Что делать если записался на ненужное цт. Очень странные баллы

Результаты централизованного тестирования из года в год становятся все хуже. Министерство образования знает о проблеме, но даже не пытается ее решить, предпочитая играть роль благополучного семейства.

2+2=???
После оглашения результатов централизованного тестирования 2014 года, эксперты вновь заговорили о кризисе белорусского образования. Сложно поверить, но 40% участников ЦТ по математике (25 тысяч человек) не смогли набрать даже 15 баллов из ста возможных.

Скептики уверяют: еще годик-другой и во время вступительной кампании абитуриентов будут просить сложить детскую пирамидку или составить собственное имя из кубиков. И найдутся люди, которые с треском провалят задание! Кто виноват и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «Ежедневник» попробовал найти вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом, который уже более двадцати лет помогает старшеклассникам подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Проблема в том, что… проблемы не существует

Говоря о проблемах белорусской системы образования, Евгений отмечает: главная проблема состоит в том, что никто не желает признать наличие проблемы. По словам Ливянта, в нынешнем году российские абитуриенты тоже не смогли блеснуть знаниями – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ – это российский аналог ЦТ) тоже были не ахти какие. Но власть не стала закрывать глаза на очевидную проблему:
– Сразу же последовала реакция российского президента. Как результат – готовятся реформы: меняются программы, меняются учебники, меняется система обучения учителей, – рассуждает Евгений. – У нас же считается, что никаких проблем как бы и нет. А зачем искать решение для того, чего в природе не существует? Только после того, как у нас официально признают, что в системе образования наступил кризис, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки.

Действительно, в Беларуси чиновники в сфере образования подготовили традиционный радужный рапорт. Министр образования Сергей Маскевич утверждает, что «ежегодно выпускники демонстрируют стабильно высокие результаты». Комментируя результаты централизованного тестирования по физике и математике, министр заверил, что среднее значение баллов абитуриентов такое же, как в прошлом году.

Главное – правильно заполнить бумажки

Еще одна проблема, по словам Евгения Ливянта, – это фантастическая бюрократия в системе образования, которая парализует ее работу. Учителя не могут спокойно работать: они вынуждены постоянно держать в голове, как правильно заполнить сотни бумажек. Ведь именно по этим бумажкам, а не по реальным знаниям учеников, любая проверка станет оценивать их работу.

Евгений также отмечает, что социальный статус педагогов упал как никогда низко: «Учителя сейчас как каста неприкасаемых в Индии, они – изгои. Если я хочу мотивировать ученика усерднее заниматься, то говорю ему: «Да ладно, можешь особо не стараться. Твоих баллов хватит для того, чтобы в педагогический поступить!» Слово «учитель» превратилось в синоним слова «неудачник».

Обучают или мучают?

Школьные учебники вызывают неподдельный ужас у всех. Педагоги слабо представляют, как доступно объяснить очередной параграф, перегруженный терминами. Родители с высшим образованием комплексуют из-за того, что уже после пятого класса не могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. А дети безропотно пытаются пробиться через тернии к звездам.

– Смешно слушать постоянные оправдания чиновников: мол, мы – молодое государство, поэтому пока наши учебники неидеальны… Уже больше двадцати лет мы печатаем собственные учебники для того, чтобы в скором времени отправить десятки миллионов экземпляров в макулатуру и… тут же заняться выпуском новых!

Единственным значительным достижением белорусской системы образования Евгений считает создание профильный классов. Даже в самых заурядных школах на каждой параллели был хотя бы один класс, где собирали детей, которые хотели и могли учиться. Это позволяло в большем объеме давать им необходимые знания. Ученикам профильных классов репетиторы были нужны гораздо в меньшей степени, нежели нынешним школьникам. Увы и ах – реформа 2008 года уничтожила эту замечательную задумку. Сейчас принято решение о том, чтобы вернуть профильные классы. Однако воссоздать что-то заново гораздо тяжелее, чем разрушить это в одночасье.

Какие «фишки» европейского школьного образования Беларусь может перенять у соседей?

«Ошибочно думать, что можно позаимствовать пару «фишек» европейской системы образования и у нас все резко наладится», – уверен Евгений Ливянт. Однако он считает, что Беларуси стоит изучить опыт европейский стран, особенно тех, которые близки к нам и географически, и ментально, например, Польши и Эстонии. Эти страны сделали просто колоссальный рывок в системе среднего образования. И польское, и эстонское школьное образование сейчас очень котируется в Европе. Еще один положительный пример, который приводит специалист, – Финляндия, где конкурс на педагогические специальности составляет 5-7 человек на место. Ознакомившись с европейскими методиками, можно будет разработать комплекс мер, рассчитанный на несколько лет, который бы подходил конкретно для Беларуси. Нельзя не отметить и значительный прогресс систем среднего образования России и Грузии.

А как за границей?

Анна Иване, директор Рижской белорусской школы имени Янки Купалы (Латвия):

– Обучение длится двенадцать лет, учебный год в Латвии разделен не на четыре четверти, а на два семестра. Обязательно выделяется неделя для научно-исследовательской деятельности – школьники разрабатывают различные научные, творческие проекты. Помимо этого, в программу заложено две образовательные экскурсии в год. В конце обучения школьники сдают пять государственных экзаменов: есть обязательные для сдачи предметы, а есть те, которые выпускники могут выбрать самостоятельно. Результаты этих экзаменов используют и для поступления в ВУЗ – еще раз пересдавать все не надо. Не скажу, чтобы латвийская система школьного образования так уж сильно отличалась от белорусской – многие наши дети поступали в белорусские университеты, и никаких сложностей у них при поступлении не возникало.

Пятрас Адамкус, учитель (Литва):

– В средней школе изучают как общеобразовательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Зависят они от выбранного школьниками профиля: гуманитарного, технического, технологического или художественного. Выпускники сдают четыре экзамена: литовский язык – обязательный, остальные три можно выбрать.

Алесь Зарэмбюк, белорус, проживающий вместе с семьей в Польше:

– Есть общенациональный учебный план, где прописано, сколько часов какой предмет ученики должны изучать. Но директора школ сами решают, как распределить нагрузку. Предположим, в гимназии ученики должны изучать физику два года. Они могут следовать один за одним, а могут быть и разделены. Скажем, в одной гимназии физику ученики будут учить на первом и втором курсе, во второй – на втором и третьем, в третьей – на первом и третьем. Если говорить о домашних заданиях, то в каждой школе посреди недели выделяют свободный день – моему сыну Якубу, к примеру, по средам никогда не задают заданий на дом. Считается, что важно дать ребенку отдохнуть, сделать для него небольшой перерыв среди учебной пятидневки. Выпускники польских лицеев находятся в более выгодном положении, чем их белорусские сверстники. Если в Беларуси на ЦТ разрешается сдать только три предмета, а потом уже решать, куда с таким ограниченным «набором» пройдешь, то в Польше абитуриенты могут сдавать хоть все предметы из школьной программы. К тому же, полученные сертификаты действительны на протяжении всей жизни, а не только во время вступительной компании нынешнего года.

Подать документы в вуз с меньшим проходным баллом за тест

Для начала ознакомься с инфографикой о минимальных проходных баллах ЦТ 2018 года.





Как видишь, можно подать документы на специальности, где по всем предметам проходной балл ниже. Выбор за тобой: поступать туда, куда хватает баллов, или подготовиться к поступлению в следующем году.

Пересдать ЦТ в следующем году

Учти ошибки и подготовься к следующему ЦТ серьёзнее. Воспользуйся , проштудируй . Даже готовясь самостоятельно, можно . Используй , чтобы полагаться на знания, а не случай. Парни могут записаться на подготовительные курсы при вузе: в армию не заберут.

Поступить в лицей или колледж

Не хочешь ждать год — поступай в среднее специальное учебное заведение. Туда ЦТ сдавать не нужно, зачисляют по конкурсу балла аттестата. Ищи подходящую специальность в .

Устроиться на работу

А для чего вообще ты сдавал ЦТ? Уверен, что тебе ? Не можешь однозначно ответить на эти вопросы — повремени с поступлением. Устройся на работу (возможно, придётся окончить специальные курсы), попробуй себя в каком-то деле. Главное — не стой на месте, развивайся! И только когда поймёшь, что тебе необходимо высшее образование, поступай в вуз.

У каждого свой путь, и Адукар полностью согласен с классиком:


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Уже не первый год ЦТ вызывает массовую панику как у выпускников школ, так и у родителей и учителей. Если послушать их, то для сдачи централизованного тестирования необходимо чуть ли не несколько лет готовиться, корпеть над учебниками и думать только о предмете.

Я решил сдать ЦТ и узнать, сколько можно получить баллов, вообще не готовясь к предмету и не особо его зная. Выбрал биологию. Почему? Все просто: учебник биологии я перестал открывать уже в старших классах — мои семь баллов в аттестат мне поставили "за глазки". А тестирование я хотел сдать именно так — имея лишь общую эрудицию и пытаясь интуитивно выбирать ответы, пытаясь найти максимально правдоподобные.

В пятницу вечером мне пришел результат моего ЦТ. И оказалось, что я набрал 33 балла из 100. Да, с одной стороны — совсем немного. Но! Средний балл ЦТ по биологии среди выпускников школ — около 33 баллов. А многие из абитуриентов, сдающих тестирование для поступления, то есть те, кто должны относиться к нему серьезно, не набирают и порога результатов — 15-20 баллов.То есть я, человек, который не открывал учебник по биологии уже больше десяти лет и никогда в жизни не учивший все эти определения, задачи и прочее, смог написать тестирование лучше, чем часть абитуриентов, только что закончивших школу и действительно желающих продолжить обучение в университете с биологическим профилем.

О чем это говорит? Явно не о сложности ЦТ — оно достаточно простое и, кажется, если бы я месяц потратил на повторение школьной программы, то написал бы биологию гораздо лучше. О какой сложности может идти речь, если мне хватило любви к передачам Discovery и National Geographic для написания тестирования на уровне среднего выпускника школ?

Говорит это все о традиционной "абыяковости" абитуриентов. Чтобы "провалить" ЦТ и не набрать порог баллов или и вовсе получить 0 (а такие есть!) нужно быть человеком, не имеющим вообще никакого представления о мире, природе и том, чем птицы отличаются от грибов.

Ну, а тот самый "рядовой" выпускник средней школы, набирающий по биологии около 33 баллов — о чем думает этот человек? Явно не о том, что нужно хорошо написать ЦТ и успешно поступить в университет — ведь такой же результат можно получить вообще без подготовки и мотивации.

Сейчас мне кажется, что все ругают ЦТ ради оправдания собственного "ничегонеделания". Чтобы потом можно было сказать: "Да, я плохо написал тестирование, но это потому что сложные и нелогичные вопросы".

Может, я и не прав. Но иначе объяснить то, что (повторяю) без подготовки и никогда не уча биологию я смог сдать на уровне среднего абитуриента — не получается.

Ну, во-первых, не расстраивайся! Ты такой точно не один. Мир не рухнул, жизнь продолжается. Соберись с силами и подумай, какие существуют варианты дальнейшего развития событий. Мы предлагаем следующее…

ССУЗ

Среднее специальное учебное заведений – вполне достойный вариант. Ты не будешь сидеть без дела целый год. Многие белорусские ВУЗы открывают свои филиалы по всей стране, а также заключают договоры с другими колледжами, что дает возможность поступления в высшее учебное заведение на сокращенный срок обучения. Кстати, Министерство образования заявило, что с этого года для поступления «на сокращенку» не требуются ЦТ. Только два экзамена по профильным предметам. И есть еще плюс - тебя не заберут в армию, если ты мужского пола:)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР

Опираясь на опыт прошлых лет, можно сделать вывод: поступить в ВУЗ можно даже не набрав пороги по централизованному тестированию! Вам лишь надо дождаться окончания приемной кампании и промониторить, какие ВУЗы объявляют дополнительный набор. Документы в руки – и бегом.

РАЗВИВАЙСЯ

Если ты не поступил, то это еще не значит, что нужно «забить» на свое (!) образование. У тебя есть целый год на то, чтобы подготовиться к ЦТ и в следующий раз сдать его как следует. Но не делай упор только на это. Развивайся со всех сторон: тренируй память (заучивание стихов, например), читай книги, медитируй, посещай различные семинары, подтяни иностранный язык или выучи новый, получи сертификат IELTS or TOEFL.

РАБОТА

Не поступил – работай. Часто слышал? Ну вот, теперь и тебя коснулось.

Совершеннолетним этот вопрос решить, конечно, проще. Но если тебе еще нет 18, вариантов не так много. Посмотри объявления в прессе, интернете, у подъезда, на остановке, столбе, доске объявлений – где угодно. Можно поспрашивать у семьи, друзей, знакомых. Займись фрилансом или иди продавать арбузы на рынок. Так и годик пролетит. А может и не годик…

ПОЖИВИ ДЛЯ СЕБЯ

Ну, тут уже кто на что горазд. Для одного пожить для себя – пьянки-гулянки, а для другого – саморазвитие, хобби и новые яркие впечатления. Если ты относишь себя к «другому», то давай посмотрим, чем же себя занять.

Обратись в такую структуру, как центр занятости , возможно, у них будет предложение (работа, стажировка и т.д.), которое тебя заинтересует.

Можешь освоить новый скилл или «прокачать» уже имеющийся . Например, запишись на курсы. Ты удивишься, какими разнообразными они могут быть: курсы по самосовершенствованию, каллиграфии, фумелье, аэрографике, флористике и еще много всяких разных. Возможно, на этих курсах ты найдешь себя или дело всей жизни (а зачем вообще ВУЗ тогда??).

Займись самым важным, что у тебя есть, – здоровьем . Начни правильно питаться, бегать, научись плавать, закаляйся, откажись от вредных привычек.

Будь полезным! Дома для тебя всегда найдется работа. Помоги с дачей, закатками, готовкой, стиркой, уборкой, с уроками младшему брату, с хозяйством бабушке в деревне. Мама будет гордиться тобой, а окружающие скажут «спасибо».

Путешествуй! Если позволяют средства и время (у тебя его сейчас точно в избытке), то можно путешествовать. Что может быть прекраснее, чем окунуться в другую культуру, познакомиться с новыми людьми, погрузиться в среду, которая отличается от твоей, и просто получить новые яркие впечатления?

Материал подготовила Крагель Дарья.

Централизованное тестирование завершилось, абитуриенты получают свои сертификаты. Но самое интересное во вступительной кампании еще впереди. Ведь после подачи документов в вуз нужно дождаться того момента, когда будет ясно, хватит ли твоих баллов, чтобы быть зачисленным на выбранную специальность. Пока же поступающим приходится ориентироваться на проходные баллы прошлого года, а родителям пытаться анализировать итоги всего ЦТ . Увы, у большинства такой анализ ничего, кроме расстройства, не вызывает. Особенно, когда они видят, что, к примеру, больше половины абитуриентов по русскому языку набрали меньше 30 баллов. А по математике эта граница проходит и вовсе в районе 16 баллов.

На самом деле, и об этом не устают повторять специалисты Республиканского института контроля знаний, сами по себе баллы ни о чем не говорят. В том числе и о катастрофически низких знаниях. Ведь сама система подсчета баллов на ЦТ принципиально отличается от выставления всем привычных оценок. В этой системе каждое задание получает свою стоимость, и зависит она от того, как это задание выполнили другие абитуриенты. Если с ним справились практически все, то и стоимость его будет минимальной. А решение трудноподъемных заданий приносит максимальные баллы. Поэтому вопросы: «Почему я, решив правильно 30 заданий из 50, получил меньше 50 баллов?» не кажутся такими справедливыми.

И все же, если есть ребята, которые получают по 100 баллов за тест (а в этом году таких 65 человек), - значит, хорошо выполнить тест реально. Почему же большинству это не удается? Ответ может кого-то удивить. Потому что большинство и не должно показывать такие результаты. Или не в состоянии. Это сегодня на ЦТ записывается процентов 90 выпускников школ. Читайте, практически все. Ведь сегодня стать абитуриентом проще простого - заплати по 10 тысяч за предмет и зарегистрируйся.

А во времена, когда поступали их родители, только процентов 20 - 30 оканчивающих школы собиралось поступать в вуз. И даже из них поступали не все. Так и сейчас на тестировании эти 15 - 20 процентов показывают вполне приличные результаты. А большинство приходит на ЦТ, чтобы уйти с него… через 5-10-15 минут. Кто-то надеется, что сможет угадать хоть на какие-то баллы. Но судя по тому, что в этом году больше 600 человек не получат сертификаты, потому что не смогли набрать ни ОДНОГО (!) балла, надежды на то, что на тесте можно сыграть в морской бой, улетучиваются сами собой.

Но именно эти «выдающиеся» результаты в 2, 3, 10 баллов и портят всю статистику ЦТ.

ПРОГНОЗ

Глеб и Даша станут студентами?

Какие же шансы у наших ребят , за подготовкой к поступлению которых «Комсомолка» следит уже больше полугода? Чтобы это понять, нужно заняться небольшими подсчетами.

В прошлом году на бюджетные места претендовали те абитуриенты, которые вошли в 15 процентов лучших. Тот, кто вошел в 60 процентов, практически обеспечил себе место на платном отделении.

В этом году абитуриентов меньше на 20 тысяч, а мест в вузах примерно столько же. Значит, чтобы стать студентом-бюджетником, нужно войти в 15 - 17%. Конечно, такие данные очень приблизительные, но ориентировать на них можно.

Итак, Даша получила по русскому языку 56 баллов и вошла в 13%, по английскому - 46 баллов (17%) и по истории Беларуси - 50 баллов (16,1%). Выходит, ее шанс попасть на бюджет вполне реальный. Правда, в прошлом году проходной балл на ту специальность в Лингвистическом университет, о которой Даша мечтает, был значительно выше, тем те баллы, которые она набрала в этом году. Но на платное она проходит с запасом.

Глеб получил по русскому языку 29 баллов (43%), по математике - 24 балла (30,1%) и по английскому - 50 баллов (14,5%). Судя по всему, Глеб тоже станет студентом, но, скорее всего, платного отделения.

Очень надеемся, что наши прогнозы окажутся верными, и ребята станут студентами уже в этом году. Ни пуха ни пера!

КАЛЕНДАРЬ АБИТУРИЕНТА

В творческие и силовые вузы прием документов уже начался. Но большинство абитуриентов будет подавать документы в вузы второго потока.

ШАГ ПЕРВЫЙ

ШАГ ВТОРОЙ

Сдать внутренний экзамен в вузе (например, творчество в Институте журналистики или литературу на филологическом факультете) - с 26 по 30 июля.

ШАГ ТРЕТИЙ

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Если в списках первокурсников-бюджетников себя на нашел, забрать документы и подать их снова в этот же вуз на платное отделение или отнести в другой вуз на платное - не позже 4 августа.

ШАГ ПЯТЫЙ

Праздновать поступление!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Глеб забрал сертификаты в первый день выдачи

До начала подачи документов остается четыре дня.

Уже в прошлый четверг все, кто хотел, смогли забрать сертификаты централизованного тестирования. Вот и наш Глеб решил не откладывать на потом и в первый же день поехал за ними.

В Академии управления при президенте, где Глеб сдавал русский язык и математику, очереди не было совсем. За 15 минут, пока Глебу выдавали сертификаты, в аудиторию зашло всего 6 человек.

В первый день всегда мало людей, обычно это самые нетерпеливые и абитуриенты, которые собираются поступать в творческие и военные вузы. Они раньше всех подают документы, - говорит девушка, отдавая сертификат.

Как и многие абитуриенты, Глеб не доволен своими результатами. На репетиционных тестах баллы у него были значительно выше. За три теста он набрал всего 103 бала. Поэтому и планы того, куда подавать документы, у него уже изменились.

Я планировал подавать документы в Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ на логистику. В прошлом году проходной балл на платное был в около 220. Но даже если в этом году снизят проходной балл, мне с моими 190 не пройти. Поэтому в БГУ я точно уже не пойду. Сейчас смотрю, какие специальности есть в БГЭУ , к которым бы мои тесты подходили.

- Не обидно, что по математике всего 24 балла. Ты ведь целый год занимался с репетитором.

Нет. Если бы я готовился более ответственно, набрал бы больше. Знаю ребят, кто пять раз в неделю занимался с репетитором, но и они набрали не больше 50.

В БГУ на географический факультет мы с Глебом приехали к тем часам дня, чтобы забрать сертификат по английскому. Несмотря на проливной дождь, желающих там было намного больше. Весь холл был занят абитуриентами. Ребята выстроились в длинную очередь. На лицах молодых людей улыбок мы не заметили. Многие были печальны и явно разочарованы.

Я планировала набрать как минимум 240 балов. Но не набрала, - со слезами на глазах рассказала Настя. - Не знаю теперь, хватит ли мне их.

Прождав час, Глеб решил, что приедет в другой день забрать сертификат. Всю неделю он потратит на выбор будущей специальности.