Бежин луг о чем говорили мальчики. Тургенев, Бежин луг

  1. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
  2. Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило-метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас-сказов, названных по месту, где происхо-дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

  3. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур-генев?
  4. Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото-рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото-рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

    Читаем в начале рассказа:

    «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

    «Солнце — не огнистое, не раскален-ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет-лое и приветно лучезарное…»;

    «Верхний, тонкий край растянутого об-лачка засверкает змейками…»;

    «Но вот опять хлынули играющие лу-чи, — и весело и величаво, словно взле-тая, поднимается могучее светило…».

  5. Попробуйте описать состояние летней приро-ды: утром, днем, вечером.
  6. Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда-ем за вечером: «К вечеру эти облака ис-чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо-выми клубами напротив заходящего солн-ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по-темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

    Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна-комых крестьянам примет летней погоды.

  7. Опишите первую встречу охотника с крестьян-скими ребятишками из соседних деревень. Подоб-но автору дайте общую характеристику мальчиков.
  8. «Детские звонкие голоса раздались во-круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя-тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы-ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма-нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго-варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

  9. Создайте портрет одного из мальчиков по ва-шему выбору.
  10. Чаще всего ученики выбирают для опи-сания Павлушу как самого смелого и ре-шительного мальчика. Но некоторые де-вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество-вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

    Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

    1. Внешний облик мальчика.
    2. Его роль среди приятелей у костра.
    3. Рассказанные им истории.
    4. Отношение к чужим рассказам.
    5. Представление о характере мальчика.
    6. Отношение автора к этому герою.

    Если вы выбираете для рассказа Павлу-шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все-го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди-нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

  11. Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
  12. Когда обсуждают тех мальчиков, кото-рых мы видим у костра, симпатии боль-шинства оказываются на стороне Павлу-ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари-щей суеверен. Поэтому каждый его рас-сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате-лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово-рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо-се у него звучала сила».

  13. Тургенев назвал истории, рассказанные маль-чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен-ности рассказов детей?
  14. Россказнями обычно называют недо-стоверные рассказы людей, которые пы-таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас-сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче-ских событиях или деятелях, который пе-редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав-но прошедших событиях. Близкое значе-ние имеет и слово поверье. Слово былин-ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк-лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ-кие им люди.

  15. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться .
  16. Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош-ло на рольне — крохотной бумажной фаб-рике, на которой работали мальчики. Ос-тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо-вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы-шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни-це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По-том вдруг кто-то «как закашляет, как за-перхает, словно овца какая…».

    В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни-цам, а перепуганные ребята приняли зву-ки, которые слышали, за проделки домо-вого.

    Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко-стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб-раться в причинах самых разных проис-шествий.

  17. Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све-топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество-вание и объясните свой выбор.
  18. Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле-нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли-чаются друг от друга. Павлуша рассказы-вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав-ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про-исходит. Ильюша же, напротив, полон вос-торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате-лей и утверждает, что «придет он (Триш-ка), когда наступят последние времена».

    Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде-лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве-селую усмешку над тем, что пугает дру-гих. Девочки же часто сочувствуют Илью-ше, а некоторые даже склонны сопережи-вать его страхам.

  19. Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
  20. Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от-правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про-изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто-нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова-ние о судьбе героя, который вызвал у ав-тора симпатию, добавлено трагическое за-вершение.

  21. Проследите за приемами, которыми пользу-ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра-сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху-дожественные приемы использует автор?
  22. Перескажите близко к тексту фрагмент рас-сказа, где автор дает описание природы.
  23. Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло-гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

    «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок-рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин-ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го-дились сперва алые,| потом красные, золо-тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта

  24. Подготовьте речевые характеристики мальчи-ков из рассказа «Бежин луг».
  25. Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане-рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон-ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи-ком.

    Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко-торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

    Павлуша говорит четко, мыслит логич-но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде-лен чувством юмора, умением видеть ко-мическую сторону событий, которые на-блюдает.

    Ильюша многословен и склонен к по-вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы-тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель-ства правдивости своих рассказов.

    Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу-гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

    Можно сделать вывод, что речевая ха-рактеристика помогает понять характер человека.

  26. Как удается автору показать различное отно-шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от-ношение.
  27. Сначала И. С. Тургенев собирается прос-то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил-ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю-бопытство своим задумчивым и печаль-ным взором». Но после первого знакомст-ва автор не раз добавляет попутные уточ-нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет-ский голос Вани».

    Однако самое убедительное доказатель-ство отношения автора к каждому из сво-их героев звучит в описании самих исто-рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто-рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим-патии автора на стороне Павлуши.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • самое интересное сочинение тургенева "бежин луг
  • отношение павлуши к чужим рассказа
  • тургенев тест бежин луг с ответами
  • бежин луг история которую рассказывал федя
  • истории каждого мальчика бежин луг и кто рассказывает каждого рассказа

расспрашивает. Хорошо! Только звери в клетках, да я. Рисую я оленя марала, Сережку. У него рога новые. Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают, сначала мягкие, теплые, живые-не рога, а кровяной какой-то студень в кожаном пушистом чехле. Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает. Сейчас у Сережи на рогах кожа висит клочьями. Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем при народе он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону-в другую, в одну-другую, рысью, быстро. В общей птичей загородке танцуют журавли-красавки, подпрыгивают, вертятся. А наш серый журавль их унимает.Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок-суета или драка,-он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!Ха это его на птичьих дворах часто держат начальником. У оленя Сережки в рогах зуд. Он их чешет. Изгибается весь передо мной: то на меня бросится-пугает, то шею вытянет, приподнимет ноздри, противно сопит. Тоже пугает,-а может подраться зовет. Забьет передними острыми копытами землю, начнет скакать по загородке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь. Интересно мне рисовать! Рисую-и ничего не вижу, кроме оленя. Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся. И ничего не могу понять. Идут на меня шесть кабанов гуськом, передний в пяти шагах от меня. А решетка-то где перед ними? А решетки-то нет! Вырвались на волю! Все у меня из рук попадало. И полез я на Сережкину загородку.Залез и сижу. Подо мной с одной стороны Сергей буянит, на задних ногах ходит, хочет меня сшибить с загородки, растоптать, забодать. Пена изо рта тянется. А с другой-кабаны. Громадные, с желтыми клыками, в щетине, как в щетке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать,смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы,-только клыки торчат в стороны. Прощай моя акварель! Сжевали вместе с деревянным ящиком. А что, если меня, или еще кого-нибудь так сжуют? Делать что-то надо! Да что делать-то? Заорать-прибежит кто-нибудь на крик, а они-на него. Догонят, повалят. Полезу лучше к забору. К забору-по загородке, за забором улица. По телефону в пожарную часть позвоню, администрации скажу... Ползу, перебираюсь по загородке, будто по небоскребу. Свалишься-тут и смерть тебе: справа Сергей сопит, танцует, слева кабаны чавкают, идут толпой. Верхняя доска на загородке подо мной качаться стала, старая совсем; вспотел я со страху. Вдруг-крик: -Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Чуть я не слетел! Едва-едва удержался. Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной. -Обратно!-кричит.-Я вас! Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев-в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком. Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер. Тут я быстро-быстро с решетки слез, чтоб парнишка не застал, и ходу из сада. Стыдно стало.Кабаны-то ручные!

Можно ли назвать рассказ юмористическим? и почему?

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева - «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

2. Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Я бы именовал рассказы мальчишек прямо за Тургеневым «поверьями»: «- Покойников во всяк час видеть можно, - с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знач все сельские поверья…»

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я думаю, что детали, щедрость красок нисколечко не заслоняют главное, потому что конкретно на этих описаниях и приёмах держится единство текста, его смысл. Только задумайтесь, рассказ именуется «Бежин луг», а означает, главное в нём - именно природа, конкретно все эти описания, чувства рассказчика и мальчишек, рождающиеся именно из восприятия природы вокруг их.

5. Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из этого рассказа можно было выяснить, что Наша родина - очень одухотворённая страна: с ранешнего возраста люди в ней думают о смысле бытия. Обитатели её хранят богатую устную традицию, передают её из поколения в поколение. Наша родина - очень прекрасная, богатая природой страна.

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить и узреть русскую душу: как она одухотворённая, близкая к природе, ко всему естественному. Ведь все чувства и мысли героев (рассказчика и мальчишек) появляются конкретно под воздействием на их окружающей обстановки - Бежина луга и его окружностей.

Тьма, ночь, жуткие предания, вероятнее всего, символизируют трудные времена для крестьянства, для их малышей. Но обычный российский люд сильный, смелый (как Павел), он всё переживёт, выдержит, не ужаснется - и наступит рассвет, утро (наилучшие времена, может быть, даже отмена крепостного права). Пришествие утра выступает в этом рассказе в роли предсказания.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

3. 4. Федя . Около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.

Павел . Около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете - такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он, они выстоят.

Илюша . Двенадцать лет. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.

Костя . 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.

Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.

Р/р. Народные верования и предания в рассказах мальчиков. (И.С.Тургенев «Бежин луг» 6 класс)

Цель: познакомить с рассказами крестьянских мальчишек у костра в ночном.

Задачи:

    представит характер мальчишек, их внутренний мир;

    уметь давать портретную характеристику героя;

    уметь производить творческий пересказ;

    развивать монологическую речь учащихся;

    вызвать интерес к народным поверьям;

    воспитывать неприятие суеверий;

    вызвать сочувствие и уважение к крестьянским детям 19 века.

Планируемые результаты:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы и целей урока.

- Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями». (Записать).

Россказни – измышления, выдумки. -

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом. +

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. +

Сформулируем и запишем тему.

Какие цели поставим перед собой?

* рассказать историю, услышанную у костра от лица героя, представив его

(в.4, с 191),

* раскрыть внутренний мир крестьянских детей,

* Развивать свою монологическую речь.

- Определим главную особенность рассказов мальчиков:

быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

(Представляют себя или участниками, или свидетелями событий, верят в них, пытаются объяснить).

Почему верят? (Слышали от кого-то, ждали чудес на фоне таинственной жизни ночи).

3. Творческие пересказы. Выбор лучшего пересказа и обоснование оценки.

1) Рассказы Кости.

(Задумчивые, печальные, мрачные, даже обречённые рассказы).

* о русалке,

* о мальчике Васе.

Как на самом деле родились истории? (Гаврила был пьян, заблудился, задремал: в лунном свете белая берёза с зелёными листьями – русалка, поверил, потому что искренне убеждён, что счастливым ему не быть; голос жабы не смущает).

2) Рассказы Илюши. Представить как рассказчика, творческие пересказы.

(Торопливые, суеверные, искренне верит в небылицы, считает себя знатоком необъяснимого мира, с увлечением фантазирует).

* о домовом

* об оборотне

* о Тришке

Какие на самом деле явления пытается объяснить Илюша? Как мальчишки реагируют на его рассказы?

3) Рассказы Павлуши. Представить как рассказчика, творческие пересказы.

(Серьёзные, вдумчивые, ироничные, пытливые).

* о затмении

Чем отличается Павел от других рассказчиков? (Сам был свидетелем случившегося, умный, пытается реалистично объяснить происшедшее).

4. Рефлексия.

Чья история запомнилась более всех? Почему?

Как относится к народным поверьям?

Каков мир крестьянских детей?

(Тёмные, необразованные, но способные, с пытливым умом, трудолюбивые, поэтичные).

(Уважение…, восхищение…, сочувствие…)

Чей пересказ был ближе к оригиналу?

5. Оценивание деятельности. Домашнее задание.

Письменный вывод:

    В какие приметы верят в русском народе?

    Почему их образованные люди считают суевериями?

    Как вы к ним относитесь?