Автор работы человек в поисках смысла. Смысл и ценность

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

В. Франкл

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.

Между Фрейдом и Адлером

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок - прообраз Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу. Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей сыпались критические стрелы.

Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер - как явные и неявные оппоненты.

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади… Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология - о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где-то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной - Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

Впервые имя Франкла мне встретилось у Михая Чиксентмихайи в книге . А не так давно я опубликовал рейтинг деловых книг, в который была включена книга Франкла (см. ). «Человек в поисках смысла» – это сборник статей, поэтому автору не удалось избежать повторов. Часть материала изложена сложновато, и не представляет интереса для менеджеров: автор – практикующий психолог – углубляется в медицинские описания. Вместе с тем, книга будет полезна и менеджерам, поскольку описывает важнейший мотив в жизни людей – поиск смысла. Недавно я был участником тренинга личной эффективности, и на вопрос тренера, что мотивирует сотрудников нашей компании, многие ответили: осмысленность выполняемой работы.

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Скачать конспект (краткое содержание) в формате или

Книга стала редкостью и приобрести ее можно только в букинистических магазинах.

Есть лишь одна честь – честь оказать помощь, есть лишь одна сила – сила прийти на помощь
Ральф Уолдо Эмерсон

Человек перед вопросом о смысле

Сегодня мы имеем дело с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Множатся признаки того, что ощущение отсутствия смысла становится все более распространенным явлением. Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше. Опрос 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства показал, что 85% из них не видели больше в своей жизни никакого смысла.

От стремления к смыслу нельзя отмахнуться, как от простого хотения. Скорее, речь здесь идет о самоосуществляющемся пророчестве (подробнее см. Р. Мертон. ). Врачи сталкиваются с этим ежедневно. Например, мы измерили пациенту давление и установили, что оно равно 160. Если на вопрос пациента о его давлении мы скажем «160», то это уже не будет правдой, поскольку давление у пациента в ответ на это сообщение мгновенно поднимется до 180. Если же, напротив, мы скажем ему, что давление практически нормальное, то мы не солжем. Со вздохом облегчения он сознается, что у него был страх паралича, по-видимому, безосновательный. Если мы теперь измерим у него давление, то убедимся, что оно упало до нормального.

Стремление к смыслу является специфической для человека мотивацией. Отсюда понятно и пророчество Джозефа Каца из Университета штата Нью-Йорк, что следующая волна людей, которые вольются в производство, будет интересоваться лишь профессиями, которые приносят не только деньги, но и смысл. Как известно, Маслоу также причислял к высшим потребностям стремление к смыслу.

Фрейд писал в одном из своих писем: «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо». Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла. В частности, привилегией молодых людей является демонстрация своей взрослости прежде всего тем, что они ставят под сомнение смысл жизни, и этой привилегией они более чем активно пользуются. Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить, как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. Ведь только бодрствующая совесть дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.

Жизнь имеет смысл, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании.

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Плюрализм науки и единство человека

Самотрансценденция как феномен человека

Человек открыт миру. Этим он отличается от животных, которые не открыты миру, а привязаны к среде, специфической для каждого вида. В этой среде содержится то, что отвечает набору инстинктов, присущих данному виду. Напротив, человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида Homo sapiens . Эта позиция принципиально противостоит тем теориям мотивации, которые основываются на принципе гомеостаза. Эти теории изображают человека таким, как если бы он был закрытой системой. Согласно этим теориям, человек в основном озабочен сохранением или восстановлением внутреннего равновесия.

Принцип наслаждения служит принципу гомеостаза. Людвиг Фон Берталанфи смог показать, что даже в биологии уже нельзя опираться на принцип гомеостаза (см., например, Берталанфи. ). В психологии против теории гомеостаза выступил Гордон Олпорт , указавший, что ей «не удалось понять природу истинного влечения», характерной чертой которого «является его сопротивление равновесию: напряжение не редуцируется, а поддерживается». Согласно фрейдовскому принципу гомеостаза, конечной целью является достижение такого полного удовлетворения, которое привело бы к восстановлению равновесия, сведя все желания индивида к нулю. В противоположность этому Шарлотта Бюлер выдвигает понимание человека, «жизнь которого имеет направленность, или иными словами, цель. Эта цель – придать жизни смысл… Человек… хочет создать ценности».

Наслаждение никогда не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижение цели создает причину для счастья. Стремиться к счастью нельзя. В той мере, в какой человек делает счастье предметом своих устремлений, он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает. Акцент, который фрейдистская психология делает на принципе наслаждения, можно сопоставить с акцентом, который адлерианская психология делает на потребности в социальной позиции. И это стремление, однако, тоже оказывается саморазрушительным, поскольку человек, который выражает и проявляет свою потребность в социальном статусе, рано или поздно будет лишен его и уволен как карьерист . Успех и счастье должны прийти сами, и чем меньше о них думать, тем это более вероятно.

Самоактуализация – это не конечное предназначение человека. Это даже не его первичное стремление. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеревается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл самоактуализации тут же теряется. Великий философ Карл Ясперс , сказал: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим».

В действительности человеком движет не наслаждение и счастье как таковые, а скорее то, что порождает их, будь то осуществление личного смысла или общение с другим человеком. К группе тех явлений, которые могут быть лишь следствием чего-либо, но не объектом устремлений, относятся также здоровье и совесть. Если мы хотим иметь чистую совесть, это означает нашу неуверенность в том, что она у нас такова. Это обстоятельство превращает нас в фарисеев. А если мы делаем здоровье основной своей заботой, это значит, что мы заболели. Мы стали ипохондриками.

Потенциализм и калейдоскопизм

Шарлотта Бюлер отметила: «Когда говорится о том, что «каждый из нас должен лишь стать тем, кем он на самом деле является», это звучит так просто, как если бы это было само собой разумеющимся». Мы хотим добавить, что это звучит не только просто, но и приятно. Ведь если убедить меня в том, что я уже являюсь (и всегда был) тем, кем я должен стать, то я освобождаюсь от бремени выбора, я избавляюсь от необходимости каждый раз решать, какие из возможностей я должен отвергнуть, оставив их нереализованными, а какие из них я должен увековечить, реализовав их. Здесь мы сталкиваемся с основным предметом нашего рассмотрения. Ведь эта истинная проблема отодвигается в сторону и даже затушевывается теми, кто все время говорит лишь о реализации возможностей, – потенциалистами , как их можно было бы назвать.

На другом полюсе находится специфическая разновидность субъективизма, которую мы хотим назвать калейдоскопизмом . В чем заключается сущность калейдоскопии? В калейдоскоп можно увидеть только сам калейдоскоп , в отличие от бинокля или подзорной трубы, в которые можно разглядывать звезды или театральное представление. Не справедливо ли вообще, что лишь то, что само по себе прозрачно, позволяет увидеть нечто большее, чем оно само? Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия. Одним словом, я должен игнорировать самого себя.

Все человеческое бытие неизбежно и необходимо протекает в двойном поле: в поле напряжения между сущим и должным и в поле разрыва между субъективным и объективным. Потенциализм игнорирует первое поле; калейдоскопизм – второе.

Детерминизм и гуманизм: критика пандетерминизма

Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обусловливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение.

Ценностям нельзя научить, их нужно проживать. Нельзя также передать смысл. Учитель может дать своим ученикам не смысл, а личный пример собственной преданности делу исследования, истины и науки.

В тех случаях, когда воля к смыслу фрустрирована, воля к удовольствию оказывается не только ее производной, но также и ее заменой. Воля к власти служит аналогичной и параллельной цели. Только если первоначальная забота об осуществлении смысла фрустрирована, человек стремится к удовольствию или удовлетворяется властью. Одна из форм, которую принимает воля к власти, – это то, что я бы назвал стремлением к деньгам. Если стремление к деньгам берет верх, стремление к смыслу заменяется стремлением к средствам. Большинство людей, которые владеют деньгами, в действительности сами находятся во власти денег, охвачены стремлением приумножать их, и, таким образом, они уничтожают их смысл. Деньги не являются целью сами по себе. Если доллар может быть более полезным и осмысленным в чьих-либо других руках, я не должен держать его у себя в кошельке. Это не имеет никакого отношения к альтруизму. Альтруизм и эгоизм-это устаревшая альтернатива. Как я говорил, моралистический подход должен уступить место онтологическому, в рамках которого хорошее и дурное определяются с точки зрения того, что способствует и что препятствует осуществлению смысла, независимо от того, мой ли это смысл или чей-нибудь еще.

Человеку необходимо найти всё лучшее в одиночестве, «набраться смелости» остаться в одиночестве. Есть творческое одиночество, которое позволяет превратить нечто негативное – отсутствие людей, в нечто позитивное – возможность размышлять. Используя эту возможность, человек может компенсировать преувеличение в индустриальном обществе роли vita activa и периодически уделять время vita contemplativa .

(лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия; экзистенциальная потребность – потребность в постижении смысла существования.

Онтология - учение о сущем, о бытии, как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Димензиональная – от английского dimension – измерения.

Гомеостаз (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὅμοιος - одинаковый, подобный и στάσις - стояние, неподвижность) - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Витальный – жизненный, относящийся к явлениям жизни.

Интенциональность (от лат. intentio - намерение) - понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

Этиология (греч. αἰτία - причина и λόγος - наука) - раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

Редукционизм (от лат. reductio - возвращение, приведение обратно) - методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Виктор Франкл — это человек, который прошел через самые ужасные испытания, которые вообще возможно себе представить. Но, не смотря на всю тяжесть событий, он никогда не терял надежды, и помогал другим находить смысл жизни. Давайте посмотрим, кто же такой Виктор Франкл и что же ему пришлось пережить перед тем, как он написал свою книгу, а потом мы обсудим, какие уроки с нее можно извлечь.

Виктор Франкл родился в 1905 году в еврейской семье госслужащих в Вьене. Когда ему было 9 лет, началась Первая мировая война, и его семья, как и многие другие, оказались в нищете. В эти времена ему даже приходилось ходить с сестрами по фермам и просить еду.

Будучи еще совсем ребенком, Франкл уже проявлял интерес к медицине, а в юношестве он понял что психология и психотерапия — это его путь. В 17 лет он выступил со своей речью “О смысле жизни”, а к 20 (двадцати) годам, переписывался с Зигмундом Фрейдом, на которого Франкл произвел большое впечатление.

После этого было обучение в Венском университете, исследования, он разработал новый вид психотерапии, логотерапию, основой которой было поиск и анализ смысла существования человека. Он разработал программу, которая колоссально сократила количество самоубийств в Вене. Он стал третьим гигантом в психологии после Фрейда и Адлера. И если говорить простыми словами, то у Фрейда центральное место занимало наслаждение, у Адлера — сила и влияние, однако у Виктора Франкла именно смысл жизни и других ее аспектов был ключевым.

Но в 1938 году нацисты пришли в Австрию. Вначале ему просто запретили принимать Арийских пациентов. Но уже в то время, было большое напряжение, и ужасающие истории от евреев всей Европы. И тут интересная история. Франклу удалось получить визу в США, и в принципе, он мог бы уехать. Однако, он был единственным членом его семьи, кому выдали визу. И он понимал, что если он уедет, его семья, скорее всего, окажется в концлагере.

Какое-то время он сомневался, ему было сложно принять решение. Но чуть позже, он увидел фрагмент гравированного камня в доме его родителей. Это был не просто камень, это была часть 10 заповедей, которую отец Франкла забрал с сожженной нацистами синагоги. И именно на этом фрагменте камня, была часть заповеди: “Почитай отца твоего и мать твою”. И как раз увиденное помогло ему сделать решение. Он остался в Австрии, со своей семьей, и прошел через все ужасы нацистского правления.

В 1942 году случилось то, чего Франкл боялся больше всего. Он, его жена и родители были арестованы и отправлены в концлагерь. За время войны, Франкл побывал в четырех концентрационных лагерях, одним из которых был лагерь смерти Аушвиц, или более используемое название у нас — Освенцим. Было множество ситуаций, где он был на волоске от смерти, либо от газовых камер, либо от болезней, истощения и голода. Он выжил. Но, к сожалению, его отец умер от болезни, а мать, брат и жена были убиты в концлагере.

И в 1946 году он публикует книгу, которую мы сейчас обсудим, под названием “Человек в поисках смысла”, которая описывает его опыт в Аушвице и Дахау, и разъясняет что такое логотерапия.

К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. На данный момент эта цифра намного больше. В США она входит в список 10 самых влиятельных книг.

Честно, книга мне была интересна, в первую очередь из-за названия. На самом деле она нелегкая, так как есть части, где Франкл пишет уж очень по-научному, и тем, кто никогда не интересовался психологией, может быть сложно.

Безусловно, опыт Виктора Франкла, также как тема концлагерей, ужасов Второй Мировой является крайне деликатной. Ни я, ни кто-либо другой, кто не прошел эти испытания, не может говорить об этом всем с исключительной экспертностью. Но, давайте рассмотрим какие же уроки можно извлечь с жизни и опыта Виктора Франкла, а также его книги “Человек в поисках смысла”, как это все можно проекционировать на нашу з вами жизнь сейчас.

Свобода и ответственность

“…свобода — это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода — всего лишь обратная сторона цельного понятия, позитивной (лицевой) стороной которого является ответственность. Действительная свобода может выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы на восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу.”

Как часто мы жалуемся, что нам не хватает свободы, пусть мы и называем это другим словом. Финансовой свободы, свободы в плане здоровья, свободы в контексте нашего времени, свобода выбора и других аспектах нашей жизни. Но в то же время многие забывают, что за свободой стоят действия и ответственность. Многие люди жалуются, что у них нет свободы в чем-то, но взять ответственность, чтобы что-то изменить они не хотят.

У тебя всегда есть выбор

Я думаю все мы, в той или иной форме слышали выражения, что ”не обстоятельства, а то, как мы к ним относимся, и что мы делаем, определяет нашу жизнь”. Вроде бы как банально, но в то же время, как часто мы можем позволить себе стать жертвой обстоятельств. Как часто мы жалуемся на внешние факторы, людей, удачу, правительство, страну, родителей, работу и оправдываем свое бездействие, или же видим в нашем окружении людей, которые так поступают.

И тут Виктор Франкл, который прошел через одни из самых страшных испытаний и ужасов, который потерял все материальные вещи, который потерял все свои профессиональные рукописи, который потерял своих родителей, родственников, друзей, любимую жену в концлагерях, говорит, что человек не зависимо от обстоятельств может остаться человеком, у него всегда есть выбор, обстоятельства его не определяют, он все равно может найти смысл жизни и помогать другим и действовать.

“Человек в своих действиях отнюдь не полностью обусловлен и ограничен; он сам решает, подчиниться условиям до конца или противостоять им. Другими словами, человек в конечном счете независим. Он не просто существует, но всегда решает, каким будет его существование, каким он станет сам в ближайшую минуту. Таким же образом, каждое человеческое существо обладает свободой меняться в любой момент.Человек способен изменить мир к лучшему, насколько это возможно, и изменить себя к лучшему, если это необходимо.”

Твое окружение не определяет твои действия

Описывая свой опыт в концлагере, Франкл рассказывает о разных людях, разных слоев и то как они вели себя в тех обстоятельствах, в которых они оказались.

Были заключенные, которые делали абсолютно все, что возможно, чтобы выжить, а были люди, которые независимо от обстоятельств находили доброе слово или последний кусок хлеба для своего товарища. Были люди, которым давалась власть во всех этих обстоятельствах и они использовали ее для садизма, террора и издевательств, а были те, для которых власть была возможностью помочь страдающим там людям.

Мы должны быть благодарны за то, что мир далек от тех событий и условий, которые были тогда. И никому не известно наверняка, как бы поступил тот или иной человек в настолько ужасных обстоятельствах.

Однако, Франкл пишет, что поведение человека там, тогда, также было выбором.

“Каждый раз он (человек), решает сам. Не может быть и речи о том, что в концлагере человек необходимым и принудительным образом подчиняется давлению окружающих условий, формирУющий его характер. Благодаря тому, что я в другой связи назвал “упрямство духа”, у него сохраняется и принципиальная возможность оградить себя от влияния этой среды.”

Но если говорить о наших реалиях сейчас. Как часто мы видим, что одни люди оправдывают свои не самые лучшие поступки, или бездействие, или и свой постоянный негатив, всем, чем только возможно. У них находится несчитанное количество причин и обстоятельств, почему они не сделали чего-то. С другой стороны есть люди, к сожалению их немного, которые выбирают помогать, выбирают быть благодарными, выбирают поддерживать других, не смотря ни на что.

Найди свое “Зачем”

В своих работах, Франкл неоднократно вспоминает цитату Ницше: “Если есть смысл Зачем жить, можно вынести любое Как”

Наверное если свести все теории и практики мотивации, которые сейчас есть, к чему-то одному, так это искренний и осознанный ответ на вопрос: “Зачем тебе это?”

Мы много думаем над тем, а что же делать и как это делать, но зачастую отчетливо ответить на вопрос “Зачем” мы затрудняемся.

Только если наше “Зачем” будет действительно сильным, правдивым, эмоциональным и нашим, только тогда будет сила, терпение настойчивость во всех остальных вопросах.

Важность будущей цели или видения

Франкл говорил, что единственной отличительной чертой тех заключенных, которые на протяжении всего времени делали все, чтобы не падать духом и находить в себе силы — это четкая будущая цель или виденье.

“Любая попытка поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто больше уже не мог верить в будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе с будущем он утрачивал духовный стержень, внутреннее ломался и деградировал как телесно, так и душевно ”

Если изучать истории великих людей и достижений, а Виктор Франкл и его работа такими являются, то практически у всех мы можем заметить общую черту, и это яркое и четкое видение будущего, мечта, настолько важна, что находятся силы сделать все, чтобы максимально увеличить возможность ее достижения.

Вот почему цели или виденье действительно важны. Все о них слышали, но не у всех они есть.

Виктор Франкл стал одним из самых влиятельных психологов и психотерапевтов мира, и несмотря на ужасы и трагедии которые он пережил, своим же примером он показал, что у человека всегда есть свобода выбора, а также, насколько важно найти смысл как самой жизни, так и смысл отдельных ее аспектов.

Друзья, если кто-то из вас читал эту, либо какую-то другую книгу Виктора Франкла, поделитесь в комментариях вашими впечатлениями и мыслями.

Другие цитаты Виктора Франкла:

  • «Всё больше людей сегодня обладают средствами для жизни, но не имеют смысла жизни.»
  • «Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.»
  • «Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он - самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь.»
  • «Можно отнять у человека все, кроме одного: последней из человеческих свобод - свободы в любых обстоятельствах выбрать, как к ним отнестись, выбрать свой путь.»
  • «Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом, только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам.»
  • «Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.»
  • «… ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить»
  • «Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.»
  • «Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.»
  • «То как он (человек) принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.»
  • «… ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что перед ним (человеком) стоит жизненно важная задача.»

Оригинал взят у "viktor_shilin" в Заметки по прочитанному. Виктор Франкл «Человек в поисках смысла жизни»

Ворота в концлагерь Аушвиц-Биркенау


Виктор Франкл

У знаменитого ученого была очень непростая судьба. Во время Второй Мировой Виктор Франкл прошел через четыре нацистских концлагеря, и очень многое для своей теории почерпнул именно там, в абсолютном экстремуме человеческого существования. В таких условиях всегда отлетает всяческая шелуха и остается оголенная суть. Потому к его теоретическим умозаключениям нужно относиться с предельным вниманием. Все они базируются на жесточайшей жизненной практике.

Сама книга «Человек в поисках смысла», состоит их двух частей. В первой приведены наблюдения и мысли о лагерной жизни, во второй рассказывается суть психотерапевтической теории, рожденной автором буквально на нарах.
В первой части описаны «три фазы душевной реакции на лагерную жизнь: период, сопровождающий прибытие в лагерь; период глубокого погружения в лагерную жизнь; и период, следующий за освобождением».

Франкл очень подробно передает некоторые, ключевые, по его мнению, черты лагерной жизни. Он останавливается на изменениях в отношении людей к окружающему и самим себе. И, самое главное, на трансформации их личности под действием тяжелых испытаний. Франкл выделяет два варианта таких трансформаций. Одна приводит к невероятному духовному укреплению, другая к полному оскотиниванию. Причем в экстремальных условиях концлагеря полутона невозможны: либо одно, либо другое.

Вот что пишет Франкл относительно соотношения телесных и духовных слагаемых испытания концлагерем: «Несмотря на вынужденную физическую и умственную примитивность лагерной жизни, духовная жизнь могла стать даже глубже. Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания (они часто бывали хрупкого сложения), но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе».

Приведу цитаты, которые описывают более подробно те вещи, за счет которых возможно было выстаивание человека в «лагере смерти».

1. Вера. Фракл говорит конкретно о тяге к вере религиозной.
"Тяга заключенных к религии, если она у них возникала, бывала невероятно искренней. Глубина и сила религиозной веры часто удивляла и трогала новоприбывших. Самыми впечатляющими в этом отношении были импровизированные молитвы и богослужения в уголке барака или в темном кузове запертого грузовика для скота, в котором нас, усталых и замерзших, везли с дальних рабочих участков."

3. Красота. Франкл замечает: у людей на грани смерти резко обострялось чувство прекрасного. Ценность созерцания природной красоты повышалась многократно.
"Однажды вечером, когда мы уже отдыхали на полу нашего барака, досмерти усталые, с миской супа в руках, вбежал наш товарищ и позвал выйти посмотреть на великолепный закат. Стоя снаружи, мы смотрели на пылающие на западе тучи и на небо, полное облаков, непрерывно меняющих свой цвет и форму, от голубовато-стального до кроваво-красного. Наши жалкие серые землянки резко контрастировали со всем этим богатством, а лужи на мокрой земле щедро отражали пылающее небо. После нескольких минут растроганного молчания, один заключенный сказал другому: «Каким прекрасным мог бы быть этот мир!»

4. Юмор.
"Юмор был еще одним оружием души в борьбе за самосохранение. Хорошо известно, что юмор, более чем какое-нибудь другое свойство человеческой натуры, помогает стать как бы вне окружающей действительности, подняться над ней хотя бы на несколько секунд."

В следующей части я опишу другую сторону тяжелых испытаний концлагерем, а именно слом человека.

Виктор Эмиль Франкл - человек, спасший тысячи жизней. Талантливый психиатр, невролог и психолог, он создал логотерапию (направление экзистенциального анализа, основанное на поиске смысла жизни для пациента). По мнению врача, самоубийцы, наркоманы и алкоголики лишены цели, ради которой могли бы жить, что и приводит к трагическим последствиям.

Франкл назвал три пути, благодаря которым человек может сделать свою жизнь более осмысленной: созидание, получение нового опыта и, собственно, нахождение смысла в самой жизни, в том числе и в страданиях. Последний, крайний путь, Франкл открыл, будучи узником нацистского концлагеря, где старался не только выжить сам, но и помочь заключенным. Он, а также другие психологи и социальные работники, оказавшиеся Терезиенштадте, организовали специальную службу помощи и создали целую информационную сеть, благодаря которой узнавали о суицидальных склонностях других узников лагеря смерти.

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“» , - вспоминал врач в книге «Воля к смыслу».

Виктор Франкл был освобождён 27 апреля 1945 года американскими войсками, а в этом же году закончил всемирно известную монографию «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере» . Цитаты из этой и других его работ мы собрали для нашего материала.

В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворённость, а ныне нас уже волнует другая проблема - разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошённости, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом. («Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия»)

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор - тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго. ()

Не ставьте себе целью успех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем... вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время - долгое время, я сказал! - успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать! («Человек в поисках смысла»)

Счастье подобно бабочке-чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо. («Человек в поисках смысла»)

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко. («Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере»)

Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить. («Воспоминания»)

Наследственность - это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель - не из камней. («Человек в поисках смысла»)

Вы должны понимать, что весь мир - это шутка. Справедливости не существует, все происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьез самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае. («Человек в поисках смысла»)

Каждой твари дано оружие для самозащиты - кому рога, кому копыта, жало или яд, у меня - дар красноречия. Покуда мне рот не заткнут, со мной лучше не связываться. («Воспоминания»)

Дело в том, что я соблюдаю принцип: любые мелочи исполнять столь же тщательно, как и самое великое дело, и самое великое дело - с тем же спокойствием, что и самое незначительное. («Воспоминания»)

В нечеловеческих условиях способен выжить только тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение. («Человек в поисках смысла»)

Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! («Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере»)

Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое. («Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия»)

Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. («Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере»)

Думаю, для незрелого человека заманчивость психиатрии заключается в посуле власти над другими: можно распоряжаться, можно манипулировать людьми; знание - сила, и знание механизмов, в которых неспециалисты не разбираются, а мы разобрались до тонкости, дает нам власть. («Воспоминания»)