Грант фулбрайта. Личный опыт

Программа Фулбрайта

Небольшая вставка из Википедии
Программа Фулбрайта - программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемых госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах, в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

От себя . Стипендия считается одной их самых престижных стипендий в США. Много людей в США про нее слышали и знают.
Изначально более гуманитарная программа, но в последнее время набирает популярность и среди фундаментальных наук. Например специально недавно открытая программа Fulbright STEP .

Условия стипендии

  • оплата обучения в университете
Как правило, программа подразумевает финансирование вашего обучения на 2 года. Поэтому в случае получения степени PhD, вам за это время нужно найти себе другой источник финансирования.
  • билет в 2 стороны
Билеты туда и обратно. Дополнительные перелеты не оплачиваются.
  • ежемесячная стипендия
$1280+ в зависимости от места проживания. Летом стипендии нет и билетов домой тоже нет, что создает интересную ситуацию. Странно также, что некоторым странам летом платят стипендию, а некоторым нет. Поэтому о летнем финансировании следует подумать заранее.
  • медицинская страховка
Базовая страховка Seven Corners. В принципе достаточно для рутинных визитов к врачу. Больше информации
  • требование о возвращении на 2 года
Необходимо вернуться в родную страну на 2 года в соответствии с требованиями визы J1. Тут речь идет о получении вида на жительство в США. Находиться в США по туристической визе или другой ученической визе никто не запрещает, но получить вид на жительство, скорее всего не получится без возвращения домой на 2 года. При большом желании и удаче можно получить освобождение от этого правила (waiver), но я пока не встречал людей, которые прошли всю процедуру, поэтому мне сложно об этом говорить. Слышал не раз, что не всегда требуют находиться эти 2 года физически именно в родной стране, но опять же информации мало.
  • возможность взять с собой семью
С собой можно брать мужа/жену и детей, они получают визу J2, которая, например, позволяет работать. Также на каждого члена семьи платятся дополнительные деньги. Больше информации

Подача документов

Срок подачи документов на конкурс - середина мая. Нужно учитывать, что документы подаются на год вперед. Так я подавал документы в мае 2012 года, будучи на 3-м курсе университета, а учиться в США начал в августе 2013. Результаты всего отбора будут известны где-то в конце сентября (выбор университета, как кому повезет), что все-таки позволяет неплохо планировать наперед.
Перечень документов достаточно простой (тут остановлюсь на самих важных по моему мнения):
  • Personal Statement - служит в качестве отчета о всем, что вы уже сделали и что по вашему мнению делает вас хорошим кандидатом на стипендию. В то же время она должна включать в себя некоторые упоминания о том, как учится в Штатах поможет вам в достижении ваших профессиональных и научных целей, и почему это нельзя сделать в тех условиях в которых вы сейчас.
  • Study Objective - эссе, в котором следует как можно больше, чтобы говорить о том, что вы хотели бы сделать, когда вы находитесь в Соединенных Штатах. Подразумевает более менее детальное описание проекта, актуальности выбранного вами направления. Желательно детально описать свои цели в выбранной сфере и как вы собираетесь эти цели реализовывать, и главное зачем для этого ехать в США.
  • три рекомендационных письма . Старайтесь подобрать людей, которые смогут показать вас с разных сторон. Мне кажется, что оптимальный набор - работа, университет и общественная деятельность. Желательно охарактеризовать вас разнопланово, но письмо от научного руководителя все-таки лучше иметь. Эти же письма будут потом использоваться для подачи документов в университеты США, и, зная, как у нас относятся к рекомендационным письмам, важно дать понять людям, что эти письма важны, а не просто отписка.
Первые два эссе входят в заявку и судя по отзывам являются основным критерием первичного отсева кандидатов.

Процесс отбора

Срок подачи документов - середина мая. Потом где-то до середины августа идет обработка форм. Все достаточно либерально, если что-то упустите, вас, скорее всего, просто попросят прислать недостающие документы.
В середине августа объявляют людей, которые прошли во второй тур (Semi-Final), то есть на собеседование. Собеседование проходит в форме панели – 5-6 человек расспрашивают вас про ваш проект, цели и аргументацию актуальности проекта. Как правило, среди них 2-3 американца. В моем случае половина людей, которые меня собеседовали, сталкивались с Computer Science, остальные просто из технических сфер.
Само собеседование проходит где-то в середине сентября, и результаты объявляют через 1-2 недели после собеседований. Так претенденты проходят в финальную стадию. Суть в том, что это еще не гарантия самой поездки (хотя шансы где-то 95%). Небольшая часть людей отсеивается из-за плохих результатов тестов, некоторые - по своему желанию или по той причине, что не могут найти подходящий университет. Поэтому кроме основного списка есть еще резервный, и шансы у людей из резервного списка, как правило, неплохие.

Тесты

После попадания в финальную стадию (фактически получения стипендии), нужно будет сдать 2 теста (TOEFL, GRE General). Если вы сдавали их до этого, результаты еще действительны на момент подачи документов в университеты и удовлетворяют минимальным требованиям, то можно тесты не сдавать. Финалистам оплачивают саму сдачу, но подготовка как правило не оплачивается.
  1. TOEFL iBT - состоит из 4-х частей (Listening, Reading, Speaking, Writing). Каждая часть про 30 балов, в сумме 120. Минимум в большей части университетов где-то около 80, но приемлемый результат - 100. Очень желательно сдать Speaking больше чем на 25, это часто дает возможность сертифицироваться в университете, если вы захотите работать со студентами (я сдал на 23 и мне пришлось проходить дополнительный курс)
  2. GRE revised General Test - у этого теста прогрессивная шкала оценивания (от 130 до 170, например 145 значит, вы в первом квантиле, 151 срединий бал, а со 157 четвертый квантиль), в зависимости от университета и программы очень отличаются требования по этому тесту. Некоторые университеты вообще его не требуют. В целом тест сложнее чем TOEFL, требует больше времени для подготовки. Состоит из 3-х частей:
    • Math - достаточно легкий тест, на уровне 1-го курса в техническом университете. Основная масса заданий по алгебре. Ничего необычного, просто для успешной сдачи нужно привыкнуть к формулировке заданий на английском (как правило это сложнее чем сами задания).
    • Vocabulary - просто неимоверно сложный. Используется очень академический вокабуляр, часто просто сложно понять о чем речь. К нему правда нужно долго готовиться. Позже общаясь уже с американцами понял, что и среди них много людей которые заваливают этот тест.
    • Writing - 2 эссе. Не раз слышал, что для иностранных студентов это не самая важная часть. По эмпирическим наблюдениям лучше больше времени уделить другим частям. Хотя опять же относительно программы.
Тесты нужно сдавать в конце октября - начале ноября, поэтому есть смысл подумать про это заранее. Времени между попаданием в финал и сдачей тестов очень очень мало и как правило существенно поднять свой уровень не получиться. Особенно в GRE, где тест по языку очень и очень сложный.

Выбор университета

После сдачи тестов, согласно вашим результатам составляет для вас список рекомендуемых университетов, в которые, по мнению программы Фулбрайта, вы бы могли поступить. Суть в том, что стипендия - это финансирование, но не гарантия, что вы сможете найти себе университет. Зачастую сотрудники программы стараются учитывать ваши пожелания, если они из области логики, а не из области «Кроме Гарварда никуда не поеду». Вам предлагают список из 4-х университетов и, как правило, повсюду нужно самому что-то заполнять. Подача документов начинается в конце ноября. Первые предложения от университетов будут после Нового Года. И тут, в принципе, случается самая сложная ситуация. Некоторые университеты дают программе Фулбрайта скидку на ваше обучение, поэтому для программы выгоднее отправлять стипендиатов именно в такие университеты. Очень хорошо, когда ваш выбор совпал с тем, что вам советуют. Честно сказать, что бывает в другом случае, я не особо знаю. Есть люди, которые отказываться, так как их не устраивает университет. Я считаю, что одержимость именем университета неплохая штука, но не самая главная. Тем более, что, в конце концов, по приезде в США можно перевестись в другой университет.
  • сдайте по возможность TOEFL или GRE до подачи документов, или за лето после подачи документов (результаты можно внести в свою заявку в любой момент). Хорошие результаты по тестам дают комиссии определенный уровень уверенности в вас и показывают знание языка. По эмпирическим ощущениям где-то 50% финалистов сдали хотя б один тест до выхода в финал. Также сдача тестов заранее сильно упростит вам жизнь в случае попадания в финал, так как в другом случае их приходиться сдавать в очень сжатый срок (1-2 месяца).
  • лучше иметь реальный список университетов куда вам хочется попасть. Потратьте время и сделайте обзор программ. Как правило университеты имеют даже специализацию в сфере компьютерных наук. Сразу хочу немного расстроить, шансов попасть в Ivy League не очень много. Проблема даже не в уровне знаний, а скорее финансовой стороне вопроса для Fulbright. Плюс для попадания в условный Стенфорд нужна реальная аргументация почему именно Стенфорд а не например Университет Вашингтона. Поэтому при подаче документов лучше иметь реалистичные цели.
  • будьте максимально готовы у своем направлении и проекте. Постарайтесь актуализировать знания, почитайте, что именно сейчас исследуют в вашей сфере. Это скорее всего спросят на интервью.
  • при подготовке к интервью мне посоветовали одну очень действенную методику. Потратьте 2-3 дня и выпишите все вопросы которые вы бы сами себе задали про ваш проект. Что человеку со стороны может спросить. Попросите знакомых вам с этим помочь. Мне так удалось «угадать» где-то 70% вопросов которые мне в конце концов задали на интервью.

И других стран.

Крупнейшая из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования, Программа Фулбрайта создавалась с целью улучшить взаимопонимание между народом Соединенных Штатов и народами других стран. Стремясь к достижению этой цели, Программа Фулбрайта предоставила более чем 300 тысячам своих участников, выбранных благодаря их научному потенциалу и лидерским качествам, возможность познакомиться с работой политических, экономических и культурных организаций других стран, обменяться идеями и положить начало совместным проектам на общее благо народов мира. Проведением Программы Фулбрайта занимается Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США. Со времени основания Программы 46,800 иностранных учёных проводили исследования или преподавали в университетах США и более 45,200 американских учёных занимались аналогичной деятельностью за рубежом. Ежегодно Программа Фулбрайта присуждает около 800 грантов учёным, приезжающим в США из других стран. В настоящее время Программа Фулбрайта действует в 155 странах мира.

Основной источник финансирования Программы Фулбрайта - ежегодные ассигнования, выделяемые Конгрессом США Государственному Департаменту. Правительства стран, участвующих в программе, принимающие университеты зарубежных стран и Соединенных Штатов также вносят финансовый вклад в проведение программы, либо принимая на себя часть расходов, либо опосредованно - в виде прибавок к жалованью лектора, освобождения от платы за обучение или предоставления университетского жилья.

Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе российским) студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах , в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии (в том числе двое в 2010 году - Питер Даймонд и Эйити Нэгиси), 28 - гранты фонда Макартуров и 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии .

В рамках программы много сделано в плане сближения российских и американских исследователей. Однако такие программы сотрудничества нередко вызывают опасение по поводу «утечки мозгов» в США и являются темой для обсуждения российско-американских отношений . По словам Наталии Смирновой, заместителя директора программы Фулбрайт в РФ :

Программа Фулбрайта ежегодно предоставляет около 8 000 грантов, по состоянию на 2010 год , количество участников с момента основания достигло 300 000 .

«Совет по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» (FSB), в состав которого входят 12 руководителей образовательных учреждений и общественных организаций, назначаемых президентом Соединенных Штатов, определяет политику Программы, устанавливает критерии отбора и утверждает кандидатов, выдвинутых на получение гранта.

Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США разрабатывает меры, обеспечивающие выполнение стоящих перед программой задач, и в сотрудничестве с комиссиями и фондами по вопросам образования осуществляет проведение программы в 51 стране мира, где имеются действующие соглашения с США о проведении обменных программ. 90 странах, не имеющих такого договора, помощь в проведении программы оказывают посольства США. Соединенных Штатах проведению программы содействуют ряд вспомогательных агентств.

Двусторонние межнациональные комиссии и фонды во взаимодействии с университетами и организациями принимающей страны составляют ежегодный план проведения обменов. Они также производят предварительный отбор кандидатов на получение студенческих и преподавательских грантов по своим обменным программам, проводят собеседования и рекомендуют «Совету по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» достойных претендентов. странах, где такие комиссии и фонды отсутствуют, отдел культуры посольства США определяет политику Программы и курирует её проведение.

«Совет по международным обменам учёных» (CIES) , по соглашению о сотрудничестве с Государственным Департаментом, осуществляет проведение Программы Фулбрайта для университетских преподавателей и учёных. «Совет по международным обменам учёных» является частью Института международного образования (IIE) и тесно сотрудничает с наиболее крупными образовательными учреждениями в области гуманитарных, общественных и естественных наук. CIES оказывает поддержку преподавателям и учёным, находящимся в США по гранту Программы Фулбрайта.

История

Знаменитые выпускники

См. также

  • AFS (англ.)

Напишите отзыв о статье "Программа Фулбрайта"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Bureau of Educational and Cultural Affairs, U.S. Department of State (англ.)
  • , сайт Institute of International Education (англ.)
  • , сайт Institute of International Education

Отрывок, характеризующий Программа Фулбрайта

– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.

Внимание! Открыт набор заявок на программу Малых Грантов 2019 для выпускников программы Фулбрайта!

"Как русские и американцы помогали друг другу"

Виктория Журавлева, выпускница программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 1995-96 гг., доктор исторических наук, выступила на радио "Голос Америки" с лекцией под названием "Как русские и американцы помогали друг другу".

Статья о Елене Гладун на сайте ТюмГУ


Исследование Елены Гладун, текущей стипендиатки Арктической программы Фулбрайта, доцента кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета (ТюмГУ), направлено на изучение путей и проблем развития коренных малочисленных народов Арктики в условиях глобальных изменений.

FFDP 2018-19: Результаты и впечатления


В середине января 2019 г. возвратились в Россию преподаватели российских вузов, участники программы Фулбрайта FFDP 2018-2019 гг. В течение 5 месяцев они совершенствовали или разрабатывали новые академические курсы для своих домашних вузов и сейчас приступают к их внедрению.

Проекты фулбрайтовцев: завершая 2018 г.


В то время как учебный год медленно, но верно движется к концу, мы продолжаем обзор деятельности фулбрайтовцев в 2018 году, как в рамках работы по грантовым проектам, так и в отношении культурно-академического обмена на локальном и глобальном уровнях.

Исчезающая Земля


14 мая 2019 г. выходит в свет первая книга Джулии Филипс, выпускницы программы Фулбрайта для американских студентов-исследователей 2011-2012гг. Книга называется "Исчезающая Земля" и во многом вдохновлена годом, проведенном Джулией на Камчатке в рамках фулбрайтовского гранта.

Интервью Д. Нечипорука


Дмитрий Нечипорук, только что вернувшийся в Россию по окончании гранта Фулбрайта для ученых и деятелей искусств, дал интервью сетевому изданию "Невельский репортер" о своей жизни и стажировке в США.

Статья о Джоне Бёрджессе в БелПрессе


Джон Бёрджесс, профессор богословия из Питтсбурга и текущий стипендиат программы Фулбрайта для американских ученых в Белгороде, дал интервью белгородскому сетевому изданию "БелПресса".

U.S. Education Week


С 9 по 17 февраля в рамках U.S. Education Week в пяти городах России - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке - пройдут специализированные выставки университетов и колледжей США. В мероприятиях примут участие директора приемных комиссий американских вузов, эксперты в области высшего образования США, приглашенные спикеры, выпускники американских университетов. Сотрудники программы Фулбрайта также будут консультировать всех желающих о возможностях программы и подробностях конкурса, во всех городах, кроме Владивостока.

Салоны для выпускников: подводя итоги 2018 г.


В 2018 году выпускники различных программ Фулбрайта не раз собирались вместе: на , организованных в том числе при поддержке . Все эти мероприятия были проведены фулбрайтовцами по всей России. В Москве у выпускников была возможность увидеться в рамках , а также на вечерних салонах в офисе программы. Вечерние салоны выпускников, обычно организованные вокруг какой-либо темы или приглашенного гостя, в более камерной атмосфере предлагают фулбрайтовцам возможность пообщаться и делиться новостями о своих проектах и исследованиях.

Московский офис программы Фулбрайта поздравляет вас с наступающими праздниками и желает крепкого здоровья, радости и бесконечных возможностей развития в новом 2019 году!

Премьера документального фильма "Неизвестный 1917-й"


Галина Евтушенко, выпускница программы Фулбрайта 2017-18 для ученых и деятелей искусств, приглашает всех желающих на показ своего нового документального фильма "Неизвестный 1917-й" в Доме Кино 10 января 2019 г., в 19.00. Вход по (его достаточно распечатать и взять с собой).

Проекты фулбрайтовцев


Под конец первого семестра учебного года фулбрайтовцы, как текущие стипендиаты, так и выпускники, активно трудятся над своими проектами и делятся опытом в локальном и глобальном масштабах.

Фулбрайтовцы о международном образовании и карьере в области искусства


В конце сентября 2018 г. в Галерее 21 на Винзаводе выпускницы провели обсуждение на тему «Международный опыт в карьере арт-менеджера и художника». Спикеры поделились личным опытом учебы и работы в культурных учреждениях США, а также поговорили о влиянии международного обмена на развитие профессиональных компетенций культурных менеджеров и художников. Мероприятие было организовано при поддержке программы Малых Грантов.

Курс по американистике выпускницы программы FLTA


Наталия Мухина, выпускница программы FLTA 2014-15, разработала курс "Американистика" для студентов 2-го курса Московского городского педагогического университета. В результате ее электив стал невероятно популярен и на него записалось более 65 человек.

История стипендиата: от Саранак Лейк до Уфы


Доктор Селина ЛеМэй-Клиппэл, стипендиат программы Фулбрайта для американских ученых, только что закончила свою 3-месячную стажировку в Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ) в Уфе, где она преподавала медсестринское дело и коллаборативный подход в здравоохранении, и поделилась с московским офисом Программы своими впечатлениями.

Презентация проекта Синтии Мадански «4 женщины / 4 фильма»


В рамках проекта «ЭСФИРЪ» направления «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж» 6 ноября 2018 г. пройдет презентация видеоработ художницы Синтии Мадански, текущей стипендиатки программы Фулбрайта для американских ученых в Санкт-Петербурге, в которых анализируется специфика «женского письма», разница языков, возможности интерпретации и перевода. Вход свободный по предварительной регистрации.

Встреча выпускников программы Фулбрайта Байкальского региона


25-26 сентября 2018 г. в Улан-Удэ состоялась встреча выпускников "Международная академическая мобильность ученых Байкальского региона". Мероприятие было организовано при поддержке программы Малых Грантов выпускниками программы Фулбрайта из Бурятского государственного университета.

Жизнь после Фулбрайта


Даже по завершении своего участия в программе Фулбрайта и возвращении домой, фулбрайтовцы не забывают о том, какую важную миссию они выполняют в качестве выпускников и послов Программы в России, продолжая развивать и способствовать культурному и академическому обмену c США, а также повышая информированность о Программе в своих регионах.

Встречи выпускников программы Фулбрайта в Новосибирске


27 августа и 8 октября 2018 г. в Новосибирске при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоялось две встречи выпускников-фулбрайтовцев, посвященных 45-летию программы в России. Встречи были организованы в рамках программы Малых Грантов.

"Что такое эксперимент?"


Юлия Клейман, выпускник программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 2012-13 гг., выступила куратором образовательной программы "Что такое эксперимент?" в рамках IV Летнего фестиваля искусств "Точка доступа". Программа прошла с 31 июля по 2 августа и включила в себя лекции, режиссерскую лабораторию, просмотры спектаклей и итоговый семинар.

История стипендиата: программа Фулбрайта дала мне мощный толчок и неоценимые ресурсы


Антрополог-индеанист и текущий стипендиат программы для выпускников вузов и аспирантов А. Ю. Чудак начинает второй год учебы в магистратуре университета Оклахомы и делится мыслями и впечатлениями о возможностях, открываемых программой Фулбрайта молодым исследователям.

Гуманитарная летняя школа "Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования"


27-29 августа 2018 г. в музее-усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная поляна" прошла XХI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа на тему "Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования", организованная выпускницей программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств Т.Д. Венедиктовой.

Программа поддержки проектов выпускников обменных программ при Американском центре в Москве


Посольство США и Американский центр в Москве объявляют о начале приема заявок в рамках Программы поддержки проектов выпускников американских обменных программ. Программа предоставляет финансовую поддержу для реализации общественно-полезных проектов как индивидуальных выпускников, так и их объединений, позволяющих им применить знания и навыки, полученные во время участия в обменных программах. Выпускники, проживающие не в Москве, также могут принять участие в программе и проводить предложенные проекты в своем городе под эгидой Американского центра.

Встреча выпускников программы Фулбрайта «Международная академическая мобильность учёных Байкальского региона» в Улан-Удэ


25-26 сентября 2018 г. в Улан-Удэ при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоится встреча выпускников-фулбрайтовцев «Международная академическая мобильность учёных Байкальского региона», посвященная 45-летию программы в России. Встреча будет организована в рамках программы Малых Грантов.

Монография Татьяны Свистуненко


Выпускница программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 2007-2008 гг. Т.А. Свистуненко выпустила 300-страничную монографию "Эволюция раннебарочной фуги в клавирном творчестве И.С. Баха". Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также всем интересующимся творчеством Баха.

Встреча выпускников программы Фулбрайта «Международная академическая мобильность учёных Сибири» в Новосибирске


27 августа 2018 г. в Академгородке в Новосибирске при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоится встреча выпускников-фулбрайтовцев «Международная академическая мобильность учёных Сибири», посвященная 45-летию программы в России. Встреча будет организована в рамках программы Малых Грантов.

"Америка: калейдоскоп культур"


Выставка «Америка: калейдоскоп культур», организованная А.С. Голобоковым, выпускником Программы FFDP 2018-19, открылась в конце июня во Владивостоке в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС. Проект был поддержан Программой Малых Грантов 2018 г.

Мероприятия российских фулбрайтовцев при поддержке OLF


В этом году сразу двое российских фулбрайтовцев из Санкт-Петербурга, Татьяна Вайнштейн и Игорь Козлов, провели ряд обучающих мероприятий в вузах США при поддержке Outreach Lecturing Fund (OLF), грантового фонда, позволяющего текущим участникам программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств, пребывающим в США, путешествовать в другие высшие учебные заведения в стране.

Встреча участников Арктической Программы Фулбрайта


C 21 по 26 мая 2018 г. состоялась встреча участников второй Арктической программы Фулбрайта. Во встрече приняли участие нынешние стипендиаты Арктической программы 2018-19 гг. из России: Елена Гладун и Светлана Тулаева.

Салон "Творческое наследие Айседоры Дункан"


29 мая 2018 г. в московском офисе программы Фулбрайта прошёл очередной вечерний салон выпускников программы, темой которого стало творчество знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. Главным спикером выступила Елена Владимировна Юшкова, а особой гостей салона стала танцовщица Видала Нейянайя.

Семинары Кристофера Келли в Сыктывкарcком государственном университете


В мае 2018 года Кристофер Келли, выпускник Программы Фулбрайта для американских ученых 2005 и 2011 гг., профессор юридического факультета Университета штата Арканзас в г. Фейетвилл посетил Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина.

VIII Конференция выпускников Программы Фулбрайта в России


12-13 апреля 2018 года Институт международного образования в Москве организовал и провел конференцию «Программа Фулбрайта в России, VIII конференция выпускников «45 лет успешного международного профессионального общения». Конференция проходила в гостинице "Националь" в Москве. В конференции приняли участие более сотни выпускников программы Фулбрайта из более чем сорока городов России, а также делегаты из общественных колледжей США.

Визит представителя NASA в Амурский государственный университет


27 ноября 2017 года официальный представитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в России (NASA) Джастин Тилман посетил Амурский государственный университет в Благовещенске.

Сохраненный танец Айседоры Дункан


Елена Юшкова, выпускница программы Фулбрайт-Кеннан 2007-2008 гг. и стипендиат программы Малых Грантов 2018 г., опубликовала статью «Isadora Duncan’s Dance in Russia: First Impressions and Discussions.1904–1909» в Журнале российско-американских исследований университета Канзаса, а вскоре проведет салон об известной танцовщице в московском офисе программы Фулбрайт.

Хореография тела, пространства и межкультурного общения


Живой интерес вызывает у американской студенческой аудитории проект Александры Портянниковой «Внешняя телесная осознанность». С января текущего года Александра проводит мастер-классы в рамках гранта Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств в The New School в Нью-Йорке, США.

Семнадцать мгновений Русской Америки: открывая ее наследие заново


Аляска издавна манит путешественников. Одним из них оказался писатель и журналист-международник Сергей Карлович Пашкевич, соавтор кинопроекта "Русский мир без границ", автор книги об Аляске "Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку." В декабре 2017г. он завершил проект в рамках Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств «Семнадцать мгновений Русской Америки: открывая ее наследие заново». Сергей работал над ним в течение трех месяцев в музее Анкориджа и в разных частях этого самого северного американского штата.

Показ фильмов Галины Евтушенко в американских университетах


В марте этого года Галина Михайловна Евтушенко, профессор кафедры стран постсоветского зарубежья ИПМИ Российского государственного гуманитарного университета, провела показ своих документальных фильмов в Род-айлендском университете и в университете Олбани, где она в настоящее время находится по программе Фулбрайта Visiting Scholar.

Оксфордский татарский интерактивный словарь выпускницы Фулбрайта

31 января 2018г. в рамках проекта Oxford Global Languages начал работу Оксфордский татарский интерактивный словарь. Словарь создан на основе «Англо-татарского словаря для учащихся», изданного в 2014 году выпускницей Программы Фулбрайт Гульшат Рафаилевной Сафиуллиной.

“Русский язык с гавайским акцентом”


Летом прошлого года доцент кафедры литературы и методики обучения литературе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Е.C. Седова вернулась из поездки в Гавайский Университет в Маноа в Гонолулу, где в 2016-2017 учебном году она выполняла проект в рамках Программы Scholar-in-Residence (SIR). Профессиональные и культурные связи, созданные ею за год, развиваются и выходят на новые ступени.

8 марта в Университетском клубе Университета Олбани пройдёт показ документального фильма «Лев Толстой и Махатма Ганди».

Фильм сделан сценаристом, режиссером и продюсером игрового и документального кино, профессором РРГУ Евтушенко Г.М., которая выиграла грант Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств на 2017-18 уч. г.. Сейчас она проводит исследования по теме «Автор и герой документального кино «в интерьере эпох», работает со студентами, проводит мастер-классы на кафедре истории (программа по документалистике) данного вуза.

FFDP 2017-18: Первые практические результаты

В середине января 2018 г. возвратились в Россию молодые преподаватели российских вузов. В течение 5 месяцев они совершенствовали или разрабатывали новые академические курсы для своих российских вузов и сейчас приступают к их внедрению.

Прошедшие презентации Программы Фулбрайта

Первого июня прошлого года, поздно вечером, я получила имэйл в стандартной форме о том, что я прошла конкурс и в конце августа еду в США…

А началось все с того, что как-то раз на паре по английской грамматике наша преподавательница заявила о том, что в конференц-зале как раз сейчас начнется агитирование всех желающих подавать документы на программу Фулбрайт, ну и про саму программу расскажут тоже, так что кто хочет, может более на паре не задерживаться и взять курс прямо на обитель вероятной халявы, чем все сразу и воспользовались.

А халяву там обещали действительно знатную: два года обучения в магистратуре по выбранной специальности совершенно бесплатно, т.е. даром. Немного о программе: одна из самых престижных в мире, эта программа носит имя бывшего американского сенатора Вильяма Фулбрайта и рассчитана на выпускников вузов и молодых ученых, а финансируется она Бюро по делам образования и культуры Государтвенного департамента США, но также свой финансовый вклад делают и страны, с которыми она сотрудничает.

Что интересно: у выхода из конференц-зала нас поджидал наш любимый декан, имеющий сказать следующее: а) что нам делается выговор о пропущенной паре; б) чтобы мы губу закатали обратно, потому как быть избранным грантовой программой подобного класса – нечто из области фантастики. Понурив головы, мы вернулись к реалиям нашей повседневной университетской действительности. Однако человек 5-6 из нас, стиснув зубы, твердо решили бороться и так легко не сдаваться.

Потихоньку, не трезвоня об этом на каждом углу дабы не привлекать нездорового внимания конкурентов, мы принялись строчить требуемые эссе, как-то: Personal Statement and Study Objectives. И были весьма искренне удивлены, столкнувшись нос к носу в дверях киевского офиса Фулбрайта для сдачи документов. Мило поулыбавшись друг другу и поинтересовавшись, на какие специальности подавали документы, цивилизованно разошлись, так что до физического уничтожения соперников не дошло, да это и не помогло бы (для справки: в 2006/07 году конкурс на место был примерно 1:30).

Дальше началось самое интересное, правильнее сказать напряженное, а именно: ожидание. Ожидание результатов первого тура конкурса, конкурса документов. Если вы его прошли, можно на секунду вздохнуть с облегчением (но только на секунду) и сразу же приступать к подготовке к интервью. Лично для меня это было самым суровым испытанием, это было почище любого собеседования для принятия на работу. Ну, во-первых, по причине довольно большого количества пар глаз, оценивающе вас разглядывающих, не говоря уже о количестве ртов, раскрывающихся, чтобы смутить вас нескромными вопросами на тему того, чем же вы, собственно, собираетесь заниматься по прибытии на «землю обетованную».

Причем любопытное наблюдение: свои же, украинцы, что называется «валили», а американцы с улыбкой интересовались общими вещами, например, что я расскажу своим американским коллегам о своей стране, имею ли я музыкальное образование (моя тема была связана с народными песнями). У «своих» же были вопросы более концептуального характера, и если принять во внимание тот факт, что я только собиралась ехать исследовать свою тему, то их вопросы оказывались и вовсе на грани реального. Такие вопросы задают на пресс-конференции об удачно завешенном исследовании, а не на его начальной стадии. Отсюда мой вам совет: если уж вы прошли стадию «бумаг», то хорошенько подготовьтесь к интервью, продумайте все возможные вопросы.

Следующим этапом был тест TOEFL. Ничего особенно сложного, но подготовка опять-таки требуется, причем не просто языковая, а конкретно по прохождению этого теста – как рассчитать время, как лучше понять, какой именно ответ от вас хотят в том или ином задании. Специальные руководства по сдаче теста TOEFL можно найти в любом отделении British Council.

И вот, когда все три этапа мужественно преодолены, остается только паковать вещи и махать родным на прощанье белым платочком. А советы по адаптации по прибытии – это уже совсем другая история. Напоследок скажу: никому не позволяйте вас убеждать, что ничего не получится или что грант выигрывают только по большому блату, это не так. Конечно, нужна определенная доля везения, так может, и повезет именно вам!

Для справки: программа Фулбрайта — старейшая и самая известная мировая программа академических обменов США. Она была основана в 1946 году, и в настоящее время озватывает 140 стран.

Вот области специализации, с которыми работает Фулбрайт:

  • история
  • охрана памятников истории
  • археология
  • архитектура
  • философия
  • психология
  • социология
  • социальная работа
  • охрана здоровья
  • антропология
  • история религии
  • американоведение (языкознание, литература, искусство, история)
  • гендерные исследования
  • лингвистика
  • журналистика (СМИ)
  • литература
  • библиотечное дело
  • фольклор
  • музееведение
  • театральное искусство
  • история, критика или менеджмент в области культуры и театра
  • искусствоведение
  • образование/ управление в области образования
  • политические науки
  • международные отношения
  • правоведение
  • экономика (теоретические направления)

    Важная новость: кроме гуманитарных наук, с этого года открывается направление наук естественно-научных.

    Подробнее о программе можно узнать на сайтах:

    www.fulbright.org.ua

    www.mynews-in.net/news/education/2006/10/23/1084232.html

    osvita.org.ua/news/26463_ru.html
    (Фулбрайт в Украине)

    www.fulbright.ru

    projects.karelia.ru/index.php?a=4&idk=359
    (Фулбрайт в Российской Федерации)

  • Программа академических обменов, названная в честь ее основателя, американского сенатора У. Фулбрайта, начала свою работу в Российской федерации в 1973 году, когда шесть советских и шесть американских ученых стали фулбрайтовцами, получив грант Программы на проведение научных исследований и чтение лекций, заложив тем самым прочное основание двустороннего академического сотрудничества.

    За тридцать девять лет непрерывной работы Программа Фулбрайта предоставила возможность установить новые научные контакты, продолжить свое обучение и пройти стажировку сотням российских профессоров, преподавателей, молодых специалистов. Под эгидой Ассоциации ежегодно в российских городах проходят международные, всероссийские и региональные конференции, встречи и дискуссии, выходят периодические и другие издания.

    Программы фонда Фулбрайта пользуются большой популярностью среди преподавателей факультета иностранных языков.

    Программа для ассистентов преподавателей английского языка (English Teaching Assistant Program) впервые была объявлена на территории России в 2006 г. В рамках данной программы каждый год в Россию отправляются около 25 американских стипендиатов в качестве ассистентов преподавателей английского языка.

    В 2010-2011 учебном году на факультета стажировалась в качестве ассистента преподавателя английского языка Кэти Дилярд . В ее обязанности входило 15 (аудиторных часов в неделю) часов преподавания в неделю и до 6 (шести) часов в неделю консультаций/внеаудиторной работы с российскими коллегами, не считая работы по подготовке к занятиям. Кроме того, еще 6 часов в неделю были отведены на работу над своим индивидуальным учебным или исследовательским проектом. Кэти принимала активное участие в жизни факультета. Они помогла организовать кружок английского языка English Club, участвовала в работе ассоциации преподавателей английского языка, а также была волонтером в местных школах.

    I spent the 2010-2011 academic year working in the Foreign Language Faculty as a Fulbright ETA. My main role was to hold conversation classes about issues that would not necessarily be covered in the students" main English classes. We discussed a variety of topics, including important holidays, American and British slang, stereotypes and important issues in our societies. In addition, I introduced students to music and television shows that are not popular outside the United States. The goal of such classes was to overcome the conversation barrier, in order to help students grow more comfortable using English in a more informal, real-life setting. I was the "native speaker" and answered students" questions about English and life in America

    Я провела на 2010-2011 учебный год на факультете иностранных языков факультета как участница программы Фулбрайт. Моей главной задачей было проведение занятий по коммуникативному английскому на различные темы, которые не всегда затрагивались в рамках занятий. Мы разговаривали на разные темы, например, праздники, американский и британский сленг, стереотипы и важные социальные вопросы. Кроме того, я показывала студентам музыкальные и телевизионные шоу, которые неизвестны за пределами Соединенных Штатов. Цель таких занятий была в том, чтобы используя английский язык в неформальной, реальной обстановке помочь студентам преодолеть языковой барьер и обеспечить более комфортный профессиональный рост. Я была носителем английского языка и отвечала на вопросы студентов о жизни и в Америке.


    Также по приглашению факультета в университет регулярно приезжают лектора из университетов США для чтения лекций и проведения семинаров.

    Одними из первых на факультет приехали профессор Бен и Кристин Фуллеры из университета штата Пенсильвания. Они провели на факультете 3 недели, которые запомнились всем высоким качеством преподавания. Специализация проф. Бена Фуллера - американская литература. Однако сотрудничество факультета не закончилось после их отъезда. Профессор регулярно присылает на факультет книги и журналы по классической и современной американской литературе и страноведению. В настоящий момент на факультете уже сформирована библиотека, пользующаяся большой популярностью не только у преподавателей факультета, но и аспирантов и студентов.

    Professor Fuller : I"m glad the literary journals and books prove useful. Unlike fifty years ago there"s little consensus on who are the best ones, these days we have so many people writing prose fiction, poetry, film, theatre, and tv scripts that it"s hard to get a grasp on the subject. I"ve sent you several booked published by Tin House which is one of many worthwhile publishers of contemporary American literature by living writers. I know you the Department of Foreign languages are actively involved into international projects. It make me especially happy that students have so many opportunities to host foreign visitors and present festivals of foreign works as well as to travel all over the globe. Only twenty years ago this development seemed so difficult to achieve and now it"s part of every day life at the university

    Я рад, что мои журналы и книги полезны. В отличие от той ситуации, которая была пятьдесят лет назад, сейчас существует много различных мнений о том, что является хорошей литературой, т.к. в наши дни у нас так много авторов, пишущих художественную прозу, поэзию, сценарии для кино и театра и получить общее представление о ситуации нелегко. Я послал вам несколько книг, опубликованных в издательстве Тин Хаус, который является одним из лучших издателей современной американской литературы. Я знаю, что факультет иностранных языков активно участвует в международных проектах. Что меня особенно радует, так это то, что студенты имеют много возможностей для приема иностранных гостей и участия в различных мероприятиях, в том числе праздничных, а также много путешествуют по всему миру. Двадцать лет назад такое развитие событий было трудноосуществимым, а теперь это часть повседневной жизни университета


    Но особенной популярностью пользуется Программа для молодых преподавателей английского языка (FLTA). Главная цель данной программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами.

    Программа предоставляет молодым преподавателям английского языка возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники этой Программы распределяются в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка. В круг обязанностей участников Программы входит преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также участники программы должны изучают минимум 2 предмета в семестр, один из которых относится к Американистике, а другой должен быть связан с преподаванием английского языка.

    Американские университеты получают большую пользу от присутствия носителя языка в своем университетском городке, так как, помимо занятий со студентами, участники Программы должны будут активно взаимодействовать с представителями местного сообщества, организуя группы по изучению разговорной речи, проводя внеаудиторные мероприятия, языковые клубы, круглые столы с целью ознакомления аудитории с культурой и традициями своей страны. Прямое общение дает возможность преподавателям и американским студентам узнать больше о культурах и традициях стран, которые они представляют, а также лучше понять друг друга.

    Рябова Елена Николаевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультета Иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева.

    Чубарова Юлия Евгеньевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева,

    Я выиграла грант фонда Fulbright по программе FLTA (Foreign Language Teaching Assistant) на стажировку в США в 2010-2011 гг. В течение года преподавала русский язык (Russian I, Russian II, Russian Intermediate, Russian Conversation) в Juniata College (штат Пенсильвания) и являлась организатором Русского Клуба и Языковых Столов. В круг обязанностей входило преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также нужно было изучать 2 предмета в семестр по собственному выбору. В рамках программы колледжа обязательным было участие в программе Language in Motion, что позволило познакомиться с образованием в средней школе США и дать презентации о России в школах Пельсильвании.

    Программа началась в августе, с обязательной недельной ориентации в г. Остине (штат Техас). После этого все участники разъехались по своим вузам. После первого семестра участники FLTA со всего мира, около 400 человек, приезжали на конференцию в Вашингтон. Во время конференции участники делились друг с другом приобретенным опытом, а так же знакомились с наиболее актуальными и эффективными методиками преподавания иностранных языков.

    Программа уникальна, поскольку позволила поучиться и поработать в стране, понять специфику системы образования США, расширить профессиональные контакты, улучшить знание английского языка и получить подлинное представление о США, о духовных и культурных ценностях американцев. Большое количество праздников и каникул позволило посмотреть на страну и по достоинству оценить ее красоту во всем масштабе и изобилии!

    Хорошее владение английским языком является обязательным требованием для участия в программе, поэтому именно учеба и работа на факультете иностранных языков позволили мне не только получить этот грант, но и поехать в такую интересную страну как США!