Формирование. Формирование определение Что такое формирование в психологии

В педагогике формирование – это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений. Однако данное определение не единственное. Также формированием является сам процесс становления личности (в данном случае – ученика) под воздействием вышеупомянутых факторов. Впрочем, поскольку данная тема, касающаяся педагогики напрямую, содержит массу немаловажных нюансов, стоит её рассмотреть более подробно.

Центральная проблема

В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом. Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

Проблема современности

В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

Самоопределение - это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.


Культура

Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.


Процесс воспитания

Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

Взаимодействие с аудиторией

Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности. Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.


Психологический аспект

Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.


Коллектив

Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.


Формирование коллектива

Оно зависит, как уже было сказано выше, от преподавателя. Процессу развития школьного коллектива не свойственна стихийность. Он педагогически управляем. И каждый хороший преподаватель следует определённым правилам и методам, особенно если это основные этапы формирования коллектива.

В первую очередь он должен разумно комбинировать педагогическое руководство и естественное стремление учеников к независимости и самостоятельности.

Помимо этого, процесс формирования в педагогике подразумевает обязательное привлечение семьи, родителей. Что называется координацией воспитательных влияний, которой способствует преподаватель.

Ещё педагог должен держать под контролем и при необходимости корректировать выполнение учениками их обязанностей. За систематическое качественное выполнение всех заданий и участие в жизни школы рекомендуется справедливо вознаграждать воспитанников. Это служит им дополнительным стимулом, а также позволяет убедиться в том, что старания никогда не остаются незамеченными и неоцененными. В то же время педагог обязан быть строгим по отношению к тем ученикам, которые игнорируют свои обязанности. В коллективе должна царить справедливость и компетентность.

Социализация

Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.


Происходящие изменения

Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.

ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ это:

ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход. В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже. Формирование понятий – сложный феномен, который включает две осн. фазы: на первой человек замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и- происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о «когнитивных универсалиях». Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок. В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях. Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными. Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению. Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

8. Развитие и формирование

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений.

Синтезируя наиболее устоявшиеся в педагогике определения, можно дать такое толкование этого понятия: развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от количества к качеству.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Если под развитием понимать изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), то можно выделить следующие особенности такого процесса:

Необратимость – любая деградация, обратное развитие не является зеркальным отражением поступательного развития, возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям, полное восстановление того, что было раньше, невозможно;

Прогресс и регресс – две диахронические структуры, прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии;

Неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;

Зигзагообразность – неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема;

Переход стадий развития в уровни – при появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы;

Наряду с тенденцией к качественному изменению всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие (ске-летно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

В науке вызывает споры вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. На этот счет существуют два основных подхода: биологиза-торский и социологизаторский. Сторонники биологизатор-ского подхода объясняют развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения.

Представители бихевиоризма утверждали, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале XX в. учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями. На самом деле, по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни. Многие западные ученые считают биологизаторскую концепцию развития ошибочной, а практику деления детей на потоки по результатам тестирования – вредной, поскольку она ущемляет права детей на образование и развитие.

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному.

Приверженцы материалистического подхода утверждают, что развитие личности протекает под воздействием обоих факторов: биологического (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Природные данные составляют основу, возможность для развития, но преобладающее значение имеют социальные факторы. Отечественная наука выделяет среди этих факторов особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же руководит развитием целенаправленно. Как сформулировал Л.С. Выготский, обучение влечет за собой развитие.

К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

Законы развития личности. Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

Данный закон открыт антропологами и выражает суть концепции цельной личности. Еще Н.Г. Чернышевский, поясняя главный принцип научной антропологии, писал: «Принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма». Из этого же исходил и А.С. Макаренко, когда утверждал: человек не воспитывается по частям.

Знание первого закона развития личности имеет огромное значение для каждого педагога, ведущего учебно-воспитательную работу. Было бы наивным, например, полагать, что учитель русского языка в одиночку дает детям знания по языку и развитию речи, преподаватель физкультуры обеспечивает их физическое воспитание и развитие, а мастер в школьных мастерских прививает им трудовые навыки. И учитель физкультуры, и мастер по труду общаются с учащимися и уже в силу этого способствуют развитию их речи. Учитель русского языка призван заботиться о физическом развитии своих учеников, в частности строго следя за правильностью их осанки. И все учителя независимо от предмета, который они преподают, приучают учеников к труду. Как отмечал К.Д. Ушинский, умственный труд – едва ли не самый тяжелый труд для человека.

Забота о полноценном развитии всех основных функций личности – главное дело каждого педагога, учителя и воспитателя. Такой вывод неизбежно следует из понимания первого закона развития личности.

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

Рассмотрим действие этого закона на примере. Человек учится водить машину. На первых порах включение зажигания, сигнала поворота, переключение рычага скоростей, набор скорости путем нажатия на педаль и другие сравнительно простые действия требуют принятия сознательных решений и являются по существу отдельными поступками. Но спустя какое-то время, иногда значительное, умения становятся навыками, закрепляются в привычки, которые замыкаются в цепочку бессознательных автоматизированных действий. Высвобожденное сознание теперь уже не контролирует эти действия и направлено на оценку дорожной обстановки, состояния дорожного покрытия и многое другое, что должен учитывать водитель, если хочет целым и невредимым прибыть в намеченный пункт. То же самое происходит при освоении человеком любого нового дела.

Вновь обратившись к первому закону, мы увидим, что действие второго закона, хотя оно и описано в терминах функции «жизнедеятельность», распространяется на все другие основные функции.

Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.

А.С. Макаренко отмечал «противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением. Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». Борьба за этот опыт правильных поступков воспитанников стала основой его педагогической системы.

Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности. К открытию этих законов педагоги шли веками. Особенно заметен вклад И.Г. Пе-сталоцци, который первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни. До сих пор не оценен по достоинству труд К.Д. Ушинского, заложившего основы общей теории развития личности. Он наметил главные функции личности, описал их наиболее важные формы и установил их взаимодействие и переходы друг в друга.

Современная трактовка и изложение проблем теории развития личности были бы невозможны без величайшего открытия XX в. – создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах – теории высшей нервной деятельности животных и человека. В 1931 г. Павлов писал: «...Накопляется огромный материал, который, помимо чисто физиологического анализа, сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».

С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко продолжили дело своих великих учителей и выдвинули в качестве главной задачу педагогически целесообразной организации жизни детей. Они заложили основы современной методики воспитания и обучения. И именно проникновение в сущность законов воспитания и развития личности дало им возможность сделать это.

Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения. На это указывал еще К.Д. Ушинский. Вот почему каждый педагог должен изучать теорию развития личности, важнейшую составную часть педагогической науки. В противном случае он лишается научных оснований своей воспитательной деятельности и вынужден действовать вслепую.

Теория развития личности складывается из двух частей: общей теории, которая рассматривает основные функции личности, их формы и законы развития личности, и учения о возрастном развитии детей, весомый вклад в которое внес П.П. Блонский. После разгрома педологии эстафету изучения возрастного развития детей приняли психологи, среди которых в первую очередь следует упомянуть С.Л. Рубинштейна, а также педиатры – детские врачи.

Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

Понятие формирования шире остальных категорий. Соотношение между ними можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

9. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, нововременной, современной) изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие. На важность воспитания, его приоритетность указывали многие выдающиеся люди прошлого. Не теряет своего значения, а, наоборот, приобретает все большую актуальность мысль Д.И.Менделеева о том, что знания, не подкрепленные воспитанием, подобны мечу в руках сумасшедшего. В науке выделяют три аспекта понятия «воспитание»:

1) социальное (социокультурное) развитие человека;

2) процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель);

3) конкретная деятельность воспитателя.

Общепринято под воспитанием понимать процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание как передача опыта не является исключительной характеристикой человека, животные также передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры, духовности. Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание, став элементом культуры, приобретает свойства культуры. С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики. Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е. В. Бондаревская). Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют: стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание в контексте культуры, Н. Е. Щуркова выделяет три его слагаемых: 1) освоение культуры; 2) усвоение ценностей культуры; 3) присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для своей жизни объектов.

В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е. В. Бондаревской, являются свобода, гуманность, духовность, творческость и адаптивность личности.

Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А. С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека.

Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Для процесса воспитания характерны следующие специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов.

Процесс воспитания включает в себя самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности. Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов:

Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания → определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств воспитания → анализ результатов воспитания.

Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных частей:

Процесс педагогического воздействия на личность;

Процесс принятия этого воздействия личностью;

Процесс самовоспитания личности в соответствии с внешними требованиями.

1.3. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования

Таможенное дело как особый, специфический объект управления нуждается в адекватной теоретической платформе. Речь идет о комплексе взглядов, идей, форме организации знаний, гармонично взаимоувязывающих на единых теоретико-методологических принципах объект управления - таможенное дело, субъект управления, действующий в рамках интегративной модели, и окружение: систему государственного управления, ВЭД и т. п.

Теория как предмет изучения может быть определена в широком и в более узком (специальном) смыслах. Введем соответствующие определения и построим адекватные им морфологические структуры. Они раскрывают логическую конструкцию введенных понятий, позволяют в дальнейшем использовать ее в качестве своеобразной «формулы» (аналогии) в ходе определения базового для данной дисциплины понятия «таможенный менеджмент».

Теория (греч. theoria, от theoreo - рассматриваю, исследую):

1) в широком смысле - это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;

2) в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях в определенной области действительности.

Достаточно очевидно, что в первом случае теория представляется определенным комплексом взглядов, идей, во втором - знаниями о закономерностях и существенных связях относительно изучаемого объекта - объекта теории.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что теория представляет собой целостную систему знаний, состоящую из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью.

В нашем случае речь идет о таможенном деле, об управлении таможенным делом, о специфических формах взаимоотношений государства, государственных организаций и частных компаний, юридических и физических лиц, возникающих в процессе таможенного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности (в более широком контексте - ВЭД) России.

Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретическая модель (например, теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности12) существующих связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций. Построение идеализированного объекта - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах.

Развитие теории осуществляется циклично по направлению от понятий (определений) к формальным представлениям - абстракциям, к идеализированному объекту - теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее - к адекватной формализации, корректировке модели (рис. 1.5).


Соотношения элементов идеализированного объектам как исходные, так и выводные - представляют собой теоретические законы, которые в отличие от эмпирических законов формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.

Процесс практической проверки теории и ее оценки является сложным и многоступенчатым. Как подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может еще служить безоговорочным свидетельством в ее пользу, так и противоречие теории отдельным фактам не есть основание для отказа от нее. Но при этом подобное противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных принципов.

Таким образом, таможенное дело как особый специфический объект управления нуждается в адекватной теоретической платформе, в рамках которой взаимоувязаны: таможенное дело - объект управления, лицо, принимающее решение (таможенный инспектор, руководитель) - субъект управления, система государственного управления, сфера ВЭД и т. п. - окружающая среда.

Задачи таможенного менеджмента как теории заключаются в разработке целостной системы знаний в области управления таможенными объектами, состоящей из элементов, взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. В составе элементов теории находятся:

Система понятий и определений таможенного менеджмента, вводимых по определенным логико-методологическим принципам и правилам;

Общие и частные теоретические модели таможенного менеджмента;

Свойства, закономерности в таможенном менеджменте;

Современные теоретические взгляды и положения теории управления и объединяющая их интегративная теория управления таможенными объектами;

Методы, инструменты и методики таможенного менеджмента.

и понятий, идей относительно таможенного дела, управления таможенным делом, взаимоотношений государственных организаций и частных компаний, юридических и физических лиц, возникающих в процессе таможенного администрирования.

Необходимым этапом создания теории является формирование идеализированного объекта - теоретической модели (например, теоретической модели таможенного дела или модели внешнеэкономической и таможенной деятельности).

Таможенный менеджмент как теоретическая платформа, теория управления таможенным делом представляет собой особый специфический развивающийся предмет изучения. Важным этапом его формирования является выбор теоретической базы из конкурирующих теорий.

сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. Личность, развиваясь под влиянием родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства. С точки зрения философии формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность. Таким образом, человек овладевает собственным поведением и входит в общество с его нормами и требованиями, постепенно переходит от натуральной жизни к культурной и цивилизованной. Поскольку все психические процессы имеют процессуальных характер, и способом их существования является развитие, то, по убеждению психологов, именно формирование связывает эти два явления. Формирование есть основной способ существования психического как процесса и через формирование оно движется в своем развитии. В педагогике «формирование» употребляется и как результат развития человека, и как организаторская деятельность учителя по воспитанию и обучению учащихся. Нередко понятия «формирование» и «воспитание» употребляются как идентичные. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он все это получает в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие достигает свой уровень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются знания, навыки и умения, мышление, память, мировоззрение и многое другое. Но не все в человеке развивается только под влиянием формирования. Это лишь одно направление и средство развития.

Формирование - придание объекту определенных характеристик. Объектом может быть и процесс, которому также бывает нужно придать определенные черты и характеристики.

Оттенки понятия

Понятие "формирование" имеет несколько различных смысловых оттенков и понимается иногда как безликий процесс, иногда как авторские действия, реже - как достижение результата.

  • Формирование как безликий процесс - процесс, ведущий к возникновению нужных характеристик объекта или процесса.

Например, этот оттенок содержится в фразе "По мнению некоторых исследователей, личность формируется в соответствии с ее врожденными особенностями". Понимание "формирования" как безликого процесса более характерно для теоретической психологии .

  • Формирование как авторские действия - чьи-то действия, создающие нужные характеристики объекта или процесса.

Формирование желательного поведения - через подкрепление. Формирование условных рефлексов - через обусловливание. Формирование мышления через формирование понятий. Сформировали страх - убрали страх.

  • Формирование как достижение результата - характеристики объекта или процесса, к которым стремились.

"Выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности" - по смыслу то же, что "Выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на то, что мы получим", то же, что "выяснить, что определяет полученный результат".

Кажется, что в последнем случае точнее говорится не о "формировании", а о "сформированности". Сформированность как результат формирования - наличие нужных характиристик (действий, формы, уровня или качества).

Сформированность (наличие) нужных знаний и умений, самостоятельности или дисциплины.

Формирование и развитие

Формирование схоже с развитием в том, что в обоих случаях есть внешние воздействия, производящие изменения. Отличие в том, что за развитием обычно стоит рост, что-то живое, и развитие - это качественное изменение, возникновение нового, в этом смысле улучшение. При формировании не смотрят, это живое или нет, и просто влияют до придания определенной формы, соответствия определенным задачам. См.