В дороге анализ кратко. Анализ стихотворения «В дороге» (Н


"Скучно! скучно! .. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за всё благодарен".

- "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), -
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло - да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла - становилось
Инда жалко подчас... да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет - бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего? .. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить - так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку..."

- "Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!.."

Анализ стихотворения В дороге Некрасова

1. История создания . Стихотворение "В дороге" было написано Некрасовым в 1845 г. Оно могло появиться в результате личных наблюдений и впечатлений поэта. Ямщики часто в дороге развлекали пассажиров песнями или рассказами.

2. Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворение представляет собой диалог между барином и ямщиком.

3. Главная идея стихотворения заключается в том, что помещики относятся к крестьянам, как к своим личным вещам. Господская прихоть искалечила судьбу крестьянской девушки. Из Груши сделали игрушку для помещичьей дочки. Ей дали дворянское образование и воспитание, приучили к праздному образу жизни. Никто даже не задумался о том, какое будущее ждет обычную крестьянку. Помещичья дочь вышла замуж и уехала в столицу. Это стало первым ударом по непонятному положению Груши.

Вскоре умер помещик, который, вероятно, хорошо относился к девушке и позволил бы ей и дальше жить в господском доме. С приездом нового хозяина ситуация резко меняется. Молодой помещик рьяно берется за переустройство своего хозяйства с целью добиться максимального дохода. Во время ревизии крестьян он обнаруживает "бесполезную душу" - крестьянку с дворянским воспитанием. Грушу немедленно прогоняют из господского дома и возвращают в деревню. Игра хозяев закончилась.

Девушка столкнулась с грубой и тяжелой жизнью русского крестьянства, о которой она не имела ни малейшего представления. По заведенному порядку мужа для Груши выбрал сам помещик. После свадьбы девушка была обязана заниматься крестьянским хозяйством. Груша - чужеродный элемент в деревне. Она изнежена и избалована. Девушка не в состоянии приспособиться к крестьянскому образу жизни. Ей очень тяжело заниматься физическим трудом, есть грубую крестьянскую пищу, переносить жестокие насмешки односельчан. Господская "игрушка" невольно стала тяжелой обузой для ямщика. Ему нужна помощница по хозяйству, а не "барышня". Ямщик прямо говорит о жене: "Погубили ее господа". Он с уверенностью заявляет, что Груше недолго осталось жить.

4. Композиция. Стихотворение начинается с обращения барина к ямщику с просьбой рассказать какую-нибудь историю. Основная часть - грустный рассказа ямщика. Финальная строфа - восклицание барина, подводящее итог печальному рассказу.

5. Размер произведения - трехстопный анапест с чередующейся рифмовкой (перекрестная, парная, кольцевая).

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в произведении является использование простонародной речи. Некрасов ярко передает особенности разговора крестьянина: "слышь", "-ста", "али" и т. д. В бесхитростном монологе ямщика практически нет тропов (эпитеты "вальяжный", "лихая", "худа и бледна"; сравнения "как шальная", "как щепка"). В ответе барина ("Разогнал... скуку!..") отчетливо звучит сарказм, часто использующийся Некрасовым для обличения несправедливости.

7. Основная мысль произведения - между помещиками и крестьянами лежит громадная пропасть. Первым шагом для преодоления этой пропасти должна стать отмена крепостничества. Пока этого не произошло, все попытки искусственно сделать из крестьян образованных людей обречены на неудачу. Несчастная судьба Груши (да и ее мужа тоже) - яркий пример полной противоположности крестьянского и дворянского образа жизни.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию.

Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного

Права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ.

Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении “В дороге”: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко

Были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с медом).

К ней даже сватался учитель, “да, знать, счастья ей Бог не судил”. После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь ее, а также ее мужа, стала невыносимой. Муж не считает ее ленивой, но делать она ничего не умеет, “ни косить, ни ходить за коровой”. Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет ее и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки ее не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживет на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у нее есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил.

Его беспокоит еще и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: “Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая”. Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку.

Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознает всю безнадежность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия.

Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передает чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрестная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чем его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать.

Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе “Разогнал Ты мою неотвязную скуку” чувствуется сарказм: было грустно, а стало еще грустнее и безнадежней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревет, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабенка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчеркивает его горечь от услышанного.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В дороге Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смеш­ную небылицу. Далее по контрасту с этой […]...
  2. Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу. Далее по контрасту с этой установкой начинается […]...
  3. В Этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для Творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика. В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику […]...
  4. АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА. В дороге “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме […]...
  5. Тема этого стихотворения – жизнь и страдания крестьян, простого народа. Стихотворение написано в форме “монолога в монологе”. Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль – повествование. Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: “Скучно! скучно!..” Это не только дорожная скука, но “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”, что относится к рассказу […]...
  6. Стихотворение “В дороге” было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что “самые интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного” когда Некрасов прочитал “В дороге” Белинскому критик обнял его и сказал чуть не со […]...
  7. Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, – это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика. Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает […]...
  8. -Скучно! скучно!…Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Этими строками начинается стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге”,написанное в 1845 году в сборнике “Мечты и звуки”.Восторженно приветствовал это произведение великий русский литературный критик В. Г. Белинский, назвав Некрасова “истинным поэтом”.Действительно, втор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и всколыхнул гражданские чувства диалогом […]...
  9. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке, за генерала, но анекдотичность бытового случая перерастает в социальное обличение. Бешено летящая тройка с ревущим зверем в санях наводит на встречных страх, словно и вправду едет не медведь, а генерал. Не диво, что ошибся и […]...
  10. История создания Стихотворение “Забытая деревня” написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось “Барин”. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в “Современнике” № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе […]...
  11. Стихотворение Тургенева “В дороге” воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в […]...
  12. Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась. Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе. До Великой Октябрьской революции он […]...
  13. Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого “Воскресение”. Говоря о сюжете: это достаточно печальная картина. Жизнь молодой девушки, которая надеялась на счастье в жизни. Но обрела лишь смерть. Создается впечатление, что лирический […]...
  14. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей “Ася”, “Первая любовь”, романов “Рудин”, “Дворянское гнездо” и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название “Стихотворений в прозе”. Тургенев […]...
  15. Творчество Николая Некрасова выдержано в духе критического реализма, и в этом нет ничего удивительного. Рожденный в дворянской семье, будущий поэт с самого детства видел две стороны медали помещичьей жизни. Он был обеспечен всем необходимым, но суровый отец часто бил не только крепостных крестьян, но и домочадцев. От побоев Некрасов часто спасался в людской – помещении, […]...
  16. Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса нашла брошь в виде лиры и услышала пророческие слова своей воспитательницы о том, что ей суждено стать литератором. Прошли годы, пророчество сбылось и вера в […]...
  17. В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название – “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В. И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка […]...
  18. В основе стихотворения А. С. Пушкина “Бесы” – диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: “Эй, пошел ямщик!..” Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи. Общее впечатление от монолога – это, конечно, речь простого человека, но это […]...
  19. Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) “Тройка” было написано в 1846 году в жанре “гражданского лиризма”, близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал “Современник”, основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано. Основная тема стихотворения “Тройка” – […]...
  20. Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает под собой его отчий домой, где он провел детство. Это скорее ироничное название, потому как в стихотворении описываются все ужасные […]...
  21. Николай Алексеевич Некрасов главной темой своего творчества считал тему народную. Вопрос о народе был актуальным для общества некрасовской эпохи. Некрасов же имел необыкновенную черту – он относился к чужим страданиям как к собственным, горячо сопереживал униженному, бесправному народу и постоянно думал о его судьбе. Родившись в дворянской семье, поэт впитал в себя народный дух. Несчастная […]...
  22. История создания Стихотворение “Несжатая полоса” было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в “Современнике” № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней “Полоса ль моя, да полосонька”. Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв. Литературное направление и жанр […]...
  23. Образ метели В вопросе авторов учебника содержится утверждение, что “через колдовское кружение метели создается ощущение нера­зумности происходящего и смятения души”. Если с ощущением душевного смятения можно согласиться, то с ощущением “нера­зумности происходящего” вряд ли стоит согласиться. Пушкин создает образ метели через ритмичное кружение, ко­торое выражено с помощью динамичного четырехстопного хо­рея, и через повторы: Повторы в […]...
  24. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и […]...
  25. Анализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении “Крестьянские дети”, полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только […]...
  26. Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова […]...
  27. История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский ученый Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла. Литературное направление, жанр Стихотворение […]...
  28. История создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было напечатано в “Библиотеке для чтения” № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра […]...
  29. Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название “мрачного семилетия”. Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику. Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию “Современника”, которым он руководил. Сильнейшим […]...
  30. Стихотворение Н. А. Некрасова “Тройка” посвящено теме тяжелой судьбы русской женщины. В 1847 году оно опубли­ковано в журнале “Современник”. Им же открывался неболь­шой поэтический сборник Н. А. Некрасова. Все это свидетель­ствует о том, что поэт придавал произведению большое значение. Тема нелегкой судьбы русской женщины звучит в поэмах “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, […]...
  31. История создания Стихотворение “Рыцарь на час” было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 “Современника” за 1863 г. Первоначально называлось “Бессонница”. В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова. Достоевский считал, что “Рыцарь на час” – шедевр творчества Некрасова. Сам […]...
  32. Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
  33. В центре стихотворения Н. А. Некрасова “Огородник” проблема “любовь и социальное неравенство”. Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительно-выразительных средств для того, чтобы история выглядела как сказка, а ее герои – как идеальная пара. Девица-краса “черноброва, статна, словно сахар бела!..”. У нее “ясны очи”, […]...
  34. Позднее стихотворение “Элегия” (А. Н. Еу) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из […]...
  35. В 1868 году Николай Алексеевич Некрасов становится редактором журнала “Отечественные записки”. В этом же году из-под его отточенного писательского пера, выпорхнуло, как смелая птица, стихотворение “Душно! Без счастья и воли…” Включено в собрание сочинений писателя в 1869 году. Положено на музыку разными композиторами. Строчки стихотворения по сути своей являлись призывом к революционным действиям. В стихотворении […]...
  36. Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл. На выбор такого пути повлиял жизненный опыт автора, те моменты, когда в молодости он ушел из дома научили его воспринимать реальность, какой бы она не была. В своем […]...
  37. История создания Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в […]...
  38. В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами “Н. Н.”, выпустил свой первый сборник, получивший название “Мечты и звуки”. В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. Николай Алексеевич вдохновлялся творчеством разных авторов, в их числе – Лермонтов, Жуковский, Пушкин, Бенедиктов. Нельзя сказать, что книга была разгромлена критиками, – рецензии встречались как […]...
  39. В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать ее рабом. С самого начала стихотворения влюбленный описывает свое состояние, говорит о чувствах. Они настолько сильны, что он ощущает себя прикованным к этой девушке. Он готов […]...
  40. История создания Стихотворение “В полном разгаре страда деревенская” написано в 1862 г. и опубликовано в “Современнике” № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права. Некрасов не понаслышке […]...

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека , который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания . Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви . Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности . Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.
  6. Основная идея

    Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

    Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

    Средства художественной выразительности

    Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

    Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.