Ученое звание и учёные степени.

Ученое звание и учёные степени:

Кандидат педагогических наук, доцент

Обязанности:

Осуществлять общее руководство деятельностью института, организацию исполнения решений Ученого совета СВФУ, Ученого совета ИФКиС, руководить учебной, спортивной, научно-исследовательской, методической и воспитательной работой в институте, исполнять поручения руководства СВФУ, член Ученого совета СВФУ.

Биография

1973 г. – окончил Булгунняхтахскую среднюю школу; С 1973 по 1978 г. - учился и закончил ЯПУ-1; 1975-1977 гг. – служба в рядах СА; 1978-1982 гг. – учеба в Благовещенском государственном педагогическом институте имени М.И. Калинина на факультете физического воспитания и спорта; С 1982 г. начал трудовую деятельность в ЯГУ с должности ассистента. 1982-1996 гг. – преподаватель-тренер по лыжным гонкам кафедры физвоспитания ЯГУ. Сборная команда – неоднократный чемпион Республики Саха (Якутия), чемпион универсиады Дальнего Востока Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана 1988 г., подготовил 8 мастеров спорта РС (Я), 15 кандидатов в мастера спорта России по лыжным гонкам. 1996 г. – заведующий кафедрой; 1998 г. – декан факультета физического воспитания ПИ ЯГУ; В 1999 г. – защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические особенности организации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания»; Основные научные направление профессионально прикладная подготовка студентов, изучение системы непрерывного физкультурного образование, региональное управление ФКиС. Под руководством Д.Н. Платонова защищены 2 кандидатские диссертации, опубликовано 2 монографии, 1 коллективная монография, 4 сборника трудов научно-практических конференций, 6 учебно-методических пособий, 75 статей и тезисов, в т.ч. 10 статей рецензируемых журналах ВАК. С 2003-2007 гг. – президент «Саха Студенческого Спортивного Союза» объединивший все ВУЗы, Сузы и ПТО РС (Я); С 1999 г. по настоящее время директор института физической культуры и спорта СВФУ. С 2016 г. президент «Саха Студенческого Спортивного Союза»

Достижения и поощрения:

1982 г. Кандидат в мастера спорта РФ по лыжным гонкам; 1995 г. Нагрудной знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РС (Я)»; 1996 г. Мастер спорта РС (Я) по легкой атлетике; 1999 г. Нагрудной знак «Отличник физической культуры и спорта РФ»; 2000г. Нагрудной знак «Династия учителей РС (Я)»; 2000г. Почетные грамоты спорткомитета РС (Я), министерства высшего профессионального образования РС (Я); 2001 г Нагрудной знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»; 2003 г. «Заслуженный работник физической культуры РС (Я)», член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования; 2006 г. Нагрудная медаль «Гражданская доблесть», Почетная грамота Госсобрания Ил – Тумэн РС (Я); 2006 г. Почетный Гражданин Хангаласского улуса РС (Я). 2010 г. Нагрудная медаль «П.Ф. Лесгафта» Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Повышение квалификации:

"Экономическая эффективность" Международный институт "Линк" 2010 год.

Проведение конференций:

1. Международная научно-практическая конференция «Олимпийский спорт: педагогическое наследие Д.П. Коркина и перспективы развития вольной борьбы в РС (Я)» г. Якутск, СВФУ, 28.09.2017 г. 2. Международная научно-практическая конференция «Развитие физической культуры и спорта на севере-востоке России, посвященная 35-летию высшего физкультурного образования в Республике Саха (Якутия)» г. Якутск, СВФУ, 24.11.2017 г.

Платонов Дмитрий Николаевич

Профессор, директор института физической культуры и спорта Северо-Восточного

университета, [email protected], Якутск

Черкашин Илья Афанасьевич

Доктор педагогических наук, профессор института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, [email protected], Якутск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Platonov Dmitry Nikolayevich Director of the Institute of Physical Culture and Sport of the North-East Federal University, [email protected], Yakutsk Cherkashin Ilya Afanasievich doctor of pedagogical sciences, professor of the Institute of Physical Culture and Sport of the Nord–East Federal University, [email protected], Yakutsk

METHODOLOGICAL APPROACHES

TO VOCATIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Общественно-политические и социально-экономические реформы, основанные на принципах глобализации и охватившие страну в начале 90-х гг., обусловили глубокие изменения во всех областях социальной жизни. Социально-политические явления стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства.

Эти реформы затронули одну из крупнейших областей социальной сферы – образование. В соответствии с законами реформирования всей жизни страны в области образования развивались новые идеи и положения, направленные на модернизацию системы образования во всех ее сферах. Все это стимулировало не только теоретическую мысль в области образования, но и законодательную деятельность государства. Был издан ряд новых документов и публикаций, рассматривающих различные вопросы дальнейшего развития образования на пороге XXI века.

Известно общее положение, что жизненно важной сферой общества является образование, благодаря которому общество может дальше развиваться и совершенствоваться. Это подчеркивается и отношением первых лиц государства, которые, придя к власти, развитие образования определяют в МЕТОдОлОГИЧЕСКИЕ ПОдХОдЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАлЬНОГО...

числе приоритетов новой государственной политики. Однако, развитие образования, как показывает практика, в меньшей степени зависит от первых лиц страны. Образование развивается по определенным законам, которые обусловлены различными политическими, общественными, социально-экономическими процессами.

Анализ принятых нормативных документов, касающихся проблем образования, позволяет выделить два этапа в реализации образовательной реформы в Российской Федерации:

Первый этап (1994–1995 гг.) – переход к сбалансированному развитию образования в новых политических и социально-экономических условиях.

И все это сопровождалось комплексом мер, направленных на преодоление кризисных процессов и явлений в сфере профессионального образования, создание нормативно-правовой базы, механизмов реформирования и развития, адекватных существующим социально-экономическим условиям.

В итоге были решены многие проблемы реформирования образовательных учреждений системы профессионального образования, преодолены негативные тенденции и процессы, созданы условия для перехода к осуществлению второго этапа Федеральной программы.

Второй этап (1996–2000 гг.) – этап устойчивого развития системы профессионального образования в условиях стабилизации общества, экономики и государства.

Предпринятые государственной властью нормативно-правовые документы направлены на создание новых организационно-экономических основ развития профессионального образования, которые обеспечивают экономическую самостоятельность, академическую свободу, создавая реальную базу для развития, стимулируя конкурентоспособность образовательных услуг.

В целом, по реализации государственных актов система профессионального образования стала приобрести необходимые гибкость и динамизм и вполне соответствовать потребностям и перспективам становления в России обновленного общества.

Так, в процессе реализации государственной политики в области образования было достигнуто существенное продвижение по пути структурно-содержательной реформы профессионального образования, создания правовой, нормативно-методической и информационной базы ее развития. Был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Произошла диверсификация системы профессионального образования (диверсификация образования рассматривается как способ преодоления излишней централизации, неразвитости и негибкости построения образовательного процесса), что обусловило большее разнообразие и разностороннее ее развитие, расширение ассортимента предлагаемых образовательных услуг. Сложились необходимые условия эффективного функционирования этой системы в рыночных условиях.

В целом, процесс реформирования затронул все основные стороны деятельности системы среднего, высшего, послевузовского профессиональноД. Н. Платонов, И. А. Черкашин го и соответствующего дополнительного образования, которая в настоящее время реализует большинство направлений, представленных в Федеральной программе развития образования в России. Ключевыми принципами, определившими развитие профессионального образования на современном этапе, явились многовариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки специалистов.

Реализуемая в стране новая стратегия образования определила также современное профессиональное образование как гуманитарное образование, обеспечивающее готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции и профессиональных умений к моделированию и проектированию вариативных способов деятельности. Ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация, вариативность, воспитание активности, независимости личности стремящегося к образованию человека, учет культурных традиций стали базой реформирования системы профессионального образования в стране. Гуманитаризация образования есть гуманизм в действии, смысл которого в развитии личности на основе переориентации от человека как объекта образования к человеку – субъекту образования, способного к самообразованию .

Это определяет актуальность проблемы совершенствования подготовки специалистов и квалифицированных кадров через поиск и внедрение в практику профессионального образования эффективных технологий обучения. Их ценность определяется направленностью на активизацию мыслительной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, умение видеть актуальные профессиональные проблемы, анализировать и оценивать различные подходы к их решению. В соответствии с этим как методологическая основа организации профессионального образования выступает совершенствование педагогической технологии с ориентацией на развитие личности обучающегося как субъекта образования .

Современное общество, характеризующееся демократической свободой, мощными производительными силами, глобализацией, создает предпосылки использования всей созданной человечеством материальной и духовной культуры для развития человека. И это подтверждает верность утверждения И. Ф. Гегеля, что история человечества в целом есть прогресс в становлении свободы человека , т. е. процесс создания все более благоприятных условий для проявления и развития его сущностных сил. Это, в частности, уточняется и в трудах Н. А. Бердяева, по мнению которого, свобода человека определяет личностный смысл, порождаемый в процессе самопознания и выраженный в осознании необходимости и возможности творческого созидания окружающего мира и самого себя .

И, подойдя к проблеме глобально, по-философски, можно констатировать, что чем непрерывнее образование, тем более свободен человек. Это мы выводим из того, что любая остановка или пауза в образовании человека ограничивают или лишают его свободы в реализации способностей, в развитии потребностей. Вследствие чего человек во многих своих действиях МЕТОдОлОГИЧЕСКИЕ ПОдХОдЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАлЬНОГО...

и поступках, в своей жизнедеятельности становится заложником внешних обстоятельств, т. е. он теряет свою свободу.

В этой связи представляют интерес философские взгляды И. Канта в отношении свободы человека, подойдя к данному феномену с позиций проблемы непрерывного образования. Он различал знание априорное (до-опытное, недоступное уму, чувству, познанию) и апостериорное (опытное, постигаемое чувственно, в практике). Индивид, обладая продуктивным, творческим воображением, объединяет их, т. е. синтезирует рациональное и чувственное, используя рассудок и разум. В этом аспекте интересно заключение И.

Канта:

рассудку недостает конечной цели, которая бы определяла направление деятельности человека; разум дает безусловные конечные цели, необходимые для реализации желания и воли . Отсюда, по И. Канту, практическому разуму и открывается абсолютный нравственный закон: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе; знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Подчеркнутый кантовский императив более всего подходит образованию как социальному субъекту. Оно должно быть организовано так, чтобы сделать человека свободным не от моральных обязательств, а постольку, поскольку абсолютные моральные нормы были присущи именно ему, субъекту, так как они априорны. В этом смысле Кант выступал как антропоцентрист по отношению к человеку, выделяя его из природы именно по способности находить «пути свободы» через соединение разума и морали, познания и нравственности, постоянно «проверяя» одно другим.

Свобода, как подчеркивают философы, предполагает, прежде всего, сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Человек свободен тогда, когда он осуществляет этот выбор самостоятельно, без принуждения со стороны внешних сил, без навязывания ему чужих мнений, при условии знания им законов реального мира, в том числе и истории. Это положение мы выделяем, поскольку личность может встать на путь саморазвития только в процессе приобретения все больше духовной свободы и в результате осуществления возможностей выбора жизненных ориентиров, что является определяющим условиям при подготовке будущего специалиста.

Как видно, диалектика свободы и необходимости имеет сложный характер. С одной стороны, самообразование, имеющее в своей основе свободу как фактор и условие, и профессиональное образование, построенное как необходимость, противостоят друг другу по существенным характеристикам. Если самообразованию как естественной форме непрерывного образования присущи свобода выбора человеком «чему и как учиться», самостоятельность и самопрограммирование режимов и форм обучения, то профессиональное образование в определенной степени лишает человека свободы выбора, жестко программирует содержание, режим и форму обучения. С другой стороны, только жесткая «несвободная» система професД. Н. Платонов, И. А. Черкашин сионального образования, программирующая содержание, режим и форму обучения, может обеспечить человеку реальную свободу выбора и принятия решений, жизненный успех и автоматическое решение многих других проблем. На основе взаимодействия свободы и необходимости строится непрерывное образование в странах мира.

Свобода личности как одна из методологических основ организации профессионального образования нами рассматривается в аспекте осуществления педагогического процесса. В организации педагогической деятельности объективные условия не только обеспечивают свободу, но и ограничивают ее определенными пределами в рамках предусмотренных правилами и требованиями. Между тем в процессе профессиональной подготовки свобода личности обеспечивается через организацию специальных мероприятий по мотивационно-потребностной сферы будущего специалиста и приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и саморазвития, обеспечивающих самореализацию личности.

Наиболее важным из образований самости, как считает В. И. Андреев, является саморазвитие личности, которое как бы возвышается над всеми процессами самости и характеризует личность в ее стремлении к внутреннему росту. По мнению В. И. Андреева, наивысшим уровнем саморазвития является творческое саморазвитие, которое представляет собой «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» .

Самореализация личности – это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле. Иначе, она может рассматриваться как реализация личностного потенциала, высших способностей и возможностей человека, его самости, свободной воли в любых направлениях деятельности и его самосовершенствование в гармонии с окружающей действительностью и социумом. Она имеет, прежде всего, социальные корни. Под самореализацией подразумевается процесс, включающий активный выбор и не менее активную деятельность личности, процесс самоформирования личности, ее самореализацию через продуцирование опыта (знаний), имеющую двуединую природу – индивидуально-личностный и социально-культурный опыт человечества.

Отсюда совершенствование технологии образования подразумевает, чтобы на каждой ступени профессионального образования создавать соответствующие условия, чтобы обучающиеся не только усваивали конкретные знания и умения, но и развивались у них полезные для саморазвития качества личности. Сформированные таким образом личностные качества позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новые знания, новые технику и технологии, а в случае необходимости – и новые профессии. Организованный таким образом педагогический проМЕТОдОлОГИЧЕСКИЕ ПОдХОдЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАлЬНОГО...

цесс закладывает основу для дальнейшего саморазвития и самообразования личности, формирования ценностных ориентаций обучающегося как основы для выработки жизненных ориентиров, ближайших и перспективных жизненных планов.

В структуру самореализации следует включить самопознание, так как без самопознания невозможно поступательное движение вперед. С самого первого момента самосознания субъект становится открытым этому миру и включенным в его предметную и духовную сферу, пронизывающие все материальное и идеальное пространство. Самочувствие, самонаблюдение и самоотношение расширяют знание субъекта о себе самом и служат тем необходимым инструментарием, без которого человек теряет связь с окружающим миром предметов, явлений и идей. Самооценка дает возможность субъекту определить свои слабые, сильные стороны, найти свое место в этом мире и способствует тому, что у него формируется понимание своего назначения и призвания. Знание своих возможностей и способностей, а также личных качеств позволяет субъекту управлять своими действиями и поступками и наилучшим образом организовать свой внутренний потенциал для решения жизненно значимых задач, а также контролировать свой прогресс в достижении поставленных целей.

Самоопределение подводит своеобразную черту под длительный и трудный процесс выбора жизненного пути, который чаще всего обретает форму профессионального становления. Жизненное самоопределение во многом способствует профессиональному саморазвитию человека. Самоопределяясь в жизни, личность формирует также свое отношение к профессионально-трудовой среде и в дальнейшем осуществляет выбор траектории своего дальнейшего обучения и развития. Жизненные интересы, ценности, смысловые установки, отношение личности к жизни детерминируют последующую деятельность индивида как субъекта выбора профессионального пути своего постоянного развития и совершенствования.

для совершенствования педагогической технологии, направленной на обеспечение саморазвития, самоопределения личности обучающегося, мы считаем целесообразным руководствоваться выводами исследований отечественных ученых о том, что развитие личности детерминируется рядом предпосылок и обстоятельств:

– способностью к самоуправлению, самоутверждению в профессиональных отношениях;

– сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития;

– социальной средой как потенциальным источником развития личности;

– противоречием между образом жизни и возможностями человека, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место;

– собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой;

Д. Н. Платонов, И. А. Черкашин

– собственной активностью человека по преодолению противоречий;

при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности.

Все это предполагает модернизацию педагогической технологии в целом, чтобы она была направлена на формирование и развитие самостоятельности учащихся и студентов. Самостоятельность – характеристика зрелости человека и инструмент его становления как сознательной рефлексивной личности. В целях эффективности жизненного и профессионального самоопределения и саморазвития человека необходимо разработать комплекс элементов научного, содержательного и организационно-педагогического обеспечения данного процесса. При этом следует отметить, что внешними факторами формирования самостоятельности являются социокультурные артефакты, внутренними факторами – характеристики психики, субъектным фактором – педагогический процесс. Вкратце остановимся на законе и закономерностях субъектного фактора.

логика учебного процесса как объективно обусловленного движения обучаемого от незнания к знанию, от неумения к опыту и мастерству формируется через законы и закономерности. Здесь закон выступает как отражение противоречивых отношений как направляющей силы процесса обучения, а закономерности – как проявление закона в связях, определяющих движущую силу процесса, разрешения противоречий. И организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся опирается, как показывает передовая практика, на следующих закономерностях:

– обучать, воспитывая и опираясь на способность человека к развитию своих нравственных, интеллектуальных, физических и психических качеств;

– обеспечение гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового в учебном процессе;

– усвоение знаний в определенном порядке, системе, позволяющее строго соблюдать логическую связь нового знания с имеющимся знанием;

– обучение на доступном, но достаточно высоком уровне трудности, связанное с умением педагога подать учебный материал на уровне понимания с учетом реальных возможностей студентов;

– обеспечение сознательности, творческой активности обучаемых, направленное на формирование умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и обобщения, овладевать новыми способами учебной деятельности;

– рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов самостоятельной работы.

С учетом всего этого совершенствование педагогической технологии направлено на решение основной задачи профессионального образования – удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования, подготовка квалифицированного специалиста соответствующего профиля, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способМЕТОдОлОГИЧЕСКИЕ ПОдХОдЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАлЬНОГО...

ного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.

Из изложенного вытекает, что главной задачей образования становится формирование целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, нацелена на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни. При этом вся система образования должна быть устремлена в будущее. Это требует более широкого использования современных методов и средств обучения, направленных на развитие творческой самостоятельности студентов, овладение методами самовоспитания, формирования способности организовывать, управлять и регулировать свою деятельность.

Таким образом, как теоретико-методологические основы развития профессионального образования в современных условиях, определяющие его организационно-управленческие подходы, можно выделить: феномен непрерывного образования, его принципы, функции, обусловленные современными глобальными процессами социально-экономического развития;

реструктуризацию сети профессиональных учебных заведений; ценность личности обучающегося, определяющую его как субъекта образования; свободу личности и самостоятельность обучающегося как принципы модернизации педагогической технологии.

Как показал обзор, анализ опыта позволяет выделить и общие принципы, на которых строится профессиональное образование. Единство принципов построения систем непрерывного образования продиктовано объективными потребностями научно-технической цивилизации.

Среди них можно подчеркнуть следующие:

Во-первых, преемственность этапов общего и ступеней профессионального образования. Так, обеспечивается доступность всех этапов общего образования от дошкольного воспитания до окончания полной средней школы. далее достигается преемственность предпрофессионального обучения с начальным уровнем профессиональной подготовки, который, являясь завершенным этапом профессионального образования, имеет продолжение на последующих уровнях подготовки специалистов.

Во-вторых, гибкость и вариативность системы образования, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения; принцип обеспечивает преемственность между отдельными звеньями образовательной сферы и между уровнями образования, образуя целостность системы. Гибкость и вариативность обусловливаются интеграционными процессами, которые определяют преемственность между отдельными учебными заведениями и ступенями профессионального образования. Эти связи основываются на новом типе саморегуляции профессионального учебного заведения.

В-третьих, построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальД. Н. Платонов, И. А. Черкашин ность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.

В-четвертых, целостная многоуровневая система профессионального обучения на основе широкого демократизма образовательной системы. Принцип определяет доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния, разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, интеграцию формальных и неформальных видов образования и т. д.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого развития конкурентоспособности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

2. Сусакова, О. Н. Критерии эффективности работы образовательной сети [Текст] / О. Н. Сусакова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 4. – С. 288–291.

3. Беловолов, В. А. Образование и культура в развитии современного общества [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 28–39.

4. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. – М., 1991. – 165 с.

5. Гегель, Ф. Философия истории [Текст] / Ф. Гегель // Соч. т. 3. – М., 1974.

6. Кант, И. О педагогике [Текст] / И. Кант // Трактаты и письма. – М.: Наука,

Врач колопрактолог

хирург, колопроктолог

Стаж хирургической работы 24 года, по проктологии 11 лет.
В 2012 году участвовал в шестой международной конференции Российской школы колоректальной хирургии.
Награжден грамотой и двумя именными ручными часами Губернатора Саратовской области, грамотой главного военно-медицинского управления.
В 1985 году окончил Саратовский медицинский институт по специальности «Лечебно-профилактическое дело», диплом ИВ-I № 423837, в 1988 году окончил интернатуру по специальности «Хирургия».
В 2008 году получил диплом о профессиональной переподготовке и допущен к ведению профессиональной деятельности в сфере колопроктологии.
Имеет сертификаты по хирургии, колопроктологии.

Интервью

Дмитрий Николаевич, как у Вас появилось желание стать врачом?

Когда учился в школе, занимался спортом и получил серьёзную травму. Долго мучился, но всё же обратился в больницу. Мне сделали операцию, после которой всё прошло и больше не давало о себе знать. Я понял, что хирургия очень хорошо помогает людям, мне это понравилось. Так и было принято решение посвятить свою жизнь медицине.

Где получали образование и что делали после окончания вуза?

В Саратове. В 1985 году я стал военным врачом, ездил по всей стране, возглавлял медпункты на местах службы, решал организационные вопросы.

Когда приобщились к хирургии?

Оперировать начал с 1990 года. Тогда же впервые встретился с Парамоновым. Профессор Николай Михайлович Кузнецов отправлял всех, кто у него учился, в том числе и меня, попрактиковаться у Виктора Александровича. Это было обязательно. Его профессионализм в последующем стал одной из причин, по которым я захотел работать с ним, под его руководством. В 2002 году я повысил квалификацию в Московском государственном институте усовершенствования врачей и из общей хирургии ушёл в более узкую специальность - колопроктологию.

Сталкиваетесь ли Вы с трудностями?

Хирургия – это то, к чему я стремился. А когда занимаешься тем, чем всегда хотел, трудностей, как правило, не возникает. Единственное, что здесь можно выделить, это врачебные переживания при возникновении осложнений. К сожалению, они случаются. Нужно стараться их предвидеть, учесть как можно больше деталей. В нашей клинике в этом плане выручает коллектив. Он очень дружный, за советом можно обратиться к любому врачу вплоть до генерального директора, он никогда не отказывает. Кроме того, он регулярно посещает операции всех хирургических бригад. Его поддержка многое значит для здешних докторов.

Есть болезни, которые можно вылечить препаратами, но есть и такие, справиться с которыми можно только с помощью оперативного вмешательства. В любом случае, главное – это настрой пациента, в нём заложено минимум 50 процентов успеха на пути к выздоровлению. Об этом нужно помнить. Ну а чтобы не прибегать к радикальным методам лечения, необходимо проводить профилактику с самого детства! И родители должны приучать к этому своих детей.