Связная речь через театрализованную деятельность. Развитие речи посредством театральной̆ деятельности» материал (старшая группа) на тему

Ольга Сидорова
Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности

Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе .

Актуальность темы- Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика : его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности .

Объект исследования – связная речь детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие связной речи детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

Задачи исследования :

1. дать характеристику понятию, функции и формам связной речи и охарактеризовать особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;

2. исследование связной речи детей дошкольного возраста (констатирующий, формирующий эксперименты) ;

3 разработать систему работы по театрально-игровой деятельности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие творческих способностей, умений и навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Доклад на педагогическом совете на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Проек «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» 1 Этап Целеполагание: Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.

Цель работы создавать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Развивать все компоненты,.

Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







Екатерина Стальчук
Консультация «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности»

Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность :

· Во второй младшей группе;

· В средней группе ;

· В старшей группе;

· В подготовительной группе.

II младшая группа (возраст 3-4 года)

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории языка, но это не означает, что формирование грамматического строя речи полностью завершено .

Возрастной особенностью речевого развития детей является : формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений, а так же я внимание уделяю формированию словаря, звуковой культуре речи , связной , диалогической речи ).

Для реализации этих задач я провожу инсценирование представления, игры - драматизации, создаю естественные условия для заимствования из источника оборотов речи , предложений.

1. Для начала я знакомлю детей со сказкой . Предварительно загадываю загадки, которые предваряют чтение. Например, сказка «Теремок» («Под полом таится, кошку боится» - мышь, «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - волк и так о каждом герое). При правильном отгадывании появляется герой. Затем следует чтение сказки. Под впечатлением от услышанного, у детей возникает желание показать, как двигаются герои этой сказки.

2. Такие выразительные движения можно изобразить в пластических этюдах, в которых они сопровождаются метким словом : например, лисичка красивая, легкая, игривая, заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится (формируется словарь детей ) . Провожу упражнения на интонационную выразительность. В ходе таких упражнений я комментирую голос каждого героя. Например : у мышки голос тоненький, она пищит - у медведя – грубый, он ревет и т. д.

3. После первичного знакомства со сказкой я предлагаю детям рассказать ее вместе. Например : «Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … Кто?» , правильно, мышка (дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание) и т. д. В заключении подвожу итог : лягушка прискакала, а зайка прискакал и т. д. (формируется грамматический строй речи ) .

4. Параллельно с этюдами я организую ряжения. Высказывания возникают сначала по поводу распределения ролей и костюмов : «А я буду мышкой!» , «А я буду медведем!» . Костюмы рассматриваются, проводится с детьми беседа, кому он больше подойдет. Ребенок примеряет на себя элементы костюма. После этого я называю действия героя (мышка бежала, пищала, а ребенок пытается повторить. Так обыгрывается персонаж сказки.

5. Далее я побуждаю детей к импровизации диалогов. Они вовлекаются в диалог персонажей сказки, реплики расширяются, включаются движения, а затем детям я предоставляю возможность импровизировать самостоятельно. Они могут говорить, кто что захочет- порядок и очередность я не устанавливаю. В разыгрывании сказки может участвовать два зайчика, три мышки и т. д.

6. Затем я провожу инсценировку сказки. Вовлекая детей в разыгрывание сказки, развиваю у них диалогическую речь, связную речь . Например. Чтобы попасть в теремок для начала – нужно спросить – кто там уже живет, а потом описать животное, в роли которого выступает ребенок. (Я – лягушка. Зеленая, самая маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю и т. п.).

7. После такого разыгрывания сказки можно перейти к театрализованному действию , в котором наряду с актерами есть и зрители.

Итог :

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию малышей . Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи , развивают ее образность и выразительность. У детей формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику, включающую хотя бы одно слово. Эти умения необходимы для развития диалогической речи , совершенствования грамматической структуры предложения и, как результат, для построения связного высказывания .

Средняя группа (возраст 4-5 лет)

Главное направление развития речи на данном этапе – формирование контекстуальной (связной ) речи . На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию , как коллективное, так и индивидуальное.

В средней группе особенно широко я использую игры - по мотивам сказок и литературных произведений.

1. Сначала я детям рассказываю русские народные сказки («Курочка Ряба» , «Маша и медведь» и др.) После чтения сказок провожу анализ, выясняя, о чем говорится в сказке, какие слова, выражения, песенки персонажей им запомнились и понравились.

2. Затем я собираю несколько изданий этой сказки с разными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (сказка «Курочка Ряба» -дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая) .При анализе,содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы, показывают иллюстрацию, которая соответствует этим словам.

3. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр . В ходе работы над сказкой дети знакомятся с особенностями поведения разных персонажей,учатся описывать (курочку, рассуждать, давать характеристики, двигаться в соответствии с ними.

4. Затем дети прослушивают грамзапись сказки, смотрят диафильм. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства , у них появляется желание снова слушать (видеть) хорошо знакомую сказку в новых формах.

5. Результатом предварительной работы становится проведение драматизации по сказке (с элементами импровизации) . Где развивается слуховое внимание , воображение, память, мотивация к деятельности ; побуждение к импровизированной речи .

Итог :

Анализируя сказку с детьми, задавая правильно поставленный вопрос, заставляю их думать. Размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи , пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая ее образной и выразительной. В этом возрасте детей привлекает повествование – импровизация, у них проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов высказывания (описания, повествования) .При составлении рассказов совершенствуется связная речь , понимание смысловой стороны слова и особенно –синтаксической структуры предложения.

Старшая, подготовительная группы (возраст 5-7лет)

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Они могут участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

В старшей группе особое внимание я уделяю обучению детей связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умению составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам, новые сказки.

Для решения этой задачи необходимо следующее :

1. Для начала я знакомлю детей с русскими народными сказками : рассматриваем иллюстрации, рассказываем сказки при помощи настольного, пальчикового, кукольного театра . Обсуждаем, чем сказка отличается от рассказа, стихотворения.

2. Рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам и находим по иллюстрациям отрывки из сказок. Провожу беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки. Предлагаю детям дать характеристику персонажей.

3. Провожу игры, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой. Например, по сказке «Заюшкина избушка» , дети пытаются изобразить лису, когда она выгнала зайчика, и испуганного зайца так, чтобы можно было догадаться. В свободное время дети импровизируют небольшие диалоги, например, лисы и зайчика, лисы и петушка и т. д. Дети следят за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. Сначала это дается им с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит свои результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль.

4. В последствии я предлагаю детям придумать к изучаемой сказке другой конец. Например. Если бы петушок тоже испугался лисы, кто смог бы помочь зайчику? Я предлагаю детям смоделировать содержание сказки, чтобы лучше запомнить последовательность изложения сюжета.

5. Постепенно я подвожу детей к пониманию , что они будут показывать новую сказку. Для спектакля распределяются роли, создаются костюмы, декорации. В ходе подготовки к спектаклю дети предлагают ввести новых персонажей в содержание сказки, например, Крокодила Гену, Чебурашку, которые помогают зайчику.

6. Показ спектакля зрителям на основе новой придуманной сказки.

Итог :

Во время театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группы формируются умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей. Развивать способности изображать художественный образ персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты. Все это способствует развитию лексической , грамматической, фонетической сторон речи детей , а также и развитию образной речи .

Театрализованная деятельность формирует у детей правильную , выразительную, четкую речь, у них обогащается словарный запас, образная лексика, связная речь .

Таким образом, ежедневно наблюдая положительные результаты своей работы по развитию речи детей , я могу сделать вывод, что театрализованная деятельность -это рабочая методика, она действительно помогает нам учить и развивать детей , не требует материальных и временных затрат, применима практически к любой образовательной области, может использоваться каждым педагогом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовила

воспитатель гр.№3

Краснодар, 2016

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

1. Театрализованная деятельность

Среди различных видов детских игр игра "в театр" занимает особое место. Как писал, театральная постановка представляет самый частый вид детского творчества. "И понятно, почему она близка ребенку… …драма, основанная на действии – на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием".

Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, подчеркивал, что драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в разнообразной деятельности – как в сочинительстве и импровизации коротких сценок, так и в инсценировке готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребенок в театрализованной игре – и играющий и озвучивающий сценарный текст артист, и зритель, воспринимающий роли.

Появление у дошкольников замысла сценарного сюжета означает переход к творческой речевой деятельности. В раннем детстве ребенок руководствуется принципом "от действия – к мысли", в старшем дошкольном возрасте развивается принцип "от мысли – к действию", чем обусловлена способность воплощать свои замыслы. Появление замыслов связано с развитием творческого воображения. Проявляется это прежде всего в речевой деятельности, а формируется лучше всего в театрализованной игре.


Для развития речи, а также творческого воображения, гораздо эффективнее самостоятельное сочинение и импровизация театральной сценки: такие пьесы менее литературны, но имеют огромное преимущество, заключающееся в том, что созданы они в процессе детского творчества.

Творческая активность ребенка в формировании новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов существующих сценических образов. Основываясь на собственных впечатлениях, полученных от знакомства с литературным произведением, самостоятельно анализируя его, самостоятельно создавая художественный образ, ребенок создает тем самым основу своей творческой активности. При этом весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушение прежних с помощью приемов изобразительности.

2. Формирование лексико-грамматического строя речи

через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи является одним из направлений формирования лексико-грамматического строя речи в старших и подготовительных группах детского сада, что включает в себя работу по развитию диалогической и монологической речи.

И, в свою очередь, важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением и .

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога ставит своей целью развитие речи детей.


В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Одним из приемов развития диалогической речи является театрализация художественных произведений.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в старших и подготовительных группах детского сада способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует , активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

Можно проводить игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям (Примеры таких игр-драматизаций приведены в тексте предыдущей консультации).

Прежде чем приступать к театрализации даже маленького произведения, важно провести работу по формированию связной монологической речи через обсуждение сюжета произведения.

Это станет работой над смысловой стороной произведения, в которой ставятся следующие задачи:

Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

Работу над смысловой стороной произведения лучше всего проводить с помощью серий сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:

а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к какой-то одной части произведения или только к одному герою;

в) определить место "выпавшей" картинки среди других;

г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа взрослым;

Работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи.

В процессе работы над языковым оформлением текста произведения ставятся следующие задачи:

Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

Формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

Развитие умения связывать предложения в тексте.

В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:

а) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

б) придумать новый финал произведения с опорой на предметные картинки или слова.

Предварительно ознакомиться со сказкой, чтобы получить о ней общее представление и осмыслить задачи, связанные с развитием воображения ребёнка. В предварительную подготовку входит подбор аудиокассет или пластинок, на которых записаны инсценировки сказок. Можно использовать настольный театр, картины с изображением природы, иллюстрации сказок и портреты некоторых героев сказок и т. п.


Поощрять инициативу и творчество ребёнка, не останавливать его, если в задании он хочет сделать что-то по-своему.

Осмысление содержания сказки после прослушивания. Обсуждение характеров героев сказки: перечисление всех положительных и отрицательных качеств, присущих персонажам сказки. Обсуждение связи характеров героев с последовательностью их поступков (педагог помогает детям сделать нравственный вывод из прослушанного произведения). В ходе дискуссии по сюжету сказки – обсуждение судьбы ее персонажей. При этом делается вывод о том, что судьба героя обусловлена его характером, а о характере следует судить по поступкам.

Детям предлагается провести игру-драматизацию, с инсценировкой нескольких сюжетов сказки или выполнить задание "допридумывания сказки", что развивает творческие способности ребенка.

5. Методический пример

Сочинение сказки "В чудесном лесу" с использованием игрушек из различных материалов настольного театра. На большом листе бумаги надо нарисовать несколько деревьев, небольшие фигурки неопределённой формы и отдельные линии в разных местах. Ведущий предлагает детям дорисовать на бумаге "чудесный лес". Дети поочерёдно дорисовывают все неоконченные изображения, превращая их, кто во что захочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц и т. п. Превращать недорисованные линии можно и в то, чего не бывает на самом деле: невиданные растения, животные и даже пришельцы. Нарисованный "чудесный лес" становится декорацией к настольному театру. Воспитатель предлагает детям придумать историю про одного из обитателей с привлечением игрушек настольного театра.

Восприятие и сочинение сказок

Сказка играет не менее важную роль в формировании речи дошкольника. Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, сценической деятельности, - все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, таких как речь, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа – с литературным творчеством.

Творческое рассказывание (пересказ и самостоятельное сочинение) сказок детьми старшего дошкольного возраста предполагает наличие у них целой системы сложных умений:

Умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать способы передачи сюжета (ребёнок может передавать сюжет с помощью диалогической речи, входя в роль то одного, то другого героя, или описывать события от третьего лица);

Умение выявить героя; представлять события в последовательности его развития (от возникновения действия до окончания), а также устанавливать зависимость между отдельными событиями; рассказывать об этом ясно и понятно. Эта группа умений связана с развитием у ребенка навыков связной речи;

Умение "входить" в изображаемые обстоятельства – содействовать героям. Это умение предполагает эмоциональную отзывчивость ребенка, выразительность речи;


Умение использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства речи для воплощения образов в рассказе.

Структура занятий по сочинению сказки:

В начале занятий дети выполняют задания с набором карточек-заместителей:

1."Дорисовывание схематических изображений" – развитие детализации образов воображения и умение разворачивать сжатое схематичное изображения в полное. Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона, одинаковые для каждого ребенка и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто может сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю про один из них.

2. "Сочинение историй и сказок по нескольким заместителям". Детям раздаются предметы-заместители (каждому разные, например: цветные кружки, палочки разной величины и т. д.) и предлагается придумать, что это или кто это и что с ним случилось. Так как у всех детей разные предметы-заместители, им приходится работать самостоятельно. Сначала это задание вызывает трудности, чаще всего дети констатируют, на что могут быть похожи имеющиеся у них предметы, не определяя их в сюжетно оформленное произведение или истории, составленные по заместителям. Чаще всего это - пересказ знакомой сказки. Однако многократное повторение заданий подобного типа с разбором и оценкой детских сочинений существенно повышают уровень их выполнения: дети придумывают сложные и оригинальные истории.

3. "Придумывание сказки по модели". В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных замыслов-планов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке), по которой они должны составить собственную сказку.

Чтобы избежать построения шаблонных и повторяющихся сюжетов рассказов детей и стимулировать творческий подход к сочинению, следует предложить детям особый тип задания, в котором форма модели значительно изменена. Вместо применявшихся ранее чисто условных заместителей (цветных геометрических фигур) в блоках поместить схематические изображения персонажей и декораций (людей, животных, деревьев, фантастических существ и т. п.). Подобные занятия существенно увеличивают оригинальность рассказа.

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ и по своему рассказу заполнить заместителями пустые рамочки-блоки, т. е. сделать собственный план-модель для своего рассказа, и, опираясь на него, рассказать сочиненную историю. Свободное использование планов-моделей позволяет перейти к сочинениям без опоры на внешние вспомогательные средства, но создавать такие рассказы сначала необходимо коллективно под руководством педагога. В таких заданиях детям можно предложить тему сочинения (например, про воробышка, который учился летать; или про зайца, который победил волка и т. п.). В случае необходимости педагог помогает детям составить . Такая работа предполагает развитие у детей глубокого отношения к замыслу, умение его варьировать и перестраивать в соответствии с новыми условиями. Педагог должен следить за ходом коллективного сочинения сказки (истории). В начальных занятиях одни дети стремятся изложить всю историю целиком, не учитывая рассказанного ранее, другие не могут изменить свой замысел и продолжить то, что уже выдумали до них и т. п. Однако, в процессе работы, на таких занятиях с помощью педагога дети на достаточно высоком уровне могут создавать коллективные сочинения.

4. "Моя сказка". Детям предлагается несколько тем c иллюстрациями (с изображениями разных предметов или предполагаемых персонажей) для составления планов-моделей и сочинения волшебной сказки. Педагог записывает в индивидуальные тетради рассказы каждого ребенка, оставляя место по указанию рассказчика, для иллюстраций. У каждого ребенка получается собственная сочиненная и написанная книжка, что вызывает большой интерес детей к сочинению собственных историй и сказок.

Таким образом, используя модели, дети учатся самостоятельно сочинять сказки.

Ирина Францева
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работ

Выполнила : воспитатель МКДОУ № 4 Францева И. П.

Цель кружка :

Учить исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами. Разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук) ; уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать разнообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа. Стремиться оформить место персонажей некоторыми элементами декорации.

Задачи кружка :

1. Развивать память , мышление, воображение, речь, внимание и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости) .

2. Познакомить с чувствами, настроениями героев; помочь освоить способы их внешнего выражения, осознать причины того или иного настроения.

3. Создать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений; дать возможность объединиться детям общей идеей, переживаниями; сплотить на основе интересной деятельности , позволить каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

4. Познакомить с понятиями «мимика» , «жест» , «пантомима» , упражнять с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов, пантомимы

Используемая литература :

1. Антипина Е. П. Театрализованная деятельность в детском саду . М., 2009.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2008.

3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду . М. ,2004.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Введение

Общение, являясь одним из первых видов деятельности , которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства .

Связная речь является средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в школе. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических. работников . Исследованиями речевого развития дошкольников занимались С . Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина, М. И. Лисина и другие. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей . Это показывает и мой опыт педагогической деятельности .

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи . Эта задача решается через различные виды речевой деятельности .

Среди многообразия методов и приемов, используемых в данном направлении воспитания детей , моё внимание привлекли возможности театрализованной деятельности . Именно , как один из видов игровой деятельности , способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей .

К сожалению, в современных условиях в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной деятельности . Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что система работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности недостаточно разработана . Поэтому я решила исследовать эту проблему и провести работу , направленную на развитие связной речи детей , через деятельность театрального кружка «Гармошечка» и проведение игр.

В связи с этим , целью нашей работы стало- повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Я предполагаю, что театрализованные игры и деятельность детей в театральном кружке «Гармошечка» послужат важнейшими факторами, стимулирующими развитие у детей связной речи . А значит, будут способствовать повышению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста .

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная . Она осуществляется в диалоге и монологе.

На протяжении дошкольного детства идет активная работа по развитию связной речи . Происходит формирование диалогических и монологических умений. Одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей дошкольника- является театрализованная деятельность . Театрализованная деятельность помогает решать речевые задачи через совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи . Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты этой деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и тематических вечеров.

В нашем детском саду был организован театральный кружок «Гармошечка» .

Целью кружка стало- развитие связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Представленную цель реализовывали через следующие задачи :

1. Создать условия для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность .

2. Дать разностороннее представление о различных видов театров , профессии людей создающих спектакли.

3. Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

4. Совершенствование познавательных процессов : памяти, мышления, воображения, внимания.

5. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности .

6. Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

Работа театрального кружка «Гармошечка» предназначена для детей старшей и подготовительной групп и рассчитана на 2 года обучения. Работа кружка опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Занятия в театральном кружке проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. Оптимальное время для проведения занятий театрального кружка - четверг , вторая половина дня.

Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, поэтому первым этапом моей работы стало - создание театрально - игровой среды кружка. Для этого в группе был отведен уголок для театрализованных представлений , спектаклей. В нем располагались разные виды театров : настольный, бибабо, на фланелеграфе, теневой и другие. В дальнейшем, мы с детьми изготавливали театральных героев на ложках , бутылках, губках. Конечно, не обошлось без родителей, они помогли нам связать сказочных героев для пальчикового театра .

В уголке расположился реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : костюмы, атрибуты, маски, ширмы для кукольного театра , театральный реквизит , книги, афиши, касса, билеты.

Не забыли и про режиссерские игры. Отвели место для игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром , на рукавичках, на бутылках. Организовали игровое пространство- игровые поля по различным сказкам (конечно, в соответствии с возрастом детей , сказочный городок из ракушек для обыгрывания.

Необходимо было подобрать соответствующий дидактический материал : театрализованные игры ; инсценировки по литературным произведениям; подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки» , а также разработать сценарии тематических вечеров.

Таким образом, следующим этапом подготовки стала подборка театральноигрового материала .

Для того чтобы кружок функционировал, нужно было разработать перспективный план работы на год , где отражались бы основные направления работы по развитию связной речи . Был составлен перспективный план работы театрального кружка «Гармошечка» с детьми старшего дошкольного возраста , который представлен в приложении 1.

Очень многое зависит от родителей. Если родители заинтересованы, то и ребенок будет "гореть". Именно они - самые желанные зрители на театрализованных представлениях . Поэтому, мы провели родительское собрание, где постарались раскрыть положительное влияние театрализованной деятельности на речевое развитие ребенка .

Основным этапом работы по развитию связной речи стала театрально-игровая деятельность детей в рамках кружка «Гармошечка» . Каждое занятие проходило по определенной структуре. Изучив методическую литературу и разработки коллег по проведению театрализованных занятий в детском саду, мы разработали свою структуру занятия, которая наиболее полно отражает цели и задачи кружка. На наш взгляд, наиболее целесообразно давать знания детей блоками (см. Приложение 2) .

Структура занятия театрализованной деятельности кружка включает :

1 блок- театральная «любознайка» . Форма проведения- познавательная беседа.

Педагог в начале занятия проводит небольшую беседу познавательного характера. Это может быть знакомство с театральными понятиями . Знакомство начинается с более простых понятий, которые постепенно усложняются. Дети знакомятся с театральными профессиями : гример, костюмер, режиссер. Пробуют себя в этой роли, разыгрывая мини-этюды.

Раз в месяц проводиться беседа о культуре поведения в театре . Дети закрепляют правила поведения в театре , что значит быть «культурным зрителем» . Полученные знания закрепляются в мини- спектаклях, которые разыгрываются «артистами» перед другой частью детей «зрителей» .

Через беседы происходит знакомство детей с разными видами театров (настольным, пальчиковым, на фланелеграфе и др, с историей их возникновения.

При подготовке детей к спектаклям , проводятся беседы по литературному произведению. Педагог с детьми обсуждает главную мысль произведения; характерные особенности героев; повадки животных и др.

2 блок-«игралочка» ~ игры на развитие речевого дыхания речи (основы актерского мастерства)

Для активизации речевого развития , особенно на начальном этапе, используются различные игры : на развитие речевого дыхания , артикуляционной моторики, выразительности речи .

Образные двигательно-речевые миниатюры, помогают преодолеть речевые недостатки. Проводимые двигательно-речевые миниатюры «Мишка» , «Жук» , «Стирка» учат детей координировать свои действия с текстом.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Поэтому в кружке применяются упражнения на развитие речевого дыхания . Например, «Осенние листья» , «Одуванчик» , «Плыви кораблик» , и другие.

На театрализованных занятиях у детей развивается четкая дикция , ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек. Придумывают рифмы к словам. Например, ритмическая игра “Капли” М. Картушина, упражнение на развитие артикуляции «Пяточок» , «Обезьяны» .

Используются этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например : «Разбуди товарища» , «Дойди до цели» .

Даются задания для совершенствования грамматического строя речи , диалогической и монологической формы речи . Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой. ” Этюды на простейшие виды общения «Подружки» , «Поздравления» и другие.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Поэтому в театральном кружке проводятся игры, направленные на развитие выразительности движения (имитационные движения, ритмопластика, этюды на выражение основных эмоций). Дети в игровой форме осваивают основы актерского мастерства.

3 блок-«выступалочка»

На этом этапе дети разучивают небольшие сценки, драматизируют сказки, показывают мини концерты, используют в играх настольный театр , пальчиковых и перчаточных кукол. Причем, дети делятся на «зрителей» и «актеров» , которые показывают мини- спектакли. Для детей более старшего возраста , используются сценки- импровизации. Каждый раз «зрители» и «актеры» меняются местами, что позволяет им примерить на себя разные роли и закреплять культуру поведения в театре .

С группой наиболее активных детей мы драматизируем простейшие сказки, используя настольный театр ; с малоактивными - драматизируем произведения с небольшим количеством действий.

При постановке спектакля, герои поют, танцуют, говорят - отсюда идёт развитие выразительной речи , мимики, жеста.

Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировки- фантазии, где дети придумывают

поведение героев, диалоги, которые не описаны в тексте, а затем- проигрывают. Готовя спектакли по сказкам нужно обязательно разобрать сюжет, дать характеристику времени, главным героям, рассмотреть иллюстрации, прослушать музыкальный материал.

Нельзя во время репетиций перегружать детей , иначе пропадёт интерес. Нужно давать возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заменить друг друга.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность , которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность .

Для самостоятельного показа используются хорошо знакомые детям сказки : «Репка» , «Теремок» , «Колобок» или произведения собственного сочинения (уже. в более старшем возрасте ) . Самостоятельная театральная деятельность детей может выводиться из занятия в вечернее и утреннее время или плавно перетекать из занятия.

4 блок- «мастершка» -изготовление атрибутов и костюмов к спектаклям

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей , так как это также развивает мелкую моторику рук , фантазию, образное мышление. Изготовление кукол происходит из разных материалов. Это могут быть бутылки, ложки, поролон и другие материалы. Дети изготавливают атрибуты, маски для спектаклей. Изготовление атрибутов можно осуществлять на занятиях по конструкторской деятельности , по изобразительной деятельности , в самостоятельной деятельности детей .

Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер . Это сплачивает детей и родителей , позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями.

Результатом работы кружка , конечно же, является -проведение спектаклей к праздникам, досугов и развлечений . Спектакли показываются детям других групп, родителям, приурочиваются к праздникам. Важно участие родителей в тематических вечерах. Мною были подобраны и разработаны сценарии тематических вечеров «Чайный вечер» , «Уроки вежливости» и других с использованием театрально- игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 3) .

Кроме работы в кружке , работа по развитию связной речи ведётся через использование театрализованных игр в свободное время. Проведение игр

можно осуществлять как отдельно, так и включать в организованную деятельность детей (см. Приложение 4) .

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей . Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности Таким образом, театрализованная деятельность детей , явилась стимулятором для развития связной речи .

Заключение

Опыт работы и проведённая диагностика показали, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей , на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшилось настроение, появилась уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, общаются доверчивее.

Обучение связной речи с помощью театрализованных игр проходит легко и свободно, без строгих правил и навязчивости. Занятия в театральном кружке помогают решать сразу несколько задач : развитие речи и творчества , самовыражения. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи. В играх ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Таким образом, комплексный подход с применением театрализованных игр и занятий позволит педагогам решать целый комплекс речевых задач, сделать жизнь ребенка богаче и разнообразнее.

Практическая значимость опыта состоит в том , что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи .

Структура деятельности театрального кружка «Гармошечка» .

1 блок- театральная «любознайка» - познавательная беседа.

-театральная грамотность (знакомство с театральными понятиями и профессиями; правилами поведения в театре );

Виды театров (знакомство с пальчиковым театром , теневым, куклами би-бабо, перчаточным и другими)

Обсуждение литературных произведений для драматизации и характеров героев.

2 блок- «игралочка» - упражнения, игры, этюды.

Игры на развитие речевого дыхания , интонационной выразительности речи ; -ритмопластика;

Актерское мастерство

3 блок- «выступалочка» - инсценировки, игры- драматизации, подготовка к спектаклям.

Основные принципы драматизации -основы кукловождения -самостоятельная театральная деятельность