Учебный план кружка умелые ручки. Рабочая программа по кружку "умелые ручки" рабочая программа на тему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ИЗОПЛИТ

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано Утверждаю

На заседании МС школы Приказ от _____ 2013 г.

2013 г. директор школы

Протокол №______ от ______ __________________

Председатель МС Шлякова М. Н.

Программа

круж ка

"Умелые ручки".

Алексеева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов.

2013

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год (34 часа). Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.

В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с бросовым материалом»,«Рукоделие из ниток», «Работа с соленом тестом», «Работа с тканью».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

Формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

Развитие самостоятельности анализа и мышления;

Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:

Обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

Познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

Принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

Принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

Принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

Принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

Формирование умений учащихся по данному виду обучения;

Применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздников.

1.Вводное занятие

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с разными инструментами. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

2. «Работа с природным материалом». (3 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

3. «Работа с пластилином». (4 часа)

Пластилин - искусственный пластичный материал для лепки. Он предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. Лепка из пластилина способствует развитию фантазии и трудовых навыков.

4. «Работа с бумагой и картоном». (8 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

5. «Работа с бросовым материалом». (7 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага.Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

6. «Рукоделие из ниток». (4 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

7. «Работа с соленом тестом» (4 часа)

С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье. Уникальный материал - соленое тесто: экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Его можно использовать в технике коллажа, раскрашивать после приклеивания, лепить из цветного и тонированного теста, включать в композиции различные предметы (бусины, бисер, природный материал).

Занятия с соленым тестом комплексно воздействуют на развитие ребенка – повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук, способствует усидчивости и внимательности, а также раскрывают в ребенке творческое начало.

8. «Работа с тканью». (2 часа)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

9. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставке – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”

Иметь представление:

О проектной деятельности в целом и её основных этапах;

О понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

Правила ТБ;

Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

Правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

Правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Что такое деталь (составная часть изделия);

Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

Виды материалов;

Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

Способы разметки: сгибание и по шаблону;

Способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Различать материалы по их назначению;

Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

Выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

Анализировать предложенное учебное задание;

Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

Выбирать темы для практических работ;

Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

Выдвигать возможные способы их решения;

Доказывать своё мнение.

Календарно-тематическое планирование

(34 часа)

п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

Дата

проведения

план

по факту

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

«Работа с природным материалом». (3 часа)

Осенние фантазии из природного материала.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

«Работа с пластилином»(4 часа)

«Печатаем» рисунки

«Рисуем» жгутиками

Беседа «Пластилинография». «Весёлые» зверушки

Лепка из отдельных частей

«Раскрашиваем» с помощью пластилина

«Работа с бумагой и картоном». (8 часов)

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

Дерево настроения

Скручивание бумаги

«Ангелочек»

Бумагапластика

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание

Снежинки-балеринки

Моделирование, вырезание

«Работа с бросовым материалом». (7 часа)

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

«Добрая коровушка»

Моделирование.

Поделки ватные, такие приятные.

Аппликация из ваты и бумаги.

Поделка из перьев и пуха «Лебёдушка».

Аппликация из перьев и пуха.

Игрушка из капсулы киндер – сюрприза.

Моделирование, конструирование

Игрушка из скорлупы яйца.

Аппликация, роспись

«Рукоделие из ниток». (4 часа)

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

Открытка «Сердечко»

Изготовление закладки из ниток

Плетение

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

«Работа с соленым тестом». (3 часа)

Брелки «Ягодка», «Бабочка», «Машинка»

Цветное тесто. Божья коровка.

Цветное тесто. Гусеница.

Цветное тесто. Черепаха.

«Работа с тканью». (2 часа)

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

Мягкая игрушка «Кот-мечтатель»

«Отчётная выставка – ярмарка работ школьников»

Итоговое занятие. Выставка работ.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

    простой карандаш

    линейка

    фломастеры

цветные карандаши

    ножницы канцелярские с закругленными концами

    кисточка для клея и красок

    иголки швейные

    Доски для работы с пластилином

Материалы:

    Пластилин

    бумага цветная для аппликаций

    двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

    картон белый и цветной

    ткань: ситец однотонный и цветной

    перья

    капсулы киндер – сюрприза

    вата

    нитки швейные – белые, черные и цветные

    шерстяная пряжа

    клей ПВА

    ватные диски

    природный материал (шишки, желуди, листья и т.д.)

    бросовый материал (стружку карандашные, фантики и т.д.)

Литература

    Интернет-ресурс:

http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

    О. В. Белякова «Поделки из природного материала» - Москва АСТ. 2010

    Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 2001 г.

    М.А. Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

    М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

    Н.Н. Губенко «Пластилиновые фигурки животных», Эксмо-Пресс, 2012 г

    Н.С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

    Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.

    Г.И. Долженко «Поделки из бумаги и оригами», Академия Развития, 2011 г

    В. Преображенская «Поделки из ниток, пуговиц, бусин», Рипол-Классик, 2012 г.

    Подробнее: http://www.labirint.ru/books/361645/

    В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

    С. Ю. Ращупкина «Лоскутное шитье и аппликация», Рипол-Классик, 2011 г

    Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009

    Т. Носова «Подарки и игрушки своими руками», Мозаика-Синтез, 2010 г

    Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

    В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

    С. Шухова «Поделки из всякой всячины» - Москва: Айрис-Пресс, 2008.

    Е. Скоробогатова, З. Сомичева «Пластилиновая Азбука», Оникс, 2008 г.

    Ж.Ю. Шквыря «Поделки из бумаги», Клуб семейного досуга, 2011 г

    Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов

МБОУ СОШ с/п Дуди

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель кружка:

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности, изучением современных видов рукоделия и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики.

Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часов в год. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». В подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Работа с бумагой осуществляется через такие виды рукоделия как: киригами (искусство вырезания из бумаги открыток-«раскладушек»), айрис фолдинг (создание рисунка с использованием разноцветных полосок из бумаги, расположенных по спирали.), плетение из газетных трубочек, оригами.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Осваивают технику ошибана (прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями.)

Изучение техники ганутель (вид рукоделия, в котором из тонких проволочек и различных нитей создаются различные украшения, в основном это цветы и серьги.) и канзаши (складывание изделий из шелковых лент) проходит с изготовлением авторских дизайнерских изделий. В качестве дизайнеров выступают сами учащиеся.

При работе в технике кардмейкинга (изготовление объемных открыток) и изготовлении топиариев дети используют ранее изученные техники работы с бумагой и природным материалом, при этом обучаются работать с тканями и бросовым материалом.

При изучении техники декупаж дети учатся работать с тонкой бумагой (салфетками), тканью и т.д. данный вид творческой самореализации, лежит в основе украшения разных изделий интересными мотивами. При помощи техники декупаж можно вдохнуть жизнь в устаревшие предметы и наоборот – придать налет старины современным изделиям.

Завершающим этапом изучения современных видов рукоделия является изготовление фотоальбома или книжки в технике скрапбукинг. Скрапбукинг является видом рукодельного искусства, при котором любой желающий изготавливает и оформляет фотоальбом, рассказывающий о семейной истории в виде изображений, фотографий, записей, газетных вырезок и других вещей, которые имеют памятную ценность. Возможно создание изделия при помощи ранее изученных техник рукоделия. Учащиеся создают свой проект изготовления фотоальбома или книги.

В конце каждой темы кружка проходят выставки или конкурсы изделий учащихся.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в природу. Сбор материалов для работы.

Бумажные фантазии:

Волшебница природа.

Креативные штучки:

Изделия для дома

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретические занятия;

Изготовление изделий в технике оригами, киригами

айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций; художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Изготовление панно в технике ошибана.

«Креативные штучки» (работа в технике ганутель и канзаши)

    Теоретическое занятие

    Изготовление искусственных букетов с технике ганутель и канзаши;

    Изготовление панно технике ганутель и канзаши;

Изделия для дома (изготовление открыток в технике Кардмейкинг, изготовление Топиариев, изучение и изготовление изделий в технике Декупаж)

Теоретические занятия;

    изготовление открыток в технике Кардмейкинг

    изготовление Топиариев,

    изготовление изделий в технике Декупаж)

Итоговые занятия:

    Теоретическое занятие по теме «Скрапбукинг»

    Изготовление фотоальбома или книги в технике скрапбукин

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

11. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,

из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.

12. Журнал «Веселый художник» № 1-18, 2010 г.

13.Интернет – ресурсы.

Пояснительная записка

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! » А. С. Галанов

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.

Труд - это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) . Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.

Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога - понять и принять разнообразные решения.

Работа в кружке «Умелые ручки » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Умелые ручки » рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка в количестве 28 тематических занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут, всего 56 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Количество детей: 2 группы по 10 человек.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.

Цель программы - Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию дошкольников;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольников:

Научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью;

Научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

Научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;

Будут создавать композиции с изделиями;

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Овладеют навыками культуры труда;

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

  1. 1 . Работа с природным материалом (3 занятия)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

  1. 2 . Работа с бумагой и картоном (5 занятий)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

  1. Работа с тканью (5 занятий)

Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.

4.Изготовление поделок из бросового материала (8 занятий)

Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.

  1. Работа цветными нитками (3 занятия)

Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.

  1. Работа с пластилином (7 занятий)

Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Тема и задачи занятия

Материал, способы работы

«Березка»

Цель. Научить детей лепить березу, передавая ее особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность.

Пластилин, барельеф.

«Волшебные листья»

Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок.

3

Цель. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки

Аппликация из резаных ниток

4

«Забавный натюрморт»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани

1

Цель. Научить изображать ежика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха. Воспитывать любовь к животным.

Пластилинография, аппликация из семян.

«Лошадка»

Цель. Учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами.

Спичечные коробки, бумага.

«Бусы для мамы»

Цель. Учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из фольги.

1

«Снегири на ветке»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев».

Аппликация из резаных ниток, бумажных шариков.

«Снежинка»

Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук.

3

«Новогодняя елка»

Аппликация из ткани.

4

«Дед Мороз»

Цель: Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем.

Аппликация из бумаги, ватных шариков.

1

«Зимний лес»

Цель. Развивать у детей творческие способности, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани.

«Снеговик» (Коллективная работа)

Цель: Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, воспитывать аккуратность.

Аппликация из ватных шариков.

3

«Белый медведь и пингвин»

Бросовый материал, бумага

Цель: учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Пластилинография, аппликация из семян

2

«Птица счастья»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Спичечные коробки, бумага

1

«Букет для мамы»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани.

2

«Скворцы прилетели»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из бумажных кругов.

3

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию.

Пластилинография, барельеф.

«Волшебная тарелочка»

Цель. Учить работать в технике декупаж, развивать воображение, аккуратность.

«Ракета»

Цель. Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

Бросовый материал, бумага, картон.

«Космос»

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Пластилинография, барельеф.

«Открытка ко Дню города»

Цель: Вызвать желание поздравить родной город с Днем рождения, закреплять навыки работы с картоном, клеем, ножницами.

1

«Жостовский поднос»

Цель. Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму.

Пластилинография, барельеф.

«Морской пейзаж»

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Пластилинография, барельеф.

3

«Яблонька»

Цель: Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

Мозаичная аппликация.

4

Цель. Развивать воображение, закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем. Закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы.

Аппликация из бумаги.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
  2. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
  3. «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет» Пискулина С.С.
  4. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С.
  5. «Пластилиновая картина» Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.
  6. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А.А.Грибовской.
  7. «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» Лыкова И.А.
  8. «Обучение технике оригами» Кирсанова С.В.
  9. «Аппликация семенами» Коваленко З.Д.
  10. «Поделки из спичечных коробков» Давыдова Г.Н.
  11. «Времена года. Мастерим и играем» Белошистая А.В., Жукова О.Г.

Ольга Плеханова
Программа кружка «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства художественно-эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят ,а также для детей , страдающих нарушениями зрения.

И еще очень важное дополнение : умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых . А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей .

Работа кружка «Умелые ручки » нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.

Выделяются четыре раздела :

2. Работа с тканью и нитками.

3. Работа с бросовым и природным материалом.

4. Работа с пластилином.

«От простого - к сложному» - девиз данной программы .

Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной группе - старшая – подготовительная группа и рассчитана на 2 года обучения.

Обучение проводится с сентября по май один раза в неделю, во вторую половину дня. Занятия проводятся длительностью 25-30 минут по подгруппам.

На занятиях кружка «Умелые ручки » , осуществляется индивидуальный и личностно-ориентированный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание, состояния здоровья.

Основным условием реализации программы кружка «Умелые ручки » является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Умелые ручки » .

Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы :

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

Принцип культуросообразности : знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, с рукоделием разных народов,

Принцип единства развития и воспитания;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

Принцип общедоступности;

Принцип преемственность;

Принцип индивидуально-личностного подхода : учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип свободы выбора;

Принцип успешности;

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Принцип разноуровневости : выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей .

Принцип системности.

Цель программы : Развитие практических трудовых навыков и творческой активности детей путём вовлечения их в занятия ручным трудом.

Образовательно-воспитательные задачи программы :

1. Учить способам и приёмам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Развитие у детей воображения , памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.

3. Развивать у детей чувство пропорции , гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

4. Формировать художественный вкус.

5. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей , воспитывая и развивая их творческие способности

Т. к. работа кружка является частью коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения , программа ставит и некоторые коррекционные задачи :

1. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.

3. Развитие цветовосприятия, цветоразличия.

4. Развитие навыка макро- и микроориентировки в пространстве и на плоскости.

Известно, что осязание и мелкая моторика

* помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы , позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

* позволяют ребенку обслуживать себя;

* позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

* способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Ожидаемые результаты.

знания :

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

о свойствах некоторых материалов;

о праздничных традициях.

В конце обучения дети должны получить умения :

работать нужными инструментами и приспособлениями;

работать в различных техниках аппликаций;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) ;

лепить из пластилина и соленого теста;

работать с природным и бросовым материалом.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДОУ, так и более высокого уровня, использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление зала для проведения праздничных утренников.

Формы работы :

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Коллективно-творческая работа;

Оформление выставок.

Методы работы :

наглядный;

исследовательский;

практический,

объяснительно-иллюстративный,

проблемно-поисковый.

Используемые материалы :

пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза» , сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Инструменты и приспособления :

Ножницы, шило (только для взрослого, иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.

1. Работа с бумагой и картоном.

Работа в технике «Оригами» . Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей . Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.

Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.

Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей . Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей . Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.

В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей , рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

2. Работа с тканью и нитками.

Основы шитья : Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.

3. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня : «графия» - создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста , осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

4. Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству , предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I год обучения.

Вид деятельности

программой кружка , инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности.

«Кошечка» , «Собачка»

Коллективная работа «Осеннее дерево» (работа с засушенными листьями)

4 Работа с пластилином Лепка «Созрели яблочки в саду»

октябрь 1 Работа с бумагой и картоном Объёмная аппликация «Волшебные полоски»

2 Работа с природным материалом Аппликация с использованием скорлупы грецкого ореха «Божья коровка»

3 Работа с нитками Аппликация из нарезанных нитей

«Воздушные шары»

«Радуга»

ноябрь 1 Работа с бумагой и картоном Складываем из бумаги «Самолётик»

2 Работа с бросовым материалом Машинка из коробочки

3 Работа с нитками Кукла из ниток

4 Работа с пластилином Лепка. Коллективная работа «Урожай»

декабрь 1 Работа с бумагой и картоном Коллективная работа. Обрывная аппликация «Деревенька зимой»

2 Работа с природным материалом Ёлочка с игрушками из шишки

3 Работа с нитками Шнуровка с помощью иголки и нитки

4 Работа с пластилином Лепка «Снеговик»

январь 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация из геометрических фигур «Трактор»

2 Работа с нитками Кисти из ниток

3 Работа с бросовым материалом Аппликация на спичках

4 Работа с пластилином Коллективная работа. Картина из пластилиновых шариков

февраль 1 Работа с бумагой Оригами «Тюльпан»

2 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе из спичечных коробков «Самолёт»

3 Работа с тканью и нитками Снежинки из белых ниток

4 Работа с пластилином Завершение коллективной работы – картины из пластилиновых шариков

март 1 Работа с бумагой и картоном Открытка для мамы

2 Работа с тканью Коллаж из кусочков ткани

3 Работа с бросовым материалом «Домик для гномика»

4 Работа с пластилином Пластилинография «Птичка»

апрель 1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски» «Кот с усами»

2 Работа с тканью и нитками «Украшение пасхального яичка»

3 Работа с природным материалом Аппликация из засушенных листьев «Рыбка»

4 Работа с пластилином. Лепка по замыслу

май 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Яблоневый цвет»

2 Работа с тканью и нитками Аппликация «Украсим чашку»

(вырезание из ткани)

3 Работа с бросовым материалом Поделка по замыслу

II год обучения

Вид деятельности

сентябрь 1 Вводное занятие Знакомство с программой кружка , инструментами. Организационные вопросы. Техника безопасности

2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Кораблик»

3 Работа с природным материалом «Аппликация из засушенных цветов и листьев»

4 Работа с пластилином «Закрашиваем пластилином»

октябрь 1 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Цветы в вазе»

2 Работа с природным материалом «Украсим тарелочку» . Аппликация из семян растений.

3 Работа с тканью и нитками Изготовление помпонов

4 Работа с пластилином Объёмная игрушка «Ёжик» (с использованием семян подсолнечника)

ноябрь 1 Работа с бумагой и картоном Работа с крепированной бумагой способом торцевания.

2 Работа с нитками и тканью Плетём коврик из ниток

3 Работа с природным материалом «Букет цветов из листьев»

4 Работа с пластилином Коллективная работа «Ёлочка» с использованием способа торцевания

декабрь 1 Работа с бумагой и картоном Ёлочные украшения

2 Работа с нитками и тканью Аппликация из ткани «Дед Мороз»

3 Работа с природным и бросовым материалом «Наряд для ёлочки» (ёлочные украшения из бросового материала)

4 Работа с пластилином Пластилинография «Маскарад»

январь 1 Работа с бумагой и картоном «Волшебные полоски»

2 Работа с тканью и нитками. Кукла-оберег из ткани.

3 Работа с тканью и нитками Снеговик из помпонов

4 Работа с пластилином Рисуем жгутиками из пластилина

2 Работа с нитками и тканью Аппликация из нарезанных ниток «Фейерверк»

3 Работа с бросовым материалом Поделка в подарок папе «Танк» из спичечных коробков

4 Работа с пластилином Пластилинография «Лебеди»

3 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»

4 Работа с пластилином Лепка из солёного теста

апрель 1 Работа с природным и бросовым материалом Коллективная работа «Аквариум»

2 Работа с бумагой и картоном Оригами «Голубь»

3 Работа с тканью и нитками Изонить

4 Работа с пластилином Раскрашивание готовых работ

май 1 Работа с бумагой и картоном Оригами «Грибочки в лукошке»

(коллективная работа)

2 Работа с тканью и нитками Изонить

3 Работа с пластилином Лепка по замыслу

4 Итоговое занятие Подведение итогов работы за учебный год

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» .

2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография -Детский дизайн» .

3. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» .

4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» .

5. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье» .

6. Петрова И. М. «Волшебные полоски» .

7. Петрова И. М. «Кукольная оранжерея»

8. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3» .

9. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки» .

10. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников » .

К современным детям предъявляется очень много требований: быть самостоятельными, творческими, инициативными и нацеленными на результат, как в сфере обучения, так и в других направлениях. Кружок «Умелые ручки» создан для того, чтобы дети могли развить свои творческие способности. О том, что ждет детей при посещении кружка очумелых ручек в начальной школе, читайте в нашей статье.

Кружок «умелые ручки» как в начальной школе, как и в детском саду имеет общую направленность. Главные цели программы кружка «умелые ручки» - это развитие творческих способностей детей и креативного мышления, а также формирование разносторонне-развитой личности. План кружка «умелые ручки» нацелен на то, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества: активность, любознательность, творческое мышление, развитое воображение и многое другое.

Предлагаем вам подробнее узнать о том, какую программу занятий предлагает кружок умелые ручки, 1 класс: программа кружка «умелые ручки» включает работу с бумагой и картоном, тканью, бросовым материалом и пластилином.

Из картона и бумаги дети делают закладки для книг, также большой популярностью пользуются поделки из оригами. Юных творцов обязательно учат создавать симметричные формы, складывая цветную бумагу пополам и вырезая разные формы: фрукты, овощи, листья, цветы и многое другое. Дети с удовольствием создают красочные аппликации, чаще всего для этого им предлагается ознакомиться с образцом. На занятиях кружка практикуется изготовление разнообразных настольных игрушек. Также с особой радостью дети работают на уроках, связанных с праздниками: речь идет об изготовлении елочных игрушек и нарядных карнавальных масок.

Во время работы с тканью дети изучают различные виды швов. В первую очередь производят обучение таких швов, как шов «вперед иголка» и шов «через край». Во время нескольких уроков дети создают салфетки с бахромой, следующая серия занятий посвящается созданию мягких игрушек. Также некоторые кружки практикуют изготовление одежды для кукол Барби.

Работа с пластилином включает лепку разных предметов по образцу: овощей, людей, животных. Несколько уроков посвящается созданию пластилиновой аппликации, для основы которой используется цветной картон. И, наконец, на итоговых занятиях детям предлагается сделать поделки по собственным идеям и фантазиям.

К концу семестра кружок «умелые руки» должен обучить детей использованию таких материалов, как бумага, ткань и пластилин. Также дети должны знать назначение ножниц, иглы, наперстка, кисточки, клея и других ручных инструментов. Учениками должны быть изучены правила безопасности труда и личной гигиены при работе с подручными инструментами. Дети должны уметь выполнять задания учителя, использовать шаблоны, соединять детали в аппликации и вышивать стежками «вперед иголка».