Арена ди верона афиша официальный.

Гостям Италии, в особенности театралам, Верона (Verona) хорошо известна благодаря одной из её – античному театру Арена ди Верона (Arena di Verona). Римский амфитеатр снаружи выглядит, как и подобает памятнику старины. Зато внутри него оборудована театральная площадка, на которой ежегодно проводится блистательный оперный фестиваль.

Во времена правления императора Тиберия Юлия Августа (лат. Tiberius Julius Augustus) в Вероне был построен амфитеатр. Главное его предназначение – проведение зрелищных гладиаторских сражений.

После падения Римской империи амфитеатр утратил былую ценность, постройка пришла в запустение.

Отметим, что билеты имеют различный ценовой диапазон. Наиболее бюджетные места без номеров, расположенные на самом верху амфитеатра, их стоимость – 15-25 евро. Наиболее дорогие билеты на места, находящиеся непосредственно перед сценой театра. Субботний вечер в таком секторе может обойтись в 200 евро с одного посетителя.

Схему мест в формате PDF можно скачать в хорошем качестве .

Концерт Адриано Челентано

Опера создала мировую известность амфитеатру. В исключительных случаях арена предоставляет свою сцену популярным артистам . Самая яркая тому иллюстрация – грандиозные концерты (Adriano Celentano), которые состоялись 8-9 октября 2012 года. Событие поистине уникальное, поскольку Челентано с 1994 года был в творческом отпуске и не давал гастролей. Италия не видела своего кумира целых 12 лет, и вот, артист вновь решил порадовать поклонников живым выступлением.

В назначенный час ряды Арена ди Верона просто ломились от зрителей, а билеты разлетелись в рекордные сроки. Сам Адриано Челентано настоял на том, чтобы билеты на его выступление не превышали 15 евро.

Первый концерт был построен не только на песенном репертуаре певца. В фокусе мероприятия оказалась тема экономики Италии и перспектив развития европейской демократии. Помимо приглашенного певца (итал. Gianni Morandi) в концерте также принял участие экономист Жан-Поль Фитусси (фр. Jean-Paul Fitoussi).


Музыкальная часть концерта была поистине грандиозной. Большая часть исполненного материала относилась к новому альбому « Facciamo finta che sia vero». На радость фанатам также были исполнены песни из старого репертуара: «Soli», «Il ragazzo della via Gluck», «Azzurro». Вместе с 74-летним Челентано работали 18 музыкантов и два десятка бэк-вокалистов. Поразительное световое шоу возвело происходящее в ранг волшебства.

Концерт транслировался по телевидению и собрал невероятное число телезрителей. Критики единогласно пришли к мнению, что выступление Адриано Челентано в Вероне – это «Лучший итальянский концерт 2012 года». Администрация Вероны 30 ноября 2012 года торжественно вручила ключи от города Адриано Челентано.

Арена города Верона уступает по размерам римскому и амфитеатру в Санта-Мария-Капуа-Ветере (итал. Santa Maria Capua Vetere). Ранее античный театр имел 4 эллиптических кольца, последовательно вписанные друг в друга . Самая узкая фигура очерчивает сцену и сектор «Poltronissima», ее параметры – 44,43 м. Следующий эллипс размером в 73,68 м – это внешняя граница нынешней постройки. Две других фигуры: 109,52 и 138,77 м очерчивали уже разрушившиеся второе кольцо.

Как добраться

Амфитеатр находится по адресу: площадь Бра, 5 Piazza Bra, 5). Пьяцца Бра – это центральная площадь города, до которой можно добраться на такси или на автобусах № 11, 12, 13, 14, 72 и 73 (от городской ж/д станции Porta Nuova).

  • Смотрите инструкцию:

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

2017 год ознаменуется в Италии множеством событий, но, пожалуй, одним из наиболее примечательных станет Оперный фестиваль в Вероне. В этом году исполняется ровно 104 года, как на сцене Арена ди Верона впервые была поставлена знаменитая опера Аида. С тех пор ежегодный оперный фестиваль в Вероне считается одним из наиболее топовых мероприятий итальянского лета.

Даже если к самой опере у Вас весьма прохладное отношение, Оперный фестиваль в Вероне все равно имеет смысл посетить. И на то есть несколько причин.

3 причины посетить Арена ди Верона

Во-первых, ради посещения самой Арены – грандиозного сооружения, история которого насчитывает 2000 лет. Построенная еще древними римлянами для своих не шибко гуманных забав, Арена ди Верона является одним из крупнейших подобных сооружений в Италии. Способная вместить одновременно до 14 000 зрителей, она уступает по масштабам лишь Колизею в Риме и арене в Капуе.

Арена ди Верона способна вместить одновременно до 14 000 зрителей

Во-вторых, Оперный Фестиваль на Арена ди Верона – это настоящее шоу, зрелищность которого известна по всей Европе не только оперным гурманам. Упор, который веронцы делают на зрелищность, имеет под собой весьма веское основание. Совсем неподалеку от Вероны находится Венеция, а чуть дальше – в двухстах километрах – Милан. Имея под боком таких именитых конкурентов в борьбе за туристические предпочтения, веронцам приходится регулярно искать весьма неординарные решения, чтобы не померкнуть в их тени.

Зрелищность Оперного Фестиваля в Вероне обеспечивается многими способами, но основной упор делается на создании особой атмосферы и грандиозные декорации. На последних здесь вообще не принято экономить. Монументальные и реалистичные, они полностью погружают в действие спектакля. В свое время знаменитый режиссер Франко Зефирелли для постановки «Кармен» воссоздал на Арене целый испанский город, а «задник» сцены для «Аиды» вполне конкурентно смотрится даже по сравнению с постановками в Гизе на фоне египетских пирамид.

Декорации «Аиды» на сцене Арена ди Верона

Что же до Атмосферы, то к ней тоже имеется особый подход. Как правило, большая часть постановок проходит в темное время суток, и, когда гаснут огни, зрители зажигают полученные на входе свечи. 14 000 свечей в темноте древнего Римского амфитеатра, когда на сцене разворачивается очередная драма – это ли не воспоминание на всю жизнь? Ах да, чуть не забыл, акустика в Арена ди Верона потрясающая, а потому, где бы ни располагались Ваши места, слышимость от этого не пострадает.

Наконец, отдельное слово нужно сказать об исполнителях, отбору которых для участия в Фестивале уделяется особое внимание. Регулярно на сцене Арены дают концерты звезды первой величины; их приглашают со всего мира, а потому, вне зависимости от года, в программе Фестиваля можно встретить выступления Хосе Каррераса, Пласидо Доминго и др.

Акустика в древнеримском театре потрясающая

Оперный Фестиваль в Вероне 2017

В прошлом (2016) году Оперный фестиваль был особенно пышным, но в этом году программа Фестиваля тоже чрезвычайно насыщенная. Зрителей ждут более 50 спектаклей под открытым небом, среди которых Аида, Набукко, Риголетто, Мадам Баттервляй и др. Особый ажиотаж в программе Оперного Фестиваля в Вероне 2017 ожидается на концерт Пласидо Доминго.

Начало большинства спектаклей в 20:45 и 21:00.

Ожидается, что мероприятия Оперного фестиваля в Вероне посетит около 700 тыс. зрителей.

Декорации к каждому спектаклю монументальные и реалистичные

Даты Оперного Фестиваля 2017:

Программа Оперного Фестиваля

Полную и регулярно обновляемую программу Оперного Фестиваля в Вероне мероприятий .

Билеты

Билеты на оперный Фестиваль в Вероне можно заказать online по этой ссылке .

Концерт Пласидо Доминго состоится 21-го июля 2017 года. Начало в 22:00, а стоимость билетов – от $33. .

Четыре звезды оперной сцены Италии на сцене Крокус Сити Холла в авторском проекте сопрано Веры Кононовой. На лучших площадках мира она создает уникальные проекты, великолепные по исполнению и атмосфере. Это не просто концерты - это театрализованные интерактивные шоу, с проекциями знаменитых итальянский художников - Сандро Ботичелли, Микелянжело Буаноротти, Рафаэля Санти.

Вы сможете погрузиться в уникальное путешествие по средневековой Италии и услышать шедевры итальянской Оперы. Кармело Коррадо Каррузо. Великий бас-баритон Италии из одной из самых прославленных музыкальных династий после окончания Консерватории Санта-Чечилия в Риме и продолжения учебы с выдающимися мастерами начал интенсивную концертную карьеру в самых важных театрах Италии, таких как Ла Скала, Ла Фениче, Сан-Карло, Комунале ди Болонья и Флоренция, театра Массимо в Палермо, Оперы в Риме и многих других, как в Италии, так и за рубежом, имея более 45 наименований в репертуаре: это были Риголетто, Макбет, Набукко, Бокканегра, Фальстаф, а также Жермонт, Конте ди Луна и другие.

В 2004 году он выиграл престижную премию Аббати за лучшее оперное производство года, исполнив роль главного героя в «Узнике» Даллапиккола. Анжело Фьоре. Феноменальный тенор, выступавший на лучших оперных подмостках Италии, ученик великой Мирелы Френи, блистательно окончивший Консерваторию Луиджи Керубини во Флоренции как пианист и вокалист. Триумфальное шествие по оперным театрам Италии и мира в партиях включает в себя такие роли как Альфредо в опере Травиата, Рудольфо в опере Богема и Пинкертона в Мадам Баттерфляй. Франческо Солинас. Молодой итальянский баритон, после окончание консерватории попавший на курсы великого Лучиано Паваротти.

Один из лучших исполнителей роли Фигаро в «Свадьбе Фигаро», так же исполнявший роли Генри в «Лючия ди Ламмемур», Риголетто в одноименной опере, Марчелло в «Богеме» и многих других. Джузеппе Таламо. Один из трех величайших итальянских теноров Пласидо Доминго был приглашен исполнить партию Жермона в опере Травиата, где он когда-то блистал в роли Альфредо: с возрастом голос маэстро стал ниже. Так же его просили провести кастинг, в котором участвовало огромное количестве теноров, но только безмерно талантливый молодой тенор Джузеппе Таламо не оставил места для конкуренции.