"формирование экологической культуры младших школьников". Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности и внеклассной работы Цели формирования экологической культуры младших школьников

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Научно-педагогические основы экологического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования …………………………………………………………….… 6

1.1 Состояние проблемы в научно-педагогической литературе……………………………………………………………..6

1.3 Пути формирования экологической культуры у младших школьников …………………………………………………………..20

Выводы…………………………………………………………………….21

Глава 2. Опыт организации кружковой работы по формированию экологического образования и воспитания младших школьников в детском объединении «Юный эколог» СЮН. г. Чайковского ……………………………………………………………………..23

2.1.Состояние проблемы на начало опытной работы.……………………………………………………………………..23

2.2 Разработка программы кружка «Юный эколог»………..……..……26

2.4 Результаты опытной работы………………………………………….43

Выводы………………………………………………………………….....45

Заключение ……………………………………………………………………...46

Список использованной литературы ………………………………………..48

Приложение

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологическиепредставления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

Эти проблемы нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г.; «Законе об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; в программе «Экологическое образование и просвещение населения до 2010 г.»; областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Все сказанное выше определило выбор темы исследования: формирование экологической культуры у младших школьников в системе дополнительного образования.

Проблемой нашего исследования (СЮН работает совместно с педагогическим коллективом СОШ № 1) является создание педагогических условий для экологического образования и воспитания школьников в процессе внешкольной деятельности в ходе работы детского объединения «Юный эколог». Все это позволило нам определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи работы.

Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания школьников.

Предметом исследования – влияние экологического образования на развитие экологической культуры младшего школьника.Цель исследования определение системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической культуры и экологического сознания учащихся на занятиях по экологии.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу :

предполагаем, что систематическая работа со школьниками по экологическому образованию и воспитанию в рамках детского объединения «Юный эколог» способствуетформированию экологической и общей культуры учащихся, повышению уровня знаний,углублению мотивации и активизации деятельности, учащихся в природе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :

Рассмотреть состояние проблемы в научно-педагогической литературе;

Раскрыть методы и формы экологического образования и воспитания;

Охарактеризовать детское объединение как средство экологического

образования, воспитания и формирования экологической культуры.

Цель и задачи работы определили ее структуру:

В главе 1 раскрывается состояние проблемы в научно-педагогической литературе, содержание и пути формирования экологической культуры.

В главе 2 показано состояние проблемы, разработана программа детского объединения, обобщены результаты опытной работы.

Исследование проводилось на станции юных натуралистов г. Чайковского Пермской области и в средней общеобразовательной школе №1 (начальное звено).

ГЛАВА 1.

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56).

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, "на глазок", закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

"Экологическая культура" есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) .

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие "экологическая культура" сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой - Симоновой. По определению Л. П. Салеевой - Симоновой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:

  • - интерес к природе и проблемам ее охраны;
  • - знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  • - нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • - экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
  • - мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении .

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно - экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей .

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

  • - культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения ;
  • - культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
  • - культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева , включает следующие основные компоненты:
  • - интерес к природе;
  • - знания о природе и ее охране;
  • - эстетические и нравственные чувства к природе;
  • - позитивная деятельность в природе;
  • - мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире .

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть _ приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес - мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов - необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой - его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой его ступени .

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

  • - формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;
  • - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали .

  • 1. Познавательный - это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.
  • 2. Ценностный - осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
  • 3. Нормативный - этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.
  • 4. Деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха .

При разработке проблемы экологической культуры педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет 3 аспекта. Первый выражает отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Второй - как отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. Третий представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Решающую роль в развитии системы отношений человека играют общественные отношения, под воздействием которых формируются его установки и поведение в социальной и природной среде.

Активная форма отношения к окружающему миру выражается в деятельности, связанной с целесообразным его изменением и преобразованием. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс.

Поэтому методологическая основа формирования экологической культуры включает следующие принципиальные положения:

  • - сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;
  • - ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника;
  • - отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, экономической, практической.

В соответствии с общей педагогической теорией и основными положениями комплексной экологии содержание экологической культуры должно раскрывать научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимодействия общества с природой, характеризовать глобальное значение экологических проблем и идей оптимизации природоиспользовании:

  • - научные аспекты представлены социальными, естественными и техническими закономерностями, теориями и понятиями, которые характеризуют человека, труд, природу, общество в их взаимодействии;
  • - ценностные ориентации как установки и мотивы деятельности предполагают осознание школьниками значения природы как универсальной ценности;
  • - нормативные аспекты включают систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде.

Структурными этапами формирования экологической культуры является:

  • - выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
  • - определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
  • - выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
  • - выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека; характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
  • - практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

В соответствии с этим этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения.

Эффективность формирования экологической культуры школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Целью формирования экологической культуры состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Таким образом, экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. В основу же экологического образования ложатся следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека; преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.

Автор: Нестерова Надежда Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ №3» г.Новоалтайска

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического образования учащихся начальной школы, в том числе методика формирования сознательного отношения к природе, к окружающей среде. Приводятся результаты диагностики сформированности уровня экологической культуры младших школьников (учащихся 4 класса).

Важность экологического воспитания детей в современном мире невозможно переценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания человека на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Начинать работу над воспитанием экологически культурного человека, нужно уже в младшем школьном возрасте. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует отношение к этим действиям и решает вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Формирование положительного отношения детей к природе – это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Рассмотрим содержание понятия «экологическое отношение».

Отношение к природе является важной подсистемой экологической культуры. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. От ношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с пе реживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

В современном обществе природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Л.А. Мазитова указывает на то, что экологическое отношение младших школьников к природе – это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности, включающая ответственное отношение к природе, основанное на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, в том числе и грядущему поколению людей; потребность в общении с природой, знание норм и правил поведения в ней; активность и готовность к природоохранной деятельности; умения и навыки взаимодействия с природой (мазитова с.1).

Значимый вклад в развитие науки о формировании экологической культуры, отношения к природе внес В.А. Ясвин, который в своем обстоятельном психологическом исследовании рассмотрел формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней на разных стадиях онтогенеза (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый). Исследователь считает, что отношение к природе должно строиться на принципах антропоморфизма, «очеловечивания природы». Однако мы считаем, что данный подход не оправдан в работе с дошкольниками, младшими школьниками, скорее антропоморфизм тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формировании субъектно-этического отношения к природе. Ребенок должен на практике взаимодействовать с живыми этическим (гуманным) способом, на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни.

Такой подход к формированию отношения к природе представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов (В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.

Отношение к природе поддается формированию: у младших школьников отношение не носит обобщенный характер – это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью - трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

Отношение у ребенка к природе возникает при непосредственном контакте с самой природой, пребыванием в ней, визуальном или практическом взаимодействии с живыми существами.

Для младшего школьника очень важны эмоциональные отношения к к объектам и явлениям природы - чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

Отношение к природе может носить разные оттенки - бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и тех нологии ее достижения. Одним из условий успешного формирования у младших школьников экологического отношения к природе является организация начального учебного процесса на основе психологических механизмов субъектификации, т.е. субъективного отношения к природным объектам .

В основе формирования отношения к природе лежат знания о природе. Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И . А. Комаровой.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса . В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений , демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными).

Отношение к природе также тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Необходимо отметить, что ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Знания о природном окружении учащиеся начальной школы получают на уроках научно-природного цикла. На наш взгляд, формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения (экологической лабилизации, экологической эмпатии, экологической идентификации, ритуализации экологической деятельности), а также системы познавательных заданий для 1–4_го классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации. Внеурочная работа по формированию у младших школьников экологического отношения должна рассматриваться как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса и включаем в нее нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Р абота по курсу «Окружающий мир» по данному УМК способствует приобщению ребенка к природе, формирует бережное отношение к окружающей среде.

В таблице 1 представлены данные о реализации содержательного компонента в данном УМК.

Таблица 1. Содержательный компонент УМК «Начальная школа 21 века» по предмету «Окружающий мир»

Требования к знаниям и умениям

Использование знаний и умений на практике

УМК «Начальная школа XXI века»

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

знать основные правила поведения в парке, в лесу;

понимать важность охраны растений, животных;

понимать необходимость бережного отношения к окружающему миру

использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;

В 2013-2014 учебном году на базе 4 класса МБОУ СОШ №17 г.Новоалтайска мною было проведено диагностическое исследование с целью выявления сформированности экологической культуры младших школьников.

Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

На первом этапе был изучен уровень сформированности экологических отношений с помощью Методики Н.Фишера.

Диагностические показатели:

1. Соответствие знаний и поведения в природе.

3. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать свои позиции в поступках.

4. Эмоциональное отношение к природе.

5. Пропагандистская природоохранная деятельность.

6. Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому критериям.

Ребятам было предложено в процессе беседы с учителем ответить на вопросы.

Учащимся в ходе беседы было предложено ответить на следующие вопросы (см. таб.2).

Таблица 2 – Диагностическая карта

Показатели

Ключевые слова и фразы

Интерес к природе

Часто ли ты гуляешь на природе? Что ты выберешь: посидеть дома и посмотреть мультфильм или пойти в парк? Что ты чувствуешь, когда гуляешь по парку?

Любишь ли ты осень? А лето? Что тебе больше всего нравится летом? Что ты чувствуешь, когда другие дети рвут цветы?

Что ты чувствуешь, когда бросают мусор на природе (на речке, в лесу…)?

Соответствие уровня экологических знаний и характера поведения в природе.

Почему ты в парке бросил фантик на дорогу? Можно ли так поступать? Как правильно вести себя в лесу?

Практическая природоохранная деятельность

Что ты сделал прошлой зимой для птиц? Как ты охраняешь природу? Зачем ты это делаешь?

Пропаганда охраны природы

Надо ли объяснять детям, как вести себя в лесу, на реке, в парке? Как вести себя в зоопарке? Как бы ты поступил, если увидел, что рвут редкие растения или убивают редких животных?

Оценочные умения

Красиво или некрасиво кидать мусор на улице? Рвать цветы? Дразнить диких животных? Полезно или вредно для здоровья гулять по парку, а для живых существ?

Анкета для детей представлена в Приложении 1.

Учащимся было предложено ответить на 18 вопросов анкеты. Представленные детьми ответы были зафиксированы и оценены по шкале (таб.3).

Таблица 3 - Оценка показателей

Показатель

Балл

Критерии оценки

Интерес к природе

Отсутствие интереса к природе и желание её охранять

Слабый интерес к природе и отсутствие желания её охранять

Проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя

Проявляет достаточный интерес к природе, но слабое желание охранять её

Мечтает о больших делах по охране природы, проявляет готовность и желание лично участвовать в её охране

Эмоциональное отношение к природе

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе

Слабая эмоциональная развитость личности

Видит красоту природы, но эмоционально не проявляет своего отношения к ней

Эмоционально отзывчив, но не проявляет желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности

Эмоционально отзывчив, проявляет желание выразить своё отношение к природе в творческой деятельности

Соответствие знаний и поведения в природе.

Не знает правила поведения в природе и не соблюдает их.

Знает правила поведения в природе, но не соблюдает их.

Поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные.

Экологические знания хорошие, поведение в природе почти всегда соответствует известным нормам и правилам

Экологические знания высокие, поведение в природе соответствует нормам

Практическая природоохранная деятельность

Уклонение от практической природоохранной деятельности, несформированность мотивов этой деятельности

Эпизодическое участие, ведущий мотив - утилитарный

Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив

Под руководством учителя работает в сфере охраны природы, ведущим является эстетический мотив

Активно участвует в природоохранной деятельности, ведущим является нравственный или познавательный мотив

Природоохранная пропаганда

Считает ненужной пропаганду идее охраны природы

Пропаганда носит эгоцентрический характер

Считает пропаганду идей охраны природы необходимой

Занимается пропагандой идей охраны природы под руководством учителя

Самостоятельно пропагандирует идеи охраны природы

Оценка состояния природы

Не умеет оценивать

Оценивает с утилитарных эгоцентрических позиций, осуждает жестокость, уничтожение природы

Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои поступки

Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков как своих, так и чужих

Умеет практически оценивать с экологических позиций свои и чужие поступки, осуждает неправильное поведение в природе

Минимальное количество баллов – 18. Максимальное – 90. В соответствии с проанализированными данными, опираясь на методику оценки уровня сформированности экологических отношений, было выявлено 5 уровней: высокий (80-90 баллов), выше среднего (60-79 баллов), средний (40-59 баллов), ниже среднего (29-39 баллов), низкий (18-28 баллов).

Были получены следующие результаты (см. рис.1).

Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента

Таким образом, в группе трое учащихся со средним уровнем, у троих зафиксирован уровень «выше среднего» и по одному учащемуся с низким и высоким уровнем.

Проанализируем полученные данные по разделам: интерес к природе, эмоциональное отношение к природе, соответствие знаний и поведения в природе, практическая природоохранная деятельность, природоохранная пропаганда, оценка состояния природы (рис.2).

Рис.2. Анализ показателей

Интерес к природе: у детей проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя

Эмоциональное отношение к природе: дети эмоционально отзывчивы, но не проявляют желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности.

Соответствие знаний и поведения в природе: у детей колеблется между « знает правила поведения в природе, но не соблюдает их» и «поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные».

Практическая природоохранная деятельность: практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив.

Пропаганда охраны природы: считает пропаганду идей охраны природы необходимой.

Оценочные умения: проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои.

Итак, экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

Список использованной литературы

    Брязгина Т.А. Взаимосвязь семьи и школы в формировании экологической культуры школьников//Молодой ученый. – Электронный формат. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/8/3240

    Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа. -2003. – №2. – c.110-113.

    Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

    Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. – М.: ВентанаГраф, 2005. – 240 с.

    Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2007. – №6.– С.8-12.

    Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 184 с.

О проблемах экологии и окружающей среды сейчас говорится много и часто. Изменения климата, загрязнение воды и воздуха - эти вопросы регулярно поднимаются в средствах массовой информации. Однако подавляющая часть населения предпочитает дистанцироваться от проблем такого рода. И причина тому - отсутствие не столько знаний в области экологии, сколько осознания причастности к окружающему миру, основы которого закладываются в раннем возрасте. Поэтому такое внимание сегодня уделяется формированию экологической культуры младших школьников. Эта задача выходит за рамки классической педагогики и становится общественной.

Экологическая культура - это…

Само понятие довольно многогранное, поэтому можно встретить большое количество определений. Речь здесь идет о гармоничном слиянии потребностей человека и принципов существования окружающей среды. Обладать экологической культурой - значит уметь действовать, соотносясь с требованиями рационального природопользования, не допускать загрязнения и разрушения окружающей среды. Для этого необходимы не только знания в сфере биологии, географии, химии, экологии, но и ценностные ориентиры, осознание важности подобной линии поведения. И закладываются такие ориентиры в раннем детстве. Говоря о формировании основ экологической культуры младших школьников, педагоги-исследователи отмечают, что в это понятие входит:

  • интерес к проблемам охраны природы;
  • знания об окружающей среде, принципах ее развития;
  • эмоциональное восприятие природы;
  • экологическая грамотность;
  • личные мотивы, определяющие отношение к окружающей среде.

Это становится комплексной задачей для всего школьного коллектива.

Особенности формирования экологической культуры младших школьников

Начальные классы - знаковый период в развитии мировоззрения ребенка, время интенсивного накопления представлений об окружающем мире. На этом отрезке экологическое воспитание становится приоритетной педагогической задачей. И ее решение невозможно без перестройки образовательного процесса. В рамках ФГОС формированию экологической культуры младших школьников уделяется большое внимание. Предусматривается включение экологического компонента не только во все предметы школьной программы, но и в практику внеурочной деятельности.

Определены цели формирования экологической культуры младших школьников:

  • развитие познавательного интереса, готовности изучать и понимать окружающий мир, практических навыков осознанного взаимодействия с ним;
  • создание целостных представлений о природном и социальном окружении;
  • воспитание готовности следовать нравственным нормам в отношении окружающей среды.

Таким образом, в основу экологического образования заложено несколько основных компонентов: ценностный, познавательный, деятельностный.

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Экологическое образование - процесс непрерывного развития и воспитания, направленный на формирований знаний, представлений и навыков, позволяющих ответственно относиться к окружающей среде. Эти составляющие экологической культуры учитываются при выборе приемов и методик, используемых в экологическом обучении младших школьников. Образовательный процесс строится на следующих принципах:

  • комплексный подход (экологические представления закладываются на разных уроках, а также во внешкольной практике);
  • в экологическом воспитании детей принимают участие педагоги, родители, представители общественности;
  • разнообразие используемых технологий;
  • эмоциональная вовлеченность детей.

В числе действенных приемов экологического просвещения можно назвать: проблемные беседы и вопросы, выполнение творческих заданий межпредметного характера, организацию экскурсий, проектов и прочее. Важно, чтобы теоретические знания ребят можно было применить на практике. Особое направление - формирование экологической культуры младших школьников через игру. Этот вид работы как нельзя лучше соответствует возрасту учащихся, дает возможность приобрести знания в доступной форме с положительной эмоциональной окраской.

«Окружающий мир» и экологическое воспитание

Безусловным лидером школьной программы, позволяющим знакомить ребят с основами экологических знаний, остается предмет «Окружающий мир». Большинство педагогов отдают предпочтение тематическим программам:

  • «Зеленый дом» (А. А. Плешаков);
  • «Природа и люди» (З. А. Клепинина);
  • «Мир и человек» (А. А. Вахрушева).

В перечисленных разработках большое место отводится проблемам охраны и бережного отношения к природе. При отборе материала и разработке заданий соблюдаются краеведческий, деятельностный, экологические подходы. В формировании основ экологической культуры младших школьников важную роль играет ценностный компонент. Поэтому на занятиях по «Окружающему миру» часто используется прием отождествления, позволяющий ребенку расширить собственные представления о природном окружении, эмпатически включиться в процесс. Для этого ребятам при выполнении заданий предлагается представить себя на месте природного объекта в конкретных условиях. На занятиях также приветствуется смена видов деятельности, включающая: элементы игры, логические упражнения, продуктивные задания, творческие работы.

Межпредметные связи в экологическом образовании

Формирование экологической культуры младших школьников - комплексная проблема. Поэтому в воспитании бережного отношения к природе задействованы возможности и содержание всех предметов курса начальных классов. Начинаясь на уроках окружающего мира, процесс формирования основ экологической культуры младших школьников продолжается на занятиях по математике, русскому языку, литературному чтению и находит отражение во внеурочной деятельности.

Предметы эстетического цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) способствуют развитию нравственных представлений и ориентаций, убеждений, связанных с отношением к природе.

На уроках математики ребята учатся количественно оценивать состояния природных объектов, чему немало способствуют задачи экологической направленности.

Технология в начальной школе дает возможность на практике познакомиться со свойствами природных материалов и возможностями их экономичного использования.

Эффективны также интегрированные уроки, Например, литературное чтение + окружающий мир. Они формируют у детей целостное представление об окружающей действительности, учат видеть взаимосвязь явлений.

Экологические образование во внеурочное время

Внеклассные занятия - обязательный элемент системы экологического образования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочное время обусловлена возможностью сочетания различных видов работы и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются познавательная, игровая, трудовая, исследовательская, проектная деятельность. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы.

Индивидуальные занятия часто включают наблюдения детей за природными явлениями, видами растений и животных, проведение различных опытов.

Групповая работа может быть организована в рамках кружков экологической направленности, позволяющих собрать заинтересованных ребят, стремящихся глубже погрузиться в вопросы охраны окружающей среды.

Массовые внеурочные занятия (тематические акции, праздники, деловые игры) способствуют не только развитию экологической культуры, но и успешной социализации школьников.

Внеклассная работа позволяет использовать такие формы работы, положительное значение которых сложно переоценить, но применять их в рамках урока сложно. Это игры-путешествия, экскурсии, длительные эксперименты, экологические театральные постановки.

Экологические кружки

  • познавательное;
  • исследовательское;
  • практическое;
  • познавательно-развлекательное.

Задача познавательного и развлекательного направлений работы - знакомство детей с окружающими объектами живой и неживой природы, влиянием человека на природу в занимательной, игровой форме. Это могут быть экологические игры, праздники, смотры, презентации.

Проектное и практическое направления способствуют развитию бережного отношения к природе. Элементы трудовой деятельности дают ребенку возможность почувствовать себя причастным к поддержанию экологического равновесия: посадка цветов, кустарников, озеленение школы, подкормка птиц зимой.

Исследовательское направление способствует развитию логического мышления, способности видеть проблемы, изучать материалы, делать выводы (наблюдения, экскурсии, опыты).

Экопроекты для младших школьников

Проектная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Реализация проектов в немалой степени способствует формированию экологической культуры личности младшего школьника. В процессе подготовки школьники:

  • получают эмоциональный опыт непосредственного взаимодействия с природой;
  • прочно усваивают правила экологичного поведения;
  • участвуют в природоохранной деятельности.

Работа над проектами экологической направленности проходит индивидуально или в малых группах. Продолжительность работы: от одного занятия до всего учебного года.

Педагог при этом занимает позицию модератора, тактично направляя, подсказывая, консультируя. Темы экопроектов могут быть предложены детям на выбор в зависимости от их интересов и предпочтений. В целях мотивации желательно, чтобы они были связаны с зоной ближайшего развития учеников. Учитывая возраст участников, важна поддержка со стороны родителей.

Примерные проектные направления:

  • «Экология в доме» (изучение параметров оптимальной температуры, влажности, состава воздуха, экономии энергии);
  • «Книга жалоб» (знакомство с представителями окружающего растительного и животного мира, выявление угрожающих им опасностей);
  • «Мусорное царство» (поиск наиболее экологичных способов сбора, утилизации и переработки бытовых отходов).

Акция «Помощь пернатым»

Такой способ формирования экологической культуры младших школьников уже стал традиционным. Акции помощи зимующим птицам обычно проводятся по следующей схеме.

Задачи: знакомство детей с видами птиц, зимующих в данном регионе; привлечение внимания к проблемам пернатых; развитие творческих способностей и практических навыков; развитие экологической культуры, умения оценивать поведение человека по отношению к природе.

Участники: младшие школьники совместно с родителями и педагогами. Местом проведения обычно становится пришкольная территория. В ходе подготовительного этапа ребята знакомятся с презентациями и литературой о зимующих птицах, готовятся информационные листовки и памятки для родителей, разрабатывается символика акции (эмблема, девиз).

Основная работа - непосредственное изготовление кормушек для птиц из различных материалов, заготовка корма для пернатых, который используется вплоть до весны.

Помимо этого, в рамках акции могут проводиться: конкурс рисунков и тематических поделок, викторины, выступления (чтение стихов, загадки, сценки).

Затем изготовленные кормушки распределяются в школьном саду, составляется график дежурств для подкорма птиц, организуется творческая выставка.

Проект «Зеленая аптека»

Наряду с акциями проектная деятельность обладает огромным потенциалом в плане формирования экологической культуры младших школьников. В качестве примера познавательно-исследовательского проекта можно привести разработку «Травяная аптека». По составу участников это коллективный проект (ученики 1 класса и их родители), по продолжительности - среднесрочный.

  • изучение лекарственных свойств растений;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие творческой и познавательной активности;
  • формирование исследовательских навыков.

В ходе работы учитель ставит перед ребятами вопрос: могут ли растения заменить лекарства?

Для ответа на него используются следующие виды работы:

  • организация книжной выставки, создание экологических костюмов лекарственных трав, просмотр учебных фильмов;
  • беседы, консультации, викторины;
  • постановка проблемных вопросов, наблюдения, опыты, поиск дополнительной информации;
  • посещение аптеки, ролевая игра, организация экологического праздника, создание буклета о лекарственных травах.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность . В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов – все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв.

Нарастает беспокойство о наших “соседях по планете” – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью квалификационной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников, его реализация в процессе изучения курса “Окружающий мир”, и социально-педагогические проблемы связанные с этой темой.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объема и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса“Окружающий мир” и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе “Окружающий мир”, обобщить имеющийся опыт.
4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.
5. Выявить проблематику социально-педагогического, экологического воспитания и образования младших школьников.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжаются и на уроках технологии, ИЗО, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребенок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями.
Создавая приближенные условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений.
Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определенным запасом знаний.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе.
Провожу консультации на темы: “Природа и дети”, “Охрана природы”, “Выходной день в лесу, на реке”, “Как ухаживать за животными дома” и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: “Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе”,
“Значение игры в воспитании у детей интереса к природе”, “Живая природа – это удивительный, многогранный мир”, “Природа нам помогает жить, она радует нас, поэтому ее надо беречь” и др.Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения.

Для изучения компетенции экологической культуры, мною были использованы экологические проект младших школьников и методы проектов:

  • “Сорные” слова;
  • Дождики;
  • Разведка осенних примет;
  • “Радости и огорчения”
  • “Секретный разговор”
  • “Лес благодарит и сердится”
  • “Жалобная книга природы”.

В моей аттестационной работе, мне бы хотелось остановить свое внимание на каждом из этих проектов. Разъяснить опыт исследования и его реализацию в практической деятельности учителя.

Экология собственного “Я” включает в себя и культуру нашей речи. Речь младших школьников, несмотря на их юный возраст, уже насыщена “сорными” слова. Чем раньше от них избавятся ребята – тем для них лучше.

Представим, что все наши слова – это сказочные растения. Красивые слова, как благоухающие цветы. Плохие, лишние слова– как не красивая, ядовитая сорная трава.

У нас в классе есть место для “клумбы” каждого ученика. Все дети по очереди будут садовником, который высадит на клумбы и красивые и сорные “цветы” своих друзей.

Всем хочется, чтобы “сорных” слов было меньше. Только вот, дело в том, что сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторить в течение дня (двух, трех). Проект завершился праздником посвященный Русскому языку.

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Список используемой литературы.

  1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 2001. – № 1. С. 19–22.
  2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 2004. № 6. С. 92–94.
  4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс.яз. – 1993. – № 6.
  5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 2005.
  6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2004.
  7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 2006.
  8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 2000. – № 10. С. 9–11.
  9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 2000. № 6. С. 63–64.
  10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-4 классах. // Рад.шк. – 2003.
  11. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. – 2006. № 6. С. 13–14.
  12. Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. – 1999. № 12. С. 98–100.
  13. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 2001.
  14. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 2003.
  15. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 2001. № 6. С. 71–76.
  16. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 2006. – № 6. С. 19–26.
  17. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 2007.
  18. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 2008.
  19. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 2006. № 10–11.
  20. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 2003. № 6. С. 125–127.
  21. Кваша А. В . Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 2004. № 6. С. 84–92.
  22. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. № 6. С. 75–76.
  23. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 2003. № 6. С. 50–52.
  24. Майорова М. Л . Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. – 2002. № 12. С. 60–61.
  25. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 2005. № 6. С. 105–106.
  26. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. , НШ. – 1998. № 5.
  27. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 2004. № 6. С. 26–28.
  28. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 2001. № 5. С. 45–51.
  29. Симонова Л. П. “Зеленый дом”. // НШ. – 2000. № 6. С. 127–128.
  30. www.rambler.ru
  31. www.yandex.ru