Великие пары: Мумтаз-Махал и Шах-Джахан. Мумтаз-махал


Шах Джахан - император Великих Моголов, потомок Тамерлана, третий сын императора Джахангира, внук императора Акбара Великого.

Шах Джахану было всего 16, когда он влюбился в плямянницу последней жены своего отца. Впервые он увидел Арджуманд (так звали девушку) во время ярмарки, так называемой Мина-базар, традицию которой положил ещё Акбар. Это была специальная ярмарка для женщин гарема, устраиваемая в пределах дворца Агры, на которую допускались мужчины, но только из ближайшего окружения правителя. Женщинам разрешалось быть без покрывал во время этой ярмарки и они могли приобрести что-нибудь для себя из многочисленных предлагаемых товаров или продавать свой: ювелирные украшения или одежду собственного дизайна.

Шах Джахан проходил мимо, когда увидел красивую девушку у прилавка. Поражённый её красотой, он подошёл. Девушка продавала простые стеклянные украшения. Принц спросил цену. В шутку красавица ответила «10 тысяч». К её удивлению принц тотчас же выложил всю сумму. Тогда, решив, что принц принял безделушки за настоящие бриллианты, девушка рассмеялась и начала шутить о некомпетентности будущего правителя. Однако принц только хотел произвести впечатление на красавицу.

Так началась история их любви. Шах Джахан, не откладывая дела в долгий ящик, поспешил к отцу и рассказал ему о своей внезапной любви и о желании сделать девушку своей женой. Отец только рассмеялся. У него были другие планы: женить сына с политической выгодой. Что и было сделано.

Однако Шах Джахан был терпелив и настойчив и добился своего: через 4 года он и Арджуманд поженились. Это случилось в 1612 году, когда ему было 20, а ей 19 лет. С тех пор они никогда не расставались.

Арджуманд сопровождала мужа в многочисленных военных компаниях и в скитаниях во время ссоры с отцом, несмотря на многочисленные беременности. Шах Джахан был так влюблён в свою Арджуманд, что не обращал внимания на других женщин. Из 16 детей Шах Джахана - 14 рождены Арджуманд. Это ли не лучшее доказательство того, с кем он проводил время?

Став императором, Шах Джахан дал своей любимой жене официальное имя Мумтаз Махал, что значит «украшение дворца».

Через 4 года она умерла на руках у своего любимого супруга, родив ему 14-го ребёнка.

Существует легенда, что, умирая, она попросила Шах Джахана о двух вещах: не иметь больше детей от других жён и построить памятник их любви. А может это было собственное решение правителя, почему и нет?

Он был в трауре 2 года, носил белую одежду, не посещал гарем, не устраивал развлечений, не слушал музыку и даже не пользовался парфюмом. Очень часто он посещал временную гробницу жены и проводил там ночи. Возможно, строительство Тадж Махала помогло ему выйти из депрессии и справиться со своим горем, хотя по сведениям очевидцев, Шах Джахан уже никогда не был прежним, часть его души умерла вместе с Арджуманд.

Через много лет, тяжело больной и старый (он прожил 74 года, тогда как Арджуманд умерла, когда ей было 36), отстранённый от власти, Шах Джахан часами смотрел из окна своей темницы на Тадж Махал, где покоилась любовь его жизни. А после смерти и он был погребён в этой же гробнице, рядом с Мумтаз Махал.


... Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
... мрамор все еще шепчет звездам:
“Я помню”. Рабиндранат Тагор


«Наконец настал долгожданный день. Великолепная кавалькада направлялась к Тадж-Махалу.

Впереди скакал всадник на белом коне. Юношеская осанка, уверенная посадка... Никто не дал бы шестидесяти лет повелителю. И если спрашивали Шах-Джехана, как удается ему сохранять молодость, ответ был одним - ни часу праздного безделья.

Тадж-Махал был чудесен в любое время. На рассвете его купола и минареты окрашивались в теплые розовые тона, днем он представал во всем своем блеске, лунными ночами он казался вознесенным над земною тьмой сияющим сказочным замком, в котором обитали феи, прислуживающие прекрасной принцессе. Но сейчас наступал вечер, и краски были слегка приглушены.


Кавалькада приблизилась к массивным трехъярусным воротам, и Шах-Джехан, повернувшись к свите, поднял руку в запрещающем жесте. Последний служитель покинул сад и, обойдя спешившихся придворных, присел на корень баньяна, вместе с охраной настраиваясь на долгое ожидание. Шах в одиночестве въехал под резную арку. Ворота за ним закрылись. Пустынные дорожки, легкая дымка, тишина... Высокий забор отделял его от подданных. Только Он и ОНА. Он - пока еще в этом мире. Она - в ином.


Шах-Джехан вошел в предусмотрительно оставленные открытыми двери филигранной работы и словно заново увидел величавый зал глазами Арджуманд. Он обещал ей, умирающей, воздвигнуть памятник, достойный их любви, и сделал это.

Медленно, волнуясь, как перед свиданием с любимой после долгого похода, он спускался по ступеням в нижний зал. Окон здесь не было. Слабый свет лился через входной проем. Шах зажег свечи. Пламя полыхнуло искрами в бесценном бриллианте “Кох-и-Нур” изголовья гробницы, многократно отразилось от зеркального сводчатого потолка, и поверхность саркофага словно оделась светло-розовой шелковой тканью, вышитой тончайшими узорами.

Он погладил мрамор, показавшийся живым - местами теплее, местами чуть прохладнее, опустился на колени и закрыл глаза. Мысли, чаяния, образы ушедшего и неосуществленные мечты нахлынули осенним половодьем...


Милая моя, чем старше я становлюсь, тем чаще являются мне образы давно ушедшего детства. Ты помнишь, как я обнял тебя впервые?


Тетушка Мехр-ун-Нисса пригласила нас с сестренкой в ваш дворец Арам-Бага. Ты играла с Гюли в куклы посреди беседки, увитой розами. Няня шла к вам от дома с блюдом фруктов. А я сидел неподалеку, глядя на безмятежно плывущие облака и пытаясь заучить 21-ю суру Корана: “... Но многие из этих не знают истины и потому удаляются”. Вдруг раздался истошный вопль Гюли: Арслан, лохматый рыжий пес садовника, сорвавшийся с цепи, мчался к беседке. Бог мой, ты не звала на помощь, ты встала между грозным псом и сестренкой, раскинув руки, защищая ее. Я уже был рядом, отгоняя негодника, да и не был тот злым, просто обрадовался свободе, а, заметив переполох, поспешил убраться восвояси.И только тут ты расплакалась, уткнувшись носом в мое плечо. Я гладил то тебя, то Гюли, говоря, что все позади. А твоя няня все еще бежала к нам, и брошенные ею абрикосы солнечными шариками катились по лужайке.


Ты всегда защищала кого-нибудь. Семь лет после свадьбы мы скитались по свету, преследуемые Джехангиром, сталкиваясь в жестоких схватках с родичами. Но когда, наконец, трон стал нашим, ты будто забыла все зло, творимое ими, и умоляла меня отменить приказ об умерщвлении всех моих братьев с племянниками.


Родная моя, ты не жаловалась на трудности долгих переходов. Ухаживая за детьми, изнемогая от усталости, всегда находила и для меня теплое слово поддержки. Мой друг, моя помощница... Тебя называли “белолицей персиянкой” и “бриллиантом в короне”. Твою красоту, ничуть не льстя, воспевали поэты всех стран. Но что было бы в ней без мудрости? И лишь тебе я мог доверить главную печать. Лишь в твоих советах видел искреннее желание блага мне и государству. Меня достигали беззлобные ухмылки, когда важная церемония или встреча с чужеземным принцем переносилась только потому, что ты не могла присутствовать на ней.


И мнение твое не принято было оспаривать. Ты видела все сразу, а они понимали позже, и я преклонялся перед твоей прозорливостью. Во время бесед с послами я и сейчас, случается, замираю, прислушиваюсь, пытаясь уловить твой тихий голос. Что ответила бы ты, мой главный и бескорыстный советник, моя святыня?


Возлегаю на “Павлиньем троне”, давая аудиенцию, а рука тянется погладить прекрасных птиц с изумрудными глазами на его колоннах, которых касались твои нежные пальцы. Снова смотрю на стену “Диван-и-хаса” под драгоценным серебряным потолком, украшенную резьбой и инкрустациями - с персидским изречением:
“И коли есть блаженство рая на земле,
то здесь оно, а более - нигде”.


Но роскошь дворцов и все богатства мира я хотел лишь положить к твоим ногам. И придя в города, сложенные из песчаника, оставлял их мраморными - во имя твое. Когда ты видела что-то прекрасное, оно умножалось от восхищения в глазах твоих.

Меня называют великим зодчим, я могу выразить мысли в формах и линиях, но когда мне хотелось сказать о своей любви к тебе, я не находил слов, чтобы передать всю силу ее и нежность.

Со свадебных дней я понял, что нет и не будет у меня никого роднее тебя. Может, это общая наша персидская кровь, восходящая к деду Гьяс-Бегу? Не знаю. И не знаю, что в тебе любил больше - глаза, длинные и таящие загадку, или уста твои - верхняя губка чуть полнее нижней, и оттого ты, если была усталой или грустной, становилась похожей на обиженного ребенка, и хотелось прижать тебя к сердцу и сделать все, даже невозможное, только бы вернулась радостная улыбка, только бы снова появились веселые ямочки в уголках губ. Твои ласковые руки... Тонкие и прохладные пальцы ложились на мой лихорадочный лоб - и уходили болезни, и мысли становились яснее. Твое сладостное тело - два десятилетия оно дарило мне несказанное блаженство, отдавая себя без остатка мне и детям. Твое бедное тело, такое теплое и нежное, девять раз корчилось в родовых муках, и боль разрывала чрево. Все ли дети достойны твоих страданий?


Ты гордилась бы нашей дочерью. Я и Джаханара - ты поручила нас друг другу на смертном одре. И я всегда чувствовал заботу нашей девочки. Но, странно, только дочь унаследовала мою страсть к зодчеству. Ее влекли чертежи мастеров, и я доверил ей возведение собора Джама-Масджида. И теперь это любимая мечеть жителей Агры. Дара Шукох - я всегда питал к нему слабость и позволял заниматься философией в ущерб обретению боевого опыта. Он и сейчас возле меня. Я отдыхаю душой, беседуя с ним, впитавшим учения суфиев. Другие... Шуджа - убежденный шиит, а Аурангзеб шиитов ненавидит. Аурангзеб - главная моя боль. Родная моя, если бы ты дольше оставалась с нами, тебе удалось бы смягчить его жестокий нрав и властолюбие, наделить его гибкостью ума и уважением к старшим. Как нам не хватает твоей мягкой мудрости!


Время утекает с водами Джамны. На девятнадцатом году ты стала моею, восемнадцать лет счастье подарила ты мне, и еще столько же понадобилось для возведения Тадж-Махала. Если бы знать, сколько еще мне отпущено судьбой для пребывания в мире бренном... Я бы возвел свою усыпальницу. Так и вижу ее: черный мраморный дворец - зеркальное подобие твоего, белого - возносится на противоположном берегу. Осенью вода подступает к самым ступеням, и над нею легкой дугой двуцветный мост соединяет дворцы, словно супружеские покои... Кружевной мост, в плетении которого черные нити мои, а белые - твои.


Ты помнишь, как впервые в порыве уничтожающей страсти я назвал тебя нежным именем - Лаъла? Лаъла - алая капля рубина, пламенные уста, кровиночка моя. Я не тороплю время, но иногда душа моя рвется в стремлении соединиться с тобой...


Шах Джахан поднялся с колен. Две свечи из трех догорели. Он с подсвечником в руках ступил в верхний зал. Откуда-то дунул ветерок, коснулся истаявшей свечи. Пламя дрогнуло и погасло.Он словно ощутил рядом дыхание любимой.


- Лаъла, - тихо проговорил шах. Чей-то шепот стал ему ответом.
- Лаъла! - громко воскликнул он тогда и, потрясенный, долго слушал, как откликнулся храм.

Многократное эхо под куполом все пело и пело песню вечной любви».


Рабиндранат Тагор называл Тадж-Магал «слезинкой на лице вечности», а Редьярд Киплинг - «самой чистой из вещей». Шах-Джахан построил его в память о своей второй жене Мумтаз, умершей при рождении их четырнадцатого ребенка. Тадж-Магал (”Корона, вершина”), первоначально названный Шах-Джеханом “Тадж-Бибика-Рауза” (”Усыпальница царицы сердца”).


Эти события происходили в Индии в шестнадсатом столетии. Шах - Джахан был императором Империи Моголов. А его супруга Мумтаз - Махал была дочерью министра. Она родилась 15 апреля 1592 года и была лишь на год младше Шаха Джахана. По легенде они познакомелись на рынке. В тот момент Мумтаз Махал продавала на рынке деревянные украшения, а Шах - Джахан ходил по рынку. Когда он увидел девушку, она сразу ему настолько понравилась, что он захотел взять её в жены. Ихняя помовка состоялась, когда Шах - Джахану было 16 лет, а Мумтаз - Махал 15. Официальная свадьба проведена через пять лет - 10 мая 1612 года. Он был еще наследным принцем. Он взошел на трон 14 февраля 1628 года и стал пятым императором династии Бабура, а его жена стала называться Мумтадж Магал Бегим, т.е. царица Мумтадж Магал. Хотя у Шаха Джахана были и другие жены и дети от них, но видно они не принимались в расчет, т.к. нигде в официальных документах о них нет сведений. Она была счастлива в любви и браке, она страстно любила своего мужа и жила только им.

Но жизнь ее была коротка.
Тадж биби, как звали ее придворные родила ему 14 детей, из которых выжили лишь восемь: четверо сыновей и четверо дочерей. Самым старшим из них был Аурангзеб. 17 июня 1631 года она умирает в возрасте 39 лет.


«Падишах не выдержал, разрыдался, упал на колени перед ней в присутствии потрясенных придворных. Она вытерла ему шалью слезы, пытаясь утешить его. Оба рыдали обнявшись.

Придворный поэт писал: «Описать их горе у человека не хватит сил”. Шах Джахан обещал исполнить все, что она пожелает. Она просила его больше не жениться и не заводить больше детей, чтобы у ее сыновей не было соперников в претензиях на трон. «Во - вторых, - говорила она,- прошлой ночью во сне я видела красивый дворец, подобно которому, наверное, нет ничего во всем мире. Постройте в память обо мне такой дворец и похороните в нем мои останки. Он должен быть уникальным, исключительно красивым и совершенным». «Но как мне узнать, каким он должен быть?» - спросил он. «Вам принесут его проект», - сказала она ему. В этот момент раздался пронзительный детский крик. Родилась последняя дочь Дахра-ара бегим, и в тот же миг Мумтадж Магал не стало. «Аллах Акбар»,- прошептала она последние слова. «Аллах Акбар», - ответил Шах Джахан.


Ее любовь была взаимной. Она стала для него смыслом жизни, объектом неутолимой и непреодолимой любви. Ее похоронили в одном из садов на окраине Агры и в течение шести месяцев ее тело находилось там.


Это время Шах Джахан, божья тень на земле, изучал проекты дворца, который он обещал построить для Мумтадж Магал. Но все представленные варианты были им отвергнуты.


Однажды ночью к нему во дворец проник незаметно для стражи дервиш и дал ему несколько листов самаркандской бумаги, с чертежами и планами. “Саиб баба, - сказал он, - вот дворец, о котором вам говорила Сахиб биби перед смертью”. Шах Джахан рассматривал их, дервиш исчез также незаметно, как и появился. Проект ему понравился, и он дал приказ немедленно начать подготовительные работы.


Весь проект, планировка, конструкции сооружений все было основано на тщательных математических расчетах. Десятки математиков должны были обосновывать каждый шаг строительных работ. Он распахнулся на площади 100 гектаров, и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.


Английские ученые, исследования Тадж Магал в 1815 году пришли к выводу о безупречности математических расчетов при строительстве сооружений и высокого качества работ. Они высказали мнение, что дворец будет стоять вечно, т.к. построен ” в полном соответствии с природными и общественными требованиями”.


Почти триста пятьдесят лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первозданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.


Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза. С Цейлона везли ляпис-лазурь, с гор золото в слитках, из Йемена корнелин, фирузу с Тибета, коралл с побережья Индийского океана, аджубу (камень-чудо) из Сурата, хризолит с берегов Нила, оникс из Южной Индии, красный камень отовсюду.

Здесь царит вечная весна. Все цветет круглый год. Не успевает отцвести одни растения, как начинают цвести другие. Вся внутренняя площадь обсажена красивейшими декоративными деревьями, доставленные со всех уголков Индии. Искусственные ирригационные сооружения наполняют его водоемы кристально чистой родниковой водой, доставляемых из родников. В течение всех этих сотен лет день и ночь 85 фонтанов работали не останавливаясь ни на минуту.


Строительство Тадж Магал продолжалось 16 лет. Ежегодно работало до 40 тысяч рабочих. Но постоянных строителей было всего 25 тысяч, которые осуществляли самые ответственные работы. После строительства Тадж Магал Шах Джахан серьезно заболел. Однажды ему стало настолько плохо, что придворные разнесли слух о его смерти.


Оба старших сына. Даро и Аурангзаб, оба дети от Мумтаз Магал, рванулись к власти. Война за корону длилась пять лет. Вся несметная казна делийских императоров хранилась в Агре. Агра с Тадж Магалом были главными призами победителю в этой самой схватке двух родных братьев. Даро был слаб, да и умом не удался. Шах Джахан стал на его сторону, рассчитывая, что в случае его победы, он будет продолжать царствовать, а Даро будет игрушкой в его руках. Он отдал ему всю казну и армию. Это было ошибкой. В войне Аурангзаб одержал победу. Даро был казнен, а отец-император оказался в его руках пленником, поддержавшим его врага. Его закрыли в его покоях, а все необходимое приносила ему прислуга.


Жизнь медленно, но верно угасала в нем. Отстраненный от власти, он просил сына, нового властителя Индии, дать ему возможность видеть Тадж Магал. Аурангзаб исполнил его просьбу и велел соорудить на берегу Джамны, прямо против Тадж Магал, крепость и в одном из помещений поместить отца с окнами, выходящими на мавзолей. Слуг ему не полагалось. При нем неотступно, вплоть до его кончины, была его последняя дочь Дахра-ара бегим, родившаяся одновременно со смертью своей матери Мумтадж Магал 17 июня 1631 года, свидетельница его императорской мощи и спутница его бессильной и унылой старости. Шах Джахан скончался 22 января 1666 года, проведя семь лет своей жизни в заточении, с утра до вечера наблюдая за своим чудом Тадж Магал. По повелению Аурангзаба его тело похоронено рядом с Мумтадж Магал.

Гюли уже весело смеялась, а ее защитница неожиданно заплакала, уткнувшись в плечо принца. Он смущенно гладил ее худенькие плечи, говорил какие-то утешительные слова, но Арджуманд никак не могла успокоиться.
После этого происшествия Кхуррам понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Отец не препятствовал его общению с Арджуманд, и они подолгу бродили по тенистому саду и беседовали обо всем на свете.

Арджуманд Бано Бегум
Слава о мудрой не по годам Арджуманд Бано Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала принцу Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц был обязан жениться на персидской принцессе.
К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они смогли соединиться в браке. Но произошло это не скоро, так как астрологи и звездочеты ждали благоприятного расположения звезд. Влюбленных разлучили на долгие пять лет. В 1612 г. Арджуманд наконец стала второй и самой любимой женой принца.
Ее называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз-Махал, что в переводе означает «высокая избранница дворца». Ее называли самой прекрасной женщиной страны. Никто не мог сравниться с ней тонкостью стана и стрелами длинных темных ресниц. Поэты всех стран воспевали красоту Мумтаз-Махал.
Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Шах-Джахан подвергался преследованиям со стороны отца, правящего падишаха Джахангира. Семь лет Кхурраму и Мумтаз пришлось скитаться по стране, так как падишах не хотел передавать свой трон Шах-Джахану и пытался уничтожить его.
Когда же смерть настигла Джахангира, наследный принц появился во дворце и сумел захватить трон. Несмотря на настойчивые просьбы Мумтаз пощадить братьев и племянников, Шах-Джахан жестоко расправился с ними, уничтожив всех возможных претендентов на престол. Так он отомстил за годы изгнания и преследований, за жестокие схватки, каждая из которых могла закончиться гибелью принца, его жены и детей.
По законам ислама Шах-Джахан должен был прятать жену от посторонних. Так поступали все мусульмане. Этому способствовало отсутствие окон на женской половине дома. Женщины могли лишь выходить в закрытый двор или смотреть на мир через зарешеченные подобия окон, созданные восточными мастерами. Через просветы узоров женщины могли наблюдать за происходящим снаружи дворца, оставаясь при этом незамеченными.
Кроме прочего, считалось крайне непристойным расспрашивать мужчину о его супруге или вообще говорить о ней, даже при общении с близкими друзьями.
В повседневной жизни, согласно канонам ислама, муж и жена должны были обращаться друг к другу как к матери Али или отцу Хусейна (имена, конечно, произвольны), то есть по родственной принадлежности к общим детям. В третьем лице жена говорила о муже как о господине, а он о ней – как о госпоже. Младшим господином обычно именовался первенец.
Любопытен тот факт, что женщины на Востоке умудряются рожать по два раза в год. Тонкая талия здесь – показатель женской несостоятельности и непривлекательности для противоположного пола. Поэтому между вынашиванием детей тело под одеждой оборачивают несколькими слоями ткани, помогающей женщине снова выглядеть «сильно беременной» в доказательство того, что она любима и желанна.

Свадебная процессия. Рисунок на персидском ковре XVII в.
Рождение ребенка окружалось тайной по причине боязни влияния дурного глаза. Появление на свет мальчика было гордостью семьи и предметом зависти недругов, а потому могло навлечь на роженицу и новорожденного злых духов. Приняв младенца, повитуха громко объявляла: «Да это девочка, да еще кривая!» Таким наивным сокрытием пола семья надеялась уберечь ребенка от сглаза.
При рождении девочки пол не скрывали, ибо оснований для зависти это событие не давало. Но, чтобы девочка выросла красивой, та же повитуха сообщала во всеуслышание, что девчонка черным-черна. На самом деле это означало, что новорожденная «светла, как полная луна». Родственники и даже домашние могли увидеть роженицу и младенца лишь на шестой день после родов, в праздник чхати, поскольку до этого срока мать и дитя были особо уязвимы для дурного глаза.
В знатных семьях женщину называли по титулу или почетному прозвищу. Все дошедшие до нас имена знаменитых индийских мусульманок – Мумтаз-Махал, Нур-Джахан, Джаханара, Зеб ун-Нисса, Хазрат Махал и другие – суть титулы и прозвища.
История индийского Средневековья сохранила имена этих женщин, которые проявили себя не только как жены и матери. Эти женщины сумели совместить семейный долг с иной деятельностью (а иногда им, по воле обстоятельств, приходилось жертвовать супружеством и материнством).
Все они в той или иной степени нарушили сложившиеся традиции и стереотипы, хотя и не всегда осознавали это, но именно таким путем они смогли оставить свои имена на страницах истории.
Мумтаз-Махал стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах.
Изнемогая от постоянной усталости, Мумтаз-Махал сама ухаживала за детьми, но никогда не жаловалась и всегда умела найти для мужа теплые слова поддержки.

Знатная дама перед зеркалом
Шах-Джахан безгранично доверял жене, он даже назначил ее хранительницей главной государственной печати. Он советовался с Мумтаз при решении всех важных вопросов. А если Мумтаз-Махал по какой-то причине не могла присутствовать на торжественной церемонии или встрече иностранных послов, то их переносили на другое время.
Мнение мудрой Мумтаз воспринималось как бесспорная истина, так как она могла объективно оценить политическую обстановку, просчитать все возможные последствия и обстоятельства принимаемого решения. Шах-Джахан преклонялся перед прозорливостью жены.
Все сокровища мира он готов был положить к ногам любимой. Во имя Мумтаз падишах вместо зданий, возведенных из красного песчаника, строил беломраморные дворцы и мечети. Ему казалось, что все прекрасное становилось во сто крат прекраснее от восхищенного взгляда жены.
Падишах старался выразить всю глубину своих чувств в формах и линиях великолепных зданий и сооружений. Не случайно, а вполне заслуженно Шах-Джахана называли великим зодчим. На всем белом свете у него не было никого роднее и ближе прекрасной Мумтаз. Наверное, огромная любовь к этой женщине и вдохновляла Шах-Джахана на строительство дворцов, крепостей и мечетей, равных по красоте которым нет. В их совершенных линиях вся сила его любви и нежности.
Падишах любил в жене все. Ему казалось, что глубина ее миндалевидных глаз всегда таила в себе какую-то загадку. Когда Мумтаз грустила или сильно уставала, она казалась Джахану обиженным ребенком. Он обнимал жену, прижимал к своему сердцу и старался сделать все, чтобы снова увидеть радостную улыбку на ее устах и милые ямочки, прятавшиеся в уголках губ.
Когда Шах-Джахану нездоровилось, Мумтаз проводила возле его ложа целые часы и дни. Ее прохладные нежные пальцы касались горячего лба любимого, и ему сразу становилось легче, болезнь отступала, а мысли приобретали ясность и четкость.
Но больше всего Шах-Джахан любил сладостное тело Мумтаз, почти два десятилетия дарившее ему несказанное блаженство. Впервые испытав всепоглощающую страсть, Джахан назвал любимую нежным именем Лала, что в переводе с персидского означает «алая капля рубина».

Парадные портреты Шах-Джахана и Мумтаз-Махал
Он жалел ее теплое и нежное тело, когда его разрывала боль родовых мук. Шах-Джахан был горд своими детьми. Четырнадцать раз Мумтаз рожала ему детей. Девять из них выжили и выросли до зрелого возраста.
Шах-Джахан любил беседовать со старшим сыном Дара-Шукохом, увлекавшимся философией и впитавшем древнее учение суфиев. Рядом с ним он всегда отдыхал душой. Сын Шуджа стал убежденным шиитом, а Аурангзеб ненавидел шиитов.
В Аурангзебе словно сосредоточилось все властолюбие Великих Моголов. Его жестокий нрав не смогла смягчить материнская любовь, а отец так и не сумел внушить сыну уважение и почитание к старшим, наделить его гибкостью ума и политическим чутьем.
Шах-Джахан очень любил свою младшую дочь, Джаханару, заботу о которой Мумтаз поручила ему на смертном одре. Она так и не смогла оправиться от последних родов, случившихся во время похода в Декан. Прошло уже несколько дней после того, как Джаханара увидела свет. Мумтаз немного окрепла и вновь начала вникать в решение государственных вопросов.
Это случилось в Бурханпуре, где Шах-Джахан повелел разбить шатры. Ранним утром, покормив дочь, Мумтаз предложила мужу сыграть в шахматы, но внезапно почувствовала недомогание. Шах-Джахана всегда сопровождали в походах лучшие придворные медики, но они оказались бессильны, их лечение не принесло женщине никакого облегчения.
Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу и попросила его построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жены. Мумтаз-Махал умерла. Ее похоронили в Бурханпуре, а затем, шесть месяцев спустя, гроб был перенесен в Агру и захоронен в парке, на берегу Джамны.
Восемнадцать лет счастья подарила она Шах-Джахану, столько же времени ушло у него, чтобы построить усыпальницу для любимой, достойную ее красоты. Он мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей для себя из черного мрамора, точную копию Тадж-Махала.
Падишах представлял, как вознесется к небу черный дворец, как осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, как кружевная арка черно-белого моста соединит их навечно.
Уже начинались подготовительные работы, закладывался фундамент и сооружались свайные укрепления на отлогом берегу Джамны... Это место впоследствии стало называться Мехтаб Дагх – Лунный (Фантастический) Сад. Однако этой, не лишенной изящества и вместе с тем размаха, идее не было суждено воплотиться в жизнь по той причине, что казна уже была опустошена предыдущим строительством, а бесконечные войны мешали накопить силы и средства. Черный мавзолей так и не был построен.

Вид на Тадж-Махал от главных ворот
В тот долгожданный день, когда завершилось строительство Тадж-Махала, к мавзолею направилась торжественная процессия. Великолепную кавалькаду возглавлял всадник на белом жеребце. Его юношеская осанка, уверенность, с которой он держался в седле, не позволяла и думать, что падишаху уже шестьдесят.
Наступало время сумерек, краски чудесного дворца были слегка приглушены. Луна еще не взошла и не украсила белый мрамор своим призрачным блеском. Кавалькада подъехала к воротам, ведущим в сад. Шах-Джахан поднял руку, запрещая свите следовать за ним, и въехал в одиночестве под резную арку ворот.
Легкой поступью конь почти бесшумно продвигался по пустынным дорожкам сада. Высокий забор отделял Шах-Джахана и его любимую Мумтаз от всего мира. Здесь были только Он и Она.
Джахан волновался, как перед свиданием после долгой разлуки. Медленно спустился он по широким ступеням в нижний зал, где не было окон. Он зажег свечи. Их пламя вспыхнуло сотнями искр в огромном бриллианте Кох-и-Нор, вставленном в изголовье гробницы. Блики отразились в зеркальном сводчатом потолке и легли светло-розовым тончайшим узором на гладкую поверхность саркофага. Шах-Джахан погладил мрамор, казавшийся ему теплым, опустился на колени и прикрыл глаза. Он попытался представить образ любимой, но что-то не складывалось. Вспоминались отдельно ее нежные руки, удивительные глаза и алые губы, но он не мог увидеть ее всю.

Резная мраморная ограда кенотафа
Падишах поднялся. Как долго он уже здесь? Две свечи оплавились и погасли. Когда же он вновь вступил в верхний зал, пламя последней свечи вдруг дрогнуло и погасло. Легкий ветерок, словно дыхание любимой, коснулся его щеки. «Лала!» – позвал падишах. Ему показалось, что он различил чей-то нежный шепот в ответ. Тогда он крикнул: «Лала!» – и долго слушал, как ему отвечает многократное эхо. Он отдал бы все на свете, чтобы бесконечно слушать эту песню о красоте вечной любви.
Мумтаз с грустью смотрела вслед уходившему любимому. Ее душа наконец обрела покой. Сейчас Шах-Джахан сможет чаще бывать рядом с ней. Как ей хотелось прижать его поседевшую от горя голову к своей груди! Она собрала все силы и потянулась к мужу, но смогла лишь загасить свечу и на долю мгновения прижаться к его щеке. О чудо! Он заметил это и назвал Мумтаз ее самым любимым именем: «Лала!».
Она парила под узорчатым потолком мавзолея и предавалась воспоминаниям. Когда же впервые он назвал ее так? Когда это было?
Их первая ночь любви... Она помнила каждую минуту этой чудесной ночи. Она думала о своей судьбе, о том, что Аллах подарил ей такую любовь. Жаль, что с восточными женщинами это случается нечасто.
Ей пришло на ум арабское изречение: «Женщина – это верблюдица, которая должна пронести мужа сквозь пустыню жизни». Задача и предназначение женщин в странах Востока сводятся к ублажению сильного пола и продолжению человеческого рода.
Собственные ощущения женщины, ее эмоции не принимаются в расчет. Это не предусмотрено ни в Коране, ни в сунне. Но она обязана быть привлекательной, ее облик должен воздействовать на мужчину так, чтобы он захотел взять ее в жены.
Главная цель мусульманки – обязательно выйти замуж. Чаще всего жених знакомился со своей будущей супругой только в день свадьбы, но разочарований почти не случалось, ведь девушку с малых лет готовили к встрече с мужчиной – мужем. В Персии, а впоследствии и в Индии, было принято учить дочерей владеть телом, ходить, грациозно покачивая бедрами, чтобы при ее виде мужчина преисполнялся желанием.
Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редким исключением, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на примерах тех из них, кто смог все-таки оставить свой след на страницах истории.

Узоры на потолке главного зала мавзолея Тадж-Махал
В отличие от мужчины, который рождался для того, чтобы – в зависимости от касты – быть воином или ремесленником, царем или подданным, женщина появлялась на свет для того, и только для того, чтобы быть женой и матерью, к какой бы касте она ни принадлежала. Иной дороги для женщины, если только она не хотела лишить себя и свою семью социального статуса и уважения окружающих, просто не существовало.
Не случайно во многих районах Индии сложился обычай обращаться «матушка» даже к маленькой девочке. Человек, лишавший дочь супружества, какими бы причинами это ни было вызвано, считался грешником, убийцей ее нерожденных детей. Если человек умирал, оставив незамужнюю дочь, первым долгом его родичей, наследников или друзей было устроить ее брак.
На протяжении всего своего жизненного пути женщина находилась в зависимости от других: сначала – от отца, потом – от мужа, а после его смерти – от сына. В литературе утвердилось сравнение мужа со стволом дерева, а жены – с лианой, которая, потеряв опору, не может жить.
Женщина была лишена возможности проявлять свою волю во всем, и прежде всего в выборе супруга, ибо это было долгом ее отца и родичей, да и распространившийся обычай детских браков сводил малейшую возможность самостоятельного выбора на нет.
Даже известный по древней и раннесредневековой литературе обычай сваямвары, когда принцесса выбирала себе жениха из нескольких претендентов, для которых устраивался турнир, ничего не менял, ибо если девушка и не предназначалась в награду победителю, то выбирать ей приходилось среди тех, кого она никогда ранее не видела.
Ни о каком ухаживании и влюбленности в обычном понимании этого слова не было и речи. Не случайно даже самые романтические произведения литературы Средневековья либо описывали чисто династические браки, либо развлекали читателей историями о том, как герой или героиня влюблялись друг в друга на расстоянии, увидев портрет или услышав о красоте суженой из рассказа говорящего попугая.

Накидка вари да багх с 52 вышивками
Мумтаз повезло: она была знакома с женихом задолго до свадьбы. Их связывало большое чувство, по силе и глубине несравнимое ни с чем. Им всегда было хорошо рядом друг с другом. Принц Кхуррам любил беседовать с любимой, уважал ее мнение по любому вопросу. За долгое время разлуки они написали сотни писем, где, кроме страстной тоски, всегда содержались умные и содержательные рассказы об окружающей жизни, о прочитанных книгах, о планах на будущее. Мумтаз совсем не надо было применять какие-то женские хитрости, чтобы увлечь Кхуррама, он и так был увлечен ею. Но она с детства привыкла ухаживать за своим лицом и телом. Еще в девичестве она вместе с матерью подобрала состав своих духов и аромат благовоний.
С той поры она всегда сама готовила духи, приобретая все необходимые компоненты в специальных лавках на рынке. Мумтаз выбрала нежный запах лаванды и аромат пачули. Кхурраму очень понравился ее выбор. Она знала, что до сих пор он хранит ее одежду и часто, раскрывая большой резной сундук, подолгу вдыхает неповторимый родной запах.
Перед свадьбой будущая свекровь, согласно древнему обычаю, преподнесла Мумтаз вари да багх – роскошную алую накидку, вся поверхность которой была покрыта маленькими вышитыми золотисто-желтыми квадратами. Подарила она и чопе – еще одну свадебную накидку, расшитую в стиле багх, в которую бабка с материнской стороны укутывала невесту перед церемонией чуда (обряд первой брачной ночи).
Перед брачной церемонией невеста проводила в полной изоляции двенадцать дней; в день свадьбы лицо ее было закрыто плотным покрывалом и впервые являлось жениху в зеркальном отражении во время обряда «зеркало и Коран».

Вышивка свадебного наряда
Густая цветочная гирлянда с серебряной бахромой прикрывала и лицо жениха. Новобрачных также называли не по именам, а по ролям в брачной церемонии: жених (дулха или наушах) и невеста (дулхан). Кроме лица и имени невесты, сглазить которую считалось легче легкого, в тайне держали и ее вес. В конце свадебного шествия, когда невеста отправлялась в дом жениха, в ее паланкин клали тяжелый камень, дабы носильщики не узнали ее истинного веса и не разболтали о нем недоброжелателям.
Внешность женщины, особенно в праздничном наряде, не столько открывалась для любования, сколько скрывалась, точнее, украшалась таким образом, чтобы «затемнить» ее природные черты и фигуру.
Все видимое глазу представало измененным или полускрытым: волосы были окутаны покрывалом; шея и грудь спрятаны под массивными ожерельями и гирляндами; очертания тела скрадывали широкие шальвары и курта; узор из хны на лбу и щеках изменял цвет лица; форму глаз было не узнать под густым слоем каджала и сурьмы; нос не разглядеть из-за кольца или подвески, вдетой в ноздрю; естественный цвет губ и зубов полностью уничтожался черным порошком мисси.
Женщина и мужчина обязаны любить друг друга, если они были соединены священными узами брака, хотя бы само их знакомство и произошло только на свадьбе. Коран предписывает мусульманину выполнять свой супружеский долг в ночь с четверга на пятницу: именно в такую ночь, по легенде, был зачат пророк Мухаммед.
Кхуррам бывал в спальне жены намного чаще. Он не мог расставаться с Мумтаз надолго. Даже зная, что она не покидала территорию дворца, он всегда старался чаще видеть ее, слышать тихий, спокойный и такой любимый голос.
У Шах-Джахана был большой гарем, как и полагалось индийскому падишаху. Но он «не обращал внимания на других женщин, пока Мумтаз была жива». Об этом писал в путевых заметках Франсуа Бернье, французский врач, путешественник и философ. Он отмечал, что супруги уважительно, нежно и трогательно относились друг к другу. Мумтаз любила свой народ и знала, что эта любовь тоже взаимна. Ее боготворили простые люди за отзывчивость и милосердие. По ее просьбе были составлены списки вдов и сирот, живущих в государстве. Мумтаз лично следила, чтобы они были обеспечены всем необходимым.
Она была народной заступницей, а своему мужу – мудрой советчицей. Он всегда ценил ее суждения выше собственных. Мумтаз-Махал была так же скромна, как и красива, а о ее преданности супругу слагали легенды. Она никогда не разлучалась с мужем и сопровождала его в самых опасных военных походах.

Гаремное помещение дворца крепости в Агре
Горе Шах-Джахана, потерявшего любимую женщину, было безграничным. Восемь дней он провел взаперти, без еды и питья. Когда же правитель вышел к своим приближенным, они не узнали его, сгорбившегося и постаревшего. Мумтаз видела и это, но ничем не могла помочь любимому. «Аллах пожелал этого испытания для нашей любви», – думала она, прозрачным облачком облетая покои мужа. Шах-Джахан объявил в стране траур, запретив музыку, яркую одежду и украшения. Женщинам также запрещалось пользоваться духами и благовониями. Мумтаз считала это лишним, но она уже не могла влиять на ход мыслей мужа. Она видела, как во время бесед с послами, восседая на ее любимом Павлиньем троне, его рука непроизвольно тянулась погладить чудесных птиц с изумрудными глазами, к которым часто прикасались ее нежные пальцы.
Шах-Джахан замирал, словно прислушиваясь, стараясь уловить голос жены под сводами дворца, но, как она ни старалась, он не слышал более ее советов. Тогда падишах погружался в думы и пытался представить, что ответила бы в том или ином случае его главная и бескорыстная советница.
Она вспоминала день своей кончины. Боль разрывала тело, мысли путались. Мумтаз-Махал, чувствуя приближение смерти, попросила принести новорожденную дочь и позвать мужа. Она вручила ему Джаханару и обратилась к Шах-Джахану с двумя просьбами: больше не жениться и выстроить для нее мавзолей, который был бы достоин их большой любви. Падишах после смерти Мумтаз долгое время не мог приступить к управлению государством, не раз у него возникала мысль отказаться от трона. Приближенные старались развеять тоску Шах-Джахана, но ни сказочная роскошь, ни заморские диковинки, ни дрессированные слоны, ни смотры боевой конницы не могли отвлечь его от грустных дум.
Прошло немало времени, прежде чем подчиненные увидели выполненный из дерева макет мавзолея, поразивший их совершенством форм и пропорций. Таким образом Шах-Джахан приступил к осуществлению своего замысла. Он выполнил обе просьбы умирающей жены, потратив на строительство мавзолея столько же лет, сколько они прожили с Мумтаз.
Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан воспринимал это как главное дело своей жизни. О пережитом горе окружающим напоминали лишь седые волосы правителя и затаенная грусть в карих глазах. Его плечи вновь распрямились, его энергия и работоспособность поражали. Когда Шах-Джахана спрашивали, как ему это удается, ответ был одним: ни часу праздного безделья.
В 1657 г. Шах-Джахан тяжело заболел. Как уже говорилось, этим обстоятельством воспользовался его сын Аурангзеб. Он арестовал отца и заключил его, еще не окрепшего после недуга, в Агру, в Красный Форт, под домашний арест. Аурангзеб захватил престол и девять лет продержал отца взаперти.
Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что он из своих покоев мог видеть Тадж-Махал. Он писал прошения к сыну, где униженно умолял его похоронить рядом с Мумтаз.
Перед смертью Шах-Джахан сильно ослаб и не мог подходить к окну, чтобы созерцать последний приют возлюбленной. Он умер, глядя на отражение мавзолея в крошечном вогнутом зеркальце, вмурованном в стену. Аурангзеб выполнил его просьбу, похоронив рядом с Мумтаз-Махал.
Спустя долгие годы возлюбленные снова были вместе. На их надгробиях всегда живые цветы. Это дань памяти и восхищения вечно живой Любви.

...Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
...мрамор все еще шепчет звездам:
«Я помню». Рабиндранат Тагор

Жемчужина Индии

Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это сон и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Его строгие формы внушительны, ясны и нежны. В спокойном, мягком облике Тадж-Махала явственно проступает непоколебимая и несокрушимая сила.
На рассвете его купола и минареты окрашиваются в теплые розовые тона. Днем он предстает во всем великолепии тонкого каменного кружева, сверкающего на солнце.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.


Говардхан. Шах Джахан на Павлиньем троне ок.1635 г. Миниатюра. Могольская школа. Музей Гарвардского Университета, Кембридж.

Шах-Джахан (Правитель мира, до 1628 г. именовавшийся принц Хуррам; 5 января 1592, Шахи-кила в Лахоре — 22 января 1666, Агра) — правитель империи Великих Моголов (1627—1658), обессмертивший своё имя постройкой Тадж-Махала.

Третий сын императора Джахангира и раджпутской царевны Манмати. В 1612 г. женился на племяннице Джахангировой супруги Нур-джахан, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.


Мумтаз-Махал

Мумтаз-Махал (апрель 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана. Данное имя своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца». Её отец Абдул Хасан Асаф Хан был братом императрицы Нур Джахан, жены Джахангира. Арджуманад выдали замуж 10 мая 1612 года в возрасте 19 лет.

Свадьба поразила своим блеском царство и породила множество легенд. В центре свадебной процессии гарцевали принц Хуррам и Джахангир. За ними шествовал кортеж придворных, которые несли богатые, шитые золотом одежды. Каждый сантиметр одежды принца, которую расшивали шесть лет, был усыпан прекрасными самоцветами. За процессией шествовали акробаты и музыканты. Со слонов разбрасывали золотые монеты для нищих и детей.

Она стала третьей женой Шах-Джахана, родив ему 14 детей (8 сыновей и 6 дочерей). Придворный поэт донёс очарование её красоты в следующих строках: «Луна, касаясь её лица, стыдится. Ибо оно затмевает даже свет звёзд».

В 1622—1625 гг. принц Хуррам восстал против своего отца Джахангира, был разбит, но прощён отцом.

После смерти Джихангира, с октября 1627-го по февраль 1628 г., престол занимал его внук (сын Хусрау) Давар-Бахш. Но когда к столице приблизился Шах-Джахан, Давар-Бахш бежал в Персию. Чтобы исключить в дальнейшем всякие возмущения, Шах-Джахан велел "на всякий случай" перебить всех своих родных и двоюродных братьев.

Мумтаз, наконец, стала царицей Индии. Образование Мумтаз Махал сводилось к чтению Корана. Но, имея природный ум, она много работала и смогла стать ближайшей советницей мужа. Она прославилась своей благотворительностью, раздавая деньги и пищу бедным, привлекая внимание правителя к нуждам вдов и сирот. Её деятельность способствовала росту популярности власти. Во всех работах ей помогала Сати ун-Нисса - её ближайшая камеристка. Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в ее честь пышные приемы и грандиозные праздники, без нее не начиналась ни одна сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета. Ее мнение почти никогда не оспаривалось.

При родах 14-го ребёнка в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, она скончалась. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги Шах Джахан от горя поседел… И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка.

Царствование Шах-Джахана было отмечено выдающимися успехами в борьбе Великих Моголов с раджами Декана. В 1633 г. под власть моголов перешли остатки султаната низам-шахов. В 1636 г. во главе 50-тысячной армии Шах-Джахан двинулся против кутб-шахов Голконды и адил-шахов Биджапура. Ахмаднагар вошёл в состав его государства, а Голконда и Биджапур откупались богатой данью. Шах-Джахан оставил наместником в Декане своего третьего сына Аурангзеба и вернулся в столицу. Шах-Джахану удалось продвинуть границы государства и на северо-запад, где в 1638 г. моголы овладели персидской крепостью Кандагар. В 1646 г. силы Шах-Джахана достигли Бадахшана и Балха в современном Таджикистане. На вершине могущества, в 1648 г., Шах-Джахан перенёс свою столицу из Агры в Дели, где им был построен новый город Шахджаханабад.

Время его правления было отмечено грандиозным строительством во многих городах империи. Самыми замечательными сооружениями этой эпохи стали мавзолей Тадж-Махал в Агре, Красный Форт, мечети Джами Масджид и Моти Масджид в Дели.

К концу правления Шах-Джахана моголы стали терпеть поражения в борьбе с Сефевидами. В 1647 г. Балх пришлось оставить, и попытки вернуть его в 1649, 1652 и 1653 не увенчались успехом. Кандагар вернулся к персам в 1649 г. В 1658 слух о смерти Шах-Джахана привёл к междоусобной войне между его сыновьями, в результате которой он был свергнут сыном Аурангзебом, заточён в собственных покоях (согласно легенде — в сокровищнице), где и умер в 1666 году. По легенде он мог видеть из места своего заточения Тадж-Махал.

Место легендарного заточения Шах-Джахана

Однако на самом деле он был заточен в Красном Форте в Агре.

Красный форт в Агре

Не нуждается в представлениях...

Об этом памятнике, который давно стал символом Индии, великий индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор сказал: «Пусть эта единственная слеза - Тадж-Махал - вечно скользит, сверкая по щеке рая. Творец! Ты смог очаровать время волшебством красоты и сплести гирлянду, которая облекла в бессмертную форму бесформенную смерть...»

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,