Система гласных фонем русского языка. Система гласных фонем современного русского языка

15. Система гласных фонем СРЯ (вокализм). Основные тенденции ее развития.

Фонема – единица языка, которая обеспечивает перевод звуков в аспект их понимания.

Гласные: а, о, у, и, е, ы (?).

Для МФШ: фонема – функциональный тип звука (способствует различению звуковых оболочек). Морфема всегда оформляется одним фонемным набором, поэтому мы понимаем друг друга. Считают, что Ы – зависимая единица – вариация фонемы И.

Для ЛФШ: фонема – звуковой тип (важна вся словоформа) – важно как по-разному звучат фонемы. Считают, что Ы – отдельная фонема.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л"э́с/л"и́сы] - [л"иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

Фонема включает инвариант, варианты и вариации.

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.

Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [плÙды́] ® //о//®[о],[Ù]; //д//- [д], [т].

Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л"у́к / лу́к"и/ л"у́к"и] - [у], ["у], [у"], ["у"] ; [ра́дъс"т" / т"иэа́тр / ру́б"ит];

Тенденции развития.

    Постепенное сокращение количества гласных (падение редуцированных, устранение долгих).

    Формирование гиперфонем а-о (после твердых), а-о-е (после мягких). Сейчас в младшей норме появляется а-о-е-и.

    И стало подвергаться редукции.

    Размываются границы гласных – РЯ стремится к сокращению – дифференцирующую функцию берут на себя согласные.

Подъем

Передний

Средний

Задний

Нелабиализованные

Лабиализованные

где <у > и <о > – лабиализованные .

Данная таблица демонстрирует гласные, произнесенные изо-лированно от других звуков. При таком произношении максималь-но четко реализуются все дифференциальные признаки каждого звука. Иначе говоря, эта схема представляет весь состав русских гласных фонем. Как видим, их всего 5. Такое количество фонем выделяет МФШ в соответствии с ее основным критерием позици-онных чередований звуков одной фонемы в морфах одной и той же морфемы. Так, звуки [и ] и [ы ] позиционно чередуются: [и ] встреча-ется в начале слова и после мягких согласных, [ы ] – после твердых и является аллофоном фонемы <и > (МФШ).

Таблица представляет не только состав, но и систему удар-ных гласных фонем. В отличие от согласных, которые могут про-тивопоставляться одним ДП, гласные чаще противопоставляются одновременно несколькими признаками. Одним признаком проти-вопоставлены фонемы <и > ~ <э > – подъемом; <о > ~ <у > – тоже подъемом; двумя признаками – <и > ~ <а >, <э > ~ <а > – рядом и подъемом, тремя – <и > ~ <о >, <о > ~ <а >, <а > ~ <у > – рядом, подъ-емом, лабиализацией. Максимально сильная позиция для гласных переднего ряда – после мягких согласных, для гласных непереднего

– после твердых согласных.

Исторические изменения гласных. История русских глас-

ных шла по пути количественного сокращения. Если в исходный период развития древнерусского языка система вокализма насчи-тывала 10 фонем, то к настоящему времени это количество сокра-тилось вдвое.

Уменьшению состава русских гласных способствовали такие явления исторической фонетики русского языка, как смягчение полумягких согласных, падение редуцированных, модификация зву-ка, обозначаемого буквой .

После вторичного смягчения согласных началось объединение гласных и и ы в одну фонему. Процесс этот завершился вследствие падения редуцированных, когда установилась фонологиче-ская категория согласных по твёрдости/ мягкости. Употребление и и ы стало позиционно обусловленным: и – только после мягких согласных, ы – только после твёрдых.

Процесс падения редуцированных привел и к утрате сверх-кратких звуков ъ и ь в слабой позиции и их изменению в сильной позиции, соответственно, в звуки о и е . Одно из следствий этого процесса – появление чередования фонем <е > и <о > с нулём звука: де нь – дня , со н – сна («беглость гласных»).

Что касается звука , то в большинстве русских говоров он изменился в звук [е ] (хлеб < хл бъ), а в некоторых северноруссих говорах он совпал с [и ] (лис < л съ).

Русский язык знает и результат изменения, которое происхо-дило только в восточнославянском диалекте – переход <е > в <о >. Большинство исследователей считает этот процесс самым важным в русской исторической фонетике.

Изменение [е ] в [о ] происходило в положении под ударением после мягких согласных перед твёрдыми, причём при таком изме-нении мягкость предшествующего согласного сохранялась: ср.

[н’есу ] – [н’ос ], [в’еду ] – [в’ол ], [вес’ел ]ье – [вес’ол ]ый , [с’ело ] – [с’ола ] и т.д. В положении перед мягким согласным, как правило, [е ] сохраняется без изменения в [о ]: [д’ен’ ], [в’ес’ ], ве [с’ел’jе ],

п [л’ет’ ], [п’еч’ ], [сел’скии ]и т.д.

Изменение [е ] в [о ] возникло после падения редуцированных, так как такому изменению подвергся и звук [е ], развившийся из редуцированного [ь ] в сильной позиции. Окончание действия фо-нетического закона изменения [е ] в [о ] связано с отвердением ис-конно мягких шипящих [ж’ ], [ш’ ] и [ц’ ]. Шипящие [ж’ ], [ш’ ] отвердели примерно в XIV в.: перед отвердевшими [ж ] и [ш ] обна-руживается [о ]: на [д’ож ]а , о [д’ож ]а . С другой стороны, перед мяг-ким [ц’ ] звук [е ] не изменяется в [о ]: о [т’ец’ ], огу [р’ец’ ], мо-ло [д’ец’ ].Звук[ц’ ]отвердел кXVIв.Таким образом,в периодXIV

– XVI вв. изменение [е ] в [о ] перестало быть живым процессом в русском языке.

Иногда произношение [о ] на месте [е ] наблюдается там, где его быть не должно. Во всех этих случаях речь может идти только об аналогических, а не фонетических процессах. Например, перед мягким согласным по аналогии с бе [р’оз ]а возникает на бе [р’оз’ ]е ,

· ве [с’ол ]ый ве [с’ол’ ]енький ,с[кл’он ]– на [кл’он’ ]е и т.д.;в гла-

гольных формах не [с’от’е ], ве [з’от’ ]е и т.п. [о ] возник по аналогии

· не [с’ом ], нe [c’от ], ве [з’ом ], ве [з’от ].

· результате перехода е в о в русском языке стало возможным произношение звука [о ] как после твёрдого, так и после мягкого согласных: [вол ] – [в’ол ]. Позиция перед [о ] стала для согласных фонем позицией противопоставления по твёрдости/ мягкости.

Ещё одно изменение русской фонетической системы – развитие аканья в период после падения редуцированных, ставшее результатом смены исконного музыкально-тонического ударения экспираторным. Это привело к появлению редукции безударных гласных в русском языке.

ЛЕКЦИЯ №1

ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

Система согласных и гласных звуков русского языка

Система гласных звуков русского языка строится на противопоставлении ударных гласных безударным. Это – важнейшая типологическая характеристика фонетической системы русского языка.

(Вспомним, что в соответствии с артикуляционными классификациями гласные звуки характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка, 2) местом подъема языка, 3) огубленностью-неогубленностью).

Если брать только ударные звуки, то система гласных будет иметь следующий вид:

передний

Если же добавить те гласные звуки, которые встречаются и в безударных слогах, то получится следующее:

передний

Все согласные русского языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума, 2) по месту образования, 3) по способу образования, 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации).

Наиболее важны для русского языка следующие характеристики согласных: 1) соотношение голоса и шума, 2) место образования и 3) наличие/отсутствие палатализации.

Поэтому отметим

1) сонорные согласные: м, н, л, р, j и соответствующие мягкие;

2) переднеязычные зубные согласные: т, д, с, з, н, л, ц и соответствующие мягкие;

3) переднеязычные небные согласные: ш’, ч’, ш, р, р’;

4) заднеязычные согласные: к, г, х и соответствующие мягкие.

Фонетические (позиционные) чередования, их виды

Вспомним, что, находясь не в изолированном положении, а в звуковом потоке, звуки речи могут подвергнуться различным изменениям в результате воздействия на них различных факторов, связанных с фонетической позицией данного звука. Например, звук о, находясь не под ударением, меняет свое качество (дом  дма), как говорят – редуцируется; превращается в редуцированный . Можно сказать, что он чередуется в позиции 1 предударного слога со звуком  (о чередованиях можно говорить только когда сопоставляются разновидности одной морфемы!). Другой пример: звук д, находясь в конце слова, изменяется, чередуясь со звуком т: вода  вот.

Рассмотрим виды чередований звуков в русском языке.

А. ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ.

I. Позиционные чередования – в результате редукции гласных.

*после ш,ж,ц.

(1 позиция редукции – редукция менее выраженная, звук изменяется в меньшей степени, 2 позиция редукции – звук изменяется в большей степени)

[а] – сад – сады – садовода

ряд – ряды – рядовой

Особое внимание окончаниям:

какая [ккајь]

тихая [т’ихъјь]

[о] – дом – дома – домовой

лёд – ледок – ледяной

В окончании: сколько [скол’къ]

[э] (после [ш], [ж], [ш’:] в исконных словах, после любых – в заимствованных, но мы их брать не будем)

шерсть – шерстить – шерстяной

лес – леса – лесовик

В окончании: поле, си́нее

Звуки [и], [ы], [у] не изменяются. Примеры: число, прибежали, была, сыровары.

Особое внимание:

[шы], [жы], [цы]: [шылъ], [жыз’н’], [цыфръ]

II. Комбинаторные чередования.

и/ы после твердых согласных: искать – разыскать

Это – прогрессивная аккомодация, в данном случае – влияние согласного на гласный: твердый, непалатализованный согласный как бы оттягивает звук и назад, превращая его в ы.

После приставок на твердую согласную: и//ы: искать → разыскать, игра → контригра, институт → пединститут.

Б. ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

I. Позиционные чередования – в результате оглушения шумных согласных на конце слова: вода – вод, роза – роз, ежа – ёж.

II. Комбинаторные чередования

1. В результате ассимиляции

а) по глухости и по звонкости

 озвончение глухих шумных согласных перед звонкими шумными (кроме в, в’): просить – просьба, такой – так же, отец – отец бы, дочь – дочь бы, бог – бог бы

 оглушение звонких шумных перед глухими шумными: сказочка – сказка, подобрать – подпереть, в окно – в сад

(оба случая – регрессивная ассимиляция неполная)

б) по твердости и по мягкости

(характер этих чередований зависит а) от позиции в слове, т.е.внутри морфемы, на стыке морфем или на стуке служебного слова и знаменательного, б) от стиля произношения.

а) твердый с смягчается перед н’

внутри морфемы – снег

на стыке морфем – снять

на стыке служебного слова и знаменательного – с ним

б) старая норма – смягчение, новая норма – тенденция к отсутствию смягчения)

Чаще всего происходит чередование следующих звуков:

(внутри корня или на стыке корня и суффикса или окончания)

1) переднеязычные зубные перед переднеязычными зубными:

с/с’ перед т’: косточка – кости

з/з’ перед д’: звезда – звезде

с/с’, з/з’ перед н’, л’: баснописец – басня, казна – казне, ослы – осле, козлы – козле

н/н’ перед т’, д’: бант – бантик, команда – командир

т/т’, д/д’ перед н’: одна – одни, подлый – подленький, лето – летний, пот – потливый

2) н/н’ перед ч’, ш’: концы – кончик, жена – женщина

3) два одинаковых согласных рядом или оба мягкие, или оба твердые: ванна – ванне, группа – группе

4) любой согласный перед j: брат – братья, суды – судья, кол – колья (регрессивная неполная ассимиляция, или ассимилятивное смягчение)

в) в результате полной ассимиляции (уподобление по месту и способу образования)

с, з перед ш: собрать – сшить, из окна – из шахты

с, з перед ж: сорвать – сжать, разорвать – разжечь

с, з перед ш’: с щипцами – через щелку

д, д’, т, т’/ц, ч’ перед ц, ч’: молодец – молодца, брат – братца, наладить – наладчик, газета – газетчик

г) в результате других видов ассимиляции (регрессивной и прогрессивной – разнонаправленной):

с, з перед ч’: разносить – разносчик, возить – возчик (ч’ влияет на с и з, делая их небными ш’, а этот звук, в свою очередь ассимилирует себе ч’, делая его щелевым, в результате чего получается один долгий ш’)

т, д перед с (дает ц): дети – детский, города  городской

т перед с’ (т, ть в глаголах + ся, дает цц: деть – деться, делает – делается

III. Чередования с нулем звука в результате диэрезы (выпадения звука):

стн, здн: прелесть – прелестный, опоздать – поздно

стл: счастье – счастливый

стц, здц, нтц, ндц: голландец – голландцы

нтск, ндск: гигантский

вств: здравствовать

рдц: сердце

лнц: солнце

Фонологическая система русского языка

Чем характеризуется система фонем русского языка? Как объединяются звуки в фонему?

Вспомним критерии фонемтичности.

1. Если звуки, встречаясь в одной фонетической позиции, способны различать звуковые оболочки слов – они представляют собой разные фонемы.

4 разных фонемы

2. Если звуки никогда не встречаются в одной позиции или если, что то же самое, их появление зависит целиком от фонетической позиции, они не способны различать звуковые оболочки слов и не являются разными фонемами, а являются представителями одной фонемы – ее аллофонами.

1. и встречается в начале слова и после мягких согласных: игра, мина.

ы встречается после твердых согласных: сыграть .

Значит, и и ы объединяются в одну фонему: /и/.

Таким образом, слово сир следует записать по фонемам следующим образом: /сир/, а слово сыр – /с’ир/.

2. Звук о встречается только под ударением, звук   только в первом предударном слоге, звук ъ  только в остальных безударных словах.

Значит, воды – вода – водяной

о  ъ = /о/

реализации фонемы /о/

(представители, аллофоны)

сСонейс

сбратомз

сСимойс’ /с/

сЗинойз’

с Женей ж’

с Шурой ш

темный – темно – темнота

о и э  ь

водный – вода – вод – воде

/д/ = д // т // д’

Таким образом, аллофоны одной фонемы не могут встречаться в одной позиции.

Тот аллофон фонемы, который в наименьшей степени зависит от влияния позиции, называется основным представителем фонемы и дает название самой фонеме.

Система фонем любого языка характеризуется спецификой сильных и слабых позиций и наличием и характером нейтрализации.

Какие же сильные и слабые позиции выделяются в русском языке?

Вспомним, что сильные позиции – такие, где звуки различаются, слабые позиции – такие, где хотя бы два звука не различаются. В последнем случае говорят о нейтрализации фонем.

(Для чего необходимо различение сильных и слабых позиций звуков? Для практических целей: написания слова. Слабая позиция – стоп, внимание! Можно ошибиться, написать не ту букву! Именно в слабых позициях должны действовать почти все орфографические правила),

рос – /з/ и /с/ – позиция нейтрализации, слабая по глухости/звонкости

сма – /о/, /а/ – 1 предударный слог – слабая позиция для гласных

Перечислим сильные и слабые позиции:

А. У гласных:

1. Сильные позиции – под ударением.

2. Слабые позиции – в безударных слогах.

Б. У согласных (будем учитывать только сильные и слабые позици по глузости/звонкости):

1. Сильные позиции – перед гласными, сонорными согласными и в, в’: кора – гора, для  тля, свал – звал.

2. Слабые позиции

а) на конце слова: рот – род

б) перед звонкими шумными (кроме в, в’): рок же – рог же

в) перед глухими шумными: роз-то – рос-то

Таким образом, основной представитель фонемы выступает в сильной позиции.

Для того, чтобы узнать, какая именно фонема реализуется в данной слабой позиции, следует:

1) определить, в составе какой морфемы находится данная фонема (корень – с каким значением, приставка, суффикс, постфикс, окончание – обузятельно выделить их значение);

2) найти слово, словоформу, в котором бы данная фонема находилась в составе той же морфемы в сильной позиции.

проколоть – можно ли проверить словом кол? Нет, только прокол, укол и т.д.

косьба – можно ли проверить словом покос? Нет, в этом слове эта фонема тоже находится в славбой позиции. Можно – коса, покосы.

В окончании: роза – стена, сада – стола, розой – стеной

В приставке: подправить – поднял.

рассердить ръс’с’и э рд’и́т’  /р??с’?рд’и?/

росказни

розвальни  /о/

разорвать

разыграть  /з/

сердится  /э/

идти  /т’/

/розс’эрд’и́т’ / фонематическая транскрипция

Что делать, если фонема “не проверяется”?

[кровъ] → /к – рова/

языка.

Звук речи - конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка - множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка - это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема - это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка - сайка - чайка - гайка) и отождествления ([л’эс] - [л ’и 3 с]пой - [л ’ьс]овод) слов и морфем.

Фонема - минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),

язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука - выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные - при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных - передача информации, главная функция гласных - объединение звуков (функциональный аспект).

    Методическое примечание . Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ: лабиализованные - <у>,<о>,

    нелабиализованные - <а>, <э>, <и>,<ы>;

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: верхнего подъёма - <и>,<ы>,<у>,

    среднего подъёма - <э>, <о>,

    нижнего подъёма - <а>;

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

    переднего ряда - <э>, <и>,

    среднего ряда - <ы>, <а>,

    заднего ряда - <у>,<0>.

Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.

Тип урока : повторительно – обобщающий урок.

Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.

Ход урока

I.Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.

Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.

Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.

В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».

Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.

Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)

Какие же звуки мы одеваем в буквы?

Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.

Записываем в тетрадях определение фонемы:

Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке, служащая для различения смысла слов.

Повторение сведений о транскрипции.

Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка. (с. 37)

Классу предлагаются вопросы.

На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)

В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)

На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.)

По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)

Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j)

Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)

2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук, одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.

3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.

Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)

Сколько звуков и сколько букв в русском языке? (В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).

Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).

Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? ()

Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].

Одна буква может обозначать два звука (например: я ). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова, после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: , , , : ель , еж . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.

Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта.

Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.

4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) видение 3) пресечь

2) шепелявить 4) извержение

В каком слове все согласные звуки твердые?

1)конец 3) проглотил

2) пробуждал 4) дельта

В каком слове звуков больше чем букв?

1) туман 3) зимняя

2)ложь 4) осень

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) яд 3) вдоль

2)степь 4) желтый

В каком слове букв больше чем звуков?

1) кует 3) края

2) насквозь 4) труд

В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) предположил 3) редкость

2) проезд 4) отбил

5. Фонетический разбор слов

Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.

6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.

II.Итог урока

Учитель резюмирует изученное на уроке.

Домашнее задание.

1.Доделать упражнение 49.

2.Изучить §13 на с. 34 – 37.

«Фонетический анализ слова»

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя

4. В каком слове звуков больше чем букв?

1) Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная

7. В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор

8. В каком слове произносится согласный звук [З]?

1) Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать

9. Сделать фонетический разбор слова поездка.

10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

«Правописание приставок и буквы ы после приставок»

1. Выделить приставки в следующих словах

одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод.

2. Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:

Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.

3. Подчеркнуть с словах приставки и корни:

Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.

4. Вставить пропущенные буквы

Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.

Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.

Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.

6. Вставить пропущенные буквы.

Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.