инновационное преобразование экономики.

Список использованных источников

  • 1. Уланова Ж.Ю. О необходимости развития инновационной инфраструктуры. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005г. - 1,0 п.л.
  • 2. Уланова Ж.Ю. О мерах государственной инновационной политики, направленной на развитие инновационной инфраструктуры. //Молодежь и экономика. Сб. мат. межрегион. научно-практ. конф. - Ярославль, 2005. - 0,3 п.л.
  • 3. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
  • 4. Стерлигов И. Статья «Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге» 02.08.11 (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450)

Изменение школьной инфраструктуры

Новая школа – это, несомненно, современная инфраструктура. Школа должна быть современным зданием с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Облик нашей школы должен кардинально измениться. Мы хотим, чтобы в новом здании школы воплотились все наши мечты о том, какой должна быть наша школа. Это должно быть «умное», современное здание с хорошей системой отопления, освещения. Школа должна быть обеспечена хорошей питьевой водой. Она должна быть безопасна для жизни и здоровья детей. Находиться в школе должно быть комфортно. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать учебную и внеурочную деятельность. Детям нужны просторные, эстетично оформленные классные кабинеты со всем необходимым оборудованием, лабораториями, учебными пособиями, добротным озеленением. Учащиеся начальных классов должны иметь «собственную территорию», отдельный блок, оборудованный с учетом возрастных особенностей младших школьников с пространством для игр и отдыха. Дети проводят в школе значительную часть дня. После уроков они с удовольствием занимаются в кружках по интересам, клубах, спортивных секциях. Праздники, концерты, соревнования, конкурсы – это бурлящая школьная жизнь, где каждый может проявить себя, свои таланты и способности, найти занятие по душе, оградиться от негативного влияния улицы, телевидения, средств массовой информации. А для этого школа должна иметь развитое пространство для интеллектуальных игр с соответствующим оборудованием (от шахмат до сложных компьютерных программ и др.), пространство для внеурочной деятельности (актовый зал, оснащенный современной аудиоаппаратурой, зал для занятий танцами и т.д.) В целях воспитания учащихся в духе патриотизма, уважения к истории своей малой Родины, Республики следует продолжить хорошую школьную традицию – сохранить школьный музей, где собраны уникальные предметы старины коренных народов республики, материалы по истории села, школы и т.д. Коллекции музея должны постоянно пополняться. Спортивно – оздоровительная часть школы должна включать комплекс открытых и закрытых спортивных сооружений:- тренажерный, гимнастический, игровой залы;- легкоатлетическую открытую площадку;- футбольную, баскетбольную, волейбольную и хоккейную площадки;- по необходимости специальные средства оздоровления и физического развития для учащихся с различными проблемами и нарушениями физического здоровья. Красиво должно быть не только в школе, но и на пришкольной территории. Следует тщательно продумать и разработать план пришкольного участка, сада; разбить цветники, посадить деревья и кустарники, приобрести необходимый садово – огородный инвентарь. Несомненно, школа должна иметь прочную материально – техническую базу, которая требует постоянного строжайшего контроля сохранности. Здесь необходимо взаимодействие с родителями и местным сообществом, а также с органами ученического самоуправления. Необходимо приобрести компьютеры нового поколения, приобрести для кабинета информатики одноместные столы, предназначенные для работы с ПЭВМ, рабочие стулья подъемно-поворотные, регулируемымые по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Обновить учебную мебель (парты, стулья). Установить питьевой фонтанчик. В учебных кабинетах классные доски оборудовать софитами, с двумя установленными параллельно доске зеркальными светильниками, размещенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м - в сторону класса перед доской.

    Сохранение и укрепление здоровья школьников

Никакое обучение невозможно, если нет здоровья. Решая вопросы сохранения физического здоровья детей, школа исходит из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: физическом, психологическом, социальном и нравственном.Для сохранения и укрепления здоровья школьников ставим пред школой следующую цель:- создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.Задачи:-Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.-Объединение усилий и координация работы школы и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.-Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.-Создание системы общественной поддержки в достижении поставленной цели и оценка ее результатов с помощью родителей.Приоритетные направления в решении задач по укреплению здоровья школьников:-укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создания условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.-мониторинг состояния здоровья.-повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.-создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития.-экспериментальная работа школы по охране и укреплению здоровья.-повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении. Считаем, что целостное понимание здоровья подразумевает единство организма и личности. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар, который дает человеку природа. Поэтому педагог должен учить укреплять и сохранять здоровье. Возникает необходимость активного участия педагогов школы в разработке и внедрения здоровьесберегающих технологий в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки компетентности учителя. Должна быть рациональная организация урока. Необходимо использовать такие методы и формы организации урока, которые позволяют детям при обучении не испытывать утомления. Применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: технология обучения в сотрудничестве, уровневой дифференциации, игровые технологии, исследовательские технологии, технология раскрепощенного развития. По результатам медицинских осмотров детей отмечается ухудшение здоровья, к простудным заболеваниям добавляются профессиональные заболевания таких, как искривление позвоночника, нарушение осанки, снижение зрения, плоскостопие. Поэтому перед школой стоит задача отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. Продолжить работу совместно с медицинскими работниками села и района по укреплению здоровья детей, проведению медицинских осмотров, в организации совместной воспитательной работы по профилактики вредных привычек, простудных заболеваний. Организовывать встречи с медицинскими работниками, сотрудниками детской комнаты милиции, работниками ГИБДД, участковым для пропаганды здорового образа жизни. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением -31 мая. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании. Принимать участие в международных экологических акциях, участвовать в операциях по экологии. Проводить конкурсы плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой". Проводить классные часы, беседы на темы: "Птицы - наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Редкие растения Республики и их охрана", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы" (классные руководители, учителя химии, биологии - ежегодно). В последнее время активно поднимается вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой. Поэтому необходимы занятия утренней гимнастикой, проведение динамических пауз, физкультминуток, по возможности включить третий урок физической культуры. На уроках физической культуры необходимо организовать процесс физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей состояния здоровья, мотивации. Для сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни активно участвовать в соревнования, конкурсах акциях, конференциях среди детей школы и между образовательными учреждениями. Здоровье человека определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Для физического комфорта ученика необходимо правильное обустройство кабинета, соблюдение гигиенических правил и норм, размещение рабочих мест, наглядного материала, наличие разноуровневой мебели, степень освещенности в учебном кабинете, соблюдение воздушного режима. При повышенной интенсивности учебной деятельности, которая связана с умственными и физическими нагрузками, нельзя забывать и про питание. Для сохранения и укрепления здоровья совместно с родительским комитетом школы необходимо организовать рациональное горячее питание, проводить витаминизацию в течение всего года. На родительских собраниях проводить беседы для родителей о правильном здоровом питании. Взять под особый контроль детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Для успешного обучения стремиться к обеспечению психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. Комфортная среда для учащихся это: возможность проявления активности в учебном и воспитательном процессе, комфортные условия в коллективе сверстников, удовлетворенность, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Нужна хотя бы минимальная материально-техническая база школы, которая могла бы стимулировать занятия физкультурой, спортом, туризмом учителей. Необходимо продолжить организацию отдыха и лечения в санаториях и профилакториях.В работе с детьми следует исходить из того, что у каждого физически здорового и психически нормального ребенка есть определенные задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности, т.е. каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным. Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром и со временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявлять и развивать.Психолого-педагогическая служба обеспечивает следующие виды работ:
    Профилактика Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг) Консультирование (индивидуальное и групповое) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

VI . Расширение самостоятельности школ

Актуальность данного направления заключается в том, что оно охватывает все ключевые моменты модернизации системы образования. Расширение самостоятельности школ создает условия, где школа становится не только финансово самостоятельной, но и ответственной за конечный результат, и, как следствие, эффективной. Эффективной в расходовании бюджетных средств, эффективной в создании условий для реализации образовательной программы, эффективной и открытой развивающейся системой, способной за счет взаимодействия со средой активно перестраивать и обновлять содержание и формы деятельности. Это, прежде всего, переход школы на нормативно- подушевое финансирование, в результате чего вводятся финансово-экономические механизмы, позволяющие руководителю образовательного учреждения самостоятельно распределять финансовые средства. Если требуемую концепцию «Новая школа» выразить максимально лаконично, то она должна выглядеть следующим образом: «Новая школа = Свобода + Финансовые средства» Под свободой понимается самостоятельное определение ОУ стратегии своего развития, его целей, путей и средств. Соответственно, формы итоговой оценки достижений учащихся, квалификации учителей также выбираются если и не самими учебными заведениями, то создаваемыми ими объединениями и ассоциациями. Естественно, что при этом возникает диалектический вопрос установления той правовой ограничительной грани, которая определяет допустимое поле инициативы учреждения. Законы должны, с одной стороны, сохранять единое образовательное пространство и не позволять «скатываться в анархию», а с другой стороны – не мешать образовательному учреждению развиваться в соответствии со складывающейся внутренней ситуацией и требованиями окружающего социума. В настоящее время явно сохраняется тенденция к административно - командным методам управления образованием. Для преодоления этой ситуации и обеспечения необходимой свободы нужно сделать следующее: 1. Уменьшить количество различных форм отчетности, требуемых от учреждения. Жесткий контроль стоит осуществлять лишь в вопросах, касающихся финансов и обеспечения безопасности и комфорта учащихся. Все остальные аспекты, особенно методические (выбор форм, методов, средств, концепций, подходов), должны определяться самим учебным заведением. Роль государства сводится при этом к предоставлению оперативной и квалифицированной помощи учителям и руководителям школ в виде консультаций, курсов повышения квалификации и т.п. Особенно значимой при этом становится функция администрации.

    Все вопросы методического характера, проблемы повышения квалификации учителей и их квалификационных испытаний должны решаться педагогическими объединениями. Такая неформальная общественная оценка сотрудника своими коллегами избавит его от многочисленных бюрократических процедур, большого количества бумажной работы, позволит представить действительные результаты своего труда, увидеть возможные недостатки и в конечном итоге стимулирует к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. Обеспечить реальное финансирование тех статей расходов, которыми может распоряжаться администрация ОУ. В настоящее время стимулирующий фонд оплаты труда таковым не является, так как тратится не на развитие, а на представление декларируемого, но не обеспеченного государством обязательного минимума заработной платы низкооплачиваемым работникам. Поэтому подушевое финансирование станет успешным только тогда, когда выделяемые на душу средства окажутся достаточными для осуществления перспективных школьных инноваций и проектов.

Ожидаемые результаты развития школы

В результате реализации программы к 2015 году школа предполагает:1. Эффективное функционирование поливариантных компонентов образовательной среды школы, а именно:- дошкольного, базового, коррекционно – развивающего, предпрофильного, профильного, дополнительного образования.2. Освоение технологий развивающего обучения, ставшего основой создания моделей образовательной среды, которая обеспечивает расширение социальных, культурных возможностей и жизненных шансов подрастающего человека. При этом цели и задачи образования должны быть направлены на воспитание новых ценностных установок и деятельностных способностей человека.3. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развитие ее способностей, мышления и деятельности.4. Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, подготовленной к жизни в гражданском обществе и усвоению профессиональных и образовательных программ.5. Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов нравственных ценностей).6. Формирование устойчивых мировоззренческих позиций на основе лучших образцов мировой социальной практики. Образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Школа будущего Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

«Одна из базовых тем - создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами, естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий, медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной творческой атмосферы в обучении»

Д.А.Медведев

«Школу надо наполнить творчеством и информацией…

Д.А.Медведев

В инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и центром занятий творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура.

В настоящее время изменился и заказ государства по подготовке выпускников. Необходимо, чтобы они умели ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными, творчески мыслить, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно повышать собственный культурный уровень, нравственный потенциал. При традиционном подходе к образованию эту задачу решить трудно. Сегодняшний день диктует необходимость соединения образования с информационно-коммуникативными технологиями, а это в свою очередь требует перехода на управление качеством образования через создание единой образовательной информационной среды и активное использование ИКТ в образовательном процессе.

Актуальность заключается в том, что:

  • инфраструктура образовательных учреждений на современном этапе должна стать электронной;
  • в школах сегодня идет отработка методики развития информационно-образовательной среды и использования ее ресурсов в учебно-воспитательной деятельности;
  • вопросы повышения качества образования, обновления способов педагогической деятельности во многом определяются качеством и уровнем развития информационно-образовательной среды.

Инфраструктура школы – это все, что прямо или косвенно способствует организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе так: "Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала".

Таким образом, необходимо создание современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности, которая предполагает материальную, методическую и организационную составляющие и требует детального рассмотрения каждой из них:

Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно оформлено, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Инфраструктура нашей школы предполагает использование информационно-образовательной среды для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в как учебной так и внеучебной деятельности мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.

Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: для этого в школе обеспечено наличие круглосуточного доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Все педагоги школы прошли курсовую подготовку по информатизации образования, информационно-коммуникационной и медиакультуре. Осуществляется помощьучителям в их профессиональной и творческой деятельности.

Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя. Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого необходимо соответствующее техническое оснащение кабинета.

Техническая оснащенность (компьютерная техника):

В школе существует доступ в Интернет. 4 компьютера подключено к Интернет (Wi-Fi).

Учителя и учащиеся школы недостаточно используют на уроках разнообразные цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, интерактивные пособия, медиапрезентации, видеофильмы. Это не в полной мере позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствовать увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В связи с продвижением процесса информатизации образования среди организаторов образования, практикующих учителей и научной педагогической общественности обсуждаются вопросы появления в стенах школы нового для нашего образования феномена - единой информационной среды образовательного учреждения. При этом спектр обсуждаемых тем достаточно широк: от того, что должна представлять собой информационная среда школы, до того, как она должна управляться и как ее строить.

Школа всегда отражала суть эпохи, цементировала её, создавая её фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования.

Может, поэтому слова «реформа», «инновация» в педагогической среде зачастую воспринимаются отрицательно. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она того или нет, становиться сегодня другой.

«Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» – эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ.

Безусловно, должен быть установлен новый порядок формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня – обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.

Школа обладает современной материально-технической базой, позволяющей решать актуальные задачи образования:

  • учебные кабинеты, оснащенные новой мебелью и техническими средствами,
  • актовый зал с современной теле-музыкальной аппаратурой для проведения всех школьных, и генконсульских мероприятий и для работы с социумом.

Спортивный зал, тренажерный зал, бассейн – все это позволяет проводить уроки физической культуры, спортивные праздники и соревнования на хорошем уровне.

В школе имеется компьютерный класс.

Сегодня основная задача школы – развивать творческую личность в ребёнке. В ученической среде в настоящий момент прослеживается повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность в школе выстраивается в соответствии с направлениями:

В работе школы немаловажную роль играет взаимодействие другими организациями. Это сотрудничество с РЦНК, с родительской общественностью, с представительствами росзагранучреждений.

Сегодня в школе работает небольшой коллектив учителей. Но все они образованные, творческие люди, специалисты своего дела.

В школе работает библиотека, компьютерный и музыкальный классы. Для занятий физической культурой открыты спортивный зал, бассейн, тренажерный зал, есть "Белый зал" - зал для проведения торжественных мероприятий.Для детей на территории генконсульства оборудована детская площадка.

За здоровьем детей наблюдает врач консульства.



Библиотека Компьютерный класс Музыкальный класс




Спортивный зал Бассейн Тренажерный зал


Детская площадка


Одним из основных сдерживающих факторов развития российской экономики является продолжающая изнашиваться и ветшать инфраструктура. Это в равной степени относится и к производственной, и к социальной ее частям. Энергетика, транспорт, дороги, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение - без обновления и модернизации данных отраслей о претворении в жизнь планов превращения России в «страну мечты» придется забыть.

16 июня Всемирный банк (ВБ) представил отчет по России, в котором отмечается не­удовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры страны и ее недостаточное финансирование. В исследовании, в частности, отмечается, что в 2010 году прогнозируется снижение транспортных расходов на 0,6% ВВП по сравнению с 2,5% ВВП в 2009 году, которых и так было мало. «Общественная инфраструктура давно признана одним из ключевых факторов экономического развития», - подчеркивается в докладе. При этом, по данным ВБ, недостаточные расходы на ремонт и содержание транспортной инфраструктуры являются одной из причин ухудшения ее качества в России.

Острота проблем и недостаточность мер

По предварительным оценкам Всемирного банка, годовой объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной сети в России составляет 1,2% ВВП. По мнению банка, выделение достаточных средств на ремонт и содержание инфраструктуры экономически эффективно и обойдется заметно дешевле, чем финансирование накапливающихся ремонтно-эксплуатационных проблем и нового строительства дорог в будущем.

В профильном рейтинге Всемирного банка Россия находится на 48-м месте в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры. В том числе по качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной - на 111-м месте, почти в самом конце списка. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов Россия находится на 87-м и 82-м местах соответственно.

Финансирование обслуживания, модернизации и строительства новых объектов транспортного хозяйства страны является «самым сложным вопросом». Об этом на совещании с правительством 17 июня говорил президент Дмитрий Медведев. «По установленным нормативам потребность на ремонт и содержание автодорог федерального значения составляет около 200 млрд рублей, а для региональных и муниципальных - 650 млрд рублей. На эти цели в бюджете предусмотрены совсем другие средства, дефицит довольно приличный», - сказал глава государства.

Дефицит действительно «очень приличный», если не сказать больше. Так, в 2010 году на строительство и ремонт дорог из федерального бюджета было выделено 274 млрд рублей, а реально, по словам руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, на данные цели требуется 1-1,2 трлн рублей в год!

В нормальном состоянии, соответствующем транспортно-эксплуатационным нормам, в России находится лишь 39,6% дорог. При хроническом недофинансировании и неудовлетворительном качестве выполняемых ремонтно-строительных работ существующий дорожный потенциал страны не выдерживает нагрузок рыночной экономики. По словам Анатолия Чабунина, 30% дорог в России рассчитаны максимум на шеститонную нагрузку, а ездят по ним десятитонные и более тяжелые грузовики. Кроме того, значительное количество коммерческого транспорта ходит с большим перевесом. Не менее важным фактором является и увеличение общей интенсивности движения.

Для решения задач финансирования, надлежащего обслуживания и строительства дорог правительство подготовило следующие предложения. В мае нынешнего года с инициативой создания целевого фонда в рамках российской бюджетной системы выступил премьер-министр Владимир Путин. Законопроект, подготовленный Минтрансом, предлагает пополнять фонды за счет части налогов, например, транспортного, и за счет акциза на топливо. Кроме того, туда будут направляться и импортные пошлины на автомобили и шины.

Для того чтобы немного снизить финансовую нагрузку на население, министерство предложило отменить транспортный налог, что смогло бы частично компенсировать увеличение акциза. Что касается ужесточения ответственности за качество ремонтно-строительных работ, то, по мнению Министерства транспорта, строители должны отвечать за содержание построенных ими дорог в течение 12 лет. Предложение об этом уже направлено в правительство.

«Экономически обоснованное» запустение

Вместе с тем данные меры позволят лишь частично решить нарастающие проблемы. Страна с каждым годом все острее нуждается в прокладке новых автомагистралей и региональной дорожной сети. Насущная необходимость такого строительства обусловлена проблемами других видов транспорта, которые создавались в СССР не как конкуренты, а как взаимодополняющие компоненты единой транспортной системы страны. Сегодня некогда единый транспортный механизм в значительной степени разрегулирован. Так, например, вместо того чтобы построить отдельную полностью оборудованную всей необходимой соответствующей инфраструктурой (мостами, переходами, защитными ограждениями и т. д.) высокоскоростную магистраль, как это делают в Европе и Японии, РЖД запустило «Сапсаны» по линии общего назначения в скоростном режиме. В результате было сокращено количество электричек. Интервалы движения между ними увеличились, людям стало сложнее добираться из дома до места работы или учебы. Оставшиеся электрички перестали останавливаться на некоторых станциях. При этом автобусное сообщение в ряде районов развито очень плохо.

Проблемы подобного рода существуют как внутри самых различных видов транспорта, так и между отдельными инфраструктурными отраслями. Это хорошо видно на примере другого, важнейшего для России вида транспорта - авиационного. Общеизвестно, что жизнедеятельность в труднодоступных регионах нашей страны и их развитие практически полностью зависят от состояния транспортной инфраструктуры. С учетом суровых климатических условий, удаленности, малой плотности населения использование авиации в этих регионах безальтернативно. Однако сеть авиационного сообщения в РФ неуклонно сокращается. Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, сегодня осталось 329 (для сравнения: в относительно небольшой, компактной и теплой Франции, где прекрасно развиты и другие виды транспорта, их 450, в США только в одном штате Аляска насчитывается 280 аэропортов, а всего в стране таких объектов 19 тысяч). Переход от социальных тарифов к «экономически обоснованным» привел после 1991 года к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах вместимостью 15-19 мест почти в 40 раз, а на самолетах вместимостью 12 мест - более чем в 50 раз. Магистральная авиация, связывающая своими линиями крупные центры в единую сеть, практически не влияет на жизнь внутри регионов. Эти линии не позволяют образовывать сети обмена товарами, услугами, знаниями и пр. ни на уровне районов и небольших городов, поселков, деревень, ни на уровне контактов небольших городов с крупными научными и промышленными центрами. В отсутствие устойчиво функционирующей сети воздушного сообщения 12-15 млн человек на 60-67% территории РФ практически отрезаны от жизни страны.

По данным директора Ассоциации «Аэропорты России» Виктора Горбачева, только 204 (62%) аэродрома имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные (125) довольствуются только грунтовыми. Причем почти 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием построены более 20 лет назад, и только на 34 из них за последние 10 лет проводилась реконструкция. Неотложной реконструкции требуют 25 взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, а 23 полосы с грунтовым покрытием давно нуждаются в капитальном ремонте. Светосигнальным оборудованием оснащены 65% аэродромов. Это означает, что только 214 аэропортов из 329 могут работать в темное время суток, а 115, соответственно, эксплуатироваться не могут. Износ основных производственных фондов доходит до 80%. Средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями - не более 60%.

За последние 25 лет построен всего один новый гражданский аэропорт в Геленджике. По словам Виктора Горбачева, при ежегодной потребности отрасли в инвестициях на уровне 65-70 млрд рублей самый большой поток средств был только в 2008 году - 24, 2 млрд рублей.

Электроэнергетика - триггер катастроф

17 июня нынешнего года РИА «Сибирь» сообщило: «Аэродромные покрытия и взлетно-посадочная полоса аэропорта «Абакан» эксплуатируются свыше двух нормативных сроков и сейчас находятся в критическом состоянии. Эта проблема создает угрозу для безопасности полетов, что в конечном итоге может привести к невозможности приема большегрузных воздушных судов и, как следствие, к срыву сроков выполнения ремонтно-восстановительных работ на Саяно-Шушенской ГЭС». Вот так. Из-за проблем в одной инфраструктурной отрасли будет страдать другая, и без того уже пострадавшая.

Причем неприятности у нас случаются в энергетике с пугающей частотой. А ведь износ оборудования и растущие угрозы аварийности в этой отрасли опаснее, чем где-либо. Вспомним май 2005 года, когда из-за аварии на подстанции Чагино перебои с электричеством практически парализовали жизнь в столице России. Среди последствий был даже сбой на центральном командном пункте Генерального штаба ВС РФ. Ущерб только в Москве составил около 2 млрд рублей в ценах 2005 года. Авария была вызвана износом оборудования, не менявшегося с 1958 года.

Позже были и другие, не столь значительные (до аварии на Саяно-Шушенской ГЭС), но от этого не менее тревожные. 12 сентября 2007 года на Новосибирской ГЭС произошел крупный пожар на одном из трансформаторов по причине замыкания и вследствие этого возгорания битума и обшивки трансформатора. 3 августа 2009 года - возгорание на трансформаторе напряжения открытого распределительного устройства 200 кВ Бурейской ГЭС. 16 августа 2009 года - пожар в мини-АТС Братской ГЭС, в результате чего вышла из строя аппаратура связи и телеметрии ГЭС. И это только известные факты. Высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов электроэнергетики России, несмотря на проведенную реформу РАО «ЕЭС», по-прежнему остается важнейшей проблемой отрасли. Износ основных фондов предприятий электроэнергетики России на сегодняшний день составляет почти 60%. В некоторых регионах оценка износа генерирующих мощностей находится на уровне 65-70%. При этом более 35% оборудования гидроэлектростанций и около 20% оборудования тепловых электростанций выработали 100% паркового ресурса (в целом по тепловым и гидро­электростанциям парковый ресурс истек для 50 ГВт генерирующих мощностей).

Эксперты уже говорят о вхождении РФ в полосу катастроф. По некоторым оценкам, сейчас на территории России расположено 50 тыс. опасных объектов и 5 тыс. особо опасных. 60 тыс. гидросооружений, многие из которых подпирают по шесть и восемь кубокилометров воды, из которых 6 тыс. работают больше ста лет, 6,5 тыс. требуют капитального ремонта, 400 находятся в аварийном состоянии.

Показатели износа генерирующих мощностей в атомной энергетике являются засекреченными, однако уже к 2015 году на ряде АЭС необходимо обеспечить ввод замещающих мощностей и вывести из эксплуатации энергоблоки первых поколений, продление ресурса по которым уже недопустимо, что потребует многократного увеличения объема инвестиций.

Проблема физического износа усугубляется высоким уровнем износа морального. Генерирующие мощности в России в основном представляют собой электростанции с паросиловым циклом, КПД которых на 40-45% ниже парогазовых или газотурбинных электростанций, используемых в большинстве развитых стран.

Стареет и сетевое оборудование. В настоящее время протяженность ЛЭП, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоянии, в два раза превышает протяженность ЛЭП, подвергаемых реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту. Причем ежегодный прирост линий, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоянии, составляет 1-2%.

Высокий моральный и физический износ всех видов оборудования в электроэнергетике, помимо растущей угрозы технических отказов, сбоев в работе и крупномасштабных аварий с тяжелыми последствиями, несет большой процент потерь электроэнергии, при котором энергосбережение и модернизация экономики, предусматривающие увеличение ее КПД, невозможны.

Коммунальная инфраструктура требует триллионов

Не способствует осуществлению данных планов и ситуация в других инфраструктурных отраслях. «В целом физический износ основных фондов ЖКХ до сих пор сохраняется на уровне 60%. По отдельным муниципальным образованиям этот показатель достигает 70-90%», - сообщил на состоявшемся в мае текущего года съезде Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. По его словам, уже к 2009 году количество тепловых сетей, выработавших свой ресурс, увеличилось до 32%, а водопроводных сетей - до 44%. «На восстановление основных фондов коммунального сектора до нормативных значений требуется до 6 трлн рублей», - сказал Басаргин.

Капитального ремонта требует и треть зданий российских больниц и поликлиник. Об этом говорит уже министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. По ее словам, в капитальном ремонте нуждаются 11,44 тыс. построек. Необходимо провести реконструкцию 9441 здания больниц. Кроме того, капитального ремонта требуют около 2 тыс. зданий амбулаторно-поликлинических учреждений. В апреле 2010 года на необходимость реконструкции российских медучреждений обратил внимание Владимир Путин. Выступая в Госдуме с отчетом о деятельности правительства в 2009 году, премьер пообещал выделить на модернизацию больниц и поликлиник 300 млрд рублей в течение двух лет.

В результате недостаточных вложений в инфраструктуру Россия в ежегодном мировом рейтинге конкурентоспособности, составленном швейцарской бизнес-школой IMD, за год опустилась с 49-го на 51-е место, оказавшись рядом с Иорданией. Это худший результат с 2006 года (тогда было 54-е), лучшим было 41-е место в 2004 году.

Наращивать расходы или и так сойдет?

Вокруг вложений в инфраструктуру в последние годы было немало споров. Кризис сделал их более ожесточенными. Главный предмет дискуссий - входят ли расходы на инфраструктуру в пакет антикризисных мер или нет? Если входят, то их надо не уменьшать, а наращивать, причем интенсивно, если же не входят, тогда можно секвестрировать. «Если посмотреть на структуру расходов на антикризисные меры в Китае, то можно заметить, что основная их часть тратится на инфраструктуру и технологии, - говорит начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский. - Так, Китай пытается не только сгладить проблемы, появившиеся в результате кризиса, - поддерживает уровень занятости и доходов, - но и закладывает основу дальнейшего развития». Надо сказать, что и без кризиса Китай, при наличии огромной массы крайне бедного населения и других проблем, ежегодно тратит на инфраструктуру около 500 млрд долларов, преимущественно за счет собственных ресурсов.

Россия вкладывает в инфраструктуру намного меньше Китая и других развивающихся стран Азии. Эти инвестиции составляют примерно 4-5% ВВП России. В Китае, по данным ИК «Тройка Диалог», этот показатель составляет 8%. И если Поднебесная свои инфраструктурные расходы увеличивает, в том числе за счет денег, выделяемых на борьбу с кризисом (а это, по данным Всемирного банка, порядка 12% ВВП), то Россия, наоборот, сокращает, причем в первую очередь. «Расходы на социальные обязательства, составляющие значительную часть стоимости борьбы с кризисом в России, безусловно, необходимы, но они не закладывают основу для посткризисного роста», - подчеркивает Сергей Заверский.

Об этом же говорит и руководитель аналитической группы по инфраструктуре и транспорту ИК «Ренессанс Капитал» Пол Роджер. По его словам, «в краткосрочной перспективе увеличение расходов на инфраструктуру является отличным способом стимулировать спрос, а в долгосрочной повышает конкурентоспособность страны». Кроме того, в инфраструктуре занято около 15% рабочей силы России, а в Сибири и на Дальнем Востоке эта доля еще выше.

Тезис о том, что в период кризиса власти должны сфокусироваться на вопросах развития инфраструктуры и уделить им больше внимания, чем прежде, также озвучил в своем докладе на XII ежегодной встрече в Американской торгово-промышленной палате в Санкт-Петербурге директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Клаус Роланд. «В ликвидации проблем инфраструктуры есть узкие места, которые не решить за один день. И россияне должны помнить по опыту кризиса 1998 года, что именно отставание в решении этих проблем является сдерживающим фактором развития экономики», - сказал он.

Критики увеличения инфраструктурных расходов, прежде всего министр финансов России Алексей Кудрин, говорят, что если пустить эти деньги в экономику, то это неизбежно приведет к росту инфляции. «Однако средства, идущие на инвестиции, в частности, в инфраструктуру и технологии, не влияют напрямую на рост потребительских цен», - считает Сергей Заверский.

Упоминают и высокий уровень коррупции. Дескать, увеличение расходов на инфраструктуру приведет лишь к неправедному обогащению чиновников и связанного с ними бизнеса. Но тут уж, как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно. Коррупция, несомненно, представляет собой огромную проблему, и с ней нужно бороться, но это не отменяет необходимости содержать, развивать и модернизировать инфраструктуру.

По всей видимости, позиции противников увеличения вложений в дряхлеющую инфраструктуру страны достаточно сильны. В противном случае трудно объяснить тот факт, что в тучные докризисные годы нефтедоллары тратились на ценные бумаги иностранных государств, а не на дороги, мосты, водные артерии, энергообъекты, ЖКХ, больницы и пр.

Объем ежегодных потерь, которые Россия несет из-за хронического недофинансирования инфраструктуры, авторы аналитического обзора под названием «Российская инфраструктура: капитальный ремонт - инструкция по проведению», подготовленного ИК «Ренессанс Капитал», оценивают в 6% ВВП. Но это еще не все. Угасание инфраструктуры не стимулирует отечественный частный сектор и зарубежных инвесторов. Оно также не мотивирует население на какие-либо свершения и прорывы, которые нам сейчас так нужны.

Российские власти намерены вновь увеличивать расходы на инфраструктурные проекты, как только это позволят сделать доходы бюджета, сказал в середине июня вице-премьер Игорь Шувалов. Но когда конкретно и в каких объемах это произойдет, он не уточнил.

Помимо денег

Финансы, конечно, важны, и без них ни о какой модернизации экономики говорить нечего. Но проблемы есть и помимо денег. Так, несмотря на то что с 2004 года объем финансирования государством авиационной сферы увеличился в 20 раз, из-за нерационального расходования выделяемых средств, высоких издержек производства и низкого качества корпоративного управления Россия утрачивает свои позиции на мировом рынке авиационных услуг.

Другой пример. Доставка грузов речным путем в разы дешевле, чем железными и автомобильными дорогами. Но стратегия развития речного флота России до сих пор не разрабатывается, хотя такой документ помог бы определить, какой речной флот нужен стране, где и как его можно оптимально использовать для развития отечественной экономики и социальной сферы.

Единый региональный стандарт требований к инженерной и социальной инфраструктуре для города, сельского района, поселения также пока отсутствует. А без него невозможно определиться, каким параметрам они должны соответствовать, к чему стремиться.

По мнению ряда депутатов региональных заксобраний, серьезной координации в развитии инфраструктуры нет вообще. Во многих местах важнейшие проблемы, той же энергетики, воспринимаются как чисто отраслевые. Ряд задач социальной инфраструктуры местные власти пытаются переложить на плечи бизнеса. По этой и ряду других причин срыв сроков ремонтных и строительных работ на значимых инфраструктурных объектах и сетях приобрели массовый характер. Местные инвестиционные программы в части, касающейся инфраструктуры, на уровне 100% практически не выполняются. С пообъектным исполнением дело обстоит еще хуже. Целый ряд из них не то что не готовы к сроку, но и вообще находятся на нулевом уровне. Качество исполнения также заметно упало. Главных причин две: общее снижение профессионализма (от управленческого до проектного и рабочего звеньев) и массовая безответственность.

Крайне отрицательно на выполнение инфраструктурных проектов влияет так называемая нарезка ответственности. Так, все дороги, согласно действующему законодательству, делятся на федеральные, региональные и муниципальные. При этом немного специалистов смогут показать, где заканчивается муниципальная и где начинается региональная дорога. А перекладывание ответственности ведет к развалу управления дорогами в целом.

Всех проблем не перечислить. Какие-то из них типичны для всех отраслей экономики и социальной жизни современной России, какие-то - весьма специ­фичны. Но каждая из них не существует сама по себе, а является частью целого, становясь либо причиной других проблем, либо следствием уже существующих. Точечно и по остаточному принципу их не преодолеть. Необходимы адекватные средства, государственное мышление и персональная ответственность за выполнение конкретных планов на всех уровнях.