В а сухомлинский труды. Педагогическая деятельность сухомлинского

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) - известный советский педагог, кандидат педагогических наук (1955). Родился в с. Васильевка на Херсонщине, где прошли его детство и юность. После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт. Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. После института возвратился в родные места и работал преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 г. Сухомлинский добровольцем ушел на фронт» был тяжело ранен. После освобождения Украины вернулся в родные края и стал заведующим районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павлышской средней школы на Кировоградчине и бессменно руководил ею в течение 22 лег, до самой смерти. В 1948 г. это была обычная рядовая школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Сухомлинский Василий Александрович и его педагогические идеи

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформировались его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. Расцвет его педагогического творчества пришел на 50-60-е гг. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР. С 1958 г. Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель УССР. В 1968 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г. педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.
Педагогическое наследие Сухомлинского разносторонне и разнопланово. Его занимали различные аспекты коммунистического воспитания молодого поколения — идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Интересовали педагога и проблемы дидактики, прежде всего воспитательная сторона процесса обучения. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей, большое внимание уделял вопросу организации педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого уровня педагогического мастерства. При этом труды Сухомлинского свидетельствуют не только о разносторонности его педагогических подходов, но и о цельности его педагогического мышления.
Сухомлинский родился в крестьянской семье и был воспитан на народных традициях. Родители привили ему любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию. В центре его работ - проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др. В центре дидактической системы Сухомлинского -трудовое воспитание. Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности. В Павлыш-ской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды II бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).
Талантливым открытием Сухомлинского стала «школа под голубым небом», или, как ее называли, «школа радости». Свой опыт отразил в книге «Сердце отдаю детям», где представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику, Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности. Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа» он дал развернутый ответ на вопрос: что значит хороший учитель? По его мнению, это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Во-вторых, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее. В-третьих, это человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. В-четвертых, это тот, кто в совершенстве овладел умениями в той или иной трудовой сфере деятельности. Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.
Сухомлинский считал педагогику не только наукой, но и искусством. Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьной пионерской и комсомольской организаций. Педагог оперировал в воспитательной работе яркими образами, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты». «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина» (1970), «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины XX в.
Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в деятельности простой сельской школы. Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива Павлышской средней школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др.
Место рождения село Васильевка,
Александрийский уезд ,
Херсонская губерния , Украинская Держава , ныне Онуфриевский район , Кировоградская область , Украина

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський ; 28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии , Украинская Держава - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - выдающийся советский педагог -новатор, писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), Герой Социалистического Труда ()

Биография

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский(1893-1930) - до Октябрьской революции работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна(1893-1931), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Василий Александрович Сухомлинский - автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу - на украинском. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на принципах гуманизма , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд ; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг .

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» () и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе ().

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю » Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребёнок должен видеть, пережи­вать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде - когда один что-то создаёт для дру­гого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего - к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве - это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний - и поэтому воспитателем - лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО/Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

по предмету: Педагогика

«Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского»

Студентки заочного отделения 3 курса

Педагогического факультета Матусяк А.Е

Специальность: Музыкальное

образование Группа: 63 «Г»

шифр 0221 - Педагог: Дасков В.Я

Город Ярославль 2011 год


Вступление

Биография

1. Педагогическая деятельность В.С Сухомлинского

2. Философско – педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

4.Сухомлинский об учении, или советы педагогам

Заключение

Литература

сухомлинский педагогический философский


Вступление

В моем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного Василием Александровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов – обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком… В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу к детям.

Сухомлинский писал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956 году вышла первая большая книга: «Воспитание коллективизма у школьников». Затем выходят книги: «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитание коммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма».

В 1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесь впервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание.

Если бы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план на жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность. Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которых педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким размышлением о жизни и человеке.

И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.


Биография

Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 года начинается долгий педагогический путь В.А.Сухомлинского. В 1938-м он закончил Полтавский педагогический институт. УчастникВеликой Отечественной войны. В июле1941 годапризван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал вСмоленском сраженииибитве под Москвой. В январе1942 годабыл тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по1944 годыработал директором школы посёлка УваУдмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были убиты немецкими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С1948 годадо последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В1955 годузащитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР -1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.


1. Педагогическая деятельность

В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко "Путевка в жизнь". В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".

Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. "

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. Активный последователь и продолжатель идей А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40-50 лет назад. Глубоко и оригинально разрабатывал В.А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

2. Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Сухомлинский Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Там же).

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» (Там же. С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Там же. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных» (Там же. С. 375). Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» (Цит. по: Лушников А. М. История педагогики. Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» (Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья.и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. С. 377).

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

3. Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к разработкам В.В. Серикова, В.А. Петровского, И.С. Якиманской, В.В. Зайцева, А.Г. Козловой, Е.В. Бондаревской (См.: Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).

Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

· Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;

· Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.

Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской (См.: Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996).

В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии» (Там же. С. 9-10).

Ценность ребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественного опыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить и использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащения результатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики (См.: Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995). В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность).

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценный форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:

· Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);

· Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);

· Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:

o функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);

o функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

o функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

o функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

o функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);

o функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);

o функции ориентации (построение личностной картины мира);

o функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;

o функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);

o функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Сериков предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать развитие указанных функций. Это:

· задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;

· учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

· игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

В целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования в России.

4. Сухомлинский об учении, или советы педагогам.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки и юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и осмыслить.

К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся нужно подводить исподволь.

Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план.

Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.

Сухомлинский утверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в свою очередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте.

А самое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит только с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо. И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложность педагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение, помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.

По мнению Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Забота Сухомлинского об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает в рисунках свои мысли и чувства, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей.

Помимо увлечения занятиями дети должны также быть любознательными. Любопытство – это неискоренимое свойство человека. Где нет любознательности – нет школы. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – все это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и познания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов – «все, мол, понятно», - это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась лишь скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки, - пишет Сухомлинский.

Но помимо задавания вопрос, учащиеся также должны и отвечать. Ведь мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на поставленный вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога. Ребенок ищет, стремится найти ответы правда только на те вопросы, связанные с явлениями, отдельные стороны которого ему в какой-то мере известны. Если же рассказать ученику мало знакомую ему тему, а затем задать вопрос, - у него вряд ли появятся желанье искать на них ответы.

Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.

Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке «обстановку постоянного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними факторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резкими переходами от одного вида работ к другому, перспективой проверки знаний сразу же после объяснений (точнее угрозой поставить двойку, если ты не слушаешь, то, что я рассказываю), необходимостью сразу же после объяснения материала выполнить какую-нибудь практическую работу.

С первого взгляда все эти приемы создают видимость активного умственного труда, но какой ценой все это достигается и к чему приводит? Постоянное напряжение сил для того, чтобы быть внимательным и не пропустить чего-нибудь изматывает, изнуряет, истощает нервную систему, особенно при условии того, что дети в школе еще не научились быть внимательными и не могут себя заставить это сделать. Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжить из детей все, что они могут дать. После таких «эффективных» уроков ребенок уходит домой уставший, он легко раздражается, и нет никакого желания делать домашнее задание.

Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие Сухомлинский вложил следующее содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где его нет, жизнь коллектива превращается в ад. Каким же путем создать и – что особенно важно – поддержать душевное равновесие?

Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.

Василий Александрович Сухомлинский всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными оценками, - этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложиться тяжелым бременем на юные плечи школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирится с четверками, и несчастный школьник чувствует себя чуть ли не преступником, получая три.

Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, - это умение учителя найти правильный подход к каждому ученику в частности, умение лелеять в его душе огонек жажды познания.

В течение 4-х первых лет обучения в школе Сухомлинский никогда не ставил учащимся неудовлетворительные оценки – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Он оценивал труд лишь тогда, когда оценка приносила положительные результаты.

С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Только для одного ребенка он добрый и снисходительный, а для другого – жестокий и безжалостный. Но Сухомлинский всегда был далек от намерения отказаться от оценочной системы. «Нет, без отметки не обойтись. Но она сама должна прийти к ребенку тогда, когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение. И самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, - это ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».

Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек. Несчастный человек – большая беда для нашего общества.

Ученики ходят в школу, и их успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Главное рабочее место школьника – парта, класс, стол в школьной лаборатории…Главный объект его труда – книга, тетрадь, главный труд в школе – учение.

Подлинная школа – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо изучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.

Сухомлинский выделил важнейшие умения, которыми ученик должен овладеть в течение десяти лет и вот, что получилось:

бегло, достаточно быстро и правильно писать то, что диктует учитель;

думать, сопоставлять, сравнивать несколько объектов, предметов, явлений;

наблюдать явления окружающего мира;

выражать мысли словами;

выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

находить книгу по интересующему вопросу;

находить в книге материал по интересующему вопросу;

делать предварительный логический анализ текста в процессе чтения;

слушать учителя и одновременно записывать кратко содержание мыслей;

написать сочинение – рассказать о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает и т.д.

Уже беглый взгляд на этот график вызывал у Сухомлинского тревогу. Сразу же стали ясными истоки отдельных трудностей, с которыми встретятся ученики и учителя… Странное дело! Ребенок еще не умеет читать, а ему уже надо дела логический анализ прочитанного…

А что же если ребенок не будет справляться или просто не захочет? Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ничто не поможет возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.


Заключение

То, о чем писал Сухомлинский, было в реальности и может быть в каждой школе; в его опытах нет ничего такого, что было бы недоступно любому рядовому учителю. Остается только привести слова, которыми Василий Александрович закончил монографию «Павлышская средняя школа»:

«Мы надеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будут механически копировать его детали… Убеждение педагога – самое ценное в школе».


Список литературы

1.С. Соловейчик «В.А. Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.

2.В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа», М., 1969г.

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики – Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке - украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем - годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» - это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому - неизвестному солдату - могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе,
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями - возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком - из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, - и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло. Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они - люди конца пятидесятых - растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность - и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной - потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания - как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности - о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому - не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок »… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская - все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина- высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.