Что такое тщеславие и как оно проявляется. Тщеславие

Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих - пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.

Что означает тщеславие?

Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя ? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» - без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

Тщеславие - это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты - с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Тщеславие и гордыня - в чем разница?

Эгоизм и эгоцентрированность - поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.

Честолюбие и тщеславие - отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие - между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива - предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм - качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути - помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс - австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие - один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

Духовная прелесть возникает из гордости, а гордость - из тщеславия. О тщеславии так говорят толковые словари:

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

тщеславие ср. Неоправданное высокомерие, кичливость, желание быть предметом почитания.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

тщеславие , -я, ср. Высокомерное стремление к славе, к почитанию.Одержим тщеславием кто-н.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

тщеславие , тщеславия, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие , чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Сбить (сшибить) спесь с кого. "О, я ему поспущу жиру!" Гог. Национальная гордость - шовинизм. "Бросьте ваши фанаберии. Поезжайте к исправнику, постарайтесь сойтись с его женой, выражайтесь сдержаннее, теплее". Салт. Ср. Достоинство, Обидчивость и Чванство. Прот. Скромность, Смирение. Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие -- на властолюбии; кичливость -- гордость ума; чванство -- гордость знати, богатства, тщеславие -- суетность, страсть к похвалам, спесь -- глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль).

Так пишет о тщеславии Святитель Игнатий Брянчанинов:

Тщеславие - искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.

Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы.

Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. - Вот, я - свободный шар, лечу, куда хочу. А вы - рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной - мелочь пузатая, - говорил он, раздувая щёки. Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества . Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех. К сожалению, людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив. Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”. А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения. Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей. Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям». «Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, — они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет. Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет. Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем. Он смотрит на него, как на заморскую диковинку. Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате. Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым. Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности. С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент. И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей. Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства. Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал. Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями. Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия. Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели. Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В. Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога. Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою. Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать. Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым. Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты. Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В. Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство». Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам. «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир. Ф. Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий. Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой. Тщеславие заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью - добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать:
«Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».
Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума». Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст. Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости, человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной. Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.

Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность — отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот. В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок! ”. А ненавистный порок, скорее всего, скромность. Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.
Давайте в скромных позах постоим».

Петр Ковалев 2013 год

4 5 882 0

«Трудно быть скромным, будучи великим, как я», – говорил легенда бокса Мохаммед Али. И мало кто поспорит с гениальным спортсменом. Тем не менее, задирать нос – не лучшая стратегия в мире, где успех мимолетен и зыбок, как дом из песка.

«Много полезного можно обрести, время от времени склоняя голову и опускаясь на колени», – эти слова из романа «Тень горы» Грегори Дэвида Робертса, как нельзя лучше отражают суть того, что делать, если тщеславие медленно запускает когти в нашу жизнь.

Чем вредно тщеславие и почему стоит приложить усилия, чтобы избавиться от него? Почему не стоит допускать, чтобы воображаемая корона становилась слишком уж тяжелой?

В статье мы предложим несколько действенных советов о том, как устранить излишнюю гордость за свои достижения.

Что такое тщеславие

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Источники предлагают различные определения.

Если упростить, тщеславие – это стремление к «тщетной славе», потребность во всеобщем почитании, желание кичиться и выставлять свои достижения, реальные или мнимые, напоказ.

Тщеславные люди нуждаются в том, чтобы постоянно подтверждать свое превосходство над другими, они любят лесть и другие проявления восхищения собственной персоной.

Часто эта черта сочетается с такими качествами характера, как ранимость, завистливость, вспыльчивость, неспособность принимать критику – даже объективную.

Разделить победу

Сбить с самого себя спесь очень помогает осознание того факта, что очень редко мы достигаем чего-либо самостоятельно, без чьей-то помощи, хотя бы опосредованной.

  • Удалось получить престижную работу с высокой зарплатой? Шансов было бы гораздо меньше, не оплати в свое время родители учебу в хорошем университете.
  • Гордимся очередным повышением? Прекрасно – но, возможно, в этом отчасти есть и заслуга любимого дяди, который несколько лет назад порекомендовал молодого и неопытного студента шефу.
  • Трава на газоне возле частного дома – самая красивая и ухоженная на всей улице? А вот газонокосилку приходится занимать у соседа.
  • Не можем налюбоваться своей неземной красотой? Так в этом вообще нет нашей заслуги – спасибо Боженьке и папе с мамой.
  • Сын окончил школу с золотой медалью? Но ведь это он корпел ночами над учебниками, в то время как родители в унисон храпели в спальне.

Если задуматься, практически к каждому достижению, которым мы гордимся, приложил руку кто-то еще.

Готовность это признать и разделить успех с теми, кто помог добиться победы, прекрасно помогает в борьбе с тщеславием.

Быть прагматиком

Борьба с тщеславием – это не только этически правильно, но и практично. Дело в том, что когда мы довольны собой, гордимся своими результатами и решаем почить на лаврах, мы успокаиваемся. А это прямой путь к деградации – слишком высоко взлетев и залюбовавшись высотой собственного полета, очень легко потерять управление и утратить все заслуженное непростым трудом.

Чтобы развиваться, нужно всегда быть немного недовольным собой, критически оценивать достижения, не лениться ставить все новые планки и достигать их.

Быть голодным, не допускать состояния абсолютной сытости. Ничто так не расхолаживает и не демотивирует, как лень, ощущение достатка и «стеклянного потолка», когда кажется, что стремиться больше не к чему.

К тому же, тщеславие делает нас необъективными по отношению к себе – мы теряем способность оценивать свои слабые стороны и становимся более уязвимыми.

Конечно, речь не о том, чтобы не давать себе ни секунды передышки. Отдых необходим – чтобы избежать эмоционального и физического выгорания, поскольку любая победа должна быть в радость. Это можно сравнить с подъемом на высокую гору: время от времени нужно сделать привал, заварить чай, спокойно посидеть, удовлетворенно поглядывая на уже пройденный путь. А когда возвращаются силы – продолжать идти.

Если же только и делать, что стоять на привале, высоко задрав нос, новые высоты так и останутся непокоренными. Точнее, их достигнет кто-то другой – менее спесивый и более трудолюбивый. И помашет ручкой сверху вниз.

Помнить о вере

Тщеславие не приветствуется большинством религий мира. Не исключение – христианство.

В православии тщеславие причисляется к восьми греховным страстям, в католицизме в список семи смертных грехов включена гордыня, проявлением которой и является тщеславие.

А преподобный оптинский старец Лев называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

Сделать сравнение

Очень эффективный способ снять жмущую корону – сравнить собственные успехи с чьими-то еще. Например, кто-то начал поглядывать свысока на людей из-за собственной впечатляющей зарплаты. Пусть представит эмоции на лице Билла Гейтса, самого богатого человека на планете, состояние которого оценивается в 75 миллиардов долларов, если озвучить ему свой ежемесячный доход. Вряд ли это будет восхищение.

Какими бы впечатляющими ни были наши достижения, всегда найдется кто-то, кто с легкостью утрет нам нос.

Это нужно помнить каждый раз, когда хочется сфотографировать свой гордый профиль победителя и поставить его в рамочку: в нашем мире все относительно.

Принимать критику

Как бы болезненно это ни было.

Чтобы становиться лучше, необходимо научиться принимать критику от людей, мнение которых для нас авторитетно.

Конечно, имеется ввиду именно конструктивная критика – по сути. Знание своих слабых сторон хоть и неприятно, но в итоге дает серьезное преимущество.

Брать пример

Множество великих людей страдали тщеславием, и если присмотреться к их примерам, становится очевидным: это не принесло ничего хорошего ни им самим, ни окружающим их людям. Их стремление достичь величия и убедить в своей непревзойденности весь мир обеспечили им место в истории, но сделали ли их счастливыми? Это навсегда останется тайной.

Чтобы стать менее тщеславным, полезно вспомнить примеры людей, которые не страдают этим тяжелым недугом – звездной болезнью. Таковых много среди наших предшественников и современников.

  • Мать Тереза самоотверженно помогала людям, не стремясь стать звездой, и тем не менее в некотором смысле стала ею – настоящим символом доброты и сострадания, примером для подражания у множества народов и поколений.
  • Голливудский актер Киану Ривз, звезда мирового масштаба, которого после «Матрицы» не знает разве что… Да кто вообще его не знает? Так вот, этот актер, миллионер, меценат запросто ездит в метро, живет в обычной квартире, а однажды, прибыв в клуб на вечеринку в честь фильма с собой в главной роли, дожидался очереди войти внутрь вместе с обычными посетителями, стоя под дождем, поскольку сотрудники клуба его не узнали.

И таких примеров множество. Это совершенно разные люди, но их объединяет одно: отсутствие амбиций доказать всему миру, что они лучшие. Они просто делают свое дело, и общество замечает их труды. От этого они вызывают еще большее уважение.