Хорошо начинался первый долгий поход капитана гранта. «Дети капитана Гранта» сочинение

Прочитав роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта», я был покорен мужеством, отвагой, доблестью, целеустремленностью и благородством главных героев. И мне совершенно несложно было сделать выбор и назвать имя любимого героя. Конечно, Роберт Грант — вот кто может служить примером для любого мальчишки. Этот парень почти мой ровесник. И мне будет проще сравнить себя с ним. Найти общие черты характера и сделать вывод, почему же все-таки он так привлек к себе мое внимание.

При первом знакомстве с ним в романе, он производит впечатление воспитанного

И решительного мальчика. После того, как его сестра Мери рассказала леди Гленарван историю о том, как они остались одни и какие трудности им пришлось пережить, проникаешься еще и огромным уважением к этим героям. Слушая рассказ сестры, Роберт впервые отдавал себе отчет в том, сколько она для него сделала, сколько выстрадала, и наконец, не в силах больше сдерживаться, он бросился к сестре и крепко обнял ее. » — Мамочка, дорогая моя мамочка! — воскликнул он, глубоко растроганный».

Его поведение дало понять мне, какой он добрый и ранимый. И какой большой любовью к сестре наполнено его сердце. Роберт был сыном

Отважного шотландца и моряка. И он был достойным сыном. Интересные приключения и странствия, в которых участвовал Роберт, закаляли его характер.

Он знал, что пройдя через все трудности и испытания, он со своими друзьями обязательно достигнет цели — непременно найдут отца Роберта — капитана Гранта. Он хорошо усвоил, что смелость содействует в реализации их цели. Товарищ всегда спасет товарища. Воры получат по заслуге.

Справедливость победит, а мечта осуществится. Пройдя океаны и материки, ему вместе с другими героями романа, участвовавшими в поисках его отца, удалось пережить массу приключений и одолеть все трудности, веря в успех своего дела. О безграничной смелости этого мальчика свидетельствуют множество эпизодов в романе, например, во время землетрясения в Чили. Он пропадает, и несколько дней ребенка нигде не могут найти. Когда друзья, утратив всякую надежду его отыскать, уже собираются двинуться в путь, вдруг видят кондора, который в своих мощных лапах несет Роберта, взмывая в поднебесье.

В пампасах путникам грозит гибель от жажды. Роберт вместе с Талькавом, Гленарваном отправляются на поиски воды и опережают остальных. У реки ночью на них нападает стая красных волков. Им грозит неминуемая гибель. Тогда, Роберт, вскакивает на быстроногую Тауку, лошадь Талькава, и, рискуя быть растерзанным волками, увлекает стаю от Гленарвана и Талькава.

Ему удается избежать гибели. Он присоединяется к группе Паганеля, и утром вновь встречается со спасенными Гленарваном и Талькавом. Как вам? Вот и я был поражен его смелостью и отвагой! Такие приключения добавляют в нем мужества. А мне стремления становится смелее, сильнее, бесстрашнее, выносливее.

Он имеет все эти качества, потому и смог это сделать! И не удивительно, что Роберт, как и его отец, становится бравым моряком. Он получил много жизненных уроков. Люди, окружавшие его на всем путешествии, передали ему свой опыт и знания, которые наверняка ему пригодятся в жизни. А мне и таким как я мальчишкам остается только завидовать и учится на его примере!

Сочинения по темам:

  1. 26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан», принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт-клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу,...
  2. Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала...

26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан», принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт-клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу, вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском. В записке кратко сообщается, что во время крушения «Британии» спаслось трое - капитан Грант и два матроса, что они попали на какую-то землю; указывается и широта и долгота, но невозможно разобрать, какая это долгота - цифру размыло.

В записке говорится, что спасенные находятся на тридцать седьмом градусе одиннадцатой минуте южной широты. Долгота неизвестна. Поэтому разыскивать капитана Гранта и его спутников надо где-то на тридцать седьмой параллели. Английское адмиралтейство отказывается снарядить спасательную экспедицию, но лорд Гленарван и его жена решают сделать все возможное, чтобы отыскать капитана Гранта. Они знакомятся с детьми Гарри Гранта - шестнадцатилетней Мэри и двенадцатилетним Робертом. Яхту снаряжают в дальнее плавание, в котором желают принять участие жена лорда - Элен Гленарван, очень добрая и мужественная молодая женщина, и дети капитана Гранта.

В экспедиции также участвуют майор Мак-Наббс, человек лет пятидесяти, скромный, молчаливый и добродушный, близкий родственник Гленарвана; тридцатилетний капитан «Дункана» Джон Манглс, двоюродный брат Гленарвана, человек мужественный, добрый и энергичный; помощник капитана Том Остин, старый моряк, заслуживающий полного доверия, и двадцать три человека судовой команды, все шотландцы, как и их хозяин.

25 августа «Дункан» выходит в море из Глазго. На следующий день выясняется, что на борту находится еще один пассажир. Им оказывается секретарь Парижского географического общества француз Жак Паганель. По свойственной ему рассеянности он за день до отплытия «Дункана», перепутав корабли (ибо хотел плыть в Индию на пароходе «Шотландия»), забрался в каюту и проспал там ровно тридцать шесть часов, чтобы лучше перенести качку, и не выходил на палубу до второго дня путешествия. Когда Паганель узнает, что он плывет в Южную Америку вместо Индии, сначала его охватывает отчаяние, но затем, узнав о цели экспедиции, он решает внести изменения в свои планы и плыть вместе со всеми.

Переплыв Атлантический океан и пройдя через Магелланов пролив, «Дункан» оказывается в Тихом океане и направляется к берегам Патагонии, где, по некоторым предположениям - сначала именно так истолковали записку, - капитан Грант томится в плену у индейцев.

Пассажиры «Дункана» - лорд Гленарван, майор Мак-Наббс, Паганель, Роберт и трое матросов - высаживаются на западном побережье Патагонии, а Элен Гленарван и Мэри под опекой Джона Манглса остаются на паруснике, который должен обогнуть континент и ждать путешественников на восточном побережье, у мыса Корриентес.

Гленарван и его спутники проходят через всю Патагонию, следуя по тридцать седьмой параллели. В этом путешествии с ними происходят невероятные приключения. Во время землетрясения в Чили пропадает Роберт. Несколько дней поисков оканчиваются плачевно - ребенка нигде не могут найти. Когда маленький отряд, утратив всякую надежду его отыскать, уже собирается двинуться в путь, путники вдруг видят кондора, который в своих мощных лапах несет Роберта и начинает взмывать вместе с ним в поднебесье.

Мак-Наббс уже хочет выстрелить в птицу, когда внезапно его опережает чей-то другой меткий выстрел. Раненая птица, словно парашют, на своих могучих крыльях спускает Роберта на землю. Выясняется, что этот выстрел произвел туземец по имени Талькав. Он становится их проводником по равнинам Аргентины, а в дальнейшем и настоящим другом.

В пампасах путникам грозит гибель от жажды. Талькав, Гленарван и Роберт, чьи лошади еще не очень утомлены, отправляются на поиски воды и опережают остальных. У реки ночью на них нападает стая красных волков. Троим путешественникам грозит неминуемая гибель. Тогда Роберт вскакивает на быстроногую Тауку, лошадь Талькава, и, рискуя быть растерзанным волками, увлекает стаю от Гленарвана и Талькава. Ему удается избежать гибели. Он присоединяется к группе Паганеля и утром вновь встречается со спасенными им Гленарваном и Талькавом.

Вскоре после этого в низине отряду предстоит пережить наводнение из-за разлива рек. Путникам удается взобраться на раскидистое ореховое дерево, которое бурый поток не смог вырвать из земли. На нем они устраивают привал, даже разводят костер. Ночью ураган все же вырывает дерево, и на нем людям удается выплыть на сушу.

Паганелю приходит в голову мысль, что первоначально записка капитана Гранта была истолкована неверно и что речь в ней идет не о Патагонии, а об Австралии. Он весьма доказательно убеждает остальных в правильности своего вывода, и путешественники принимают решение вернуться на корабль, чтобы продолжить плавание до берегов Австралии. Так они и поступают.

Они обследуют, но тщетно, два острова, лежащих по пути, - Тристан-да-Кунья и Амстердам. Затем «Дункан» приближается к мысу Бернулли, расположенному на австралийском побережье. Гленарван высаживается на сушу. В нескольких милях от берега стоит ферма некоего ирландца, который радушно принимает путешественников. Лорд Гленарван рассказывает ирландцу о том, что привело его в эти края, и спрашивает, нет ли у него сведений об английском трехмачтовом судне «Британия», потерпевшем крушение около двух лет назад где-то у западных берегов Австралии.

Ирландцу никогда не приходилось слышать о потонувшем корабле, но, к великому удивлению всех присутствующих, в разговор вмешивается один из его работников, по фамилии Айртон. Он заявляет, что если капитан Грант еще жив, то находится на австралийской земле. Его документы и рассказ удостоверяют, что он служил боцманом на «Британии».

Айртон говорит, что потерял капитана из виду в тот момент, когда корабль разбился о прибрежные рифы. До сих пор он был убежден, что из всей команды «Британии» уцелел лишь он один. Правда, Айртон уверяет, что корабль разбился не у западных, а у восточных берегов Австралии, и если капитан Грант еще жив, о чем свидетельствует записка, то находится в плену у туземцев где-нибудь на восточном побережье.

Айртон говорит с подкупающей искренностью. В его словах трудно сомневаться. К тому же за него ручается ирландец, у которого он служил. Лорд Гленарван верит Айртону и по его совету принимает решение пересечь Австралию по тридцать седьмой параллели. Гленарван, его жена, дети капитана Гранта, майор, географ, капитан Мангле и несколько матросов, собравшись в небольшой отряд, отправляются в путь во главе с Айртоном. «Дункан» же, получивший некоторые повреждения в корпусе, берет курс на Мельбурн, где планируется проведение его ремонта. Команда яхты во главе с помощником капитана Томом Остином там должна ожидать распоряжений Гленарвана.

Женщины выезжают в повозке, запряженной шестью быками, а мужчины - верхом на лошадях. Во время поездки путешественники проезжают мимо золотоносных приисков, любуются австралийскими флорой и фауной, Поначалу путешествие проходит в довольно комфортабельных условиях, по населенной местности. Однако у одной из лошадей ломается подкова. Айртон идет за кузнецом, и тот ставит новые подковы с трилистником - знаком скотоводческой стоянки Блэк-Пойнт.

Вскоре небольшой отряд уже продолжает свой путь. Путешественники становятся свидетелями результатов преступления, совершенного на Кемденском мосту. Все вагоны, кроме последнего, рухнули в реку из-за того, что не были сведены рельсы. Последний вагон ограблен, повсюду валяются обгоревшие изуродованные трупы. Полиция склонна полагать, что это преступление - дело рук банды беглых каторжников под предводительством Бена Джойса.

Вскоре Айртон заводит отряд в лес. Путешественники вынуждены на неопределенное время остановиться, поскольку перед ними - бурная разлившаяся река, которую можно будет перейти вброд только тогда, когда она вернется в нормальное русло. Тем временем из-за непонятной болезни гибнут все быки и лошади, за исключением той, что была подкована трилистником. Однажды вечером майор Мак-Наббс видит в тени деревьев каких-то людей. Не говоря никому ни слова, он отправляется на разведку.

Оказывается, что это каторжники; он подкрадывается к ним и подслушивает их разговор, из которого становится очевидным, что Бен Джойс и Айртон - это одно лицо, а его банда во время всего путешествия отряда Гленарвана по материку держалась от него поблизости, ориентируясь на след лошади с подковой Блэк-Пойнта. Вернувшись к своим друзьям, майор до поры до времени не говорит им о своем открытии. Айртон уговаривает лорда Гленарвана приказать «Дункану» из Мельбурна отправиться на восточное побережье - там бандиты легко завладели бы яхтой.

Предателю уже почти вручают приказ на имя помощника капитана, но тут майор его разоблачает и Айртону приходится бежать. Перед тем как скрыться, он ранит Гленарвана в руку. Через некоторое время путники принимают решение послать в Мельбурн другого гонца. Вместо раненого Гленарвана приказ пишет Паганель. Один из матросов отправляется в путь. Однако Бен Джойс тяжело ранит матроса, отнимает у него письмо и сам едет в Мельбурн. Его банда переходит реку по мосту, оказавшемуся неподалеку, а затем сжигает его, чтобы Гленарван не смог им воспользоваться.

Отряд ждет, когда понизится уровень реки, затем сооружает плот и на плоту переправляется через успокоившуюся реку. Добравшись до побережья, Гленарван понимает, что банда Бена Джойса уже завладела «Дунканом» и, перебив команду, отправилась на нем в неизвестном направлении. Все приходят к выводу, что необходимо поиски прекратить, ибо совершать их уже не на чем, и вернуться в Европу. Однако выясняется, что корабля, отправляющегося в Европу, возможно, придется ждать очень долго. Тогда путешественники решают доплыть до Окленда, что в Новой Зеландии: оттуда рейсы в Европу регулярны. На утлом суденышке с вечно пьяными капитаном и матросами, пережив бурю, во время которой судно садится на мель, Гленарван с друзьями все же достигает берегов Новой Зеландии.

Там они попадают в плен к туземцам-людоедам, которые собираются их убить. Однако, благодаря находчивости Роберта, им удается бежать из плена. Через несколько дней пути они доходят до восточного побережья Новой Зеландии и у берега видят пирогу, а чуть дальше - группу туземцев. Путники садятся в пирогу, однако туземцы в нескольких лодках их преследуют. Путешественники в отчаянии. После того, что им пришлось пережить в плену, они предпочитают умереть, но не сдаться.

Вдруг вдали Гленарван видит «Дункан» с собственной командой на борту, которая помогает ему оторваться от преследователей. Путешественники недоумевают, почему «Дункан» стоит у восточных берегов Новой Зеландии. Том Остин показывает приказ, написанный рукой рассеянного Паганеля, который вместо того, чтобы написать «Австралия», написал «Новая Зеландия». Из-за ошибки Паганеля планы Айртона рухнули. Он вздумал бунтовать. Его заперли. Теперь Айртон помимо своей воли плывет на «Дункане» вместе с теми, кого хотел обмануть.

Гленарван пытается убедить Айртона дать истинные сведения о гибели «Британии». Многократные просьбы и упорство леди Гленарван делают свое дело. Айртон согласен рассказать все, что знает, а в обмен на это просит, чтобы его высадили на каком-нибудь необитаемом острове в Тихом океане. Гленарван принимает его предложение. Выясняется, что Айртон покинул «Британию» еще до крушения. Он был высажен Гарри Грантом в Австралии за попытку организации мятежа.

История Айртона не проливает света на местонахождение капитана Гранта. Однако Гленарван держит свое слово. «Дункан» плывет все дальше, и вот вдали показывается остров Табор. На нем и решено оставить Айртона. Однако на этом клочке суши, лежащем на тридцать седьмой параллели, происходит чудо: оказывается, что именно здесь нашли приют капитан Грант и двое его матросов. Вместо них на острове остается Айртон, чтобы иметь возможность раскаяться и искупить свои преступления. Гленарван обещает, что когда-нибудь за ним вернется.

А «Дункан» благополучно возвращается в Шотландию. Мэри Грант вскоре обручается с Джоном Манглсом, с которым за время их совместного путешествия её связало нежное чувство. Паганель женится на двоюродной сестре майора. Роберт же, как и его отец, становится бравым моряком.

Цель проведения: Пробудить интерес к чтению зарубежной литературы.

  • Познакомить учащихся с личностью и творчеством Ж.Верна.
  • Развить навыки коллективной работы.
  • Продолжить формирование устной связной речи, творческих способностей детей.
  • Способствовать расширению межпредметных связей.

Оформление:

  • Фильм
  • Листочки с кроссвордами
  • Макет акулы
  • Бутылка
  • Макет корабля
  • Карта мира
  • Презентация

Вступление

Поспешите детвора!
Праздник начинать пора!

Лето книжное на праздник
Приглашает всех друзей.

Ждут Вас приключения
На острове Чтения.

Учитель: Приглашаем всех на путешествие на замечательной шхуне "Дункан". Мы совершим незабываемое путешествие на быстроходной яхте по морям и океанам, посетим Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, встретимся с литературными героями, познакомимся с автором замечательного приключенческого романа Жюль Верна "Дети капитана Гранта".

Игра-путешествие проходит в виде соревнования между командами. Работает жюри в которое входят ученики нашего класса.

Рассказ о Ж. Верне (показывается презентация, рассказывает ученик)

Жюль Верн (8 февраля 1828, Нант, Франция - 24 марта 1905, Амьен), французский писатель, его произведения в значительной мере способствовали становлению научно-фантастической литературы. Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 году пьеса Верна "Сломанные соломинки" была с успехом поставлена в Историческом театре А.Дюма. В 1852-54 г.г. Верн работал секретарем директора лирического театра, затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

В 1863 году в журнале опубликовал первый роман "Необыкновенные путешествия" - "Пять недель на воздушном шаре". Успех романа вдохновил Верна, он решил и впредь работать в этом "ключе", сопровождая романтические приключения своих геров все более искусными описаниями невероятных, но, тем не менее, тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы "Путешествия к центру Земли", "С Земли на Луну", "20 000 лье под водой", "Таинственный остров" и др. Всего Верн написал около 70 романов. В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты. Творчество Жюль Верна было проникнуто романтикой науки, вера во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение. В романах Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев, симпатичных чудоковатых героев.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почетного легиона.

Многие романы Верна были с успехом экранизированы.

Наше путешествие началось. Но чтобы яхта отплыла, нужно назвать пароль. Вы знаете нужные слова? Я вам подскажу: это любые слова и выражения, связанные с приключениями.

Раздаются листочки бумаги (можно использовать клад, ключ, корабль, сокровище, якорь, шпага, пистолет, фортуна, любовь, штурвал)

"Фоторобот" (по описанию определить, о каком герое идёт речь)

а) Гленарван о капитане Гранте

"Уж не тот ли это отважный шотландец, который мечтал основать новую Шотландию на одном из островов Тихого океана"

б) Леди и лорд Гленарван

"... заброшенным сиротой, а она богатой наследницей. Молодые супруги жили счастливо среди чудесной и дикой природы горной Шотландии".

в) Мери и Роберт Грант

Через несколько минут в комнату вошли молоденькая девушка мальчик. Это были брат и сестра. Сходство было столь велико, что не оставляло в этом сомнений. Сестре было 16. Её красивое, немного утомлённое лицо, её глаза, видимо, пролившие уже немало слёз, её грустное, но не робкое выражение лица, её бедная, но опрятная одежда - всё располагало в её пользу. Она держала за руку мальчика лет 12 с очень решительным выражением лица:"

г) Джон Мангле (шкипер)

"Он был знатоком своего дела, и хотя командовал лишь увеселительной, считался одним из лучших шкиперов Глазго. Ему было 30 лет. Несколько суровые черты лица его дышали мужеством и добротой"

д) Майор Мак - Наббс

"Это был мужчина 50 лет с правильными, спокойными чертами лица, дисциплинированный; он слыл за человека с прекрасным ровным характером; всегда готовый пойти туда, куда его посылают Его единственной слабостью был неумеренный шотландский патриотизм".

е) Жак - Эриасен - Франсуа - Мари - Паганель (Секретарь Парижского географического общества, член-корреспондент географических обществ Берлина, Бомбея....} "Это был высокий,худощавый человек лет 40. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Глаза скрывались за огромными круглыми очками и имели какое-то неопределённое выражение. Лицо у него было умное и весёлое. Хоть он ещё и не вымолвил ни слова, но видно было, что он говорун и очень рассеянный человек".

ж) Айртон (Бен Джойс)

"Это был человек лет 45, суровый на вид, с блестящими глазами, глубоко сидевшими под густыми бровями. Несмотря на худобу, он был, по-видимому, силён. Несомненно, он много выстрадал, но производил впечатление человека, способного переносить страдания, бороться с ними и преодолевать их".

Команда готова. Отправляемся на поиски капитана Гранта, Посмотрите на карту.

Начало пути: Южная Америка, (стр. №66) Чили. Переход через Кордильеры.

Какие приключения произошли с путешественниками на этом пути?

1. Команда: Чили. Австралия.

2. Команда: Аргентина. Новая Зеландия.

Чем заканчиваются поиски? (Просмотр финала фильма.)

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами».

Пунктуацию не зря называют нотами языка. Они показывают нам, с какой интонацией нужно произносить ту или иную фразу. Иногда они и в самом деле говорят то, что иначе выразить было бы трудно.

Например, в тексте Крапивина использовано много необычных знаков препинания. Они передают эмоциональную окраску хода мысли рассказчика. Например, в предложении 25 на конце стоят сразу вопросительный и восклицательный знаки. Таки образом автор даёт понять, что мысль о палатке потрясла мальчиков.

Очень выразительны также многочисленные многоточия. Например, в предложениях 49 и 50 многоточия показывают на неуверенность Деда. С одной стороны, он понимал, что необходимо попытаться помочь попавшим в беду людям, ну а с другой - он не имел права выходить с подростками в плаванье в плохую погоду

Пунктуация даёт нам более внятное представление о замысле автора.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 38 текста: «А точно было одно: на том берегу огонь и люди, а на этом парусник «Капитан Грант».

Ребята и их руководитель беспокоились за семью с детишками, которую они видели на противоположном берегу. В лесу начался пожар, и огонь мог дойти до того места, где стояла палатка. Конечно, была значительная вероятность, что этих людей выручат спасатели (об этом говорится в предложениях 34). Ребята знали, что сами выбраться эти люди не могут, за ними должны были приехать только на следующий день.

В то же время подростки осознавали, что спасатели могут просто не знать об этой семье. Они считали, что, несмотря на опасность, должны попытаться помочь этим людям. Им было страшно, но они так понимали свой долг (предложения 46,47,52).

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Человечность - это способность думать не только о себе, заботиться об окружающих, рисковать жизнью ради спасения каких-то людей, иногда вовсе тебе не знакомых, или даже животных.

В отрывке из книги известного советского детского писателя В. Крапивина говорится о том, как человечность проявили подростки, которые отправились в плавание на паруснике. Они решили, несмотря на опасность, отправиться на помощь к семье с детьми, которую они видели на противоположном берегу. Ребята считали, что людям может угрожать опасность, ведь в лесу возникло возгорание.

Была большая вероятность того, что семье на самом деле не опасно там оставаться, потому что огонь быстро потушат и до них он не дойдет; а еще эту семью могли забрать спасатели. Но ведь всего этого могло и не случиться, и тогда мама, папа и трое их малышей погибли бы страшной смертью в огне. И ребята решили, рискуя утонуть или сгореть, отправиться к ним на помощь.

В книгах Крапивина часто можно встретить похожие эпизоды, потому что этот автор любит ставить героя в ситуацию, когда он должен принять серьезное, судьбоносное решение. Мне вспоминается эпизод из книги «Журавленок и молнии». В конце романа Журка бежит домой во время грозы и вдруг видит, что вода размыла дорогу. Мальчик понимает, что водители машин не смогут увидеть промоину и люди погибнут или искалечатся. И он, отправив друга за помощью, остается сигналить водителям, что проезда нет, понимая, что его может убить молнией.

Человечность - это то, что помогает совершать самоотверженные и даже героические поступки.

То ли насмешка, то ли пренебрежение почувствовалось в Женькином вопросе. А может быть, Кириллу это показалось. Но ответил он сердито:

– А кто придумал, что человека нельзя пожалеть? Если один раз человек не выдержал, разве его нельзя простить?

– Ну почему? Можно…

– И дело не только в Чирке. Еще мать у него…

– Я понимаю.

– Ничего ты, Женька, не понимаешь, – сказал Кирилл. – Потому что у тебя нет брата.

– Я же не виновата, что нет, – ответила она почти шепотом.

– Да ты не обижайся.

– Я не обижаюсь, – сказала она обрадованно. Они посмотрели друг на друга и разом улыбнулись.

– Про Чирка – никому, – предупредил Кирилл.

Женька торопливо кивнула несколько раз. Потом спросила:

– А твоему Антошке сколько месяцев?

– Три с половиной.

– Славный такой… И так песни слушает… Кирилл, а откуда та песня? Ну, которая "Колыбельная"… Она же не колыбельная в самом деле.

– Так, просто песня… – небрежно сказал Кирилл. И сразу вспомнил тот котел из ветра и волн и вырастающую на глазах гранитную стену с дурацкой надписью: "Ура, Маша, я твой", и Митьку-Мауса, пружинисто сжавшегося у бушприта…

Глава 9

– Боимся, братцы? – спросил Саня Матюхин. Тихо спросил, без обычной взрословатой нотки.

– Будто ты не боишься, – заметил Валерка.

– Есть маленько, – согласился Саня.

– Я тоже… маленько, – со вздохом сказал Митька-Маус.

Остальные промолчали.

…Когда в тросах стоячего такелажа начинает ровно и тонко свистеть ветер, это значит – сила его достигла шести баллов. На мачтах спортивных гаваней поднимают черные шары: сигнал, что парусным шлюпкам и яхтам не следует соваться на открытую воду. Конечно, случается парусникам ходить и при таком ветре, и покрепче, но дело это связано с риском. Все тут зависит от умения экипажа и надежности судна.

Сейчас ветер не свистел, а выл, троса гудели, а по озеру шли рядами пенные валы.

Когда твое судно укрыто за надежным мысом и прочно стоит на двух якорях, а сам ты смотришь на взбесившееся озеро с гранитного валуна, который неподвижно пролежал на берегу миллион лет и пролежит еще столько же, волны и ветер кажутся нестрашными. Даже интересно смотреть. Интересно, если знаешь, что тебе не надо выходить под парусов вон туда, на середину, где нет ничего, кроме свиста и дыбом встающей воды…

Впрочем, можно было и не выходить. Но ветер, плотный и душный, приносил с другого берега запах гари, а над зубчатой кромкой леса вставал желтоватым длинным облаком дым. Лес горел, и огонь, видимо, шел к озеру широкой полосой. Он мог перерезать дороги. А на той стороне, на крошечном выступе берега, среди сосен и валунов, стояла желтая палатка.

Палатку не было видно отсюда, но ребята знали, что она там. Куда ей деться?

Утром, когда еще не свистело так по-сумасшедшему, а дул нормальный ветер в три балла, "Капитан Грант" шел курсом крутой бакштаг вдоль южного берега. Здорово шел. Были поставлены все паруса, даже летучий кливер. Бурлила за кормой струя, трепетал под гафелем оранжевый флаг, а Митька-Маус сидел на носу и пел страшным голосом пиратскую песню: "Дрожите, лиссабонские купцы…"

Июльское солнце было ясное, вода синяя, почти как на море, а леса стояли спокойные и не чуяли беды.

Хорошо начинался первый долгий поход "Капитана Гранта". И только одно было плохо: несколько дней назад поссорились неразлучные Юрки. Что у них случилось, никто не знал. Ссорились они сдержанно: говорили друг другу "спасибо" и "пожалуйста", если делали что-то вместе, но друг на друга не смотрели. И если не было общего дела, тут же расходились.

Когда люди ругаются, обвиняют друг друга, можно во всем разобраться и помирить их. А если вот так, молча и спокойно?

Накануне похода Дед не выдержал:

– Да что у вас стряслось?! – заорал он. – Лучше бы уж разодрались! Всю душу измотали!

Юрка Сергиенко надул губы, ссутулился и отошел в сторону. Юрка Кнопов угрюмо глянул на Деда и шепотом спросил:

– Как это мы будем драться?

– Не возьму в поход, – в сердцах сказал Дед.

– Разве мы что-нибудь не так делаем? – по-прежнему шепотом спросил Юрка Кнопов. Он и тут по привычке сказал не "я", а "мы". Дед плюнул. А чуть позже сказал Кириллу:

– Черт с ними. Может, в походе у них все наладится.

Кирилл кивнул…

Сейчас, когда шли вдоль берега, Юрки работали на подветренных шкотах стакселя и кливера. Хорошо работали – паруса, налитые ветром, стояли не шевелясь и не вздрагивая, хотя ветер был не очень ровный. Сидели Юрки рядом, но, как и прежде, было между ними молчание.

Кирилл стоял у штурвала, смотрел на них и думал, что так ссорятся, видимо, очень крепкие друзья. Продолжают любить друг друга, мучаются, а чего-то простить друг другу не могут… Но все равно они счастливые. Все люди счастливые, у кого есть такая дружба. Ведь не навсегда же Юрки поссорились! Не может быть, чтобы навсегда…

Справа была открытая вода, слева – близкий берег. С берега долетел звонкий крик:

– Папа, смотри, старинный корабль!

Кирилл глянул налево и увидел среди сосен желтую палатку. Она не была еще натянута как надо. У палатки стояли пятеро и смотрели на парусник. Молодые мужчина и женщина и трое ребятишек: мальчик ростом с Митьку, девочка чуть поменьше и карапуз примерно полутора лет.

Крикнул, кажется, мальчишка – забавный такой пацаненок в длинной, как платьице, тельняшке, подпоясанной флотским ремнем. Видимо, он был моряк душой и телом и при появлении белопарусного чуда загорелся радостью и восхищением.

Все пятеро замахали "Капитану Гранту", а экипаж помахал им в ответ. Мужчина схватил с валуна кинокамеру и, не подворачивая брюк, прыгнул в воду, пошел навстречу паруснику, чтобы снять поближе.