Гиппоторакс – античная анатомическая кираса. Античная мускульная кираса Торакс Кираса из пластин

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

В целом ряде статей, опубликованных здесь на ВО, вопросы рыцарского защитного вооружения были рассмотрены достаточно подробно. Но как оказалось, не был рассмотрен вопрос эволюции такой важной детали доспеха, как кираса. То есть второй по значимости после шлема защитной детали военного костюма минувших эпох.

Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Вопрос о том, как люди вообще до нее додумались, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии. А вот как появился панцирь?


Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.

До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.


Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.

В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.


Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.


«Фигура, закованная в сталь» - типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.

Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.

Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.


Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.

Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.


Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.

У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.


Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях (см..html). То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.


Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.

После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!


Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.


А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…

Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.

Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.


Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Его кираса спереди.


Его кираса сзади.

Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!


Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.

В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.


Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.

Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.


Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!


Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!


Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.

(Продолжение следует)


Торакс или Мускульная Кираса (украшенная стилизация).

Ст3, толщина 1.5мм, Полировка.
Лорика Мускулата (Lorica Musculata) — это двернеримский панцирь анатомической формы, который произошел от древнегреческого торакса. Самые первые римские доспехи выглядели как две пластины (грудная и спинная) державшиеся на черезплечных ремнях, своего рода портупее.

И лишь со временем, после нескольких контактов римской и греческой цивилизации, появилась Лорика Мускулата. Этот панцирь полностью заменил первые доспехи римских легионеров ранней республики, и использовался как стандартный доспех вплоть до конца II начала I вв. до н.э. Лорика Мускулата показывал себя все это время как надежный и практичный доспех, который не сильно стеснял движения, но появился более интересный вариант, который давал большую свободу в движениях, при этом мало чем уступал в защитных качествах. Лорика Хамата в производстве обходилась дороже, чем панцирь мускулата, но служила дольше и ремонт был дешевле, именно поэтому стандартной защитой стала Лорика Хамата. Лорика Мускулата осталась же как доспех высшего офицерского состава, в отличии от Лорики Плюмата, которой пользовались офицеры среднего ранга. Во времена Римской Империи панцирь могли носить только генералы, легаты и сам император.
Первые типы римского торакса для солдат республики изготавливались из бронзы и состояли из двух частей (нагрудной и спинной), которые скреплялись между собой с помощью ремней. Длиной они отличались от имперских версий только тем, что закрывали торс воинов только до бедер. Имперские офицерские панцири сильно отличались, потому что изготавливались не только из бронзы (на то время стал одним из самых редких вариантов), но и из кожи, и из железа (более поздние версии начали создаваться из стали). Так же к нижней части доспеха начали закрепляться в вертикальном положении кожаные полосы, зачастую с нашитыми металлическими пластинами, что делало доспех длиной примерно до колен и в этом случае защита распространялась не только на торс, но и на верхнюю часть ног. Помимо всего прочего некоторые доспехи Лорика Мускулата делали не только состоящими из 2-х частей, но и монолитными (конечно за исключением кожаных полос). В любом случае, после снятия с вооружения, Лорика Мускулата в большей степени стала парадным доспехом, нежели боевым.

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

Доспехи

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней были свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Например, уже в Риме существовало массовое производство крупнопластинчатых (латных) доспехов, которое оказалось полностью забыто в Тёмные века, когда основным защитным снаряжением стала кольчуга, и лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к ним, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же, в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами ; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи , а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты ». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении .

Назначение и эффективность

В целом, любой боевой доспех был предназначен в первую очередь для защиты от случайных, скользящих ударов, а также от стрел, нисколько не отменяя для носящего его воина необходимости активно парировать выпады противника или уклоняться от них. Даже будучи пробит, доспех существенно снижал тяжесть получаемых его обладателем травм, и, соответственно, повышал его шансы на выживание - но и не более того.

О какой либо степени неуязвимости обладателя доспеха можно говорить лишь в случае европейских позднесредневековых крупнопластинчатых (латных) доспехов, да и то - лишь по отношению к обстрелу из луков и рубке мечом, который, хоть и оставлял своим концом зарубки на кирасе, существенного урона уже не наносил. Появившиеся как раз примерно в то же время (XV век) колющие мечи, альшписы , алебарды с узкими шиловидными отростками и тому подобное оружие при умелом применении довольно легко поражало обладателя ранних лат в плохо прикрытые доспехом части тела, где защита из соображений сохранения подвижности ограничивалась кольчужным полотном или кожанными вставками - шею, подмышки, и так далее. Поэтому увеличение площади, прикрываемой непосредственно крупными пластинами латника, было одной из основных забот европейских доспешников вплоть до массового распространения огнестрельного оружия, когда на первый план вышло уже стремление обеспечить пуленепробиваемость хотя бы нагрудника, за счёт облегчения остальных частей доспеха или даже отказа от них при сохранении общей массы комплекта. Бывшие основным оружием рыцарской конницы тяжёлые кавалерийские копья (лэнсы), пехотные пики и алебарды, тяжёлые арбалеты с механическим взводом, ударно-дробящее оружие, а также специализированное холодное оружие, созданное для силового прорубания (клевец) или протыкания (эсток) лат всё ещё были для одоспешенного воина весьма опасны, не говоря уже об огнестрельном оружии начиная с аркебузы.

Что касается массы доспешного комплекта, то она в течение столетий оставалась практически неизменной: полный комплект кольчужной защиты XIII века, состоявший из рубашки с рукавами и капюшоном (обера, хауберка) и чулков - шоссов, «переходный» доспех XIV века, полный латник XV века или «трёхчетвертной» доспех XVI-XVII веков весили примерно одинакового - около 30-40 килограмм, - хотя при этом, разумеется, обеспечивая ими защита различалась, и весьма существенно. Такая масса, распределённая по всему телу, вовсе не обременяла даже средней силы воина сверх меры (для сравнения, современный рядовой солдат носит на себе около 40 кг экипировки, а солдат элитного подразделения, вроде SAS - до 90 кг). Исключение составляли, пожалуй, лишь турнирные доспехи, которые - уникальное явление во всей истории доспеха - были предназначены не для защиты от случайных ударов и снижения тяжести травм, а для их по возможности полного предотвращения даже при «таранном» ударе копьём в грудь. Разумеется, результатом такой постановки задачи становились доспехи, заведомо нежизнеспособные в качестве боевых. Так или иначе, длительное ношение доспеха всё же сильно утомляло, особенно в жару - вплоть до теплового удара. В большинстве случаев воины старались как можно скорее снять своё защитное снаряжение.

Относительно подвижности, следует отметить, что даже самый тяжёлый боевой латный доспех в полной мере позволял одевшему его совершать любые необходимые в бою движения и даже, как упоминается в средневековых источниках, выполнять некоторые акробатические трюки. Однако, воин в нём, как и в любой плотной одежде, достаточно быстро уставал при активных действиях, так что его ношение, естественно, требовало хорошей физической подготовки. Именно поэтому, в частности, европейские лучники, даже те, кто мог позволить себе хороший доспех, не носили наплечников - они мешали бы стрельбе из лука, оказывая сопротивление быстрым движениям рук, особенно с учётом того, что полностью поднять руки вверх или развести в стороны можно было не с любой конструкцией наплечника (азиатские же лучники использовали обычно наплечники ламеллярной , ламинарной или куячной конструкции в виде свободно свисающих с плеч гибких листов, у которых хорошая защита была принесена в жертву подвижности, например, зона подмышек практически не была прикрыта).

За пределами Европы доспешники обычно вообще не пытались добиться от доспеха абсолютной защиты: защитное снаряжение продолжали рассматривать как необходимое дополнение к мастерству воина, от него требовалось хорошо противостоять случайным ударам, но при этом быть тонким, гибким и удобным, не мешать быстро двигаться в бою. Свою роль здесь сыграли и общая тенденция восточного комплекса доспеха и вооружения к большей лёгкости и маневренности, и тяготение к дальнему бою с использованием метательного оружия, для которого требовался гибкий и подвижный доспех, а в последние столетия средневековья - в какой-то степени и наметившееся отставание от Европы в области массового ремесленного производства. К XV-XVI векам, то есть, в период расцвета европейского латника, на Ближнем и Среднем Востоке основным типом доспехов становятся кольчато-пластинчатые , состоящие из отдельных небольших пластин, соединённых кольцами или узкими, в три-пять колец, вставками кольчужного полотна. Цельными у такого доспеха были только шлем, трубчатые наручи (базубанды), нагрудная пластина (зерцало) и, иногда, оплечье, предохраняющее плечи воина от рубящих ударов сверху. Обычно сохранялся и щит, предназначенный для активного принятия ударов противника и защиты от стрел, который в Европе к XVI веку практически вышел из употребления, так как новые техники фехтования позволили обходиться без него в ближнем бою на мечах, удар копья стали принимать непосредственно на кирасу, а стрелы обладателю латника уже не были особо страшны. Таким образом, вместо характерной для Европы начиная с XV века сплошной пластинчатой защиты всего тела воина, выбор был сделан в пользу защиты дифференцированной: более мощной в области жизненно важных органов или особо уязвимых местах, более лёгкой и подвижной в остальных. В том числе и именно благодаря этому подходу, доспехи на Востоке какое-то время сохранились и после перехода к огнестрельному оружию, - в отличие от европейских лат, они не были столь сложны и дороги в изготовлении, практически не стесняли движений, были сравнительно удобны в походе, давая при этом достойную защиту от всё ещё широко применяемого холодного оружия. В Европе в последнее столетие широкого применения доспехов также пришли к идее дифференцированной защиты, однако её реализация оказалась менее удачной - после того, как латный доспех «стянулся» по направлению к кирасе, руки и ноги воина оказались полностью незащищёнными.

Дальний Восток, от Чукотки до Тибета и от Великой Степи до Японии, долгое время практически не знал кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехов; роль кольчуги здесь с древнейших времён играл ламелляр , связанный шнурами из мелких металлических пластинок. Ламеллярное полотно было чуть менее подвижным, чем кольчатое, но обеспечивало лучшую защиту, в особенности от стрел - хотя и на меньшей площади: шея и подмышки обычно оставались вообще не защищёнными или плохо прикрытыми. В изолированных областях, таких, как чукотская тундра и горы Тибета, этот тип доспеха сохранился без особых изменений до XIX-XX века, причём в позднейшее время часто употребляясь уже наряду с огнестрельным оружием. Между тем, со временем защитное снаряжение этого региона стало развиваться в сторону специфических форм, по сути промежуточных между доспехом и одеждой. В Китае и на связанных с ним территориях в XIII веке получил распространение, а к XV-XVI векам стал основным типом доспеха имеющий, видимо, монгольское происхождение куяк , в целом аналогичный европейской бригантине с точки зрения конструкции и по обеспечиваемой защите. Похожие доспехи применялись также на Руси, в Индии и других регионах, затронутых в своё время монгольским нашествием. Хорошо сделанный куяк был весьма удобен в ношении, но при этом обеспечивал вполне достойную защиту от холодного оружия благодаря наличию внутри сплошного слоя установленных с сильным перехлёстом сравнительно тонких и гибких металлических пластин. Помимо внутренних пластин, снаружи также могли крепиться дополнительные крупные щитки и зерцала, которые усиливали доспех и перераспределяли энергию удара на бо́льшую площадь, передавая её расположенным изнутри более мелким пластинкам - принцип, широко используемые в современных бронежилетах . Помимо защиты туловища, куяк мог иметь полы и рукава, как у кафтана , что ещё больше сближало его с обычной для того времени одеждой. Другим его существенным, с точки зрения тогдашних воинов, преимуществом была высокая декоративность: обтянутый дорогой материей и украшенный крупными блестящими головками заклёпок, куяк выглядел очень привлекательно, опять же - как дорогая одежда. Именно по этой причине даже после отказа от доспехов он какое-то время сохранялся в качестве парадной формы, часто уже без металлических пластин под тканью.

Технологии

Средневековая металлургия была способна выдавать в массовых количествах лишь два вида железных сплавов - сыродутное железо и чугун. Сыродутное железо (исторический термин, по сути - низкоуглеродистая сталь) - мягкий, ковкий материал с очень низким содержанием углерода и большим примесей, его получали из железной руды в печи с температурой около 1200°С (что ниже температуры полного плавления железа). Извлечённую из печи пористую массу - крицу или блюм - проковывали вручную, чтобы удалить включения шлака. В результате получался прокованный кусок железа с крупной кристаллической решёткой и значительным содержанием примесей. Чугун - сплав с, напротив, очень высоким, порядка 2 %, содержанием углерода - получали в большой печи при более высокой температуре, около 1500°С. Слитки чугуна были нековкими, имели мелкую кристаллическую структуру и были прочными, но хрупкими.

Ни тот, ни другой материал по отдельности для создания качественного доспеха не годятся: железо - очень мягкий материал, а чугун хрупок и не поддаётся ковке. Тем не менее, длительное время считалось, что именно мягкое сыродутное железо было основным материалом для средневековых доспехов. Более тщательные исследования с использованием микроскопии и рентгенографии, однако, показали, что большинство сохранившихся экземпляров более-менее качественной брони уже начиная с XIII-XIV веков было выполнено из стали, то есть, железного сплава с содержанием углерода, промежуточным между сыродутным железом и чугуном, причём зачастую сталь имеет следы термической обработки (закалки). На самом деле образцы железной брони, которые ранее относили к средневековью, часто оказывались, за исключением самых дешёвых вариантов, позднейшими подделками или репликами, изготовители которых либо брали наиболее дешёвый материал из доступного, либо же следовали неверным выводам науки своего времени.

Между тем, широкое использование в доспехах стали означает, что средневековая металлургия была способна получать её в достаточном для их производства объёме. В зависимости от принятой технологии, это могло быть достигнуто либо науглероживанием железа до превращения в сталь, для чего его в течение часов нагревали докрасна в замкнутом объёме с содержащим углерод органическим сырьём, либо, напротив, снижением содержания углерода в чугуне, что также превращало его в сталь. Судя по всему, для изготовления брони применялся главным образом второй процесс, в то время, как из науглероженного железа, процесс получения которого был более примитивен и менее продуктивен, а качество - нестабильно, изготавливали главным образом бытовые инструменты и клинки.

Кузнец-доспешник за работой. 1530-е годы.

Очень интересны приведённые в том же источнике данные о защитных свойствах кирас того времени. Утверждалось, что кираса полностью защищала от ударов сабель, штыков и пик. Видимо, не упомянутый в этом списке тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал. Относительно пулестойкости, приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета - менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней вмятину. Следует иметь в виду, что ещё в XIX веке единственным критерием отличия железа от стали считали способность последней держать закалку, что обычно соответствует содержанию углерода выше 0,3 %.