Тренажер сложение и вычитание круглых десятков. Урок Математики.Сложение и вычитание круглых десятков

Хотите лучше владеть компьютером?

Пользователям ПК, часто работающим с текстовыми документами, бывает нужно сравнить два документа: например, если над документом работали несколько человек или документ (скажем, договор) был отправлен партнеру на согласование и дополнение, нужно быстро найти все сделанные второй стороной изменения. Да и сам пользователь может создать несколько копий документа и запутаться: какая версия последняя, и какие исправления были внесены. Оказывается, в версиях программы Word 2007, 2010, 2013 есть простая возможность быстрого и автоматического сравнения двух документов. Как им воспользоваться?

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Сложение и вычитание круглых десятков (двузначных разрядных чисел) сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, которые выражают число десятков. Например, чтобы к 50 прибавить 30, достаточно к 5 десяткам прибавить 3 десятка, получится 8 десятков, или 80, а чтобы из 50 вычесть 30, достаточно из 5 десятков вычесть 3 десятка, получится 2 десятка, или 20. На последующих 2-3 уроках, ученики проговаривают объяснение вслух, а затем про себя. В результате упражнений у учащихся постепенно вырабатывается навык.

Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлено нарастанием ступени трудности при рассмотрении различных случаев. Различают:

1. Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20, 50-20, решение основано на знании нумерации круглых десятков)

2. Сложение и вычитание без перехода через разряд.

Все действия с примерами 1,2 групп выполняются приемами устных вычислений, то есть вычисления надо начинать с единиц высших разрядов. Запись примеров производится в нумерации, десятичного состава чисел, таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Действия сложения и вычитания изучаются параллельно.

14) Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой сотни (задачи изучения темы, ранжирование приемов от наиболее простых до наиболее сложных, методика изучения приемов сложения и вычитания с переходом через разряд).

Сложение и вычитание с переходом через разряд (2-я труп па примеров) выполняются приемами письменных вычислений т. е. вычисления начинаются с единиц низших разрядов (с единиц), за исключением деления, а запись дается в столбик.

Учащиеся знакомятся с записью и алгоритмами письменного сложения и вычитания и учатся комментировать свою деятельность. Необходимо сопоставлять различные случаи сначала сложения, затем вычитания, устанавливать черты сходства и различия, включать учащихся в процесс составления аналогичных примеров, учить их рассуждать. Только подобные приемы могут дать коррекционный эффект.

Когда учащиеся научатся выполнять действия сложения и вычитания с переходом через разряд в столбик, их знакомят с выполнением этих действий приемами устных вычислений.

Например:

Объяснение обычно проводится на абаке, палочках, брусках или кубиках арифметического ящика, счетах.

При вычитании из двузначного числа однозначного с переход через разряд сначала вычитаются все единицы уменьшаемого, I затем из круглых десятков вычитаются оставшиеся единицы Считаемого.

запись. 41-3=38 41-1=40 40-2=38

Подробная 38+3=41 38+2=40 40+1=41

Как при сложении, так и при вычитании надо разложить второе слагаемое или уменьшаемое на два числа. При сложении второе слагаемое раскладывается на такие два числа, чтобы первое дополняло число единиц двузначного числа до круглого десятка.

При вычитании вычитаемое раскладывается на такие два Числа, чтобы одно было равно числу единиц уменьшаемого, т. е., I чтобы при вычитании получилось круглое число.

При выполнении действий трудность для учащихся представляет умение правильно разложить число, выполнить последовательность нужных операций, запомнить и прибавить или вычесть оставшиеся единицы.

Например, выполняя действие 54+8, ученик может правильно дополнить 54 до 60. Затруднение вызывает разложение числа 8 на 6 и 2. Число 6 ученик использует, чтобы получить круглое число, но сколько еще единиц осталось прибавить к круглым десяткам (к 60), он забывает.

Учитывая это, необходимо, прежде чем рассматривать случаи данного вида, еще и еще раз повторить состав чисел первого десятка, провести упражнения на дополнение чисел до круглых десятков, например: «Сколько единиц не хватает до 50 в числах 42, 45, 48, 43, 4? Какое число нужно прибавить к числу 78, чтобы получить 80?» Надо рассматривать случаи вида 37+3+2=40+2=42 и добиваться ответа на вопрос: «Сколько всего единиц прибавили к числу (37)?»

«Сколько всего единиц вычли из числа 43?» Значит, 43-5=я Для некоторых учащихся школы VIII вида при решении тал вида примеров используется частичная наглядность, например 38+7. Ученик откладывает на счетах 7 косточек или рисует палочек и рассуждает так: «К 38 прибавлю 2, получится 40 (и палочек 2 палочки убирает или зачеркивает), теперь к 40 прибавлю еще 5 палочек».

Еще пример: 45-8. Ученик откладывает 8 палочек и рассуждает так: «Сначала от 45 отнимем 5, будет 40 (убирает 5 палочек осталось отнять 3. От сорока отнять 3, останется 37. 45-8=3?

Решение примеров данного вида базируется на уже извести учащимся приемах решения:

Решение этих примеров основывается на разложении второго слагаемого и вычитаемого на разрядные слагаемые и последовательном сложении и вычитании их из первого компонента действия.

Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой тысячи (задачи изучения темы, методика ознакомления с устными приемами сложения и вычитания).

Основная задача темы - формирование навыков устных и письменных вычислений.

В концентре «тысяча» изучаются сначала устные, затем письменные приемы сложения и вычитания.

Устные приемы сложения и вычитания (260+120, 570+280), так же как и в пределах 100, опираются га свойства прибавления числа к сумме, суммы к числу, суммы к сумме, а так же на соответственные случаи вычитания.

При изучении сложения м вычитания в пределах 1000 широко опираются на знания и умения детей, сформированные при изучении темы «сотня», часто используют приемы сравнения и аналогии.

Устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

Изучаются одновременно и рассматриваются в следующем порядке. На подготовительном этапе рассматриваются простейшие случаи, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации вида: а)700+40, 820+8, 948-8 б)789+1, 870-1, 699+1 в)400+200, 800-200.

На 1 этапе раскрываются случаи, где сложение выполняется на основе правила прибавления суммы к числу, а вычитание-на основе правила вычитания суммы из числа.

Приемы сложения и вычитания, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации, служат закреплению этих знаний и рассматривается в основном при изучении нумерации. Случаи 400+200 сводятся к действиям над разными числами (4 сот.+2 сот). Такие вычисления закрепляют знания по нумерации и подготавливают детей к изучению более сложных случаев сложения и вычитания.

На первом этапе дети знакомятся с приемами сложения и вычитания вида 540+300 (54 дес.+30 дес.=57 дес.)

Использование этого приема подготавливает детей к изучению приемов умножения и деления в пределах 1000, а так же письменных приемов этих действий над многозначными числами.

На втором этапе рассматриваются случаи сложения и вычитания, основанные на использовании правил прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа.

Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой тысячи (какие случаи относятся к письменным приемам, правила записи в столбик, возможные ошибки в ходе записи, алгоритмы).

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

Данные приемы раскрываются вслед за устными приемами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел является условием успешного применения их к числам любой величины.

Сначала изучают письменные приемы сложения, а затем вычитания.

В письменных вычислениях используются алгоритмы письменного сложения и вычитания-определенные правила, которые строго определяют содержание и порядок выполняемых операций. Сознательное применение алгоритма требует знания разрядного состава числа, усвоения соотношения разрядных единиц, а так же прочного знания табличных случаев сложения и вычитания.

Рассмотрение случаев письменного сложения и вычитания строится по принципу «от простого к сложному». Сначала алгоритм сложения применяется для случаев сложения без перехода через разряд, затем с переходом через 1 разряд, через 2 разряда (234+425, 235+425, 237+526, 453+371).

Аналогичный принцип соблюдается при использовании алгоритма вычитания (469-246, 540-126, 542-126, 909-714).

Алгоритм – точное предписание, правило о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций.

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить детей с употреблением скобок при решении примеров.

1. Образовательные:

    научить детей проставлять порядок действий при решении примеров со скобками;

    закреплять навык решения составных задач;

    научить решать поставленную проблему на основе построения гипотезы.

2. Развивающие:

    развитие восприятия на основе распознавания геометрических фигур;

    развитие внимания;

    коррекция мышления на основе упражнения «соотнеси букву и цифру».

3. Здоровьесберегающие:

    развивать мелкую моторику кисти;

    закрепление правильной посадки при письме;

    проводить минутки эмоциональной разгрузки;

4. Воспитательные:

    воспитывать мотивацию к учебе;

    воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование:

  1. слаиды с буквами (Айболит);

    карточки с индивидуальным геометрическим заданием;

    диск с записью музыкальной композиции для физкультурной минутки.

Ожидаемый результат:

    усвоение детьми понятие «скобки»;

    усвоение детьми знаний о решении примеров со скобками.

Урок математики 2класс.

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Ход урока.

I. Организационный момент:

Прозвенел, друзья, звонок –

Начинается урок.


II. Устный счет:

Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сегодня мы тоже попадем в сказку и поможем её главному герою. А в какую вы узнаете, разгадав зашифрованную запись.

Перед вами таблица, первый столбец буква, второй пример. Решив пример, вы узнаете код буквы. А затем подставите её в данный числовой ряд.

Пример: Ответ:

Конечно, это сказка «Айболит». Кто написал её?

Айболит написал нам письмо, а в нем загадка. Прежде чем её отгадать, давайте вспомним, кто первым помог Айболиту отправиться в Африку?

Правильно, это волки. Давайте отгадаем, сколько было волков, послушав загадку Айболита:

На тропинке у куста,

Я увидел три хвоста.

Сколько же там было ног,

Я никак понять не мог.



Ребята, каким примером, можно разгадать эту загадку?

Вспомогательные вопросы:

Ребята сколько было волков, если из кустов выглядывало три хвоста?

Сколько ног у каждого волка? Правильно данная загадка решается следующим примером:

4+4+4=12


Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?


III. Работ в тетрадях.

Запишите число, классная работа.

2 17 0 4 16 11 9 18 20

Сильные волны мешали плыть киту, они перепутали все числа, запишите числа правильно, расставив по порядку: от меньшего числа к большему. Тогда Айболит сможет путешествовать дальше.

Правильный ответ:

0 2 4 9 11 16 17 18 20


Составьте и запишите два неравенства, используя этот числовой ряд:


IV. Постановка учебной проблемы.

Давайте поможем Айболиту быстрее добраться до вершины горы, чтобы его подхватили орлы. Чтобы Айболит добрался до самой высокой точки, где обитают орлы, мы должны решить проблему.

Ребята, перед Вами две записи.


- Примеры одинаковые, а ответы разные.

Если отличаются правые части, значит…закончите мою мысль.

- Значит должны отличаться и левые части.

- Так над каким же вопросом мы должны подумать?

- Чем же отличаются левые части?

Ну и чем же отличаются левые части?

- Порядком действий.

Какой порядок действий в первом примере?

- Сначала вычитание, потом сложение

А во втором?

- Сначала сложение, а потом вычитание.

В каком примере при вычислениях мы действовали по правилам?

- В первом.

А во втором?

- Мы нарушили правило.
Учитель:

Как же нам догадаться, что в примере сначала должно быть сложение?

- Наверное, должен быть ещё какой-то знак.

Замечательно, такой знак, действительно должен быть. Он называется скобки. Так какова же тема сегодняшнего урока?

- Скобки.

(слаид)

Скобки

Учитель: Так что же обозначают скобки? Скобки указывают на то, что данное действие выполняется в первую очередь. Вывод:

(слаид)

Действие в скобках выполняется в первую очередь.


Правильно, ребята, мы решили эту сложную проблему и помогли Айболиту добраться до Африки.

V. Физическая минутка. (Динамическая музыкальная пауза)

VI. Закрепление нового материала.

Куда же прилетели орлы с Айболитом? (В Африку)

На пути Айболита встречались непроходимые джунгли с примерами и задачами. Давайте поможем нашему герою добраться до бедных больных животных.

Ребята на доске 4 примера, решите их и расставьте порядок действий.

90-(30+40)= 80-40-20=

90-30+40= 80-(40-20)=


VII. Решение задачи.

У Айболита было 40 шоколадок. 20 шоколадок он приготовил для тигрят, 10 для страусят. Надо узнать, сколько шоколадок осталось для других больных животных?


Повторите условие задачи.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос?

Что мы должны узнать сначала?

Сколько действий в задаче?

Что узнаем первым действием?

Что узнаем вторым действием?

Запишите краткое условие и решение задачи в тетради.

(Ученики решают задачи под комментированное управление.)

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями. А сейчас передохнем.

Наклоните вниз головку,

Вправо поверните ловко,

Влево медленно верните

И на парту опустите.

Нам минутки тишины Очень иногда нужны.

VIII Минутка релаксация.

IX. Работа с геометрическим материалом.

Ребята, как Вы думаете, какие самые высокие животные в Африке? Они, наверное, первыми увидели Айболита?

К нам тоже попал необычный африканский жираф – он из геометрических фигур.

Сосчитайте их и запишите ответ на индивидуальных карточках.

X. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.

Ребята, у каждого из вас карточки с тигрятами, которых вылечил Айболит. Если вам было интересно на уроке и все понятно, то карточку поместите на первое место, если были небольшие затруднения, то карточку поместите на второе место, если вам было многое непонятно, то карточку поместите на третье место.


XI. Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

Ребята, мне очень приятно, что ни одного тигренка не оказалось на третьем месте.

XII. Домашнее задание и подведение итогов урока.

Ребята, расскажите, с чем вы сегодня познакомились. Что такое скобки и для чего они нужны?

Составьте четыре примера с одинаковыми числами и знаками, но с разными

Конспект открытого урока

в третьем классе по математике

на тему:
«Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Составила и провела

Учитель начальных классов

Мустакимова Э.Ш.

УРОК МАТЕМАТИКИ

«Сложение и вычитание круглых десятков»

Цель:

1. Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

2 .Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование:

    Рисунки с изображением Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея;

    Карточки с числами и буквами;

    Листки с числовыми выражениями для групповой работы;

    Опорные слова для краткой записи задач и т. д.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Приготовились, ребята, к уроку математики.

Математика сложна,

Но скажу с почтением –

Математика нужна

Всем без исключения!

- Вы любите математику? (Обращение к детям.)

Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!

У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены,

Красный – мне немного тревожно.

Что мы возьмем с собой на урок математики? (знания, смекалку, внимание)

Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили - были …

В…………………Сложение

некотором ………и

царстве,………….вычитание

в…………………..круглых

Тридевятом……..десятков

государстве……..в

жили…………….пределах

были…………….100

3. Каллиграфическая минутка.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)

Откройте тетради, запишите дату –….

Какое число было вчера?(…), какое будет завтра? (…)

Какое число сегодня мы будем писать на чистописании? (39)

Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?

- 3 и 9.

Назовите соседей этого числа (38 и 40)

Какое число получится, если цифры поменять местами?(93)

4. Устный счет:

Начнем наше путешествие с разминки –математический диктант:

Запишите число, состоящее из 1дес.3ед., 13

Запишите число меньше16, но больше14 15

    - 1-е слагаемое- 3, 2-е слагаемое - 4. Чему равна сумма? (7)

    Найдите сумму чисел 4 и 5. (9)

    Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность. (2 )

    Найдите разность чисел 9 и 6. (3 )

    На сколько 6 больше 4? (2)

    На сколько 5 меньше 8? (3 )

    К какому числу прибавить 9 и получится 9? (0)

    К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма? (8 )

    Пять увеличить на 3. (8 )

    9 уменьшить на 4. (5 )

-Взаимопроверка 13 15 7 9 2 3 2 3 0 8 8 5

Кто может похвалить своего соседа?

5. Материал урока.

- А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (рисунки на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?

1) Найдите «лишнее» число.

- А это мы узнаем, если найдём «лишнее» число:

35, 73, 33, 40, 13, 23

и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:

73 35 33 23 13

- Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную:

К О Щ Е Й

Иван-Царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы. И каждую надо одолеть. (Рисунок на доску.)

2) Групповое задание по рядам.

Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Иван - Царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. Ещё мы посмотрим, какой ряд быстро и правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:

38+2= 68+2= 28+2=

40+60= 80-30= 30+60=

40+40= 80+10= 30+30=

80+20= 50+40= 70+7=

100-20= 100-30= 100-40=

75-5= 64-4= 83-3=

50-30= 70-40= 60-30=

50-10= 70+20= 60-40=

20+40= 30+40= 40+30=

60+8= 70+5= 80-60=

- Как Иван-Царевич одолел Змея Горыныча с нашей помощью, проверит ваши знания наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание:

3) «Лабиринт».

Иван-Царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-Царевич выйдет из леса?

Правильно, волшебного клубочка! Представьте и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:

30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 68 70

Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-Царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?

Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? (1 ряд – значит, пойдём по первой дорожке.)

4) «Найдите закономерность, продолжите ряд…».

А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?

20, 17, 14,….. (11, 8, 5, 2)

2, 4, 6, 8,….. (10, 12, 14,…)

(Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)

Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)

5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.

Да, сундук непростой, он закрыт на три замка, открыть которые помогут нам вот такие числовые выражения. Но что это? В числовых выражениях допущены ошибки! Это колдовство Кощея Бессмертного! По силам ли нам исправить эти ошибки?

40=50 28+1=30 60 70

(У доски учащиеся выполняют разные решения, остальные записывают в тетрадь:

40+10=50 1+28+1=30 60 70-20

40=50-10 28+1=30-1 60 70-50

Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-Царевичем и просит его:

«Пощади меня, Иван-Царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.

6) Решение задачи.

Росли в Кощеевом саду молодильные яблоки. Всего 30. Кощей сорвал – 10 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?

Было – 30 яблок

Сорвал – 10яблок

Осталось - ?

30-10=20(яб.)

Ответ: осталось 20 яблок у Кощея.

Составьте к задаче уравнение и решите его.

7) Логическое задание «Башни».

- Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-Царевич, так он решил новую задачку ему загадать.

«Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?