Что такое желание человека. Желание

мотив деятельности человека, к-рый характеризуется осознанностью возникшей потребности. Ж. выступает в качестве важнейшего компонента развития волевого действия. Ж. следует отличать от влечения – мотива деятельности, представляющего собой еще не дифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Пробуждение Ж. означает возникновение или постановку цели, т.е. отражение в голове человека объекта конкретной потребности, что определенным образом организует деятельность, придает ей целенаправленность, эмоционально окрашивает, открывает широкий простор воображению и т.д. При этом могут осознаваться не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Ж. может тогда переходить в решение, к-рое в дальнейшем непосредственно претворяется в жизнь (исполнение Ж.). Однако наряду с подобными активными Ж. отмечаются случаи, когда возникшее Ж., сопутствуемое образами фантазии (грезами), удовлетворяется лишь в иллюзорной форме, выступая не как предпосылка деятельности, а как ее подмена (см. Воображение). Вопрос об активизации Ж. и их воспитании рассматривается в свете общих принципов формирования воли. Лит. см. при статьях Воля, Психика. А. Петровский. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖЕЛАНИЕ

первичный жизненный импульс, выступающий в качестве организующего начала как в поведении индивида, так и в жизни общества в целом. Широкое хождение в философии данное понятие получило благодаря психоанализу Несомненным вкладом в методологию исследования человека 3. Фрейдом явились провозглашаемые им: 1) первичность Ж. по отношению к потребности, 2) первичность воображения по отношению к опыту, 3) первичность бессознательного по отношению к сознанию. Фрейдовская концепция Ж. относится только к бессознательным Ж., закрепленным с помощью устойчивых и унаследованных с детства знаков. Бессознательное Ж. стремится осуществиться опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На материале сновидений Фрейд показал, как Ж. запечатлевается в компромиссной форме симптомов. Итак, Ж. связано с опытом удовлетворения, которое представляет собой первоначальный опыт внешнего вмешательства, снимающий у младенца внутреннее напряжение, порожденное потребностью. В дальнейшем оно продолжает направлять поиск объекта, приносящего удовлетворение. Опыт удовлетворения связан с "состоянием беспомощности", изначально присущим человеку Организм не способен на специфическое действие, которое могло бы подавить напряжения, связанные с притоком внутреннего возбуждения, - для этого нужна помощь другого человека.

Т. о., удовлетворение связывается с образом определенного объекта, а также с моторным образом рефлекторного движения, приведшего к разрядке. На ранней стадии человек еще не в состоянии осознать отсутствие реального объекта Образ, несущий слишком большую энергетическую нагрузку, порождает тот же самый "знак реальности", что и восприятие. Опыт реального и галлюцинаторного удовлетворения составляет основу Ж. Источником Ж. выступает поиск реального удовлетворения, хотя оно строится по образу обычной галлюцинации. В "Толковании сновидений" Фрейд описывает опыт удовлетворения, вводя понятие "тождества восприятия", полагая, что субъект всегда ищет нечто тождественное тому восприятию, которое было некогда связано с удовлетворением потребности. При этом он различает потребность и Ж. Потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется специфическим действием по нахождению нужного объекта. Ж. же неразрывно связано с "мнесическими следами", и его выполнение предполагает галлюцинаторное воспроизведение восприятий, превратившихся в знаки удовлетворения этого Ж. Поиск объекта в реальности всецело направляется этим отношением к знакам. Эта цепочка знаков порождает фантазирование как коррелят Ж

Фрейдовское "либидо" означает по латыни "желание". Под этим понятием он понимал энергию, являющуюся подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта и его цели. У К. Юнга понятие "либидо > используется в расширительном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем что устремляется к чему-либо. Однако такая расширительная трактовка либидо сталкивается со следующим возражением: если эта энергия и "десексуализирована", то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели. Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, то либидо определяется как энергия этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней "теории либидо" с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо. Понятие "Я-либидо" было положено в основу либидинальной экономии (см. "Экономия"), ослабив тем самым субъективный аспект понятия "либидо". В работе "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд приходит к понятию Эроса как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции. Эросу противостоит Танатос - влечение к смерти и разрушению Опираясь на биологический миф, Фрейд восстанавливает здесь субъективное измерение, которое поначалу было присуще понятию "либидо".

Ж. Лакан по-своему интерпретирует фрейдовское понимание Ж., выдвигая его на первый план в психоаналитическом учении. В связи с этим он сосредотачивается на строгом разграничении близких по духу понятий Ж. - "потребности" и "запроса". Потребность нацелена на особый объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос всегда связан с обращением к другому человеку, даже в тех случаях, если устремлен на объект, поскольку за ним стоит просьба о любви. Ж. рождается в зазоре между потребностью и запросом; оно не сводимо к потребности, ибо не является отношением к реальному объекту, а есть отношение к фантазму; вместе с тем оно не сводимо и к запросу, властно навязывающему себя независимо от языка и бессознательного другого человека и требующему абсолютного признания себя другим человеком. Ж. - это то, что остается после запроса, когда он удовлетворен. Диалектика Ж. такова, что его удовлетворение может приводить к исчезновению самого Ж., т. е. первичного жизненного импульса; такое удовлетворение равносильно смерти, поэтому для поддержания жизни необходимо возникновение все новых и новых объектов Ж. Но подлинное Ж., по Лакану, обращено не на овладение этими объектами, а на стремление к слиянию с миром. Слиться с миром - означает получить признание с его стороны, быть любимыми другими людьми. Следовательно, подлинное Ж. человека состоит в том, чтобы его желал и в нем нуждался Другой: он хочет сам быть "объектом", которого не хватает партнерам по социальной коммуникации, хочет быть причиной "желания" с их стороны. Т. о., обнаруживается фундаментальная зависимость субъекта от окружающих его людей, от Другого, носителя "символического". Ж. оказывается заключенным в символическом, т. е. в языке. Лакан отмечает, что момент, когда Ж. становится человеческим, совпадает с моментом, когда ребенок рождается в языке. В этот момент субъект не просто справляется со своим лишением, принимая его, но возводит свое Ж. во вторую степень, ибо его действие разрушает тот объект, который оно само заставляет появляться и исчезать. Его действие негативизирует силовое поле Ж., становясь объектом для себя самого. И объект этот, воплотившись в символическую пару двух элементарных восклицаний, говорит о происшедшей в субъекте интеграции фонем, чью синхроническую структуру существующий язык предлагает ему усвоить. Ребенок начинает включаться в систему конкретного дискурса своего окружения. Даже в одиночестве Ж. маленького человека успевает стать Ж. Другого, который над ним господствует. Символ с самого начала заявляет о себе убийством вещи; смертью этой увековечивается в субъекте его Ж.

Психоаналитический опыт заново открыл в человеке императив Слова - закон, формирующий человека по своему образу и подобию. Манипулируя поэтической функцией языка, этот опыт дает человеческому Ж. его символическое опосредование. Это позволяет понять, полагает Лакан, что вся реальность его результатов заключена в даре речи, " ибо лишь посредством этого дара пришла к человеку реальность, и, лишь совершая акт речи вновь и вновь, может он эту реальность сберечь. Именно против этих положений в дальнейшем выступили Ж. Делез и Ф. Гватгари.

По Э. Левинасу, Ж. возникает не из-за того, что индивидууму для поддержания своей жизни чего-то недостает. Ж. другого исходит от существа уже удовлетворенного и в этом смысле независимого, не желающего ради себя. В то время как потребность есть эгоизм, проформа самотождественности, присвоение мира с тем, чтобы совпасть с собой и достичь счастья, Ж. Другого существа, т. е. общительность, рождается в существе, у которого все в достатке. В этом Ж. Я устремляется к Другому, расшатывая тем самым самовластное отождествление Я с самим собою. Отношения с Другим проблематизируют меня, изымают и продолжают изымать меня из меня самого, раскрывая во мне все новые дарования. Желаемое не исполняет моего Ж., а углубляет его, как бы поит меня новою жаждою. Ж. являет себя как доброту, обнаруживая тем самым свою приверженность этике. Подлинное раскрытие Я, по Левинасу, возможно только перед абсолютным ликом Другого. Другого, который нуждается в нашем Другом в предельной своей обнаженности, чтобы исполнить свое Ж. и обрести смирение. Обнаженность лица Другого - это снятие покровов, отсутствие какого бы то ни было культурного украшения, отрешение, отстранение от своего облика в самых недрах порождения облика. Лицо входит в наш мир из совершенно чуждой сферы абсолютного. В своей предельности оно внеобычно, лишено всякого обычая, всякого мира. Нагота лица - это крайняя нужда и тем самым мольба в прямой направленности ко мне. Но эта мольба требовательна, это униженность с высоты. Его приход открывает этическое измерение. Другой окликает меня и, в своей обнаженности и нужде, объявляет мне свое повеление. Само его присутствие требовательно взывает к ответу. Я не просто осознает необходимость ответить; отныне быть Я - означает невозможность отстраниться от ответственности. И неповторимость Я заключена в том факте, что никто не может ответить вместо меня. Перед лицом Другого Я бесконечно ответственно. И не есть ли тогда воля в существе своем скорее смирение, нежели воля к власти? Такое смирение не нужно смешивать с сомнительным отрицанием Самости. Это смирение того, кому "некогда" вернуться к себе, кто ничего не предпринимает для "отрицания" себя, кроме отречения в самом этом прямолинейном движении "дела" в бесконечность Другого. Ж. Делез и Ф. Гватгари провозглашают "имманентность машин желания великим машинам социальности" (см. "Шизоанализ"). Стремясь преодолеть лингвистическую парадигму исследования, философы считают, что Ж. способно непосредственно инвестироваться в жизнь и преобразовывать ее. Однако насколько непосредственно может выражаться Ж. в реальности - вопрос довольно сложный. У М. Фуко мы находим возражение такому способу решения проблемы. Согласно Фуко, Ж. не только опосредовано историей, но и может быть конституировано только в ней. В первом томе "Истории сексуальности" (которую мы предпочитаем переводить "Историей полов") он подчеркивает, что вопрос не в том, что пол связан с греховностью, а в том, как эта связь возникла. Иными словами, вопрос находится не в ведомстве биологии, а в ведомстве истории. Он задает вопрос: правомерно ли говорить об истории пола в терминах подавления? И своей целью ставит определение режима власти-знания-удовольствия, который поддерживает дискурс на человеческую сексуальность. Он задается вопросом о том, каким образом пол был подчинен дискурсу. А также стремится определить формы и каналы, которые власть использует, и дискурсы, которые она разрешает, чтобы осуществить индивидуальный подход к "формам" Ж. и удовольствия. Фуко показал, что техника власти зиждется прежде всего не на отказе, блокаде и аннулировании, а, напротив, на стимуле и интенсификации. Контроль над тем, что надо говорить, в пределах каких социальных отношений, начинается, по Фуко, с XVII в. Начало этому было положено движением Контрреформации, которая через свои властные дискурсы - католическую пастораль и таинство епитимьи - способствовала расширению границ исповеди тела. С этого времени строго предписывалось открывать в исповеди все инсинуации тела: все возможные Ж. и сладострастные фантазмы. Происходило перемещение понимания греха с самого акта на телесное возбуждение. Т. о., пол был взят под надзор, а Ж. трансформировалось в дискурс. К началу XVIII в. появились политический, экономический и технический стимулы говорения о поле. Причем не в форме теории сексуальности, а в форме анализа, количественных или каузальных исследований. При этом надо было речь вести (а не подавлять) о поле в терминах пользы, встроенности в общество и регулировании ради всеобщего блага. С XVIII в. при посредстве экономистов, демографов, педагогов, медиков и психоаналитиков создается четыре основных пункта пересечения власти и знания: 1) истеризация женского тела, насыщенного сексуальностью и наделенного "биоморальной" ответственностью за детей в пространстве семьи; 2) "педагогизация пола ребенка", наделенного противоестественной ранней сексуальностью; 3) воспитание ответственности брачных пар за производство потомства; 4) передача перверсивных удовольствий в ведение психиатрии. Этим 4 пунктам пересечения соответствуют четыре основных объекта познания: 1) женщина-истеричка; 2) мастурбирующий ребенок; 3) мальтузианская брачная пара; 4) перверсивный взрослый. Позднее Фуко отказывается от жесткой поляризации понятий "пола" и "сексуальности", полагая, что воздвижение этой оппозиции ведет назад к юридической концепции власти. Не отступая от принципов историзма, он постулировал идею пола как имманентного институту сексуальности, полагая, что то, что находится в корне этого аппарата, не может быть исключением пола, но является позитивной экономией тела и удовольствия. Идея о том, что пол находится в сердцевине всякого удовольствия и потому должен быть ограничен и подчинен порождению рода, имеет стоическое происхождение. Пол, благодаря воззрению стоиков, стал "моральным кодексом" удовольствия. Тогда как в восточных обществах с наследием эротического искусства интенсификация удовольствия стремится десексуализировать тела, на Западе систематизация удовольствия, согласованная с "законом" пола, дала начало целому институту сексуальности. Именно это заставляет нас считать, что мы "освобождаем" себя, когда легализуем всякое удовольствие. Проблема стоит так, что в настоящее время надо нацеливаться не на десексуализацию, а на общую экономию удовольствия, не основанную на сексуальных нормах. По мнению Ж. Бодрийяра, сегодня все Ж., замыслы, императивы, все человеческие страсти и отношения абстрагируются в знаках и вещах, чтобы сделаться предметами покупки и потребления. Потребление можно считать характерной чертой нашей промышленной цивилизации, вступившей в эру информационного общества, когда знаки играют господствующую роль. При этом в понимании потребления необходимо отойти от его привычного значения как "процесса удовлетворения потребностей". Потребление - это не пассивное поглощение и присвоение, которое противопоставляют активному состоянию производства. Потребление есть активный модус отношения к вещам, к коллективу, ко всему миру. Потребление - это не материальная практика, оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию: "это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс". Потребление есть деятельность систематического манипулирования знаками. Традиционная вещь-символ (орудие труда, предмет обстановки, дом) опосредует собой некое реальное отношение или житейскую ситуацию; но такая вещь, соотнесенная с определенным поступком или жестом человека, не может потребляться. Чтобы стать объектом потребления, чтобы к ней испытали Ж., вещь должна сделаться знаком, т. е. чем-то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь обозначает, - а стало быть, произвольным, но обретающим связность, т. е. смысл, в своей абстрактно-систематической соотнесенности со всеми другими вещами-знаками. Только получив определенное значение, вещи становятся объектом потребления. Из такого преображения вещи, получающей систематический статус знака, вытекает и одновременное изменение человеческих отношений, которые оказываются отношениями потребления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Желание (в психологии) Желание в психологии, переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок (действие). Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение Ж. Наиболее распространённым является употребление слова Ж. в значении эмоционально окрашенного влечения к какому-либо объекту; в этом значении схватывается связь Ж. с чувствами, эмоциями, аффектами. Этика и социальная психология рассматривают Ж. прежде всего с точки зрения его обусловленности социальными нормами и ценностями ‒ в этом смысле Ж. понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты.

Ж. является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Поэтому Ж. описывается в психологии не только как влечение (эмоциональная сторона) или стремление (ценностная сторона) к объекту деятельности, но и как хотение и намерение совершить сам процесс этой деятельности. При этом хотение понимается как самопроявление личности, её волеизъявление (см. Воля ), а намерение ‒ как сознательное побуждение к осуществлению действия, включающее осознание потребности в нём (см. Мотивы , Потребности ).

Развитие Ж. определяется как предметом Ж., способами и условиями его удовлетворения, так и устойчивостью, длительностью, силой самого Ж. В зависимости от этого различают Ж.: выполнимые, нереальные, противоречивые, безрассудные, целевые и т. п. Ж., наряду с интересами и убеждениями, характеризуют сознательное отношение человека к его деятельности.

Лит.: Блонский П. П., Психология желания, «Вопросы психологии», 1965, № 5; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946.

Н. Л. Сац, И. Н. Семенов.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Желание (в психологии)" в других словарях:

    желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем либо обладать или что либо осуществить. Имея побуждающую силу, Ж. обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана … Большая психологическая энциклопедия

    Англ. wish/desire; нем. Wunsch. 1. B психологии мотивированный импульс, направленный, как правило, на определенный объект и побуждающий к действию для достижения желаемой цели или предотвращения нежелательного события. см. СТРЕМЛЕНИЕ. 2. В… … Энциклопедия социологии

    В психологии, переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой либо поступок (действие). Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение Ж. Наиболее распространённым… … Большая советская энциклопедия

    ЖЕЛАНИЕ - англ. wish/desire; нем. Wunsch. 1. B психологии мотивированный импульс, направленный, как правило, на определенный объект и побуждающий к действию для достижения желаемой цели или предотвращения нежелательного события. См. СТРЕМЛЕНИЕ. 2. В… … Толковый словарь по социологии

    Факторы риска в психологии развития - [лат. factor делающий, производящий] понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. это такие условия, опасное… …

    На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образом: первых оно хочет и стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотеть или не хотеть именно этого предмета, хотящее существо … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Независимость - – желание быть неподчиненым, самостоятельным. См. Желание свободы. Он хотел иметь свои деньги, чтобы не зависеть больше от брата. Это было его заветным желанием (А. Уолферт, Банда Тэккера). * * * – способность и возможность действовать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Книги

  • Логическая жизнь души. На пути к точному понятию психологии , Гигерих Вольфганг. По одной старой исландской легенде жил некогда на земле человек, который все свое время проводил в стенах дома, К каким только уловкам не пришлось прибегнуть его матери, чтобы вынудить его…

Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, Ж. обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Ж. как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути ее удовлетворения.

В.В. Мироненко

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Первичный жизненный импульс, выступающий в качестве организующего начала как в поведении индивида, так и в жизни общества в целом. Широкое хождение в философии данноепонятие получило благодаря психоанализу Несомненным вкладом в методологию исследования человека 3. Фрейдом...

Философский словарь

склонность, уже сознающая свой объект. отличается от потребности – простого психологического побуждения. Например, я могу иметь потребность в пище, ощущать спазмы желудка, не зная при этом, что все это вызвано недостаточным питанием. относится обычно к определенному объекту: я...

Философский словарь

Франц. DESIR, англ. DESIRE. Одна из самых влиятельных концепций современной западной мысли; понятие желания проделало долгий и весьма извилистый путь от чисто сексуального влечения (либидо) Фрейда до основного импульса, внутреннего двигателя всего общественного развития. В этом...

Философский словарь

– проявление возможностей присутствия в случае, когда присутствие выбирает лишь ближайше доступные и уже охваченные озабочением возможности; желание связано с непониманием присутствием своих фактических возможностей.

Влечение, стремление, желание, похоть В - сильная склонность к ч-л или к-л Это чувство может вырастать до страстного желания, сметающего на своем пути все препятствия В само по себе не является ни добром, ни злом, однако оно может стать добром или злом в зависимости от того, к...

Библейская энциклопедия Брокгауза

IБог не проявляет Ж, Он принимает решения, поскольку все находится в Его власти (ср Пс 113:11; 134:6) Ж свойственны людям - как нечестивым (Притч 21:10,25; 23:3,6), так и богобоязненным, любящим своих братьев (Деян 26:29; Рим 9:3) и думающих о славе Божьей Мудрость, согл Притч 3...

Библейская энциклопедия Брокгауза

Экология познания. Психология: В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

Cо временем мне стали чужды
все человеческие нужды

- К. Лощевский

В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

В дневниках Даниила Хармса есть записи о земном интересе - пища, питьё, тепло, женщина - и небесном. Небесный интерес заключается в поиске бессмертия, которого люди пытаются достичь, в свою очередь, одним из трёх способов: продолжить род, обессмертить имя или достигнуть вечной жизни через святость.

Широкую известность получила «пирамида Маслоу». Маслоу предположил, что у человека существуют потребности физические, социальные и потребность в самореализации. Маслоу полагал, что, удовлетворив потребность в пище, сне, тепле, человек затем озадачивается половым вопросом и социальным признанием, после чего достигает уровня, в котором можно заняться уже самоактуализацией.

Недостатком модели Маслоу служит то обстоятельство , что люди могут, нарушая его схему, пренебрегать «низшими» потребностями ради «высших», например, недосыпать ради получения образования или рисковать жизнью и здоровьем ради власти.

Другой важный недостаток : пирамида Маслоу описывает некоего универсального человека, пренебрегая тем важным обстоятельством, что приоритеты различных людей могут значительно отличаться. Райсс называет себя последователем Абрахама Маслоу в том смысле, что главной заслугой последнего является попытка вообще рассматривать человеческую природу с мотивационной точки зрения.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории мотивации

В 1998 году американский психолог Стивен Райсс предложил собственную модель, в которой человек рассматривается в фокусе шестнадцати первичных потребностей, каждая из которых действует независимо от других, и индивидуальный набор силы проявления которых разнится от одного к другому.

Число «16» не должно вводить в заблуждение, базовые желания - не психотипы, и Райсс рассматривал варианты с 10-ью или 17-ью основаниями, но нашёл их менее функциональными.

Профессор Райсс создал свою теорию после выхода из больницы, где ему поставили смертельно опасный диагноз.

Когда мы сталкиваемся с трагедией, мы пересматриваем, что нами сделано, размышляем, что могли бы сделать, и задаёмся вопросом, что это значит. Мы узнаём, кто мы есть и что мы в действительности ценим.

Так, размышляя о смерти, эгоизме и долге, он пришёл к выводу о неудовлетворительности концепции, согласно которой человеком руководит просто «принцип удовольствия». Ведь один человек предпочитает задержаться на работе, а другой - провести время с семьёй, и то, что оба они руководствуются желанием чувствовать себя хорошо и избегнуть неприятностей, никак не помогает нам понять, почему же они в итоге принимают противоположные решения.

Изучив историю вопроса, Райсс обнаружил, что, по Платону, человеком движет стремление к истине, во фрейдизме - Эрос и Танатос, у Юнга - воля к жизни, у Адлера - превосходство и власть. Карл Роджерс предполагал, что два основных желания: самореализация и самопризнание.

Джеймс создаёт уже более подробный перечень основных инстинктивных желаний: бережливость, созидание, любознательность, самолюбование, семья, охота, порядок, игра, секс, стыд, боль, стадность и месть.

В дальнейшем МакДугалл расширяет этот список и продолжает исследования, а Мюррей отталкивается от него в разработке собственного перечня и в 1938 предлагает свой Тематический апперцептивный тест (TAT).

Однако теории Джеймса и МакДугалла не нашли отклика ни в лагере психоаналитиков, ни в лагере бихевиористов. Первых не устраивало чересчур сложная схема множества инстинктов, а вторых - возможность унаследования степени их выраженности.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории. Для этого было сформулировано 328 изначальных целей, сведённых путём факторного анализа к 16, так как именно 15 – 16 категорий охватывали цели с наибольшей степенью полноты и точности.

Важным моментом было то, что жизненно важные потребности, которые не имеют индивидуального проявления (например, потребность в воде), были исключены. Было обследовано 6000 человек.

Эффект самообнимания   - склонность проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие должны» руководствоваться тем же, что и вы

Важным понятием теории является эффект самообнимания. Эффект самообнимания заключается в склонности людей проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие «должны» руководствоваться тем же самым. Эта проблема - одна из глубоких причин непонимания и конфликтов в человеческом обществе, столкновения с Другим.

Райс пишет об этом:

Ваш босс испытывает основные желания совершенно иначе, чем вы. Родители испытывают основные желания совсем не так, как их дети. Жены испытывают основные желания совершенно иным образом, нежели их мужья. Секс одним людям доставляет значительно большее удовольствие, чем другим, что частично связано с индивидуальным разнообразием в генах, которые стимулируют интерес к сексу.

Точно так же отцовство и материнство доставляют намного большую радость одним по сравнению с другими. Поскольку мы не можем сами пережить степень того удовольствия, которое другой человек получает от секса или от отцовства/материнства, мы иногда не можем определить, в какой мере эти желания являются или не являются мотивационными для других людей. Мы зачастую не понимаем, почему некоторые люди реагируют на секс или на отцовство/материнство отлично от нас, потому что мы не представляем себе, как генетические различия между нами порождают различную интенсивность удовольствия.

«Каждое из 16 желаний в действительности представляет собой группу взаимосвязанных мотиваций », - пишет Райсс.

Итак, вот 16 базовых желаний по Райссу с учётом эффекта самообнимания:

Признание - потребность в одобрении, присоединении к группе.

Эта же потребность выражается в желании быть любимым. При сильной проявленности побуждает людей избегать внимания, критики и публичных выступлений, также трудных задач. Связана с самооценкой и чувством собственного достоинства. Эффект самообнимания для этой потребности проявляется в том, что человек с сильно выраженной потребностью в признании воспринимает себя как ненавязчивого, со слабой - как уверенного. Другой, то есть человек с сильно иной потребностью в признании, будет восприниматься нами как слишком впечатлительный либо, наоборот, самодовольный.

Любопытство, или любознательность, - потребность в обучении, жажда знания.

Райсс подчёркивает, что это не интеллект (способность к лёгкому познания вещей), а то, какие эмоции индивид получает от процесса познания. Кроме того, можно быть любопытным, но не любить интеллектуальные игры (шахматы, бридж), поскольку они не связаны с поиском истины. Любознательные люди чаще других задают вопросы. Эффект самообнимания проявляется так: я (умный / практичный), другой (простоватый / зануда).

Еда - потребность в питании.

Также застольные обычаи и охота. Эффект самообнимания: я (гурман / благоразумный), другой (ограничивающий себя / обжора).

Семья - потребность растить детей, материнские и отцовские инстинкты.

Эффект самообнимания: я (ответственный / независимый), другой (эгоистичный / домосед).

Честь - потребность в верности ценностям этнической группы, клана и родителям.

Связана с патриотизмом. Эффект самообнимания: я (принципиальный / рациональный), другой (бесчестный / ханжа).

Идеализм - потребность в социальной справедливости и равенстве.

Вызывает интерес к благотворительности и политике. Эффект самообнимания: я (сострадательный, справедливый / реалист), другой (циник / мечтатель).

Независимость - потребность в свободе, самоопределении и в том, чтобы полагаться на свои силы.

Эффект самообнимания: я (независимый, самостоятельный / преданный), другой (незрелый / упрямый).

Порядок - потребность в предсказуемом и организованном окружении, в чистоте.

«Каждому человеку присущ свой уровень порядка в качестве наиболее комфортного». Эффект самообнимания: я (организованный / гибкий), другой (неряшливый / педант, перфекционист).

Физическая активность - потребность упражняться.

Люди, занимающиеся спортом, в разной степени делают это для пользы и для удовольствия. Эффект самообнимания: я (активный / спокойный), другой (ленивый, физкультурник).

Власть - потребность проявления воли, желание оказывать влияние на других людей, достигать успеха.

Честолюбие, доминирование. Эффект самообнимания: я (лидер / расположенный к людям), другой (ленивый / властный).

Романтика - потребность в сексе и, одновременно, эстетике.

Эффект самообнимания: я (чувственный / аскетичный), другой (фригидный / гедонист).

Бережливость - потребность что-либо собирать, накапливать.

Связана с такими качествами как скупость, расточительность и склонность к коллекционированию. Эффект самообнимания: я (экономный / наслаждающийся жизнью), другой (расточительный / скряга).

Общение - потребность в общении и друзьях (равных отношениях).

Эффект самообнимания: я (открытый / серьёзный), другой (замкнутый / поверхностный).

Статус - потребность в социальном положении/важности, внимание к репутации и производимому впечатлению, к титулам и наградам, престижу и потреблению premium-класса.

Высокий или низкий уровень этой потребности отражает одновременно самооценку и восприятие окружающих. Эффект самообнимания: я (элита / непредвзятый), другой (незначительный / сноб).

Покой - потребность в безопасности, эмоциональном комфорте.

Эта потребность тесно связана с интенсивностью переживания боли, стресса и страха. Эффект самообнимания: я (осторожный / смелый), другой (авантюрный / боязливый).

Месть - потребность давать сдачи, соревноваться и побеждать.

Связана с гневом и ненавистью. Эффект самообнимания: я (победитель / бесконфликтный), другой (пассивный / агрессивный).

В книге Райсса «16 стремлений к Богу» исследуется психология религии: по его мнению, вера удовлетворяет все шестнадцать базовых потребностей.
(Фото © Tom Dodge)

Каждая потребность у человека может быть выражена в разной степени. Райсс остановился на трёх пограничных значениях: слабая проявленность, средняя и сильная. Схема даёт широкое многообразие людских типажей, поскольку потребности рассматриваются как независимые друг от друга.

14 потребностей могут быть в той или иной степени обнаружены у животных, 12 могут задействоваться в религиозных практиках, что вполне соответствует религиоведческой позиции: религия не может уложиться в рамки нескольких психосоциальных функций и не должна рассматриваться уже, чем «форма культуры».

Что касается постоянства потребностей, то повторные исследования показали крайнюю устойчивость 16 базовых желаний у людей со временем. Похоже, что они обусловлены генетически или формируются уже в раннем возрасте. «Люди могут меняться, но до определённой степени и не очень легко».

Различия полов статистически усредняются из-за частных отклонений. При этом сохраняется тенденция мужчин чаще быть агрессивными и менее нуждаться в покое, хотя сила родительских инстинктов у обоих полов разнится слабо.

Райсс пишет, что не нашлось корреляции между потребностями и этническими группами, но признаёт, что исследованию подвергались только представители Америки, Канады и Японии.

Поэтому он не готов делать выводы о роли культуры и воспитания в формировании потребностей, склоняясь пока к тому, чтобы считать её всё-таки меньшей, чем роль генетики. Во всяком случае, профессиональные тесты выявили, что разные профессии привлекают разных людей.

Разработаны тесты, которые предполагают более сотни вопросов и иногда даже контрольную сверку с использованием анкет наблюдателей, оценивающих со стороны. Простейший же тест состоит из 16 вопросов такого вида: «вы обычно испытываете большую или меньшую потребность в независимости (как пример), чем ваши сверстники?». В таком варианте точность зависит просто от понимания себя и других людей, а также сути каждой потребности.

Модель Райсса представляет собой ценный психологический и социальный инструмент, уже взятый на вооружение кадровыми отделами крупных корпораций и применяющийся в профессиональном спорте.

Однако причины и цель её создания представляли нечто более важное : это посильный вклад автора в понимание природы человека.

Так, Райсс говорит, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье. При этом предлагается различать «чувственное счастье», которое приносит удовольствия в настоящем времени и «ценностно-ориентированное счастье», которое наполняет нашу жизнь смыслом.

Это Вам будет интересно:

Некоторые люди сосредотачиваются на первом, но в какой-то момент могут почувствовать опустошение. И хотя нет причин отказываться от простых радостей, гораздо важнее «ценностно-ориентированное счастье», - тем более, что именно оно поддерживает жизнь в людях, оказавшихся в ситуациях болезней, травм, социальных потрясений и других обстоятельств, которые не всегда можно выбирать. опубликовано

Ежедневно в своем лексиконе мы употребляем тысячи слов, при этом даже не задумываясь о том, что многие из них являются точными психологическими терминами. Среди таковых есть один из самых распространенных - желание. Это слово звучит из уст людей более чем часто, и бывает так, что на деле оно не соответствует сказанному. Что же, попробуем разобраться в том, что оно означает и каково его научное значение.

Терминология

В официальной психологической терминологии вожделение или желание - это средняя степень воли, которая колеблется между обыкновенным хотением и осознанным выбором или решением. Иными словами можно сказать, что желанием именуется потребность, которая обретает конкретное очертание. Причиной тому может служить культурный уровень человека, его мировоззрение и развитие или же особенности его географического местоположения. Во всех своих формах желания человека основаны на активности его душевных или физических порывов, а также на работе головного мозга. Первые задают импульс, а мозг придает этому импульсу конкретные очертания, план действий по достижению заветной цели и т. д.

Психоанализ

Таким образом, можно сделать заключение. Желание - это страдательное которое объединяет в себе и определенные душевные переживания, волнения, чувства. В процессе того, как человек испытывает желание чего-то, он осознает, чего именно он хочет, понимает, зачем или по каким причинам это ему нужно, а также примерно прорисовывает возможные пути достижения своей цели. В психоанализе принято полагать, что желание является побуждением, неким импульсом, который подталкивает человека к определенным действиям. Среди таких импульсов, как выделял Фрейд, существуют осознанные и неосознанные.

Как рождаются желания

Чтобы понять, что такое желание, достаточно взглянуть на нашу повседневную жизнь. Ежесекундно мы осуществляем какие-либо действия - механические, творческие, опекунские. Многие из них мы делаем рефлекторно, как по набитой схеме и на протяжении долгого отрезка времени. Но во всех этих случаях нас побуждает именно желание, которое зарождается в мозгу, в душе и заставляет нас действовать. Такие желания, как правило, вызваны естественными, природными явлениями. Мы хотим кушать потому, что организм требует пищи. Когда появляется желание съесть какой-то особый продукт, конкретный, стоит задуматься о том, что в организме дефицит определенных витаминов. Каждой матери всегда присуще желание быть рядом со своим ребенком. Такие порывы можно назвать, конечно же, простыми инстинктами, однако они неразрывно связаны с менталитетом, нашим мировоззрением, вкусами и предпочтениями.

Духовная сторона медали

Если рассматривать данный вопрос с более творческой стороны, то желание - это порыв сделать свою жизнь еще красивее, а внутренний мир - богаче. Наиболее ярко подобные эмоциональные импульсы прослеживаются у тех людей, которые с детства были приучены к прекрасному. Пианист, который верен своему инструменту, постоянно будет испытывать желание играть, сочинять новые произведения, совершенствовать свою технику. На основе этого также может появиться желание, к примеру, купить новый инструмент (если предыдущий вышел из строя), новую нотную книгу и проч. Аналогично художник будет испытывать простое желание иметь все необходимое оборудование и средства для осуществления своей творческой деятельности, как и танцор, иллюзионист, дизайнер и т. д.

Строим жизнь

Теперь переходим к так называемому третьему уровню нашей темы. Здесь у нас желание - это та основа, на которой строится наша жизнь. Изначально наша судьба и все те события, которые происходят в жизни, зависят от наших поступков и действий, которые начинаются с желаний. Таким образом, получается, что если изначально вашими основными потребностями является лишь удовлетворение физических потребностей, а также «мелкие» удовольствия, то поверхностной будет и вся жизнь. Если же среди желаний есть нечто более возвышенное, что имеет отношение к творчеству, познанию мира, самого себя или какой-либо науки, то судьба становится совсем иной. Это дает человеку искру, импульс, опираясь на который, он идет по жизни, добивается своих целей и ставит новые. И чем больше всего он желает, тем разнообразней становится как личность, тем быстрее он «растет» в моральном плане и становится более развитым и интересным.