«Русский язык и культура речи.

Фразеологические нормы – это нормы правильного употребления фразеологизмов, т. е. устойчивых словосочетаний, в структуре и составе которых ничего нельзя менять, иначе фразеологизм разрушится (см. Фразеологический словарь русского языка, Словарь крылатых выражений, пословиц и поговорок). Выделяют следующие виды фразеологических ошибок:

    Смешение (контаминация) разных фразеологизмов :

Молчу, как рыба об лед (ср.: молчать как рыба + биться как рыба об лед ).

    Изменение формы слов , входящих в состав фразеологизма:

Она ничего не делает, сидит сложив руки (ср.: сидеть сложа руки ).

    Вставка лишних слов в состав фразеологизма:

Пора тебе взяться за свой ум (ср.: взяться за ум ).

    Неоправданное сокращение фразеологизма (нехватка нужных слов):

Тренер сделал хорошую мину (ср.: сделать хорошую мину при плохой игре ).

    Искажение лексического состава фразеологизма (замена слов): Не мудрствуя долго (ср.: не мудрствуя лукаво ). Он прячет топор за пазухой (ср.: прятать камень за пазухой ).

    Неудачный контекст для фразеологизма. Ошибкой является употребление фразеологизмов в контексте, вызывающем двусмысленное толкование и комический эффект (если невозможно заменить контекст, следует заменить фразеологизм): Председатель так взял доярок за живое , что надои молока сразу увеличились (ср.: Председатель обратился к дояркам с такой проникновенной речью, что они стали лучше работать и надои молока сразу увеличились ).

    Незнание значения фразеологизма :В конце вечера выпускники спели свою лебединую песню . Фразеологизм лебединая песня имеет значение «предсмертное произведение», нужно: заключительную, прощальную .

Разрушение фразеологизма может произойти в результате одновременного действия нескольких причин. Например, в конструкции «Я привык отдавать себе полные отчеты» (ср.: отдавать себе отчет ) вставлено лишнее слово «полные» и искажена форма фразеологизма (вместо единственного числа употреблено множественное).

УПРАЖНЕНИЕ 12. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выражение), назовите вид ошибки, исправьте. См. Фразеологический словарь русского языка.

    Хотя он был не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться. 2. Мы пытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки зрения. 3. Наших передовиков наградили почетными грамотами, а Петренко и Михайлов получили по шапке. 4. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. Дети заморили червячков и развеселились. 6. Это просто ни в какие рамки не вяжется. 7. Министра никто не связывал никакими рамками. 8. Он, подчиняясь зову генов, пытался обнять официантку в забегаловке. 9. У него на коже пробежали мурашки. 10. Я же вижу всех вас как через свои пять пальцев. 11. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьёзную медвежью услугу. 12. Он был скован за руки и за ноги. 13. Однако все карты испортил дождь. 14. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии. 15. Все ее ругали на чем свет стоял. 16. Было так тесно, что негде было упасть яблоку раздора. 17. Это дело гроша выеденного не стоит. 18. Его поймали на честном слове. 19. Люди убедились в том, что он не пускает слов на ветер. 20. Нельзя всех мерить под одну гребенку.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Найдите лексические и фразеологические ошибки (под-черкните), назовите их (если это необходимо, прокомментируйте), исправьте.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Поступило заявление от гражданки Смирновой, которая просит освободить ее от ночного сторожа. 3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге. 4. Коллеги по работе, памятный сувенир, автобиография жизни, огромная махина, народный фольклор, взаимно друг другу, свой автопортрет. 5. Одной из примет этого периода является появление во многих подтаежных районах первых укрепленных поселков. 6. Ухудшился уровень выступления докладчиков. 7. Началась гражданская интервенция. 8. Продаем товары по дешевым ценам. 9. Задача, поставленная нами, достигнута. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Депутаты приняли важное решение, которое способствовало улучшению отдельных недостатков. 12. Художник нарисовал репродукцию картины. 13. Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 14. Я хочу с благоговением преклонить перед Вами голову. 15. Это сыграло главное значение в моей жизни. 16. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 17. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 18. Роль книги в жизни велика: он должен пополнять свой кругозор. 19. Скоропостижно уехал в командировку. 20. Сравнительные обороты помогают автору вступить в диалоги с читателем. 21. Березки стоят в подвенечном саване. 22. Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика. 23. Некоторые люди принимают желательное за действительное. 24. Я расскажу, какое влияние оказывают на меня прочтенные мною книги, которые я читал лет десять назад. 25. Мы должны бороться с этим всеми нашими ресурсами. 26. Анна Каренина бросилась под поезд, и он долго влачил ее жалкое существование. 27. Амулеты из бивней мамонта за-щищают человека от темных сил зла. 28. Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену. 29. Товарищи мужчины! Будьте мужественными, протолкните женщин по салону! (объявление в автобусе). 30. Поэт не расплескал своих сил понапрасну. 31. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 32. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 33. Она близко к сердцу ощущает чужое горе. 34. Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам. 35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Все про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит. (И.А. Крылов)

10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.

1. Молодежь и политика.

2. Мастерство – преемственность традиции.

3. Вуз: правовое пространство.

Вариант 9

1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Весной пряча лыжи на ч…рдак я заметил развеш…ые по стропилам кисти рябины которую сам соб…рал сам нанизывал на веревки а вот забыл о ней и если бы (н…) лыжи (н…)вспомнил(бы).

В давнее время рябину заг…товляли к зиме как еду (на)равне с брусникой и клюквой и грибами пользовались ею как лекарстве…ым средством.

На темном ч…рдаке под самой крышей связки рябины в…сели словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли пожухли и свернулись и сами ягоды пер…мерзшие за зиму чуть сморщились (в)роде изюма (за)то были вкусны. Свежая рябина та и горьковата и чере…чур кисла

Есть ее трудно так(же) как ра…юю клюкву. Но и клюква и рябина пр…хваче…ая морозом пр…обретают (н…)с чем (не)сравнимые качества и от горечи что(то) осталось а все(таки) сладко и главное (н…)какой оскомины во рту.

Цвет рябиновых ягод то(же) за зиму (не)изменился он стал мягче и богаче по тонам от коричн…вого почти орехового до янтарного и (ярко)желтого как цвет лимона.

Жаль что мы горо…кие жители мало общаемся с природой с деревней. Мы вероятно что(то) теряем из(за) этого что(то) (не)уловимое хорошее проходит мимо души. Мне думает…ся что жизнь (за)одно с природой любовное участие в ее трудах в пр…ображениях делает человека проще мягче и добрее. Я (не)знаю другого рабочего места кроме земли которое бы так обл…гораживало и ум…ротворяло человека. (По А. Яшину).

2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т.п.)

3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.

Тут приключилась вторая … (чудинка, странность, необычность ), касающаяся одного Берлиоза. Он … (непредвиденно, скоропостижно, внезапно) перестал икать, сердце его … (стукнуло, тюкнуло, хлопнуло) и на … (секунду, мгновенье, минутку ) куда-то … (провалилось, скрылось, опустилось ), потом вернулось, но с … (приглушенной, неясной, тупой )иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза … (заполнил, захватил, охватил) необоснованный, но столь сильный … (страх, трепет, испуг) что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз … (тоскливо, печально, скучно) оглянулся, не понимая, что его … (напугало, встревожило, ужаснуло). Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце … (проказничает, балует, шалит)… я … (устал, переутомился, занемог). Пожалуй, пора … (бросить, оставить, закинуть) все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух … (сгустился, погустел, потяжелел) перед ним, и соткался из этого воздуха … (чистый, прозрачный, хрустальный) гражданин престранного вида. (М.А. Булгаков)

4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

Образец

1. Разделать под орех 2. От горшка два вершка 3. Хоть глаз выколи

б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

Образец

1. Топорная работа 2. Через час по чайной ложке

в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово глаза

5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы П – С), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.

Образец: астрон о м

проф. астр о ном

6. Заполните недостающие части таблицы

Образец


Норма

Вид трудности

Пример

Орфоэпическая

Произношение [чн] - [шн]

Ску[шн]о

7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.

1. В обучении детей особое внимание придается воспитанию интереса.

2. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

3.В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

4. В пьесе выведен отрицательный персонал.

5. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

6. На страницах журнала напечатаны сатирические карикатуры.

7. Количество читателей библиотеки постоянно прогрессирует.

8. Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.

9. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках

10. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

8. Выполните задания по предложенному тексту.

1)Составьте тезисный план текста.

2)Составьте аннотацию к тексту.

3)Представьте содержание текста в виде таблицы (схемы, диаграммы, графика).

Справка


  • Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые оформляются в виде цитат или собственных формулировок.

  • Аннотация (от лат. annotation - замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку
Русские слова в языках мира

Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну.

Русские слова активно осваивались соседними народами Северной Европы - норвежским, шведским, финским. О давних дружеских и родственных межнациональных связях рассказывают, в частности, древнеисландские саги.

Начиная с XVI в. русские слова заимствуются западноевропейскими народами. Так, с 1528 г. (начала регулярных торговых отношений) в английский язык, кроме давно известного русского слова соболь (sable), вошли слова из разных сфер русской жизни: наименования официальных правящих лиц, документов, учреждений; названия денежных знаков, мер веса и длины; бытовые наименования; названия отдельных животных, птиц, рыб и т.д. В XIX-XX вв. вошли слова, отображающие общественно-политическую жизнь России, например декабрист, нигилист, погром. Значительное количество слов было заимствовано после Октябрьской социалистической революции. Освоены были наименования советской общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни. Например: комиссар, совет, большевик, ленинизм, комсомолец, колхоз, субботник; спутник, лунник, луноход и мн. др.

Почти все слова, связанные с отмеченными выше понятиями, вошли и во французский язык. Немало русских слов освоено лексикой болгарского, польского, словацкого и других славянских языков. Например, словацким литературным языком за период с конца XVIII в. до наших дней, по свидетельству Н.А. Кондрашова, в разное время было заимствовано около 1500 русских слов. Среди них: а) наименования общественно-политической, исторической и культурной жизни: власть, государство, держава, страна, столица и др.; вольнодумец, гнет, мятеж; букварь, летопись, сказка, словарь, слог, пословица; а также мичуринец, комсомолец, пионер, пятилетка, совет, субботник, спутник и мн. др.; б) наименования бытовые, абстрактные: блины, икра, квас, самовар; воздух, высота, природа; защита, обаяние, обстановка, прелесть, прозрачность и др.

Много русских слов вошло в болгарский язык, например: трудовой день (в болг. трудов ден ), картофелеуборочный, свеклоуборочный и др. Многие русские слова освоены чешским, румынским, венгерским языками.

С давних пор русские слова проникали в языки восточных народов. Так, японским языком ассимилированы слова -закуска, самовар, пирожок; сивуч (промысловый тюлень), степь, тундра и др. Из русского языка советского времени -актив, ленинизм, колхоз, советы, спутник, товарищ и мн. др. Русские слова заимствуются многими народами, населяющими Африку. (Валгина Н.С. Современный русский язык)

4) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) в жанре эссе о роли языка во взаимодействии культур.

9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т.п.).

Беспокоиться о сыне - тревожиться за сына, бранить сына - выговаривать сыну, вера в себя - уверенность в себе, верить другу / в друга - доверять другу, возмутиться его словам - обидеться на его слова, вопрос о строительстве - проблемы со строительством, восхищаться терпением - дивиться терпению - удивляться терпению, добраться до села - достичь села - дойти до села, заменить старую деталь новой - сменить старую деталь на новую, заплатить за проезд - оплатить проезд, идентичный прежней модели - сходный с прежней моделью, извлекать доход из аренды - получать доход с аренды, иметь вес - обладать весом, коснуться проблемы - затронуть проблему, неосведомлённость в проблеме - незнакомство с проблемой, обидеться на друга - обидеть друга, обращать внимание на проблему - уделять внимание проблеме, объяснить решение задачи - описать решение задачи, опираться на теорию - базироваться на теории, оплата проезда - плата за проезд, оправдываться в своих ошибках - отвечать за свои ошибки, основываться на опыте - опираться на опыт, осудить на вечную каторгу - приговорить к вечной каторге, отзыв о статье - рецензия на статью, отчитаться в своей работе / о работе - отвечать за свою работу - подвести итог работе, подтвердить свои слова примером - привести пример, показывать мощь - свидетельствовать о мощи, превосходство над ним - преимущество перед ним, предостеречь от опасности - предупредить об опасности, преисполненный тревоги - проникнутый тревогой, препятствовать развитию - тормозить развитие, привычный для нас - знакомый нам, прижиться в коллективе - привыкнуть к коллективу, приоритет в науке - патент на открытие, разобраться в проблемах - распутаться с проблемами, рассказывать о результатах исследований - докладывать результаты исследований, сказаться на экономике - оказать влияние на экономику - уделять внимание экономике - обращать внимание на экономику - усилить внимание к экономике, указывать на ошибки - доказывать ошибочность решения, цена на хлеб - стоимость хлеба.

Упражнение 56

Упражнение 57

1. Я признался маме, что получил много двоек . 2. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь наш секрет . 3. Горечь от того , что его не понимают, терзала его душу. 4. Я рассказываю другу обо всём, что со мной происходит. 5. Это свидетельство того , что резервы у коллектива есть. 6. Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы. 7. Неоднократно подчёркивалось , что такой прямолинейный подход вредит делу. 8. Сколько можно делать вид , что нас это не касается! 9. Это могут подтвердить все члены бригады. 10. Геологи сообщили об открытии нового месторождения нефти.

Упражнение 58

1. Если к ней приглядеться, она не такая уж молодая. 2. Большое внимание он уделял тесной связи между качеством работы и дисциплиной. 3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью отчизне . 4. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло за собой огромные затраты . 5. Согласно заявлению его перевели на другую работу. 6. Нельзя ли сделать два снимка: один - в профиль, другой - анфас ? 7. Возникшие из-за этого серьёзные трудности совпали с тяжёлыми стихийными бедствиями. 8. Гринёв никогда не был груб со стариком . 9. Штатные психологи проводят профилактические беседы о вреде курения и алкоголя. 10. Благодаря Вам я узнала много нового о нашем городе. 11. Наверное, многие возмутятся такому сравнению . 12. Но нет никакой гарантии, что в уже отремонтированных домах не возникнут трудности с подачей воды. 13. Участки, занятые овощными культурами , заметно расширяются. 14. Правительство области утвердило план ликвидации последствий аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён тем, что главный конструктор мало знаком с основными производственными процессами . 16. Они долго шли, ориентируясь по Большой Медведице , боясь попасться кому-либо на глаза. 17. Пусть министр ответит за срыв переговоров! 18. Мцыри всегда стремился к свободе. 19. Наряду с критикой недостатков следует всячески пропагандировать прогрессивные тенденции в нашем обществе. 20. Его замечания ни на чём не основаны . 21. Книга представляет собой результат многолетних наблюдений биолога. 22. Ответ на его заявление был получен немедленно. 23. Составлен график погашения задолженности по детским пособиям. 24. Мыслимо ли равнодушие педагога к судьбе воспитанников! 25. Производство товаров повседневного спроса волнует каждого. 26. Уровень знаний молодых специалистов остается низким . 27. По истечении положенного срока дивизия вернётся в Омск. 28. В книге дана характеристика развития самоуправления в последние десять лет . 29. Инициатором проведения пресс-конференции стала шведская делегация. 30. Мать колдовала над ужином на кухне. 31. Наш канал не работает из-за профилактических работ . 32. С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности. 33. Минимальная пенсия увеличена более чем на сто рублей . 34. На заседании кафедры заслушали отчёты о работе аспирантов. 35. Инициаторами проведения викторины стали старшеклассники. 36. Подготовка специалистов оставляет желать лучшего. 37. Сына беспокоило состояние здоровья матери. 38. Я отдаю себе отчёт, что поступаю рискованно. 39. Тогда у разъярённого зверя отнимали бочку. 40. Еженедельно администрация района устраивает рейды по торговым точкам . 41. Мы требуем, чтобы все прежние руководители отчитались о своей работе. 42. В детстве я мечтала стать врачом . 43. Планы сбора картофеля в этом году выполнены. 44. Мы все болели за наших фигуристов. 45. Пора подвести итоги работы коллектива. 46. Молодой композитор использует фольклорные мотивы в своём творчестве. 47. Постепенно у меня начал формироваться объективный взгляд на роль личности в истории . 48. По отношению к Бэле Печорин ведёт себя эгоистично . 49. Предшественником Базарова был Печорин. 50. Революционная деятельность этого человека схожа с деятельностью многих людей того времени. 51. В образе Наташи Ростовой отразились лучшие женские качества: внутренняя гармония, естественность и доброта. 52. Согласно распоряжению директора курение в институте запрещено.

Упражнение 59

  1. - Папаша, ответил Король пьяному отцу, - пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнуют такие глупости .
  2. - Об чём я думаю? О том, как выпить рюмку водки, дать кому-нибудь по лицу и получить немного удовольствия .
  3. - Что сказать тёте Хане об облаве ? - Скажи: Беня знает об облаве.
  4. - Скажите, Максудов, а ваш роман пропустят? - Ни-ни-ни! - воскликнул пожилой литератор, - ни в коем случае! О том, чтобы «пропустить» не может быть и речи.

Упражнение 60

Два первых ме́ста; первые два ме́ста; первые две части книги; четыре последних окна́; три новых села́; две старших сестры́; каждые три часа; две высоких горы́, две сильных руки́; два милых лица́.

Упражнение 61

1. Дети попросили рассказать о замечательной рыбе ерше, известной им по сказкам. 2. Интересный проект нового микрорайона разработал старейший архитектор города А.Н. Соловьёва. 3. Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. 4. В журнале «Новый мир» появился новый автор Н. Петрова. 5. Опубликовавшая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. 6. Опытный ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет. 7. Операцию проводила опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 8. В приёмной сидела молодая женщина, секретарь директора . 9. Анна Сергеевна, директор школы, тепло поздравила нас. 10. Собака Дружок увидела пробку и захотела её вытащить. 11. Все, кто пришёл / пришли на выставку, были в восторге. 12. Я наблюдал из-за угла, не идёт ли кто. 13. Кто-то из делегаток попросил слова. 14. Газета «Известия» опубликовала открытое письмо деятелей культуры Правительству России.

Упражнение 62

1. Большинство беженцев, обосновавшихся в лагере, были оборванными и полураздетыми . 2. Ряд студентов нашей группы задержался / задержались в библиотеке. 3. Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. 4. Большинство команды поддержало решение участвовать в чемпионате. 5. Большинство людей, пришедших на митинг, поддержали оратора. 6. Подавляющее число студентов показало хорошее владение английским языком. 7. Часть стульев стояла у стены. 8. Несколько человек молчало . 9. Ряд лиц, виденных мной на митинге, были мне знакомы . 10. Ребят радовала поездка. Большинство не было в Москве ранее. 11. Ряд предложений нашей депутатской группы поддержан / поддержаны другими фракциями. 12. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, боролось / боролись за победу самоотверженно. 13. Часть голосов была подана за этого кандидата. 14. Часть моих привычек и вкусов раздражали брата. 15. Часть домов на нашей улице деревянные . 16. Ряд новых домов построен / построены за последний год. 17. Ряд ораторов в ходе прений внесли свои предложения по изменению данного закона. 18. Сколько же сказок ещё осталось в её памяти! 19. Подавляющее большинство делегатов поддержало предложенное решение.

Упражнение 63

1. Полмесяца прошло с этого злополучного вечера. 2. Полмесяца, проведённые в санатории, пошли ей на пользу. 3. На станции служило 11 человек. 4. В прошлом году на аренах страны дано 30 тысяч цирковых представлений. 5. Выступило только 5 человек. 6. 25 орудий, поставленных на Казачьей горе, обеспечили успех сражения. 7. Три примуса шипели на кухне, и три ведьмы шипели у примусов. 8. Все 20 спектаклей прошли с успехом. 9. До конца дистанции осталось 10 километров. 10. В работе семинара участвовал 121 делегат. 11. В гостиной пробило 11 часов. 12. Установлено три новых мировых рекорда. 13. За этот год построено и сдано в эксплуатацию 35 километров новой трассы. 14. Прозвучало два мощных взрыва.

Упражнение 64

1. Ни бранный ум, ни песни молодой черкешенки уж там не слышны более. 2. Не то туман, не то дым окутал всю рощу. 3. Сын или дочь согласились приехать к больной матери? 4. Этим растениям одинаково необходимы как влага, так и тепло. 5. Перед нами стояла не просто церковь, а произведение искусства. 6. У этого странного человека не только полы пальто, но и шляпа была забрызгана грязью. 7. То ли осколок гранаты, то ли пуля вонзились мне в бедро. 8. Ты и твоя жена мучаете меня! 9. Я и она никогда не будем вместе. 10. Новое строительство и реконструкция старых зданий ведутся без должной подготовки. 11. В магазин поступили трикотаж, обувь последних моделей и велюровые шляпки. 12. Не только дочь, но и старая графиня покраснела , заметив этот взгляд. 13. Как успехи, так и недостатки нашей работы обсуждались на производственном совещании. 14. Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. 15. Мне нравится его спокойствие и ровная речь. 16. Детство и юность её и её братьев прошли в деревне. 17. На лице его выступали не то страх, не то досада. 18. Завтра к Вам приезжает брат или сестра? 19. Стихи или поэма печатаются в каждом номере журнала. 20. Не роман, а повесть будет опубликована в следующем номере журнала. 21. Я и ты сделаем это лучше него. 22. Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимает реформы.

Упражнение 65

1. Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них . 2. Я понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему . 3. Везде: на улицах и площадях, в парках и садах - ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему . 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям . 6. А.С. Грибоедов был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом . 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, так и внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил мещанства и брезговал им . 10. По этому роману не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли . 11. Москва - родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах . 12. Эта пьеса современная и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько против грязи. 14. Алексея восхищали её глаза , а также удивляла скромность и доверчивость . 15. Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе . 16. У Марины стройная фигура. Девушка всегда бодра и весела . 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях. Кроме того, он хороший шахматист . 18. Когда хозяин был пьян, он буянил , бил посуду. Доставалось и мальчику . 19. Чехов высмеивал лицемеров и честолюбцев . 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов, не видно было и ярких стенгазет. 21. Мне было весело. Кроме того , меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить Чацкому и оскорбить его , распускает сплетни о герое . 23. Пушкин любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем . 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, но и о внутреннем благородстве. 25. Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно . 26. Я не люблю болеть, потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники . 27. Я не люблю скуки и скандалов . 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами. Но все герои знают, что такое честь . 29. Пугачёв-царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил стаканом вина. 30. Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им . 32. В словах Чехова звучит не насмешка, а гордость . 33. Пушкин - национальный поэт, и мы не можем не любить его и не восхищаться им .

Упражнение 66

Текст переполнен причастиями: ходящие, вырастающей, определяющей, ломающейся, вырывающейся, толкающиеся, приставающиеся (неверно образованная форма - пристающими), гуляющим, бросающиеся, пользующихся, произрастающими, подставляющими, посещающим, плюющие, проходящих, сидящих, пугающие, имеющихся (неверно образованная форма - имеющими), ездящие, заводящие, загрязняющих, кусающихся, вырывающие, засоряющие, являются, штрафующимися.

В парке нельзя ходить по газонам, рвать цветы, ломать решётки, сорить, вести себя грубо по отношению к окружающим, ездить на велосипедах, выгуливать собак. Лица, не соблюдающие этих правил, подвергаются штрафу.

Упражнение 67

1. В центре романа - образ молодой женщины, страдающей от неразделённой любви . 2. Приведённые в докладе факты свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Родственники из Сибири , приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые, благоустроенные дома. 5. Этой пятёрке, полученной мной впервые в жизни , я очень обрадовался. 6. Вошедший был бородатым мужчиной, одетым в крестьянский армяк. 7. Солнечный луч освещал падающие с деревьев листья . 8. Вьющийся по стене плющ радовал глаз. 9. Если человек хорошо знает местность, он не заблудится. 10. Проявленная мастером инициатива помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие в мае обильные дожди вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевавшей бригады. 13. Приспособления, применявшиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 14. Большую часть словаря составляет общеупотребительная лексика, то есть такая, которая употребляется всеми говорящими. 15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожирающей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 16. Ничего, что двигало бы дело вперёд , никто из участников совещания не предложил. 17. Жители прибрежных районов, отрезанные наводнением от «большой земли», спасались на крышах, готовых в любой момент обвалиться . 18. Представитель администрации заявил, что зерна, которое можно отправить на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 19. Арестованный тревожился о взятой под полицейский надзор семье, оставшейся без средств к существованию. 20. Из-за прямых солнечных лучей краска на штукатурке пузырится. 21. Смешанный с сажей дождь превращается в мутную грязь. 22. Героиня Островского, Катерина Кабанова, борется с отжившими устоями «тёмного царства» .

Упражнение 68

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, мы знакомимся с образами представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, Наташа Ростова испытывает естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», я каждый раз задаю себе вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, он не изменит мир . 5. Проехав 40 километров, мы увидели слева от дороги здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студенты поняли собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, он замирал от страха . 8. Взобравшись на курган, Пьер увидел всю панораму боя. 9. Когда поднимешься на вершину , не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, товарищ уже не мог уделить времени игре в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, особенно если учитывать дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети испугались . 13. Прочитав внимательно рассказ, я подумал , что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежавший из дома мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я встретил самого графа . 16. Глуповцы были изумлены, когда услышали мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший, опершись на локоть , начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, он не изменил своей мечте . 19. Они вытаскивали больных на матрацах или под мышки . 20. Бросаясь в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые мы можем получить большой эффект в практической работе. 22. Затем отец был назначен начальником цеха. В этой должности он проработал полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кто, нарушая постановление правительства, принял в эксплуатацию объект недостроенным . 24. Он ушёл, закончив ремонт и проверив работу двигателя. 25. Каждая новая книга заставляет меня думать. 26. Убедившись в своей беспомощности, герой перерезает верёвку. 27. Потеряв на войне мужа, она не хотела заводить новую семью.

Упражнение 69

1. Врачи считают, что состояние больного ухудшилось и в течение нескольких часов может наступить смерть . 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей, которую придётся проглотить сторонникам «холодной войны». 3. Тем, кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4. 20 заводских автоматов для обработки шурупов требуют специальных приспособлений . 5. Мы стремимся к тому, чтобы война изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей . 7. Было высказано предположение, что это свидетельствует о слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались вопросы расширения производства и снижения себестоимости продукции. 9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» . 10. Подул сильный ветер, но дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне: «Я вас люблю любовью брата» . 12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, может ли быть две правды . 13. Соня долго размышляла, будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей. 14. Островский показал, как пагубно влияет власть золота даже на такую страстную и искреннюю натуру, как Лариса . 15. Лишь на третий день его, бесчувственного, нашли в степи . 16. Посаженные вдоль дороги деревья препятствуют снежным заносам и обеспечивают бесперебойное движение поездов . 17. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, заседатель тотчас явился к барину . 18. Когда гуляешь по бульвару и смотришь на тихо кружащиеся листья , на душе становится радостно и тепло. 19. Он подал прошение, чтобы генерал дал ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости . 20. Когда я заглянул в колодец, то увидел, что он очень глубокий . 21. В окне, заклеенном бумагой крест-накрест, ребята увидели фашистов. 22. Тётя Варя гуляла с собакой , на которую был надет намордник. 23. К светскому обществу, в котором принуждён бывать , князь Андрей относится с презрением. 24. Пьеса «На дне» - это произведение, в котором содержится обвинение капитализму. 25. О чахлых деревцах, посаженных в городском парке, в газете писалось , что это великолепный сад. 26. Борис, которого дядя решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру и мать тем, что заставил их десять раз слушать его доклад. 28. Надо, чтобы все мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и наши песни у костра. 30. Писатель понял, какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что завтра же они поедут в Запорожье. 32. Гринёв любит Машу от чистого сердца, а эгоистичный Швабрин готов замучить девушку, отвергшую его любовь . 33. И это продолжалось до тех пор , пока у разъярённого зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет хозяина в молодости . 35. Это подтверждают слова Тихона, сказанные над трупом Катерины. 36. Осторожных воробьёв особенно удивляли часы на столике . 37. Мцыри узнал, что он смелый, волевой и не боится лишений . 38. У меня круглый подбородок и тонкая шея .

  • Валовое национальное сбережение (ВНС) и валовое накопление (ВН) в системе национальных счетов.
  • Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • Вопрос 10. Влияние современных факторов на формирование речи. Речевой этикет.
  • Заимствование – процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент (прежде всего, слово или полнозначная морфема); также сам такой иноязычный элемент. Заимствование – неотъемлемая составляющая процесса функционирования и исторического изменения языка, один из основных источников пополнения словарного запаса. Из древнейших заимствований в русском языке можно назвать слово князь (из др.-германского kuningaz), шлем (из др.-герм. helmaz); из иранских языков – например, слово собака . Заимствования бывают прямыми или опосредованными. Так, многие европейские слова были заимствованы русским языком через посредство польского, например музыка (слово греческого происхождения, пришедшее в русский язык через Европу и Польшу, о чем свидетельствует звук ы вместо и и изначальное ударение музы ка ), слово рынок (из польского rynek с тем же значением, возникшего, в свою очередь, из немецкого Ring «кольцо, круг») и др.

    При заимствовании значение слова часто сдвигается. Так, французское слово chance означает «удача» (Tu a de la chance! – «Тебе повезло!»), в то время как русское слово шанс означает лишь «возможность удачи». Русское слово азарт происходит из французского hazard «случай»; семантический переход произошел за счет словосочетания jeu d"hazard – «азартная игра», букв. «игра случая». Иногда значение слова меняется до неузнаваемости. Например, русское слово идиот произошло из греческого слова со значением «частное лицо»; слово сарай восходит к персидскому слову со значением «дворец» (в русский язык оно вошло через тюркское посредство).

    Вообще говоря, у языка, оказавшегося перед лицом иностранного слова, обозначающего некоторое отсутствующее в нем нужное понятие (это может быть как новый «предмет», так и новая «идея»), имеется три возможности:

    1) заимствовать само это слово: таким образом в языке появляются заимствования в узком смысле, например русское ярмарка является заимствованием нем. Jahrmarkt, хор – др.-греч., кворум из лат. quorum, идиллия из нем. Idylle, поэзия из франц. posie, кайф из араб. kejf, дизайн из англ. design и т.д.;

    2) создать новое слово из своих морфем по образцу иностранного: таким образом в языке появляются словообразовательные кальки: напр., русское слово языкознание создано по образцу немецкого Sprachwissenschaft, кислород – по образцу латинского oxygenium,предмет – по образцу objectum и т.п.;

    3) использовать для выражения нужного значения уже имеющееся слово, придав ему новое значение по образцу иностранного слова, имеющего ту же полисемию или ту же внутреннюю форму (это называется семантическим калькированием); например, русский глагол трогать приобрел переносное значение «волновать чувства» под влиянием французского toucher, имеющего оба значения (прямое и переносное); русские слова влияние и вдохновение приобрели современное «абстрактное» значение под влиянием франц. influence и inspiration.

    Нередко в языке сосуществуют слова, идентичные по своей внутренней форме, но одно из них является прямым заимствованием, а другое – калькой; при этом они обычно не полностью совпадают, а иногда весьма существенно расходятся по значению. Например: субъект и подлежащее , оппозиция ипротивопоставление , композиция и сложение , позиция и положение , позитивный и положительный , президент и председатель , биография и жизнеописание и т.п. Такая дублетность весьма характерна для русского, в меньшей степени – для немецкого языка и не характерна для французского и английского. (А. Зализняк http://school-collection.edu.ru/ )

    4) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) в жанре эссе о неизбежности процесса заимствования слов.

    9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т.п.).

    МАРТЫШКА И ОЧКИ

    Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак."Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Все про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них".Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит. (И.А. Крылов)

    10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.

    1. Молодежь и политика.

    2. Мастерство – преемственность традиции.

    3. Вуз: правовое пространство.

    Вариант 9

    1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

    Весной пряча лыжи на ч…рдак я заметил развеш…ые по стропилам кисти рябины которую сам соб…рал сам нанизывал на веревки а вот забыл о ней и если бы (н…) лыжи (н…)вспомнил(бы).

    В давнее время рябину заг…товляли к зиме как еду (на)равне с брусникой и клюквой и грибами пользовались ею как лекарстве…ым средством.

    На темном ч…рдаке под самой крышей связки рябины в…сели словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли пожухли и свернулись и сами ягоды пер…мерзшие за зиму чуть сморщились (в)роде изюма (за)то были вкусны. Свежая рябина та и горьковата и чере…чур кисла

    Есть ее трудно так(же) как ра…юю клюкву. Но и клюква и рябина пр…хваче…ая морозом пр…обретают (н…)с чем (не)сравнимые качества и от горечи что(то) осталось а все(таки) сладко и главное (н…)какой оскомины во рту.

    Цвет рябиновых ягод то(же) за зиму (не)изменился он стал мягче и богаче по тонам от коричн…вого почти орехового до янтарного и (ярко)желтого как цвет лимона.

    Жаль что мы горо…кие жители мало общаемся с природой с деревней. Мы вероятно что(то) теряем из(за) этого что(то) (не)уловимое хорошее проходит мимо души. Мне думает…ся что жизнь (за)одно с природой любовное участие в ее трудах в пр…ображениях делает человека проще мягче и добрее. Я (не)знаю другого рабочего места кроме земли которое бы так обл…гораживало и ум…ротворяло человека. (По А. Яшину).

    2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т.п.)

    3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.

    Тут приключилась вторая … (чудинка, странность, необычность ), касающаяся одного Берлиоза. Он … (непредвиденно, скоропостижно, внезапно) перестал икать, сердце его … (стукнуло, тюкнуло, хлопнуло) и на … (секунду, мгновенье, минутку ) куда-то … (провалилось, скрылось, опустилось ), потом вернулось, но с … (приглушенной, неясной, тупой )иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза … (заполнил, захватил, охватил) необоснованный, но столь сильный … (страх, трепет, испуг) что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз … (тоскливо, печально, скучно) оглянулся, не понимая, что его … (напугало, встревожило, ужаснуло). Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце … (проказничает, балует, шалит)… я … (устал, переутомился, занемог). Пожалуй, пора … (бросить, оставить, закинуть) все к черту и в Кисловодск…»

    И тут знойный воздух … (сгустился, погустел, потяжелел) перед ним, и соткался из этого воздуха … (чистый, прозрачный, хрустальный) гражданин престранного вида. (М.А. Булгаков)

    4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

    Образец

    1. Разделать под орех 2. От горшка два вершка 3. Хоть глаз выколи

    б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

    Образец

    1. Топорная работа 2. Через час по чайной ложке

    в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово глаза

    5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы П – С), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.

    Образец: астроно м

    проф. астро ном

    6. Заполните недостающие части таблицы

    Образец

    Норма Вид трудности Пример
    Орфоэпическая Произношение [чн] - [шн] Ску[шн]о

    7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.

    1. В обучении детей особое внимание придается воспитанию интереса.

    2. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

    3.В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

    4. В пьесе выведен отрицательный персонал.

    5. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

    6. На страницах журнала напечатаны сатирические карикатуры.

    7. Количество читателей библиотеки постоянно прогрессирует.

    8. Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.

    9. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках

    | Нормы ударения и произношения.
    1. Расставить ударения (карточки)
    2. Определить характер вариантов: а) устар.; б) проф.; в) просторечный или диалектный; г) разговорный, или доп.; д) народно-поэтич.
    бАржа – баржА; кулинАрия – кулинарИя; гастронОмия – гастрономИя; прИнцип – принцИп; мУзыка – музЫка; кОмпас – компАс; слУчай – случАй; осуждЕнный – осУжденный; коклЮш – кОклюш; Искра – искрА; шассИ – шАсси; свЕкла – свеклА; девИца – дЕвица; шЕлковый – шелкОвый; облегчИть – облЕгчить; зАсуха – засУха; киломЕтр – килОметр; столЯр – стОляр.
    1. Омографы: составить словосочетания (на доске). Атлас, рожки, выкупать, ирис, хаос, безобразный, видение, острота, лавровый.
    2. Образовать краткие формы прил., ударение: блЕдный – бледен (м) – бледна(ж) – бледно(ср) – бледны (мн.ч.); редкий – редок – редка – редко – редки; жирный – жирен -жирна – жирно – жирны; голодный – голоден – голодна – голодно – голодны; крепкий – крепок – крепка – крепко – крепки; тупой – туп – тупа – тупо – тупы; вредный – вреден – вредна – вредно – вредны; правый – прав – права – право – правы.
    3. Ударение в формах глаг.прош.врем. понять – пОнял – понялА – пОняло – пОняли; пролить – прОлил – пролилА – прОлило – прОлили; принять – прИнял – принялА – принялО – прИняли; нанять – нАнял – нанялА – нАняло – нАняли; отозвать – отозвАл – отозвалА – отозвАло – отозвАли.
    4. Ударение в глаголах с суфф. – ирова – : бомбардировАть, пломбировАть, маскировАть, буксировАть, нормИровать, маркировАть, премировАть, инсценИровать, гравировАть.
    5. Ударение в наречиях: дОсыта, нАсмерть, завИдно, мастерскИ, добелА, донЕльзя, мЕльком, нАискось, задОлго, исконИ, Исподволь, Издавна, наОтмашь, донагА.
    6. Затранскрибировать: брызжет, визжать, высший, сжать, резче, грузчик, учиться, братский, отцы, двадцать.
    7. Распределить слова на три группы:

      С твердыми согласными

      С мягкими согласными

      С вариантом

      регби

      реликвия

      бассейн

      детектив

      крем

      сессия

      сеттер

      фанера

      агрессия

      тенденция

      шинель

      демарш

      патетика

      музей

      депо

      теннис

      кюре

      декан

      кодекс

      дефис

      бутерброд

      термин

      деканат

      деквалификация

      сонет
    8. Произношение безударного гласного [o]: 1) рояль, хоккей, аромат, соната, компресс, конституция, коттедж, шофер … 2) вето, барокко, какао, маэстро, радио, боа, рококо; Золя, Шопен, Вольтер, Отелло, Карузо, Кастро…
    Морфологические нормы.

    Употреблние форм имени существительного.

    1. Определить род несклонямых существительных: пари, бра, кенгуру, жабо, кашне, атташе, либретто, интервью, импресарио, контральто, банджо, ралли, салями, авеню, сулугуни, хинди, какаду, портье, кюре, цеце, гризли, крупье, жюри, пони, пани, эму, шимпанзе, арго, виски.
    Колебания в роде: визави(м, ж), мокко(м, ср), протеже (м, ж), инкогнито (с, м), Сочи, Миссисипи, Капри, Мехико, Килиманджаро, Онтарио, Туапсе, Хоккайдо, Хуанхе.
    1. Зад № 4(с.41, Практикум).
    2. Составить словосочетания в ед.числе: рельсы, рояли, ботинки, тапки(ж), манжеты, спазмы(м), туфли, банкноты, георгины(м, ж), щупальца, клавиши, жирафы, тюль, бланки, толь.
    3. Определить род: (см.упражнение с общим родом: тенировочн. упр).
    4. Род существ. с суффиксами субъективной оценки (тренировочное упр).
    5. Определить род аббревиатуры: ТЮЗ, МИД, МГУ, ООН, РИА, НАТО).
    6. Подобрать соотвествия ж.рода(см.трен.упр-я).
    7. Образовать форму мн.ч., определить значение: масло-масла(см.тренир.упр).
    8. Определить значение множ. числа (хлебы – хлеба… см. упр. тренировочные).
    9. Образовать мн.ч. им. пад. (ы – и) (см.трен.упр-я).
    10. Образовать род.п.мн.ч. (см.трн.упр-я).
    11. Просклонять: туфли, простыня, плацкарта.
    12. Склонение имен и фамилий (см. теорию, с. 60-62, упр.с. 47-48, Практикум).
    Морфологические нормы.

    Употребление форм имени прилагательного.

    Обосновать различие полных и кратких форм.

    1. Образовать все краткие формы:
    Жалкий, круглый, теплый, дряблый, славный, горький.
    1. Образовать краткую форму мужского рода от прилагательных на -енный:
    двойственный – -ен, (-енен)

    Надменный – надменен

    Торжественный – ен(-енен)

    Невежественный – ен (-енен)

    Длинный – ен

    Современный – енен

    2а. Работа с текстом(с. 49-50, практикум, зад.34)

    1. Образовать степени сравнения:
    2. 4.Тексты: (Рахманин, с 91-92).
    Употребление форм имени числительного .
    1. Просклонять: 665, 194, 447, 978, 5679, полтора, полтораста.
    2. Записать цифры словами. (Практикум: с.52-53; Дускаева: с.32)
    3. Составить связный рассказ с 465 во всех падежах.
    4. Склонение порядковых чисел: 33 – род.п; 556 – д.п.; 479 – тв.п.; 692 – пр.п.
    5. Сочетаемость собирательных числительных. (упр.44, 45 на с.53, Практикум).
    6. Слова ОБА и ОБЕ!
    7. По карточкам.
    Синтаксические нормы .
    1. Координация подлежащего и сказуемого (Практикум, с.68, з.4,5,6,7)
    2. Нормы управления (Практикум, с.75, з.19)
    3. Исправить ошибки: (Практикум, с.75,з.20; 77з.25,26)
    4. Употребление деепричастного оборота:
    А) закончите предложения (Практикум, с.83, з.35, 36);

    Б) найти ошибки (Практикум, с.83, з.37).

    Нормы словоупотребления.

    1. Установить значение прилагательного (прямое/переносное)
    Легкий(груз, задача, дорога, материя)

    Горячий (песок, время, чай)

    Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор)

    Громкий (выстрел, дело, крик)

    Холодный (ветер, чай, взгляд, комната)

    1. Подберите синонимы (русские!), составьте словосочетания:
    Масштаб – размер, фиксировать – замечать, фиаско – поражение, аффект – возбуждение, эффект – впечатление, гибрид – помесь, архитектор – зодчий, легальный – открытый, рафинированный – очищенный, фатальный – предопределенный, неизбежный.

    2а. Выбрать синоним (есть – кушать, муж – супруг).

    1. Составить словосочетания или предложения с паронимами:
    Безответный – безответственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, усвоить – освоить, боязливо – боязно, гордыня – гордость, приёмник – преемник.
    1. Отдать предпочтение (выбрать) пароним (Практикум, с.107, з.18).
    2. Исправить ошибки в смешении паронимов (Практикум, с.107, з.17).
    3. Плеоназмы, ставшие нормой: народная демократия, патриот своей родины, габаритные размеры, автобиография жизни(моя), свободная вакансия, частная собственность, экспонат выставки, прейскурант цен, перспективы на будущее, родные пенаты, реальная действительность, взаимно друг другу, памятный сувенир, период времени, огромная махина, первая премьера.
    4. Устранить тавтологию (с.109, з.24 – Практикум).
    5. Исправить речевые ошибки (Практикум, с.109-111).
    6. «Веревочка»:
    рекорд – ставить – эксперимент – удачный – поездка – отправляться – компания – веселый – праздник – провести – время

    Ассортимент – предлагать – подруга – лучший – учитель – стаж – педагогический – опыт – жизненный – фильм.

    Наверстывать – упущенный – возможность – поступить – университет – классический – роман – читать – любить – музыка.

    Приоритетный – мнение – ученик – старательный – помощник – депутат – Дума – государственный – преступник – поймать.

    Все вместе: образование – народный – роман – двухтомный – учебник – купить – дешево – продать – автомобиль – отец.

    1. Объяснить значение ФЕ (Практикум, с.117, з.49)
    2. Исправить ошибки в употреблении ФЕ (Практикум, с.116-48)
    Функциональные стили русского языка.
    1. Проверка д/з: «веревочка».
    2. Определить стилистическую окраску слов (сниж. и возвыш.) (см. с.119, з56. – Практикум). Какие стили могут обслуживать эти слова.
    3. Определить стиль текста, выписать стилистически окрашенную лексику. (Практикум, с.120, з.60).
    4. Выбрать фрагменты для научного стиля. (Дускаева, с.88, з.2).
    5. Написать в научном стиле: (Дускаева. с.88, з.2(6-9).
    6. Научный и научно-популярный. (Дускаева, с.89, з.4).
    7. Написание деловых бумаг: заявление, докладная, объяснительная записка.
    8. Чтение творческих работ.
    Творческие работы – обязательная форма практических работ:
    1. Составление связного рассказа по опорным несклоняемым существительным.
    2. Связный рассказ с употреблением числительного (365, 467, 598 …) во всех шести падежах.
    3. Три сочинения – миниатюры на одну и ту же тему, но в виде трех типов речи: повествование, описание, рассуждение.
    4. Четыре сочинения – миниатюры на одну и ту же тему в четырех функциональных стилях: разговорном, научном, газетно-публицистическом, официально-деловом.
    ^ Расставьте ударение в словах.

    Августовский, арест, афера, баловать, баловаться, балуюсь, бытие, включить, возбужденное дело, возбужденный, высоко, гусеница, грунтовая, гренки, гастрономия, гражданство, договор, документ, диалог, добыча, домовая книга, дремота, донельзя, добела, досуха, досуг,дочиста, дабы, желчь, звонишь, звонит, позвонит, злоба, по злобе, завидно, заключенный, залитый, залит, залита, залито, залиты, запертый, завсегдатай, инструмент, истекший, квартал, клеить, корысть, каучук, минусовый, мусоропровод, мышление, начать, начал, начала, начали, начаться, начался, набело, надолго, настороженно, настороженный, начавший, начатый, новорожденный, нормированный, облегчить, облегченный, осужденный, обеспечение, подростковый, простыня, простыни, премировать, приговор, ржаветь, ржавеет, свекла, столяр, средства, углубить, умерший, упрочение, уставный, хвоя, ходатайствовать, цемент, щекотно, яслей, яслям.

    Квартал, километр, документ, инструмент, медикаменты, диспансер, агент, арест, алкоголь, алфавит, каталог, процент, каучук, свекла, морковь, симметрия, столяр, шофер, цыган, щавель, цемент, баловать, балуешь, балуется, не балуйте, заржаветь, заржавели, договор, приговор, созыв, досуг, тяжба, партер, паралич, ломоть, ремень, дефис, кожух, комбайнер, боязнь, крапива, каучук,коклюш, ненависть, силос, некролог, торты, банты, шарфы, кета, камбала, феномен, мизерный, генезис, позвонишь.

    Вариант 1.

    Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 5. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения, 1. 6. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 4. В 1999 году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1999 года. 1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. Я творю, ты...., он...., мы..., вы...., они...
    1. Просклонять числительное:
    И. Восемьсот сорок два

    Р...., Д...., В....,Т...П......

    1. ^ Предложите вашу редакцию данного документа.
    Директору автобазы N 2

    От Никифорова Л.Н.

    Заявление

    Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

    Очень прошу Вас освободить меня _от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь

    1. Они внесли огромную лепту в организацию этого дела.
    2. Такая планировка сроков работ оказалась неточной.
    3. Перспективная неизбежность перехода к новому очевидна.
    4. Среди множества писем процитируем лишь одно.
    5. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
    1. Поставьте ударение.
    Жалюзи, яслей, принудить, оптовый, туфля, арахис, мастерски.
    1. Допишите выражения.
    Небольш... пенсне, колумбийск...кофе, стальн...рельс(а), яблочн.. .шампунь.
    1. Запишите, если можно, с числительным трое:

    Вариант 2.

    1. Исправьте лексические ошибки в предложениях.
    Придется еще раз обсчитать все данные. 2. Осталось затвердить это на собрании. 3. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. Это достигалось самыми неугодными средствами. Он дал мне взаимообразно 100 рублей.
    1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
    В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 2. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 3. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 4. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим. 5.Рабочие, что допустили брак, получили выговор.
    1. Исправьте неудачное употребление фразеологизмов.
    1.Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 2. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 3. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 4. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.
    1. Проспрягать глагол, поставить ударение:
    Я звоню, ты..., он...., мы..., вы..., они....
    1. Просклонять числительное:
    И. Двести сорок шесть. Р..., Д..., В..., Т..., П.
    1. Предложите вашу редакцию данного документа.
    Доверенность

    Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

    Л. А. Шевчук

    1. Исправьте нарушения точности речи.
    1. Самолет сделал смертельную петлю.
    2. Неожиданно для всех в стране изменился премьер-министр.
    3. Исполнительская власть на местах активизировала свою работу.
    4. Пенсионеры считают, что уровень их жизни ухудшается.
    5. Ничто не может вывести Илью Ильича из этого баланса.
    1. Поставьте ударение.
    Квартал, оптовый, обеспечение, договор, досуг, средства, созыв.
    1. Допишите выражения.
    Небольш… пенсне, колумбийск...кофе, стальн….рельс(а), яблочн... шампунь

    ^ 10. Запишите, если можно, с числительным трое:

    Очки, студент, маршал, профессор, ворота, студентка, сирота, город, волк.

    Тест. Морфологические нормы. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

    1. Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.
    2. Сломив сопротивление противника, батальон занял село.
    3. Мальчики бежали сломив голову.
    4. Снявши голову, по волосам не плачут.
    5. Заговорив о делах, мы забыли о времени.
    1. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
    2. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.
    Тест. Морфологические нормы. Отметьте предложения с нарушением норм употребления числительных,
    1. Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.
    2. Мы думаем ограничиться двустами тысячами рублей.
    3. Вода течет из обоих кранов.
    4. Рассказы писателя публиковались с тысяча восьмисот девяносто пятого года.
    5. Я дочитал книгу до двухсот одиннадцатой страницы.
    6. С обоих сторон реки густой лес.
    1. Выпишите два первых предложения из трехсот девятого упражнения.
    2. Мы прожили в гостинице полторы суток.
    3. Санаторий находится в полутораста километрах от города.
      10.Покупатель обнаружил дефекты у обоих брюк.
    11 .Собрание абитуриентов перенесли в триста двадцать четвертую аудиторию.

    12.В этом году наше хозяйство собрало по восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.

    13.На арене четверо медвежат и три взрослых медведя.

    14.На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

    15.Главные герои последних репортажей – трое похищенных журналистов.

    16.В этой заброшенной норе жили, оказывается, трое лисят.

    17.К семи целым двум пятым прибавьте три пятых.

    18.Две трети участка заняты ягодными и фруктовыми деревьями.

    19 В конкурсе приняли участие двадцать четыре юноши и девушки.

    20.Остров находится от нас в полуторах часах лету.

    21. На эту работу уйдет не более полутора часов.

    Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.

    1 Для членов этой семьи свойственна порядочность.

    1. Заведующий отдела ушел в отпуск.
    2. Докладчик заверил слушателей в правильности своих расчетов.
    3. Плата за проживание в общежитии производится ежемесячно.
    4. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом.
    5. За проезд оплачивайте кондуктору!
    6. Спортсмен понимал, что его превосходство над соперниками состоит в
      быстроте реакции.
    7. Вера в себя и в свои силы необходима каждому человеку, особенно в начале нового дела.
    8. В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении.
    9. Рассказ учителя географии о Египте сопровождался демонстрацией фильма.
    11.Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам.

    12.Объективность выводов докладчик подчеркивал на примерах.

    13.Он очень переживает из-за случившегося.

    14.Небережливое отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным де­нежным затратам.

    15.Я хочу только одного – предостеречь вас от ошибок!

    Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении с отрицанием.

    1. Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни.
    2. За каникулы мальчик не прочел ни одну книгу.
    3. К сожалению, я нечасто получаю писем из дому.
    4. Она никому на свете не смогла бы доверить свою тайну.
    5. Вы хороший специалист, и эта задача не будет представлять для вас сложности.
    6. Материал в учебнике изложен так доступно, что, кажется, ни одна задача не представляет какую-нибудь сложность.
    7. В это время зазвонил телефон, и я не услышал шума подъехавшей к подъезду машины.
    8. Компьютерного вируса не обнаружено.
    9. Привыкший постоянно работать, он не знал покой ни днем, ни ночью.
    10. Постарайтесь в любой ситуации не терять чувства юмора.
    11. Ошибка в программе не найдена.
    Тест

    1.

    1. У Юли рисунок красивее, чем у Наташи.
    2. Товары куплены на оптовом рынке.
    3. Договорный процесс был приостановлен.
    4. Нам надо купить набор кухонных ножей.
    5. Бригада работает вахтовым методом.
    6. Его отличал озлобленный ум и холерический темперамент.
    7. Вы, как всегда, правы.
    8. Сегодня ты очень бледна.
    9. Он был совестливым ребёнком.
    10. Мне было рекомендовано пить сливовый сок.
    2.
    1. острие 5. мело[шн]ный 9. противень
    2. обгрызанный 6. дерматин 10. скрупулёзный.
    3. интриганты 7. розетка
    4. биз[нэ]с 8. [с]ессия
    3.
    1. Вы поёте на разные тона.
    2. Брелоки с браслета были сняты.
    3. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели.
    4. Двое шахматисток уже провели игры.
    5. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьюдесятью книгами.
    6. В отношении неё необходимо меры.
    7. Может тебе постилиться и лечь.
    8. Повесь пальто на крючок.
    9. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась незаконченной, и он бросил занятия литературой.
    10. Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, я шел прямо по звёздам.
    4.
    1. Варя поделилась о своих впечатлениях от поездки в Египет.
    2. Наряду с критикой следует всячески помогать исправлять недостатки.
    3. Моя мама – заведующая торговым отделом.
    4. Любовь к родине, стремление к справедливости особенно дорога мне в поэте.
    5. Большинство людей молчало.
    6. Работы выполнялись в соответствии и на основе утверждённого плана.
    7. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
    8. Подходя к лесу, мне стало холодно.
    9. .Я ценю хороших людей, которые встречаются мне в жизни.
    10. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах своих».
      5.
    1. Тихон стал виновником гибели Катерины.
    2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
    3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель.
    4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
    5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
    1. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
    2. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
    3. Скрепя сердце мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
    4. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
    5. В этом тексте выступления много дефектов.
    6.
    1. Чехов в пьесе «Вишневый сад» показал разных людей, посредством которых он обличал существующий строй.
    2. К первомайской демонстрации рабочие слободки готовились загодя.
    3. Разве могла Катерина продолжить прежнюю жизнь в доме Кабанихи, ладить с родичами Тихона.
    4. В часы отдыха по очереди они вслух читают.
    5. Ракита была курчава, приземиста. Она стояла одиноко, на взгорке.
    6. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
    7. Чичиков – мошенник. Он рвётся выйти в миллионщики и мечтает нажиться за счёт дураков-помещиков.
    8. Болконский храбро сражался на войне согласно желанию отца.
    9. И началась у Онегина прикольная жизнь.
    10. В комедии «Ревизор» Гоголь сатирически рисует быт и нравы чиновничьей среды. Он рисует круг интересов чиновников, рисует их отношение к службе, к государству, к народу.
    Тест

    1. Отметьте нарушения норм ударения.

    1. Связанный пуловер выглядел роскошно.
    2. В городе появилось много лицеев, гимназий, колледжей.
    1. В отделе маркетинга я нашёл много интересной информации.
    2. Добыча угля была организована в две недели.
    3. В годы отрочества многое воспринимается острее.
    4. В кулинарии пекут вкусные торты.
    7. Вода доходила уже до щиколотки.

    8. Знахарка вылечила раненого своими снадобьями.

    9. Обеспечение фабрики сырьём было налажено в короткие сроки.

    10. Броня на билет была использована.

    2. Отметьте нарушения орфоэпических норм.

    1. [р"]ектор 5. паш[т’]ет 9. эсп[р’]ессия
    2. хр[е’]бет 6. законнорожденный 10.ша[т’]ен
    3. Фомини[шн]а 7. му[шн]ой
    4. кон[се]рвы 8. [се]рвис
    3. Отметьте нарушения морфологических норм.

    1. Прожекторы с кораблей освещали побережье.

    2. При входе необходимо предъявлять пропуски.

    3. Мой ребёнок склонный к простуде.

    4. Алёша большая задира.

    5. Поведение его было далеко не безупречно.

    6. Комната низкая для такой мебели.

    7. Дипломная работа должна быть переплетённая.

    1. В субботу я буду стираться.
    2. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
    10. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

    4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

    1. Важно объяснить человеку, впервые познающему мир, что такое добро и что такое зло, что такое правда и что такое ложь.
    2. Ученик, не понимая условий задачи, однако пытался решать её.
    3. Как избежать такую ошибку.
    4. В центре внимания – герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.
    5. Скупка радиоаппаратуры и приёмников прекращена.
    6. Пока ещё не о чем улыбаться.
    7. Помимо организационных мероприятий, внедрялись и новшества.
    8. Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.
    9. Что он боится?
    10. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что не ожидала увидеть его таким.
    5. Отметьте нарушения лексических норм.
    1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
    2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
    3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
    4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
    5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
    6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
    7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
    8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
    9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
    10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
    6. Отметьте нарушения стилистических норм.
    1. У Раскольникова были плохие жилищные условия.
    2. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционеров в реализации планов приватизации газеты.
    3. Галь, а где вы живёте?
    4. Народ всегда видел в царе силу, способную поддержать и умножить силу и могущество России..
    5. Все жители одной деревни – родня друг другу.
    6. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами.
    7. На рисунке 1 показана зависимость долговечности сплавов от величины напряжения.
    8. Решено подвергнуть водителя Гащук Р. П. углубленной проверке знаний уличного движения.
    9. Старик сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.
    10. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.

    Зачётная / Экзаменационная работа.

    «Русский язык и культура речи»

          1. Найти ошибочные ответы:
    1) 1. Антагонизм 2) 1. Мировоззрение

    2. Привидение подобных 2. Клеющийся

    3. Деликатес 3. Неглубокий, но широкий

    4. Бриллиант 4. Не один я пришёл

    5. Пресс-бюро 5. Справа налево

    3) 1. Ставленник 4) 1. По-нашему мнению

    2. Говорить путанно 2. Всё подряд

    3. Галюцинация 3. Топленная печь

    4. Кроссмен 4. Машинно-паровозное депо

    5. Точка в точку 5. Здоровьишко

    5) 1. Мелкодроблённый 6) 1. Терриконы породы

    2. Нераспустившиеся 2. Немало книг

    К празднику цветы 3. Нисколько неубедительно

    3. Вдвое больше 4. Держать под мышкой

    4. Расчищенный 5. Лелеявший ребёнка

    5. Дистиллированный

          1. Выделить слова с неправильным ударением
    1. Газопровод 6. Нормированный

    2. Кухонный 7. Домовый список

    3. Намерение 8. Пригласите

    4. Принудить 9. Закупорить

    5. Ножницами 10. Новорожденный

          1. Расставить знаки препинания, в конце указать их количество.
    По некоторым мелочам по тому например как оба они вместе варили кофе и по тому как понимали друг друга с полуслова я мог заключить что живут они мирно благополучно и что они рады гостю.
          1. ^ Добавить определения к существительным:
    Тюль………….. Туапсе…………….. Пони…………….

    Жюри…………. Рефери…………….. Леди

    Пенсне………… Кофе……………..

          1. ^ Составить словосочетания со словами:
    Остановочный………………… Остаточный…………………

    Останкинский…………………. Оставленный………………..

          1. Исправить речевые недочёты
    1. Мой ребёнок склонный к простуде.

    2. Сойдя вниз по чердачной лестнице.

    3. Алёша – большая задира.

    4. Вид у неё был взволнован и решителен.

    5. Объясните мне, пожалуйста, о необходимости этой работы.

    6. Арбуз разрезали напополам.

    7. Некоторые медведи едят до четыреста пятидесяти килограмм.

    8. Пока ещё не о чём улыбаться.

    9. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

    10. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.

    11. Четверым молодым работницам присвоен очередной разряд.

    12. Бытовые условия в посёлке оказались более предпочтительнее, чем в поле.

          1. Записать числа словами в нужном падеже.
    1. Мы остались с 257 рублями.

    2. Нам не хватило 92 рублей.

    3. Прибыл поезд с 275 участниками соревнований.

    4. Газета решила рассказать о 140 лучших людях города.

    5. Говорили о 197 новых автомобилях.

    6. Мы вышли из положения благодаря 364 рублям

    7. Пароход с 857 пассажирами отошёл в рейс.

    8. Мы гордимся 97 сортами вин, производимых из нашего винограда.

    9. Он довольно разумно обошёлся с 297 книгами.

    10. Утёс тянется на протяжении 173 километров.

    Литература к практическим занятиям

    1. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. На пути к речевому мастерству. – Пермь, 2000.
    2. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. Для студентов – нефилологов. – М., 2004.
    3. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., «Высшая школа», 1988.
    4. Трошева Т. Б., Данилевская Н. В. Тесты по русскому языку. – Пермь, 2001.
    Словари.
    1. Орфографический словарь русского языка. – М., Изд-во «Русский язык», 2000.
    2. Орфоэпический словарь русского языка. – М., Изд-во «Русский язык», 2000.
    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.
    4. Современный словарь иностранных слов. – М., «Русский язык», 1993.