Сочинение. Становление характера Васютки


Сочинение.

Становление характера Васютки

Становление характера Васютки Герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны.

А главное — желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Тема: « Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций».

Цель: проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя.

Задачи: 1) обучающая : обучать составлению устного сочинения, работе с эпиграфом, с эпизодом, лексическим значением слова, сжатому пересказу;

2) развивающая : развивать навык самостоятельного суждения;

3) воспитательная : воспитывать чувство сопереживания, участия, ответственности за свои поступки, умение находить выход из любой ситуации, силу воли.

Методические приёмы: Чтение наизусть, цитирование, устное сочинение, выборочный пересказ, сжатый пересказ, работа с эпиграфом, словарная работа.

Оборудование урока: выставка книг Виктора Астафьева; портреты писателя; изображение сибирской природы, тайги; рисунки детей к рассказу; приблизительная карта расположения озера, открытого Васюткой; глиняная фигурка глухаря, выполненная учеником; небольшой ствол дерева с засеками.

Эпиграфы к уроку:

Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой

поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников.

В. Ланщиков

Много замечательных писателей – наших современников есть в России, но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, назад, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам

поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни.

Т. Курдюмова

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!

В. Астафьев

Ход урока:

    Организационный момент.

    Работа с текстом.

*Настроимся на урок. Давайте представим, что мы находимся где-то в лесу. (Звучит запись «Звуки природы» с пением птиц и журчанием водоёма.)

На фоне записи чтение наизусть отрывка из рассказа: «Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-то новое, интересное». (Запись звучит ещё некоторое время.)

Беседа-осмысление

* Подскажите, ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

(О рассказе «Васюткино озеро».)

*А какое произведение мы называем рассказом?

(Рассказ – это художественное произведение небольшого размера, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Рассказ отличается кратковременностью изображаемых событий и малым числом действующих лиц).

*Докажите, что «Васюткино озеро» - это рассказ.

(Это произведение небольшое по объёму. В нём действительно описан один очень важный эпизод из жизни Васютки. В рассказе описаны три дня из жизни героя, действующих лиц здесь тоже мало).

*А почему это произведение называют ещё и автобиографичным?

(Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, который заставлял своих учеников «шевелить мозгами». Однажды он предложил пятиклассникам написать о том, как прошло лето. А летом мальчик Витя заблудился в тайге, вот об этом он написал в сочинении, которое позже поместили в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя В. П. Астафьев восстановил в памяти эту историю. Так и родился первый рассказ для детей – «Васюткино озеро»).

*Мы говорим о том, что в рассказе говорится об одном эпизоде из жизни Васютки. А что такое эпизод?

(Эпизод – это часть художественного произведения, в которой изображено законченное событие или важный в судьбе героя момент).

*Какой же эпизод можно считать важным?

(Рассказ о том, как Васютка заблудился в тайге).

*Что увлекло Васютку в глубь тайги?

Ученик сжато пересказывает о встрече с глухарём.

*Что ещё важно?

(Рассказ о том, как мальчик боролся с трудностями, заблудившись, оставшись один).

Сообщается тема урока: « Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций».

*Почему Становление? Разве у Васютки не было характера?

( Потому что Васютка оказался совершенно один в незнакомой местности, и теперь ему предстоит бороться за свою жизнь).

*Чем покорил нас Васютка?

(Он покорил нас тем, что понял: положиться можно только на себя самого. Нужно иметь ясный разум, неутомимое трудолюбие).

Словарная работа. Выясняется лексическое значение слова «тайга» (дикий, труднопроходимый лес.)

*Надеюсь, вы очень внимательно познакомились с произведением. Что перед нами – пейзаж или природа, суровая, безразличная к людям? Мы любуемся картинами природы или автору важно ещё и то, как будут проявляться такие качества Васютки, как находчивость, смелость, умение не сломиться перед угрозой необъятных сил природы?

Сообщается цель урока – проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты в жизни маленького героя.

* Какова роль этих моментов?

(Через них раскрывается характер действующего лица).

* Автор пишет: «Поймав глухаря, думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило». И вот тут появляется слово «вдруг». Что оно значит?

(Внезапно, сразу, неожиданно).

Работа с деталью. Ученик, демонстрируя на стволе дерева затеси, рассказывает о том, как заблудился Васютка, потеряв затеси, как потряс его вид угодившей в сети мухи.

Чтение цитаты «Оцепенение длилось до тех пор…», где автор показывает действия Васютки: «вскрикнул и бросился бежать», «спотыкался, падал», «заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви». («Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец, он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», - отрешённо подумал он.»)

Во время чтения цитаты звучит музыка А. Вивальди.

*Как музыка помогает понять состояние героя, какая она? (При ответе ученики используют синонимический ряд, характеризующий музыку: возбуждённая, взволнованная, настораживающая, тревожная…)

Устное сочинение.

Первый день в тайге.

Ученики говорят о том, что Васютка проявил трудолюбие. Затем ребята кратко рассказывают о корне-выворотне .

(Пока Васютка был занят хлопотами, он не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Мальчик понимал, что зверь сейчас, осенью, не страшен, вряд ли кто мог позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко.

Не прошло и пяти минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся. Он даже слышал вздохи, шорохи, шаги. Потом вдруг стал различать не то руки, не то лапы. От страха Васютка вскочил, направил на незнакомца ружьё и стал угрожать. Набравшись храбрости, мальчик делает несколько шагов в сторону тёмного предмета и вдруг облегчённо вздыхает. Оказывается, перед ним оказался огромный корень-выворотень. Успокоившись, он отламывает отростки от корневища и несёт к костру.)

Устное сочинение.

Второй день в тайге.

«Где это я?» - изумлённо подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживлённую тайгу.»

Начиная с этих слов, ученик должен рассказать о втором дне пребывания Васютки в тайге.

Беседа после сочинения.

*Какова природа, когда Васютка осознаёт своё одиночество?

( « Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны , молчаливая, равнодушная . С высоты она казалась огромным тёмным морем . Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще , и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них»). (Ищем опорные слова. )

* Каково настроение мальчика?

(Васютка надеется отыскать глазами жёлтую полосу лиственника среди неподвижного зелёного моря, но кругом темнеет только сплошной хвойник. Он чувствует себя маленьким, беззащитным, с тоской и отчаянием кричит, что заблудился. Полчаса сидит в задумчивости, потом встряхнулся, подкрепился, собрал кучу кедровых шишек. Руки делали своё дело, а в голове решался один-елинственный вопрос: «Куда идти?»)

*Почему мальчик выбрал тундру?

(Конечно, Васютка понимал, что выйти в тундру – это ещё не спасение. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью).

*Какое открытие сделал Васютка во второй день? Почему расплакался? Сдался ли?

(Во второй день Васютка, пробираясь сквозь тайгу, заметил, что трава растёт не отдельными былинками, а пучками, обычно так растёт трава вблизи водоёма. Конечно, мальчик обрадовался, надеясь, что перед ним скоро окажется Енисей. Но вдруг его ноги стали вязнуть. «Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Увы, перед глазами Васютки предстало «небольшое унылое озеро, подёрнутое у берегов ряской». Когда Васютка всё это осознал, он навзрыд расплакался. …Но не сдался! Он чувствовал, надеялся, что спасение впереди. Он решил заночевать у озера. Спасаясь от донимавших его комаров, решил получше разглядеть озеро, удивившее его большим количеством ценной рыбы и уток).

: По каким приметам озеро, найденное Васюткой, - одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека? Докажите примерами из текста. (Приводим примеры из текста, рассматриваем рисунки, сделанные учениками, параллельно слушаем кассету «Звуки природы». Доказательства: самая ценная рыба в озере; богатая первозданная природа; тишина; непуганые птицы).

*Проходит день. Приближается ночь. Как борется Васютка с одиночеством? Какую народную мудрость вспоминает?

(Васютка помнит слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Чтобы отогнать «худые мысли», он все время старается занять себя какой-нибудь работой, думать о чём-нибудь хорошем. «Чтобы отогнать худые мысли , Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи»).

Словарная работа со словом-омонимом.

Худой 1 – тощий;

Худой 2 – плохой;

Худой 3 – дырявый?

(Выбирая правильный ответ на вопрос, ученики параллельно вспоминают, какие слова принято называть омонимами и как они записаны в толковом словаре.)

(Особенно горько стало Васютке, когда он вспомнил слова дедушки Афанасия: «Погасла звёздочка – значит, чья-то жизнь оборвалась». Так хотелось Васютке сейчас оказаться с близкими ему людьми).

(Ребята делают выводы о том, что второй день помог отыскать Васютке неизвестное озеро, богатое рыбой, что очень важно для рыбаков. По-прежнему Васютка достойно борется со своим одиночеством, тоской, страхом. Мысли его постоянно в работе, он надеется выбраться из плена тайги).

Устное сочинение.

Третий день в тайге.

Сначала читаем цитату: «Опять кругом был клейкий неподвижный туман ». (На доске висит карта с предполагаемым местонахождением озера).

*Что происходило в головке Васютки, пока «был клейкий туман»?

( Васютку преследует навязчивая мысль, она словно приклеилась. Эта мысль беспокоила его вечером, утром «снова полезла в голову». «Откуда в озере столько белой рыбы?.. А что если?.. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею»).

Словарная работа.

Что значит слово «навязчивый»?

    Назойливый, надоедливо пристающий в чём-нибудь?

    Против воли внедрившийся в сознание, неотступный?

*Туман растворился и… (Выразительное чтение ли пересказ).

(«Когда туман растворился, перед мальчиком открылось большое, мало заросшее озеро, а то, возле которого он ночевал, было всего-навсего заливом – отголоском озера.

Вот это да! – ахнул Васютка. – Вот где рыбищи-то, наверно… Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы. – И, подбадривая себя, он прибавил: - А что? И выйду! Вот пойду, пойду и…»).

Ребята рассказывают о том, как Васютка обрадовался, когда нашёл с вечера подбитую птицу: «Неужели моя? Как же её принесло сюда?!.. – Моя! Моя! – в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. – Моя уточка! – его даже лихорадить начало. – Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!» Затем Васютка заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

Действительно, на этот раз мальчику повезло. Речка найдена – легче думать о спасении.

Итак, третий день принёс Васютке спасение. «Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух перехватило – так красива, так широка была его родная река!..Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками, окунать в неё лицо…

Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слёзы по лицу».

III Завершающий этап работы.

Беседа.

* Обратили внимание, как много напряжённых моментов в рассказе? Как же раскрылся через эти моменты характер Васютки?

(Через напряжённые, кульминационные моменты раскрывается характер Васютки. Мы понимаем, как Васютке тяжело, сочувствуем ему и искренне радуемся, когда читаем о том, что мальчик не сдаётся, мужественно преодолевает страх и трудности.

Не каждый взрослый человек нашёлся бы, как поступить в такой ситуации. Васютка хорошо усвоил уроки своих близких. Он понимал, что в тайге надо собрать всю волю в кулак, занимать постоянно себя работой, чтобы плохие мысли уходили, чтобы не ошибиться в поисках правильного пути).

*Чем закончилась робинзонада нашего маленького героя?

(Всё ещё не веря в спасение, мальчик шёл на гудок. Он понимал, что это может быть ошибкой, что это шутки тайги. Но что-то ему подсказывало, что надо торопиться, что он на правильном пути. Увидев Енисей, от радости он совсем очумел. Радость смешивалась с досадой, потому что ещё не решено окончательно, куда же идти. Наконец, радость … Пароход «Серго Орджоникидзе»… К сожалению, пароход прошёл мимо. Поэтому пришлось собирать дрова на ночь. Ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке всё казалось, что кто-то плывёт по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов.

Под утро и в самом деле Васютка дождался спасения. Рыбаки помогли юному Робинзону добраться до родных.

А через два дня Васютка с гордостью, как заправский провожатый, вёл рыбаков к своему озеру).

*Что помогло Васютке выжить? Можно ли назвать поведение Васютки в тайге процессом формирования характера?

(Во-первых, Васютка понял, что положиться может только на самого себя.

Ясный разум, неутомимое трудолюбие, хорошо усвоенные уроки дедушки и отца, навыки жизненные помогли преодолеть все трудности. Конечно, всё это можно назвать процессом формирования характера. Теперь можно быть уверенными, что никакие жизненные трудности не страшны Васютке, что из любого трудного положения он выйдет с достоинством.)

Работа с эпиграфом №1. Читая эпиграф, мы соглашаемся с автором в том, что

В. П. Астафьев сумел до нас, читателей 21, века донести атмосферу той поры, когда формировались характеры его сверстников. И хотя это другое время, другая обстановка, но общие черты становления личности помогут любому поколению в любые времена.

*Чем заинтересовало озеро рыбаков?

(В этом озере действительно оказалось много рыбы, и бригада Григория Шадрина, а вскоре и ещё одна колхозная бригада переключились на озёрный лов).

* Понравилось ли вам произведение?

(Ученики делятся своими впечатлениями. Мнений о прочитанном много, а самое главное, что нет ни одного равнодушного.)

Работа с эпиграфом №2.

На мой взгляд, слова Т. Ф. Курдюмовой имеют очень большое воспитательное значение. Жизнь нынешнего поколения непроста, впереди так много трудностей, которые надо достойно преодолевать в это особенно сложное время. Произведения В. П. Астафьева отличаются честностью, добротой, правдивостью и искренностью. Нет в этих произведениях навязчивых нравоучений, есть примеры из жизни и авторские рассуждения, которые помогут «крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни».

Какой он, мальчик Васютка?

(Мужественный, смелый, выносливый, находчивый, сумел выстоять перед угрозой необъятных сил природы).

* Достоин ли Васютка, чтобы озеро назвали его именем? (Каков смысл заглавия?)

(До Васюткиной робинзонады никто из рыбаков об этом озере не знал. А Васютка не только нашёл это озеро, но поделился своим открытием, зная, как важно для промысла это открытие. «Когда впереди открылось широкое, затерявшееся среди глухой тайги озеро, кто-то из рыбаков сказал:

Вот и озеро Васюткино…

С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро »).

Выразительное чтение наизусть: «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.».

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Случай из моей жизни, который мне особенно запомнился».

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
    • В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
    • Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
    • В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека. Возможно, вам известна знаменитая философская притча о трех «ситах» Сократа. К знаменитому древнегреческому мудрецу пришел знакомый, который хотел рассказать ему об одном его друге. И тогда Сократ попросил «просеять» его рассказ через три «сита»: правды, добра и пользы. Оказалось, что вести, которые принес знакомый Сократа, не вполне правдивы, плохи и не принесут никакой пользы. Тогда именитый философ спросил его, а зачем ему […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
    • Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в "Ревизоре" он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое […]