Методы диагностики мотивации персонала. Изучение мотивации персонала в организации

Мельникова Н. Н.

Полев Д. М.

Диагностика трудовой мотивации

Изучение мотивации связано с вопросами о целях, причинах и формах человеческой активности. Ответ на вопрос о том, какими мотивами направляется профессиональная деятельность конкретного человека, что он «ищет в работе», представляется особо важным с практической точки зрения. Имея такую информацию, руководитель получает ясное представление о том, как стимулировать конкретных сотрудников. Менеджер по персоналу может использовать знания об иерархии мотивов претендентов для того, чтобы выбрать наиболее подходящую кандидатуру на имеющееся вакантное место.

Разрабатывая метод диагностики трудовой мотивации, мы исходили из положения о том, что каждая конкретная деятельность (в том числе профессиональная) предоставляет человеку возможности удовлетворения разных потребностей; т.е. по сути, является «полимотивированной». Поэтому, для каждого вида человеческой активности возможен некоторый перечень мотивов, которые связываются с данным видом деятельности и могут быть в нём реализованы. Например, выбирая место работы или оценивая свою текущую ситуацию, кто-то во главу угла ставит возможности карьерного роста, кто-то – профессиональное совершенствование, для кого-то особо важен микроклимат в рабочем коллективе, а кто-то ориентирован на минимальные личные затраты и комфортные условия труда. Эти приоритеты играют роль при выборе человеком места работы, оказывают влияние на его удовлетворённость трудом и во многом определяют тот вклад, который конкретный человек вносит в деятельность организации.

При этом, не все мотивы одинаково продуктивны для выполнения целевой задачи и не все одинаково способствуют эффективности деятельности.

По этому признаку деятельности, все мотивы, которыми может направляться профессиональная деятельность можно разделить на четыре группы:

  1. Основные мотивы , соответствующие содержанию самой деятельности и способствующие её эффективности (это, прежде всего, мотив самоактуализации в профессии).
  2. Смежные мотивы , которые актуализируются в процессе деятельности, связаны с ней, но не соответствуют её основному содержанию (например, – мотив карьерного роста). Иногда смежные мотивы могут быть хорошим стимулом и, повышать продуктивность деятельности, дополняя основной мотив.
  3. Периферические мотивы , которые могут актуализироваться в процессе деятельности, но не связаны с ней непосредственно и часто выступают, как отвлекающий фактор (например, мотив общения).
  4. Негативные мотивы – те, которые препятствуют основной деятельности, направляя усилия человека к альтернативным целям (например, мотив сохранения личностной безопасности).

Изложенные принципы были реализованы в методике «Диагностики трудовой мотивации» (ДТМ) направленной на исследование иерархии мотивов и её внутренней устойчивости в рамках трудовой деятельности. Рассматриваются шесть видов мотивов: самоактуализация в профессии (СА), карьерный рост (К), общение (О), комфортность условий труда (УТ), социальное благополучие (СБ) и личностная безопасность (ЛБ). Как отдельный показатель оценивается степень устойчивости иерархии мотивов ( W ) . Предлагаемый перечень мотивов был получен эмпирически в результате систематизации данных глубинного интервью, проведённого со специалистами разного уровня.

Процедура исследования представляет собой ранжирование предлагаемых утверждений в порядке предпочтения. В целом, методика состоит из 4-х серий ранжирования: в каждой серии по шесть утверждений соответствующих различным мотивам. Время выполнения – 5-7 мин.

В рамках проверки конструктной валидности методики собраны данные о взаимосвязях ДТМ с качественно различными группами параметров. (1) В первую группу вошли наиболее общие ориентирующие характеристики личности: жизненные ориентации, ведущие ценности, направленность личности и карьерные ориентации. (2) Вторую группу составили параметры, отражающие социальное положение и профессиональную ситуацию: стаж, уровень дохода, профессиональный статус, удовлетворённость трудом, выраженность оргстресса, профессиональная реализация и лояльность к организации. Здесь же рассматривались особенности мотивации у безработных граждан разных групп профилирования, были выявлены взаимосвязи ДТМ со скоростью трудоустройства. (3) Для исследования личностных предпосылок выраженности отдельных мотивов изучались взаимосвязи ДТМ с самоотношением, личностной тревожностью, коммуникативными характеристиками личности, локусом контроля и адаптивными стратегиями поведения.

Итоговыми показателями ДТМ выступают средние ранги для каждого вида мотивов, на основе чего делаются выводы о ведущих и игнорируемых мотивах. Устойчивость иерархии мотивов определяется через степень согласованности ранжирования в 4-х пробах посредством вычисления коэффициента конкордации. Наиболее благоприятной для любой деятельности будет картина, когда «основные» мотивы занимают ведущее положение, а «негативные» игнорируются при высокой устойчивости полученной иерархии.

Методика может использоваться в организациях и на предприятиях, как основа создания программ мотивации сотрудников, а также при приёме на работу с целью отбора кандидатов.

Главная > Документ

Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлет-воренности трудом. Проведение опроса Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлет-воренность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла), «в основном удов-летворен» (+2), «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетво-рен» (-1);. «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3). Оцениваемые факторы 1. Значимость профессии. 2. Престижность профессии. 3. Вид трудовой деятельности. 4. Организация труда. 5. Санитарно-гигиенические условия. 6. Размер заработной платы. 7- Возможность повышения квалификации. 8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников. 9. Взаимоотношения с коллегами. 10. Потребность в общении и коллективной деятельности. 11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей. 12. Возможность творчества в процессе работы. ,13. Удовлетворенность работой в целом. Обработка результатов и выводы Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака). Методика «Направленность на вид инженерной деятельности» Методика разработана О. Б. Годлиник и рассматривает характерные эле-менты 4 основных видов инженерной деятельности: 1. Научно-исследовательская деятельность. 2. Проектно-конструкторская деятельность. 3. Производственная (эксплуатационная) деятельность. 4. Организаторская деятельность. Инструкция Какие из приведенных ниже видов инженерной деятельности более привлекательны, предпочтительны для вас, в большей мере соответствуют вашим склонностям и интересам? Сравнение производите попарно. Из каждой пары выберите более привлекательный вид дея- тельности и соответствующую ему букву запишите на листе для ответов рядом с номером сравниваемой пары. Текст опросника А Б

А Б
1. Планировать и проводить экспери-менты для проверки научных гипотез, догадок, выявления закономерностей Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулиро-вать)
2.
3.
4.
5. Эксплуатировать машины, механиз-мы, приборы (управлять, следить, регулировать) Организовывать, планировать координировать производственную деятельность людей
6. Искать оптимальные решения науч-ных и технических проблем, форму-лировать новые задачи Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
7. Обеспечивать эффективную безаварий-ную работу сложных технических устройств Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи
8. Разрабатывать и внедрять в производ-ство современные формы и методы организации труда Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
9. Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулировать)
10. Планировать и проводить эксперимен-ты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности
11. Разрабатывать и внедрять в произ-водство современные формы и методы организации труда Обеспечивать эффективную безаварий-ную работу сложных технических устройств
12 Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы Планировать и проводить эксперименты для проверки гипотез, догадок, выявлять закономерности
13. Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулиро-вать)
14. Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств Организовывать, планировать, координиро-вать производственную деятельность людей
15. Эксплуатировать машины, механизмы, приборы {управлять, следить, регули-ровать) Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
16. Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи
17. Организовывать, планировать, координи-ровать производственную деятельность людей
18. Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы
19. Обеспечивать эффективную безаварий-ную работу сложных технических устройств
20. Разрабатывать и внедрять в производ-ство современные методы и формы организации труда Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы
21. Планировать, проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда
22. Проектировать, конструировать новые при&оры, машины, механизмы Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств
23. Разрабатывать и внедрять в производ-ство современные методы, формы организации труда Обеспечивать эффективную безаварий-ную работу сложных технических устройств
24. Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности
Обработка результатов За каждый выбор (предпочтение) проставляется 1 балл. Далее подсчитывается, сколько раз был выбран тот или иной вид инженерной деятельности. Научно-исследовательская деятельность характеризуется следующими позициями опросни-ка: 1А, 4Б, 6А, 7Б, 10А, 12Б, 13А, 16Б, 18А, 19Б, 21А, 24Б. Проектно-конструкторская - 2А, ЗБ, 6Б, 8Б, 9А, 12А, 14А, 15Б, 18Б, 20Б, 22А, 24А. Производственная- 1Б, ЗА, 5А, 7А, 9Б, 11Б, 13Б, 15А, 17А, 19А,22Б,23Б. Организаторская - 2Б, 4А, 5Б, 8А, 10Б, 1 IA, 14Б, 16А, 17Б, 20А, 21Б, 23А. Выводы О наличии склонности к тому или иному виду инженерной деятельности можно утверж-дать, если набрано 9-12 баллов. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Автор - Е. П. Ильин. Методика предназначена для качественного анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности, для выявления наиболее значимых причин выбора профессии преподавателя. Инструкция Прочтите текст опросника и оцените предложенные в списке мотивы вашей педагогиче-ской деятельности по 10-балльной шкале. Текст опросника 1. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи. 2. Интерес к педагогической деятельности. 3. Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью. 4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или на-учной деятельности. 5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа. 6. Стремление к самовыражению, к творческой работе. 7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей. 8. Возможность заниматься и научной работой, получить ученую степень, звание. 9. Возможность удовлетворить свое стремление к власти. !0. Вынудили обстоятельства. П. Наличие длительного отпуска. 12. Не надо находиться на работе от звонка до звонка. Выводы По степени, значимости каждого мотива, выраженной в баллах, делается суждение о том, насколько выражено у педагога педагогическое призвание (пп.1-4, 6) и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные интересы (пп. 5, 7-12). Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» 1 Методика позволяет выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности {склонность к организаторской деятельности, направленность 1 Методика взята из кн.: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследова-ния. - М., 1998. на предмет), его потребность в общении, в одобрении, а также значимость интеллигентности его поведения. Инструкция В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов: а) «верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени»; б) «неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в ми-нимальной степени». Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на лис-те для ответов, зачеркнув соответствующую букву. Текст опросника 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б). 2. Я часто подавляю других своей самоуверенностью (а, б). 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б). 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б). 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б). 6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом (а, б). 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б). 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в дисциплину, которую я преподаю (а, б). . ■ 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б). 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б). 11. Бывает, что все утро я ни с кем-не хочу разговаривать (а, б). 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б). 13- Большинство моих друзей - люди, интересы которых имеют много общего с моей про-фессией (а, б). 14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б). 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б). 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б). 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принять решение (а, б). 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б). 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б). 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б). 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б). 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (а, б). 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их лич-ностных особенностей (а, б). 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б). 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б). 26. Худшее наказание для меня - одиночество (а, б). 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят того (а, б). 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (а, б). 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б). 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б). 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б). 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б). -33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б). 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной {а, б). 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б). 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б). 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем расска-зывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б). 38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету (а, б). 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б). 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б). 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть (а, б). 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяй-ственной деятельностью (а. б). 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повыше-ния квалификации (а, б). 44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б). 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б). 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б). 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б). 48. Если бы мне удалось перенестись на короткое время в будущее, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету (а, б). 49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б). 50. Я никогда не говорил с улыбкой неприятных вещей (а, б). Обработка результатов Каждый ответ оценивается I баллом. В зависимости от направленности педагогической деятельности все утверждения опросника (с учетом возможного ответа - а или б) разбиты на группы (шкалы). По каждой шкале можно набрать максимум 10 баллов. Ниже перечисля-ются шкалы и соответствующие им позиции опросника. «Организованность» - 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а. «Направленность на предмет» - За, 8а," 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 39а, 43а, 48а. «Коммуникатор»- 16,66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а. «Мотивация одобрения» - 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а. «Интеллигентность» - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а. Выводы Шкала, по которой опрашиваемый набирает более 7 баллов, характеризует ярко выра-женную направленность педагогической деятельности. Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» Методика разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным для выявления сте-пени удовлетворенности учителей своей профессией и различными сторонами профессио-нальной деятельности. Инструкция Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+». Текст опросника
Удовлетворены ли вы: да не знаю нет
1. вашей профессией
2. достигаемыми результатами
3. взаимоотношениями с администрацией школы
4. взаимоотношениями с коллегами
5. взаимоотношениями с учащимися
6. взаимоотношениями с родителями учащихся
7. отношением учащихся к вашему предмету
8. отношением к вашему предмету педагогического коллектива
9. отношением родителей учащихся к вашему предмету
10. своей профессиональной подготовкой в целом
11. своей методической подготовкой
12. своей теоретической подготовкой
13. своей организационной подготовкой
14. учебной программой
15. материальной базой школы
16. местом работы
17. заработной платой
Обработка результатов За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» - 0 баллов, за ответ «нет» начис-ляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака. Выводы Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя - если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая - от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низ-кая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая - при - 11 баллах и выше.

Приложение 1.

Структура потребностей по А.Маслоу

Приложение 2. Методика «Структура мотивации»

Шкалы: мотивация достижения - познавательный мотив, состязательный мотив, мотив достижения успеха, внутренний мотив, мотив значения результатов, мотив сложности заданий; мотивация отношения - мотив инициативности, мотив самооценки волевого усилия, мотив самомобилизации, мотив самооценки личностного потенциала, мотив личностного осмысления учения, мотив позитивного личностного ожидания

Тестируем: свойства личности

Возраст: младший школьный

Назначение теста : исследование структуры мотивации участия испытуемых в исследовании.

3 - полностью не согласен,

2 – не согласен,

1 - скорее не согласен, чем согласен,

1 - скорее согласен, чем не согласен,

2 - согласен,

3 - полностью согласен.

Тестовый материал

Исследование мне уже порядком надоело.

Я работаю на пределе сил.

Я хочу сделать все, на что я способен.

Мне интересно, что получается при выполнении заданий.

Задания в этой работе довольно сложные.

Может быть, это исследование никому особенно не нужно, но раз я в нем участвую, то участвую.

Я думаю, что мои результаты будут лучше, чем у других.

Я ожидаю подтверждения моих успехов в этой работе.

Думаю, что мои результаты будут скорее низкими, чем высокими.

Задания в этой работе пусть и сложные, но в общем вполне доступные.

Мне хотелось бы превзойти свой обычный уровень достижений.

Я прикладываю достаточно старания для выполнения заданий.

Эта работа имеет для меня смысл, и мой результат в ней не случаен.

Я сам выбираю задания, которые выполняю в этой работе.

Я ощущаю прилив сил, энергии.

Я стремлюсь выполнять все более и более трудные задания.

Чем дольше работаешь, тем более становится интересно.

Чем труднее даются успехи в этой работе, тем более хочется их достигнуть.

Для меня эти задания выполнить нетрудно.

Работа меня захватила.

Я чувствую себя вполне независимым в выборе вариантов решения заданий.

Вероятно, что моя работа имеет для кого-то определенное значение.

Я хочу узнать границы своих возможностей в этой ситуации.

Не хотелось бы, чтобы мои результаты были низкими.

Я добросовестно выполняю задания.

Я чувствую, что меня вынуждают заниматься этой работой.

Работа такого рода большого интереса не вызывает.

Я напрасно выполняю эту работу и вообще зря в ней участвую.

Я не хочу выкладываться в этой работе.

Ключ к тесту

Мотивация достижения

Познавательный мотив: 4, 23, -27.

Состязательный мотив: 7, 24, -33.

Мотив достижения успеха (самодвижения через успех): 11, 16, 18.

Внутренний мотив: -1, 17, 20.

Мотив значения результатов: 6, 22, -28.

Мотив сложности заданий (субъективная оценка сложности заданий): 5, 10, -32.

Мотивация отношения

Мотив инициации (инициативность): 14, 21, -26.

Мотив самооценки волевого усилия: 2, 12, -34.

Мотив самомобилизации (на волевое усилие): 3, 25, -29.

Мотив самооценки личностного потенциала 15, 19, -35.

Мотив личностного осмысления учебы (личностный смысл): 13, -31, -36.

Мотив позитивного личностного ожидания: 8, -9, -30.

Сумма баллов по каждой мотивации рассчитывается как сумма оценок респондента по соответствующим вопросам (с учетом знака). Если в ключе перед вопросом стоит знак «-» оценки респондентов необходимо инвертировать.

Таблица инвертирования оценок респондентов

Интерпретация результатов теста

Доминирующей является мотивация, по которой респондент набрал максимальное количество баллов.

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»

Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.

Проведение опроса

Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла), «в основном удовлетворен» (+2), «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1);. «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).

Оцениваемые факторы

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно-гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7. Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.

12. Возможность творчества в процессе работы.

13. Удовлетворенность работой в целом.

Обработка результатов и выводы

Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 33. ЧЕЛОВЕК В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 33.1. ПОДГОТОВКА К ТРУДУ, АДАПТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТруд человека – условие существования общества. Человек является главным элементом системы производительных сил. Как субъект труда

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности Для диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности используется модифицированная и адаптированная

Из книги Патопсихология автора Зейгарник Блюма Вульфовна

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности Для психологической диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности используется

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

§ 6. Употребление орудия как психологическая предпосылка трудовой деятельности Есть, однако, в высшей степени важные черты, которые позволяют отграничить поведение обезьяны от поведения человека и представить в верном свете, как шла линия развития человеческого

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

3. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ На современном этапе исследований мы не можем предложить какую-нибудь жесткую устоявшуюся классификацию личностных нарушений. Поэтому мы остановимся на тех личностных изменениях, анализ которых можно провести в наиболее

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей Александрович

14.1.Мотивация трудовой деятельности Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими

Из книги автора

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» Автор В. Э. Мильман. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех

Из книги автора

Методика «Изучение соподчинения мотивов» Подготовка исследованияПодбираются яркие, красочные игрушки.Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов деятельности» Подготовка исследованияПриготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.Проведение

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным.Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях.Вариант 1ИнструкцияВнимательно

Из книги автора

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).

Из книги автора

2.47. На работу (усваивать во время трудовой деятельности) Все мышцы на лице расслабились, все лицо разгладилось, я весь успокоился, я весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Я весь насквозь абсолютно спокоен. Во всем теле полностью раскрылись все

Из книги автора

3. 3. Методика самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности Метод изучения самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности – дополнительный прием исследования мотивов в общем мотивационном синдроме учения

Назначение мотивации состоит в разработке и реализации мер, направленных на побуждение сотрудников к эффективному и инициативному труду. Мотивация включает в себя систему мер но стимулированию работников (внешняя мотивация), а также совокупность мотивов, побуждающих работника выполнять свои обязанности максимально результативно и добросовестно (самомотивация или внутренняя мотивация).

В распоряжении работодателя имеются различные методы поощрения – материальные и нематериальные, выбор которых осуществляется с учетом внутренней мотивации каждого работника.

В процессе функционирования системы мотивации и стимулирования важно проводить оценку ее эффективности в целях поиска путей ее совершенствования и развития. Как известно, оценить эффективность самого процесса мотивации труда можно с помощью количественных и качественных показателей (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

А. Я. Кибанов предлагает следующий порядок диагностики существующей системы мотивации и стимулирования персонала, как части процесса совершенствования системы управления мотивацией в организации:

  • мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации:
  • диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования;
  • диагностика мотивации работников организации.

Ю. Г. Одегов и Т. В. Никонова выделяют следующие процедуры для диагностики системы мотивации и стимулирования труда:

  • анализ используемых форм и систем стимулирования, их связи с мотивацией персонала;
  • анализ уровня и структуры оплаты труда;
  • оценка соответствия разработанных принципов, структуры оплаты труда целям организации.

При совершенствовании системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в организации ключевым вопросом является сбор информации о существующей в данный момент в организации системе. Для облегчения диагностики "работающей" системы мотивации персонала М. О. Олехнович и Т. А. Макарова разработали специальную технологию, которая представляет собой "Мотивационный аудит". Целями проведения мотивационного аудита могут быть:

  • оценка эффективности существующей системы управления мотивацией;
  • определение соответствия системы управления мотивацией ТК РФ;
  • рекомендации по необходимому перестроению системы мотивации;
  • разработка системы стимулирования персонала под новые цели;
  • оценка соответствия системы мотивации целям предприятия;
  • оптимизация издержек на управление мотивацией персонала;
  • оценка мотивационного потенциала персонала;
  • создание основы для улучшения (разработки) системы мотивации;
  • оценка объемов ресурсов, требуемых для изменения системы мотивации.

При проведении мотивационного аудита решаются следующие задачи:

  • оценка текущей стратегии предприятия в области мотивации персонала:
    • – оценка системы мотивации персонала и взаимосвязей между процедурами;
    • – анализ модели системы стимулирования на основе документации;
    • – оценка четкости осуществления стимулирующих воздействий высшим руководством;
    • – диагностика системы мотивирования на уровне линейных руководителей;
  • оценка мотивационного потенциала персонала организации:
  • – диагностика мотивационно-потребностной сферы работников;
  • – выявление областей актуальных и базовых потребностей;
  • – оценка областей демотивации, требующих оперативной коррекции;
  • определение соответствия:
  • – действующей системы мотивации стратегии организации в этой области;
  • – действующей системы мотивации целям организации;
  • – действующей системы мотивации мотивам работников;
  • – затрат на мотивацию получаемому организацией эффекту;
  • – навыков руководителей по управлению мотивацией ожиданиям работников.

Результаты мотивационного аудита могут быть использованы в различных сферах управления персоналом:

  • для улучшения действующей или разработки повой системы мотивации персонала:
    • – адаптация действующей системы мотивации к изменениям, происшедшим на рынке труда или в области стратегических целей предприятия;
    • – дополнение эффективной системы стимулирования системой мотивирования, направленной на применение индивидуального подхода к работникам;
    • – разработка программ по обучению руководителей приемам стимулирования, мотивирования, ресурсообеспечения, предоставления обратной связи и подкрепления результатов;
    • – разработки новой системы мотивации персонала и программы ее внедрения с целью получения ожидаемого эффекта в установленные сроки;
  • для совершенствования отдельных областей политики управления персоналом:
  • – повышения эффективности решения вопросов найма, расстановки и внутрифирменных перемещений, формирования рабочих команд;
  • – прогнозирования трудового поведения сотрудников;
  • – принятия решений о выборе форм и методов обучения и повышения квалификации персонала;
  • – определения карьерной ориентации различных групп персонала, разработки и организации выполнения индивидуальных планов карьерного развития;
  • – оптимизации взаимодействий внутри и между подразделениями.

Важным вопросом диагностики существующей системы мотивации и стимулирования персонала является методика мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования.

Проведение мониторинга предполагает систематический сбор, обработку и качественный анализ данных из различных источников информации (опросы, статистические сборники, кадровые СМИ, job-порталы) относительно состояния рынка труда и обзора заработных плат (см. табл. 2.5).

Таблица 2.5

Пример обзора заработных плат (в тыс. руб.) по должности продавец-консультант за май 2011 г. по регионам РФ (данные портала SuperJob .ru)

Нижний квартиль

Верхний квартиль

Ср. арифметическое

Санкт- Петербург

Волгоград

Екатеринбург

Нижний Новгород

Новосибирск

Ростов-на- Дону

Челябинск

Минимальное значение в этой таблице говорит о том, какую минимальную заработную плату получают сотрудники в разных регионах в должности продавец-консультант. Нижний квартиль (25 процентов) свидетельствует о том, что 25% исследуемых заработных плат ниже указанной в таблице суммы. Медиана – это самый главный показатель, на который ориентируются при чтении обзоров но заработным платам.

Медиана – это величина, стоящая посередине в числовом ряду значений, расположенных в возрастающем порядке. В случае, когда числовой ряд содержит четное количество переменных, медиана представляет собой среднее арифметическое двух серединных значений числового ряда. Основное правило для понимания того, как ведет себя большинство компаний рынка, звучит следующим образом: "Если медиана меньше средней арифметической, то это означает, что большинство компаний платят заработную плату меньше средней арифметической. И наоборот". На основании этого уже можно делать первичные выводы: где находится ваша компания как игрок рынка труда и какие выгоды из этого можно извлекать.

Обзор заработной платы представляет собой исследование рынка труда, главным предметом которого является оплата труда, а также предоставляемые работникам компенсационные пакеты. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Механизм спроса и предложения реализуется здесь следующим образом: работодатели формируют спрос на вакантные должности, а соискатели предлагают свои профессиональные знания и навыки. Эти отношения должны быть равноправными, хотя стороны преследует свои цели. Причем если цели совпадают, т.е. работа устраивает кандидата, а кандидат – работодателя, в результате выигрывает каждый из них. По общим законам, чем больше специалистов определенной квалификации на рынке труда, тем ниже их заработная плата. Идеальный вариант – когда число работников, предлагающих свои услуги на рынке труда, равно количеству требуемых специалистов.

Основные задачи мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования состоит в ответах на вопросы следующего характера:

  • сколько платить специалисту в данном регионе, отрасли и должности?
  • каким должен быть фонд оплаты труда в подразделении, которое создается впервые?
  • как изменятся условия оплаты через определенный период, например в ближайшие полгода, год?
  • из каких элементов состоит компенсационный пакет и в каких пропорциях?

Такой мониторинг позволяет: разрабатывать эффективную систему мотивации, основываясь на достоверных данных; быть в курсе изменений на рынке труда и своевременно и оперативно на них реагировать; определить конкурентоспособность компании на рынке труда; оптимизировать фонд оплаты труда и устанавливать уровень заработной платы для новых должностей; укреплять лояльность каждого сотрудника и удерживать высококвалифицированный персонал.

Рассмотрим методику мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования, предложенную Т. Скоробогатовой в статье, посвященной исследованию рынка труда и заработной платы .

Стандартная методика мониторинга предполагает наличие нескольких этапов.

Этап 1. Подбор источников информации. Анализ лучше всего начинать с внешних источников информации. Для этого не потребуется крупных финансовых затрат, т. к. не придется собирать данные заново, а надо будет искать и изучать уже существующие сведения. Необходимо также определить, за какой период будет проводиться исследование, – лучше всего оценивать данные за ближайший промежуток времени, например за прошлый месяц или квартал. Далее следует проанализировать такие ресурсы, как свежие рекламные газеты (хотя бы 2–4 издания на выбор; распространены такие издания, как "Работа для Вас", "Вакансия от А до Я", "Работа и зарплата", "Элитный персонал" и др). Обширную информацию могут предоставить и специализированные интернет- сайты: SuperJob.ru, Zarplata.ru, Rabota.ru и др.

Этап 2. Отбор компаний по сформированным критериям. На данном этапе необходимо сформировать критерии, по которым следует отбирать компании в исследование. Это могут быть такие параметры, как численность персонала, местонахождение, профиль деятельности, должностные обязанности и т. п. Также в ходе исследования необходимо уделить особое внимание следующим параметрам, связанным с оплатой труда и мотивацией: постоянная часть (оклад, доплаты); переменная часть (бонус, премии); социальный пакет (включая гарантии, предусмотренные ТК РФ).

Сравнивая заработную плату специалистов различных компаний, следует исходить из выполняемых ими функций, а не из названия должности. При этом отбирать надо только идентичные или сходные по нескольким параметрам позиции. Не стоит ограничиваться только анализом объявлений – стоит обратиться к представителям работодателей, предлагающих эти вакансии, и получить дополнительную информацию об объеме работы, требуемом профессиональном опыте кандидата, уровне зарплаты в течение испытательного срока и после его успешного прохождения, системе оплаты труда. Такая необходимость возникает, поскольку нс все компании указывают в объявлении о вакансии точный размер зарплаты, а некоторые и вовсе этого не делают.

Этап 3. Расчет показателей для анализа. На этом этапе необходимо определить средний уровень заработной платы по каждой позиции: суммировать полученные в ходе анализа показатели и разделить их на количество объявлений о вакансиях, т. е. найти среднее арифметическое. Для удобства можно составить таблицу с размером предлагаемой зарплаты по рассматриваемым должностям за определенный период времени, например, месяц (табл. 2.6). В ней будут содержаться данные по заработной плате и с указанием должностных обязанностей выбранных позиций, минимального и максимального уровня дохода работника, а также данные по структуре системы стимулирования (здесь должны быть отражены доля зарплаты, премий, соц. пакета и др. составляющих материальной системы стимулирования).

Таблица 2.6

Размер зарплаты по рассматриваемым должностям за определенный период времени

Этап 4. Корректировка полученных значений. Далее необходимо скорректировать полученное значение с учетом всех факторов, способных повлиять на рынок труда и, соответственно, размер заработной платы. Надо понимать, что получить абсолютно точные цифры невозможно. Существует диапазон, в пределах которого значения будут колебаться, – он тем шире, чем менее востребована позиция и чем больше рынок потенциальных соискателей.

По итогам проведения мониторинга необходимо составить отчет по тем позициям, в которых заинтересована компания, в виде таблицы. Она может содержать следующие разделы:

  • наименование должности;
  • составляющие зарплаты и стимулирующих выплат;
  • минимальный размер заработной платы;
  • максимальный размер заработной платы;
  • среднее значение заработной платы (среднее арифметическое всех значений, полученных по каждой должности);
  • наиболее часто встречающееся значение заработной платы.

В отчете также должна быть указана сфера деятельности компаний, включенных в анализ: строительство, производство товаров народного потребления и их дистрибуция, приборостроение, деревообработка, полиграфия и т. д.

Важнейшим вопросом является знание методов диагностики и оценки мотивации и их грамотное использование, что позволит не только повысить отдачу от сотрудника, но и даст возможность лучше понять сильные и слабые стороны подчиненного. Диагностика существующей системы персонала чаще всего опирается на следующие основные методы:

  • – опрос;
  • – тестирование;
  • – экспертные оценки;
  • – беседа;
  • – наблюдение.

Основным методом оценки мотивации сотрудников является опрос или анкетирование. Основные преимущества данного метода в том, что он позволяет за короткое время получить важную информацию о мотивации как одного сотрудника, так и нескольких подразделений. Данный метод является одним из экономически выгодных, так как не требует больших финансовых затрат. А также и имеет ряд недостатков: сотрудники могут сознательно искажать ответы на вопросы и проверить достоверность представляемой информации бывает достаточно сложно.

Итоги опроса должны доводиться нс только до руководства, но и до тех сотрудников организации, которые приняли в нем участие. Для того чтобы сотрудники и в дальнейшем были готовы к активному участию в опросах, они должны быть проинформированы о полученных результатах и видеть для себя реальную пользу от самого факта участия в опросе.

Другим распространенным методом является тестирование. Тесты разрабатываются для определения особенностей мотивации конкретного человека и степени выраженности у него тех или иных ее характеристик. Тестирование может являться надежным и достоверным методом изучения системы мотивации, только если они созданы и интерпретируются специалистами-психологами, а сами тесты отвечают требованиям надежности и валидности.

Важным методом оценки мотивации является метод экспертных оценок. Данным способ предполагает, что оценить мотивацию работников могут лишь люди, которые их хорошо знают. В первую очередь, это руководители и коллеги, иногда в качестве экспертов привлекаются деловые партнеры или клиенты. Как правило, экспертная оценка мотивации является одним из элементов комплексной оценки работника.

Еще один простой метод изучения мотивации – беседа. В ходе беседы с подчиненным всю необходимую информацию руководитель получает с помощью специальных вопросов (закрытых, открытых, косвенных, наводящих и рефлексивных).

Отношение к порученной работе у разных работников может существенно различаться, и эти различия в мотивации можно легко выявить с помощью такого метода, как наблюдение. Наблюдение – самый доступный метод оценки мотивации подчиненных, которым может воспользоваться руководитель. Чтобы с помощью наблюдения получить точное представление об особенностях мотивации работников, нужно четко понимать, что именно следует принимать во внимание в качестве наблюдаемых признаков мотивации.

Методы оценки мотивации, а также способы диагностики системы мотивации персонала организации, рассмотренные нами, призваны повысить эффективность работы сотрудников. Важно понять, что в работе руководителя невозможно ограничиться использованием лишь какого-то одного из предложенных здесь методов. Использование нескольких методов одновременно повышает надежность полученной информации и повышает качество принимаемых на ее основе решений.

В заключение хотелось бы добавить, что система мотивации создастся для того, чтобы сотруднику было интересно выполнять задачи, поставленные организацией. Однако ни одна из созданных внешними консультантами систем мотивации, как бы хороша она ни была, не является саморегулирующейся. Иными словами, для достижения нужного компании результата недостаточно одной заинтересованности сотрудника в своей работе. Система мотивации успешно работает благодаря деятельности руководителя. И следовательно, эффективность системы мотивации зависит от деятельности тех менеджеров, которые, выполняя свои рабочие функции в компании, претворяют эту систему в жизнь.

  • Дайджест журнала КАДРОВИК.RU. 2013. № 7. URL: kadrovik.ru.
  • Под компенсационным пакетом мы понимаем совокупность как финансовых, так и нефинансовых выплат, которые направлены как на оплату труда, так и на дополнительное стимулирование персонала.