«Просвещенный» консерватизм – это все равно что вера, «но без фанатизма.

«Манифест просвещенного консерватизма», опубликованный российским режиссером, лауреатом премии «Оскар» и актером Никитой Михалковым 26 октября 2010 года, вызывал в России переполох. С его появлением оживились старые споры между «западниками» и «славянофилами» о мировой роли России. Либеральная газета Moscow Times назвала манифест «нашумевшим». Однако за пределами России этот документ не привлек к себе внимания, которого он, безусловно, заслуживает, особенно в контексте различия в политических вкусах президента Дмитрия Медведева, который считается западником, и премьера Путина, русского националиста.

Михалков открыто держит сторону славянофилов или, скорее, их современного «неоевразийского» варианта, который лучше всех описал Александр Дугин. Россия, говорит Михалков, это не Европа и не Азия. И не их «механическое сочетание». Россия представляет «самостоятельный культурно-исторический материк, органическое национальное единство, геополитический и сакральный центр мира». «Непонимание роли и места России в мире ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства», - предостерегает Михалков.

«Нам свойственно особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных - евразийских - координат», - говорит Михалков. Однако, утверждая родство со «строителями Византии и англо-саксонской империи», он не выказывает никакого стремления к возрождению империи, еще менее - к идеологической экспансии и глобальному доминированию, к которым стремился бывший СССР. Оставьте Россию в покое, словно говорит он. Его «Манифест», безусловно, в меньшей мере носит «империалистический» характер, чем Проект Нового Американского Столетия (PNAC) или «Полный разрыв» (Clean break), который используют здешние неоконсерваторы, чтобы повлиять на внешнюю политику США.

Стремление Михалкова к более сильному правительству, его обращение к Православной Церкви, его промонархические склонности заметно отличаются от ценностей, которых придерживаются консерваторы в США. И все же в целом его «просвещенный консерватизм» представляется более истинным по сравнению с нудными речами об «изменении режима», американских «неоконов» (неоконсерваторов), которых следовало бы называть, скорее, псевдо-консерваторами.

Консерватизм Михалкова основывается на «здравом просвещенном национализме, мультиэтническом и мультикультурном», который не имеет ничего общего с любого рода агрессивным и нетерпимым шовинизмом. Его определение российской нации носит либеральный характер; оно включает все народы, все этнические культуры и наречия, существующие на территории Российской Федерации.

Он призывает к укреплению российского государства, но не ценой угнетения отдельных людей. «Личность является не средством, а целью общественного и государственного развития». «Для нас человеческая личность - это органическое единство Я, ТЫ и МЫ. Она рассматривается нами в свете Промысла Божьего и через призму социальных отношений».

Говоря от имени неназванного консервативного движения, он представляет свой «Манифест» как вызов национальным спорам, в которых, как он надеется, «государство и гражданское общество придут к согласию и совместно сформулируют Общенациональную миссию и Программу развития России в XXI веке». Если это будет сделано, движение, от имени которого говорит Михалков, послужит инкубатором для вызревания будущих национальных лидеров.

Чтобы превратиться в по-настоящему современную нацию, утверждает Михалков, Россия должна искать источник вдохновения не на Западе, а в своем собственном прошлом. Тут он видит две основные традиции: духовную традицию «Святой Руси» со столицей в Киеве, Владимире и Москве, и, после Петра Великого, имперскую традицию, центрированную вокруг Санкт-Петербурга. В Святой Руси власть правителей ограничивалась патриархом, а также христианским образом жизни. В Великой России имперская власть затмила авторитет Православной Церкви, хотя представление о Святой Руси осталось жить в памяти народа.

После большевистской революции 1917 года СССР превратился в своего рода «Великую России без Святой Руси». Коммунистическая идеология стремилась к уничтожению всякого религиозного влияния, подчинив всех граждан указам Партии. Однако в конце 1960-х годов советский народ «устал от большевистского эксперимента», и советская система ценностей начала разваливаться.

С приходом перестройки «у нас и мысли не было, что мы участвуем в событиях мирового значения», - признает Михалков. Вскоре не только пал Советский Союз, но произошло «политическое и экономическое разделение мира», которое привело к геополитической революции. В результате в начале XXI столетия мы оказались и без Святой Руси, и без Великой России. Теперь мы живем в Российской Федерации, «территория которой сократилась до 75%, а численность населения до 51% от территории и населения СССР; при этом за пределами России оказалось 20 миллионов русских по национальности людей.

Что еще хуже, экономические реформы 1990-х, предпринятые при помощи и поддержке Запада, значительно сократили технологическую, научную и индустриальную базу России. Михалков обещает «восстановить разрушенное, возвратить разграбленное, и возродить то, что было утрачено» в процессе непродуманных неолиберальных реформ. «Мы убеждены, что рыночные реформы были необходимы для нашей централизованной экономики, и готовы продолжать их, - торжественно заявляет он, - но они не должны сводиться исключительно к приватизации государственной собственности и ориентироваться только на прибыль и рост потребления». Он призывает к «органическому сочетанию свободного рынка и государственного планирования».

«Нынешняя социальная структура, основанная на взрывоопасной смеси усилий, направленных на то, чтобы догнать запад посредством либеральной модернизации, при терпимом отношении к произволу местных правителей и к вездесущей коррупции, не удовлетворяет большинство россиян, - заявляет Михалков. - За видимостью экономических реформ и либеральных инициатив скрываются устаревшие, архаические социальные отношения». Модернизация нужна; но она не должна стать синонимом «вестернизации».

Поставив риторический вопрос: «Что делать?», он отвечает на него следующим образом:

1. Установить и поддерживать законность и порядок

2. Бороться за сохранение культурной и национальной самобытности (в противовес наплыву голливудского импорта, занявшего господствующее положение в массовой культуре России).

3. Обеспечить экономическое «всеобщего процветания» (в кавычках приводится обещание советского государства, так и оставшееся невыполненным; сегодня оно еще дальше от осуществления, чем прежде)

4. Восстановить чувство собственного достоинства и чувство гражданской ответственности

5. Гарантировать социальную справедливость для всех граждан

Прежде всего, мы должны снова поверить в нашу Россию, укрепить дух нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире, - говорит Михалков. Мне это напоминает другого деятеля, жившего в другую эпоху, в другой стране: Рональда Рейгана, консервативного республиканца, в 1976 году пытавшегося вывести американцев из состояния униженности и пораженчества после вьетнамской катастрофы.

Однако насколько просвещенным можно считать консерватизм Михалкова? Он хорошо знает российских консервативных мыслителей, включая славянофилом середины XIX века и монархистов конца того же столетия. Он также цитирует десяток-другой мыслителей ХХ века, из числа белых российских эмигрантов, таких как Петр Струве, Николай Бердяев, Иван Ильин. Среди русских консервативных государственных деятелей он больше всего симпатизирует Петру Столыпину.

Вызывает подозрение отсутствие в этом списке лауреата нобелевской премии, российского писателя Александра Солженицына, почитателя Столыпина, который первым призвал к эволюционному, националистическому и консервативному пути выходу России из трясины коммунизма и возвращению ее в стан всего человечества. Как я писал в 1991 году в книге «Россия без коммунизма: хроника национального возрождения», Солженицын в своем Письме советским руководителям в 1973 году первым предложил идею постепенного замещения коммунистической идеологии просвещенным российским национализмом. В 1990 году, на гребне перестройки, в своем эссе «Как нам обустроить Россию», он бросил вызов тщетным усилиям Михаила Горбачева спасти коммунизм, выдвинув программу, в которой основной упор делался на необходимости спасти российский народ.

После своего возвращения в Россию в 1994 году он в своем эссе 1998 года «Россия в обвале», Солженицын отвергает реформы Бориса Ельцина, во многом так же, как сейчас поступает Михалков. То, что Никита Михалков не упоминает Солженицыну, достойно сожаления, поскольку, в отличие от тех авторов, которых он цитирует, его произведения хорошо известны на Западе, и он достаточно авторитетен, чтобы стать доводом в пользу выбора консервативного пути для России. Кроме того, как я подчеркивал в своем панегирике Солженицыну, он оказал влияние на многих западных интеллектуалов, способствуя их отходу от коммунизма и повороту в сторону консерватизма.

Михалков не стремится опереться на авторитет зарубежных консервативных мыслителей, например, Эдмунда Берке или Жозефа де Местра. Однако знакомство с ними необходимо для любого консервативного движения. Особенно уместен был бы Берке, либеральный консерватизм которого до мельчайших деталей идет вразрез с так называемыми «неоконсерваторами», которые считают, что миссия США состоит в «распространении демократии» во всем мире. Не так быстро, говорит Берке. Каждая страна должна стремиться найти форму правления, которая лучше всего подходит к ее традициям и национальному характеру, доказывает Берке, предвосхищая настоятельные призывы славянофилов к поиску Россией собственного уникального пути.

Де Местр мог бы лучше поддержать Михалкова в его монархических тенденциях. Помимо прочего, он писал свои трактаты, находясь на государственной службе в должности посла Пьемонта-Сардинии в России, стране, в которой он видел оплот против вируса Французской революции.

Что бы вы ни думали о Михалкове, его «Манифест» означает явный разворот на 180 градусов от «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса, искушавшего Россию пойти по западному пути, и вместо этого приведшего ее к 73-летнему историческому тупику глобального революционного насилия. Призывы Михалкова к законности и порядку, к гражданскому миру, к смешанной экономике, социальной справедливости, доброжелательным отношениям с другими нациями и к чувству собственного достоинства звучат как банальные утверждения, подсказанные здравым смыслом.

Известный своими монархическими взглядами Михалков не призывает прямо к восстановлению монархии. Однако он держит двери открытыми для любого, кто сможет установить более сильную центральную власть и осуществить с этой целью конституциональные изменения путем проведения референдума. В конце концов, в своем фильме «Сибирский цирюльник» он уже сыграл роль своего любимого консервативного монарха, царя Александра III. Так что его выбор в пользу восстановления монархии неудивителен.

«Манифест» знаменует начало политики личностей в России. Сам Михалков, конечно, обладает и харизмой, и происхождением. Его семья - воплощение непрерывности российской истории. Отец Никиты Михалкова, Сергей Михалков, был известным советским поэтом, чьи стихи знали миллионы жителей страны. Он написал слова для нынешнего гимна; первый вариант гимна был одобрен еще Сталиным, а позднее Сергей Михалков переделал их в соответствии с новой посткоммунистической эпохой. Благородное происхождение Сергея должно было бы обречь его на гонения, на смерть или ссылку. Однако он сумел процветать и при Сталине, и при Никите Сергеевиче Хрущеве, и при Брежневе, при Андропове, при Черненко, Горбачеве, Ельцине, Путине и Медведеве.

Никита Сергеевич, кинорежиссер, культурный герой, имеющий своих поклонников и обладающий привлекательностью для значительной части российского электората. Много у него и недоброжелателей - но были они и у Рейгана. Мог ли бы он стать «вторым Никитой Сергеевичем»? А, может быть, царем Никитой Первым? Одному Богу известно. Независимо от того, решит ли он делать политическую карьеру или нет, Михалков - фигура, с которым приходится считаться.

Правящая партия «Единая Россия» предложила «обсудить» Манифест Михалкова. Владимир Жириновский заявил, что на 80% он повторяет то, что либерально-демократическая партия твердила долгие годы. Геннадий Зюганов, лидер коммунистической партии, согласился только с негативной оценкой, данной Михалковым нынешней ситуации. В публичном обсуждении, прошедшем по одному из каналов телевидения, транслирующих на всю страну, Михалков заклеймил своего либерального оппонента. Мой личный источник из Кремля рассказал, что президент Медведев и премьер-министр Путин обсуждали манифест, сидя рядышком друг с другом, так что невозможно было расслышать, о чем они шептались. Он попытался было призвать на помощь Джулиана Ассанжа (Julian Assange) (основателя сайта Wikileaks), однако, как оказалось, Джулиану самому нужна была помощь, и он отказался выдавать чужие секреты или раскрывать конфиденциальную информацию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В каждом периоде российской истории есть белые и черные страницы. Мы не можем и не хотим делить их на свои и чужие. Это – наша история! Ее победы – наши победы, ее поражения – наши поражения.

1. Здесь Никита Сергеевич повторяет положения Декларации Патриарха Сергия. Нет возражений.

Мы убеждены: перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее. Исторически государство Российское развивалось, следуя тысячелетнему пути – от Святой Руси к Великой России.

2. Нет деления истории. Есть оценка прошлого опыта, с точки зрения религиозно-политико-этно-экономических принципов. Главное не допустить гражданской войны разных толкователей.

Киев! Владимир! Москва! Петербург-Петроград! Москва! Вот пять этапов жизни Отечества нашего, судьбы Родины нашей.

3. Петербург долго считался географически заграницей. И только во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, он был русской кровью вписан в русскую историю. Название “Петроград” можно принять при условии, что имеется ввиду даже не Император Петр Первый, а Апостол Петр. И тогда Петра Град а не Петроград.

Киев – начало Святой Руси. Князь Владимир крестил русских людей в православную Христову веру. Святая Русь расцвела во Владимире попечением и подвигами великого князя Андрея Боголюбского и, окрепнув в череде столетий, стала сердцем Московского царства. В ту пору вера органично входила в быт, а быт – в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания, от симфонии Царства и Священства. «Вся жизнь – в Церкви» – вот аксиома Москвы, исторический корень того мироощущения, которое принято называть церковно-консервативным.

4. Безусловно согласен. Но крестил не князь, а священство по Воле Бога.

Петровские реформы выводят гражданскую и государственную жизнь России за церковную ограду. Великая Россия знаменовала собой Россию имперскую. Миру был явлен Петербург, девизом которого станут слова наказа Екатерининского: «Россия есть государство европейское». На место патриарха заступил Синод. Симфония властей преобразилась. «Вся жизнь – в государстве» – вот аксиома Петербурга, исток того российского миросозерцания, которое принято называть государственно-консервативным. Российская империя повторяла путь империи Византийской. Волей императоров все больше становилась она Великой Россией, и все меньше оставалось в ней Святой Руси. Указами самодержцев вершились государственные преобразования, проводились политические, экономические и судебные реформы, способствовавшие «гражданскому освобождению».

5. Исполать Никита Сергеевич. Государство перенесло акцент с духовного потенциала на власть и структуры. Потенциал начал распыляться. Как результат государство пало. “Ибо где труп, там соберутся орлы”. Труп – государство утратившее духовный потенциал. В нашем случае, вместо орлов были революционеры.

В начале XX века революционная общественность подняла на щит лозунг «Вся жизнь – в гражданском обществе» и вывела людей на улицы Петрограда. Это стало началом мировоззрения, которое принято называть либерально-демократическим. В 1914 году, защищая православную Сербию, Россия вступила в мировую войну, закончившуюся для нее чередой революций, сокрушивших многовековую монархию.

6. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Мы пали. Но перед тем явили миру высокий пример жертвенности во имя Заповеди. Мир и вся история его когда-то закончится. А потом будет Судный День. И потому нам есть надежда.

Пережив Гражданскую войну и эмиграцию, императорская Россия превратилась в Советский Союз – «Великую Россию без Святой Руси». «Вся жизнь – в партии» – вот аксиома советской России и основа той идеологии, которую принято называть коммунистической.

7. Точно подмечено. Опора на одну структуру. А если в структуру попадут не те люди? Нельзя складывать все яйца в одну корзину.

С середины 1920-х годов страна стала работать и жить «на пределе возможностей». Жизнь превратилась в борьбу за существование. Советские люди постоянно ощущали себя окруженными внутренними и внешними врагами.

8. Еще до СССР было 10 русско-турецких войн. И 20 русско-польских.

Основанный на страхе политический режим сопровождался массовым энтузиазмом и личной жертвенностью. Были пройдены тяготы коллективизации и индустриализации. Пережиты ужасы и боль ГУЛАГа. Ликвидированы безграмотность, беспризорничество, бандитизм. Побеждены нищета, болезни и голод. Был совершен народный подвиг победы в Великой войне, после которой наша страна, в очередной раз рывком преодолев экономическую разруху, первой освоила космос. Однако, достигнув в конце 1960-х годов максимума от того, чего можно было достичь при советской форме государственного устройства и социалистическом режиме, советский народ, на плечи которого выпали неимоверные тяготы мобилизационной работы, надорвался. Пафос коммунистической идеологии и потенциал советской государственности были исчерпаны. Большевистский эксперимент вступил в завершающую фазу. На теневых прилавках «административного рынка» начался демонтаж централизованной системы советского государства и права, сопровождавшийся разложением партийной элиты, деградацией социалистической общественности и распадом системы ценностей советского человека. В середине 1980-х годов началась перестройка, а в 1991 году Советского Союза не стало. Последний акт был разыгран быстро и стремительно – так же, как и в 1917 году. Казавшаяся незыблемой власть рухнула в три августовских дня…

9. Все началось задолго до трех августовских дней. Сперва при Никите Хрущеве, изобрели электронные деньги и через фонд материального поощрения трудящихся вбрасывали в оборот. Нарушился товарно-денежный баланс и в социалистической экономике появилась плевела инфляции. Потом к власти пришел человек, в структуре выбора которого была возможность предать. Ведь и Сталин и Хрущев и Брежнев имели отношение к Великой Отечественной Войне, в которой мы здорово пустили кровь Западно-Капиталистическому Миру. А Горбачев такого отношения не имел и Запад мог иметь с ним дело. У нас не оказался во власти человек, который был бы повязан со своей страной кровью Запада. А дальше дело техники.

В то время мы не отдавали себе отчета в том, что принимаем участие в событиях, имеющих всемирное значение. В событиях, в результате которых будет осуществлено не только переустройство отдельно взятой страны – Советского Союза, но и будет совершен политический и экономический передел мира. Это была геополитическая революция.

10. Браво. Теперь надо назвать основных получателей выгод от нашего распада: США и Великобритания. Они и были заказчики этой геополитической революции.

В итоге мы вступили в XXI век, проживая уже не в Святой Руси и не в Великой России, а на территории Российской Федерации. У нас – новые государственные границы: на Кавказе – как в начале XIX века, со Средней Азией – как в середине XIX века, и, что намного драматичнее для нас, с Западом – как в 1600 году, т. е. после царствования Ивана Грозного. От Советского Союза мы, граждане Российской Федерации, унаследовали 75% территории и 51% населения. Более 20 млн наших соотечественников оказались за границами России и, в сущности, стали эмигрантами. Такова цена, заплаченная русским народом за обретенную в конце XX века государственную независимость и личную свободу…

11. Браво. Так торгуют с нами англо-саксы. Нам политические идеи. От нас земельки с дешевым сырьем и дешевой рабсилой.

Что делать?

Наступил XXI век… Можем мы сегодня, положа руку на сердце, сказать себе и людям: «Да, мы удовлетворены всем, что происходило и происходит в России»? Думается, что нет! Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения. Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора делать дело! Первое, что нам необходимо, – это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе – обеспечение культурной и национальной безопасности. Третье – рост «благосостояния для всех». Четвертое – восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое – гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье. Чтобы добиться этого, нам следует: – возродить силу и мощь российского государства;

12. Согласен.

– поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

13. Каких именно и с какой целью, что конкретно будут делать эти структуры, как оценить пользу от них?

14. Как?

– обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

15. Как?

– заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности.

16. Как?

Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации,

17. А это дело Церкви. Нужен Закон Божий в школу, и общественные наблюдательно-консультационные советы в газетах. Радио и теле каналах.

Восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире.

18. Напрасные надежды. Западу не нужны сильные конкуренты. Западу от нас всегда было нужно только дешевое а лучше бесплатное сырье. Дешевые а лучше бесплатные рабочие руки и пушечное мясо для разгребания их заварух. Если мы не выполняем эти требования запада, мы тоталитарные рабовладельцы и тираны. Так всегда было, есть и будет.

Россияне ждут сегодня от нас именно таких реформ и таких перемен. Не возврата к прошлому – этого в России не будет! А обращения к будущему – достойному будущему великой страны. Мы убеждены, что только справедливая форма сочетания свободы и власти, основанная на соединении заповедей и идеалов ПРАВДЫ с принципами и нормами ПРАВА, может и должна обеспечить всем нам «нормальную человеческую жизнь в нормальной человеческой логике – без революций и контрреволюций». Таков наш курс – курс на экономический рост и политическую стабильность, которые должны позволить России в XXI веке стать сильной независимой конкурентоспособной страной.

19. Итак Справедливость, Правда и Право. Да вот незадача, ведь что за штука Правда? Допустим я кому то пообещал дать в лицо и выполнил обещанное. Я сделал Правду. Но справедлива ли эта Правда? Если за дело дал, то справедливо. А если без дела? В общем тут доработка нужна.

Рост и стабильность – это устойчивое развитие страны, взаимосвязь государственных реформ и общественных перемен, которые, с одной стороны, опираются на национальную культурную традицию, а с другой – отвечают на глобальные цивилизационные вызовы. Это «устойчивое развитие» имеет динамический характер. Оно знаменует собой возникновение нового для России типа политического, экономического и правового мышления. Мышления стратегического, глобального, долгосрочного, перспективного, формирующего новую позитивную картину российского мира. Логика роста и стабильности порождает новую организационно-правовую форму деятельности – общественно-государственную. Она требует реформы управления, появления нового поколения руководителей на всех уровнях власти, рождения новой генерации специалистов в коммерческом и некоммерческом секторе. То же следует сказать и о нашей общественности. О партийном и профсоюзном строительстве страны. И, безусловно, об организации и возрождении городского и земского самоуправления. «Новые кадры» должны обладать особым качеством: «видеть и слышать» свой народ и свою страну в «шуме и грохоте» глобальных перемен. Они должны быть способны:– предвидеть основные направления глобального развития;– намечать долгосрочные приоритеты и магистральные пути в развитии страны;– ставить стратегические цели и решать тактические задачи внутренней и внешней политики;– выявлять и разрешать ключевые проблемы государственного строительства и общественного самоуправления;– укреплять вертикаль государственной власти на федеральном и региональном уровнях;

20. Федерализм терпим в мирное время и то худо-бедно. А в военное он обуза. При назначаемых губернаторах, федерализм это фикция.

– выявлять и поддерживать сетевые структуры гражданского общества;

21. Какие, с какой целью, что с этого получит Россия?

– обеспечивать свободу и конкуренцию в сфере экономической деятельности и предпринимательства;

22. Советская экономика была планово-отраслевой. И потому все было дешево и качественно. Отраслевой принцип – это когда все организации производящие один продукт, замкнуты в одну отрасль, с единым начальством, финансированием, планированием и так далее. К этому надо вернуться. Иначе будет трата сил на конкуренцию а не на людей. Зачем кормить Молоха конкуренции?

– осваивать новационные и поддерживать традиционные формы и методы административной и хозяйственной деятельности. Мы считаем, что решение задач по обеспечению политической стабильности и экономического роста страны и превращение России в конкурентоспособную мировую державу возможно при условии, если государство и гражданское общество придут к согласию и совместно сформулируют Общенациональную миссию и Программу развития России в XXI веке. Для достижения этого «согласия» нам требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства: ТРУД, ЗЕМЛЮ, КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕКА, рассмотрев их с точки зрения духовного единства ПРАВА и ПРАВДЫ.

23. И справедливости.

Для того, чтобы увидеть материальный мир и человека через ПРАВО И ПРАВДУ, необходимо новое мировоззрение, способное одновременно воспринимать как всеобщие тенденции глобального развития человечества, так и локальные особенности развития наций, народов и личностей. И такое универсальное мировоззрение есть: мы называем его просвещенно-консервативным. Просвещенный консерватизм – это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его. Мировоззрение просвещенного консерватизма, представленное как система принципов и идей, образует теоретическую основу российского консервативного движения и задает теоретический вектор для разработки полноценной программы действий. Просвещенный консерватизм как идеология позволяет последовательно и эффективно проводить в жизнь динамично-стабильную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на достижение глобальных целей и решение конкретных задач политического, экономического и социального развития нашей страны. Просвещенный консерватизм и просвещенные консерваторы – кто они? Просвещенный консерватизм есть консерватизм истинный. Он не имеет ничего общего с реакционностью, застоем, «охранительством» и нежеланием перемен. Русский мыслитель Николай Александрович Бердяев дал яркую и точную характеристику его основных начал: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к истокам жизни, связывает себя с корнями. Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем, сопротивление нетленности тлению. В нем живет энергия не сохраняющая только, но преображающая». В России, как и в Западной Европе, историческими предшественниками истинного, или просвещенного консерватизма были свободомыслящие аристократы-государственники. Александра Сергеевича Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский величал «либеральным, или свободным консерватором». Николай Васильевич Гоголь на страницах книги «Выбранные места из переписки с друзьями» предстает перед нами как просвещенный российский консерватор. К просвещенным консерваторам принадлежат выдающиеся представители государственной бюрократии, пережившие свой звездный час в эпоху царствования императоров всероссийских Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. Все они были убеждены, что сильное государство, осуществляющее реформы во благо своего народа, является надежным залогом для процветания Великой России. Митрополит Филарет (Дроздов), автор Манифеста 1861 года, освободившего крестьянство России от многовековой крепостной зависимости, является ярким примером церковного деятеля просвещенно-консервативного направления.

24. А в советском учебнике истории, Церковь показана как тормоз развития общества, тогда как автором Манифеста выставлен другой человек.

Весомый вклад в разработку теоретических основ «просвещенного консерватизма» во второй половине XIX века и в первой половине XX века внесли русские мыслители К.Н. Леонтьев, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, С.Л. Франк, И.А. Ильин и Н.Н. Алексеев.

25. Чичерин, Струве и Франк – западники и потому чужаки для России. Вот Ильин и Леонтьев свои.

Высокопрофессиональный образец успешной просвещенно-консервативной печати в России представляла собой в конце XIX – начале XX вв. газета Алексея Сергеевича Суворина «Новое Время», являвшаяся, по свидетельству современников, настоящим «парламентом мнений». Просвещенно-консервативных взглядов в политической и государственной деятельности придерживался величайший реформатор начала XX века – Петр Аркадьевич Столыпин.

26. Реформа Столыпина потерпела неуспех на такой проблеме как психология общения русского человека и навозная корова. По его реформе – фермерству, полагался каждому крестьянину отдельный кусок земли и голландская корова. Корова эта привыкла к круглогодичному выпасу в теплой Голландии и хорошим кормам. Дает много молока и мало навоза. Не переносит наших холодов. А наша корова может существовать в холодном стойле, обходиться подножным кормом и дает много навоза. А навоз идет на удобрение для пашни. Ведь Россия того времени была глубоко аграрной страной. Отруба провалились по следующим причинам: огромные просторы России, зимой заметают глубокие снега. Нужна будет помощь, никого не дозовешься. И поговорить не с кем. В итоге получается что-то вроде добровольной одиночной камеры, нетерпимой в общительном русском народе. Посему невозможно быть честным человеком и признавать Столыпина Великим.

Члены «Союза 17 октября», внесшие в 1905 году в практику политической жизни России принцип солидарного осуществления реформ представителями государственной бюрократии и гражданской общественности и видевшие свою главную цель в «мостостроительстве» между земским самоуправлением и верховной властью, являются историческим примером партийного объединения просвещенных консерваторов, сыгравшего значительную роль в деятельности Государственной Думы третьего созыва. Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций. Наши избиратели Парадоксально, но на сегодняшний день в России избирателями революционной по своей сути партии КПРФ продолжает оставаться огромное число лиц, которые в стабильных условиях, как правило, являются главной опорой «партии консерваторов». Именно за консерваторов в цивилизованных странах голосовали и голосуют лица с техническим и естественнонаучным образованием – инженеры и техники, учителя и врачи. Классные специалисты и квалифицированные рабочие, обладающие собственным жильем, небольшими накоплениями и живущие трудом своих рук, также предпочитают голосовать за консерваторов. Большинство военных и сотрудников силовых структур, как правило, отдают свои голоса консерваторам. Люди, предпочитающие консерваторов, опираются на закон и порядок; им свойственно чувство гордости за свою страну; они требуют уважения к своему человеческому достоинству. Много наших сторонников находится и среди предпринимателей, причем как среди представителей крупного, так и среднего и малого бизнеса. Электоральная основа партии российских консерваторов – это вся здоровая часть нашего общества, сердцевиной которого должен стать зарождающийся в России средний класс. Это слой необязательно состоятельных, но добропорядочных и ответственных, предприимчивых и законопослушных граждан. Это активные члены социальных групп, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, коммерческих и некоммерческих организаций, которые образуют в настоящем смысле слова золотой фонд нации и создают материальную и духовную основу для экономического роста и стабильной жизнедеятельности российского гражданского общества и государства. Большинство наших избирателей проживает не столько в центре, сколько в регионах. Просвещенный консерватизм в хорошем смысле слова провинциален. У него – действительно общенациональный, всероссийский масштаб. Это – не просто одно из общественно-политических движений, поддерживаемое частью нашего народа. Просвещенный консерватизм – это сохраненное и представленное политической, экономической, научной и культурной элитой мировоззрение многонационального российского народа в целом. Это – философия «роста и стабильности». Философия консолидации. Философия концентрации зрелых и ответственных социальных сил и новаторских творческих энергий от периферии к центру. В движении просвещенного консерватизма четко выражена созидательная, объединительная тенденция. Нас поддерживают образованная, занимающаяся бизнесом, учащаяся молодежь, практически все люди среднего возраста, образующие костяк производительной части населения, а также умудренное опытом старшее поколение, задумывающееся о том, что оно оставляет в наследство своим детям и внукам. Наши избиратели – люди здравомыслящие. Они не доверяют митинговым демагогам. Это – то «огромное немногословное большинство», которое тащит страну на себе, упорно учится и трудится, исправно платит налоги и не любит бездельников и болтунов.

27. Увы, здесь незнание предмета. Налоги за работника платит его работодатель. Так что исправная уплата налогов не является личным сознательным индивидуальным актом.

© Михалков Н., 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Предисловие

Манифест Просвещённого консерватизма под названием «Право и Правда» был составлен мною в начале 2000-х годов по итогам работы проводившегося в Российском фонде культуры Консервативного семинара, на котором ведущие философы, социологи и политики нашей страны в течение пяти лет обсуждали исторические проблемы и современные вопросы мировой и российской консервативной идеологии.

Манифест впервые был обнародован в 2010 году в сети Интернет. Его публикация вызвала огромный читательский интерес и полярные оценки. Уже тогда стало ясно, что консервативная идеология в России востребована и ожидаема, а теперь я твердо убеждён, что именно за ней – наше политическое будущее.

Сегодня, в год столетнего юбилея двух русских революций, я считаю важным вновь поднять эту тему. Надеюсь, что первая книжная публикация Манифеста вызовет у вас, дорогие читатели, не меньший интерес и послужит трезвым напоминанием о том, что время великих потрясений для России – это наша национальная трагедия и наша личная беда и что век XXI станет для всех нас тем временем, когда мы начнём, наконец, жить по законам нормальной человеческой логики – без революций и контрреволюций.

И я не только надеюсь на это, я в это верю!


Никита Михалков

Введение

В каждом периоде российской истории есть белые и чёрные страницы. Мы не можем и не хотим делить их на свои и чужие.

Это наша история!

Её победы – наши победы, её поражения – наши поражения. Мы убеждены: перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее.

Исторически государство Российское развивалось, следуя тысячелетнему пути: от «Святой Руси» к «Великой России».

Киев! Владимир! Москва! Петербург-Петроград! Москва!

Вот пять этапов жизни Отечества нашего, судьбы Родины нашей.

Киев – начало «Святой Руси». Князь Владимир крестил русских людей в православную Христову веру.

«Святая Русь» расцвела во Владимире попечением и подвигами великого князя Андрея Боголюбского и, окрепнув в череде столетий, стала сердцем Московского Царства.

В ту пору вера органично входила в быт, а быт в веру. Государственная идеология была неотделима от православного миросозерцания, от симфонии Царства и Священства. Вся жизнь в Церкви – вот аксиома Москвы, исторический корень того мироощущения, которое принято называть церковно-консервативным.

Петровские реформы выводят гражданскую и государственную жизнь России за церковную ограду. «Великая Россия» знаменовала собой Россию Имперскую. Миру был явлен Петербург, девизом которого станут слова Наказа «екатерининского»: «Россия есть государство европейское». Место Патриарха заступил Синод. Симфония властей преобразилась. Вся жизнь в государстве – вот аксиома Петербурга, исток того российского миросозерцания, которое принято называть государственно-консервативным.

Российская Империя повторяла путь Империи Византийской.

Волей императоров всё больше становилась она «Великой Россией» и все меньше оставалось в ней «Святой Руси».

Указами самодержцев вершились «государственные преобразования», проводились политические, экономические и судебные реформы, способствовавшие «гражданскому освобождению».

В начале XX века революционная общественность подняла на щит лозунг: вся жизнь в гражданском обществе и вывела людей на улицы Петрограда и Москвы. Это стало началом мировоззрения, которое принято называть либерально-демократическим.

В 1914 году, защищая православную Сербию, Россия вступила в Мировую войну, закончившуюся для неё чередой революций, сокрушивших многовековую монархию.

Пережив Гражданскую войну и эмиграцию, Императорская Россия превратилась в Советский Союз – «Великую Россию без Святой Руси». Вся жизнь в партии – вот аксиома советской России и основа той идеологии, которую принято называ

...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

То решил сделать выдержки передающие суть:

Введение

В каждом периоде российской истории есть
белые и черные страницы. Мы не можем
и не хотим делить их на свои и чужие.
Это наша история!
Ее победы - наши победы, ее поражения
- наши поражения.

Мы убеждены - перестав делить прошлое, мы обретаем настоящее и гарантируем будущее.

Что делать?

Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения.
Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики.
Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело!

Первое, что нам необходимо, - это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе - обеспечение культурной и национальной безопасности. Третье - рост «благосостояния для всех». Четвертое - восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое - гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

Чтобы добиться этого, нам следует:

Возродить силу и мощь российского государства;

Поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

Обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

Заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности.

Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире.

Для достижения этого «согласия» нам требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального произ-водства: ТРУД, ЗЕМЛЮ, КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕКА, рассмотрев их с точки зрения духовного единства ПРАВА И ПРАВДЫ.

Для того, чтобы увидеть материальный мир и человека через ПРАВО И ПРАВДУ, необходимо новое мировоззрение, способное одновременно воспринимать как всеобщие тенденции глобального развития человечества, так и локальные особенности развития наций, народов и личностей.

И такое универсальное мировоззрение есть, мы называем его просвещенно-консервативным.

Просвещенный консерватизм - это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его.

Просвещенный консерватизм
и просвещенные консерваторы -
кто они?

К просвещенным консерваторам принадлежат выдающиеся представители государственной бюрократии, пережившие свой звездный час в эпоху царствования императоров всероссийских Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

Все они были убеждены, что сильное государство, осуществляющее реформы во благо своего народа, является надежным залогом для процветания Великой России.

Весомый вклад в разработку теоретических основ «просвещенного консерватизма» во второй половине XIX и в первой половине XX века внесли русские мыслители К.Н. Леонтьев, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, С.Л. Франк, И.А. Ильин и Н.Н. Алексеев.

Наши избиратели

Нас поддерживает образованная, занимающаяся бизнесом, учащаяся молодежь, практически все люди среднего возраста, образующие костяк производительной части населения, а также умудренное опытом старшее поколение, задумывающееся о том, что оно оставляет в наследство своим детям и внукам.

Наши избиратели - люди здравомыслящие. Они не доверяют митинговым демагогам. Это то «огромное немногословное большинство», которое «тащит страну на себе», упорно учится и трудится, исправно платит налоги и не любит бездельников и болтунов.

Основные идеи, принципы и ценности просвещенного консерватизма

Современный российский консерватизм - это новационный учет государственных, общественных и национальных традиций «Святой Руси» и «Великой России», сложившихся в течение нашей тысячелетней истории.

Идеология просвещенного консерватизма впитала в себя:

Фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий;

Имперские нормы, принципы и механизмы государственного строительства;

Принципы, нормы и обычаи российского и международного публичного и частного права;

Предреволюционный опыт российской парламентской практики и партийного строительства;

Традиционные для России формы земского и городского самоуправления.

Идеология и мировоззрение просвещенного консерватизма базируются на определенных принципах и ценностных установках.

Главные из них:

Верная мера везде и во всем, следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ;

Развитая и сбалансированная система публичного и частного ПРАВА;

Симфония духовного и материального производства в жизни нации;

Укрепление вертикали власти и расширение горизонтали культуры и жизни гражданского общества;

Гармоничное согласование внутренней и внешней политики и экономики;

Регулируемая рыночная экономика или гибкое сочетание «рынка и плана»;

Развитая культура правосознания, воспитанная на привычке соблюдения и уважения всеобщих идеалов, принципов и норм континентального права и особенных правовых обычаев народов;

Лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе;

Персонификация власти и предпочтение личной ответственности перед коллективной безответственностью;

Признание греховности человеческой природы и неразрывной связи человека с окружающим его материальным миром;

Обретение и сохранение собственного достоинства и свободы, уважение и признание чужого достоинства и свободы;

Соблюдение чести, признание долга, почитание ранга;

Бережное хранение традиций и творческое восприятие новаций;

Любовь к родине и служение отечеству;

Память и поминание предков, забота о потомках, попечение о детях и родителях;

Предпочтение эволюции перед революцией, осторожность перемен;

Следование прагматической логике жизненных обстоятельств и здравому смыслу;

Любовь к своему народу, нации и культуре наряду с уважением и интересом к многообразию жизни других народов, наций и культур;

Неприятие радикализма, односторонности и чрезмерности обобщений, недоверие к уравниловке и жесткому централизованному планированию.

В просвещенном консерватизме преимущество отдается: естественному перед искусственным, единству перед единообразием, конкретному перед абстрактным, мудрости и ответственности

Перед идеологическим прожектерством и расчетливым политиканством, вечности перед временностью.

Культура

Быть консерватором - значит быть человеком:

Который любит Бога и ближнего своего;

Который помнит о предках и заботится о потомках;

Который бережно относится к окружающему миру и думает о нем как о живом существе;

Который сохраняет, развивает и преумножает культуру, науку и образование.

Традиция

Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична. Она опирается не на внешнюю систему логических правил и рассудочных представлений, а на внутренний духовный строй личности, психологию нации, обычаи, ритуалы и обряды племен и народов.
...
Российская культура с давних пор впитала в себя и творчески переработала многие этнические традиции. Поэтому она предполагает уважительное и бережное отношение ко всем верованиям, традициям и обычаям нашего многонационального народа. Однако - она не всеядна и не пассивна. В ней есть решимость и воля для того, чтобы дать отпор сектантству и агрессии, противостоять террору и оказать сопротивление злу силой.

История

Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, «логику прогресса» и «чудеса рынка» представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории,которым наши современники, лишенные веры, надежды и любви, вынуждены приносить кровавые жертвы.

Нашему историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта «бессмысленного и беспощадного». И при всей любви к простому русскому народу мы искренне благодарны все же не

Емельяну Пугачеву, а подавившему его бунт Александру Васильевичу Суворову.

Нация

Россия-Евразия - это не Европа и не Азия, и не механическое сочетание последних. Это самостоятельный культурноисторический материк, органическое, национальное единство, геополитический и сакральный центр мира.

Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия по меньшей мере опасно, а по большому счету - губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства.

Родина и Отечество

Не монополизируя право на патриотизм, мы твердо заявляем о равном неприятии как чувства пролетарского интернационализма, ведущего к «казарменной дружбе народов», так и «слепой привязанности» к космополитическим ценностям, порождающей у человека черствость и равнодушие к своей Родине.

Истинный просвещенный патриотизм является нормой, принципиальной мужественной позицией, показателем душевного здоровья и зрелости человека и гражданина, для которого любовь к своей земле не означает неприязни к загранице, ведь патриотизм - это общность любви, а не ненависти.

Мы объединяемся вокруг созидающего «да», а не вокруг разрушающего «нет».

Национальный вопрос

Здоровый просвещенный национализм - национализм полиэтнический и поликультурный. Это свободный, творческий, в настоящем смысле слова созидательный национализм. В нем нет комплекса инородства. Он не боится соперничества и поглощения чужеродными элементами. Напротив, он способен впитывать и творчески перерабатывать их в себе. Именно такой тип национализма создавал в мировой истории великие империи с позитивной миссией, которые были свойственны византийской, англосаксонской и российской государственности.

Личность

Личность является не средством, а целью
общественного и государственного развития.

Однако, говоря о высоком статусе и выдающейся роли личности в истории, мы имеем в виду именно личность, а не оторванных друг от друга индивидов, существующих вне общества и государства. Для нас человеческая личность - органическое единство Я, ТЫ и МЫ. Она рассматривается нами в свете Промысла Божьего и через призму общественных отношений.

Семья

Социальная политика российских консерваторов прежде всего ориентирована на разработку целостной системы государственных и негосударственных мер по поддержанию здоровья и благополучия российской семьи.
Мы убеждены: спасем и сохраним от бед, невзгод и напастей российскую семью - спасем и сохраним Россию и русского человека.
Охрана материнства, отцовства и детства - наш социальный приоритет.

Свобода

Наш идеал - социальное братство - союз свободных людей, равномощных в обретении гражданских прав и несении гражданских обязанностей.

Государство

Государство как государственность и нация - есть духовное единство народов и граждан, сознающих и признающих братскую солидарность, охраняющих и поддерживающих ее любовью и жертвенным служением.

Государство как государственный аппарат - есть волевая сила, которая может и должна регламентировать действия граждан и неправительственных организаций, устранять общественный и индивидуальный произвол, бороться с терроризмом и препятствовать развитию национальной розни.

Политика

Просвещенный консерватизм опровергает расхожее мнение о том, что политика - грязное дело плутов и казнокрадов. Мы считаем, что политикой могут и должны заниматься лучшие люди страны, честные, порядочные и образованные граждане, ставящие интересы общества и государства выше личной выгоды и корысти.

Армия

Однако за перестроечное десятилетие военная профессия усилиями псевдодемократов стала считаться в обществе чуть ли не презренной, а солдаты и офицеры заняли в обществе положение изгоев и париев.
С этим пора кончать!
Армия - это культура в форме службы Отечеству.
Офицерский корпус, в первую очередь гвардия, должны получить от Церкви и Государства духовную и материальную поддержку.
Военная профессия должна вновь стать престижной и желанной, а звание солдата, защитника Отечества - гордым и высоким.

Власть

Слабая власть - не власть, а самообман и обман. Власть, не вызывающая уважения, - не власть. Власть социально бессильная - источник бедствий и разрушения.
...
Мы убеждены, что авторитетной и сильной государственной властью в современной России может быть только «родная и близкая для нас власть». Та власть, в которую мы поверим, которая сумеет объединить нас вокруг созидающего в любви «да», а не вокруг разобщающего в борьбе и ненависти «нет»

Информация и коммуникация

Нам надо развивать высокие технологии и продвигать российскую культуру, науку, технику и образование в новых перспективных областях.
Нам необходим новый креативный класс-лидер. Пора снова стать первыми - творцами и первооткрывателями.
Мы не нация торгашей, мы нация героев!

Собственность и финансы

Мы против абсолютизации любой формы собственности. Мы считаем, что собственность в любой форме должна служить человеку, обществу и государству.

Экономика и финансы

Финансовый сектор экономики важен и необходим, но нельзя же на него Богу молиться. Он должен рассматриваться как эффективное средство хозяйствования, а не его цель. Наша цель - свободный человек, который ни при каких обстоятельствах не должен превращаться в раба, в том числе и раба денег. Поэтому важнейшими задачами для российского государства и гражданского общества являются «де-демонизация» спекулятивного финансового капитала и поддержка реальной экономики.

Заключение

Мы считаем нашей главной задачей - качественный отбор людей, «идущих во власть», и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить высокий нравственный авторитет власти, который в итоге складывается из нравственного авторитета конкретных лиц, призванных руководить государством.

Мы требуем профессионализма и порядочности от всех должностных лиц, которые нашим государством управляют. Мы ждем от них последовательности, решительности и ответственности в проведении политических, экономических и правовых реформ.

Занимаясь государственным и партийным строительством, способствуя самоорганизации гражданского общества, мы всегда должны помнить, что наша главная цель и забота - человек.

И да поможет нам Бог!