Как просклонять существительное в единственном числе. Педразвитие

Склонение имен существительных во множественном числе

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Цели: Продолжить знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе; совершенствовать практические умения и навыки грамотного письма; упражнять в склонении существительного множественного числа, упражнять в написании по образцу; развивать связную речь, орфографическая зоркость; воспитанность; бережное и заботливое отношение к домашним животным; воспитанность самостоятельность; внимательность; активность.

Ход урока:

Орг.момент

Зовет на палубу свисток

Команду на линкоре.

А вас, ребята на урок

Зовет заливчатый звонок,

Звенящий в коридоре.

II.Проверка д/з

Не отправится охотник без ружья стрелять гусей,

Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять дома книжку и тетрадь.

Упр. 44 спиши, раскрывая скобки, определить падеж существительных.

III работа по теме урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Не зная языка во всем великолепии,

Не ощутишь его волшебных чар,

Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык.

Сегодня мы продолжим работу по теме; познакомимся с особенностями падежных окончаний у существительных во множественном числе, будем писать разговаривать.

Выставка словарей: «Словарь – это вселенная в алфавите»

2. Минутка чистописания. «Родник»

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Родники всегда пользовались почитанием, за ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы. Родниковая вода самая чистая и целебная. Там, где родники погибали земля сиротела.

2. блиц – опрос: Есть много интересных слов, их знаете давно

вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы,

Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.

Что объединяет слова: утюг, пенал, собака, стол, часы, конфеты, жираф?

Что такое имя существительное?

1.Какая форма слова для имени существительного является начальным? 2.Сколько падежей в русском языке?

3.Как распределить имя существительное по склонениям?

4.Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение? 5.Как пишутся существительные 2 и 3 склонений с основой на шипящий?

Где женский род - там есть мягкий знак,

Печь и речь она моя.

Ну, а ключ и мяч – он мой, значит это ряд мужской.

4. У меня обложка синяя, на любой странице линия, чтобы помочь ученику ровно вывести строку.

Работа в тетради: Запись даты, вид работы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

5. Работа у доски: просклонять. Дети

И. Кто? Сестры (одуш) Что? облака

Р. Кого?сестер чего? облаков

Д. Кому? Сестрам чему? облакам

В. Кого? сестер что? облака

Т. Кем? Сестрами чем? облаками

П. о ком? О сестрах о чем? Об облаках

Проблемный вопрос: Каковы особенности падежей у существительных во множественном числе.

6. Возможность говорить – это уникальнейший дар Природы человеку. Способность говорить правильно, красиво дарит человеку развить в себе ум, любознательность, пытливость.

Языковая разминка: У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Назовите имя существительное во множественном числе?

7. Работа в тетрадях (стр. 108, упр. 242).

Самостоятельная работа (частичное комментирование).

Коней – конь, лебедей – лебедь.

Коней (В.п.), коней (В.п.), лебедей (Р.п.)

Воспитательный момент

8. Физминутка: Два прихлопа, два притопа

Ежики, ежики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы.

Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну – ка дружно, ну – кА вместе

Девочки, мальчики!

9. Работа в парах:

Лучистое солнце не делится на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям своим подарить.

Стр. 109, упр. 243

Запиши данные существительных в Р.П множественного числа по образцу составить несколько предложений сделать разбор 1 – 2 существительных.

10. Работа у доски (упр. 244)

Запиши ответы, исполняя существительных во множественном числе.

Земляника любит расти на Пригородках (П.п). Шампиньоны растут в полях. Опят можно встретить на пнях.

11. развитие речи: стр 110 , упр. 245

Загадка – шутка.

Как правильно сказать?

IV. Д/з: стр. 110, упр. 248

V. Итог; выставление оценок

Когда конфеты кончаются –

Очень все огорчаются,

И когда апельсины кончаются -

Тоже все огорчаются

А когда уроки кончаются редко кто огорчается

Скорей во дворе встречаются,

В доспехи свои облачаются,

Друг на друге скакать обучаются,

В общем много чего приключается,

Когда, уроки кончаются.


Во множественном числе существительные всех типов склонения и дательном, творительном и предложном падежах имеют одинаковые окончания (см. таблицу склонения на стр. 97-98).
В именительном, родительном и винительном падежах окончания не совпадают.
  1. Именительный падеж. 1. Существительные женского рода имеют окончания -ы, -и: нора - норы, тень - тени.
  2. Существительные мужского рода имеют, как правило, окончание -ы, -и: пол - полы, нуль - нули, домишко - домишки. Некоторые существительные имеют окончание -а, -я: сорт - сорта, thm - дома, учитель - учителя. Разные окончания нередко указывают на различие в значении слов. Ср.: цветы (растение) - цвета (юна, расцветка), мехи (кузнечные) - меха (изделия из меха).
  3. Существительные мужского рода на -анин, -янин оканчива- ЮІСЯ на -ане, -яне, т. е. имеют окончание -е: горожанин - горожане, крестьянин - крестьяне.
  1. Существительные мужского рода на-онок, -ёнок оканчиваются на -ат-а, -ят-а, т.е. имеют окончание -а: медвежонок - медвежата, чертенок - чертенята.
  2. Существительные среднего рода имеют окончание -а, -я: дело - дела, поле - поля, решение - решения. Некоторые существительные имеют окончание -и: плечо - плечи, ухо - уши (чередование согласных х: ш), яблоко - яблоки.
  3. Существительные среднего рода небо, чудо имеют наращение -ес: небеса, чудеса.
  1. Родительный падеж. 1. Существительные женского рода 1-го склонения на -ия, -ья имеют на конце основы -ий: армия - армий, гостья - гостий (но под ударением: семья- семей). В существительных на -ня мягкий знак не пишется; башня-башен, вишня - вишен (появляется беглый е).
Исключения. Барышень, боярышень, деревень, кухонь.
Если в существительных перед суффиксом -ня находится гласный, то в род. пад. пишется ь: яблоня - яблонь, пустыня - пустынь, простыня - простынь.
  1. В именах существительных (всех трех родов) после шипящих ь в род. пад. не пишется: удача - удач, роща - рощ, сеча - сеч; училище - училищ, плечо - плеч, сапожищ, ручищ.
  2. Существительные 2-го склонения мужского рода с основой на твердый согласный или -ой оканчиваются на -ов, -ев: столов, героев.
  3. Существительные мужского рода на -ий в род. пад. оканчиваются на -ев. Например: гений - гениев, пролетарий - пролетариев. Это же окончание имеет и существительное мужского рода подмастерье - подмастерьев.
  4. Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей. Например: коней, ножей.
  5. Существительные мужск. рода на -ане, -яне, -ата, -ята не имеютгокончания. Например: граждан, крестьян, медвежат, ребят. Не имеют окончания в род. пад. множ, числа еще несколько слов: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, турок, болгар, грузин, цыган, осетин.
Слова апельсины, мандарины, помидоры, огурцы и др. имеют в род. пад. множ, числа окончание -ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, огурцов.
  1. Существительные среднего рода обычно не имеют окончания. Например: дел, окон. Некоторые слова имеют окончание -ей: морей, очей, полей, ушей.
  2. Существительные среднего рода на -ье оканчиваются в род. пад. на -ий. Например: копье - копий, ущелье - ущелий. Однако несколько слов имеют окончание -ев. Например: платьев, звеньев перьев, поленьев, низовьев, верховьев, а также остриёв.
  3. Существительное ружье оканчивается в род. пад. множ* числа на -ей: ружей.
  4. Существительные среднего рода на -ико, а также слова облако, очки в род. пад. имеют окончание -ов. Например: плечиков, колесиков, облаков, о^/соя.
  5. Существительное среднего рода щупальце склоняется по типу слов на -це (зеркальце и др.). В род. пад. оно оканчивается на -ец: щупальца - щупалец.
  1. Творительный падеж. В творительном падеже множественного числа наряду с обычным окончанием -ями существительные с основой на шипящий имеют окончание -ами. Например: пустошами, мышами. Некоторые существительные могут иметь двоякие окончания: -ями и -ьми. Например: лошадями- лошадьми, костями - костьми, дверями - дверьми, плетями - плетьми. При этом наблюдается перенос ударения на окончание. Их употребление характерно для разговорной речи.

Еще по теме § 64. Особенности склонения имен существительных во множественном числе:

  1. §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание
  2. §26.Общие выводы из обзора основных морфологических типов имен существительных
  3. §28.Виды грамматического соотношения между формами единственного и множественного числа имен существительных

Во множественном числе все существительные имеют одинаковые окончания в следующих падежах:
Д. п.: -ам/-ям: стен-ам, стол-ам, окн-ам, двер-ям,
Т. п.: -ами/-ями, -ми: стен-ами, стол-ами, окн-ами, двер-ями / дверь-ми,
П. п.: -ах/-ях: стен-ах, стол-ах, окн-ах, двер-ях.
Исключение составляют И. п. и Р. п.
В И. п. множественного числа существительные субстантивных склонений имеют следующие окончания:
I скл.: -ы (для основ на твердый) / -и (для основ на мягкий, заднеязычный или шипящий): стран-ы, земл-и, рук-и, луж-и.
II скл.: -ы/-и, -а/-я, -е. Основное окончание для муж. рода - -ы/-и: столы, ножи. Некоторые имеют окончание -а: дом-а, глаз-а, бок-а, берег-а. Окончание -а имеют также сущ. муж. рода с суффиксом -онок: котят-а. Слова на -анин имеют окончание -е: горожан-е, цыган-е. Основное окончание ср. рода - -а/-я: окн-а, пол-я. Но слова на -ко имеют окончание -и: плечик-и, яблок-и (то же у слов муж. рода на -ишк: домишк-и).
III скл.: -и: мыш-и, степ-и.
Разносклоняемые: на -мя - а (знамен-а, племен-а), путь- и (пут-и).
В Р. п. у существительных могут быть представлены окончания: нулевое, -ов, -ей.
I скл.: основное окончание - нулевое: стран-, деревень-. У слов с основой на j после перед j появляется беглая гласная е, сели ударение в И.п падает на окончание (скамья - скамей-) и гласная и, если на основу (гостья - гостий-). Отдельные слова образуют Р. п. окончанием -ей: свеч-ей, дяд-ей, пригоршн-ей.
II скл.: -ов/-ев, -ей, нулевое. Для муж. рода основным является окончание -ов (для основ на j и ц с ударением на основе - ев): стол-ов, отц-ов, пальц-ев, подмастерь-ев. Если конечный согласный основы слов муж. рода мягкий или шипящий - ей: кон-ей, нож-ей. Слова на -ишко и -анин имеют нулевое окончание (домишек-, горожан-), нулевое окончание также у некоторых других слов, которые задаются списком (чулок-, сапог-, партизан- и др.). Для с. рода нулевое окончание представлено у слов с основой на твердый согласный (болот-) и на шипящий (ложе - лож-), окончание ей - у слов с основой на мягкий (мор-ей).
III скл.: -и: степ-и.
Разносклоняемые: путь - ей (пут-ей), на -мя - нулевое (знамен-).
Если какое-либо существительное склоняется по субстантивному склонению, но имеет только формы мн. числа, определить, по какой из разновидностей субстантивного склонения оно склоняется, нельзя. О словах типа сани, сливки можно сказать, что они склоняются по субстантивному склонению.
Некоторые существительные имеют окончания, характерные для прилагательных; это субстантивированные прилагательные, причастия и порядковые числительные, например: постовой, мороженое, второе, заведующий, чаевые. Такое склонение называют адъективным. Однако в отличие от прилагательных подобные существительные не изменяются по родам, а некоторые - и по числам.
Некоторые существительные совмещают при склонении окончания субстантивных склонений с окончаниями адъективных; склонение, совмещающее черты двух этих типов склонения, называется смешанным. Так склоняются фамилии на -ов и -ин (Иванов, Никитин), а также слова ничья, лесничий, третье. Например, формы И. п. ед. числа имеют нулевое окончание, как существительные муж. рода второго субстантивного склонения, а формы Т. п. ед. числа - окончание -ым, как прилагательные.
Географические названия типа Кашин и иностранные фамилии типа Герцен склоняются по II субстантивному склонению, т. е. образуют Т. п. ед. числа. с окончанием -ом, ср.: с Иваном Кашин-ым - городом Кашин-ом; с Петей Бородин-ым - битва под Бородин-ом, с Герцен-ом, Дарвин-ом.
В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), некоторые аббревиатуры (см. о роде аббревиатур), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний. Однако не следует думать, что эти слова не могут стоять в форме определенного числа и падежа. Число и падеж этих существительных выражается внесловно, его можно определить по окончанию согласуемых с этим существительным определений: красив-ого пальто (Р. п. ед. число), красив-ыми пальто (Т. п. мн. числа). Иногда такое склонение называют нулевым.

Еще по теме Склонение существительных во множественном числе унифицировано.:

  1. Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных 1-го склонения

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе;развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: учебник русского языка для 4 класса автора Рамзаевой Т.Г., тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.

Ход урока:

Организационный момент.

Всё у меня в порядке:
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь,
Быстро я всему учусь.

2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции...

Где может происходить это действие? (на вокзале)

Действительно, на вокзале. (слово вокзал появляется на доске)

Давайте скажем всё, что знаем об этом слове:

Сколько в нём букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)

Сколько слогов в этом слове? (два)

На какой слог падает ударение? (на второй слог)

Произнесите это слово, выделив ударный слог.

Какие орфограммы надо запомнить? Вок зал (безударную гласную “О” и согласный звук “К”)

Ребята, а кто может дать толкование этого слова?

А какое лексическое значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? (“Вокзал - это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани”).

3. Чистописание.

Массаж рук

На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки замёрзли! Потрём ладошки.... Мы перчаточки надели, расправили, ручками повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки. Приступаем к чистописанию.

Запишите это слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

Кто составит предложение с этим словом? (Работа у доски)

Подчеркнём в нём грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал . Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).

4. Постановка темы урока.

А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения Маршака.

Найдите существительные в этом тексте.

Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции

Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)

Почему? (мн.ч.)

Откуда узнали? (по слову четыре)

5. Подготовка к усвоению новой темы.

Я буду называть существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать их в два столбика: 1 - сущ.ед.ч., 2 – сущ. мн.ч.

Только вот как мы сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)

А что скажет научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)

Работаем с комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ.во мн.ч..

Страна, край, апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце, печь.

Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?

Проверьте себя, прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение)

6. Физкультминутка.

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

7. Открытие нового знания. Исследовательская работа.

На какие типы склоненияразделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)

Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

Давайте проверим ваши предположения.

Мы разделимся на группы и проведём исследование.

Вы должны будете поставить во множественное число существительные

Страна, конь, ель и просклонять. (работа в группах)

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Страна конь ель
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

К доске приглашаются ученики и выступают.

Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)

Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям )

А что скажет научный сотрудник? (стр. 124 правило)

Так что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не различаются)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)

9. Самостоятельная работа.

Упр.244. Скопируйте текст, выделите окончания существительных во множественном числе.

10. Итог урока. Рефлексия.

Ребята давайте вспомним:

Что обозначают имена существительные во множественном числе? (много предметов)

Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (окончание)

Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)

Что на уроке было интересным?

А что оказалось трудным?

11. Домашнее задание.

Стр. 122–124 (правило) упр. 243

Спасибо за урок! Вы молодцы!

В разделе на вопрос Как определить склонение у существительных множественного числа заданный автором Анна Румянцева лучший ответ это Есть еще разносклоняемые существительные (путь и сущ. на -мя: вымя, семя и т. д.)
Есть несклоняемые, например. пальто, кафе.
Если Вы имеете в виду сущ. , которые употребляются только во множественном (ворота, ножницы) , у них нельзя определить склонение, так как оно орпеделяется только по начальной форме: И. п. ед. ч. (города - нужно изменить "город")

Ответ от Виктория Попова [новичек]
Если хотите узнать склонение, то поставьте в начальную форму. (ед. ч., И. п.) Например: Учительницы-Учительница (И. п., 1 скл., ед ч.)


Ответ от Невролог [новичек]
СЛОНЫ


Ответ от Недосолить [новичек]
3скл
мать, милость, любовь, жизнь, лошадь, мышь, ложь, дочь, речь, рожь, щавель, щедрость,
жизнь, смерть, морковь
2скл
мальчик, сын, стол, стул, параметр, стадион, самолёт, дом, дым, лист, дерево, ум, мозг, разум,
1 скл
ракета, радость, радуга, мама, сестра, бабушка, тётя, дядя, морковка, ель, роза, учительница, родина, лопата
задавай вопросы!!
1скл-моя -мой-окончания-а, я
2скл-мой-моё-оканчания-(согласные) -о-ё-ее
3скл-моя-оканчания-нулевое (ь знак


Ответ от Просушить [новичек]
если вы хотите узнать склонение просто поставте в единственное число им. п. и опредилите склонение по оканчанию или по правилу.


Ответ от Ольга [активный]
поставить в единственное и определить


Ответ от Василий Пехов [мастер]
Поставить в начальную форму (им. п. , ед. ч.) и анализировать:
1. К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода на -а, -я. (дедушка, земля) .
2. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (кабинет) и среднего рода на -о, -е (окно, поле) .
3. К 3 склонению относятся существительные женского рода на -ь (дочь, ночь, тень) .
Нет "существительных множественного числа". Есть существительные в форме множественного числа. Это значит, что есть и другие формы, Вас интересует начальная в данном случае.