Аварский флаг и герб. Что говорит история? Культура и обычаи

Величественный строгий Кавказ - это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов - люди, чья национальность - аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы - это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки - «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы - национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы - национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит - это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность - аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Обычаи и традиции

Религия народа - ислам. Аварцы относятся к мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. в этих местах - дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами - так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа - чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Аварцы, прославившие свой народ

(национальность - аварец) - боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Амир Амаев - дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей - мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева - дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов - аварский поэт, член Союза многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Список дагестанских знаменитостей с известными на весь мир именами занимает не один лист. Они - истинная слава своего немногочисленного, но упорного народа.

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от . После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется , аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).


Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится , хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

К вопросу о важных исторических вехах в жизни народа

Аварцы – один из крупных коренных народов Восточного Кавказа, проживающий главным образом на территории Дагестана и северо-восточного Азербайджана.

Аварский (леков Дагестана) герб 1735 г. Вахушти Багратиони

Численность и расселение

В Дагестане аварцы составляют около трети всего населения, или немногим около миллиона человек. В Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана испокон веков проживали аварцы, численность которых сейчас составляет около 150 тысяч человек. Еще 50 тысяч аварцев из этого региона проживают в различных городах Азербайджана и Российской Федерации. На территории соседней Грузии – около 2 тысяч аварцев, большинство из которых живут в приграничных с Дагестаном и Азербайджаном районах – Кварельском и Лагодехском.

Самая многочисленная аварская диаспора имеется в Турции, где она образовалась еще в XIX веке. Всего в этой стране около 80 тысяч граждан дагестанского происхождения, из которых более 50 тысяч являются аварцами. В последнее время происходит концентрация аварцев в западных областях Турции, главным образом прилегающих к Мраморному морю. Центром аварской диаспоры в Турции традиционно является Ялова – небольшая область к югу от Стамбула, где живет около 10 тысяч аварцев, составляющих примерно 5% жителей данной провинции. Почти 15 тысяч аварцев проживают в Стамбуле, около 3 тысяч – в Анкаре, по 1 тысяче – в городах Сивас и Бурса и т. д. В Турции имеется около 40 аварских селений, расположенных в провинциях Ялова, Бурса, Сивас, Токат, Кахраман-Мараш, Муш, Адана, Ардаган.

Помимо Турции, с XIX века аварская диаспора сложилась и в Сирии, где на начало ХХ века было 5 аварских селений. Сейчас в этой стране осталось 2 селения, в которых проживают аварцы, – это Джисин и Дейрфуль. Они расположены в центральной части Сирии, относительно недалеко друг от друга, в провинциях Хама и Хомс. До начала гражданской войны в Сирии проживало около 5 тысяч аварцев, большинство из которых вынуждено было уехать из страны. Сейчас там не более 3 тысяч аварцев, а остальная часть диаспоры расселилась в Турции (в основном это провинции Газиантеп и Кахраман-Мараш), США (штат Нью-Джерси) и в Европе.

В других странах Ближнего Востока аварская диаспора малочисленна и в основном объединена с остальными северокавказскими народами в «черкесские общины». В Иране и в Ираке проживает по 3 тысячи лиц аварского происхождения. Главными центрами их расселения являются иранская провинция Фарс и иракский город Сулеймания. В Иране они называют себя черкесами и, являясь шиитами, уже давно утеряли родной язык и культуру, а в Ираке предпочитают называть себя «Дагистани» и также не владеют родным языком, хотя сохранили многие элементы традиционной культуры. Такая же ситуация сложилась в Саудовской Аравии, где в Медине и Мекке проживает около 2 тысяч арабов аварского происхождения. Они главным образом являются потомками аварских алимов, осевших в святых городах ислама в XVIII–XIX веках.

Всего в мире проживает около 1,5 миллиона аварцев, из которых 1,2 миллиона являются гражданами Российской Федерации, 200 тысяч – гражданами Азербайджанской Республики, более 50 тысяч – гражданами Турции и т. д.

История государственности

История аварского народа тесно увязана с прошлым дагестаноязычных народов, являющихся, наряду с родственными кавказскими народами, коренным, исконным населением Кавказа, признанного одним из древнейших очагов культуры и цивилизации. Еще до перехода к производящему типу хозяйствования, который произошел в горной части Аварии около 8 тысяч лет назад, наши предки проживали как на равнинной части Восточного Кавказа, так и в высокогорье, в частности на так называемой Чохской стоянке, обнаруженной на территории Гунибского района.

Основы государственности, заложенные в эпоху зарождения Кавказской Албании, т. е. еще до нашей эры, получили дополнительный импульс при поддержке Сасанидской династии, правившей Ираном в III–VI веках нашей эры. Именно тогда было основано общедагестанское государственное образование, известное в средневековой арабской литературе как Сарир. Столица его располагалась в Хунзахе, ставшем на многие века историческим центром аварской государственности. С древних времен территория проживания аварцев была вовлечена в важные политические процессы, происходившие на Ближнем Востоке.

Впервые руководитель аварского государства упоминается в античных источниках в связи с событиями 65 г. до н. э., когда легионеры римского полководца Помпея нанесли поражение многочисленному войску горцев в долине реки Алазани. Ими руководил царь по имени Оройс, который известен в дагестанских средневековых письменных источниках как Ороскан – основатель династии аварских нуцалов. Согласно «Тарих Дагестан» Орос являлся предком нуцала Сураката, жившего в XII–XIII веках.

Геополитическая ситуация той части земного шара, известного евразийцам тысячу лет назад, естественно, существенно различалась от современной, но также можно сказать, что именно тогда сложились основы современного миропорядка, по крайней мере в Евразии. Об этом можно судить по одному из наиболее известных и компетентных трудов по географии того периода, который написан известным арабским путешественником по имени Ибн Хаукал. Будучи выходцем с территории современного Ирака, первое свое путешествие он предпринял, по его собственным словам, в Рамазане 331 / мае 943 г. из Багдада. Под видом купца, по существу, быть может, в роли политического агента, он долго странствовал по Африке, Европе (Испании и Италии) и Азии (Иран, Индия). Будучи очень образованным человеком с дальновидным политическим кругозором, Ибн Хаукал составил крупный обобщающий труд по политической географии известного ему мира. В резюме к нему он пишет: «Вот вид земли, заселенных и незаселенных частей ее. Опор государства на земле четыре: самое населенное, благоденствующее с лучшим политическим строем, порядком заселения и обилием сборов – государство Ираншехр; центр его – вавилонский округ – оно же государство Фарса. Границы этого государства во времена персов известны; когда же появился ислам, оно у всех государств захватило часть. От государства румов оно захватило Сирию, Египет, Магриб и Андалус, у государства синов – Мавераннахр и присоединило к себе эти обширные государства. В государство румов входят пределы славян и соседних с ним русов, ас-Серир, ал-Лан, армян и исповедующих христианство. В государство ас-Син входят все области тюрков, часть Тибета и исповедующие из них идолопоклонство. В государство Хинд входят ас-Синд, Кашмир, часть Тибета и исповедующие их религию…». Из всего вышесказанного наибольшее значение имеет указание о политическом союзе восточно-христианских государств под опекой Византии («пределы румов»), который состоял из государств славян и в частности, русов, аварцев (Сарир), осетин (Алания) и армян. Кстати, об этом же говорят и другие арабские авторы Х века. К примеру, в «Книге видов земли» Абу-Зайда Ахмеда Ибн-Сахль аль-Балхи (умер в 940–950-х гг.) указано, что «в государство Рум входят пограничные земли славян и их соседей, как-то: Рус, Сарир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру». Сарир, несмотря на то что политический его центр располагался в центре горной Аварии – в Хунзахе, являлся государством не только аварцев, но и также даргинцев, лакцев и других народов современного Дагестана, а также Чечни, объединенных под эгидой аварских нуцалов, т. е. царей или правителей. В представлении грузинского историка ХI в. Леонтии Мровели в Восточном Кавказе существовала крупная этнополитическая общность «Лекети», которая тянулась от Каспийского или «Дарубандского» моря на востоке до реки Терек на западе. Под Лекети, по мнению исследователей, «скрывается конкретное наименование Сарир».

Есть еще одно интересное обстоятельство, которое нельзя проигнорировать. Почти все правители различных владений Дагестана претендовали на арабское происхождение, дабы «подкрепить своим авторитетом» права социальной верхушки. Однако в этом ряду есть одно исключение. Как подчеркивают дагестанские историки, правитель Аварии никогда не связывал свою родословную с арабами. Род его «более древний».

В это же время в Сарире была создана аварская письменность на основе грузинского алфавита. Памятники этой письменности сейчас сохранились только лишь в виде надписей на каменных крестах, но вряд ли стоит сомневаться в том, что она имела широкое распространение в Аварии.

Таким образом, Византия на Кавказе опиралась на государства армян, грузин, осетин и аварцев, которые, будучи проводниками единой политики, несколько веков смогли сдерживать негативные для себя тенденции развития ситуации и только монгольское нашествие в ХIII в. смогло нарушить сложившийся баланс сил и подорвать мощь государственного союза под эгидой Византии. Очевидно, что прямых параллелей тут быть не может – древние Сарир и Алания – ныне органичные части государства – духовного наследника Византии (как тут не вспомнить знаменитую фразу «Москва – третий Рим», а вторым, как известно, был Константинополь), а Армения – все так же надежный союзник. Создание некоего союза ближневосточных государств, прочно связанных с Россией экономически, политически, а где возможно – и культурно, есть жизненная необходимость. Тем более что все стартовые для этого имеются.

Наука и религия

Нашествие монголов сыграло ключевую роль в развале некогда мощного государства Сарир. Лишившись наиболее плодородных равнинных земель на юге и на севере, Сарир стал переживать острый внутриполитический кризис. Его продолжением стало усиление исламских газиев и проповедников, благодаря активности которых в XIV веке почти все население северной Аварии приняло ислам. Полная исламизация Аварии затянулась на долгие века, но основная часть аварцев к началу XVI века уже стала мусульманами. Только на юго-западе горной Аварии, главным образом в Цунте, сохранился очаг язычества. Последнее селение здесь приняло ислам лишь к началу XIX века. При этом уже X–XII вв. население закавказской Аварии являлось мусульманами, а сам регион – Цор – стал органичной частью исламского мира. В XII–XIII веках из аварского городка Билкан вышли два выдающихся ученых – Абу-Валид, носивший нисбу ал-Балахи, т. е. билканец и его сын Маммус. В XIV веке в северной части Аварии был известен шейх Асилдар из города Аркас, который стал исламским центром для этого региона. В XV веке благодаря активности шейха Хаджи-Удурата население центральной Аварии, известной как Гидатль, приняло ислам и стало центром его распространения в западной Аварии, в долине реки Анди-ор, и южной части горной Аварии – в верховьях реки Авар-ор. Конец XV века стал началом возрождения Аварии, но уже в рамках исламского культурного мира. В 1485 г. аварский нуцал Андуник и визирь Алимирза из Анди стали инициаторами составления программного документа, который послужил идеологическим основанием и призывом к возрождению былого величия нашей родины. Этот же Алимирза из Анди стал основателем аварской письменности на основе арабской письменности. Продолжателем его дела стал известный ученый XVI века Тайгиб из Харахи, усовершенствовавший аварский алфавит – аджам, который уже получил повсеместное распространение по всей Аварии.

В XVII–XVIII веках аварцы переживали подлинный расцвет исламской науки и культуры, связанный с глубоким внедрением шариата, письменности на основе арабского алфавита и созданием широкой сети образовательных учреждений почти во всех аварских селениях и городах. Главным организатором этого процесса можно назвать кадия Аварского нуцальства – Шабана из Обода, а стало это возможным благодаря научно-преподавательской деятельности Мусал Мухаммада из Кудутля. Последний, известный больше как Мусалав и живший в основном в селе Ругуджа, по признанию всех дагестанских алимов XIX – начала ХХ веков, был самым выдающимся средневековым ученым Дагестана, оставившим после себя целую плеяду талантливых учеников и сложившуюся научную школу. Умер он в сирийском городе Алеппо в 1716 г. В XVII веке мы имели целую плеяду талантливых ученых: Малламухаммада из Голода, Али из Келеба, Талхат-кади из Ириба, Манилава из Тлаха, Салмана из Тлоха, Алириза из Согратля, Рапи-хаджи из Шамгуда, Дамадана из Мегеба, Атанасил Хусайна из Хунзаха и многих других. Особо стоит отметить Рочиса Хазахилава – уроженца селения Арчиб, умершего в 1714 году, известного не только своими исследованиями в области математики и астрономии, но и наиболее ранними записанными стихами на аварском языке в XVII веке. Ученых же, живших в XVIII веке, сложно даже подсчитать. Самыми известными и признанными считаются: Теталав из Караты, Абубакар из Аймаки, Хасан и Умаржан из Кудали, Дибиркади из Хунзаха, Ибрагим-хаджи из Урады, Хадис и Багужалав из Мачады, Малламухаммад из Джара и многие другие. Последовательное развитие научно-культурной жизни и народного хозяйства Аварии продолжалось вплоть до конца XVIII века. Большой урон нашей родине нанесла эпидемия чумы, разыгравшаяся в 1770 году и ставшая причиной опустошения центральной Аварии и особенно Гидатля, большинство населения которого стало жертвой этой болезни.

Вызовы времени

Наряду с этой эпидемией не меньшую угрозу представляли попытки очередного правителя Ирана – Надир-шаха – подчинить себе Дагестан и выселить дагестанцев на Ближний Восток, заменив их кызылбашскими племенами. Несмотря на ожесточенное сопротивление дагестанцев, Надир-шаху удалось прорваться в восточную Аварию, где он потерпел ряд сокрушительных поражений, ставших примером беззаветной храбрости воинов и блестящего стратегического замысла их командиров. Надир-шах, который перед тем завоевал половину населения Азии, начиная от Индии и кончая Ираком, оказался бессилен перед народом, который любил свободу и честь больше собственной жизни. В 1738 г. в Джаре южные аварцы под руководством Адалав Ибрагима и Талануса Халила наголову разгромили 32-тысячную армию брата Надир-шаха – Ибрагим-хана – и убили его самого. В 1741 г. в сражениях в Андалале, Аймаки и близ Гимринского хребта аварцы наголову разгромили покорителя Вселенной, как любил себя величать Надир-шах. От 150-тысячной армии, которая вышла из Ирана, осталось не больше 30 тысяч деморализованных солдат, укрывшихся в лагере близ Дербента.

Своеобразным продолжением проявления военного гения аварского народа стала политическая активность влиятельных аварских нуцалов – Мухаммад-нуцала и особенно его сына – Умма-хана, которые распространили свое влияние далеко за пределы Аварии. Активно шло формирование общеаварской государственности, которая начала обретать реальные формы при указанных руководителях этого процесса. Однако этот процесс был прерван неожиданной смертью Умма-хана, которому на тот момент исполнилось только 40 лет. Формирование общеаварской государственности и стало своеобразным залогом формирования масштабного религиозного проекта – общекавказского суннитского государства, объединенного на основе шариата. Неудавшийся, точнее прерванный, национальный проект высвободил энергию аварских пассионариев, начавших строить государство Имамат, чье влияние в лучшие его годы распространялось от Черного до Каспийского морей. Все три руководителя этого государства – Газимухаммад, Хамзат и Шамиль, а также большинство наиболее выдающихся наибов – Ахбердил Мухаммад, Хаджимурад, Галбац-дибир, Загалав, Лабазан, Кадиласул Мухаммад, Даниял-бек, Кебед-Мухаммад, Ших-Шабан, Бакраказул Мухаммадали, Гайирбег и многие другие – были аварцами. Можно сказать, что, будучи изначально аварским проектом, Имамат в последующем приобрел общекавказский характер.

Век поэтов и политиков

После падения Имамата и вхождения Восточного Кавказа в состав Российской империи аварский народ продолжительное время находился в состоянии глубокого эмоционального потрясения и духовного кризиса. Однако аварцы нашли выход из этой ситуации – вторая половина XIX века стала периодом необычайного роста популярности поэзии и литературы в целом. Именно этот период стал золотым веком аварской литературы, именно тогда творили великий Махмуд из Кахабросо – непревзойденный мастер лирического жанра, Инхоса Алихаджи поднял на небывалую высоту духовную поэзию, Чанка из Батлаича и Цадаса Хамзат открыли новые направления в аварской литературе. Формированию 4 из 5 аварских классиков мы обязаны этому периоду, подарившему наряду с ними целую плеяду звезд аварской литературы: Инхелоса Курбан, Чараха Тликазул Малла-Хасан, Игалиса Чупалав, Ругжаса Элдарилав и Анхил Марин, Телетла Этил Али и т. д. Нашли себя аварцы и на службе Российской империи. Достаточно назвать генерала Максуда Алиханова-Аварского, благодаря которому в состав Российской империи вошла южная часть Туркмении, или другого генерала, Балакиши Араблинского, который стал первым кавказским мусульманином, получившим высшее военное образование на территории Российской империи.

Начало ХХ века стало периодом новых испытаний для Аварии. Стремительный развал Российского государства в феврале 1917 г. вызвал к историческому творчеству все народы, классы и слои населения бывшей империи. Не стал исключением и Северный Кавказ. Его интеллигенция, собравшись во Владикавказе, решила созвать съезд горских народов, чтобы решить вопрос о своем национально-государственном образовании. Съезд проходил с 1 по 10 мая 1917 года с участием 300 делегатов, в том числе более 60 дагестанцев. В итоге было сформировано правительство – Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа, который в дальнейшем стал предвестником Горской республики. В ее составе вполне логично оказался как Дагестан, так и Закатальский округ, т. е. вся территория исторической Аварии. В последующем Горскую республику стали испытывать на прочность внутренние противоречия, к чему добавились проблемы, связанные с необходимостью отражения нападений армии Деникина. Заметно ослабевшая Горская республика попала под влияние Баку, выделившего крупный денежный кредит и внедрившего своих агентов в правительство. В итоге в Закатальском округе сформировалась группа лиц, которая поняла, что в сложившихся условиях рассчитывать на помощь Горской республики не приходится, и в качестве временного решения проблем решили также обратиться к Баку. Летом 1918 г. они приняли решение, в котором было указано: «Согласно воле народа мы выражаем свое желание объединиться с Республикой Азербайджан на правах отдельной области (соответствующей правам губернии) и расцениваем свое волеизъявление неизменным, по крайней мере до тех пор, пока Закатальская управа не примет иное решение».

Кстати, «иное решение» было принято после падения АДР в апреле 1920 г., в Закатальском округе власть в свои руки снова взял комитет, сформированный аварцами под руководством Асланбека Кардашева. Попытки 11-й Красной армии взять под контроль Закатальский округ оказались безуспешны. С 6 по 20 июня округ был охвачен антисоветским движением, руководители которого координировали свои действия с грузинскими властями. Следует обратить особое внимание на соглашение, достигнутое между руководителями (почти все – аварцы) восстания и грузинскими властями. Соглашение это подразумевало включение, при определенных условиях и с предоставлением широкой автономии, Закатальского округа в состав Грузинской республики. Кстати, автономный статус Закатальского округа был закреплен и в 107-й статье Конституции Грузии, принятой Учредительным собранием 21 февраля 1921 г.

В первую очередь надо учесть, что данное соглашение было отчасти плодом потери независимости Азербайджаном. Подписавшиеся под этим соглашением аварцы – Халажазул Башир, Аслан-бек Кардашев, Муслим Раджабов, Хапиз-апанди Чурмутазул и другие – являлись общественно-политическими и духовными деятелями края. Политический выбор в июне 1920 года этих лиц в пользу Грузии был вызван сложившимися в регионе после советского переворота новыми реалиями, которые в корне противоречили их интересам и статусу. Однако этот проект оказался нежизнеспособен в силу военного превосходства советского государства, которое в 1921 г. решило включить занятый 11-й армией Закатальский округ в состав Азербайджана. Протесты Грузии оказались безрезультатны, а в руководстве Дагестана практически не было аварцев, которые могли бы поставить вопрос о вхождении Закатальского округа в состав советского автономного Дагестана.

В результате аварцы оказались разделены между Дагестаном и Азербайджаном, что стало в последующем одной из главных катастроф в истории нашего народа. Это повлекло за собой отставание в национально-культурном развитии Цора, т. е. Закатальского округа, и социально-экономическом развитии – южной части горной Аварии.

В ХХ веке аварцы приняли активное участие в процессах, происходивших в СССР, заняв достойное место в кругу советских народов. Особую роль в жизни не только аварцев, но и всего Дагестана в ХХ веке сыграл Абдурахман Даниялов, руководивший ДАССР в 1948–67 гг., а до этого – в 1940–48 гг. – бывший председателем Совнаркома ДАССР, т. е. вторым лицом в республике. Благодаря ему дагестанцы избежали участи, постигшей другие северокавказские народы: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и калмыков, т. е. высылки в Среднюю Азию, а сам Дагестан сохранился в его прежних границах. Такое же выдающееся место, но только в области культуры занимал поэт Расул Гамзатов.

В течение ХХ века аварцы добивались выдающихся результатов в различных областях общественной и политической жизни России и Турции. Перечислим лишь наиболее известных аварцев – представителей элиты России и Турции:

– Рамазан Абдулатипов – российский политик и государственный деятель. Министр национальной политики РФ (11.09.1998–12.05.1999), заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (1.08.1997–13.06.1998), председатель Совета национальностей Верховного совета России (13.06.1990–4.10.1993);

– Мехмет Гёльхан (1929–2013) – видный государственный деятель Турецкой Республики, занимавший в различное время высшие посты в правительстве страны: министр национальной обороны Турции (24.10.1993–5.10.1995), государственный министр, ответственный за таможню (13.07.1993–24.10.1993), министр промышленности и технологий (17.11.1974–31.03.1975);

– Магомед Танкаев – генерал-полковник советской армии, начальник Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР и Военного института Министерства обороны;

– Магомед Гаджиев – первый дагестанец, удостоенный звания «Герой Советского Союза», капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, погибший в боях Великой Отечественной войны;

– Али Алиев – советский борец вольного стиля, пятикратный чемпион мира, чемпион Европы, семикратный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР;

– Мустафа Дагестанлы – турецкий борец аварского происхождения, трехкратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион.

Однако интервью с Тимуром Айтберовым , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, отдела древней и средневековой истории, показало, что знаем мы об аварцах далеко не все!
Происхождение и государственные образования
Кроме дагестанских аварцев, науке известны европейские, или, как их еще называют, имперские авары. Имели ли они какую-либо связь с дагестанскими аварцами? Каким был язык и внешний вид имперских авар? Авары – европеоиды скандинавского – славянского типа, вроде новгородцев, псковичей. Но среди них, как и в практически любом народе восточной части Евразии, встречались монголоиды. Истоки европеоидности имперских авар идут, возможно, из западного Китая (Уйгурия, Синьцзян), где нашли захоронения высокорослых рыжих европеоидов двухтысячелетней давности. Эти захоронения позволяют предположить, что авары пришли в Европу со стороны Китая и дошли до Венгрии, где и расселились, имея опорные пункты в горах Трансильвании (ныне Румыния). На континенте они разделились. Часть аваров направилась в Иран (V в. н. э.), а другая – в Европу. Сначала этот немногочисленный, но воинственный народ расположился к западу от Волги. Однако под давлением других восточных народов, среди которых преобладали ярко выраженные монголоиды, авары переходят за Дон и устанавливают по нему свою границу, которая позже была передвинута за Днепр. Они формируют Аварский каганат – государство, просуществовавшее примерно 250 лет. История этой империи началась с победы аваров над франками (германоязычными племенами) и пленением франкского короля Сигиберта. Центр этой империи находился в Карпатах, в пределах Трансильвании, а пастбища их находились в Венгрии. В эпоху своего расцвета империя контролировала территории от Дуная до побережья Балтики, где было много дорогого тогда янтаря, таким образом, авары контролировали янтарный путь. К 30-м годам IX века, потерпев поражение от франков, государство аваров потеряло статус империи, но приобрело статус королевства в составе Германской империи. Авары имели тогда места в Рейхстаге – предшественнике Европарламента.
Однако аварские поселения в горной местности Дагестана основали другие авары. Те, которые с V в. проживали в Иране. Иранцы привели их с территории нынешнего Азербайджана в горный Дагестан, разместив в военно-стратегических точках, прежде всего, на Хунзахском плато. Дело в том, что в VI веке у Ирана появляется сильный враг – народы гуннского культурного круга, а затем – тюрки-монголоиды. Чтобы защититься от тюрков, иранцы построили в середине VI в. Дербентскую крепость и создали пограничный автономный округ с центром в Хунзахе. Это образование, превратившееся в государство, арабы в VIII–IX вв. называли Серир. Слово «серир» в арабском языке олицетворяет необычный трон в форме стола. Хунзахское плато, видимо, своим ландшафтом напомнило арабам этот самый столообразный трон. Центром Серира был Хунзах.
Государство Аваристан упоминается в дагестанском известном документе – завещании правителя по имени Андуник. В этом тексте он говорит: «Я правитель области Авар…» Это завещание доступно в копии XVII века. Есть подлинный документ из нынешнего Иранского Азербайджана – из Тебриза, адресованный правителю Авара, датируемый XVI веком. Данные источники являются прямыми доказательствами существования в Дагестане Аварского государства под названием Авария.
Язык
Европейские имперские авары не были носителями тюркского языка, вопреки многим убеждениям последователей из числа тюркофилов. У них был свой язык, который, конечно, не похож на нынешний аварский. На территории всей Евразии единственный район, где существовало слова «авар», – это дагестанский Аваристан. В качестве доказательства можно привести в пример письмо, датируемое 1580 годом, из Иранского Азербайджана, адресованное правителю Аваристана – Кушканти. То есть слово «авар» существовало уже давно. Впервые в увязке с горным Дагестаном слово «авар» зафиксировано в сочинении IX века арабским историком Ибн Руста. Слово же «Авария» («авар») происходит от древних имперских авар.
Письменность
В Аваристане найдены в большом количестве грузинские надписи на камнях христианского содержания. Это был очаг высокоразвитой христианской культуры на Кавказе. На территории проживания нынешних авар – в Хунзахе, Ругудже – найдены сотни таких надписей на грузинском, изредка на аварском, языках.
Культура письменности в Дагестане в основном распространилась после принятия ислама. В зонах проживания этнических аварцев найдены арабские надписи Х века. Но у аварцев исламская культура развилась позднее, чем у других народностей. Мощным потоком исламская письменность распространилась с XV века. Самый древний документ из аварских районов датируется также XV веком: завет будущим поколениям от правителей Аваристана, которые ставили перед жителями задачи расширения территории аварского государства. Сохранились также письма из аварских районов, датируемые XVI веком, которые в основном представляют собой политическую переписку. Однако целенаправленного ведения историографии в Аваристане, к сожалению, не было до времен имама Шамиля. Запечатлены только некоторые отдельные события, которые позволяют установить даты.
С приходом на дагестанские земли Надиршаха и победы над ним у местных жителей проснулся интерес к своему прошлому. И в разных селах начинают записывать предания. Но происходит это во второй половине XVIII века. Впервые в Дагестане летопись была составлена в Джаро-Белоканской зоне (нынешнее место проживания аварцев в Азербайджане). В летописи, составленной ими, записаны события каждого года. В Аваристане вести летописи в основном стали при имаме Шамиле. Он нанял специального человека (чародинец Магомед-Тагир), который по рассказам самого Шамиля писал его биографию и фиксировал события по собственным наблюдениям.
Религия
С момента своего появления авары, как и все другие народы, исповедовали язычество. Однако памятников, свидетельствующих об этом, практически не осталось. В период правления имама Шамиля и распространения ислама на Кавказе язычество было почти полностью искоренено. Однако факт наличия христианства у аварцев отрицать нельзя. Во-первых, сохранились надписи, найдены развалины церквей и, что немаловажно, в аварском языке сохранилась христианская терминология. Например, только в аварском языке есть слово «церковь» – «гъатlан». Кроме того, интересны переводы дней недели с аварского языка. Первый день – суббота – «шаммат» восходит к еврейскому слову «шаббат». Второй день – день церкви – «гъатlан». Четверг аварцы называют рыбным днем, как и христиане, а пятница – «рузман» – иранское слово.
Антропология
Впервые русская армия пришла в Дагестан до начала Кавказской войны. В Хунзах она вошла тогда без боя. Среди прибывших был некий Костенецкий, который, описывая дагестанцев, выделили две расы. Одни – внешне похожи на шведов, но очень мускулистого телосложения. До прежних времен горные районы Дагестана населяли высокие крепкие люди. Есть фотография Шамиля, сделанная в Калуге на дворянском собрании, где он в присутствии собравшихся стоя давал клятву царю. Так вот, на этом фото Гази-Магомед (сын Шамиля) выше всех, после него по росту идет Шамиль, только несколько калужских дворян одного с ним роста, все остальные ниже. Из этого мы можем предположить, что Шамиль и его современники в основном были высокими и крепкими.

Начинаю сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Такое имя им дали русские, сами они называют себя «маарулал» — горцы. Их в Дагестане больше всех, 650 тысяч человек. Один из самых гостеприимных народов мира. При встрече улюбаются, крепко жмут руку. Непростительно аварцу подавать вялую руку, чуть ли не края пальцев. Это они примут за оскорбление. Уважение к старшим возведено в ранг закона. Даже глубокий старик, уже чуть съехавший с рельсов, все равно будет иметь почет у молодежи. Отсутствие уважения к старшим роняет авторитет младшего. Поцелуи при встрече не приветствуются. Такого среди мужчин у них нет. Не любят отчества, обращаются по имени. Храбрые воины. Без их участия не проходила ни одна война в Дагестане. Они приняли на себя тяжесть сопротивления царским войскам. Этим они кичатся при случае. Даргинцы их поймали на этой волне и поднимают тост «за великий дагестанский народ и ее вооруженные силы — аварцев». Очень талантливы, имеют много танцоров, поэтов и певцов. Любят петь патриотические песни и гимны. Любят шутить над даргинцами, соревнуются с ними во всем, остальные нации для них не ровня. Разделяют нации на хороших и плохих. От других они стерпят то, что никогда даргинцам не простят. У них главный принцип: во власти какой угодно, но пусть свой.
Очень любят должности, а в должностях внешние арибуты: кабинет, машину, вторую жену, посаженную приору, яркий прикид и публичные понты. Будет ходить голодным, но красивый автомобиль купит. Ради этого может пойти на сомнительную сделку или нечестный сговор.
Сильные лидерские качества. Готовы брать инициативу на себя. Никого впереди себя не хотят пропускать. При всей сплоченности в быту, на выборах разделяются на группировки. Поэтому их легко обойти. Фанатики мяса и хинкала, объяснения, что хинкал вреден из-за плохого сочетания углеводов и белков, отвергают железным аргументом — наши предки его ели и были здоровее всех нас. Едят мясо и мясом закусывают. Пока аварец не поесть мяса, он будет голодным.
Аварцев легко вывести из равновесия. Есть разные способы, но главный это задеть патриотизм, сказать что физически слабый. Уважают физическую силу и поголовно занимаются в спортивных секциях. Даже старики могут показать мышцы и хвалиться силой. Нация открытая, скрытных мало, душа нараспашку. Ирония для них недоступна. Абстрактных шуток не любят. Все сказаное они принимают за чистую монету. В очередях любят толкаться. Если в очереди всего три человека, все равно будут лезть вперед. Залезая в автобус или поезд, аварец обязательно растолкает окружающих локтями и протиснется вперед.
Если аварцу предложить поесть, он даже будучи очень голодным, откажется и скажет что сыт. Надо предложить три раза, потом только согласится поесть.
Словесная эквилибристика им не присуща, они от души посмеются упавшему со стула и поскользнувшемуся на льду. Дешевый фарс, жесткий и грубый — вот что им по вкусу.
Жести аварца это жесть, он любит размахивать руками, громко кричать и эмоционально выражаться. У аварцев, особенно хунзахцев, самые страшные проклятия, иногда даже трехэтажная брань. Даже после серьезной драки и ссоры, аварцев легко мирить. Они быстро забывают обиды. Это очень хорошее качество.
Очень увлекаются лошадьми и собаками. На скачках почти все призовые места занимают лошади аварцев. Очень любят, боготворят певцов. Даку Асадулаев, Синдиков и Гаджилав у них в ранге национального героя. Любая певица обязательно включит в репертуар народные песни. Не перепетые, а самой найденные и свои собственные.
На свадьбу аварцы еще могут не пойти, но на соболезнование пойдут обязательно. Знают свой род, тухум чуть ли не до седьмого колена. Любой старик уверен, что сыновья, дочери его не оставят на старости лет одного. Уход и внимание старому аварцу обеспечены. Он железно знает, что и после смерти он будет с достоинством похоронен и положенный ритуал будет исполнен.
Если не пригласить на свадьбу близкого родственника, тот может серьезно обидеться. Не пойти на похороны такой же грех, как не пригласить на свадьбу сына. Свадьба дочери не значительное событие в жизни аварца. Отец с сыновьями даже может не придти на свадьбу дочери.
Отличаются пренебрежением к закону. Они считают себя свободными людьми. Если рядом проходит газовая труба, аварец не видит никакого нарушения врезаться в него и потреблять газ. О законе они вспоминают только тогда, когда он нужен им. При любом нарушении, аварец начнет договариваться, искать знакомых знакомого, но решит проблему, не доводя до суда. Хотя это ему будет стоит намного дороже.
Насчет денег, аварец щедр, может отдать последнее соседу, поэтому в бизнесе им трудно высоко подняться. Заветная мечта аварца — разбогатеть как можно скорее и желательно это сделать не пошевелив пальцем. Аварец хорош как друг. За друга он готов пожертвовать многим.
Аварец очень ценит свой язык, гордится им и никак не хочет учить английский. Он будет безумно рад, если увидит, что англичанин учит аварский язык.
Вот таковы они, эти странные аварцы.