Развитие мелкой моторики как тема по самообразованию. План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности

«Развитие мелкой моторики рук

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, оформить уголок сенсорного развития
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики рук.

Форма отчётности:

  1. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»
  2. Провести анкетирование родителей.
  3. Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Работа с родителями - консультации и беседы.

Используемая литература:

  1. «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  2. «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова
  3. «Оригами для малышей» Н.А.Просова
  4. «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Подготовительная группа» А.Г.Савушкина
  5. «Детский дизайн. Пластилинография» Г.Н. Давыдова
  6. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г.Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003» 2014г.
  7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “А”

на 2018 – 2019 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

6.Разложи пуговицы по цвету

ДЕКАБРЬ

1. Строим дом из кубиков

8. Пальчиковый театр "Репка"

ЯНВАРЬ

6."Построим бом из кубиков"

ФЕВРАЛЬ

7. Самомассаж ладоней

Листки – памятки на тему « Игры на развитие мелкой моторики

МАРТ

6.Соберем пирамидку

АПРЕЛЬ

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “А”

на 2018– 2019 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.

Предварительный просмотр:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

1. Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

4. Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"

5. Упражнение с массажными мячиками

6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

8. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Индивидуальная работа изготовление «Бизиборда»

ОКТЯБРЬ

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 2 частей

3. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

4. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

5. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)

7."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

8. Рисование «Нарисуем ежику колючки».

Индивидуальная работа изготовление «Панно для развития мелкой моторики рук»

Консультация «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

НОЯБРЬ

  1. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять»

2. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

3."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях), работа со шнуровками

4."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

5. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

6.Разложи пуговицы по цвету

7. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

8."Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Оформление папки – передвижки «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ

1. Строим дом из кубиков

2. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

3."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру

4."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

5."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

6."Снеговик" - лепка из пластилина снеговика

7. Пальчиковая игра "Мы капусту режем»

8. Пальчиковый театр "Репка"

Памятка «Наши пальчиковые игры»

ЯНВАРЬ

1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

5."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

6."Построим бом из кубиков"

7. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

8. Штриховка и обводка по контуру игрушек

ФЕВРАЛЬ

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди игрушек на столе

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. Самомассаж ладоней

8."Разрезные картинки из 3 частей

Листки – памятки на тему « Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

МАРТ

1. Изготовление подарка для мамы

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

3."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

5.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

6.Соберем пирамидку

7."Мячи для котят" лепка из пластилина

8."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек»

АПРЕЛЬ

1. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

2.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

3. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

4."Собери картинку из 3 частей"

5."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

6. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

7."Червячки для грачей" лепка из пластилина

8."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

Консультация на тему «Играя, учимся говорить»

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

2. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

3."Строим дом" из конструктора

4."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

5. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

6.Показ пальчикового театра "Колобок"

7. игры со шнуровками, липучками

8. Пальчиковые игры, разученные ранее

Оформление папки – передвижки «Пальчиковые игры для малышей»

МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа “В”

на 2017– 2018 учебный год

Выполнила

Халикова А.Д.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Дроздовой Натальи Анатольевны

Тема: « Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

2016-2017 учебный год

(младшая группа)

Анжеро-Судженский ГО

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

ü совместная работа с детьми;

ü индивидуальная работа;

ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

ü В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

ü Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

ü Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

ü Работа с родителями- консультации и беседы.

Методы и приёмы работы:

Объяснение, показ, беседа, игра

ü массаж кистей рук;

ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

ü изготовление дидактических игр, шнуровок;

ü лепка из пластилина;

ü игры с кубиками, конструкторами;

ü рисование с использованием шаблонов, трафаретов

ü пальчиковый театр.

Использовались игры:

ü «Геометрические вкладыши»

ü «Крупная и мелкая мозаика»

ü «Пирамидка»

ü «Игры в сухом бассейне для рук»

ü «Узнай что в мешочке?»

ü «Разрезные картинки»

ü «Строим из конструктора»

ü «Пазлы деревянные и картонные»

ü «Шнуровка»

ü «Прищепки»

ü «Игры с массажными мячиками»

Предполагаемый результат:

Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап -

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап - Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

ü Выбор и определение темы самообразования

ü Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

II этап

Теоретический

октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Осень»

ü «Дядел»

ü «Овощи»

Дидактические игры:

ü Мозаика

(напольная)

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста.

ü Составление плана по самообразованию

ü Оформление картотеки пальчиковых игр.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап

Обобщающий

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Капуста»

ü «Зайка»

ü «Фрукты»

ü «Апельсин»

Дидактические игры:

ü Конструктор

ü «Чудесный мешочек»

ü Создание картотеки дидактических игр

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Снежок»

ü «Замок»

Дидактические игры:

ü «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

ü «Строим забор» из счётных палочек

ü Создание картотеки игр с массажными мячиками.

ü Подбор и разработка дидактических игр.

ü Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Медведь»

ü «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Шарик»

ü «Иголки»

Дидактические игры:

ü «Сухой бассейн»

ü «Разрезные картинки»

ü «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

февраль

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Перчатка»

ü «Человечек»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Горка»

ü «Месим тесто»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

ü «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

ü «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Весна»

ü «Кап, кап, кап...»

ü «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

ü «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

ü Пополнение картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Голуби летели»

ü «У дорожки дуб растёт»

ü «Пчела»

Дидактические игры:

ü «Пальчиковые шаги»

ü «Бусы для мамы»

ü «Шнуровка»

ü «Пазлы»

ü «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

ü Оформление картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Отчет по теме самообразования.

ü Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

ü Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

«План по самообразованию педагога»

Соловьева Н.Ю.

(Ф.И.О. педагога)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

2017-2018 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Актуальность

ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.

Развивать речь ребенка необходимо с самого рождения. Сначала это простой отклик на появление мамы, первые звуки, первые слова… Но наше современное общество таково, что дети часто предоставлены сами себе.

Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Иные родители, покупая ребенку дорогостоящие игрушки, совсем забыли о контакте с ребенком, об общении с ним.

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

В.А.Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.2. Разработать перспективный план работы с детьми3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года4. Оформить в группе уголок «Развитие мелкой моторики»5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»6. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики»

Аннотация на методическую литературу

Картотека

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»

Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»

Тематическое родительское собрание.

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр

Мастер-класс для родителей

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: средне- специальное

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 г.

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Использование нестандартного счетного материала;

Использование нетрадиционных техник рисование;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015 – 2019 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Список литературы

1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012

2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.

4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. Электронные ресурсы

9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html

10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;

11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

Ø 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике;

Ø 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Ноябрь 2015 год

Сентябрь 2015

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015 – 2019 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

I Работа с детьми

  • Наблюдения.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.

Этапы работы

1. Игры с пальчиками

2. Работа с бумагой. Аппликация.

3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.

4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.

5. Обучение шнуровке.

6. Работа с природным материалом.

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

II Работа с родителями

· Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

· Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

· Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

· Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

· Посещение родителями НОД.

· Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

· Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

· Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

· Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

Ø 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

Ø 5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

Ø 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2015 – 2019 г

В течении 2015 - 2019 учебных годов

Сентябрь –май

Сентябрь –май

Сентябрь –май

Май 2016 – 2019г

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2015

В течении 2015-2018 гг.

Февраль 2016-2019гг.

В течении 2015-2019 гг.

В течении 2-15-2019гг.

В течении 2015-2019 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

ноябрь 2019г.

Февраль 2016г.

Февраль 2017г.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

№ 4 2015 – 2016 учебного года

№ 4 2016 – 2017 учебного года

№ 4 2017 – 2018 учебного года

№ 4 2018 – 2019 учебного года

Май 2015 - 2019 г

Сентябрь 2015 - 2019 г

В течении года

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: средне- специальное

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Использование нестандартного счетного материала;

Использование нетрадиционных техник рисование;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Список литературы

  1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  8. Электронные ресурсы
  9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
  11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
  13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
  15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
  16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
  19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
  20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
  21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
  22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.

  • 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике;

  • 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе

Ноябрь 2015 год

2015 – 2018г

2015 – 2018г

Сентябрь 2015

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Проведение мониторинга на начало года

I Работа с детьми

  • Наблюдения.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.

Этапы работы

Первый этап - средняя группа.

  1. Игры с пальчиками
  2. Работа с бумагой. Аппликация.
  3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.
  4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.
  5. Обучение шнуровке.
  6. Работа с природным материалом.

Второй этап - старшая группа:

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

Третий этап - подготовительная группа.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

Проведение мониторинга на конец года

II Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
  • Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
  • Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
  • Посещение родителями НОД.
  • Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

  • Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

  • Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

  • Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

  • 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

  • 5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

  • 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2015 – 2018 г

В течении 2015 - 2018 учебных годов

2015 – 2016г

Сентябрь –май

2016-2017

Сентябрь –май

2017-2018

Сентябрь –май

Май 2016 – 2018г

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2015

В течении 2015-2018 гг.

Февраль 2016-2018гг.

В течении 2015-2018 гг.

В течении 2-15-2018гг.

2016-2018гг.

В течении 2015-2018 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

Ноябрь 2018г.

Февраль 2016г.

Февраль 2017г.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

№ 4 2015 – 2016 учебного года

№ 4 2016 – 2017 учебного года

№ 4 2017 – 2018 учебного года

№ 4 2018 – 2019 учебного года

Май 2015 - 2018 г

Сентябрь 2015 - 2018 г

В течении года

Май 2016г

Май 2017г

Май 2018г

Май 2019г

План работы по теме самообразования

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.


Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка .

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

    Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемые результаты:

Динамика развития мелкой моторики.

Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.


Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

· игра, которая является основным видом деятельности детей;

· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

· музыкальное сопровождение;

· яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

При работе над темой опиралась на уже существующие разработки, по изобразительной деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

    рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
    . рисование ватными палочками;

Внедрение в практику:

1.Изучение и анализ методической литературы.

2. Разработка перспективного плана на октябрь-апрель по нетрадиционной технике рисования в 1 младшей группе.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

4. Выставки детских рисунков для родителей.

5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.

Работа с родителями предусматривает:

оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

План работы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)картофелем, рисование губкой. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь


№ занятия

Нетрадиционные техники

По ровненькой дорожке

Рисование пальчиком

Учить умению рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги: обучение умению выполнять движения в соответствии с ритмом музыки

«Красивые листочки»

Вызвать интерес к получению изображения способом «принт» (печать). Учить наносить краску на листья (держать за черешок и окунать в ванночку), прикладывать к фону окрашенной стороной. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

«Ветерок, подуй слегка!»

Рисование по мокрому

Показать детям возможность создания выразительного образа «танцующего ветра». Продолжать учить рисовать кисточкой – проводить свободные хаотичные линии. Учить рисовать «по мокрому»:раскрепостить руку, свободно вести кисть, следуя по направлению ворса. Создать условия для экспериментирования с линией как средством худ. выразительности. Знакомить с синим цветом.

«Дождик, чаще кап-кап-кап»

тычок ватной палочкой

Учить изображать дождь ватными палочками знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма.

№ занятия

Нетрадиционные техники

тычок ватной палочкой

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тыка, расширять представление об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, моторику рук.

«Ягодки рябины»

тычок поролоновым тампоном

Познакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном. Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

«Моя любимая чашка»

Оттиск поролоновым тампоном

Учить детей украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности.

«Окошки в теремке»

Оттиск поролоном

Учить детей ставить отпечатки поролоном прямоугольной формы, ориентироваться на листе бумаги, развивать глазомер.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Ягоды и яблочки»

Оттиск печаткой из картофеля

Познакомить с техникой печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки.

«Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться»

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания.

Развивать цветовосприятие.

«Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Воспитывать аккуратность.

«Елочный шар»

Пальчиковое рисование (круговые движения)

Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»; учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями; развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная)

Рисование пальчиками, ватными палочками

Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми. Воспитывать аккуратность.

«Елочка пушистая, нарядная»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.


№ занятия

Нетрадиционные техники

«Мои любимые домашние животные»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е.используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности

Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

«Веселый снеговичок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

«Плюшевый мишка»

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

«Морозные узоры на стекле»

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (узоры). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивать ее.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Цветочек» для мамы

Рисование пальчиком

Упражнять в рисовании пальчиками: рисовать округлые формы; развивать интерес к рисованию, воспитывать аккуратность.

«Солнышко»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие, закрепить представления о желтом цвете.

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, изобразительным материалам.

«Шли ладошки по дорожке» (коллективная)

Рисование ладошкой

Упражнять в рисовании ладошкой: рисовать на длинном листе бумаги. Учить работать сообща. Развивать мелкую моторику рук.

№ занятия

Нетрадиционные техники

Оттиск печатками из картофеля

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку. Участвовать в ее пересказе.

«Поможем доктору Айболиту доплыть до Африки»

Рисование по мокрому

Продолжать учить рисовать по – мокрому. Раскрепостить руку, проводить свободные прямые и волнистые линии, закрепить представления о синем цвете.

«Осьминог»

Рисование ладошкой, пальчиком

Продолжать осваивать технику печатания ладошкой. Дорисовывать образ осьминога пальчиками. Развивать восприятие, внимание.

«Поможем Машеньке перейти через речку»

Рисование пальчиком

Вызвать интерес к рисованию мостика из «бревнышек». Упражнять проводить линии рядом, пальчиком. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Цветочки на полянке»

Рисование по сырому листу

Создание образа цветочной поляны. Дальнейшее освоение техники рисования «по – мокрому», использование разных цветов.

«Вот какой у нас салют!»

Примакивание тампоном, пробкой

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта разными материалами и способами.

«Яблочки для ежика»

Рисование поролоновым тампоном.

Упражнять рисовать яблочки путем примакивания поролоновым тампоном. Располагать изображения на ограниченной поверхности (дерево). Воспитывать доброту, сочувствие.

«Мы рисуем то, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.


Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, отобрала соответствующий материал, оформила игротеку "Пальчиковая гимнастика", оформила художественный уголок, с разными дидактическими играми, предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, гуашь, печатки, поролон, мелки и многое другое), плакаты по распределению цветов в спектре, журнал с изображением природы разными художниками, где дети могут самостоятельно проявить себя в творчестве.

Для родителей провела консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», оформила папку-передвижку «Рисуем ладошками», «Советы по рисованию для дошкольников»

Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть в развивающие игры , где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, «собери бусы», «Закрой окошечко», «Продень веревочку» и т. д. Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.

Технику нетрадиционного рисования я использовала не только в непосредственно - образовательной деятельности , но и при планировании самостоятельной деятельности детей и в день открытых дверей. Дети с большим удовольствием рисуют, эксперементируют с красками и бросовым материалом..

Наш центр изобразительной деятельности пополнился нетрадиционным материалом. Помимо традиционных карандашей, красок и кисточек появились ватные палочки, поролоновые палочки, трафареты, штампы, печатки, пробки из разного материала, краски для пальчиков, баночки и мисочки разного размера, маркеры и фломастеры, бумага различной фактуры т. д.